Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: НОД по художественно — эстетическому развитию (рисование)в старшей группе Тема: «Дымковская слобода. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода

    План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: НОД по художественно — эстетическому развитию (рисование)в старшей группе Тема: «Дымковская слобода. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода

    На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

    Картинка 6 из презентации «Роспись дымковской игрушки» к урокам изо на тему «Игрушка»

    Размеры: 400 х 320 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока изо, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Роспись дымковской игрушки.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2999 КБ.

    Скачать презентацию

    Игрушка

    «Филимоновская народная игрушка» - Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Cтарейший народный художественный промысел России. Филимоновская игрушка.

    «Изготовление дымковской игрушки» - Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Сушили на воздухе, в тени. Расписывали яркими красками. Технология изготовления игрушек. Декоративно-прикладное искусство. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Выбери, какими материалами ты будешь работать при изготовлении дымковской игрушки.

    «Глиняные игрушки» - Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками. Дымковская игрушка. Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. Фигурки имеют удлинённое туловище. Народная глиняная игрушка. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая. Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

    «Роспись дымковской игрушки» - Особенности росписи. Дымковский индюк хорош. Яркие, народные игрушки. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Есть на Вятке слобода. Дымковские игрушки. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Набор элементов и композиций для средней группы. Есть солярные солнечные знаки. Украшение платочка.

    «Народные игрушки России» - Филимоновская игрушка. Способ обработки дерева. Путешествие в мир игрушки. Точёная игрушка. Можно ли прожить без игры. Крупнейшая коллекция народной игрушки. Соломенная кукла. Японский старичок. Тряпичная кукла. Моховики. Семёновская матрёшка. Работы мастеров. Купец. Глиняная игрушка. Мастер. Забавная игрушка.

    «Дымковская игрушка детям» - Абашевская игрушка. Орнаменты. Дымково. Цвета и орнаменты. Каргопольские игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Абашевские мастера. Окраска яркими масляными красками. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Продолговатая форма.

    Всего в теме 30 презентаций

    Конспект НОД по художественно­эстетическому
    развитию в старшей группе на тему «Дымковская
    слобода (деревня)»
    (Коллективная работа)
    Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно­
    эстетическое, физическое развитие.
    Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание
    элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных
    промыслах «Дымковской слободе». Рисование дымковских узоров, роспись
    бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
    Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
    Программное содержание: развивать эстетическое восприятие, обзорные
    представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей
    о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально
    положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать
    чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус.
    Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать
    развивать навыки коллективной работы.
    Методика проведения занятия: показать детям разные дымковские
    игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются
    эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе, предложить
    расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать
    общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают
    глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям,
    которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3­4 барышни и
    более мелкие фигурки).
    Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку,
    напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об
    использовании разных элементов, разнообразных цветов.
    По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают
    фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
    По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать
    детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся
    интересные предложения.
    Материалы. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские
    игрушки, дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь,

    кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на
    каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс,
    аудиозапись русских народных мелодий.
    Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления
    детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы
    декоративно­прикладного искусства.
    Ход занятия:
    Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
    Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек
    сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за
    игрушки?
    Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.
    Восп: Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной
    игрушке.
    (перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
    (На мультимедийном проекторе)
    ­ Погляди­ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
    (дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
    1. И село родное люди «Дымково» назвали.
    Там любили песни, пляски.
    В том селе рождались сказки.
    Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
    2. Все игрушки – непростые,
    А волшебно – расписные
    Белоснежны, как берёзки,
    Кружочки, клеточки, полоски.
    3. Говорят о ней повсюду.
    Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
    И о дымковской игрушке
    Мы ведем сейчас рассказ.
    Восп: Молодцы, ребята!

    Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и
    украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек
    которые я приготовила для вас.
    Но что же это – мастерская закрыта!
    Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:
    1. Почему этот народный промысел называют дымковским?
    2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
    Восп: Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.
    Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
    Пальчиковая гимнастика:
    Наши пальчики расскажут
    Все умеют, все покажут
    Пять их на моей руке
    Все делать могут
    Всегда помогут
    Они умеют рисовать
    Палочки, кружочки
    Разноцветные овалы
    Кольца или точки
    Мы возьмемся все за дело
    Эх, работа закипела!
    (дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во
    время рисования звучит народная музыка), по окончании работы сделать
    общую картину «Дымковская слобода»(село, деревня, где создают
    глиняные игрушки).
    Восп: Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие
    – дымковские игрушки!
    Анализ детских работ:
    Восп: Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!




    История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.


    Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого: 1. Подготовка красной глины к работе. 2. Лепка игрушки из отдельных частей. 3. Сушка изделия 4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).




    Особенности росписи Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону. В основе росписи геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). Используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Используют колонковые или хорьковые кисти. Раньше для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика.


    Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом знаки семян и зародышей.


    Художественное слово Все игрушки не простые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! Уточка-Марфуточка бережком идет, Уточек-марфуточек купаться ведет.


    Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы, простой узор, Но отвести не в силах взор! И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.




    Рассказ. На Руси всегда были мастера, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Одни изготавливают большие, красивые самовары, другие лепят кувшины, посуду. А вот в селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные дымковские игрушки-свистульки. Они издавна украшают праздники, ярмарки. Их лепят в виде сказочных животных - птичек, петушков, коней, гусей, барашков. И все они свистят на разные голоса. Весной на Вятке проводится праздник «Свистунья», на котором собираются множество взрослых и детей, и они все разом свистят. Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами. Шумно и весело на разные голоса свистят игрушки. Каждый мастер на свой вкус делает игрушку и разукрашивает ее. Один делает барышню в длинном сарафане, другой - гуся, петушка, третий - барашка. И мастера сами придумывают узоры. Для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.




    Тема занятия: «Украшение платочка» - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей. Программное содержание: 1.Познакомить детей с росписью дымковской игрушки. 2.Учить располагать элементы по всей поверхности платочка: мазки, точки. 3.Развивать чувство ритма, композиции, цвета. Предварительная работа: знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с. 61. Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).


    Тема занятия: «Укрась коня» - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек. Программное содержание: 1.Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Вызывать желание рисовать дымковские узоры, передавать яркий колорит. 2.Развивать мелкую моторику, глазомер. 3.Воспитывать чувство ритма, цвета при составлении узора из нескольких элементов, использование в росписи колец и точек. Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек. Ход занятия: см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, – с Материалы к занятию: силуэты коня, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).


    «Дымковская барышня». Программное содержание: Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы). Учить рассматривать дымковскую игрушку (барышня), выделять элементы украшения юбки в клетку; украшать кругами (круги рисовать неотрывным движением руки всем ворсом кисти, точки - концом кисти). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать чувство симметрии, ритма. Материал: дымковские игрушки - иллюстрации (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребёнка), гуашь; красная, жёлтая, зелёная, синяя, чёрная, юбки барышень из белой бумаги (на каждого ребёнка).


    Использованная литература: hka.html Уткин П.И., Королёва Н.Л. «Народные художественные промыслы» Богуславская Н.Я. «Дымковская игрушка»



    Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

    Легенда

    Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

    Возникновение промысла

    Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

    В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

    Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

    В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

    Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

    А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

    Образы и сюжеты

    При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

    Тип Состав Описание
    Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
    Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
    Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
    Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
    Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

    Особенности формы

    Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

    Этапы изготовления дымковской игрушки

    Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

    Лепка дымковских игрушек

    Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

    Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

    Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

    Сушка и обжиг

    Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

    После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

    Побелка

    После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

    Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

    Роспись

    После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

    Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

    В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

    Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

    Орнамент

    Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

    Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

    Изучение «дымки» на уроках ИЗО

    Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

    Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

    Современное состояние промысла

    Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

    Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

    Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

    В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

    Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

    Дымковская слобода в Великом Устюге (Великий Устюг, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

    • Туры на майские в Россию
    • Горящие туры по всему миру

    Дымковская слобода видна с главной площади исторического центра Великого Устюга - Соборного дворища , если смотреть через реку Сухону. Это небольшой район города, интересный прежде всего хорошо сохранившимся архитектурным ансамблем 18 века.

    Дымковская слобода в Великом Устюге не имеет ничего общего с дымковской игрушкой, которую делают неподалеку в Кирове , что на реке Вятке. Но есть версия, что Вятское Дымково образовалось при переселении жителей Великого Устюга во времена Ивана III.

    Дымково считается старейшим приходом в городе: первые деревянные церкви здесь были построены в честь победы в Куликовской битве, в которой устюжане принимали участие. Храмы 14 века не сохранились до наших дней, каменные церкви появились уже в 18 веке. Основная достопримечательность Дымковской слободы - расположенные рядом друг с другом церкви Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) и Сергия Радонежского (1730 г.), часть церковной ограды (1859 г.) с воротами и угловая башня.

    Храм Дмитрия Солунского не отапливался, поэтому использовался только летом, а с наступлением холодов службы перемещались в теплый храм Сергия Радонежского.

    Службы в церквях прекратились только в 1930 г. - советская власть активно боролась с религией. К счастью, храмы не снесли, а со временем передали Великоустюгскому музею, поэтому они неплохо сохранились. После масштабных реставрационных работ в 1983-1986 гг. историческим постройкам уже не грозит разрушение, а недавно власти укрепили берег Сухоны, который, осыпаясь, создавал серьезную угрозу Дымковской слободе.

    Сейчас, гуляя по обновленной набережной, можно любоваться не только дымковскими храмами, но и прекрасным видом на Соборное дворище.

    Практическая информация

    Адрес: Вологодская область, Великий Устюг, Дымково. Координаты GPS: 60.754856; 46.287136.

    Чтобы добраться до Дымково из центра города, нужно перебраться на левый берег Сухоны по мосту или с помощью парома, зимой реку можно перейти по льду. Удобнее всего взять такси - это обойдется в 100-150 RUB. Прогулка пешком будет довольно утомительной - расстояние с учетом перехода через мост составляет 7 км.