Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Сценарий закрытия лагерной смены «Лучший лагерь земли. Сценарии для летнего лагеря: прощание

    Сценарий закрытия лагерной смены «Лучший лагерь земли. Сценарии для летнего лагеря: прощание

    Это предпоследний день в лагере. Сделать надо очень многое, поэтому организаторам, воспитателям и вожатым надо четко спланировать этот день.

    Сценарии для летнего лагеря: прощание

    В нашем лагере с утра проводятся генеральные уборки корпусов. Медики производят взвешивание и возвращают детям медицинские карты. Вожатые с ребятами возвращают на склад настольные игры и спортивный инвентарь.

    Руководители кружков прикладного творчества разбирают выставки.

    Инструкторы по физическому воспитанию готовят со старшими ребятами прощальный костер. Организаторы, хореографы и руководитель кружка вокала репетируют номера самодеятельности к концерту закрытия смены.


    Банкир готовит все необходимое для проведения аукциона. Бармен получает со склада сладости для продажи. Дети собирают вещи. До обеда день проходит незаметно. После сончаса проводится аукцион в три этапа:

    В 16.20 для 1, 2 корпуса

    В 17.00 для 3, 4 корпуса

    В 17.40 для 5, 6 корпуса

    На аукционе дети, заработавшие деньги в течение смены, покупают себе мягкие игрушки, мячи, ракетки, школьные принадлежности и так далее. Вожатые тоже могут купить все это на деньги, заработанные отрядом. После аукциона, как правило, они проводят отрядные «огоньки», где подводят итоги смены, каждому ребенку вручается какая-то медаль или памятный знак, а самым лучшим, наиболее активным, ребятам, вручаются еще и сувениры, купленные на аукционе на отрядные деньги.

    После ужина все отряды собираются на площадке.

    Советник. Собирайтесь все на площадь,

    На последний на парад!

    Наш Король, хотя расстроен,

    Но приветствовать вас ряд.

    Звучит музыка, под нее выходят все отряды. Появляются Король с Королевой.

    Король. Предстоящею разлукой я, конечно, огорчен,

    Но ведь будет в Королевстве

    И еще один сезон.

    И пока здесь реют флаги,

    Ну, а жителей - не счесть!

    Города, все на параде?

    Отвечайте дружно!

    Дети. Здесь!

    Королева. А сейчас пришел черед

    Король. Наших подданных ни разу

    Ваш Король не обижал.

    Просьбы все и пожеланья

    Безупречно исполнял.

    Королева. С Королем всегда старались,

    Чтобы вам не заскучалось:

    КВНы и турниры

    В Королевстве проходили.

    В гости кто к нам ни являлся,

    Бал весельем загорался.

    Быстро смена пролетела,

    Не скучали мы без дела.

    Вспоминая все прошедшие за смену игры, конкурсы, концерты, ребята показывают лучшие номера самодеятельности. Кроме того, о своей работе докладывают участники кружков.

    Король. Да, всего не перечесть.

    Всем Магистрам наша честь.

    Ведь без них, без их науки

    Поселилась с нами б скука.

    Кто бы нам обед сварил?

    Кто б зарядку проводил?

    Вам спасибо говорим.

    Дружно вас благодарим.

    Королева. И Министрам наш поклон,

    Ждем вас в следущий сезон.

    Король. Вот прощанья час настал,

    Грустно расставаться.

    Королева. Королевство, дружба наша

    Будут вспоминаться.

    Король. Всем равнение! Итак,

    Королевский спустим Флаг!

    Королевские пажи поручается опустить Флаг Королевства. Исполняется песня (на мотив «Олимпийской прощальной»):

    В Королевстве становится грустно

    Тает быстрое время чудес.

    В нас останется светлое чувство.

    До свиданья, наш сказочный лес.

    Как Король с Королевой печальны!

    Будут плакать так долго вдвоем.

    Улыбнемся мы им на прощанье

    И хорошие песни споем.

    Расстаются друзья,

    Остается в сердце нежность.

    Будем дружбу беречь,

    До свиданья, до новых встреч.

    Королева. Опущен Флаг и спета эта песня.

    У жителей вдруг погрустнели лица.

    Последний раз, друзья, мы с вами вместе,

    А завтра нам придется всем проститься.

    Король. Но верим, Королевство не забудут

    Все те, кто с нами эти дни прожил.

    Еще не раз в нем поддаными будут

    Кто с нами пел, смеялся и дружил.

    Королева. Всего вам доброго, друзья!

    «…Не плачь, что это все прошло, а радуйся, что это было…»

    Заключительный (итоговый) период смены

    Итак, смена подошла к концу... Как же с этим смириться? :(

    Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив (ПДК).

    Задачи :

    • коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста ВДК
    • самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка
    • создание условий для конструктивного расставания
    • определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее
    • эмоциональная стабилизация
    • подготовка лагеря к следующей смене

    Для ребенка важно

    • Не потерять новых друзей в городе
    • Оценили труд ребенка
    • Обогащение личного багажа знаний
    • Услышать как можно больше теплых слов
    • Возможность высказать свою оценку смены

    Для вожатого важно

    • Подведение итогов смены с детьми
    • Анализ смены с напарником
    • Планы на будущее
    • Оформление итогов
    • Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

    Возможные отрядные и дружинные дела:

    • Анкетирование.
    • Костер.
    • Дружинное братание.
    • Награждение детей по номинациям в отрядах.
    • Музыкальные вечера.
    • Гала-концерт.
    • отрядный костер (то же, что и "Прощальный огонек")
    • прочтение и анализ письма себе на конец смены
    • прощальный вернисаж - выражение себя через предметы в композиции с названием
    • оформление общей выставки отряда
    • КТД "Скоро лагерю скажем "прощай"
    • прогулки по любимым местам
    • прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», ЛЗС
    • Бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере
    • Детский общелагерный концерт
    • Вожатский концерт (во многих вожатских коллективах с традициями существует поверье, что если ВК не удался, то значит и вожатский коллектив не сложился, а значит и смена не удалась, поэтому в таких вожатских коллективах отношение к ВК почти мистическое, и это имеет под собой свой смысл)
    • Итоговые огоньки.
    • Итоговый сбор отряда с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
    • и другое...

    Главное в этот период - как можно больше внимания уделять ребятам, правильно подвести итоги смены, никого (даже оболтусов) не забыв при этом похвалить. Дети должны почувствовать поддержку, тепло и любовь со стороны вожатых. И тогда им захочется возвращаться снова и снова.

    Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее

    • обмен адресами для переписки
    • договор о встрече
    • беседа «Что вы будете делать после лагеря»
    • индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере
    • можно раздать сценарии дел или дать их переписать
    • Подготовка лагеря к следующей смене
    • уборка территории и помещений
    • помощь вожатым в изготовлении визиток, встречек
    • написание вожатым писем-отзывов о его работе
    • пожелания на будущее (Можно читать только после отъезда детей. Можно написать звуковое письмо.)

    Критерии успешности:

    • нежелание уезжать из лагеря
    • желание сохранить среду общения
    • желание перенести то, чему научились в лагере, на свой ПДК

    Итак, что же должен сделать вожатый за это время…

    • Логическое завершение работы на смене
    • Подведение итогов
    • Создание атмосферы “завершения”
    • Завершение дел с администрацией и хозяйственными службами

    Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребенок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят в этот период нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены потребуется максимальное обеспечение положительной эмоциональной окрашенности заключительных дней смены.

    В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, они становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость четко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива внимательного отбора содержательной организационной программы, которое соответствовало бы потребностям и стремлениям детей, с использованием оригинальных, интересных форм работы.

    В заключительный период смены можно использовать работу с детским. Предоставление старшеклассникам свободы для творчества и самовыражения через организацию самоуправления в лагере позволяет возложить ответственность за все действия участников смены на них самих. Создание творческих групп и их совместная работа с педагогами наполняют заключительные дни смены различными делами.

    Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программой смены. Эта задача решается с помощью предъявляемой позиции педагогов, в которой на первый план выдвигаются ценности, отвечающие целевым ориентирам программы, и со временем приводящих к интересным результатам. Особое внимание следует уделить основным традициям лагеря, поскольку именно в заключительные дни программы закладывается связь между проходящей и будущей сменами.

    Предпоследний день

    Особенные мероприятия(не обязательно все):

    • Сбор вещей - раздать потерянное, помочь собраться...
    • Прощальный концерт - бывает чисто вожатский, бывает лучшие номера смены, хорошо бы выдти всем отрядом на сцену(правда это всегда хорошо).
    • Дискотека
    • Костёр
    • Свечка - есть много форм финальных свечек(пумпоны, паутинка, расскажи мне обо мне, 3 свечи...) - их стоит посмотреть
    • Обратная связь - заборинки
    • Награждения, номинации, медали...
    • Фото за смену(диски, ролик об отряде..)
    • Тренинги(если отряд готов к ним)

    Проблемы:

    • Воровство(Завтра уедем) - не снижать бдительность, попросить ценные вещи убрать поглубже...(Это может быть как в своём отряде, так и в соседнем...)
    • Королевская ночь - объяснить что это глупо и гадко и нам же завтра убираться, а на пасту бывает аллергия, измотать, заменить чем-то другим(позитивным, интересным) ... По возможности отложить отбой на попозже.

    Последний день

    Много организационных моментов:

    • Уборка(Сюда приедут другие ребята и надо, чтоб им было хорошо).
    • Сбор вещей
    • Поездка в автобусе
    • Прощание(Кто-то может остаться в лагере, кто-то уезжает).
    • За кем-то приедут родители(И надо получить от начальства инстукцию, как мы отпускаем детей - бумаги...)
    • Подумать чем заняться в автобусе...

    Мероприятия, как правила вставить некуда(обычно уезжают где-то в первой половине дня и всё время уходит на уборку, сборы(А у вожатых забот ещё больше). Т.ч. хорошо ложится "Обратная связь" - заборинки, как занятие для не занятых. Также уже собранные с вещами можно устроить орлятские круги - петь песни. Можно подумать что делать в автобусе... Если время есть, то можно во что-то спокойное поиграть.

    Последний день возможно не стоит нагружать "истеричными" мероприятиями(как впрочем и предпоследний перегружать ими. Всё спокойно, всё с улыбкой. В последний день в лагере нет особой программы. Идёт сдача имущества уборка и сдача корпусов, территорий. И это снижает романтический пафос.

    Желательно провести все необходимые дела дружно и оперативно. А затем, переодевшись, поставить вещи вкруговую, собраться на прощальный круг. Тут время вспомнить самые интересные дни и часы, найти доброе слово о каждом, поблагодарить, обменяться адресами, оставить свои автографы там, где положено, спеть песни.

    Постарайтесь сделать так, чтобы дети вспомнили веселые моменты сезона, попели веселые песенки, поиграли в игры в автобусе, главное – чтобы не было слез.

    А в последние минуты перед расставанием положить на руку вожатого свои руки и сказать хором: «До новых встреч! До будущего лета!»

    Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться ("Вот уже и окончание смены!"), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатый ослабляет требовательность, пытаются завершить все, что не успели в "свободной" жизни.

    Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:

    • работать по намеченному ранее плану;
    • стремиться не нарушать режим дня;
    • ограничить свободное время детей и подростков;
    • стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждого ребёнка;
    • не давать возможности скучать;
    • не выпускать из поля зрения ни одного ребёнка;
    • продумать программу прощального вечера;
    • четко планировать каждый рабочий момент.

    За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое. Помечтайте вместе о будущих встречах, о планах на год.

    В "Королевскую ночь" (так иногда называют последнюю ночь в лагере), ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию. Соберитесь все вместе на прощальную свечу или костер, вспомните о былом, помечтайте о будущем.

    В последний день дети после утреннего туалета собирают свои вещи, постельное бельё и убирают в своих комнатах.

    Перед отъездом детей из лагеря Вам необходимо провести ряд организационных моментов.

    1. Составить списки детей на отъезд.
    2. Собрать с детей весь инвентарь (канцелярские и спортивные товары).
    3. Сдайте все книги в библиотеку.
    4. Помогите ребятам собрать все их личные вещи, проследите, чтобы дети ничего не забыли.
    5. Помогать детям упаковать сувениры, которые они везут домой.
    6. Проследите, чтоб не осталось мусора в комнатах, чтоб мебель была целой, а обои не исписаны.
    7. Выдайте им их ценные вещи и остатки их личных денег.
    8. Соберите постельное белье и сдайте его.
    9. Организуйте выход всех ребят одновременно, помогите малышам нести вещи.
    10. Проверьте, все ли сели в автобус, все ли погрузили свои вещи.

    Для ребенка важно

    Не потерять новых друзей в городе

    Оценили труд ребенка

    Обогащение личного багажа знаний

    Услышать как можно больше теплых слов

    Возможность высказать свою оценку смены

    Для вожатого важно

    Подведение итогов смены с детьми

    Анализ смены с напарником

    Планы на будущее

    Оформление итогов

    Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

    Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых.

    Эмоциональные задачи . Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят в этот период нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от потребуется максимальное обеспечение положительной эмоциональной окрашенности заключительных дней смены.

    В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, они становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость четко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности.

    Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программой смены.

    Игра «Скоро лагерю скажем прощай»

    Это игра по станциям для всего лагеря. Она не оценивается. Станции:

    Гавань затонувших кораблей. Написать на корабле то, что омрачало жизнь в лагере, спустить его на воду и смотреть, как он тонет.



    Цветочная поляна. На ромашках, раскиданных на поляне и придавленных камнями написать всё хорошее.

    Дерево настроения. На нарисованных рожицах с разным настроением подписать себя и объяснить своё настроение.

    Забор гласности.Написать пожелания друг другу, администрации, вожатым, следующей смене и свои отзывы об этой смене.

    Дерево любви. На сердечках признаться в любви любому человеку в лагере и повесить на дерево.

    Герб.Все одновременно под музыку рисуют либо портрет, либо герб своего отряда зубной пастой на картоне.

    На итоговом сборе отряда анализируем отряд, а здесь - весь лагерь.

    Проблемы:

    • Воровство(Завтра уедем) - не снижать бдительность, попросить ценные вещи убрать поглубже...(Это может быть как в своём отряде, так и в соседнем...)
    • Королевская ночь - объяснить что это глупо и гадко и нам же завтра убираться, а на пасту бывает аллергия,

    В конце смены хочется что-то подарить детям, чтобы хоть что-то в первое время напоминало им о лагере. Каких-то стандартов здесь нет, наоборот – чем необычнее и интереснее – тем лучше. И все начинают придумывать, вожатые – детям, дети – вожатым, дети – детям. Ниже приведем для примера лишь малую часть неуемной фантазии, а в остальном творите-придумывайте сами…

    Итак…

    Паутинка. Все дети сидят в кругу. У одного из вожатых в руках клубок с нитками. Он наматывает нитку на палец, говорит о том, что ему больше всего запомнилось за смену, и кидает клубок кому-нибудь из детей - желательно, сидящему не рядом, а где-нибудь напротив. Этот ребёнок делает то же самое: наматывает нитку на палец и говорит о своих воспоминаниях, и т. д. В итоге получается так называемая паутинка дружбы - все соединены ниточкой. После этого можно рассказать какую-нибудь прощальную легенду, Затем нитка режется на кусочки ниточки ребята и вожатые завязывают друг у друга на запястье. Получается дёшево, сердито и символично - у каждого остаётся кусочек общей дружбы

    Коридор. Отряд делится на 2 части и становится друг напротив друга, образуя, таким образом, коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому, кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания... Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру...

    Объявления. Знаете типа таких как на столбах вешают, текст объявление и много листочков отрывных..! дети вместо текста пишут все свои координаты, имя, и на отрывных листочках, потом все это приклеивают к стене и получается стена объявлений, потом каждый может подойти и оторвать листок с адресом, телефоном и т.д. от чьего-нибудь объявления...очень забавно.

    Прощалки. Кисточки (не те, которыми рисуют, а сделанные из пряжи), подвешанные на веревочку. Кисточки вожатый раздает каждому на церемонии закрытия смены. После этого каждый подходя к человеку, которому хочет что-то сказать выдергивает из своей кисточки ниточку и завязывает ее на основной (большой нитке) собеседника. Кисточка тает, а длинная нитка обрастает ниточками. А можно просто на запястье эти ниточки привязывать.

    Шняжки. Цветные листки различной формы (особенно детям нравятся сердечки), они не большие. Их раздаешь детям на последней свечке-прощалке, и фломастеры там всякие. У каждого ребенка должно бать не менее 10, о то и 20 штук шняжек. Смысл в том, что каждый дитё пишет на шняжке пожелание, номер телефона свой, стишок, прощалку и отдает её другому ребенку, тому кого полюбил за смену, с кем подружился. Короче, все дети счастливы, все с приветами, с пожеланиями. И как правило самые теплые слова перепадают вожатому))))

    На ватмане большом сначала отпечатки рук каждого и ребята там пишут что хотят и приклеивают на улице и кто хочет - списывает.

    Каждый отряд рисует кусочек дома, вожатые говорят, например вот вам крыша, а вам низ и получается, так что все разные рисунки, но когда соединяются вместе классно получается.

    Приклеиваете скотчем каждому на спину листок А4 и потом каждый желающий просто подходит и пишет всё, что хочется написать этому человеку на прощание.

    За 3 дня до отъезда собираешь отряд и каждому даёшь кусочек солёного теста. Установка такая:"вам сейчас самому надо слепить фигурку, можно не одну, для того человека, кто тебе стал самым дорогим за смену." Дети лепят с большим усердием, и с желанием слепить как можно оригинальнее. Когда изделие высыхает, его можно разукрасить и подписать. На последнем огоньке дети вручают их друг другу. (надо предусмотреть вариант, что кому то не подарят, тогда заранее надо самому слепить несколько фигурок и подарить тем, кто не получил от других детей).

    Делаете грамоты. Рисуете на цветных листах А-4 рамочку из загогулек, а текст писали каждому в соответствии его характеру или какому-то яркому событию, в котором он выделился. Например: "награждается....за отчаянную борьбу со сном во время тихого часа"

    Скидываете фотки со всех фотоаппаратов на один диск и за ночь записываете копию такого диска всем детям. Можно не только фото, но и видео.

    Ватман (какой-нибудь фон в крапинку) разделить на столько частей, сколько детей вместе с вожатыми. Про каждого придумать 2 - 4 строчки (желательно милых, необидных, узнаваемых). На последней свечке читать про каждого, дети должны угадывать, о ком это. Вожатый вырезает кусочек со словесным портретом и отдает ребенку. Потом не забыть какие-нибудь трогательные слова о единение, о том, что когда они соберутся все вместе, у них получится целый ватман (и т.п.)

    Когда смена короткая, а детей под полусотню в отряде, имена всех не запомнишь. Имеет смысл сделать что-нибудь оригамное (типа журавликов). Если отношения с детьми хорошие, эти журавлики у них потом несколько лет пылятся на видном месте)).

    Можно утром с детками пойти встречать рассвет и там сделать церемонию награждения: Каждому дарите грамоту со званием. например, "за лучшую женскую роль" грамоту получил парень, который просто шикарно сыграл девушку и т.д. Самодельную книжку(помочь сделать такую книжечку тебе могут сами ребята) с названием отряда, где были записаны ваши название, песня, кричалки, адреса, номера телефонов и дни рождения, стишки про каждого. Диск с фотками со смены. Разрываете бусы и каждому дали по бусинке. мол вместе мы - единое целое. И каждый вешает по бусинке на веревочке себе на шею.

    Дарите уголёчки с последнего костра, заворачиваете их в упаковочную бумагу, сказали что открыть можно только тогда когда будет очень-очень плохо и совсем невмоготу, это кусочек тепла и воспоминаний, в общем сказать можно много, и получается дешево и довольно таки быстро. Можно каждому подарить по киндер-сюрпризу.

    Делаете мини-ромашки и пишете пожелания. Лепите из глины маленькие поделочки (улиток) и обжигаете потом и вешаете на шею. только надо делать с запасом и заранее, дня за 3 до конца смены. Всяки поделки оригами.

    Набираете (или делаете) кучу коробочек и раскладываете туда сухие цветочки, лепесточки, интересные камушки и дарите. пряча под подушку каждому.

    Камни красите, лаком для ногтей и покрываете (можно еще написать на них имя ребенка, смену, название отряда различными фломастерами). Делаете браслетики из скрепочек и крепите их на руку. В общем – “извращайтесь” по-разному в хорошем смысле этого слова.

    Шуточные грамоты... самому не спящему... самой нехочухе... ну и так всему отряду... Отпечатываете свою руку на листочке и пишите пожелания. Можно даже последнюю свечку просто разрезать всю на кусочки и раздать детям её...

    Спеть своим детям песню из мультика "Чип и Дейл": "ваши вожатые к вам спешат! ваши вожатые лучше всех и т.д."))) А потом подарить свистки) Сказать, что если вдруг с ними случится беда, им надо свистнуть и мы появимся).

    Раздайте ленточки разноцветные, каждому с каким-то смыслом – например, самому темпераментному - красную, и т.д.)) Еще, нарисовать несколько рисунков на память где изображены все друзья.

    Еще можно фенечки...

    Воздушные шарики, в последнюю ночь надуть, написать пожелания и раскидать по комнатам.

    Странные люди – любимые дети:
    Верят, что смене конца не бывает.
    Только однажды, хотите – поверьте,
    Мы остаемся, они уезжают…

    Всегда кажется очень насыщенным, сентиментальным и самым лучшим. Некоторые ребята едут в лагерь только ради него. Чтобы встать с любимым отрядом в орлятский круг вокруг прощального костра, спеть лагерные песни под гитару, признаться, наконец, кому-то в любви…

    Но начинается все с очень серьезного мероприятия – «экономического дня» , когда ребята за «урбаксы» выполняют определенные задания, а затем самые предприимчивые из них открывают свои станции и оказывают разнообразные услуги. Так, в «Уральской березке» появились паспортный стол и ЗАГС, комната «няшности» и массаж, парикмахерская, а кто-то за урбаксы изображал даже поющего бурундука! Поэтому к обеду у самых маленьких жителей нашего лагеря появились документы, удостоверяющие личность, а кто-то из ребят постарше женился на наших замечательных вожатых.

    В то время, пока дети получают паспорта и заводят семьи, вожатые делают последние приготовления к самому важному мероприятию – концерту вожатых . Детей ждал просто неимоверный всплеск энергии и позитива от любимых наставников. Зажигательные танцы от всего педагогического коллектива смены, веселые сценки с участием Натальи Царевой, Ивана Козицына, Дмитрия Миниярова, Алексея Волкова и Юлии Горских. Екатерина Яхина прочла лирическое стихотворение, которое, несомненно, заставило прослезиться добрую половину зрительного зала. В конце ребят ждал сюрприз: вожатые приготовили видеообращение, где каждый смог выразить благодарность или сказать напутственные слова своему любимому отряду.

    Но как сделать прощание с любимым лагерем незабываемым? Добавить капельку волшебства! Именно поэтому появилась дорожка из горящих свечей, ведущая к воротам лагеря. Здесь каждый ребенок мог оставить свою синюю ленточку, загадав заветное желание: вернуться сюда в следующем году, встретиться в городе с новыми друзьями или приехать в «Уральскую березку» в роли вожатого.

    Последний день смены был просто шикарный, это один самых запоминающихся дней в лагере, который я еще очень долго не забуду,– делится впечатлениями Дмитрий Хужин из шестого отряда. – Вожатский концерт был замечательный, и хотя я сидел на последних рядах, все равно кричал, хлопал и болел изо всех сил. Наши вожатые Леша с Наташей выступили лучше всех. Прощалки тоже понравились, услышал много добрых и тёплых слов от людей, с которыми даже не общался. Не хотелось уезжать, было очень грустно, ко всем успел привязаться.

    А вот что сказала Аня Воробьева из второго отряда:

    У нас был вожатский концерт, мы такого и не ожидали, вожатые действительно очень хорошо постарались, они настоящие молодцы! Еще была замечательная дискотека! Также запомнились прощальные ленточки: мы обменивались ими друг с другом и плакали, потому что не хотели расставаться. В конце мы пошли на костер, жаль, что он был недолгим! Но все равно день прошел просто великолепно, как и вся смена в целом!

    Пресс-центр.

    Вот что пишут ребята, участники-пресс-центра.

    2015 ГОД - ТРЕТЬЯ СМЕНА

    В восьмой и не последний раз

    В нашем лагере есть дети, которые приезжают сюда не в первый раз. Мне посчастливилось войти в круг таких детей. Я приезжаю сюда уже не третий, не четвёртый, а уже восьмой раз, и длится это уже на протяжении семи лет. И буду продолжать ездить сюда до 17 лет, сейчас мне четырнадцать. Я обожаю это лагерь . Обожаю за неизменность. Он остается таким же потрясающим, каждый год узнаешь что-то новое, приобретаешь новых друзей. Эти друзья становятся как бы частичкой твоей семьи. Сегодня уже 27 июля, скоро отъезд. А так не хочется прощаться со сроднившимися с тобой людьми. А вожатые – почти как твои родители, к ним привязываешься очень быстро.

    Оля Крюкова, 3 смена - 2015

    Мне запомнилось, мне понравилось

    В лагере «Уральская берёзка» мне очень понравилось. Тут много интересных занятий и кружков. Из всех занятий мне запомнилась игра-вертушка, тропа доверия, дискотека и огоньки. Из всех кружков мне понравились журналистика, цветы из салфеток и фенечки. Мне тут очень понравилось, и я не хочу уезжать!

    Аня Лагутина, 3 смена - 2015

    И не забуду никогда

    Я буду помнить этот лагерь .
    И не забуду никогда,
    Как проводила я тут время.
    Сюда приехала не зря.
    Я буду помнить всех вожатых,
    Я буду помнить всех друзей.
    Все песни, до единой, помнить.
    И не забуду никогда,
    Как проводила я тут время.
    Сюда приехала не зря!

    Ксения Помазан, 3 смена - 2015

    Я не хочу уезжать

    «Уральская березка», я не хочу уезжать. Хоть я и в первый раз в этом лагере, мне все понравилось. У меня был день рождения, меня все поздравили. Тут так круто, прямо нет слов! Тут все дружные, проводятся веселые игры-вертушки, дискотеки, крутые огоньки. Я не хочу уезжать из «Уральской березки»!

    Аалия Миндибаева, 3 смена - 2015

    Будущее предрешено

    Уже близился конец смены. И это печально. Но в этом есть и хорошее. Был день открытых дверей, все собирали «урберки» и обменивали их на разные сладости. Было очень вкусно. Так же были веселые конкурсы, потом важный концерт. И, конечно, всем запомнился прощальный костер, он был три-четыре метра в высоту. Было очень красиво. А на сладкое оставили дискотеку. Ну, вот и день отъезда. Вот ты едешь домой. Ты опомниться не успеешь, как уже дома. Но вместо радости ты понимаешь, что в лагере было веселее. И ты уже знаешь, куда поедешь на следующей год.

    Кристина Онкина, 3 смена - 2015

    О лагере – в стихах

    В этот день мы подружились,
    Танцевали и играли.
    Он запомнился нам тем,
    Что на сцене выступали.

    И в столовой нас кормили –
    Вкусно и питательно.
    Скажем: лагерь просто класс!
    Было замечательно!

    Не сидели мы на месте,
    А ходили по вертушкам.
    Так же вместе пели песни.
    В общем, стали дружными.

    Эту смену не забудем.
    Она в памяти у нас!
    Обещаем, что хорошими будем
    И приедем в следующий раз!

    Софья Балыбина, 3 смена - 2015

    Оставайтесь добрыми и дружными

    Мне кажется, что дружба – это каждый день с другом, наполненный радостью, весельем и поддержкой. Это доверие друг к другу, и ты знаешь, что твой друг тебя не бросит. Настоящих друзей не бывает много, а лучших – тем более. По моему мнению, лучших друзей может быть один-два человека. Лучший друг – это тот, который поддержит тебя в любую минуту. С которым не обязательно видеться каждый день, достаточно просто знать, что он поддержит тебя даже на расстоянии и не забудет тебя никогда, ведь лучший друг – это навсегда. Я спросила у вожатой всех отрядов Олеси, что такое дружба, а она ответила: «Дружба – это поддержка во всех обстоятельствах. Я считаю, что друзей много не бывает, что друг не критикует, а советует и не стоит обижаться на это». Я думаю, что друг – это человек, который нужен каждому. Оставайтесь все добрыми и дружными. И никогда не забывай, как нужны друзья!

    Люба Беляева, 3 смена - 2015


    Как правило, в тандеме с Огоньком знакомств в начале смены, традиционно в конце смены проводится “Звездопад” – прощальный огонек. На прощальном огоньке “Расскажи мне обо мне” каждый услышит о себе мнение своих товарищей. Тот, у кого находится “свободный микрофон”, называет юношу и девушку, от которых хотел бы услышать о себе.

    ПРОЩАЛЬНЫЙ ОГОНЕК

    ЦЕЛЬ: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни, сгладить эмоциональное состояние в отряде, связанное с отъездом детей из лагеря.

    • Вводное слово вожатого. Пожелания отряду. В своем пожелании вы можете высказать отношение к тому, что происходило в отряде. Каким для вас стал отряд, каким вы его видели, что вам понравилось, а что вы бы посоветовали изменить, для того чтобы в будущем не совершались эти ошибки.
    • Подарок «Портрет» - ребятам заранее дается задание нарисовать чей-то портрет. Мы дарим портреты, в знак дружбы, при этом говорим что нам нравится в этом человеке, каким он показал себя в этой смене. Выберите те качества, которые ему нужно будет пересмотреть, а может изменить.
    • Исполнение песен в орлятском кругу.
    • «Фото на память». Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии. На них написаны моменты совместной жизни в отряде:
      • первая встреча
      • кто как заехал (если заезжали не одновременно)
      • кто первый…

    Таким образом, ребята вспоминают жизнь в лагере с помощью «вспоминалок».

    • «Письма ребятам, которые приедут в следующую смену». Ребята пишут пожелания детям новой смены с пожеланиями, напутствиями, мечтами.
    • «Роза и Камень». Надо было отдать розу тому, кому хочешь сказать спасибо, отмечая положительные черты характера, поступки, и ему же камень с указанием того, что этому человеку надо изменить в себе.
    • Прощальные сюрпризки в подарок детям.
    • «25 кадров» - Стоп! Снято! Из 25 кадров детей, которые они нарисовали, на итоговом сборе, на ватмане складывается единый «25 кадр». А на обратной стороне каждый отъезжающий оставит слова памяти.
    • «Письмо» Раздаём письма адресованные ребятам от вожатых, которые они смогут открыть только уже по дороге домой или дома, сердечки с пожеланиями.
    • Последний орлятский круг. Отрядная песня.

    «Добрые ладошки». Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.

    Возможны небольшие игры. Например игрушка "У меня появился друг" Это "развлекалочка" может быть использована на последней свечке: Все садятся в круг. Первый человек говорит: "У меня появился друг..." далее описываются его внутренние качества (отзывчивый, добрый, активный, чудоковатый и т.д.) Остальные должны понять о ком идёт речь. Если возникли затруднения, описывается внешность человека. Когда ребята угадывают о ком идёт речь - право голоса передаётся ему. И т.д.

    "Церемония свечей". Эту церемонию можно проводить на малых группах, со всем отрядом и т. д. Все материалы (свечи, подсвечники, ленточки, картинки) готовятся заранее. Выберите N человек или N пар (по количеству свечей). Одна свеча, самая длинная, должна быть для ведущего церемонии (N+1 свеча). Каждому человеку (паре) раздайте листочки с их частью легенды или прощального рассказа и свечи. После того как они читают то, что у них написано на листочках, нужно зажечь их свечу от свечи ведущего. После того, как все свечи зажжены, нужно сделать круг, взяться за руки. На этом церемония заканчивается.

    "Ленточки на память". Иногда после нескольких дней, проведенных вместе, люди настолько сближаются друг с другом, что им непременно хочется как-то выразить свои дружеские чувства, сказать добрые слова. Как это лучше сделать? Как поблагодарить организаторов лагеря? Как показать детям лагеря, что их приезд был желанным? Предлагаем вам простой способ выразить свои чувства – повязать ленточки на руку. Эта идея – повязывать ленточки - может быть использована вами в конце лагерной смены.

    Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Это довольно простой способ выражения своих чувств, но, поверьте, очень приятный.

    Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,

    "Обнималки". Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее.

    Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.

    Они же еще известны как "браталки". Ночью на закрытии лагерной смены, при свете огромного дружинного костра, каждый делится своими положительными эмоциями. Ты можешь подойти к любому из нескольких сотен ребят детского лагеря – пионеров и вожатых, сказать ему то что думаешь о нем, пожелать чего то хорошего, так сказать "побрататься" с ним. А за этим привязать к нему маленькою веревочку в символ вашего братания. Так же должен поступить и он с тобой.

    «Дерево желаний». В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».

    «Значок» - В последний день лагеря на прощальном огоньке члены отряда решают, достоин тот или иной ребёнок иметь значок с изображением эмблемы лагеря, который является своеобразным символом.

    «Письмо себе». В первый день программы каждый ребёнок пишет письмо самому себе, которое он получит в последний день смены. Таким образом, происходит внутренний диалог человека с самим собой, ответ на вопросы, естественно, возникают в разных формах.

    «Свечи на воде». В последний день заезда во время прощального вечера на воду речки (пруда, фонтана) опустят свечи лучшие ребята смены, из каждой семейки по 5-7 детей. В тот момент, когда будет гореть последняя свеча, можно загадывать желания, и оно непременно сбудется.

    «Подарки». Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.

    «Письмо следующей смене». Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на: Обычном листе А-4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана. Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д. Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы– это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.

    «Круг из свечей». Правила игры: На песчаном пляже (или на расчищенной поляне) прокладываются две неглубокие прямые борозды в виде большого круга. Лучше, конечно, чтобы это был песок или такая почва, в которую легко воткнуть горящую свечку. Ребят собирают уже ночью, всем желающим раздаются свечи. В центре круга уже горит одна большая зажженная свеча, от которой потом и зажигаются первые свечки. Этому мероприятию предшествует общая беседа, настрой должен быть серьезным. Вожатый предлагает всем желающим зажечь свечу и сказать перед всеми или про себя что-то важное, дать обещание или поблагодарить, или просто помолчать. Постепенно, один за другим, дети зажигают свечи, ставят их в уже готовые бороздки, и получается большой горящий круг на земле. Зрелище очень впечатляющее!

    Прощальный огонек - это заключительный штрих на сборе, обычно это завершающее дело в лагере, и его ни в коем случае нельзя смазать. На этом «огоньке» разговор будет о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, пожелания на будущее.

    Этот «огонек» можно провести по-разному. Одной из наиболее распространенных форм является вечер «Расскажи мне обо мне». У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора – способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждому важно знать, каков он в глазах товарища. Но услышать настоящее отношение очень непросто – трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься, все то, что накопилось на душе. Как же провести этот разговор?

    Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом ну» руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

    Хорошим дополнением к программе «огонька» будут игры

    Черный и золотой стул.

    Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».

    Ассоциации

    Один из участников (водящий) выходит из комнаты. Перед выходом он встанет перед остальными, а все (про себя) постараются сформулировать впечатление о нем: какой он, каковы главные черты его характера? Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Здесь могут быть такие варианты: 1) каждый человек говорит о водящем, какой он, это запоминается или записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. («Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?») Ответ дается после всех вопросов; 2) оставшиеся дают оценку ушедшему сообща (не менее трех определений). Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но на одного человека отводится не более двух минут.

    Круг пожеланий

    У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.

    Второй этап прощального «огонька» - это обмен пожеланиями, письмами, адресами. Заранее ребята вместе с вожатым или в тайне друг от друга могут сделать книжечки, открытки для себя или для другого. В эти книжечки на «огоньке» ребята напишут пожелания или свои адреса, а могут написать серьезные письма тому, кому хочется, - ведь не всегда решишься или успеешь сказать что-то важное.

    Безусловно, тема и форма прощального «огонька» будут зависеть от индивидуальности вожатого. Это может быть разговор о встречах и расставаниях, о верных друзьях, о человеческом взаимопонимании, о добре и т.д. Хорошим дополнением на «огоньке» будут лиричные прощальные песни, легенды, воспоминания о смене, курьезных случаях.

    А еще можно провести серию прощальных игр:

    «За эту смену...» - Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: "Лови, (имя)". За эту смену мне больше всего понравилось..."и показывает это "нечто" мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.

    «Ассоциации» - Один человек выходит за дверь. Ребята загадвают одного человека из отряда. Задача водящего - задавать вопросы типа: "на какое животное (растение, сказку, героя мультика) похож этот человек. Задается 5 вопрсов, после чего водящий делает предположение.Если угадал - ведущий сменяется.

    «Волшебная корзинка» - Все сидят в кругу. Вожатый поворачивается к соседу справа и говорит: "Я дарю тебе на прощание..." и говорит, что "дарит". Это может быть как реальная вещь (лимузин, букет алых роз), так и виртуальная (Солнце, улыбку, дружбу и т.д)Так дарят все все ребята по кругу.

    «Коридор» - Отряд делится на 2 части и становится друг на против друга, образуя таким образом коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания... Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру... Это очень эмоциональное мероприятие, с морем слез и объятий.

    «Чемоданчик» По отрядной комнате разкладываете сложенные в виде "чемоданов" и просто вдвое листы бумаги. Сверху подписана фамилия ребенка. у детей в руках фломастеры. Они свободно перемещаются по комнате и пишут пожелания в чемоданы друг другу. Такой же вариант, но более прикольно - листок А4, приколотый на спину каждому.

    «Обнималка» (стандартная и обыкновенная). а шее ребенка - кисточка из которой свободно можно вытянуть по одной ленточке. задача: повязать ленточку товарищу, сказать что-либо и в конце обязательно обнять.

    «Спасибо» Красивая музыка (лирика), дети стоят по кругу, вожатый в центре со свечкой. Подойти к любому человеку, передать свечку и обратиться с фразой "спасибо тебе за то, что.....", а потом встать на его место в круг, а он пойдет искать следующего...

    «Роза и камень» Два символических предмета передать любому, кто сидит в кругу. Вместе с "розой" назвать то, что в этом человеке нравится или за что ты ему благодарен в этой смене, а вместе с "камнем" озвучить его отрицательное качество.

    «Ромашка» или самый-самый-самый. Делаете две ромашки с отрывающимися лепестками. Одну для мальчиков, вторую для девочек. На лепесточках пишете: самый сильный, самый умный. самый-самый-самый, мисс очарование, самая обаятельная, мисс улыбка и т.д. Можно и отрицательные качества, но не обидные:капризулька, растераяшка, непоседа и т.д. Мальчика просите оторвать лепесток с "девчоночьей" ромашки, и вручить любой девочке. Она потом оторвет лепесток с мальчишечьей и вручит мальчику. Хорошо бы иметь еще прозапас вожатскую ромашку - вдруг будут дети не получившие ни одного лепестка - вы ненавязчиво исправите положение.

    «Кораблик» Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.

    «Свечи» У каждого члена отряда в руках - горящая свеча в фольге. Желательно, включить тихую красивую мелодию. При этом ребята подходят друг к другу, говорят слова, которые хочется сказать или пожелать данному Человеку, и капают ему в свечу немного воска. Затем меняют партнера, и ритуал повторяется.

    «Обнималки» Ведущий заранее готовит на каждого участника веревочку с кисточкой из шерстяных ниток и надевает их каждому члену отряда. Затем ребята подходят друг к другу, говорят добрые, теплые слова на прощание и пожелание, при этом выдергивают ниточку из своей кисточки и повязывают ее на нить своего партнера, обнимаются и расходятся.

    «Монетки» Все ребята выходят На берег реки или моря, и, загадывая желания, одновременно бросают монетки в воду.

    «Пожелания» - У каждого есть лист бумаги, подписанный снизу. По сигналу вожатого лист передается соседу справа. Тот читает, чей это листок и пишет свое мнение об этом человеке и пожелание ему. Далее он заворачивает написанное и передает след. соседу. Так продолжается до тех пор, пока листки не вернуться к хозяевам.

    «Зажигание звёзд» - это чудесное мероприятие, когда каждый берёт звезду (заренее вырезанную вожатыми) и как бы зажигает её для кого-то очень близкого. Это такое особое "спасибо" близкому человеку.

    Кстати, иногда вожатые снимают свои вожатские галстуки и на последнем огоньке и одевают их самым достойным, а сами становимся на это время "детьми". Но это если отряд дисциплинированный.

    В завершении огонька можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.