Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • А.м. карякин управление персоналом электронное учебное пособие

      А.м. карякин управление персоналом электронное учебное пособие

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие для студентов вузов / А.Я. Анцупов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 391 c.
    2. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 391 c.
    3. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 391 c.
    4. Денисов, А.Ф. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие / А.Ф. Денисов. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 304 c.
    5. Иванова, С. Поиск и оценка линейного персонала: Повышение эффективности и снижение затрат / С. Иванова. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 129 c.
    6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
    7. Корнийчук, Г.А. Прием и увольнение работников: Оформление трудовых отношений, подбор и оценка персонала: Практическое руководство: С учетом последних изменений в Трудовом кодексе РФ / Г.А. Корнийчук, С.В. Козинцева. - М.: Омега-Л, 2013. - 189 c.
    8. Мизинцева, М.Ф. Оценка персонала: Учебник и практикум. Базовый курс / М.Ф. Мизинцева, А.Р. Сардарян. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 378 c.
    9. Мизинцева, М.Ф. Оценка персонала: Учебник и практикум для академического бакалавриата / М.Ф. Мизинцева, А.Р. Сардарян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 378 c.
    10. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 72 c.
    11. Реймаров, Г.А. Комплексная оценка персонала: Инженерный подход к управлению качеством труда / Г.А. Реймаров. - М.: ЛКИ, 2015. - 422 c.

    АННОТАЦИЯ

    При создании данного электронного учебного пособия автором была поставлена
    цель обобщения и постоянного обновления материала по проблематике, связанной с управлением персонала, и представление информации в доступной форме для
    студентов различных специальностей. Основой для учебного пособия послужило
    пособие изданное в начале 2002 года и курс лекций по управлению персоналом,
    разработанный и в течение ряда лет использовавшийся для обучения студентов в
    Ивановском государственном энергетическом университете.

    Учебное пособие является электронной версией книги:
    Карякин А.М. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция/
    Иван. гос. энер. ун-т. – Иваново, 2005.

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
    1.1. Определение потребности в персонале
    1.2. Набор персонала
    1.3. Источники найма персонала
    1.4. Отбор персонала в организацию
    1.5. Адаптация новых работников
    1.6. Статистика человеческих ресурсов
    2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
    2.1. Цели системы оценки персонала
    2.2. Установление показателей оценки персонала
    2.3. Аттестация кадров
    2.4. Методы оценки показателей
    2.5. Нетрадиционные подходы к оценке персонала
    2.6. Метод оценки персонала «ассессмент-центр»
    2.7. Планирование карьеры сотрудников
    3. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
    3.1. Развитие организации и ее сотрудников
    3.2. Методы обучения и их выбор
    4. ОПЛАТА ТРУДА СОТРУДНИКОВ
    4.1. Цели и принципы эффективной системы оплаты труда
    4.2. Формирование системы оплаты труда
    4.3. Групповые системы оплаты труда
    4.4. Системы оплаты труда в зарубежных фирмах
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Правовые аспекты управления персоналом
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Типовые вопросы для проведения собеседования

    Введение
    Организациями традиционно называют сознательно координируемые институты,
    объединяющие людей на относительно постоянной основе для достижения
    определенных целей. Организации, ставшие к концу XX века практически
    универсальной формой человеческой жизни, обладают набором признаков, которыми, в первую очередь, являются: целенаправленность создания, функционирования и развития, упорядоченная внутренняя структура, особая культура, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование природных, материальных и человеческих ресурсов. Комбинация этих характеристик уникальна для каждой организации и определяет ее специфику.
    Люди играют особенную роль в организациях. С одной стороны, они являются
    создателями организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих
    целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. В этом качестве – персонала организации – они нуждаются в управлении.
    По своим свойствам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.
    Во-первых, в отличие от машин и сырья люди наделены интеллектом и соответственно их реакция на внешнее воздействие (управление) эмоционально-
    осмысленная, а не механическая, а значит, процесс взаимодействия между
    организацией и сотрудником является двусторонним.
    Во-вторых, вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному
    совершенствованию и развитию. Приходя на работу, человек приобретает
    профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его
    карьеры. В современных условиях научно-технического прогресса, когда технологии а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет,
    способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любой организации.
    В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50
    лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.
    В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов люди приходят (в
    большинстве случаев) в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации предоставления возможности для реализации этих целей.
    В-пятых, важнейшая особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности
    каждого отдельного человека. Реакция разных членов организации на один и тот же
    метод управления, на одну и ту же ситуацию, возникающую в организации и за ее
    пределами, может быть совершенно различной.
    Таким образом, управление человеческими ресурсами представляет собой особый
    вид управленческой деятельности, который требует выполнения специфических
    функций и наличия особых качеств у людей, занимающихся этой деятельностью.
    Управление людьми требует творческого подхода, индивидуализации и учета
    долгосрочной перспективы при принятии всех решений.
    В самом общем виде управление персоналом состоит в обеспечении необходимых
    организации навыков и умений и поддержании желания использовать эти навыки и
    умения у ее сотрудников. Организации решают эту задачу за счет создания
    специальных систем подбора, развития, оценки и вознаграждения персонала.
    Особое место отводится управлению персоналом на современном этапе в
    условиях все ускоряющегося технического прогресса и усиливающейся конкуренции.
    «Политика постоянных перемен», ставшая основой развития многих процветающих
    организаций в качестве отправной точки, предполагает эффективную систему
    управления персоналом.
    Управление персоналом состоит в подборе и сохранении требуемого организации
    персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого из работников с точки зрения реализации целей организации, дающей возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его усилия. При всем многообразии организаций, которые существуют в современном обществе, и видов деятельности, с которыми они связаны, можно легко увидеть, что названные выше функции присутствуют в деятельности каждой из них. В работе с человеческими ресурсами каждая организация решает одни и те же основные задачи вне зависимости от специфики ее деятельности.
    Во-первых, каждая организация привлекает необходимые для достижения ее
    целей человеческие ресурсы, т.е. сотрудников. Способы и методы подбора
    сотрудников зависят от характера и условий деятельности организации,
    организационной культуры и др. Наиболее распространенным сегодня способом
    соединения сотрудника с организацией является найм, т.е. заключение соглашения
    между организацией и индивидом, в соответствии с которым человек предоставляет организации свои физические и интеллектуальные способности и профессиональные навыки на определенное время в обмен на материальное и моральное вознаграждение.
    Во-вторых, все без исключения организации проводят развитие (обучение) своих
    сотрудников, чтобы сориентировать сотрудников в организации и во внешней среде,
    объяснить стоящие перед ними задачи и направить их навыки и умения на решение
    данных задач. При этом используются различные методы обучения сотрудников от
    короткого инструктажа на рабочем месте для рабочих до длительной образовательной программы для будущих руководителей.
    В-третьих, организации осуществляют оценку участия каждого из своих
    сотрудников в достижении своих целей. Последствия процедур оценки так же
    многообразны, как типы организаций – это может быть благодарность в присутствии
    других членов организации, повышение в должности, присвоение очередного разряда, премирование и т.д.
    Таким образом, для того, чтобы успешно развиваться, организация должна
    управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать, использовать и совершенствовать методы, процедуры, программы организации этих процессов. Взятые в своем единстве методы, процедуры, программы представляют собой системы управления человеческими ресурсами. Традиционно выделяют четыре такие системы, соответствующие основным функциям управления человеческими ресурсами – подбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала и вознаграждение персонала. Иногда две последние системы объединяются в одну в силу их тесной взаимозависимости.

    Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 1.27 МБ ].

    Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

    Редакция Neo HR постоянно получает от издательств литературу о персонале. В этом разделе представлены рецензии на книги по управлению персоналом, специализированную бизнес-литературу, книги по менеджменту.

    Оценка уровня профессионализма сотрудников - процедура, с которой неизбежно сталкивается любая компания. В арсенале HR-специалиста при этом имеется несколько различных методов, которые отличаются алгоритмом проведения, бюджетом и необходимой базовой подготовкой оценщиков. Но в любом случае оценка персонала помогает эйчарам в выполнении очень важной части их работы - определении степени подготовки того или иного сотрудника к выполнению конкретного круга обязанностей, которые на него возлагаются. Это позволяет выявить потенциальные возможности профессионального роста и определить недостатки.


    Книга «Менеджерами не рождаются» - совместный труд сразу двух выдающихся лидеров. Фрэнку Свайтеку, консультанту, имеющему в своей практике многолетнюю работу со многими компаниями из списка Fortune 500, и Денни Стриглу, экс-директору крупнейшей американской телекоммуникационной компании Verizon Communications, удалось создать пошаговый справочник для управленца, в котором большая половина советов касается именно работы с персоналом.


    В 1970 году в возрасте 20 лет Ричард Брэнсон основал Virgin. С тех пор, никогда не оглядываясь назад, он постепенно строил огромное количество прибыльных компаний, работающих в различных сферах бизнеса. Это уникальный пример в деловом мире. Как ему удалось достичь такого успеха, он рассказывает в своей книге «Мои правила».


    Эннеаграмма — это система для определения различий между людьми, которая делит людей на девять типов личности, располагающихся на девяти опорных точках круговой диаграммы. Каждому из нас в различной степени присущи черты всех девяти типов, но один, как правило, преобладает. Тот тип, черты которого наиболее свойственны личности человека, и является его эннеатипом. Определите свой эннеатип.


    За 35 лет существования киностудии Pixar приходилось преодолевать множество преград и сложностей. Но те принципы управления персоналом, которые применяли ее основатели в самом начале пути, позволили развить и сохранить уникальную корпоративную культуру. Президент Pixar Эд Кэтмелл в своей книге «Корпорация гениев» подробно рассказывает о них


    Книга Светланы Ивановой учит тому, как замечать «сигналы» в разговоре и правильно их интерпретировать. Автор известен в России, прежде всего, как специалист по управлению персоналом. За свою профессиональную карьеру Светлана Иванова провела более 12 000 собеседований с кандидатами.


    «Мы точно знаем, что не можем мотивировать других людей, но можем устранить препятствия, мешающие им мотивировать самих себя, - пишет в своей книге Брайан Трейси. - Любая мотивация - это самомотивация». Если это действительно так, то что необходимо для того, чтобы поддерживать самомотивацию? Трейси уверен - все зависит от руководителя. Если будут созданы условия, то самомотивация появится естественным образом, без принуждения.


    Простой инструмент, позволяющий избежать глупых ошибок. «Чек-лист» - стратегия, полезная для всех.


    Брайан Трейси «Делегирование и управление». Книга известного эксперта в области управления продажами, лидерства и мотивации о механизмах, превращающих делегирование в процесс обучения.


    Дэн Кеннеди, автор этой книги, — живая легенда в мире копирайтинга. Его многолетнего профессионального опыта хватает на то, чтобы увеличить прибыль как огромных транснациональных корпораций, так и малых предприятий. «Продающее письмо» — книга, успевшая стать классикой. Обязательна к прочтению всем, кто желает постичь магию слова и привлечь больше клиентов.


    Американская ИТ-компания 37signals (c 2014 года переименована в Basecamp) всегда выделялась на фоне остальных. Прежде всего, своей яркой корпоративной культурой. Основанная в 1999 году, на сегодняшний день она включает всего чуть более 30 человек персонала, продолжая нести в себе заряд и дух стартапа. На официальном сайте руководители 37signals регулярно ведут блог, которым зачитываются молодые предприниматели. Деятельность 37signals, точнее ее добрая традиция неустанно ломать стереотипы в ведении бизнеса, стала неким примером для подражания для всех, кто связан с ИТ-индустрией.


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5,

    2. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256

    3. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531// Собрание законодательства РФ, 12. 10. 2006, №10

    4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// Российская газета от 01.12.2007, №8

    5. Абчук, В. Лекции по менеджменту Решение. Предвидение. Риск. [Текст] / Абчук В. - СПб., 2007.- 336с.

    6. Ананьева, Т. Как привлечь и удержать талантливых сотрудников [Текст]/ Ананьева Т. // Менеджмент сегодня. 2009. № 1. С. 4-9.

    7. Апенько, С.Н. Оценка персонала: Эволюция подходов и технологии их использования [Текст]: монография / Под. Ред. В.С. Половинко. - М.: Информ-Знание, 2006. - 456с.

    8. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: практикум. - Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

    9. Бахарев, А. Оценка, аттестация и ассессмент [Текст] / А. Бахарев. // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N 5. - С. 76-79.

    10. Беркутова, Т.А. Оценка персонала как управленческая задача: эффективность, компетенции, деловые коммуникации. [Текст] / Т.А. Беркутова. - Екатеринбург-Ижевск: УрО РАН, 2007. - 568с.

    11. Березняковский, В.С. Методы оценки персонала управления в кооперативных организациях [Текст]: учебник / В.С. Березняковский. - М.: Компания Спутник +, 2007. - 478с.

    12. Берлизов, В.А. Дистанционное обучение - работа на результат [Текст] / В.А. Берлизов // Управление персоналом. 2007. № 18. С. 21-25.

    13. Борисова, Е. Подготовка к тренингу: это зеркало работы с персоналом в компании // Служба кадров и персонал. 2004. № 8. С. 62-66.

    14. Бочарникова, М. А. Особенности регулирования трудовых отношений муниципальных служащих в законодательстве субъектов Российской Федерации [Текст] / М.А. Бочарникова. // Трудовое право. - 2008. - № 4. - С. 26.

    15. Бухалков, М.И. Управление персоналом [Текст]: Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2007. -638с.

    16. Бутурлин, М. А. Актуальные направления работы служб персонала [Текст] / М. А. Бутурлин // Деньги и кредит. 2008. № 7. С. 58-61.

    17. Вартанян, И.П. О работе с персоналом [Текст] / И.П. Вартанян // Деньги и кредит. 2008. № 10. С. 50-58.

    18. Вязигин, А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена [Текст]: учебник / А.В. Вязигин / - Москва; Санкт-Петербург: Вершина, 2006. - 577с.

    19. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала [Текст]: Пособие по кадровой работе. - М.: Юрист, 2008. -485с.

    20. Гагарина, Л. Больше методик - хороших и разных: оценка персонала была и остается важнейшим направлением [Текст] /Л. Гагарина // Служба кадров и персонал. 2007. № 12. С. 51-57.

    21. Горбунова, И. Аттестация персонала: есть первый результат [Текст] / И. Горбунова, Н. Леонова. // Служба кадров и персонал. - 2006. - N 3. - С. 12-16.

    22. Гутгарц, Р. Аттестация кадров: все ли учтено? [Текст] / Р.Гутгарц// Служба кадров и персонал. - 2007. - N 6. - С. 60-63.

    23. Гущина, И. Человек - для рабочего места [Текст] / И. Гущина // Служба кадров и персонал. 2009. № 2. С. 71-74.

    24. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст]: учебник / В.А., Дятлов /. - М.: Изд. Центр "Академия", 2008. - 490с.

    25. Жуковский, И.В. Методика изучения и развития мотивации профессионального совершенствования сотрудников фирмы [Текст] / И.В. Жуковский // Управление персоналом. 2007. № 13. С. 55-57.

    26. Жуковский, И.В. Элитность не в закрытости, а в качестве и глубине образовательного процесса [Текст] / И.В. Жуковский // Управление персоналом. 2009. № 14. С. 55-57.

    27. Зыков, О. От аттестации к системе компетенций [Текст] / О. Зыков. // Справочник по управлению персоналом. - 2006. - N 9. - С. 42-47.

    28. Иванов, Ю. В. Аттестация персонала [Текст] / Ю. В. Иванов. // Управление персоналом. - 2009. - N 6. - С. 60-73.

    29. Калашникова, Л. Формирование имиджа: этот процесс начинается с планирования работы с персоналом [Текст] / Л. Калашникова // Служба кадров и персонал. 2009. № 10. С. 25-29.

    30. Кафидов, В.В. Управление персоналом [Текст]: учебник /В.В. Кафидов. /- М.: Академический Проект, 2009. - 639с.

    31. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: Экон. новости, 2008. -657с.

    32. Красавин, А.С. Документы для аттестации служащих [Текст]/ А.С. Красавин // Справочник кадровика. - 2007. - № 1. - С. 89.

    33. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов / М.: Инфра-М, 2007. - 598с.

    34. Крюкова, Е. Карьере возраст не помеха [Текст]/ Е. Крюкова. // Служба кадров и персонал. - 2007. - N 6. - С. 42-45.

    35. Лабунский, Л.В. Принципы развития компетенций персонала [Текст]/ Л.В. Лабунский // Секретарское дело. 2008. № 3. С. 77-78.

    36. Лукичева, Л.И. Управление персоналом [Текст]: учебник / Л.И. Лукичева. / М.: Омега-Л, 2009. - 364с.

    37. Львов, С. Как измерить отдачу от инвестиции в развитие сотрудников? [Текст]/ С. Львов // Менеджмент сегодня. 2009. № 6. С. 25-28.

    38. Митькина, Е. П. Обучение персонала - ключевая стратегическая задача [Текст]/ Е. П. Митькина // Управление персоналом. 2008. № 14. С. 7-11.

    39. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]: учебник /Пер. с англ. - М.: Дело, 2007. -566с.

    40. Малиновский, В. К. Мотивация сотрудников как процесс [Текст]/ В. К. Малиновский. // Методы менеджмента качества. - 2008. - N 10. - С. 37-39.

    41. Менеджмент персонала: функции и методы [Текст]: учебник / Э. С. Минаев, Н. Г. Базадзе, Н. Г. Данилочкина, В. И. Ионов; Моск. авиац. ин-т. - М.: Моск. авиац. ин-т, 2007. - 428 с.

    42. Овчинников, В. Ф. Эффективность аттестации персонала предприятия [Текст]: учебник / В. Ф. Овчинников, Т. В. Плетнева. // Менеджмент: теория и практика. - 2007. - N 1/2. - С. 261-262.

    43. Одегов, Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. [Текст]: учебник / Ю.Г., Одегов / - М.: Экзамен, 2007. - 440с.

    44. Полетаев, Ю. Н. Аттестация работников [Текст]: учебник / Ю. Н. Полетаев /. - М. Проспект, 2006. - 512с.

    45. Рыжкина, В. Истина где-то там, или аутсорсинг развития персонала [Текст]/ В. Рыжкина // Управление персоналом. 2008. № 15. С. 16-17.

    46. Свирина, И. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала [Текст]: учебник / И. Свирина // Служба кадров и персонал. - 2006. - №10

    47. Симонова, И. Ф. Некоторые аспекты формирования системы управления развитием персонала организации [Текст]: учебник / И. Ф. Симонова //Научно-технические достижения и передовой опыт. 2006. № 1. С. 16-18.

    48. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала [Текст]: учебник / Под ред. Сергиенко, С.К. - М.: Кн. мир, 2006. - 378с.

    49. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом. [Текст]: учебник / В.А. Спивак / СПб.: Питер, 2008. - 396 с.

    50. Сурков, С. А. Групповые и индивидуальные аспекты развития персонала [Текст]/ С. А. Сурков // Кадры предприятия. 2008. № 12. С. 50-56

    51. Ткаченко, Ю. Планирование карьеры сотрудников кадрового резерва [Текст]/ Ю. Ткаченко // Служба кадров и персонал. 2007. № 3. С. 45-49.

    52. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия. [Текст]: учебник / В. В. Травин. / М.: Дело, 2007. - 372 с.

    53. Управление персоналом [Текст]: учебник / Под ред. Базарова Т.Ю./ М.: Юнити, 2007. - 560 с

    54. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации [Текст]: учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова; Москов. гос. ун-т. - М.: КноРус, 2005. - 416 с.

    55. Федосеев, В.Н. Управление персоналом организации [Текст]: учебник / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. - М.: Экзамен, 2004. - 368 с.

    56. Чернявский, А.П. Стратегические изменения в организации: сущность и особенности проведения [Текст] // Экономика региона - 2007 - №18

    57. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: [Текст]: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2002. - 368 с.

    58. Шкатулла, В.И. Настольная игра менеджера по кадрам [Текст]: учебник. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 992 с.

    59. Шейл, П. Руководство по развитию персонала. [Текст]: учебник / П. Шейл/ СПб.: Питер, 2007.- 336 с.

    60. Шубенкова, Е. В. Организация внутрифирменного обучения персонала [Текст]/ Е. В. Шубенкова // Управление персоналом. 2008. № 19. С. 32-34.