Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Тяжелая промышленность китая

     Тяжелая промышленность китая

    Современный машиностроительный комплекс КНР отличается сложной отраслевой структурой. В размещении машиностроения произошли изменения: до 1949 г. 9/10 продукции отрасли давали 10 крупнейших городов, расположенных в основном в приморских районах. Ныне машиностроительные предприятия имеются во всех провинциях, но основная часть производства машин и оборудования все же сосредоточена в приморской зоне, особенно выделяется Восточный Китай. По-прежнему важными центрами машиностроения остаются крупнейшие города.
    Ведущие центры тяжелого машиностроения (производство оборудования для топливно-энергетической, горнорудной и металлургической промышленности) сложились вблизи металлургических баз - в Северо-Восточном (Харбин, Шэньян) и Восточном Китае (Шанхай, Нанкин). Основная часть продукции станкостроения приходится на Восточный (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), Северо-Восточный (Шэньян, Цицикар, Далянь, Ляоян, Фушунь, Аньшань), Северный Китай (Пекин, Тяньцзинь, Тайюань).
    К динамично развивающимся отраслям машиностроительного комплекса относится транспортное машиностроение. КНР стала одним из мировых лидеров в изготовлении подвижного состава для железных дорог - локомотивов и вагонов, однако все еще не может удовлетворить свои потребности в мощных электровозах. Производство железнодорожных вагонов и локомотивов налажено в центрах Северо-Восточного (Шэньян, Далянь, Цицикар, Чанчунь), Северного (Датун, Пекин), Восточного (Циндао), Центрально-Южного Китая (Ухань, Чанша, Чжучжоу, Наньян). Морское судостроение и судоремонт представлены в Шанхае, Даляне, Гуанчжоу, речное - в Нанкине, Чунцине, Ухани. Страна вошла в первую десятку стран по судостроению, опередив по тоннажу спущенных на воду судов Великобританию, Францию, Италию. Развивается автомобильная промышленность, чему способствует привлечение инвестиций крупных иностранных компаний - "Фольксваген", "Пежо", "Ситроен", "Форд". Пока на Китай приходится около 3% мирового выпуска автомобилей. Их производство рассредоточено по многим десяткам мелких заводов, но более 2/3 продукции автомобилестроения дают предприятия Северо-Восточного (Чанчунь) и Центрально-Южного (Шиянь, Ухань) Китая. Выпуск самолетов и вертолетов сосредоточен в городах Северо-Восточного, Северного, Восточного и Северо-Западного Китая. Крупнейшие центры производства велосипедов - Тяньцзинь, Шанхай.
    К недостаточно развитым отраслям машиностроительного комплекса относится сельскохозяйственное машиностроение. Несложную технику для земледелия производят небольшие многочисленные заводы, расположенные в разных провинциях; крупнейшие центры отрасли - Лоян (тракторы), Кайфын (зерноуборочные комбайны). Напротив, хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной, трикотажной промышленности, часть этой продукции экспортируется.
    Производство радиоприемников ныне есть во всех провинциях страны. Производство телевизоров тяготеет к большим приморским городам. Выпуск ЭВМ, контрольно- измерительных приборов, средств связи сосредоточен в немногих крупнейших промышленных центрах - Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Нанкин, Гуанчжоу, Чэнду, Шэньян.
    Химическая промышленность имеет сложную структуру, особенно быстро развиваются производство минеральных удобрений, химических волокон, шин для всех видов транспортных средств, пластмасс, синтетических и натурального каучуков. Химическая продукция из КНР экспортируется более чем в 100 стран. Ядра районов химической промышленности образуют крупные города, в которых имеются почти все виды химического производства: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Циндао, Далянь, Шэньян. Боле специализированны центры нефтехимии (Ланьчжоу, Шэнли, Сучжоу, Ляоян), газохимии (Чунцин), углехимии (Аньшань, Бэнси, Ухань), сланцехимии (Фушунь, Маомин). Производство пластмасс, каучука, резиновой обуви, велосипедных и автомобильных шин, транспортерной ленты, химических волокон тяготеет к приморским городам (Шанхай, Ханчжоу, Циндао), реже - к глубинным центрам (Шэньян, Муданьцзян, Чунцин).

    Машиностроение

    Машиностроение и металлообработка получили значительное развитие и производят широкий ассортимент продукции.

    Отрасль включает практически все важнейшие подотрасли и производства. Сложившаяся к началу 80-х годов ее структура отражала особенности начала индустриализации страны, в ходе которой приоритетным было изготовление оборудования для тяжелой и текстильной промышленности. Реформа экономики в 80--90-е годы обусловила опережающий рост производства товаров широкого потребления: часов, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и др. Внедрение системы «семейного подряда» в сельском хозяйстве потребовало резкого увеличения выпуска мотоблоков и маломощных тракторов. Активное участие иностранного капитала в производстве продукции транспортного машиностроения определило существенный рост производства автомобилей, а также других транспортных средств. В результате в структуре машиностроения возросла доля электроники и электротехники, тракторо- и автомобилестроения, сохранился высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, значительную роль начала играть авиакосмическая промышленность .

    Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда быстро увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР примерно столько же предприятий машиностроения и металлообработки, сколько в США, парк станков больше, численность занятых в 1,5 раза выше. Однако производительность труда и общий выпуск продукции существенно ниже .

    В машиностроении КНР наряду с высокотехнологичными современными предприятиями (созданными преимущественно с участием иностранного капитала) широкое распространение получили небольшие, технически слабооснащенные кустарные заводики. Значительная часть предприятий отрасли -- универсальные, вырабатывающие в своих цехах большую часть комплектующих изделий. Крупных специализированных заводов немного. В отрасли все еще невысока серийность изготовляемой продукции, что в значительной степени -- наследие приоритета тяжелой, особенно военной, промышленности.

    Особенности внешней торговли продукцией машиностроения таковы: импорт существенно превышает экспорт, хотя ускоренный рост экспорта сокращает этот разрыв.

    Тяжелое машиностроение -- одно из самых развитых в отрасли -- традиционно ориентировалось на удовлетворение потребностей других отраслей индустрии внутри страны. Поэтому сложилось производство энергетического, нефтепромыслового, металлургического, горнодобывающего оборудования. В Северо-Восточном Китае с его крупной добывающей и развитыми базовыми отраслями индустрии сложился главный ареал тяжелого машиностроения. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне и т. д. Восточный Китай -- второй по значению район тяжелого машиностроения, однако в нем слабее сырьевая база, уже круг потребителей, меньше крупных центров. В Северном Китае с его развитой угледобычей изготовляют преимущественно горно-шахтное оборудование .

    Станкостроение -- одна из главных отраслей. По производству станков Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные и совершенные станки из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозятся в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяются крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города, образующие группировки в Северо-Восточном Китае (Шэньян, Цицикар, Далянь и др.), в устье Янцзы (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), а также столичный регион (Пекин и его пригороды) .

    Транспортное машиностроение имеет особое значение для огромной по площади страны, обладающей очень широким выходом к Тихому океану и протяженной сетью водных путей. Это определило развитие производства средств железнодорожного и водного транспорта. Рост жизненного уровня в период проведения экономической реформы обусловил ускоренное наращивание производства автомобилей. Недостаточно производство пассажирских самолетов, практически полностью импортируются авиалайнеры. Сложившаяся география железнодорожного машиностроения отражает исторические особенности сооружения первых магистралей в Китае: возникновение сначала ремонтных предприятий в главных узлах и портах, а затем локо-мотиво- и вагоностроительных заводов. Вплоть до начала 80-х годов в Китае вели выпуск паровозов. Производством продукции железнодорожного машиностроения выделяются Шэньян, Далянь, Датун, Пекин, Циндао, Ухань. Разнообразно судостроение, по масштабам которого КНР вошла в первую десятку стран мира: производятся речные и морские суда, специальные суда разного тоннажа и назначения: сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы и т. д. В портах и особенно в устьях крупнейших рек страны, а также в среднем и нижнем их течении сложился целый ряд центров судостроения и судоремонта с большим количеством верфей (Шанхай, Далянь, Гуанчжоу, а также центр речного судостроения -- Ухань).

    Выпуск автомобилей в Китае наращивается очень высокими темпами (в 1999 г. -- 1,85 млн шт.), причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях (Шанхай, Шиянь, Пекин). Крупнейший центр производства грузовиков (они резко преобладают в выпуске) -- Чанчунь. Китай занимает первое место в мире по производству велосипедов, важнейшие центры -- Шанхай, Тяньзинь .

    Электротехническая промышленность включает три группы производств: оборудования для электростанций и передачи электроэнергии, электроаппаратуры для промышленности и сельского хозяйства, бытовой электроаппаратуры. Особенно больших успехов КНР добилась в выпуске бытовой электроаппаратуры: по производству вентиляторов, стиральных машин, холодильников Китай входит в число крупнейших мировых производителей. Основные центры электротехники расположены в приморских провинциях страны.

    Быстро растущий спрос на продукцию электронной, приборостроительной промышленности определил резкое увеличение производства радиоприемников и телевизоров (первое место в мире по их выпуску), магнитофонов, видеомагнитофонов, стереофонического оборудования, часов. Создание ЭВМ, новейших средств связи, электронных контрольно-измерительных приборов обусловлено развитием в КНР космической техники, особенно ракетостроения. В стране налажен выпуск больших и малых ЭВМ, периферийных устройств для них, калькуляторов. Растет производство приборов и измерительной аппаратуры для научно-исследовательских целей и различных отраслей народного хозяйства. В стране освоено изготовление многих компонентов, деталей, полупроводников, интегральных схем, цветных кинескопов. Значительная часть производимой в стране продукции электроники и приборостроения идет на экспорт .

    География новейших производств характеризуется широким их распространением благодаря невысокой материалоемкости изделий, хорошей транспортабельности сырья, деталей и компонентов. Однако наиболее сложные производства, требующие научной и конструкторской базы, концентрируются в крупных городах приморской части страны.

    Среди других отраслей машиностроения довольно хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной и трикотажной отраслей, а по изготовлению бытовых швейных машин Китай -- один из первых в мире. Сельскохозяйственное машиностроение, хотя и является традиционной отраслью, претерпело существенные изменения в ассортименте выпускаемой продукции. При сокращении производства крупных тракторов и комбайнов быстро наращивается выпуск малых тракторов и прочих механизмов для труда в семейных хозяйствах.

    китай экономический географический

    Энергетика. Китай занимает одно из ведущих мест в мире по производству энергоносителей и по выработке электроэнергии. Энергетика Китая - угольная (его доля в топливном балансе 75%), также используется нефть и газ (в основном искусственный). Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (3/4), в основном работающих на о-г угле. На ГЭС приходится 1/4 вырабатывается электроэнергии. Действуют две АЭС, 10 примитивных станций, в Лхасе построена геотермальная станция.

    Черная металлургия - базируется на собственной железной руде, коксующемся угле и легирующих металлах. По добыче железной руды Китай занимает I место в мире, по выплавке стали - И место. Технический уровень отрасли низкий. Наибольшее значение имеют такие крупнейшие в стране комбинаты как в Аньшане, Шанхае, Брошена, а также в Бзнси, Пекине, Ухане, Тайюане, Чунцине.

    Цветная металлургия. Страна обладает крупными запасами сырья (1/2 произведенного олова, сурьмы, ртути экспортируется), но алюминий, медь, свинец, цинк импортируются. На севере, юге и западе Китая представлены добывающие и обогатительные комбинаты, а на востоке завершающие стадии производства. Основные центры цветной металлургии находятся в провинциях Ляонин, Юньнань, Хунань, Ганьсу.

    Машиностроение и металлообработка - занимает 35% в структуре индустрии. Сохраняется высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, быстро развиваются электроника, электротехника, автомобилестроение. Структура производственных предприятий многообразна: наряду с высокотехнологическими современными предприятиями, широко распространены кустарные заводики.

    Ведущие подотрасли - тяжелое машиностроение, станкостроение, транспортное машиностроение. Быстрыми темпами развивается автомобилестроение (6-7 место в мире), электронная и приборостроение. Как и прежде, в стране развито производство для традиционных текстильной и швейной подотраслей.

    Преобладающую часть машиностроительной продукции Китая производит приморская зона (свыше 60%), причем в основном в крупных городах (главные центры - Шанхай, Шеньян, Далянь, Пекин и т. д.).

    Химическая промышленность. Опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяются две группы производств: минеральных удобрений, бытовой химии и фармацевтики.

    Легкая промышленность- традиционная и одна из главных отраслей, использует собственное, в основном натуральное (2/3) сырье. Ведущая подотрасль- текстильная, обеспечивающая стране лидирующее положение по производству и экспорту тканей (хлопковых, шелковых и других). Развиты также швейная, трикотажная, кожевенная и обувная подотрасли.

    Пищевая промышленность - для страны с таким большим населением является исключительно важной, лидируют переработка зерна и масличных культур, развито производство и переработка свинины (2/3 объема мясной промышленности), чая, табака и других пищевых продуктов.

    Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз. О масштабах развития нынешнего индустриального комплекса Китая свидетельствует тот факт, что ежедневно в стране производиться промышленной продукции на 2.1млрд юаней, добывается 2.3млн. т. угля, вырабатывается 360т. нефти, производиться 140 тыс. тонн стали и 455 тыс. тонн цемента и т.д.

    Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире. Однако оборудование предприятий в основной массе своей устарело и изношено.

    Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

    За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разведанные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходиться на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находиться вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

    На нефтедобывающую промышленность приходиться 21% производства топливно-энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта.

    Тем не менее в Китае до сих пор ведущими остаются также отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходиться более 21% всей производимой промышленной продукции.

    Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции

    К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны.

    Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

    Кроме того, располагая значительными запасами сырья Китай имеет прочную базу для развития металлургической промышленности.

    По запасам железной руды Китай занимает третье место (после России и Бельгии), а по разведанным запаса магниевых руд - второе место в мире.

    В целом предприятия черной металлургии превышают 1,5 тыс. и расположены практически во всех провинциях и автономных районах. Вместе с тем общий технический уровень металлургических производств остается невысоким, а оснащение ведущих предприятий современными видами оборудования проходит частично и за счет импорта.

    В Китае выплавляют более 1 тысячи сортов стали, включая жаропрочные сплавы для авиационной промышленности, высоколегированные стали для ускорителей ядерных частиц и сплавы с заранее заданными свойствами.

    В области информационной технологии акцент делается на создание технологий, обеспечивающих существенное усовершенствование и широкое использование в начале следующего столетия "интеллектуальных" систем ЭВМ. Ведутся исследования в области совершенствования современной техники измерений, вычислений и связи; техники разведки полезных ископаемых и обработки данных разведки, прогноза погоды, контроля качества и степени загрязнения сельскохозяйственных, лесных и промышленных продуктов.

    В области биотехнологии исследования и разработки направлены на резкое увеличение продовольственных ресурсов, предупреждение и лечение тяжелых заболеваний, освоение новых и возобновление старых энергетических источников, развитие безотходных производств и сокращение вредных воздействий на окружающую среду.

    Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя. Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране.

    Диаграмма 4. Ведущие отрасли КНР

    К моменту провозглашения республики Китай был отсталой аграрной страной. За последующие годы в КНР была создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, ) возникли и такие новые отрасли, как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная.

    По общему количеству промышленных предприятий, числу занятых в них, по парку металлорежущих станков Китай занимает 1 место в мире.

    В настоящее время в тяжелой промышленности занято около 60% всех , занятых в промышленности, и вырабатывается 50% валовой промышленной продукции (т.е. существуют диспропорции между группами А и Б).

    Топливно-энергетическая промышленность.

    Базируется на собственных запасах , большинства и коксующегося угля. КНР по запасам и добыче железа занимает соответственно 3 и 2 места в мире. Но руды бедные 30% железа. Крупнейший бассейн — Аньшаньский. Из легирующих металлов велики запасы вольфрама (1/4 мирового производства) и марганца.

    В стране производится 66 млн. т. стали и 52 млн.т. проката, однако испытывается дефицит в высокосортной стали и прокате.

    Всего в Китае больше 1000 металлургических предприятий («следствие большого скачка»), но всего 14 имеют мощность более 1 млн.т. Крупные предприятия (за исключением Баошаньского) расположены в районах добычи руды и .

    В КНР имеется большие запасы сырья для развития , в т.ч. алюминия, меди, оловянных руд, ртути, сурьмы, золота, редкоземельных элементов. Основные центры цветной металлургии приурочены к развитым областям (т.к. требуют энергии, сложной техники и технологии).

    Машиностроение КНР обеспечивает потребности страны примерно на 75%. На экспорт идут видеокассеты, бытовая техника, оборудование для легкой, с/х машины, малые ГЭС. Но в структуре отрасли преобладают мелкие предприятия.

    Станкостроение одно из самых развитых в мире (ежегодно около 1 млн. станков, в т.ч. с ЧПУ).

    Быстро растет выпуск автомобилей (основные центры — Чанчунь и Шиянь), однако выпускается в основном грузовые машины. Зато в стране выпускается более 30 млн. велосипедов в год.

    Представлена производством оборудования для электростанций, электроаппаратуры в большинстве приморских центров страны. По объемам выпуска электроники КНР вышел на первое место в мире (до 30 млн. телевизоров, магнитофоны, часы, ЭВМ, средства связи). Новейшие отрасли тяготеют к приморским районам.

    Хорошо развито производство оборудования для швейной и текстильной отраслей.

    Машиностроение ориентировано на удовлетворение крестьянских хозяйств. Китай сокращает выпуск крупных тракторов и увеличивает выпуск минитракторов. В основном их выпускают мелкие предприятия с/х районов.

    В целом машиностроение развито в приморской зоне (свыше 60%), в основном в крупных городах.

    В особо выделяется производство удобрений (3 место в мире).

    Новая отрасль — промышленность полимерных материалов, центры которых совпадают с центрами нефтехимии.

    Китай одна из немногих стран, где вырабатывается синтетический и натуральный каучук. Широко производятся красители, лекарства. Ведущую роль в производстве химической продукции сохраняет Восточный Китай.

    До 25% экспорта дает развитие легкая промышленность. Важнейшая из подотраслей — текстильная ( — Шанхай, ). Производство шелка (нижнее , Шанхай, провинция Сычуань). Шерстяная промышленность исторически развивалась в Шанхае, сейчас приближается к скотоводческим районам.

    КНР включает более 40 производств, среди которых ведущая — переработка зерновых и масличных культур. Постепенно расширяется производство мясопродуктов продуктов, сахарная, консервная промышленность. Заметное место занимает табачная промышленность.