Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Классификация российских подводных лодок. Россия начала строить невиданные доселе подводные лодки. Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

    Классификация российских подводных лодок. Россия начала строить невиданные доселе подводные лодки. Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

    Предлагаю вашему вниманию фотообзор всех АПЛ стоящих на вооружении и строящихся для ВМФ России.

    Проект 955 «Борей»

    1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2012

    2. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2013.

    3. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот — 2014.

    4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955 «Борей». Заложена — 2012 год.

    5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955 «Борей». Заложена — 2014 год.

    6. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов» проекта 955 «Борей». Заложена — 2014 год.

    Проект 885 «Ясень»

    7. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» Год вступления во флот — 2013.

    8. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2009 год.

    9. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-573 «Новосибирск» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2013 год.

    10. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-173 «Красноярск» проекта 885 «Ясень». Заложена — 2014 год.

    Проект 941УМ «Акула»

    11. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула». Год вступления во флот — 1981

    12. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17«Архангельск» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот — 1987. Статус — находится на консервации Это сообщение отредактировал Arhyzyk — 30.01.2015 — 20:41

    13. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20«Северсталь» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот — 1989. Статус — находится на консервации

    Проект 667БДР «Кальмар»

    14. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1979.

    15. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1980.

    16. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот — 1982. Статус — находится на ремонте

    Проект 667БДРМ «Дельфин"17. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1984

    18. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот - 1985

    19. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1987. Статус — находится на ремонте

    20. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1988

    21. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот — 1989

    22. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот - 1990

    Проект 949А «Антей»

    23. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-132 «Иркутск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1988. Статус — находится на ремонте

    24. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-119 «Воронеж» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1989.

    25. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-410 «Смоленск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1990.

    26. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-442 «Челябинск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1990. Статус — находится на ремонте

    27. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-456 «Тверь» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1992.

    28. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-266 «Орёл» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1992. Статус — находится на ремонте

    29. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-186 «Омск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот — 1993.

    30. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-150 «Томск» проекта 949А «Антей» «Дельфин». Год вступления во флот — 1996. Статус — находится на ремонте

    Проект 671РТМК «Щука»

    31. Подводная лодка атомная торпедная Б-388 «Петрозаводск» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1988.

    32. Подводная лодка атомная торпедная Б-414 «Даниил Московский» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1990.

    33. Подводная лодка атомная торпедная Б-138 «Обнинск» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1990.

    34. Подводная лодка атомная торпедная Б-448 «Тамбов» проекта 671РТМК «Щука». Год вступления во флот — 1992. Статус — находится на ремонте

    Проект 971 «Щука-Б»

    35. Подводная лодка атомная торпедная К-322 «Кашалот» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1988. Статус — находится на ремонте

    36. Подводная лодка атомная торпедная К-391 «Братск» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1989. Статус — находится на ремонте

    37. Подводная лодка атомная торпедная К-331 «Магадан» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1990.

    38. Подводная лодка атомная торпедная К-317 «Пантера» проекта 971 «Щука-Б». Год вступления во флот — 1990.

    Подводные лодки класса «Варшавянка».


    Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за "Красным Октябрем"» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.

    После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» - она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.

    Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

    Подводная лодка проекта «Щука-Б»

    Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».


    Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.

    Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение - 12 770 тонн. Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.

    Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач. Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.

    Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)

    Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время
    швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.


    Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.

    «Палтус» - субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).

    Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.

    Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)

    Спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.


    Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны - лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.

    На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.

    «Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.

    Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.

    Подводные лодки проекта 955 «Борей»

    Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».


    Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).

    Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.

    Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.

    Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

    Церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки
    К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.


    Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.

    У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач. Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.

    Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.



    • атомные подводные лодки с баллистическими ракетами 15 штук, из них 5 в ремонте или резерве;
    • атомные подводные лодки с крылатыми ракетами 9 штук, из них 5 в ремонте или резерве;
    • атомные торпедные подводные лодки 12 штук, из них 7 в резерве;
    • атомные подводные лодки специального назначения 7 штук;
    • дизельные подводные лодки 19 штук, из них 3 в ремонте;
    средний возраст подводных лодок около 20 лет

    Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 941 «Акула»

    Подводное водоизмещение 48 000 т. Длина 172 м, ширина 23,3 м, осадка 11 м. Скорость полного подводного хода 25 узлов. Мощность атомной энергетической установки 100 тыс. л. с. Вооружение - 20 пусковых установок ракет РСМ-52 (200 боеголовок), 6 торпедных аппаратов. Экипаж 160 человек (в том числе 52 офицера).



    Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР «Кальмар».

    Подводное водоизмещение 16 000 т. Длина 155м, ширина 11,7 м, осадка 8,7 м. Скорость полного подводного хода 24 узла. Мощность атомной энергетической установки 40 тыс. л. с. Вооружение - 16 пусковых установок ракет РСМ-50 (48 боеголовок), 4 торпедных аппарата. Экипаж 130 человек (в том числе 40 офицеров).



    Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДРМ «Дельфин».

    Подводное водоизмещение 18 200 т. Длина 167 м, ширина 11,7 м, осадка 8,8 м. Скорость полного подводного хода 24 узла. Мощность атомной энергетической установки 40 тыс. л. с. Вооружение - 16 пусковых установок ракет РСМ-54 (64 боеголовки), 4 торпедных аппарата. Экипаж 130 человек (в том числе 40 офицеров).



    Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей».

    Подводное водоизмещение 24 000 т. Длина 155 м, ширина 18,2 м, осадка 9,2 м. Скорость полного подводного хода 30 узлов. Мощность атомной энергетической установки 100 тыс. л. с. Вооружение - 24 пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» дальностью 550 км, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 107 человек (в том числе 48 офицеров).



    Атомная торпедная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б».

    Подводное водоизмещение 12 770 т. Длина 110,3 м, ширина 13,5 м, осадка 9,6 м. Скорость полного подводного хода 30 узлов. Мощность атомной энергетической установки 50 тыс. л. с. Вооружение - восемь торпедных аппаратов. Экипаж 73 человека (в том числе 33 офицера).




    Тактико-технические характеристики Проекты 677 «Лада» и 677Э «Амур-1605» (экспорт).


    Водоизмещение надводное, т 1765
    Длина, м 67,0
    Ширина, м 7,1
    Дальность плавания подводная (при скорости хода, 3 уз), миль 650
    Дальность плавания подводная (в режиме РДП), миль 6000
    Глубина погружения рабочая, м 240
    Глубина погружения предельная, м 300
    Автономность (по запасам провизии), суток 45
    Экипаж, чел. 35
    Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм - 6 х 533, боезапас (тип) торпед или ПКР - 18 торпед (УСЭТ-80К) и ПКР («Club-S»), СУТА - «Мурена».
    Вооружение зенитное: ракетный комплекс тип ПЗРК - «Игла-1М», количество конт. для хранения ЗР - 1, боекомплект ЗР - 6.
    Вооружение радиоэлектронное: КАС - «Литий», КНС - «Андога», РЛК - нового поколения, ГАК - нового поколения с антенной большой эффективной площади.



    В последнее время граждане нашей страны все чаще интересуются боеспособностью вооруженных сил РФ. На различных интернет-порталах звучат вопросы, связанные с армией: «Сколько у России подводных лодок и надводных кораблей?», «Сколько танков и ракет?» и т. д. Почему вдруг наши люди стали проявлять подобный интерес, что послужило причиной?

    Лирическое отступление

    Сегодня уже ни для кого не является секретом, что президент РФ и его команда круто изменили направление внешней политики нашей страны. Они все чаще дают щелчки по носу западным державам. Политика России становится все более твердой, она не прогибается ни под США, ни под Европейский союз, ни под МВФ. Многие западные политики говорят о том, что «Русский медведь» вышел из спячки и скоро заявит о себе в полный голос. Что изменилось в сознании нашего президента и его окружения, сказать трудно. Христиане склонны говорить, о том, что грядет последняя битва Апокалипсиса, и что Россия станет спасителем всего человечества. Поклонники ведического учения утверждают, что закончилась Ночь Сварога, наступил Рассвет, т. е. прошло время лжи и притворства - наступила эпоха воина. Не будем говорить, кто из них прав, а кто заблуждается, возможно, правы все, и говорят об одном и том же, только смотрят на мир каждый со своей колокольни. Вернемся лучше к правительству, которое шаг за шагом укрепляет нашу государственность и суверенитет. Одной из таких программ стала реформа вооруженных сил РФ. В данной статье мы рассмотрим состояние подводного флота нашего государства, перспективы его развития, узнаем, сколько у России подводных лодок и каковы их боевые возможности. Ведь каждый человек понимает, что сильную политику может вести только тот, у кого за спиной стоит отличная армия.

    на сегодняшний день?

    Несмотря на экономический кризис, постигший нашу страну в 90-х годах прошлого столетия, и появление случайных людей на должности министра обороны РФ уже в новом веке, всеми силами стремившихся уничтожить оборонную мощь государства, отечественный флот до сих пор считается одним из крупнейших в мире, обладающим мощным потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. Одним из главных компонентов ВМФ РФ являются субмарины. Вопрос о том, сколько у России подводных лодок, волнует многих, однако ответить на него довольно непросто. Для начала рассмотрим официальную статистику Министерства обороны. Согласно представленным общественности материалам, ВМФ РФ насчитывает 70 субмарин. Из них:

    • 14 атомоходов с баллистическими ракетами: 10 у Северного флота (СФ) и 4 у Тихоокеанского (ТОФ);
    • 9 атомных лодок с крылатыми ракетами: 4 у СФ и 5 у ТОФ;
    • 19 многоцелевых атомоходов: 14 у СФ и 5 у ТОФ;
    • 8 атомных субмарин специального назначения - все у СФ;
    • 1 спецназначения - у СФ.
    • 19 дизельных субмарин: 2 у 2 у Черноморского (ЧФ), 7 у СФ, 8 - у ТОФ.

    Реальные цифры существенно разнятся со статистикой

    70 единиц подводной техники - это довольно внушительно, однако статистика - статистикой, а реальная жизнь - это совсем другое. Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что у флота на вооружении 50 атомоходов различных проектов, однако, как оказалось, в состоянии боевой готовности пребывают меньше половины из них. Остальные атомные подводные лодки ВМФ России находятся либо в резерве, либо в ожидании ремонта, и возврат их в строй весьма и весьма сомнителен. Чтобы не быть голословными, давайте рассмотрим состояние подводного флота подробно, так сказать, с переходом на личности.

    Наиболее возрастная группа

    Самыми «древними» представителями российского подводного флота являются четыре лодки проекта 667БДР. На сегодняшний день две из них (К-223 и К-433) несут службу, К-44 и К-129 находятся в ремонте. Вероятность их возвращения в строй ничтожно мала, ведь даже те, которые задействованы, планируется списать при поступлении новых лодок.

    Наиболее многочисленным классом субмарин являются многоцелевые проекты. В общей сложности в ВМФ их 19 единиц пяти направлений. Самые возрастные из них - это четыре лодки 671РТМКК: К-388 и К-414 несут службу, а К-138 и К-448 находятся в ремонте. Списание этих субмарин запланировано на 2015 год.

    Основа подводного флота

    В составе ВМФ числятся три самые крупные лодки в мире - 941 «Акула»: ТК-17 и ТК-20 поставлены в резерв, а ТК-208 служит для проведения испытаний баллистических ракет типа «Булава». В рядах СФ значатся шесть субмарин проекта 667БДРМ: К-18, К-51, К-114, К-117 и К-407 несут службу, а К-407 должна выйти из ремонтных доков летом этого года.

    Кроме того, девять субмарин проекта «Антей» 949А стоят на вооружении СФ и ТОФ, однако всего четыре из них (К-119, К-410, К-186 и К-456) прошли плановый ремонт, а пять числятся либо в резерве, либо в ремонте, и их перспективы весьма туманны.

    Основу лодок многоцелевого назначения составляют корабли «Щука-Б» проекта 971. В ВМФ РФ их насчитывается одиннадцать единиц, пять из них (К-154, К-157, К-317, К-335 и К-461) несут боевое дежурство в составе СФ, две - К-295 и К-331 - в ТОФ, а остальные находятся в небоеготовом состоянии, и их ремонт под большим вопросом. Еще четыре лодки относятся к проектам 945 и 945А: «Барракуда» и «Кондор» соответственно. Эти корабли отличаются титановым сверхпрочным корпусом. Два из них - К-336 и К-534 - несут службу в составе СФ, а К-239 и К-276 готовятся к проведению модернизации и ремонта.

    Как видите, реальное количество подводных лодок России гораздо меньше, чем предъявлено в отчете МО РФ.

    Самые современные субмарины России

    Современные России - «Борей» проекта 955 - вошли в состав ВМФ всего лишь в 2013 году. Две из них, К-535 и К-550, несут боевое дежурство где-то в водах мирового океана, К-551 проходит обязательные государственные испытания, а еще одна находится в стадии строительства. Планируется выпустить серию из восьми субмарин этого проекта.

    Самой современной субмариной нашего флота является К-560 проекта 885 «Ясень». Она вошла в состав ВМФ 31 декабря 2013 года. Согласно планам МО, будет выпущено десять таких атомоходов. Как видите, новые подводные лодки России продолжают поступать в состав ВМФ, так что есть надежда, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится, причем в лучшую сторону.

    Что ждет подводный флот РФ?

    Согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу, ВМФ до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественно новый уровень боевой потенциал флота. Министерство обороны имеет четкий план на развитие подводного ВМФ на ближайшие десятилетия. Он разделен на три этапа, каждый их которых имеет свои цели и особенности. Первый период уже идет полным ходом и завершится в 2020 г., сразу после него начнется второй, который закончится в 2030 г., и последний продлится с 2031 по 2050 гг.

    Несмотря на различные планы каждого из этапов, все они имеют общую цель: обновление технической базы подводного флота России и выведение его на уровень мировых лидеров. Рассмотрим вкратце каждый из периодов.

    Первый этап

    Основная задача - это строительство новых атомоходов, несущих стратегическое вооружение. Ведь у старых лодок уже подходит к концу срок эксплуатации, и в скором времени их необходимо будет сменить. Их планируется заменять субмаринами проекта 955 и 955А. Как уже упоминалось ранее, до 2020 года планируется выпустить 8 лодок этого класса. После принятия в строй они смогут держать одновременно на дежурстве более 200 ракет класса Р-30 «Булава». Кроме того, командование ВМФ приняло решение отказаться от большого количества разнотипных проектов и заменить их многоцелевыми атомоходами четвертого поколения «Ясень» проекта 885.

    Второй этап

    По причинам секретности подробности этого периода не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревшего парка образцами четвертого поколения и создание новых проектов пятой генерации.

    Третий этап

    Об этом периоде сведений еще меньше, чем о втором. Известно только о формировании новых требований к субмаринам шестого поколения. Возможно, также будет реализован проект модульной сборки подводного флота, когда, в зависимости от требований заказчика, устанавливается тот или иной модуль, например, с противокорабельными ракетами либо с баллистическими и т. д. В зависимости от поставленной задачи, лодка будет собираться, словно конструктор «Лего».

    Историческая справка

    Официально история отечественного строительства подводных кораблей ведется со времен Петра Первого (1718 год). Тогда плотник из подмосковного села Ефим Никонов подал челобитную российскому императору, в которой предложил проект так называемого «Потаенного судна». Это и была первая подводная лодка в России. В 1724 году на Неве реке прошли испытания этого творения, однако они закончились провалом, так как у судна при спуске повредилось дно, а автор проекта едва не погиб и был спасен только благодаря личному участию самого Петра. Никонову была поставлена задача исправить недочеты, однако со смертью императора, как это часто бывает, о проекте благополучно забыли. Первая подводная лодка, зачисленная в российский флот, появилась только в начале XX века. Фото миноносца "Дельфин", ставшего основой для последующих отечественных подлодок, представлено ниже.

    Заключение

    На сегодняшний день подводные лодки России и США являются основой мирового подводного флота. Чтобы сохранить позиции, отечественный подводный флот необходимо развивать и модернизировать. А закончить данную статью хочется цитатой Российского императора Александра III (1881-1894 гг.): «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас».

    В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение. Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества. А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.

    Проект 941 «Акула»

    На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире - это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта - 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки - 100 тыс. л.с.

    Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении - 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина - 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:

    • ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 - 90 тонн, а боевая дальность - 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
    • 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
    • 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
    • радиоэлектронного вооружения.

    Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.

    Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:

    • просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
    • маломестные кубрики для старшин и матросов;
    • система кондиционирования воздуха;
    • телевизоры и умывальники в каютах;
    • спортзал, сауна, солярий, бассейн;
    • живой уголок и салон для отдыха и т.п.

    Подводные лодки типа «Огайо»

    В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение - 18, 75 тыс. тонн, надводное - 16,75 тонн. Длина махины - 170 м, а ширина ее корпуса - почти 13 м. Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна - 155 человек. Скорость в подводном положении - до 25 узлов, в надводном - до 17 узлов.

    Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:

    • носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
    • ракетный;
    • реакторный;
    • турбинный;
    • выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.

    Проект 955 «Борей»

    По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля - 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным - 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».

    Экипаж подводного судна - 107 человек, причем большая его половина - офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение - 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.

    Проект 667БДРМ «Дельфин»

    Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна - 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное - 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:

    • межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
    • 4 носовых торпедных аппаратов;
    • до 8 ПЗРК «Игла».

    В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.

    Подлодки типа «Вэнгард»

    Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное - 15,1 тыс.тонн. Длина судна - почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера - 16 баллистических ракет Трайдент II.

    Лодки типа «Триумфан»

    На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное - 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера - 138 метров. Силовая установка подводной машины - водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном - до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.

    Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.