Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Методическая разработка музыкально-логопедического занятия «Перелетные птицы

     Методическая разработка музыкально-логопедического занятия «Перелетные птицы
    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

    Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

    Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

    Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

    Содержание организованной образовательной деятельности

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

    На юг птицы улетели.

    Улетела скворушка-

    Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

    Жаворонок, соловей

    Торопились, кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж.

    Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

    Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

    2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

    Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

    Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

    Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

    Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

    Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

    3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

    Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

    4. Беседа о перелётных птицах.

    Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

    Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

    Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

    Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

    5. Игра «Найди звук».

    Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

    Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

    Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

    1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

    2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

    3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

    6. Игра «Назови детеныша»

    Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

    Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

    У скворца-… (скворчата)

    У грача-… (грачата)

    У журавля-… (журавлята)

    У кукушки-… (кукушата)

    У аиста-… (аистята)

    У лебедя-… (лебедята).

    7. Упражнение «Назови признак»

    Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

    Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

    Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

    Грач какой?-…(чёрный, крупный)

    Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

    Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

    Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

    8. Упражнение «Назови какой»

    Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

    Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

    Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

    Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

    9. Игра «Слова-действия»

    Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

    Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

    Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

    Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

    Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

    Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

    Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

    10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

    11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.

    Дата______________ Класс________

    № Урока___________

    Тема: Перелетные птицы

    Коррекционно- образовательные цели:
    - Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
    - Расширение словарного запаса по лексической теме,
    - Совершенствование грамматического строя речи.

    Коррекционно- развивающие цели:
    - Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
    - Развитие общей и мелкой моторики.
    - Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

    Коррекционно-воспитательные задачи:
    - Воспитание любви к животному миру.

    Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

    Ход занятия

    1.Пальчиковая гимнастика.

    Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

    На юг птицы улетели.

    Улетела скворушка-

    Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

    Жаворонок, соловей

    Торопились, кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж.

    Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

    Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

    2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

    Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

    Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

    Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

    Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

    Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

    3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

    Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

    4. Беседа о перелётных птицах.

    Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

    Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

    Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

    Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

    5. «Не ошибись».

    Логопед предлагает детям сесть за столы.

    На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

    Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."

    Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

    «Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

    6. Игра «Где птичка? »

    Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

    7. Игра «Назови части тела птицы».

    Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

    Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

    У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

    У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

    У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

    6. Игра «Найди звук».

    Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

    Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

    Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

    1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

    2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

    3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

    7. Работа в тетрадях

    Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

    8. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

    Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"

    Задачи:

    Закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

    Задачи:

    Закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    1. Организационный момент.

    Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

    2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

    Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

    Аист какой? – Длинноклювый.

    У Аиста красный клюв – красноклювый.

    У Грача черные глаза – черноглазый.

    У Лебедя длинная шея – длинношеий.

    У журавля широкие крылья – ширококрылый.

    У Цапли длинные ноги – длинноногая.

    У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

    3. игра «Назови что это»

    Светит, греет… (солнце).

    Тает, темнеет… (снег).

    Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

    Капают, тают… (сосульки).

    Пробиваются, распускаются… (подснежники).

    Набухают, лопаются… (почки).

    Распускаются, зеленеют… (листочки).

    Чирикают, прыгают… (воробьи).

    Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

    4 . Физкультминутка.

    «Ласточки летели» Координация речи с движением.

    5. Игра «Четвертый лишний?»

    На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

    Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

    Ворона, воробей, голубь, скворец .

    Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

    Сорока, грач , снегирь, синица.

    Лебедь, цапля, голубь , аист.

    6. ИГРА «У кого – кто?»

    Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

    Которую я назову.

    У кукушки – кукушата, у ласточки - ...,

    У скворца – ..., у журавля - ...,

    У стрижа – ..., у лебедей – ...,

    У уток – ..., у гусей - ...,

    У грача – ...

    7. ИГРА «Кто за кем прилетел?»

    Сначала прилетели грачи, за грачами – скворцы, за скворцами –

    Ласточки, за ласточками – журавли.

    ***, возьми грача.

    ***, возьми скворца.

    ***, возьми ласточку.

    ***, возьми журавля.

    ***, повтори, кто за кем прилетел.

    ***, повтори

    На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

    в старшей группе детей с ОНР 5 - 6 лет

    Тема: «Перелетные птицы. Весна.»

    Место проведения: Группа «Сказка»

    Дата: май 2012 года

    Учитель – логопед: Афанасьева

    Ольга Владимировна

    Г. Чебоксары

    2012 год

    Конспект логопедического занятия

    в старшей группе №3 «Сказка» детей с ОНР

    МБДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида»

    города Чебоксары Чувашской Республики

    Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны

    Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.

    С использованием ИКТ Обучающей презентации.

    Задачи:

    Закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», Презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.

    Литература: Кузнецова Е.В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет Москва 2007г.; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С-Петербург 2001г.; Вохринцева С.В. Окружающий мир. Птицы. Дидактический материал.

    Интернет ресурсы: Картинки: yandex.ru; Звуки природы: viкi.rdf.ru

    http://zvuki-tut.narod.ru/zaryanka_malinovka/

    http://allsoundsaround.com/

    Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    1-4 слайды Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.

    5-7 слайды Они летят стаями и кричат. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А когда птенцы вылупятся из яиц, родители – птицы их будут выкармливать, учить летать. А осень снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

    Сегодня мы с вами продолжим разговор о перелетных птицах.

    2. Беседа о птицах с демонстрацией презентации.

    8-11 слайды Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. Послушайте, как они кричат.

    12-17 слайды Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.

    18-21 слайды Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.

    22-25 слайды Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов. У цапли крупное тело, длинные, мощный клюв, длинные ноги. Посмотрите, как она важно вышагивает по воде и послушайте как она кричит. Бывают цапли с белым и серым опереньем. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями. Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля.

    Упражнение статистическое «Цапля».

    Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

    26-31 слайды Лебедь. Это гордая, грациозная птица средних размеров. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белого и черного цвета. Лапки у лебедя короткие, с перепонками. Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

    32-37 слайды Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

    38-40 слайды Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.

    41-44 слайды Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

    45-50 слайды Щегол. Щегол пестренькая, маленькая птичка. На головке красные, белые и черные пятнышки. Грудка светлая, спинка коричневая. На крыльях черные и желтые перышки. Питается щегол насекомыми. Послушаете, как поет щегол. Щегол живет в гнезде.

    51-55 слайды Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

    56-59 слайды Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми. Послушайте, как поют стрижи.

    60-63слайды Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. Послушайте, как поет жаворонок.

    3. Физкультминутка.

    Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.

    4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

    Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

    Аист какой? – Длинноклювый.

    У Аиста красный клюв – красноклювый.

    У Грача черные глаза – черноглазый.

    У Лебедя длинная шея – длинношеий.

    У журавля широкие крылья – ширококрылый.

    У Цапли длинные ноги – длинноногая.

    У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

    5. Игра «Перелетная или зимующая»

    На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

    6. Физкультминутка.

    Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

    Крошки птички собирают. «клюют»,

    Перышки почистили, изображают,

    Клювики почистили.

    Птички летают, поют, машут руками,

    Зернышки клюют. Приседают и клюют.

    7. Игра «Четвертый лишний?» Презентация.

    На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

    Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

    Ворона, воробей, голубь, скворец .

    Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

    Сорока, грач , снегирь, синица.

    Лебедь, цапля, голубь , аист.

    8. Игра «Собери разрезную картинку»

    Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

    9. Итог занятия.

    О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.


    Задачи:

    Коррекционно — образовательные:

    • учить образовывать родственные слова;
    • учить проводить звукобуквенный анализ слов;

    Коррекционно — развивающие:

    • развивать логическое мышление;
    • развивать навыки словообразования;

    Коррекционно — воспитательные:

    • формировать навык самооценки;
    • закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Первый вариант:

    Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

    Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

    Работа над дыханием : вдох через нос, длительный выдох через рот…

    Второй вариант:

    Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

    Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

    Педагог загадывает детям загадку:

    Снится ночью пауку

    Чудо — юдо на суку:

    Длинный клюв и два крыла.

    Прилетит — плохи дела!

    А кого паук боится?

    Угадали? Это … птица.

    Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.

    Игра «Подбери признак».

    Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

    1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.

    2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

    Дети называют отличительные признаки птиц.

    Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.

    Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.

    Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.

    Гимнастика для глаз.

    3. Игра «Четвёртый лишний».

    Физминутка (видео).

    Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.

    4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.

    5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме . Будьте внимательны.

    Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.

    6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.

    Игра «Посчитай — ка».

    7. Логические задачки:

    Чего больше — крыльев или птиц?

    Чего больше — перьев или крыльев?

    Чего больше клювов или хвостов?

    8. Игра «Исправь предложение»:

    Червяк склевал скворца.

    Песня спела соловья.

    Гусеница съела кукушку.

    Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.

    Весной перелётные птицы улетают на юг.

    Как на белом на снегу

    Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?

    9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.

    (Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).

    Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.

    10. Итог занятия:

    — О чём и ком мы сегодня говорили?

    — Что вам понравилось больше всего на занятии?