Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Чем отличается общение от взаимодействия. Различие между понятиями «коммуникация» и «общение». кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят

    Чем отличается общение от взаимодействия. Различие между понятиями «коммуникация» и «общение». кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят

    Вербальное и невербальное средства коммуникации. Коммуникативно-речевые психические образования. Развития речи.

    Коммуникативный акт – это фрагмент, сегмент коммуникации, то есть «обмена информацией между людьми с помощью общей системы символов, языковых знаков, в частности». Это наиболее общее определение коммуникативного акта, с которым можно встретиться во многих работах, посвященных прагматической лингвистике. Проследим, как более подробно трактуют сущность коммуникативного акта исследователи.

    Взаимодействия — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождение их взаимного обусловливания и их связь. Содержание взаимодействия определятся вокруг чего и по поводу чего разворачивается это взаимодействие.

    Структура коммуникативного акта, по Е.В. Клюеву, — это структура обмена речевыми актами: «Набор компонентов коммуникативного акта в настоящее время достаточно четко определен. Это адресант, адресат, контакт, референты, код. Отношения между ними традиционно представляют следующим образом: адресант–контакт–референт–код–адресат, структура коммуникативного акта описывается так: адресант вступает с адресатом в контакт по поводу определенного референта, используя определенный код»

    Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
    Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка.

    К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.
    Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено — для того он и предназначен. Именно вербальным коммуникациям в сфере инновационного менеджмента, а также языку как основному их средству, как раз и посвящена эта книга.
    Однако современному менеджеру необходимо владеть базовыми знаниями и о невербальных средствах коммуникациями. Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

    Функции коммуникативно-речевых психических образований:

    — освоение и передача индивидуального и общественно-исторического опыта. Посредством языка и речи информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

    — осуществление понятийно- смысловой и эмоциональной связи людей.

    — привлечение группового потенциала для решения актульных для жизнедеятельности задач.

    — активизация адаптивных возможностей человека.

    — управление сознанием и деятельностью людей

    Язык — это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несёт функции и передачи информации и введения её в различные системы связей и отношений.

    Основным компонентом языка выступает слово.

    Слово — разновидность знака, то есть предмета или явления, служащего представителем другого предмета, явления или процесса. Главная его функция — обозначающая роль. Слово обозначает предмет, действие, качество или отношение.

    Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык действий.

    ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

    Принципиальная схема коммуникативного акта была предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в работе "Математическая теория связи" (1948). Широким кругам филологов она известна в изложении Р. О. Якобсона в статье "Лингвистика и поэтика" (1960; русский перевод см. в работе Якобсон 1975).

    Основные компоненты коммуникативного акта, согласно Якобсону, таковы:

    2) адресат (слушающий/читающий, получатель информации),

    3) сообщение, текст (в устной или письменной форме, а так же в невербальной форме),

    4) референция (лат. referre - сообщать, докладывать; называть; соотносить) - это содержание сообщения.

    5) код – общий язык для адресанта и адресата, понятный им обоим.

    Коммуникативный акт можно изобразить с помощью следующей схемы:

    референция

    адресат
    Сообщение
    адресант

    кодирование код декодирование

    В рамках коммуникативного акта адресант, имея мотив высказывания, строит сообщение во внутренней речи (в своём сознании), а при переводе во внешнюю речь (проговаривание вслух) кодирует в звуки. Адресат, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознаёт референцию, содержание высказывания.

    В осуществлении референции , т.

    е. в сообщении определенной информации, состоит коммуникативная функция языка/речи. Это главная функция языка и основная функция большинства коммуникативных актов.

    С референцией связана и вторая важнейшая функция языка - познавательная. Коммуникативная и познавательная функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка, в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи. По-видимому, не бывает сообщений, выполняющих только одну функцию, но можно говорить о преобладании той или иной функции в конкретном речевом акте.

    Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей с целью обмена информацией. В более полном понимании общение – это «процесс установления и развития контакта между людьми, обусловленный потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

    В соответствие с этим задачи , которые решает участник коммуникативного акта, можно свести к следующим основным:

    1. эффективное получение информации;

    2. эффективная передача информации;

    3. достижение поставленной цели путём убеждения собеседника и побуждения его к определённому действию;

    4. получение дополнительной информации о собеседнике;

    5. позитивная самопрезентация.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Читайте также:

    Поиск Лекций

    Структура коммуникативного акта

    Тема 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

    План

    1. Знаковая сущность коммуникации. Структура коммуникативного процесса.

    2.Понятие знака. Языковой знак. Функции языка. Язык как знаковая система и общественное явление.

    3. Формы языка.

    4. Язык и речь. Виды речи.

    5. Документный текст и его особенности.

    Знаковая сущность коммуникации

    Термин коммуникация (от лат. соттипịсо - сообщать, давать, соединять, общаться) широко используетсявсамых разных об­ластях человеческой деятельности. В лингвистике коммуникацию определяюткак целенаправленный и организованный про­цесс обмена информацией между людьми с помощью общей для них зна­ковой системы или группы знаковых систем (С.П. Кушнерук). В качестве знаковой систе­мы используют естественный язык – средство человеческого общения, возникшее в результате естественного исторического развития для осуществления коммуникации между людьми.

    По мере своего развития общество все более зависит от коммуника­ции, все чаще человеческое общество характеризуется как «информационное».

    Большое значение имеет коммуникация в связи с административно-деловым развитием общества. Во многом именно управленческие, дело­вые, правовые виды деятельности изменяют технологии и содержание со­временной коммуникации.

    Терминкоммуникация конкретизируетсяи дополняется другими терминами. Коммуникативный процесс – система действий по установленным правилам, обеспечивающих обмен информацией в формах, приемлемых для участников этого процесса. Например, в документном коммуникативном процессе необходимые правила, ограничения и средства последовательно осваиваются его участниками. Коммуникативный акт – завершенное целенаправленное действие, в процессе которого между субъектами происходит обмен информацией.

    Структура коммуникативного акта

    Все коммуникативные акты могут быть представлены несколь­кими обязательными элементами-составляющими, отраженными на Рис. 1 .

    Коммуникативный процесс начинается с того, что один их коммуни­каторов передает какое-то сообщение. В этом случае он выступает в каче­стве передатчика или адресанта. Иногда этот субъект называют отпра­вителем.

    Коммуникатор, принимающий информацию, называется либо приемником, либо адресатом, либо получателем.

    Сообщение — это некоторый неслучайный сигнал, который вызывает реакцию получателя. На практике большая часть сообщений осознана, продумана и подготовлена, однако возможны случаи, когда в качестве со­общений воспринимаются косвенные, дополнительные, иногда спонтан­ные явления. Например, дрожащие руки, гримаса боли или вздохи.

    Кодирование — процесс, который реализует отправитель, находя систему знаков для того, чтобы с их помощью закрепить содержание про­думанного сообщения. Кодирование не может быть абсолютно произ­вольным: система используемых знаков должна быть в одинаковой степе­ни понятной и интерпретируемой всеми участниками коммуникации. Кроме того, при кодировании необходимо учитывать способность канала передавать сообщение, для кодирования которого использована избранная система знаков.

    Декодирование — процесс, во время которого получатель сообщения присваивает значение знакам, составляющим принятое сообщение. Даже в тех случаях, когда сообщение в процессе прохождения от отправителя до получателя не подвергается каким-либо нежелательным воздействиям, возможны ситуации, при которых в результате декодирования сообщение будет содержательно отличаться от сообщения «на стороне» отправителя.

    Канал передачи сообщения - система средств и методов, используемых для доставки сообщения от отправителя к получателю. Развитие техноло­гии коммуникации связано в значительной степени именно с развитием каналов доставки сообщений. В особенности это относится к электронным каналам коммуникации, позволившим передавать большие объемы ин­формации в течение коротких промежутков времени с минимальными по­терями и относительно высокой степенью надежности.

    Получатель не просто получает сообщение, он реа­гирует на него. Отчетливая сигнальная реакция получателя на сообщение отправителя в виде сигналов или сообщения называется обратной связью . Обратная связь может проявляться в вербальной форме, то есть с помощью языковых средств, в некоторых случаях обратная связь проявляется в невер­бальной форме: в виде эмоций, действий, жестов и других изменений, имеющих какую-то интерпретацию. Вербальные реализации обратной связи могут иметь письменные и устные формы.

    Даже молчание со стороны полу­чателя может иногда выполнять функции обратной связи.

    Коммуникативный шум и коммуникативные барьеры в том или ином виде всегда присутствуют в реальной коммуникации.

    К. шум — наличие в канале коммуникации неуправляемых посторонних сигналов различной природы, создающих трудно­сти в получении и декодировании сообщения. Существуют физические шумы , например, воздействия грозовых разрядов на радиосвязь, громкая музыка за стеной помещения, в котором проходят деловые переговоры, или шум отбойного молотка, мешающего диктовке электронного письма. Физиологические шумы , связанные с утомлением коммуникантов или заболеванием одного из них. Психо­логические шумы — самомнение, психологическая закрытость, внутренние отторжения и не­приятия, рассеянность — существенно снижают эффективность коммуникации.

    Коммуникативные барьеры также могут иметь различную природу. Не вмешиваясь в сообщение, они негативно воздействуют на каналы ком­муникации. Основные коммуникативные барьеры могут быть языковыми и неязыковыми . К языковым барьерам могут быть отнесены незнание языка, незнание терминологии какой-либо предметной области в родном языке. Неязыковые барьеры представлены широким спектром режимных, ведомственных, технических, географических, экономических и других разновидностей. Селективный б . связан с информационной перегрузкой общества; эмоциональный барьер создается эмоциями, личностными отношениями; барьер недостатка знаний ; ведомственный б. (фирменный) определяет информационную безопасность сообщения; режимный барьер связан с понятием государственного секрета; государственный барьер определяется государственной границей и особенностями государственной структуры; экономический барьер возникает из-за недостатка экономических и финансовых возможностей в приобретении информации.

    Иногда барьеры имеют комплексный характер, что ос­ложняет методы их устранения.

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

    Языковое общение людей и эволюция человека.

    Особенности языка:

    1) Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).

    2) Языковое общение связано с познавательными процессами.

    3) Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.

    Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:

    ü адресант – отправитель сообщения;

    ü референция – содержание сообщения;

    ü адресат – получатель сообщения.

    Функции языка:

    1) Познавательная.

    2) Регулятивная (призывно-побудительная).

    3) Экспрессивная (эмотивная).

    4) Фатическая.

    5) Эстетическая (поэтическая).

    6) Магическая.

    7) Мето-языковая.

    8) Этническая.

    Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.

    1) Познавательная функция языка . Язык в познании выступает в двух аспектах:

    ü Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.

    ü Средство хранения и передачи информации:

    — библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.

    — библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.

    2) Регулятивная функция языка . Теория речевых актов . Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата.

    3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью:

    — интонаций;

    — междометий речи;

    — использование слов с коннотацией.

    Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.

    Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это слово означает.

    4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.

    5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой.

    6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы. Проявление этой функции — табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с вещью.

    7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция .

    Связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.

    8) Этническая функция .

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

    Коммуникация (общение) Коммуникация, общение. Обычно К. определяется как «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы ≈ речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые ≈ не знаковые, а сигнальные способы К., иногда неправильно называемые «языком животных».

    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Смотреть что такое "Коммуникация (общение)" в других словарях:

      Обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми … Словарь терминов антикризисного управления

      коммуникация (общение) - (< лат. kommunicatio сообщение, передача) 1) Передача от одного лица другому какого то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определенной ситуации и при наличии… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      КОММУНИКАЦИЯ (ОБЩЕНИЕ) НЕВЕРБАЛЬНАЯ - передача информации др. человеку или группе лиц без использования речи. Виды К. н.: кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т. п.); проксемика (место и время общения); пара и… … Педагогический словарь

      коммуникация - (от лат. communico делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) …

      Коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности; понятие, используемое в социальной психологии для характеристики структуры деловых и межличностных связей и для характеристики обмена информацией в человеческом обществе … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

      Общение, обмен информацией Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      В широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между «объективной» и «экзистенциальной» К. Объективная К. обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.).… … Философская энциклопедия

      общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия

      - (лат. communicatio, от communis общий). Сообщение между двумя пунктами водным или сухим путем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНИКАЦИЯ [лат. communicatio Словарь иностранных слов русского языка

      коммуникация - и, ж. КОММУНИКАЦИОН communication f., лат. communicatio > пол. komunicacyia. 1. Связь одного места с другим (первоначально во время войны, военных действий; путь сообщения. Сл. 18. Генерал граф Мерси намерился было пересечь коммуникацию между… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Книги

    • , Йоги Бхаджан. Это книга о коммуникации, о том, как мы обща емся, что стоит за нашими словами, и о том, как сделать наше общение успешным. В книге приведены специальные упражнения Кундалини йоги, медитации,…
    • Коммуникация. Обвинение или освобождение , Йоги Бхаджан. Это книга о коммуникации, о том, как мы обща­емся, что стоит за нашими словами, и о том, как сделать наше общение успешным. В книге приведены специальные упражнения Кундалини йоги, медитации,…

    Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

    Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

    Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

    Общение – процесс сложный и многоступенчатый

    Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

    Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

    Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

    Коммуникация – составная часть процесса общения

    Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

    Читайте также:
    Читайте также:

    Чем же отличаются

    1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
    2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

    Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

    Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

    • Письменная речь.
    • Устная речь.
    • Невербальные сигналы.


    Отличия коммуникации от общения

    Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

    Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью.

    Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями.

    Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

    Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

    Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

    Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

    Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

    Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

    Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

    Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек - человек».

    Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

    Субъектами общения являются живые существа, люди.

    В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

    В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

    Рассмотрим их подробнее.

    Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

    Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.

    Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    Коммуникация – процесс обмена информации.

    В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

    Мы видим, что для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Поскольку необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.

    К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

    К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

    Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.

    Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие: коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

    Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

    Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

    Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

    Невербальная коммуникация: Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

    Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

    Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

    Коммуникация - понятие, близкое к понятию общения, но более расширенное. Это процесс, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Общение- одна из основных психологический категорий, человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Выделяют 3 стороны общения : 1) коммуникативная; 2) интерактивная- построение общей стратегии взаимодействия; 3) перцептивная- формирование образа другого человека. Коммуникативный акт как и общение анализируется и оценивается по компонентам: !) адресант- субъект коммуникации; 2) адресат- кому направленно сообщение; 3) сообщение- передаваемое содержание; 4) код- средство передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат- то, что достигнуто в итоге коммуникации. Различают процесс коммуникации и его составляющие акты . В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фактическая функции, первая из них- генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: !) сообщения побудительные- убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные- передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные- возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические- установление и поддержание контакта.

    Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям: !) по типу отношений между участниками- коммуникация межличностная, публичная, массовая; 2) по средствам- коммуникация речевая (письменная и устная); 3)паралингвистическая (жест, мимика, мелодия); 4)вещественно- знаковая (продукты производства, изобразительного искусства).

    Основные фазы коммуникативного процесса:

      фаза подготовки к коммуникации;

      фаза контакта (присоединение к клиенту); позволяет создать климат;

      фаза ориентации к проблеме, здесь решается вопрос как я настраиваю партнера на себя, коррекция отношений.

    Важная характеристика коммуникативного процесса- намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого.

    4. Понятие я-концепции; самооценка, социальная идентичность.

    У каждого человека имеется система представлений о самом себе. Эта система представлений называются Я-концепцией (это относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений субъекта о самом себе). В рамках единой Я-концепции выд-т различные её составляющие: Я-физическое (представление о собственном теле, о его особенностях, пропорциях, размерах) Я-социальное (социальные, половые, этнические роли, которые мы считаем неотделимыми от самих себя) Я-экзистенциальное (представление смысла, ценности и уникальности человека перед лицом жизни и смерти)

    Составляющими Я-концепции можно назвать также :

    Реальное Я - представление человека о том, кем он является в настоящее время при сложившихся обстоятельствах его жизни

    Идеальное Я - представление о себе, максимально улучшенное и «приукрашенное», в котором субъект доводит образ себя до предельного совершенства, соответствует всем без исключения моральным нормам и т.п.

    Динамическое Я - то, каким субъект намерен стать после того, как осуществит некоторые изменения; то есть, динамическое я есть результат планирования субъектом своих изменений.

    Фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, если это было бы возможным. При построении фантастического Я субъект не ограничивается принципом реальности, используя все резервы своего воображения.

    Я-концепция формируется как продукт способности человека к рефлексии.

    Рефлексия – это процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний. Самооценка - это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим свойствам, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка может быть высокой, низкой и нормальной (адекватной). Главные функции, которые выполняются самооценкой: регуляторная , на основе которой происходит решение задач личностного выбора, защитная , обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образова­ние, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основ­ными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. На индивидном уровне анализа идентичность результат осознания человеком собственной временн­ой протяженности. С личностной т зр идентичность - ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Соц идентичность - личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными, групповыми идеалами. Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения