Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Тренинговое занятие для младших школьников на общение. Упражнение « Рисуем на спине». Конспект тренинга для учеников младших классов по формированию правил поведения в классе «Птица и птенцы»

    Тренинговое занятие для младших школьников на общение. Упражнение « Рисуем на спине». Конспект тренинга для учеников младших классов по формированию правил поведения в классе «Птица и птенцы»

    2.1.1. Тренинг общения для детей младшего школьного возраста
    Занятие 1

    Задача: Знакомство участников группы, налаживание связей.

    Знакомство

    I. Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры “Снежный ком” (5 мин.): каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним.


    1. Имя с выходом” (5 мин.). Каждый участник по очереди выходит в центр круга и громко говорит свое имя, делая при этом какой-то жест или принимая позу, характерную для него.
    Лучше, если начнет игру ведущий, чтобы было понятно.

    III . Игра с мячом (5 мин.). Ведущий: Запомнили имена друг друга? Я еще не все. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам запомнить имена лучше. Тот, кто поймает мяч, называет свое имя. А затем, бросая мяч другому человеку, называет его имя. Если кто-то забыл имя участника группы, то можно попросить его напомнить.

    Упражнение способствует лучшему запоминанию имен участников группы.

    IV. "Представление в парах" (20 мин.). Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга.

    Каждый участник группы должен выбрать себе пару – любого человека из круга, сесть рядом со своим партнером и договориться, кто будет первым, а кто – вторым.

    Первая часть игры - работа в парах. Сначала первые рассказывают вторым немного о себе (что захочется; можно про любимые занятия, свою семью, друзей, свой характер, предпочтения или что-то другое). Вторые внимательно выслушивают своего партнера и стараются запомнить, что он говорит. После того, как Ведущий говорит: "Стоп", – происходит обмен ролями.

    Вторая часть игры – представление партнера (о том, что будет вторая часть объявляется непосредственно по окончании первой). Снова организуется круг. Каждый участник должен теперь представить своего партнера, встав за его спину и держа руки на его плечах (Ведущий показывает). Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего партнера; так, как будто ты – это он.

    Эту инструкцию дети усваивают с трудом, поэтому ведущий должен продемонстрировать, как выполняется упражнение. Здесь также важно внимательно следить за происходящим и вовремя давать участникам обратную связь. Упражнение часто дает богатый материал для консультативной работы, но нельзя переусердствовать, т.к. это самое начало работы группы и дети еще не готовы к глубокому проникновению в свои проблемы, а особенно к их демонстрации окружающим.

    Установка на работу: задачи и правила (50-60 мин.). Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.

    Ведущий: "У нас впереди 4 занятия, участие в которых может помочь каждому из вас:

    Разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;

    Понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше к ним;

    Узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и те, и другие;

    Строить самого себя и влиять на свою жизнь.

    Для того чтобы наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

    1. правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам;

    2. правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно;

    3. правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами;

    4. правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют;

    5. "Я - высказывания": говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и т.п.);

    6. правило "Стоп!": тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать "Стоп!" и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии, движении, познании.

    Обсуждение и принятие правил поведения имеет очень большое значение. Принятие правил группой означает взятие на себя ответственности за жизнь и работу группы. Это и есть, на мой взгляд, момент рождения группы. Поэтому ведущий не должен: спешить, быть формальным, пропускать мимо ушей недовольство или несогласие. Принятию правил может быть посвящено более половины времени первого занятия, так как это крайне важный этап работы. Не жалея на него времени, ведущий увеличивает вероятность получения сплоченной, ответственной, готовой к работе группы. И еще несколько комментариев по процедуре принятия правил: " Обсуждайте каждое правило отдельно, непосредственно после его прочтения. Здесь могут помочь следующие вопросы, задаваемые ведущим участникам группы: "Как ты понимаешь, это правило?", "Насколько готов следовать ему?", "Есть ли опасения, какие и с чем связаны?".

    Необходимо получить согласие каждого участника следовать этим правилам. Не бойтесь менять правила, пусть дети придумают новое правило взамен непонравившегося, принимайте сами активное участие в обсуждении и принятии. Это процесс творческий, а правила не догмы.

    Подчеркните в заключении, что от Вас как ведущего зависит 10 15 %, все остальное от самих участников. Ваша роль заключается в том, что вы предлагаете упражнения, организуете обсуждение, помогаете осознать некоторые скрытые мотивы и проблемы; роль ребенка это активное участие в происходящем. Помните о том, что большинство детей не привыкло и не любит брать на себя ответственность за свои действия.

    После принятия правил внимательно следите за их выполнением, не проходите мимо эпизодов нарушения правил, потому что дети любят проверять ведущих "на вшивость". Напоминайте им о самом правиле, их личной ответственности и ясно показывайте, что вы заметили нарушение. В подавляющем большинстве случаев вышеописанных действий со стороны ведущего бывает достаточно, чтобы призвать нарушителя к порядку и не дать развалить работу.

    Основная часть

    V. "Молекулы" (5 мин.). Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2–5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.

    Ведущий: "Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостя. Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он (спектакль) будет длиться 20 минут. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе".

    Это ролевая игра. Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Оригинал, Бестактный, Отстраненный. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые вы преследуете. Можно так же каждую роль определить более подробно. Например, "Миролюбец. Пытается улаживать все возникающие разногласия. Боится конфликтов, поэтому всячески избегает острых углов в беседах".

    Следует иметь в виду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкций и неизвестности правил.

    Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию участниками стереотипов своего поведения, а также по моделированию поведения. Из такой игры ведущий, при достаточной сноровке, может вытащить много материала для дальнейшей проработки в ходе обсуждения. Можно также после этого упражнения попробовать поработать индивидуально в кругу с кем-то из детей . Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая поведение каждого из участников, соответствие предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:

    Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?

    Трудно ли было играть предложенную роль?

    Похоже, ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?

    Кроме того, можно спросить детей про ту или иную роль:

    Какие чувства вызывает у вас подобное поведение?

    IV. "Занять стул " (10 мин.). Один человек садится в центр круга на стул, задача остальных всеми средствами, кроме физического насилия, занять стул ведущего.

    Это упражнение вызывает неизменный интерес у детей, является хорошей разрядкой, а, кроме того, дает хорошую обратную связь каждому о том, как он умеет просить и убеждать других людей. Здесь важно после каждой смены ведущего, задавать сменившемуся вопросы: "Почему он уступил стул именно этому ребенку?"; "Кому бы он никогда не уступил стул, почему?"

    В конце игры полезно провести молниеносный опрос, кто сколько раз был ведущим, спросить тех, кто не был ни разу - с чем они это связывают.

    V. Обсуждение домашнего задания (15 мин.). Ведущий просит желающих зачитать свои сочинения. После того, как ребенок прочитает свою работу, он может попросить определенных участников (или всех) дать ему обратную связь.

    VI. Выдача домашних заданий: Напишите сказку, где главным героем будет один из участников группы.

    VII. "Темная лошадка" (20 мин.). Упражнение выполняется в парах. Из этой двойки один ведущий, другой ведомый. Последний закрывает глаза, а первый берет его за талию и водит по комнате, где расставлены стулья и другие предметы "препятствия". Задача ведущего так провести своего партнера, чтобы обойти все препятствия и не столкнуться с другими парами. После 2 5 мин. хождения партнеры меняются ролями. Неплохо, чтобы каждый ребенок, кроме того, сменил одного-двух партнеров.

    Это телесное упражнение, выполненное после хорошего разогрева, способствует осознанию проблем , связанных с давлением (управлением) − подчинением, активностью − пассивностью, доверием − недоверием. Например, один мальчик, которого учителя и родители считали безответственным и инфантильным, с преобладанием агрессивности в поведении, после смены трех партнеров в этом упражнении сказал, что ему никогда не было приятно быть ведомым. Это состояние сердило его и вызывало протест. Зато быть ведущим ему понравилось, ему было приятно заботиться о комфорте своих партнеров. И партнеры этого мальчика дали ему позитивную обратную связь, отметив, что они чувствовали большое доверие к нему и уверенность, что они беспрепятственно пройдут весь путь.

    VIII. Мгновенная социометрия (5 мин.).

    Инструкция: "Возьмите за руки (одной рукой одного, другой другого) двух человек, с которыми Вам наиболее приятно общение в этой группе".

    Упражнение быстрое, двигательное и очень информативное. Буквально за две минуты вы получите "скульптуру" группы. Будет ли ведущий участвовать в упражнении − также важный диагностический момент.

    Психологический тренинг

    «Чувства» для младших школьников

    Цели:

    1. образовательная - актуализировать у детей знания об эмоциональной сфе­ре человека.

    2. воспитательная – воспитать чувство коллективизма.

    3. развивающая - развить наблюдательность, коммуникативные способности, раскованность, внимание, память, мышление, повысить интеллектуальный уровень развития и развитие ребенка в целом.

    Тип урока : тренинг.

    Оборудование : музыкальный центр, мяч, доска.

    Ход тренинга:

    I . Орг. момент : (3-4 мин.)

    1. Приветствие.

    2. Сообщение темы тренинга.

    II . Основная часть: (35 мин.)

    Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется мяч.

    Разминка:

    «Мячик».

    Дети бросают друг другу мячик со словами «Я рад снова видеть тебя... (называют имя)». Мячик должен по­бывать в руках у каждого ребенка.

    «Лишнее слово».

    На доске написаны слова: «радость», «глупость», «злость», «грусть». Детям нужно найти лишнее слово («глупость», потому что это не чувство).

    Основное содержание занятия:

    «Вспомним чувства».

    Психолог показывает детям рисунки с изображением чувств. Дети называют чувства и передают их при помощи мимики.

    «Сочини рассказ».

    На доске размещаются картинки с изображениями трех чувств. Детям нужно сочинить рассказ, герой которого в начале, в середине и в конце истории испы­тывал бы те же чувства, которые представлены на доске.

    «Общая радость».

    К доске прикрепляется лист ватмана. Психолог предлагает детям нарисовать общий рисунок радос­ти. Дети по очереди подходят к листу, фломастером изобра­жают на нем что-либо (цветы, игрушки, мороженое) и вслух объясняют, почему их изображение подходит для этого рисун­ка. Общий рисунок может быть объединен сюжетом или пред­ставлять отдельных деталей.

    «Одюдюка».

    Психолог. Сейчас я расскажу вам одну историю... Жил был сказочный лес. В жаркую погоду укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца. В дождь давал странникам пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро уценок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и следил-за чистотой пруда. У него был друг - медвежонок Тимка, который осматривал все деревья в лесу и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нуждается в медицинской помощи. А еще в лесу жил дядюшка медведь - Михайло Иванович, и был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если случалась беда, он всегда приходил на помощь.

    И вот однажды идет щенок Пиф по тропинке и слышит: «У-гу-гу». Попятился он, да вдруг прямо перед ним с ревом пролетело «Оно» и стало Пифа пугать. От страха шерсть на щенке встала дыбом. Он залаял, но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг и толкаться. Пиф побежал искать своего друга медвежонка Тима. А Тим в это время осматривал елочки, которые растил для предстоящего Нового года. И вдруг сзади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Это «что-то» летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга.

    Встретились они у дома дядюшки медведя и стали думать, что же им дальше делать. Тут выходит из дома Михайло Иванович и спрашивает:

    Что произошло?

    Стали друзья наперебой рассказывать, а напоследок решили:

    - Поймаем того, кто нас напугал, накажем и выгоним из леса.

    Так и сделали. Поймали и хотели, было взгреть хорошенько, но дядя Миша предложил не наказывать страшилку, а подружиться с ней, - может быть, что-то и получится. Окружили ее звери и сорвали покрывало, под которым «Оно» пряталось. И предстала перед всеми страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться.

    Чего вам от меня надо? Видно, мало я вас попугала!

    Да погоди ты, не ругайся, лучше расскажи, зачем в наш лес пришла.

    Видит Одюдюка: деваться ей некуда, пришлось рассказывать о себе. История получилась очень печальная.

    Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама - папу и меня, папа - меня и маму. Мне за всю мою жизнь никто доброго слова не сказал. Вот и решила я навредить всем в этом добром лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили, чистоту и порядок везде наводили... А сейчас делайте со мной, что хотите. Хотите - напугайте, хотите поколотите, а
    хотите - придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.

    Стали звери совет держать. Думали-думали, как ее лучше наказать, а потом вдруг кто-то предложил ее пожалеть. Ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова. (Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке?) А потом звери научили Одюдюку улыбаться, и перестала она быть злой и страшной.

    Вы можете, научить, Одюдюку, улыбаться?

    Замечательно!

    Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

    «Распустившийся бутон».

    Психолог. С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не так хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.

    Сядем все в круг на пол. Возьмем друг друга за руки и закроем глаза... А теперь каждый пусть представит, что он какой-нибудь цветок, один из нераспустившихся бутонов. Постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы оболочка этого бутона раскрылась, и вы потянулись навстречу теплому солнечному свету...

    А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Давайте подышим более глубоко и постепенно «раскроемся».

    Цветок распустился. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышите, они говорят:

    «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите его в свое сердце.

    А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь к нам в группу добрыми и отдохнувшими.

    «Бывают чувства разные».

    Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

    Бывают чувства разные:

    Прекрасные, опасные,

    Сердечные, забавные,

    Сердитые и славные,

    Веселые, печальные,

    Игральные, молчальные.

    Попробуй улыбнуться,

    Как клоун на манеже,

    И робко потянуться,

    Как маленький подснежник.

    Попробуй рассердиться,

    Как злющая оса.

    Попробуй удивиться,

    Взглянув на небеса.

    Попробуй шею важно,

    Как лебедь, выгибать - Все скажут:

    «Он отважный!» И будут уважать.

    «Кто сегодня чувствовал...»

    Психолог просит тех детей, которые сегодня чувствовали интерес к чему-либо, встать и хлопнуть в ладоши, тех, кто испытывал покой встать и подпрыгнуть, кто чувствовал обиду - встать и погладить себя по голове, а гнев - встать и дотронуться пальцем до носа, страх - встать и дотронуться до соседа, радость - встать и крикнуть «Ура!».

    Памятка:

    Тебе будет легче общаться с родителями и друзьями, если ты будешь соблюдать следующие правила:

    1. надо понимать и выражать свои чувства, тогда родителям и друзьям будет легче понять тебя и твое поведение.

    2. старайся контролировать неприятные чувства, выражай их сдержанно

    3. надо замечать чувства родителей и друзей, сочувствовать им, тогда тебе будет легче понять их поведение.

    III . Заключительная часть : (5-6мин.)

    1 . Рефлексия занятия : (детям задаются вопросы)

    Что вы узнали нового на занятии?

    Что поняли на занятии?

    Что вам понравилось на занятии?

    Что не понравилось?

    Какие чувства Вы испытывали сегодня на занятии?

    2 . Подведение итогов тренинга : поставленные нами задачи и цели выполнены.

    Данные упражнения способствовали развитию у детей таких качеств, как общительность, активность, находчивость, сплоченность, взаимопомощь.

    Игровой тренинг « На встречу дружбе! » для младших школьников.

    Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

    Задачи тренинга:

      Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

      Формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

      Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

      Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

      Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

    Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.

    Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж) адаптированные для учащихся 1-2х классов. Количество заданий и длительность занятия зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1- 1,5 часа. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.

    Оборудование:

      Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.

      Карточки с заданиями.

      Листы формата А3.

      Фломастеры, маркеры, карандаши

      Ножницы, клей.

      Цветной картон или бумага.

      Жетоны

    Содержание конспекта:

    По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

    "Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.

    "Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему".

    "А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."

    "А поесть дадут?"

    - "Все, что захочешь".

    "Но со мной собака".

    - "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".

    И путешественник пошел мимо.

    Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

    "Я хочу пить" - попросил путешественник. "Заходи, во дворе есть колодец"

    "А моя собака?" - "Возле колодца увидишь поилку". "А поесть?" - "Могу угостить тебя ужином". "А собаке?" - "Найдется косточка". "А что это за место?"

    - "Это рай". "Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".

    - "Врет он все. Там ад". "Как же вы, в раю, это терпите?"

    - "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".

    Скажите, а у вас есть друзья?

    Что значит дружить??

    Как много важных слов вы сейчас назвали.

    Скажите, а дружбе можно научиться?

    А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)

    Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.

    Упражнение «Комплимент».

    Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

    Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

    Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

    Правила:

    Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.

    Радоваться вместе с другом успехам, победам.

    ИГРА «Птичьи стаи»

    Ведущий: «Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».

    Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

    Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

    Упражнение «Пять добрых слов»

    Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

    Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.

    А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.

    Упражнение «Облака»

    МУЗЫКА

    Облачка раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.

    Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.

    Правила:

    Не критиковать.

    Поддерживать в трудные минуты

    Смотрите сколько правил дружбы мы открыли

    МУЗЫКА

    Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.

    Плакат «Дружба».

    В качестве рефлексии детям раздаются силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».

    Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

    Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!

    Тренинг

    «Сплочения у младших школьников»

    Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи:

    Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

    Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

    Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

    Осознание себя командой.

    Возраст: младший школьник, младший подросток.

    Состав участников : 10-15 человек.

    Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

    Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

    Ход тренингового занятия:

    Разминка Упражнение «Пожалуйста» - 5 минут

    Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» - 5 минут

    Игра «Атомы и молекулы» - 4 минут

    Упражнение «Постройтесь по росту!» - 5 минут

    Упражнение «Печатная машинка» - 15 минут

    Упражнение «Путанка» - 10 минут

    Упражнение «Поезд» - 20 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» - 10 минут

    Игра «Машина с характером» - 20минут

    Упражнение «Опустить предмет» - 15 минут

    Упражнение «А я еду...» - 8 минут

    Упражнение «Переправа» - 20 минут

    Упражнение-игра «Тик-так» - 7 минут

    Структура: участники рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

    Здравствуйте. Меня зовут Светлана Анатольевна и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

    Разминка Упражнение «Пожалуйста»

    Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

    Ход упражнения:

    Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выбывает из игры.

    Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

    Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

    Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

    Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

    Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

    Обсуждение:

    Что нового узнали о других?

    Что интересное узнали?

    Игра «Атомы и молекулы»

    Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек - маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

    Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

    * На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

    Упражнение «Постройтесь по росту!»

    Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

    Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

    Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

    Обсуждение:

    Удалось ли группе это сделать?

    Что помогало? Поддерживало?

    Какие эмоции испытывали во время упражнения?

    Упражнение «Путанка»

    Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

    Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», - спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

    Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

    Упражнение «Поезд»

    Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

    Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

    Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

    Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

    Обсуждение:

    Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

    Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

    Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

    Упражнение «Счёт до десяти»

    Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

    Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

    Обсуждение:

    Что с вами происходило?

    Если не получилось, то почему?

    Какую стратегию вы выбрали?

    Игра «Машина с характером»

    Цель: сплочение группы.

    Ход упражнения:

    Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему:«Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

    Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. конце концов машина должна развалиться.

    Обсуждение игры:

    В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

    Как вы придумали свои действия?

    Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

    Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

    Варианты:

    Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.

    Упражнение «Опустить предмет»

    Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

    Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

    Задача участников: опустить предмет в указанное психологом место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

    Обсуждение:

    Что испытывали при выполнении задания?

    Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

    Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

    Упражнение «А я еду...»

    Цель: разрядка участников, расслабление.

    Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит:«А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

    Упражнение «Переправа»

    Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

    Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

    Обсуждение:

    Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

    Что происходило с вами, вызвал ли у вас дискомфорт это упражнение?

    Упражнение-игра «Тик-так»

    Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

    Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

    Рефлексия:

    Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о классе?

    Как будете использовать эти знания?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?

    Орг. конец:

    Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

    Цель коррекционно-развивающей программы: сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

    Занятие 1. Мы знакомимся.

    1. Градусник настроения

    Ведущий показывает настоящий градусник и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как градусник показывает температуру) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

    2. «Снежный ком»

    Каждый ребенок по очереди называет свое имя и любимую игрушку.

    3. «Что я люблю делать»

    Ведущий. Я хотела бы, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму (словарная работа), мы можем начать высказывать наши догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступающего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

    4. Игра «Река»

    Играющие становятся в одну колонну. Ведущий объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желание каждого.

    5. Игра «Ученый»

    Ведущий взбирается на стул и объявляет себя ученым, а всех детей капельками. Он просит детей рассредоточиться по всей комнате. Ученому нужно составить очень важное вещество и отправить в космос. В колбу, которую он держит, он будет капать 3 разных жидкости: желтую, зеленую и красную. После каждого «вливания» цвета капельки (а это дети в группе) начинают двигаться и сливаться (браться за руки), пока ученый не скажет: «Стоп!» И так 3 раза. Капельки во время эксперимента сливаются по 2-3-6 и т.д.

    6. Игра «Паровозик»

    Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Один из участников – «паровозик». Его здание – обойдя всех, собрать пассажиров под музыку.

    Занятие 2. Установление контакта.

    2. «Ласковое имя»

    Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

    3. «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»

    Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

    4. «Уходи!»

    Ведущий предлагает «отыграть» свое плохое настроение. Ведущий. Дети, покажите свое плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!». Затем идите к другому мальчику или девочке.

    5. «Тух-тиби-дух!»

    Ведущий. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и три раза сердито-сердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух!».

    Второй ребенок должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух-тиби-дух!» Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово.

    6. «Иди ко мне!»

    Ведущий: А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем-нибудь, говорите: «Иди ко мне!» При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу, обнимитесь и постойте так.

    7. Игра «Змея»

    Группа встает в круг. Ведущий ходит по кругу и говорит слова: «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?». Тот, к кому подойдет ведущий, должен пролезть у него под ногами и взять его за талию, т.е. стать «хвостом». Теперь они вместе ходят и удлиняют «хвост». Когда дойдут до последнего играющего «голова» замыкает «хвост».

    8. «Доброе тепло»

    Ведущий. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

    Занятие 3. Распознавание и регуляция своего состояния.

    1. «Градусник настроения» (см. занятие 1)

    2. «Странный город»

    Инструкция к упражнению: «Все мы - жители странного города, в котором люди все время гуляют по главной улице города и все время здороваются друг с другом. Когда городские часы на башне бьют час – они здороваются тыльными сторонами ладоней, когда два – правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, три – здороваются спинами, четыре – коленями. Итак, давайте гулять и здороваться».

    Ведущий хлопками имитирует удары часов. После игры у всех, как правило, хорошее настроение и группа готова к работе.

    3. «Сорви яблоки»

    Ведущий. Представь, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу, каким образом ты можешь их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Теперь медленно выдохни. То же делаем другой рукой.

    4. «Царевна Несмеяна»

    В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

    5. «Гроза»

    Ведущий. Ребята, кто боится грозы? Хотите уменьшить свой страх? Один ребенок ложится на пол. Далее ведущий молча, показав только рукой, предлагает детям занять места вокруг лежащего. Он произносит слова и делает определенные движения руками, создавая шум. То же повторяют за ним и дети.

    Зашуршала трава, закапал мелкий дождик. Дождь стал усиливаться. Загремел гром. Посыпался град. Полил проливной дождь. Пошел мелкий дождик. Подул легкий ветерок. И наконец, выглянули первые лучики солнца. Просыпайся, малыш. Как ты себя чувствуешь?

    6. «Доброе животное»

    Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий. Поиграем в игру, которая называется «Доброе животное». Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

    7. «Гиппопотам»

    Все встают в круг и берутся за руки. Произносят строчку «А меня укусил гиппопотам» и идут в правую сторону, затем идут в левую сторону и произносят «Я от страха на дерево залез». «И теперь я здесь» - правую ногу вперед, «А нога моя – там» - правую назад, «А меня укусил гиппопотам» - покрутились вокруг себя.

    Следующий текст произносят и делают движение как будто танцуют «твист»:

    «Баб Дусь, баб Дусь, баб Дусь! Дядь Сань, дядь Сань, дядь Сань! Теть Люсь, теть Люсь, теть Люсь! А я гиппопотама не боюсь!» - вокруг себя. Сначала, набирая темп.

    Занятие 4. Внимание к партнеру.

    1. «Здравствуй, друг!»

    Здравствуй, друг! Где ты был? Я так рад, что ты здесь! Хорошо!

    2. «Березка»

    Ведущий. Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделайте 2-3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение.

    3.»Прочисти мозги»

    Ведущий. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал (словарная работа). Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть туда-сюда, от одного уха к другому… Оглянись вокруг, посмотрите, как все делают то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое своей головы и готовы к новым открытиям.

    4. «Эстафета хороших известий»

    Ведущий. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.

    5. «Коровы, собаки, кошки»

    Ведущий. Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».

    Теперь закройте глаза. Забудьте на время человеческий язык. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят»так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, «говорящих» на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Навострите ушки и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой… Начали!

    6. «Три лица»

    Ведущий. Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы отгадали, какое выражение лица я показываю. Показываю первый раз. Какое выражение лица я пыталась вам показать? Верно, свирепое лицо. Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки – покажем свирепое лицо. Показываю второй раз. А теперь? (Ответы.) А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль. Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руки к сердцу… Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое, счастливое. Теперь разделитесь на пары и встаньте со своими товарищами спина к спине. Выберите одно из трех лиц, которое мы показывали. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться друг к другу и показать выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…

    7. «Путаница»

    Все участники встают в круг и вытягивают вперед руки, затем по команде ведущего соединяют их с руками других людей, желательно не своих соседей. Ведущий легким пожатием руки человека, стоящего справа, запускает импульс, который должен пройти через весь круг и вернуться к ведущему от соседа слева. Затем группе предлагается распутаться таким образом, чтобы все оказались в одном круге. Задание может повторяться несколько раз до тех пор, пока не будет выполнена инструкция.

    8. «Мобильник»

    Занятие 5. Сплочение детей в группе.

    1. «Градусник настроения» (см. занятие 1)

    2. «Узнай, кого нет»

    Все участники закрывают глаза, а ведущий в это время трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовет отсутствующего игрока, тот выигрывает.

    3. «Иван да Данила»

    Все встают в один большой круг. Два игрока выходят в центр круга. Один будет Иваном, а другой – Данилой. Иван закрывает глаза и пытается поймать Данилу, крича ему: «Где ты, Данила?». Данила должен отвечать ему: «Тут я, Иванушка!», при Данила играет с открытыми глазами и пытается ускользнуть от Ивана. Естественно, и Иван, и Данила должны все время оставаться в пределах круга. Остальным детям надо смотреть, чтобы Иван не заблудился. У Ивана есть ровно одна минута на то, чтобы поймать Данилу. После этого играет следующая пара.

    4. «Четыре шага вперед»

    5. «Массажик»

    Участники встают в круг друг за другом так, чтобы руки лежали на плечах впередистоящего человека. Сначала они растирают спину впередистоящего, спускаясь вниз по позвоночнику, затем ставят ладошки на ребро и легонько постукивают по плечам со звуком «А-а-а». Через 2-3 минуты круг разворачивается в обратную сторону, процедура повторяется.

    6. «Слепой и поводырь»

    Участники разбиваются на пары и распределяют между собой, кто у них будет партнер А и партнер Б. Партнер А становиться слепым, а партнер Б поводырем. Задача партнера Б – показать слепому помещение, в котором они находятся так, чтобы он имел об этом хорошее представление, давая ему потрогать различные вещи – большие. Маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести «слепого» к месту, где предметы издают запахи, только ничего нельзя говорить при этом. Через некоторое время они меняются местами.

    Занятие 6. Самоуправление (Саморегуляция).

    1. «Скажи, что хочешь»

    Каждый может все, что хочет, чтобы знали все. Игра идет по кругу.

    2. «Коробка переживаний»

    Ведущий. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут ваши неприятные переживания.

    3. «Волшебная подушка»

    Я принесла волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь свои желании. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу…». Все остальные будут внимательно его слушать.

    4. «Разбуди дух»

    Встаньте широким кругом и, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Потом я начну считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет «десять» ваши руки будут подняты верх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками, дотрагиваясь до ступней, вы можете чувствовать усталость. Но чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет становиться ваш дух. Готовы? Начали!

    Ведущий выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом громко и медленно от 1 до 10.

    5. «Землетрясение»

    Группа разбивается на тройки. 2 человека берутся за руки и образуют «домик». Оставшийся – «житель». Он встает в «домик». По команде ведущего «домики», все жители остаются на своих местах, а домики ищут новых жителей. По команде «жители» - наоборот. Если ведущий говорит «землетрясение», то все разбегаются и создают новые домики с новыми жителями.

    6. «Скучно-скучно»

    Дети садятся на стульчики вдоль стены. Как только ведущий произносит стишок:

    Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться, -

    Надо добежать до противоположной стены, дотронуться до нее рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стульчик. Ту игру можно проиграть до конца, пока не останется один, самый ловкий ребенок. Выбывшие дети могут играть роль судей, смотреть за соблюдением правил игры.

    7. «Монолит»

    Все играющие стоят в кругу очень близко друг к другу, смотрят друг другу в затылок. Затем медленно опускаются и садятся друг другу на колени. По команде ведущего все делают несколько шагов, находясь в таком положении. Если все сделано правильно, то никто из участников группы не упадет и не останется «раздавленным».

    8. «Спасибо за приятный день»

    пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходить к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба становятся в центре, попрежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает его и говорит: «Спасибо за приятный день!».

    Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек, замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра и завершается.

    Занятие 7. Умение взаимодействовать.

    1. «Градусник настроения» (см. занятие 1)

    2. «Подарок»

    Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок, но в вагон уже не пускают. Подарок надо преподнести перед окном с помощью мимики и жестов.

    3. «Зеркала»

    Один участник становится водящим. Все должны представить, что он пришел в магазин, где много зеркал. Он становится в центр, а другие дети, «зеркала», встают полукругом вокруг него. Водящий будет показывать разные движения, а «зеркала» тот час же должны повторять эти движения.

    4. «Маски»

    На игрока надевают маску животного, но он не знает, какого животного, и никто ему не говорит. Чтобы догадаться, чья на нем маска, он может предложить кому-нибудь из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, о водящим будет тот ребенок, который так умело изображал это животное.

    5. «Слушаем тишину»

    Ведущий предлагает детям закрыть глаза и послушать тишину. Затем выясняется кто и что услышал. Игру можно повторить несколько раз. Для разнообразия можно издать какие-либо шумы.

    6. «Зоопарк»

    Игроки делятся на две группы. Первая группа – дети, изображающая животных в зоопарке, вторая группа – дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное пред ними. После того, как все животные будут отгаданы, дети меняются ролями.

    7. «Иностранец»

    Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу в зоопарк (бассейн или на пляж, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, на почту и т.п.).

    8. «Мы охотимся на льва»

    Дети, выразительно повторяют за ведущим стишок «Мы охотимся на льва», и делают соответствующие движения.

    Мы охотимся на льва. Не боимся мы его. У нас огромное ружье И очень острый меч, УХ! Ой, что это? Ой, что это? Ой, что это? Поле! Над ним не пролететь, под ним не проползти, Дорога напрямик! Топ-топ-топ! Болото! Чав-чав-чав! Море! Буль-буль-буль! Пустыня! Шур-шур-шур! Вышли на полянку. Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем! (Дети трогают воображаемого льва) «Да это же лев! Ой, мамочки!» - испугались мы его и побежали домой по пустыне Шур-шур-шур! по морю Буль-буль-буль! по болоту Чав-чав-чав! по полю Топ-топ-топ! Прибежали домой, дверь закрыли. Ух! Устали.

    9. «Дружеские объятия»

    Попрощайтесь, пожалуйста, с тем, кто вам стал дорог, более тепло: обнимитесь как очень добрые друзья и скажите друг другу: «Спасибо».