Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Ведение переговоров. Каковы секреты успешных переговоров? Уловки и нелояльные приемы, нарушающие правила рационального диалога

    Ведение переговоров. Каковы секреты успешных переговоров? Уловки и нелояльные приемы, нарушающие правила рационального диалога

    Переговоры — это процесс достижения соглашения

    Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов

    В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны .

    В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов могут выступать один человек, иногда группа из двух-трех и более профессионалов, а также и государство.

    Медиация — один из древних способов . Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций.

    В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как официальные, так и неофициальные медиаторы.

    Официальными медиаторами могут быть:
    • отдельные государства;
    • межгосударственные организации (например, ООН);
    • государственные правовые институты (суд, прокуратура и др.);
    • представители правоохранительных органов;
    • общественные организации;
    • руководители предприятий;
    • профессиональные медиаторы — конфликтологи.
    Неофициальными медиаторами обычно являются:
    • представители религиозных организаций;
    • известные и авторитетные люди (политики, бывшие государственные деятели);
    • неформальные лидеры общественных групп разного уровня;
    • старшие по возрасту (мать, отец и т.д.);
    • друзья, просто свидетели конфликта.

    Роли третьей стороны при разрешении конфликтов

    Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте:

    • третейский судья;
    • арбитр;
    • посредник;
    • консультант;
    • помощник;
    • наблюдатель.

    Арбитр также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета ) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

    Посредник — более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы . Окончательное решение остается за оппонентами.

    Консультант — квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны. Он должен быть ученым-практиком, экспертом. Консультирование — новаторская форма вмешательства в конфликт .

    Помощник участвует в урегулировании конфликта с целью организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в обсуждение по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения .

    Наблюдатель своим присутствием сдерживает конфликтующие стороны от взаимной агрессии или от нарушения уже достигнутых договоренностей.

    Тот или иной тип участия третьей стороны в конфликте зависит от конкретной ситуации. Так, роль третейского судьи или арбитра эффективна при ужесточении конфликта, необходимости принятия быстрого решения.

    Деятельность руководителя (администратора, менеджера) по урегулированию конфликтов

    На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властью по отношению к подчиненным, руководитель может использовать любой тип медиаторства: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник, наблюдатель.

    Существуют два подхода к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта:

    1. Руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте , а не арбитра. Арбитраж менее эффективен в разрешении межличностных конфликтов, так как:

    • побуждает руководителя к поиску истины, а не нормализации человеческих отношений;
    • принятие решения в пользу одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес арбитра;
    • принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реализацию этого решения.

    2. Руководителю необходимо уметь гибко применять все типы медиаторства. Но основными для руководителя являются роли арбитра и посредника.

    Роль арбитра для руководителя целесообразна при урегулировании конфликтов по вертикали , то есть когда оппоненты находятся в подчинении друг у друга.

    Общие требования к руководителю, выступающему в роли посредника:
    • он независим или относительно независим от участников конфликта;
    • в своих действиях подчеркнуто нейтрален;
    • он организует и ведет переговоры;
    • с позиции нейтралитета он должен быть вне всякого подозрения;
    • посредник есть слуга сталкивающихся сторон. Переговоры, их периодичность, время — не являются предметом его самореализации;
    • его главная забота — продуктивность встреч;
    • действия посредника сводятся к поддержанию порядка, ведению конструктивной дискуссии, выдвижению предложений в ту или иную сторону для преодоления разногласий;
    • посредник не имеет права ни говорить, ни делать что-либо в усиление позиции какой-либо одной из сторон;
    • ему не следует бояться и задавать вопросы на уточнение или понимание. Куда хуже, если из-за непонимания нить дискуссии уплывет из рук ее организатора;
    • посредник не должен подгонять дискутирующих: обычно участники переговоров к этому относятся негативно.

    Особенности посредничества:

    • посредничество используется, когда стороны приходят к выводу о невозможности справиться с обстоятельствами конфликта самостоятельно;
    • у посредника не имеется административной власти в выработке решений по выходу из конфликта;
    • посредник отвечает за честное ведение переговоров, но не за конкретное соглашение.

    Власть посредника свойственна его возможности призывать к сторонам в целях достижения соглашения, основанного на их собственных интересах или прошлых действиях или же на репутации самого посредника как полезного ресурса.

    Немногие из руководителей способны выполнять роль посредников. Эти действия требуют специально подготовленного персонала.

    • Такую роль выполняют омбадсмены на предприятиях Великобритании, занимающие в корпорации позиции независимых менеджеров, оказывающих неформальную помощь администрации и работникам в сфере труда.
    • Среди лиц, придерживающихся иудейской религии, такую роль выполняет раввинат.
    • Но чаще всего эти задачи возлагаются на специалистов по посредничеству. Так, в США существует более 250 центров по разрешению конфликтов, проводящих более 230000 слушаний в год. В большинстве развитых стран правительства создают специальные посреднические организации в составе министерств и департаментов по труду.

    Институт переговоров: виды, функции, динамика и правила проведения

    Выделяют два вида переговоров: ведущихся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества . Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться разногласия и на этой почве возникнет конфликт. Но возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.

    Переговоры необходимы для принятия совместных решений.

    Совместное решение — это решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.

    Переговоры не нужны, если противоречие можно разрешить на основе законодательных или иных нормативных актов.

    Классификация переговоров , основанная на выделении различных целей их участников:

    • Переговоры о продлении действующих соглашений (например, временного соглашения о прекращении военных действий).
    • Переговоры о нормализации (их цель — перевести конфликтные отношения в более конструктивное русло).
    • Переговоры о перераспределении (одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой).
    • Переговоры по достижению побочных эффектов (в ходе переговоров решаются второстепенные вопросы: демонстрация миролюбия, отвлечение внимания и т. д.).
    Функции переговоров:
    • информационная (обмен мнениями по какой-либо проблеме);
    • коммуникативная (налаживание новых связей);
    • координация действий;
    • контроль (например, по поводу реализации соглашений);
    • отвлечение внимания (одна из сторон стремится выиграть время для наращивания сил);
    • пропаганда (желание одной из сторон показать себя в выгодном свете);
    • проволочка (одна из сторон желает вселить надежду у другой на решение вопроса и таким образом успокоить, расслабить ее).

    Типы совместных решений участников переговоров:

    • компромисс;
    • асимметричное решение;
    • нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.

    Компромисс означает, что стороны идут на взаимные уступки. Компромисс считается реальным тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга.

    Когда интересы сторон не позволяют найти им «серединное» решение, стороны могут принять асимметричное решение, относительный компромисс . В этом случае уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Первая сторона сознательно идет на это, иначе она понесет еще большие потери.

    Участники переговоров могут также разрешить противоречия путем нахождения принципиально нового решения . Этот тип совместного решения был подробно разработан американскими исследователями Р. Фишером и У. Юри в 80-х годах. Данный способ основывается на открытом, кропотливом анализе истинного соотношения интересов оппонентов и позволяет им рассмотреть существующую проблему шире изначально заданных позиций. Поиск принципиально нового решения открывает совершенно иные перспективы для сторон на основе сотрудничества.

    Фазы проведения переговоров

    Для проведения переговоров необходима подготовка. Для этого используются разные вспомогательные средства. Например «План ведения переговоров», подробно представленный в западной литературе по менеджменту Д. Лотцем, С. Дюпоном и др.

    Согласно В. Мастенбруку, переговоры проходят через 4 фазы:
    1. Подготовительную фазу , которая включает предварительные неформальные консультации и наработку альтернативных соглашений;
    2. Фазу первоначального выбора позиции , где стороны логически излагают друг другу свои предложения, опирающиеся на факты и доказательства. Обычно эта фаза используется для скрытой или открытой критики другой стороны;
    3. Поисковую фазу , посвященную дискуссиям, которые могут проходить в форме давления или неограниченного поиска интегративного решения;
    4. Тупиковую или финальную фазу .

    Тупиковый момент в ходе переговоров возникает в случае, когда многочисленные предложения уже на столе, а решение вопроса находится на точке замерзания.

    Эта фаза позволяет понять степень жесткости противостоящих позиций и открывает возможность поиска принципиально новых решений .

    Результат проведения переговоров

    Результатом переговоров и их целью является заключение договора, который может носить различные наименования:
    • Договор — это такой правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Это может быть: мирный договор, союзный договор, договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, договор о ненападении, договор о торговле, мореплавании и т. д. В международной сфере наиболее значимые договоры иногда называют пактами (от лат. pactum — договор) с последующей расшифровкой содержания.
    • Конвенция — это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования (например, консульские конвенции, таможенные конвенции, санитарные и почтовые конвенции).
    • Соглашение — это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок (например, соглашение о пользовании пограничными водами, временное торговое соглашение).
    • Протокол — обычно фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу (например, протокол по таможенно-тарифным вопросам, протокол о продлении срока действия договора). Иногда протокол является дополнением или разъяснением к договору или соглашению (Дополнительный протокол. Протокол согласования. Заключительный протокол).
    • Протокол о намерениях — это соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус — лишь прояснить и согласовать намерения сторон на основе установления общих интересов в процессе переговоров.
    • Декларация и меморандум — довольно редкие документы, в которых стороны торжественно заявляют, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в каком-то вопросе (такова, например, Декларация трех держав: СССР, Великобритании и США, принятая в декабре 1943 г. в Тегеране).
    • Джентльменское соглашение — это договор, заключенный в устной форме между договаривающимися сторонами, не имеющий характера официального договора.

    В практике переговоров продление договора обозначается словом пролонгация. Заявление участником переговоров о своем желании прекратить действие договора, называется денонсацией договора. В международной практике такое заявление называется нотой.

    Принято считать, что если стороны подписали договор, то переговоры прошли не впустую. Но наличие договора еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются основными показателями их успеха.

    Основные правила ведения дискуссии

    Правило выслушивания . Когда кто-то выступает (неважно, чью сторону он представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.

    Правило равенства . Демократическая традиция общения не признает иерархически.

    В связи с этим В. Мастенбрук говорит о силе убеждения, выделяя 4 ее составляющие:

    • ясную, хорошо структурированную манеру объяснения собственной точки зрения;
    • обоснованно свободное и раскрепощенное поведение, не доходящее до беспечности;
    • вариативность темпа речи и тембра голоса, использования конкретных примеров, генеральных линий; помощь наглядными пособиями;
    • эмоциональную, слегка высокопарную передачу собственной точки зрения, до тех пор, пока это не стало краснобайством.

    Процедурное правило:

    • определенный порядок общения: доклад одной стороны, далее вопросы на понимание и уточнение («Правильно ли я Вас понял?»), далее критическое осмысление сказанного. В таком же порядке происходит заслушивание другой стороны;
    • очередность сообщений: на одном туре переговоров начинает одна сторона, на следующем — другая;
    • ограничение выступлений во времени (любой доклад длится 10-20 минут; для критических выступлений отводится 5-7 минут);
    • поддержание работоспособности участников переговоров с помощью перерывов.

    Правило безоценочных суждений . Речь идет об отказе употребления слов, несущих негативный смысловой оттенок в адрес другой стороны.

    Правило переговорной комнаты . Не будет продуктивных бесед в кабинете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства.

    Уловки и нелояльные приемы, нарушающие правила рационального диалога:

    1. Уклонение от темы — наиболее распространенный нелояльный прием, который приводит к подмене предмета обсуждения другими тезисами, к неверным оценкам позиций. Средством, препятствующим применению приема уклонения от темы, служит четкое определение предмета спора и соблюдение правил ведения полемики;
    2. Аргументы к личности — самая значительная группа нелояльных приемов.

    Среди них выделяются следующие:

    • использование прямых угроз в адрес оппонента.
    • использование намеков и разоблачений с целью подрыва доверия к доводам противоположной стороны. В этом случае обычно используются сплетни, ложная информация, сенсационные разоблачения, служи.
    • использование ярлыков и оскорблений является показателем крайне низкого уровня полемики.

    3. Аргументы к аудитории — это популистская апелляция к аудитории для поддержки своей позиции, заигрывание с аудиторией и призыв решить вопрос методом большинства . Аргументы к аудитории, нередко применяемые особенно политическими лидерами, — самый сильный довод у тех, кто хочет добиться победы любой ценой. Деструктивная сила такого довода оказывается намного весомее конструктивных способов противодействия ему. Это обусловлено теми внутренними напряжениями, которые копятся в сознании и психологии массового субъекта особенно в условиях неудачно проводимых реформ. Единственное средство противодействия такому приему — не доводить сознание массового субъекта до состояния неустойчивости, когда аргумент к аудитории способен привести к дезорганизации.

    Существует немало и других нелояльных приемов, таких как:
    • аргументы против регламента. Это уловки, имеющие целью сорвать спор любыми средствами: экстравагантными заявлениями, провокациями, топаньем ногами, свистом, попытками занять весь регламент своими разглагольствованиями и т.д.
    • аргументы против демонстрации (нелояльные доказательства в споре) предназначены для ревизии доказательства и подмены верных рассуждений правдоподобными.

    Переговоры следует проводить в отдельном помещении. Участники переговоров от принимающей стороны должны занять место в комнате переговоров до прихода туда представителей другой стороны.

    Воспринимается как неуважение к партнеру, если встречающий вводит его в пустую комнату, а принимающий и его коллеги входят туда уже после этого и к тому же неодновременно. Негативное отношение вызывают отлучки или вызовы принимающего из комнаты переговоров. Повторяющиеся выходы руководителя могут восприниматься как обструкция. Также расценивается ситуация, когда переговоры ведет сотрудник, занимающий более низкое служебное положение и не имеющий права принимать обязывающие организацию решения. Уход руководителя с переговоров возможен только тогда, когда решены все принципиальные вопросы и сторонам осталось согласовать лишь отдельные детали, но и в этом случае надо получить согласие второй стороны.

    Принимающий должен радушно встретить своих гостей (во многих солидных фирмах это делается "у порога"). При этом жесты и улыбки, обращенные к гостям, должны выражать искреннее удовольствие от встречи с ними. Принимающий должен представить своих коллег по фамилиям и занимаемым должностям, включая и приглашенных на переговоры представителей других организаций. Затем представляет своих коллег руководитель другой стороны. Если участники переговоров не очень хорошо знают друг друга или встречаются впервые, то следует предварительно обменяться визитными карточками. Положив карточки перед собой в том порядке, в котором сидят партнеры по переговорам, легко вести беседу, обращаясь друг к другу по имени и при этом хорошо представляя себе уровень полномочий и компетентности собеседников.

    Традиционно гости занимают места лицом к окну, спиной к двери. В неофициальной обстановке рассадка участников встречи предпочтительна смешанная, так как это облегчает откровенный обмен мнениями. Руководители сторон обычно садятся рядом, остальные участники встречи - по симпатиям или по принципу субординации. После того как все займут свои места за столом переговоров, доступ в комнату встречи должен быть прекращен, за исключением дополнительно приглашенных, что крайне нежелательно.

    Независимо от важности переговоров, начинаться они должны с неофициальных фраз, подчеркивающих внимание принимающего к собеседникам, его личную благожелательную заинтересованность в них. Хотя в переговорах с обеих сторон могут принимать участие несколько человек, как правило, беседа должна вестись между руководителями. Недопустимо, если во время переговоров ведущего перебивают его коллеги. Конечно, он может предоставить слово одному из них, особенно по специфическим проблемам, но в большинстве случаев всю тяжесть беседы по всему кругу обсуждаемых проблем ведущий должен брать на себя.

    В ходе беседы, с одной стороны, следует избегать прямых вопросов, требующих ответов "да" или "нет". С другой стороны, необходимо формулировать вопросы четко, не заставляя партнера догадываться, чего от него хотят. Нельзя открыто подталкивать партнера к принятию благоприятного только для Вас решения, но когда расхождения преодолены, не следует затягивать с фиксацией договоренности, чтобы не оставлять собеседнику возможности для новых раздумий и колебаний.

    Начинать переговоры следует с наиболее важных вопросов повестки дня, пытаясь постепенно достигнуть согласия по принципиальным вопросам. Затем обсуждаются проблемы, по которым можно договориться сравнительно легко и без особых затрат времени, и только после этого переходят к ключевым вопросам, требующим подробного разбора. Полезно, однако, помнить, что отрицательный ответ собеседника на переговорах может быть лишь тактическим приемом. Если приводятся не очень категорические доводы, то это может означать ожидание компромиссного предложения.

    Разного рода возражения - естественное явление. Без некоторого сопротивления вообще не может быть переговоров как таковых, но хорошая предварительная подготовка и умелое их ведение снимают возражения. Поэтому надо стараться придерживаться тактики, проверенной временем:

    • · доходчиво объясните свое предложение;
    • · не обещайте ничего невозможного;
    • · учитесь отклонять невыполнимые требования;
    • · записывайте все, с чем вы соглашаетесь и что вы обещаете;
    • · не верьте причине отказа, если она убедительно не обоснована;
    • · не идите на прямую конфронтацию;
    • · трудные вопросы обсуждайте в самом конце, когда по всем другим уже достигнуто согласие и когда ни один из участников переговоров не заинтересован более в их неудачном исходе.

    Относитесь строго к своим словам и формулировкам. Приводите только достоверные факты и логически обоснованные, доказательные мотивировки своей позиции. Не торопитесь с навязыванием собеседнику своих "ценных" идей и "идеальных" решений. Они могут стать таковыми, если "возникнут" в его голове. Для этого необходимо научиться подавать идеи как бы случайно, но так, чтобы собеседник воспринял их и мог позднее высказать как собственные.

    Прежде чем вынести свои идеи на рассмотрение партнеров, желательно посмотреть на свои предложения и аргументы их глазами, предугадать их сомнения и возражения, предусмотреть альтернативные варианты. Такая подготовка к переговорам позволит сократить их продолжительность, избежать напряжения в отношениях, поддерживать спокойную деловую обстановку до конца встречи.

    Не игнорируйте деталей, само собой разумеющихся "мелочей", особенно если собеседник проявляет нерешительность. Желательно в переговорах полностью избегать тем и выражений, которые могут показаться собеседнику таящими в себе скрытый подтекст (новые условия, обязательства), рассматривать который он, по существу, не готов.

    Уважайте мнение своего собеседника. Старайтесь не перебивать его. Полезно научиться выделять и запоминать (записывать) основные моменты в выступлении собеседника, анализировать его предложения, попытаться предугадать дальнейший ход его аргументации и выводы, которые он может сделать. Но предоставляя собеседнику возможность высказаться, нельзя забывать и о подготовленной программе переговоров: четко и логично задавать вопросы, побуждать собеседника говорить не только о проблемах, перспективах, планах, но и о средствах их решения и практической реализации; не только о трудностях, но и о причинах их возникновения, возможностях их преодоления и предупреждения.

    Никогда не следует делать замечания собеседнику и тем более поучать его. Если он высказал какую-то мысль и Вы считаете ее неправильной и даже абсолютно уверены в ее ошибочности, не обрывайте его, особенно при коллегах или посторонних людях. При первой паузе в его монологе признайте, что его доводы могут быть результатом ошибочной, нечеткой, формулировки Вами вопроса, и предложите спокойно разобраться в фактах. Это сразу остановит спор, заставит собеседника допустить возможность ошибки и с его стороны и переведет встречу в русло делового анализа фактов. Желательно говорить спокойно и негромко даже в самых острых ситуациях. Умение сдерживать себя и управлять своими действиями и эмоциями является непременным качеством делового человека. Придерживайтесь "золотого" правила: вести переговоры убедительно, но ненавязчиво.

    Воздерживайтесь от пустых обещаний и заверений. Помните, что другая сторона также хорошо подготовилась и может логично аргументировать свои предложения, не поддаваясь не всевозможные уловки.

    В деловых переговорах не следует пользоваться обращением на "ты", хотя считается хорошим тоном употреблять личные имена.

    Во время беседы не надо ничего перебирать руками, барабанить пальцами, постукивать рукой или ногой, играть мимикой или другим способом проявлять свои эмоции. Совершенно недопустимо во время беседы брать собеседника за пуговицу или лацканы его пиджака, похлопывать по плечу, теребить за рукав, энергично жестикулировать перед его лицом, навязчиво возвращать к уже рассмотренным вопросам. Следует помнить, что все проявления эмоций могут быть неправильно расценены Вашим собеседником и стоить Вам упущенной прибыли, возможности установить деловые отношения, углубить взаимопонимание. Из всех возможных проявлений эмоций при деловых контактах приветствуется только улыбка.

    Любые переговоры, даже если они не оправдали Ваших надежд, следует заканчивать в доброжелательном тоне. В деловых отношениях никогда не следует "сжигать мосты" за собой: деловые проблемы могут потребовать новых контактов с теми же людьми. Желательно со всеми, с кем Вы общаетесь, поддерживать нормальные отношения и хотя бы раз в год обмениваться поздравительными открытками.

    Если по плану переговоров предусмотрено угощение в служебном помещении, оно, за исключением чая или кофе, должно быть подготовлено заранее и находиться в комнате переговоров на отдельном столике под салфеткой.

    Этикет не допускает во время переговоров снимать пиджаки или распускать узлы галстуков, за исключением случаев, когда это предлагает сделать глава делегации Ваших партнеров, давая этим понять, что наступило время неформального общения.

    Переговоры являются наиболее ответственной частью деловых контактов и, безусловно, наиболее содержательной. Но если мы хотим сделать ее и наиболее ценной, то должны научиться конфиденциально обращаться с информацией, полученной доверительно в ходе переговоров. В переговорах и переписке с другими партнерами, даже из той же фирмы, не следует называть источник такой информации, а сама информация, если возникла необходимость ее публичного использования, должна быть препарирована таким образом, чтобы она не ассоциировалась с источником. И, конечно, никогда не следует использовать доверительную информацию против самого источника.

    Каждая сторона, участвующая в переговорах, должна учитывать интересы другой стороны и совместно работать над вариантами, являющимися взаимовыгодными. Если же страсти разгорелись сверх всякой меры, то сложившаяся практика допускает возможность прервать переговоры на несколько дней, чтобы дать остыть эмоциональному накалу.

    Искусство ведения переговоров состоит в том, чтобы достичь большего по сравнению с тем, что можно получить без переговоров. Вероятность успеха увеличивается, если Вы не будете скрывать свои интересы. Один из главных принципов - будьте максимально точны, очерчивая границы своих интересов, а чтобы Ваши аргументы произвели должное впечатление на другую сторону, необходимо обосновать их закономерность.

    После каждой беседы во время коммерческих переговоров оформляется ее запись, к которой прилагается утвержденный ранее план переговоров. Конечно, запись беседы невозможно сделать во время переговоров, если только для этого не приглашается специальный сотрудник (за исключением специфических переговоров, приглашение на них стенографистки или включение записывающего устройства, как это делают некоторые японские деловые люди, считается неэтичным в отношении второй стороны). Но в ходе переговоров, особенно если они многоплановые и затрагивают принципиальные вопросы, в решении которых важны все нюансы, необходимо делать краткие рабочие записи. При этом не должно быть каких-либо трюков и двусмысленностей. Запись следует делать открыто самому ведущему переговоры или одному из его сотрудников, участвующему в переговорах и официально представленному партнерам. Сами рабочие записи должны строго соответствовать содержанию переговоров. Запись должна объективно отражать все сказанное, увиденное и услышанное в ходе переговоров. Запись беседы - это не формальный документ. На основании ее не только принимаются решения по оперативным вопросам, но могут разрабатываться и утверждаться перспективные планы, связанные с привлечением многих организаций и со значительными затратами.

    Переговоры будут успешными, если следовать следующим рекомендациям:

    • · сосредоточиться на интересах, а не на позициях;
    • · отделять участников переговоров от предмета переговоров.

    Умение вести переговоры - одно из важнейших качеств современного делового человека. Готового рецепта нет, но есть определенные правила, следование которым помогает достичь желаемого результата:

    • · будьте пунктуальны и обязательны;
    • · дорожите доверием партнера;
    • · внимательно выслушивайте все аргументы;
    • · избегайте поверхностных ответов;
    • · умейте вовремя пойти на компромисс;
    • · дорожите своей репутацией.

    В переговорах нет мелочей. Даже обстановка и обслуживание могут повлиять на их ход. Во время переговоров на столы ставят цветы, фруктовую и минеральную воду в бутылках, открытую, но с пробкой, и фужеры - перевернутые (признак их неиспользованности). Если переговоры затянулись, подают чай и кофе с бутербродами и печеньем.

    деловой согласие принципиальный вопрос

    Иногда на переговоры отводится несколько дней. В этом случае практикуется проведение приемов как с одной, так и с другой стороны. Прием проводится для дружеского общения участников переговоров в неформальной обстановке. Здесь можно решить ряд вопросов, но не следует прием превращать в продолжение переговоров. Переговоры считаются успешными, если обе стороны высоко оценивают их результаты.

    Введение

    1.Понятие переговоров и переговорного процесса

    2.Психологические механизмы переговорного процесса

    3.Методы ведения переговоров и пути оптимизации переговорного процесса

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Искусству ведения переговоров специально обучают во всем мире. Большинство же наших предпринимателей не только никогда не обучались процессу ведения переговоров, но и не имеют опыта участия в них. И потому часто переговоры замедляются, а то и заходят в тупик, срываются, и партнеры теряют возможность наладить взаимовыгодные хозяйственные отношения. Если наши бизнесмены хотят войти в цивилизованный мир, им надо постараться как можно быстрее освоить его правила.

    В рыночной экономике расходы на ведение переговорного процесса составляют неотъемлемую часть трансакционных издержек деятельности любого экономического агента. Действительно, практически любой сделке предшествуют переговоры об условиях экономического обмена. Заключение и документальное оформление контрактов также требует расходования значительных средств. Основной существующий способ экономии издержек указанного рода - это использование типовых договоров. Однако на этапе согласования сторонами условий контракта или сделки подобные стандартные решения оказываются малопригодными. Переговоры как процесс согласования интересов участников и разрешения потенциального или реального их конфликта, являются актуальным объектом исследования многих научных дисциплин: психологии, социологии, политологии, экономики, теории управления и др.

    На протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный рост интереса к исследованию переговоров. Первые работы в этой области появились в США. Отечественные исследования начались в середине восьмидесятых годов прошлого века и касались в основном международной и внешнеполитической проблематики. Полученные результаты малоприменимы для процесса переговоров между экономическими агентами, допустим, между двумя фирмами, причем не только из-за кардинальных изменений, произошедших с тех пор в экономике и обществе. Современные микроэкономические ситуации, требующие разрешения с помощью переговоров, характеризуются меньшим масштабом и иными способами достижения целей сторон, чем международные. В начале 90-х годов XX века качественно новых исследований в России практически не проводилось, лишь в рамках конфликтологии появился интерес к национальным особенностям ведения переговорного процесса.

    Любые переговоры уникальны: каждый раз новый предмет для обсуждения, новые условия, новые участники. Но все, же есть нечто общее, что отличает их от других видов деятельности. Это процесс переговоров, его организация, соблюдение всех условий, принятых в деловом мире для ведения переговоров, взаимоотношения их участников.

    Переговоры начинаются с того момента, когда одна из сторон выступит с предложением обговорить детали и условия заключения контракта. Когда вторая сторона принимает предложение, наступает один из важнейших этапов – подготовка к переговорам. Именно на этом этапе во многом закладывается успех переговоров. От того, насколько тщательно будут подготовлены переговоры, зависит не только их конечный результат, но и сам процесс: будут ли переговоры длительными, затяжными, конфликтными, или они пройдут быстро, без срывов.

    1.Понятие переговоров и переговорного процесса

    Переговоры - древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем.

    Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

    Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей.

    Переговоры существенно различаются по своим целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т. д.

    В процессе переговоров люди хотят:

    Добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором как правило сталкиваются интересы;

    Достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношения.

    Чтобы достичь этого надо уметь:

    Решить проблему;

    Наладить межличностное взаимодействие;

    Управлять эмоциями.

    За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и холерик) и различное специальное образование (например, техническое и экономическое).

    В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению.

    Переговорный процесс - специфический вид совместной деятельности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции сторон не совпадают. Специфика состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологический процесс имеют психологические механизмы и технологию проведения. Психологические механизмы представляют собой целостную совокупность психических процессов, которые обеспечивают движение к некоему результату в соответствии с часто встречающейся последовательностью. Это устойчивая схема психических действий. Можно сказать, что технология дает ответ на вопрос «Как?", а психологические механизмы - на вопрос «Почему?».

    В переговорах наши интересы сталкива­ются с интересами других. Некоторые известные авторы приравнивали переговоры к «сделке с позиции силы», в которой потребности другого не учитываются. Но нас ин­тересует преодоление разногласий в длительных взаимо­зависимых отношениях. Наши интересы взаимны. Пере­говоры с позиции силы разрушают доверие и добрую волю. В лучшем случае такая стратегия недальновидна, в худшем - саморазрушительна.

    2.Психологические механизмы переговорного процесса

    Выделяют следующие механизмы: согласование целей и интересов; стремление к взаимному доверию сторон; обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон.

    Согласование целей и интересов. Переговоры становятся переговорами или обсуждением благодаря действию этого механизма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, они могут достичь результата только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета интересов до частичного. В этих случаях переговоры. считаются успешными. Если переговоры не завершились договоренностью, то это не значит, что согласования не было. Просто в ходе согласования оппоненты не смогли договориться.

    Сущность механизма состоит в том, что стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и интересов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласованную общую цель.

    Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:

    Ориентация сторон на решение проблемы, «на дело»;

    Хорошие или нейтральные межличностные отношения оппонентов;

    Уважительное отношение к оппоненту;

    Открытые позиции, предъявление четких Индивидуальных целей;

    Способность к корректировке своих целей.

    Стремление к взаимному доверию сторон. Как социально-психологический феномен доверие представляет собой единство восприятия другого человека и отношения к нему. Выделяют потенциальное и реальное доверие. Если один человек говорит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по отношению к себе и поэтому он так к нему относится.

    Когда конфликт произошел или продолжается, сложно говорить о каком-либо доверии сторон. Противодействие, негативные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласились на переговоры, значит противоборство прекращено, пусть временно. Однако согласование интересов, шаги навстречу друг другу, ослабление негативных эмоций, исправление искаженного восприятия способствуют развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают доверие ключевым в переговорах. Чем устойчивее доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.

    Еще одним психологическим механизмом переговоров является обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Это заключается в том, что в ходе переговоров стороны стремятся сохранить изначальный или же складывающийся баланс сил и контроль за действиями другой стороны. Важное значение имеет власть одной стороны по отношению к власти другой стороны, а также то, как каждый участник оценивает возможности другого. Иногда власть рассматривается как ранг оппонента. Власть определяет возможности влияния на другого.

    Существенное влияние на баланс сил оказывают не только реальные возможности другой стороны, но и то, как эти возможности воспринимаются. В переговорах часто важна не власть, которой участник обладает реально, а то, как она оценивается другой стороной. Поэтому на исход переговоров может влиять не фактическое, а кажущееся положение вещей.

    В переговорах каждая из сторон старается максимально использовать свои возможности. Диапазон привлекаемых средств достаточно широк: от убеждения до угроз и шантажа. Однако благодаря сохранению баланса власти и идут переговоры. Если же одна из сторон резко усилит свою власть, то оппонент или берет тайм-аут, или прекращает переговоры. Возможно также возобновление конфликтных действий.

    Технология ведения переговоров. (Термин «технология» произведен от греч. «techne» - искусство, мастерство, умение).

    Технология переговоров - это совокупность действий, предпринимаемых сторонами в ходе переговоров, и принципов их реализации. Она включает в себя способы подачи позиции, принципы и тактические приемы взаимодействия с оппонентом.

    Выделяют четыре способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров: открытие позиции, закрытие позиции, подчеркивание общности в позициях, подчеркивание различий в позициях.

    Если в выступлении характеризуется собственная позиция без сравнения ее с позицией партнера, то такое действие рассматривается как открытие позиции. Когда участник переговоров критикует позицию оппонента без сравнения со своей позицией, то мы имеем закрытие позиции. Если участник проводит сравнение двух или более позиций, то в зависимости от того, что подчеркивается в выступлении, это может оцениваться, либо как подчеркивание общности, либо как подчеркивание различий.

    Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе переговоров могут быть рекомендованы следующие принципы:

    1.Не применять первым приемы, вызывающие конфронтацию.

    2.Внимательно выслушивать оппонента, не перебивать.

    3.Пассивность на переговорах говорит о плохой проработке позиции, ее слабости, нежелании вести переговоры.

    4.Не убеждать партнера в ошибочности его позиции.

    5.При согласии партнера пойти на уступку не следует рассматривать это как проявление его слабости.

    Трудно вести переговоры с оппонентом, позиция которого объективно сильнее. Здесь полезны следующие рекомендации (Д. Рубин).

    Апелляция к принципу (правовым нормам, принципам справедливости, равенства).

    Апелляция к длительным «историческим отношениям» с данной стороной.

    Апелляция к будущему отношений с оппонентом (выгодность сотрудничества в дальнейшем).

    Увязка разных вопросов в один «пакет». Будучи более слабым в одном, участник может оказаться сильнее в другом. Увязка этих вопросов позволяет «сбалансировать» силу сторон.

    Коалиция с сочувствующими занимаемой позиции.

    Обращение к общественному мнению.

    Обращение за помощью к посреднику.

    Выделяют следующие механизмы:

    Согласование целей и интересов;

    Стремление к взаимному доверию сторон;

    Рефлексия, обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон, эмпатия (эмпатия – умение стать на точку зрение другого человека, уметь почувствовать, что чувствует он; рефлексия – обдумывание своих поступков, самоанализ).

    Согласование целей и интересов . Переговоры становятся переговорами или обсуждением благодаря действию этого механизма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, они могут достичь результата только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета интересов до частичного. В этих случаях переговоры считаются успешными. Если переговоры не завершились договоренностью, то это не значит, что согласования не было. Просто в ходе согласования стороны не смогли договориться.

    Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:

    Ориентация сторон на решение проблемы, «на дело»;

    Хорошие или нейтральные межличностные отношения оппонентов;

    Уважительное отношение к оппоненту;

    Открытые позиции, предъявление четких индивидуальных целей;

    Способность к корректировке своих целей.

    Стремление к взаимному доверию . Если стороны согласились на переговоры, значит, противоборство прекращено, пусть временно. Осознание сторонами необходимости решения проблемы мирным путем, то есть при помощи переговоров, запускают механизм взаимного доверия. Многие специалисты, считают доверие ключевым в переговорах. Чем устойчивее доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.

    Если человек верит, что его партнер не имеет опасных для его намерений, не собирается нанести ему ущерб и готов решать проблему (или уже пытается это сделать), то он будет более склонен к откровенности и доверительности в ходе взаимодействия.

    Для установления и развития взаимного доверия сторон необходимо корректное отношение друг к другу, высокая степень открытости, соблюдение статусных отношений и максимальное выполнение ранее взятых на себя обязательств.

    Рефлексия. Реализация этого психологического механизма имеет большое значение для конструктивных переговоров по разрешению противоречия. В социально-психологическом плане рефлексия – это осознание участником общения того, как он воспринимается его партнером. Основной смысл рефлексии выражается в следующей интерпретации: я знаю, каким он меня представляет и почему он меня так воспринимает. Для того чтобы обеспечить объективный подход к решению проблемы, необходимо анализировать не только свою собственную позицию и позицию оппонента, но также и то, как он воспринимает нашу позицию.

    Эмпатия как социально-психологический механизм взаимодействия крайне важна с точки зрения успешного ведения переговоров. Оптимальное взаимодействие оппонентов на переговорах предполагает стремление эмоционально откликнуться на проблемы друг друга, почувствовать их и исходя из этого строить свою линию поведения. Жесткое, бездушное отношение к оппоненту не решит противоречия. С другой стороны, эмоциональное принятие позиции другого, сопереживание его стремлениям не означает автоматической готовности идти на уступки или поступать вопреки совести. Сопереживание помогает лучше узнать внутренний мир другого, более точно спрогнозировать его поведение, скорректировать свою стратегию и тактику и соответственно повышает шансы продуктивного решения проблемы.

    Технология ведения переговоров

    Термин «технология» происходит от греческого techne – искусство, мастерство, умение. Это совокупность действий, предпринимаемых сторонами в ходе переговоров, и принципов их реализации. Она включает в себя способы подачи позиции, принципы и тактические приемы взаимодействия с оппонентом.

    Выделяют четыре способы подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров:

    1) открытие позиции;

    2) закрытие позиции;

    3) подчеркивание общности в позициях;

    4) подчеркивание различия в позициях.

    Если в выступлении характеризуется собственная позиция без сравнения ее с позицией партнера, то такое действие рассматривается как открытие позиции. Когда участник переговоров критикует позицию оппонента без сравнения со своей позицией, то это закрытие позиции. Если участник проводит сравнение двух или более позиций, то в зависимости от того, что подчеркивается в выступлении, это может оцениваться либо как подчеркивание общности, либо как подчеркивание различий. Подчеркивание общности и открытие позиции является аналогам «мягкого», кооперативного поведения, подчеркивание различие и закрытие позиций – аналогами жесткого, конкурентного типа ведения переговоров.

    Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе переговоров могут быть рекомендованы следующие принципы:

    Не применять первым приемы, вызывающие конфронтацию;

    Внимательно выслушивать оппонента, не перебивать;

    Пассивность на переговорах говорит о плохой проработке позиции, ее слабости, нежелании вести переговоры;

    Не убеждать оппонента в ошибочности его позиции;

    При согласии оппонента пойти на уступку не следует рассматривать это как проявление слабости.

    Трудно вести переговоры с оппонентом, позиция которого объективно сильнее. Здесь полезны следующие рекомендации:

    Апелляция к принципу (правовым нормам, принципам справедливости, равенства);

    Апелляция к длительным историческим отношениям с данной стороной;

    Апелляция к будущему отношений с оппонентом (выгодность сотрудничества в дальнейшем);

    Увязка разных вопросов в один пакет, Будучи более слабым в одном, участник может оказаться сильнее в другом. Увязка этих вопросов позволяет сбалансировать силу сторон;

    Коалиция с сочувствующими занимаемой позиции;

    Обращение к общественному мнению;

    Обращение за помощью к посреднику.

    Тактические приемы на переговорах

    Ряд тактических приемов может применяться независимо от того, на каком этапе находится процесс переговоров. Использование же других приемов ограничено рамками конкретного этапа.

    А. Приемы, широко применяемые на всех этапах .

    1. УХОД . Уход связан с закрытием позиции. Примером «ухода» может быть просьба отложить рассмотрение вопроса, перенести на другую встречу. «Уход» может быть прямым или косвенным. В первом случае прямо предлагается отложить данный вопрос. При косвенном уходе на вопрос дается крайне неопределенный ответ.

    2. ЗАТЯЖКА . Затяжка применяется в тех случаях. Когда сторона по каким-либо причинам или соображениям пытается затянуть переговоры. Представляет серию различных видов уходов.

    3. ВЫЖИДАНИЕ . Выжидание выражается в стремлении участника сначала выслушать мнение оппонента, чтобы затем, в зависимости от полученной информации, сформулировать свою позицию.

    4. ВЫРАЖЕНИЕ СОГЛАСИЯ . Выражение согласия с уже высказанными мнениями партнера нацелено на подчеркивание общности.

    5. ВЫРАЖЕНИЕ НЕСОГЛАСИЯ . Выражение несогласия с высказываниями оппонента – противоположный предыдущему прием.

    6. САЛЯМИ . Салями – очень медленное приоткрывание собственной позиции. Смысл приема в том, чтобы затянуть переговоры, получить как можно больше информации от оппонента.

    Б. Приемы, относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применения на каждом из них.

    1. ПАКЕТИРОВАНИЕ . Пакетирование состоит в том, что несколько вопросов предлагаются к рассмотрению в виде пакета, т.е. обсуждению подлежат не отдельные вопросы, а их комплекс. Существует два вида пакета. Один из них отражает концепцию торга, другой – совместный с оппонентом - анализ проблемы. Использование пакета в рамках торга предполагает увязывание привлекательных и непривлекательных для оппонента предложений в один пакет. Часто подобное пакетное предложение называется продажей в нагрузку. Пакет, применяемый в рамках совместного с оппонентом обсуждения проблемы, предполагает размен уступок и увязку этого размена в пакет.

    2. ВЫДВИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ . Выдвижение требований в последнюю минуту применяется в самом конце переговоров, когда все вопросы решены и остается подписать соглашение. В этой ситуации одним из участников выдвигаются новые требования. Если оппонент стремится сохранить достигнутое, то может пойти на уступку.

    3. ПОСТЕПЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ обсуждаемых вопросов применяется при совместном анализе проблемы.

    4. РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ заключается в отказе от попыток сразу решать проблему целиком и выделения в ней отдельных компонентов.

    В. Тактические приемы, применяемые на отдельных этапах переговоров .

    Этап уточнения позиций . Здесь целесообразны следующие приемы :

    1) завышение требований . Суть его состоит в том, чтобы включить в свою позицию пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав вид, что это является уступкой, и потребовать взамен аналогичных шагов со стороны оппонента;

    2) расстановка ложных акцентов в собственной позиции . Заключается в том, чтобы продемонстрировать в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле этот вопрос второстепенный. Это делается для тога: вопрос в дальнейшем снимается, чтобы получить необходимые решения по другому, более важному вопросу;

    3) отмалчивание принимается для закрытия позиции и состоит в создании неопределенности на первом этапе переговоров;

    4) блеф – дача заведомо ложной информации.

    Открытие позиций при их уточнении может осуществлять-ся через следующие тактические приемы:

    а) прямое открытие позиции в выступлениях или ответах на задаваемые вопросы;

    б) открытие позиции через уточнение позиции партнера.

    Этап обсуждения позиций. Большинство приемов, применяемых на этом этапе, связано с подчеркиванием различий:

    1) указание на слабые стороны позиции оппонента . Вариантами реализации приема могут быть:

    Указание на недостаточность полномочий;

    Указание на нервозность, возбужденное состояние;

    Указание на отсутствие альтернативных вариантов;

    Указание на внутреннюю противоречивость высказываний;

    Отрицательные оценки действий без аргументации;

    2) упреждающая аргументация . Задается вопрос, ответ на который обнажит несостоятельность позиции оппонента;

    3) искажение позиции оппонента , т.е. формулирование позиции оппонента с выгодными для себя искажениями;

    4) угрозы и давления на оппонента с целью добиться уступок на него . Могут быть реализованы в формах:

    Предупреждения о последствиях, неприятных для оппонента;

    Указания на возможность прерывания переговоров;

    Указания на возможность блокирования с другими;

    Демонстрация силы;

    Выдвижение экстремальных требований;

    Предъявление ультиматума.

    Угроза может считаться эффективной, если заинтересованность стороны, прибегающей к ней, достаточна для того, чтобы сделать реализацию угрозы неизбежной, так как она сама, а не ее реализация является средством достичения цели.

    5) поиск общей зоны решения . Состоит в том, чтобы, выслушав мнение оппонента и сопоставив его со своим, попытаться найти общие моменты.

    Этап согласования позиций . Здесь целесообразны следующие приемы:

    1) принятие предложений – согласие с предлагаемыми решениями;

    2) выражение согласия с частью предложений;

    3) отклонение предложений оппонента – прием, основанный на подчеркивании различий;

    4) внесение явно неприемлемых предложений направлено на то, чтобы, получив отказ в его принятии, потом обвинять оппонента в срыве переговоров;

    5) вымогательство. Одна сторона выдвигает требование, нежелательное для оппонента и безразличное для себя. Цель – получить уступку в обмен на то, что это требование будет снято;

    6) растущие требования. Как только противник в чем-то уступил, тут же предъявляется новое требование;

    8) возвращение на доработку предложений;

    9) возвращение к дискуссии может быть применено в двух случаях: для того чтобы избежать принятия соглашений и если для одного из участников действительно какие-то вопросы остались неясными и он вновь предлагает их обсудить;

    10) двойное толкование. Стороны в результате переговоров выработали соглашение. При этом одна из них заложила в формулировку двойной смысл, который не был замечен оппонентом. Затем соглашение трактуется в своих интересах, без его нарушения. Понятно, что подобное поведение может таить вероятность возникновения нового конфликта.

    32. В чем заключается специфика переговоров с преступниками?

    1. Переговоры с противником, и особенно с преступниками носят вынужденный характер .

    Основными задачами этих переговоров в порядке приоритетности являются: защита жизни людей (заложников, мирного населения, военнослужащих); задержание преступников (нейтрализация противника); возвращение или защита имущества.

    1. Анализ отечественного и зарубежного опыта ведения переговоров с противником показывает, что их можно классифицировать по следующим основаниям :

    Цели: освобождение заложников, обмен военнопленными, предупреждение взрывов, поджогов и других подобных акций, выдача похищенного оружия, боеприпасов, поддержание правопорядка;

    Мотивы действий преступников: политические, националистические, корыстные, уклонение от задержания, месть;

    Длительность: краткосрочные (несколько часов), среднесрочные (несколько суток), длительные (от недель до нескольких лет);

    Число сторон: двусторонние, многосторонние;

    Число участников: один на один, по несколько человек с каждой стороны, между группами;

    Уровень представительства: на местном уровне, на уровне области, республики, на государственном уровне, смешанные уровни;

    Характер контакта сторон: прямые (непосредственный контакт), через посредников (переводчики, третья нейтральная сторона);

    Степень гласности: гласные (информируется общественность), негласные или тайные (признана необходимость не сообщать о них);

    Условия выдвинутые противником: приемлемые, частично выполнимые, невыполнимые.

    Ведение переговоров с противником требует оценивать такие характеристики ситуаций, как:

    Известность или неизвестность местонахождения противника или заложников;

    Возможность или невозможность применения к противнику силы;

    Наличие данных о составе противника, его вооруженности, опыте боевых действий, намерениях и т.д.

    2. Именно противники зачастую выбирают тех, с кем хотят вести переговоры . Иногда преступники выбирают конкретного руководителя, доверяя ему быть стороной в переговорах. Или ими определяется ведомство или организация (например, общественное движение), с которыми они хотят иметь дело. Почти в половине ситуаций переговоры ведутся с помощью посредников, не связанных с преступниками (членов экипажей самолетов, пассажиров, просто случайных людей). Положительное влияние на ход переговоров оказывают лица, привлекаемые к их проведению: представители общественности, СМИ, местные авторитеты, священнослужители, родные и близкие преступников. Участию их в переговорах должна предшествовать предварительная линия их поведения.

    3. Особую роль играет переговорная группа , служащая связующим звеном между органами управления МВД, ФСБ и террористами. Опыт показывает целесообразность привлечения к переговорному процессу специалистов-психологов, лингвистов и др . Они могут помочь определить особенности, этническую принадлежность, профессию, место проживания террористов. Это напрямую влияет на определение задач операции по задержанию террористов. Опыт Великобритании, Германии, США, Франции свидетельствует, что при ведении переговоров с преступниками эффективно привлечение специалистов-женщин.

    В России группы ведения переговоров появились в МВД несколько лет назад. Они включаются в структуры развертывания сил и средств правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях, в том числе для освобождения заложников, предупреждения угроз взрывов и т.д. Группа переговоров находится в распоряжении руководства МВД, УВД, а в ходе мероприятий по освобождению заложников действуют по указанию старшего оперативного работника.

    Переговоры с противником включают в себя три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных периода :

    Подготовка к переговорам, обсуждение проблемы;

    Выдвижение и обсуждение предложений и условий;

    Достижение договоренности и обеспечения ее выполнения.

    Подготовка к переговорам . Как правило, подготовка к непосредственному ведению переговоров проходит в ограниченное время . В это период целесообразно учесть следующие :

    Особенности личности захватчиков, мотивы и цели преступников;

    Прогноз поведения преступников;

    Желательную процедуру ведения переговоров с ними;

    Выбор лица, ведущего переговоры, и психолога-консультанта;

    Организацию четкого взаимодействия ведущих переговоры, руководства и группы захвата.

    Данный период наиболее сложен. Он характеризуются внезапностью действий преступников, их стремлением подавить волю оппонента, навязать удобные для себя формы диалога. В ход идут угрозы, шантаж, предъявляются ультимативные требования .

    В такой экстремальной ситуации :

    Возможно затягивание переговоров с целью выиграть время для уточнения обстановки.

    Выясняется число заложников, их местонахождение, отношения с преступниками, состояние здоровья.

    Определяется форма диалога с преступниками.

    Взвешиваются возможности использования различных сил и средств, включая спецсредства и оружие.

    Важно не растеряться, успокоить противника, ввести разговор в русло длительного обсуждения. Высказанные преступниками угрозы, как правило, носят демонстративный характер. Именно угрозы (а не их исполнение) являются по существу единственным аргументом противника в стремлении достичь намеченного результата .

    Сначала инициатива находится у преступников. Однако усилия по установлению контактов с ними, поиску общего языка, внушение им чувства доверия к переговорщику позволяют в большинстве случаев перейти к более спокойному обсуждению ситуации.

    Выдвижение и обсуждение предложений и условий . Основная проблема этого периода переговоров связана с рассмотрением условий, которые выдвигают преступники. Здесь может замедлиться темп событий, так как преступникам приходится рассматривать варианты решений, предлагаемые заговорщиками. Вполне вероятно, что лица, захватившие заложников, будут продолжать психологическую атаку, создавать трудности для рассмотрения по существу предмета переговоров. Оправдавшим себя тактическим контрприемом является предложение преступникам выделить своего представителя, чтобы в более спокойной обстановке обсудить выдвинутые ими условия. Это обычно направляет переговоры в более спокойное русло.

    Предмет переговоров обычно составляют :

    Условия освобождения заложников (необходимо постоянно искать возможности для уменьшения числа заложников);

    Продукты питания для заложников и преступников;

    Условия предоставления свободы захватчикам;

    Вопрос о выкупе (возможно уменьшение первоначально заявленной суммы в два, три, а иногда и в пять раз);

    Вопрос об организации взаимодействия сторон.

    В ходе обсуждения появляется возможность для перехвата инициативы, которая обеспечивает повышение психологического воздействия на преступников, склонение их к отказу от противоправного поведения. Успех переговоров проявляется в том, что преступники снижают свою активность, теряют последовательность в своих требованиях, занимают оборонительную позицию, прислушиваются к доводам оппонента.

    Диалог имеет смысл, если преступники гарантируют жизнь и здоровье заложникам . В противном случае правомерно применение силы . На протяжении всех переговоров необходимо поддерживать у преступников убеждение в возможном удовлетворении их требований, чтобы удержать от насилия по отношению к заложникам.

    Достижение договоренности и обеспечение ее выполнения – это заключительный период переговоров, когда принимается соответствующие решение. Чтобы обеспечить реализацию принятого решения, необходимо обсудить вопросы:

    1) имеется ли уверенность в том, что соглашения выполнимы?

    2) существует ли взаимное согласие в том, что должно быть сделано?

    3) обеспечивается ли выполнение действий таким образом, чтобы можно было оценивать достигнутые результаты?

    В экстремальных ситуациях захвата противником заложников необходим комплексный подход к оценке перспектив переговоров и необходимости применения силы, содержащий :

    Оценку противника, его оружия, агрессивности, мотивов, толкающих на применения насилия;

    Проверку достоверности информации о том, что в отношении заложников уже совершены преступные акции и не носят ли они характер ложной информации;

    Определение допустимости применения силы исходя из требований безопасности заложников и группы захвата.

    На эффективность переговоров влияют:

    Обладание переговорщиком знаниями и умениями в области переговорного процесса, т.е. профессионализм;

    Знание особенностей психологии местного населения, его традиций и обычаев, уважительного отношения к людям;

    Психологическая устойчивость, умение не поддаваться на провокационные выпады, незаконные обвинения и т.д.

    Переговоры - древнее и универсальное средство челове­ческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем на­правлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем. Ниже переговоры рассматриваются как средство завершения конфликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разрешения противоречия.

    ^) 38.1. Общая характеристика

    переговоров: сущность, виды и функции

    Стороны приходят к пониманию необходимости перегово­ров тогда, когда конфронтация не дает результатов или стано­вится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничест­ва. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не ис­ключают того, что у сторон могут появиться серьезные разно­гласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и про­тивоположная ситуация, когда после урегулирования конфлик­та бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение - это единое решение, ко­торое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.

    Переговоры не нужны, если противоречие можно преодо­леть на основе законодательных или иных нормативных актов. Однако многие вопросы легче, дешевле и быстрее решать не

    500 VIII.

    через судебные инстанции, а путем переговоров. В США такие ситуации составляют 90-95% всех гражданских исков .

    Существуют различные подходы к классификации перегово­ров. Один из них основывается на выделении различ­ных целей их участников .

    1. Переговоры о продлении действующих соглашений. Напри­мер, временного соглашения о прекращении военных действий.

    2. Переговоры о нормализации. Проводятся с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто проводятся с участием третьей стороны.

    3. Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны.

    4. Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглаше­ний.

    5. Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).

    В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров .

    Информационная (стороны заинтересованы в обмене взгля­дами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия);


    Коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);

    Регуляции и координации действий;

    Контроля (например, по поводу выполнения соглашений);

    Отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил);

    Пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);

    Проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить ее).

    Существует три типа совместных решений участников пе­реговоров:

    Компромиссное, или «срединное решение»;

    Асимметричное решение, относительный компромисс;

    Нахождение принципиально нового решения путем сотруд­ничества.

    38. 501

    Рассмотрим их подробнее применительно к проблеме пе­реговоров.

    Первый тип решения - компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. При этом важно наличие критериев, которые позволили бы определить законность тре­бований или равенство уступок. Еще лучше, если равноцен­ность шагов навстречу друг к другу может быть оценена коли­чественно.

    Однако чаще приходится встречаться с ситуациями, когда критерии нечетки или же стороны не могут найти ту «середину», по отношению к которой они могут двигаться, ус­тупая друг другу. В таких случаях необходимо искать поле ин­тересов. Делая ббльшие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для оппонента, участник перего­воров получает больше по другому вопросу, который представ­ляется ему наиболее важным. В результате происходит «размен» уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обеих сторон (рис. 38.1). Это условие получило название «принцип Парето» по имени известного итальянского ученого Вилъфредо Парето (1848-1923), который обосновал данный принцип еще в 1904 г.

    Когда статусы, возможности власти и контроля, а также интересы сторон не позволяют им найти «серединное» реше­ние, то стороны могут придти к асимметричному решению. То­гда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Оппонент, получающий явно меньше условной поло­вины, сознательно идет на это, поскольку иначе он понесет еще большие потери. Асимметричность решения наблюдается при закреплении с помощью переговоров поражения одной из сторон. Степень асимметричности может быть различной.

    Третий тип решения состоит в том, что участники перего­воров разрешают противоречия путем нахождения принципиаль­но нового решения, которое делает данное противоречие несу­щественным. Принципы принятия такого решения разработа­ны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юри и опубликованы в начале 80-х годов. Их труд только в США вы-

    502 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

    держал 16 изданий и переведен в 30 странах мира. Этот способ основывается на анализе истинного соотношения интересов, что требует кропотливой, открытой и творческой работы обеих сторон.

    Интерес t k стороны А

    Максимум

    стороны Б Минимум Максимум

    Рис. 38.1. Проблемное поле вариантов компромиссных решений на переговорах (заштриховано)

    Выход на новое решение возможен через изменение систе­мы ценностей, например, включением данной проблемы в бо­лее широкий контекст. Поэтому на переговорах порой полезно выйти за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире первоначально заданных позиций и тогда от сторон вообще может не потребоваться уступок. Поиск прин­ципиально нового решения более сложен, требует нестандарт­ного подхода. Но он открывает и совершенно иные перспекти­вы. Другими словами, если компромисс и асимметричное ре­шение - это арифметика переговоров, то принципиальный подход - это уже алгебра переговорного процесса.

    38.2. Динамика переговоров

    Переговоры как сложный процесс, неоднородный по зада­чам, состоит из нескольких этапов: подготовки к переговорам, процесса их ведения, анализа результатов, а также выполнения достигнутых договоренностей. Динамика переговоров разраба­тывается в последние годы М. Лебедевой . Рассмотрим данные этапы более подробно.

    503

    Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинают­ся с того момента, когда одна из сторон (или посредник) вы­ступит инициатором проведения переговоров и участники зай­мутся их подготовкой. От того, как будет проведена подготов­ка, во многом зависит будущее переговоров и принятых на них решений. Подготовка к переговорам ведется по двум направ­лениям: организационному и содержательному.

    К организационным моментам подготовки относят: формиро­вание делегации, определение места и времени встречи, повест­ки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Большое значение имеет формирование делегации, определение ее главы, количе­ственного и персонштьного состава. Бывает так, что главой де­легации на переговорах назначают человека исходя лишь из должностного статуса, не принимая в расчет его компетентность по существу обсуждаемой проблемы. Важно, чтобы делегация представляла собой единую команду, где все работают на успех переговоров, а не на то, чтобы лучше выглядеть в глазах руково­дства. Как отмечал американский философ Эмерсон, «гребца на многовесельном судне не хвалят за оригинальные манеры».

    Содержательная сторона подготовки к переговорам включа­ет: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Прежде чем сто­роны начнут готовиться к переговорам, анализиру­ется проблема, которая будет решаться. В чем ее суть? Есть ли иные пути ее решения, требующие меньших затрат и усилий? Они могут быть обнаружены как в рамках од­носторонних действий, так и на основе переговоров с оппонентом. Необходимо выработать общий под­ход к переговорам - их концепцию. В отличие от пози­ции концепция переговоров - менее изменчивый элемент. При формировании общего подхода к переговорам определя­ются задачи, которые будут реализовываться на них. Необхо­димо определить возможные варианты решения. Производится разработка различных вариан­тов решения, их оценка, ранжировка в зависимости от степени их приемлемости для обеих сторон.

    504 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

    Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предло­жений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности. Аргументация всегда должна быть объективной.

    Для повышения эффективности подготовки возможны:

    Проведение экономической, правовой или иной экспертизы;

    Составление балансных листов (на листе бумаги записывают разные варианты решения, а против каждого из них - воз­можные позитивные и негативные последствия его приня­тия);

    Проведение группового обсуждения отдельных вопросов пе­реговоров по методу «мозгового штурма»;

    Экспертный опрос по оценке вариантов решений;

    Использование компьютерной техники для имитационного моделирования; выявления степени риска и неопределенно­сти; выбора норм и процедур для принятия решений; опти­мизации процесса принятия решений с использованием компьютера в качестве «третьей стороны».

    Ведение переговоров. Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению про­блемы. Для того чтобы ориентироваться в ситуации перегово­ров, необходимо хорошо понимать, что представляет собой процесс взаимодействия при ведении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех этапах ведения пе­реговоров:

    Уточнение интересов, концепций и позиций участников;

    Обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);

    Согласование позиций и выработка договоренностей.

    В ходе уточнения интересов и позиций снимается информа­ционная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Нахо­дится «общий язык» с партнером по переговорам. Обсуждая вопросы, необходимо убедиться, что под одним и тем же тер­мином стороны понимают одинаковые, а не разные вещи. Этап уточнения проявляется в изложении сторонами позиций (внесение официальных предложений) и предоставлении разъ­яснений по ним. Внося предложения, стороны тем самым оп-

    38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 505

    ределяют свои приоритеты, свое понимание возможных путей решения проблемы.

    Этап обсуждения (аргументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собственную позицию. Он приобретает особое значение, если стороны ориентируются на решение проблемы путем компромисса. Во время обсуждения оппоненту показывают, на что и почему сторона не может пойти. Обсуждение является логическим продолжением уточ­нения позиций. Стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывания оценок в адрес предложений партне­ров показывают, с чем и почему они принципиально не со­гласны или, напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения. Если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности.

    Третий этап - согласование позиций. Выделяют две фазы согласования: сначала согласование общей формулы, а затем - деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три этапа: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.

    Конечно, выделенные этапы не всегда следуют строго друг за другом. Уточняя позиции, стороны могут и согласовывать вопросы или отстаивать свою точку зрения, образовав для этого специальные экспертные группы. В конце переговоров участники могут вновь перейти к уточнению отдельных эле­ментов своих позиций. Однако в целом логика переговоров должна сохраняться. Ее нарушение может вести к затягиванию переговоров и даже их срыву.

    Заключительным периодом переговорного процесса являет­ся анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Принято считать, что если стороны подписали некий документ, значит, переговоры были не впустую. Но на­личие соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъек­тивные оценки переговоров и их результатов являются важнейшим индика­тором успеха переговоров. Переговоры можно считать удавши­мися, если обе стороны высоко оценивают их итоги.

    Другой важнейший показатель успешности переговоров - ^степень решения проблемы. Ус-

    506

    пешные переговоры предполагают решение проблемы, однако участники могут по-разному видеть, насколько проблема решена.

    Третий показатель успешности переговоров - выпол­нение обеими сторонами взя­тых на себя обязательств. Перего­воры закончились, но взаимодействие сторон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонен­та, о том, насколько строго он следует договоренностям.

    После завершения переговоров необходимо провести анализ их содержательной и процессуальной стороны, т. е. обсудить:

    Что способствовало успеху переговоров;

    Какие возникали трудности, как они преодолевались;

    Что не учтено при подготовке к переговорам и почему;

    Каково было поведение оппонента на переговорах;

    Какой опыт ведения переговоров можно использовать.

    ^^ 38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса

    Переговорный процесс - специфический вид совместной деятельности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции сторон не совпадают. Специфика состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологический процесс имеют психологические механизмы и технологию проведения. Психологические механизмы представляют собой целостную совокупность психических процессов, которые обеспечивают движение к некоему результату в соответствии с часто встре­чающейся последовательностью. Это устойчивая схема психи­ческих действий (А. Налчаджян). Можно сказать, что техно­логия дает ответ на вопрос «Как?", а психологические меха­низмы - на вопрос «Почему?".

    Психологические механизмы переговорного процесса. Выде­ляют следующие механизмы: согласование целей и интересов;

    38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 507

    стремление к взаимному доверию сторон; обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон.

    Согласование целей и интересов. Переговоры становятся пе­реговорами или обсуждением благодаря действию этого меха­низма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, они могут достичь результата только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета интересов до частичного. В этих случаях переговоры считаются успешными. Если переговоры не завершились договоренностью, то это не значит, что согла­сования не было. Просто в ходе согласования оппоненты не смогли договориться.

    Сущность механизма состоит в том, что стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и инте­ресов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласо­ванную общую цель.

    Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:

    Ориентация сторон на решение проблемы, «на дело»;

    Хорошие или нейтральные межличностные отношения оп­понентов;

    «» уважительное отношение к оппоненту;

    Открытые позиции, предъявление четких индивидуальных целей;

    Способность к корректировке своих целей.

    Поиск точек соприкосновения и выработка общей цели по­ложительно влияют на нормализацию взаимоотношений оппо­нентов, ведут к спокойному, рациональному, а следовательно, продуктивному разрешению конфликта. Попытки согласования целей и интересов в два раза чаще приводят к нормализации отношений сторон, чем при отсутствии таких попыток.

    Стремление к взаимному доверию сторон. Как социально-психологический феномен доверие представляет собой единст­во восприятия другого человека и отношения к нему. Выделя­ют потенциальное и реальное доверие. Если один человек го­ворит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по от­ношению к себе и поэтому он так к нему относится

    508 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

    Когда конфликт произошел или продолжается, сложно гово­рить о каком-либо доверии сторон. Противодействие, негатив­ные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласи­лись на переговоры, значит противоборство прекращено, пусть временно. Осознание сторонами необходимости решения про­блемы мирным путем, т. е. при помощи переговоров, запуска­ет механизм установления взаимного доверия. Конечно, стороны рискуют, будучи вынужденными доверять недавнему против­нику. Однако согласование интересов, шаги навстречу друг другу, ослабление негативных эмоций, исправление искажен­ного восприятия способствуют развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают доверие ключевым в переговорах (А. Росс, Б. Уорд). Чем устойчивее доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.

    Еще одним психологическим механизмом переговоров яв­ляется обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Это заключается в том, что в ходе переговоров стороны стре­мятся сохранить изначальный или же складывающийся баланс сил и контроль за действиями другой стороны. Важное значе­ние имеет власть одной стороны по отношению к власти дру­гой стороны, а также то, как каждый участник оценивает воз­можности другого. Иногда власть рассматривается как ранг оппонента . Власть определяет возможности влияния на другого.

    Существенное влияние на баланс сил оказывают не только реальные возможности другой стороны, но и то, как эти воз­можности воспринимаются. В переговорах часто важна не власть, которой участник обладает реально, а то, как она оце­нивается другой стороной. Поэтому на исход переговоров мо­жет влиять не фактическое, а кажущееся положение вещей.

    В переговорах каждая из сторон старается максимально ис­пользовать свои возможности. Диапазон привлекаемых средств достаточно широк: от убеждения до угроз и шантажа. Однако благодаря сохранению баланса власти и идут переговоры. Если же одна из сторон резко усилит свою власть, то оппонент или берет тайм-аут, или прекращает переговоры. Возможно также возобновление конфликтных действий.

    Технология ведения переговоров. (Термин «технология» про­изведен от греч. «techne» - искусство, мастерство, умение).

    38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 509

    Технология переговоров - это совокупность действий, пред­принимаемых сторонами в ходе переговоров, и принципов их реализации. Она включает в себя способы подачи позиции, принципы и тактические приемы взаимодействия с оппонентом.

    Выделяют четыре способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров: открытие пози­ции, закрытие позиции, подчеркивание общности в позициях, подчеркивание различий в позициях .

    Если в выступлении характеризуется собственная позиция без сравнения ее с позицией партнера, то такое действие рас­сматривается как открытие позиции. Когда участник переговоров критикует позицию оппонента без срав^ нения со своей позицией, то мы имеем закрытие позиции. Если участник проводит сравнение двух или более позиций, то в зависимости от того, что подчеркивается в выступлении, это может оцениваться либо как подчер­кивание общности, либо как подчерки­вание различий. Подчеркивание общности и открытие позиции являются аналогами «мягкого», кооператив­ного поведения, а подчеркивание различий и закрытие пози­ций - аналогами жесткого, конкурентного типа ведения пе­реговоров.

    Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе переговоров могут быть рекомендованы следующие