Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Чем отличается казенное предприятие от унитарного. Казенное предприятие

    Чем отличается казенное предприятие от унитарного. Казенное предприятие

    _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

    Е.Ю.Колобова

    ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Аннотация

    В статье рассматривается правовое положение государственных унитарных предприятий. Автор исследует особенности имущественных прав, ответственности и характера осуществляемой деятельности различных видов государственных унитарных предприятий, включающий предприятия смешанной частно -государственной формы.

    Ключевые слова

    Унитарные предприятия, имущество, казенное предприятие, акции.

    Государственные предприятия выступают как субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли, так и предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность, а также промежуточные их формы . Постановление Правительства РФ утвердило Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации , установившая цели и задачи реформирования механизма управления унитарными предприятиями для определения круга и количества унитарных предприятий, необходимых для реализации государственных функций. Позже с целью развития Концепции Правительство РФ приняло Постановление «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» , отражающее основные положения принятой ранее Концепции, и содержащее руководящие нормы в целях вынужденной реорганизации, ликвидации, а также продажи государственных унитарных предприятий в качестве объектов гражданского права как имущественных комплексов.

    В соответствии с Гражданским кодеком РФ государственными и муниципальными унитарными предприятиями признаются организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Также в Федеральном законе № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено понятие и сущность деятельности унитарных предприятий . В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий :

    Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, к которым относятся федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные предприятия;

    Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, к которым относятся федеральные казенные предприятия, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

    Унитарные предприятия создаются в форме казенного предприятия, имущество которого находится в государственной собственности, и дочернего предприятия, которому государственное имущество передается в хозяйственное ведение. Один из специалистов в области управления государственными предприятиями полагает, что казенные предприятия, выступают как отдельные субъекты хозяйствования, аргументируя тем, что у них «более ограниченно, чем у обычных унитарных предприятий, право оперативного управления на закрепленное за ними государственное имущество», однако отмечает, что «казенные предприятия согласно правилам статьи 115 Гражданского кодекса РФ могут пользоваться весьма узкими возможностями в имущественном обороте, согласно статьям 296 - 297 Гражданского кодекса РФ, основанным на их строго

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

    целевой правоспособности». В этой связи казенные предприятия несут полную ответственность по долгам в пределах оцененного у них имущества , а не только денежных средств в отличие от других субъектов права оперативного управления, что, в частности, дает основания считать их самостоятельными участниками оборота. Однако стоит отметить, что учреждения и казенные предприятия имеют различные зоны ответственности и функции, указывающиеся в их учредительных документах.

    В практике на территории Российской Федерации распространение получили предприятия смешанной частно-государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.

    Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства в рыночных странах являются публичные корпорации или акционерные общества со смешанным капиталом. В Российской Федерации их аналогами являются государственная корпорация и государственное акционерное предприятие. Государственная корпорация учреждается федеральной властью и получает в собственность имущественный взнос государства. Примером государственной корпорации является Государственная инвестиционная корпорация.

    В государственном акционерном предприятии государство владеет контрольным пакетом акций. Такими предприятиями являются естественные монополии, такие, как: концерн Газпром, бывшее Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации и другие. Государство может выступать в роли мажоритарного акционера, не владея контрольным пакетом акций, например, акционерное общество АвтоВАЗ, но имея право назначать руководителя субъекта хозяйствования.

    Государство может объединять унитарные предприятия и другие субъекты государственного предпринимательства в различные формы объединений (ассоциации, концерны и другие). Крупные объединения создаются для реализации стратегических государственных программ и развития приоритетных отраслей экономики. Такими объединениями являются, например, естественные государственные монополии. Также унитарные предприятия могут также входить в состав финансово-промышленных групп.

    Отметим, что количество государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло, а федеральных государственных унитарных предприятий - сокращается. Об этом говорится в заключение Экспертного совета при Правительстве РФ по итогам анализа процесса реформирования унитарных предприятий. Правительство и Президент РФ уже неоднократно ставили задачу по сокращению этой неэффективной и рудиментарной формы участия государства в экономической деятельности. Так, например, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. С муниципальным унитарным предприятием сложно конкурировать малому и среднему бизнесу, привлекающему недешёвые кредитные средства у банков, несущему издержки на расширение рынка сбыта. Унитарные предприятия, в свою очередь, бесплатно получают имущество от государства, спрос на их услуги и продукцию «гарантирован» размещаемыми муниципальными заказами.

    С целью формирования предложений для Правительства Российской Федерации члены Экспертного совета при Правительстве проанализировали реализацию госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утверждённой на федеральном уровне в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году. Однако анализ оформления унитарными предприятиями прав на принадлежащее им имущество и подготовки к акционированию, проведённый Росимуществом совместно с экспертами, показал, что есть риск нарушения сроков ликвидации ФГУПов.

    Для успешного завершения процесса реформирования ФГУПов Экспертный совет при Правительстве

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070

    предлагает два возможных сценария. Базовый сценарий предполагает усиление контроля за реализацией госпрограммы, предполагающей полную ликвидацию ФГУПов к 2018 году (в первую очередь через установление конкретных планов-графиков по каждому предприятию и персональной ответственности руководителей курирующих эти ФГУПы ФОИВов за их выполнение с регулярным, ежеквартальным консолидированным докладом-отчётом о ходе реализации в Правительство Российской Федерации), и рекомендацию субъектам РФ и муниципальным образованиям принять аналогичные программы. При этом в указы Президента, устанавливающие целевые показатели эффективности для руководителей регионов, нужно включить дополнительный ключевой показатель эффективности для глав регионов.

    Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2018 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария - сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, где собственником выступает государство, либо коммерческая организация, для устранения административной нагрузки, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы. Список использованной литературы:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

    2. Колобова Е.Ю. Методика анализа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал, 2015. -№2. - С. С 7480.

    3. Колобова Е.Ю. Особенности управления государственными унитарными предприятиями// Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно - практической конференции (20 мая 2016 г., г. Курган). В 4 ч. Ч.1 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 334 с. С 122-125.

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2000 г.).

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.1999 №1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения».

    6. Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения [Электронный ресурс] URL: http://open.gov.ru/events/5514748/ (дата обращения: 06.04.2016).

    7. Суханов Е.А. Правовая форма экономических отношений. Методологические проблемы правоведения // Система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/sys/

    8. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 23.05.2016).

    © Колобова Е Ю., 2017

    Е.Ю.Колобова, к.э.н.

    Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

    г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ТЕЛЕКАНАЛА

    Аннотация

    В статье рассматриваются особенности анализа местного телеканала в современных условиях. Автор

    Казенное предприятие
    «Казенное предприятие - по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ…»
    (Казенное предприятие // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15211. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

    Казенное унитарное предприятие
    «Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные) (ст. 114 и 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях)…
    Различия в правовом статусе названных видов унитарных предприятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получаемых ими в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения унитарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника (уполномоченного им органа государственной власти или местного самоуправления), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК, ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
    Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов (подобно госбюджетному учреждению). Это обстоятельство предопределяет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закрепленного за ним имущества собственника-учредителя. До него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, у него может быть изъято излишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
    Важным для оборота является то обстоятельство, что при недостатке у казенных предприятий "своего" имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК, п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некоторых случаев банкротства). Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом…»
    (Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. А. Суханов. - М.: "Волтерс Клувер", 2008).

    Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.) от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ
    «Казенное предприятие может быть создано в случае:
    если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
    необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
    необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
    необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
    необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
    необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
    необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий…»

    Комментарий к статье 115 Гражданского кодекса
    «В уставе казенного УП, кроме сведений, указываемых в соответствии со ст. 113, 114 ГК, должно присутствовать его полное фирменное наименование, содержащее слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника имущества.
    3. В казенном предприятии уставный фонд не формируется, а помимо общих сведений, указываемых в уставе УП (см. коммент. к ст. 113), должен определяться порядок распределения и использования доходов казенного предприятия.
    4. Собственник имущества казенного УП, помимо общих прав, предусмотренных в коммент. к ст. 113, 114, вправе:
    изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
    доводить до казенного предприятия обязательные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
    утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
    Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия определяются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Устав казенного предприятия должен соответствовать ст. 52 ГК, требованиям Закона об унитарных предприятиях (см. коммент. к ст. 113), а также Типовому уставу, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982). Данный подзаконный акт предусматривает правовой режим имущества казенного УП, характер и пределы его производственно-хозяйственной деятельности, организацию учета и отчетности, наличие у него статуса юридического лица, право иметь расчетный и текущий счета в банке, печать со своим наименованием, бланки и регистрируемый в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания).
    5. Помимо более узкого объема имущественных полномочий по сравнению с УП, наделенными имуществом на праве хозяйственного ведения (см. ст. 114, 296, 297 и коммент. к ст. 114, 296, 297), казенное УП имеет и соответственно меньше прав в области оперативно-хозяйственной деятельности…»
    (Комментарий к статье 115 Гражданского кодекса // Режим доступа: http://www.labex.ru/page/kom_gk_115.html. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

    Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий
    «2. Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (далее - унитарное предприятие).
    3. В целях создания предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие (далее - уполномоченный орган), обеспечивает подготовку следующих документов:
    а) технико-экономическое обоснование создания предприятия, включающее в себя финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий и причин ее возникновения, прогноз объема производимой по заказу государства продукции (работ, услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности, прогноз доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, а также предложения по организационной и штатной структуре предприятия;
    б) проект устава предприятия;
    в) проект программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период (далее - программа деятельности);
    г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд (далее - смета доходов и расходов);
    д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;
    е) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления, содержащий сведения о рыночной стоимости имущества (за исключением случаев создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия).
    4. В случае создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия уполномоченный орган помимо документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, также обеспечивает подготовку следующих документов:
    а) нотариально заверенные копии учредительных документов унитарного предприятия;
    б) копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию на последнюю отчетную дату и годовой бухгалтерской отчетности за 3 предшествующих года с отметкой налогового органа…»
    (Российская Федерация. Правительство. О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий: постановление от 15 декабря 2007 г. №872 // Режим доступа: http://www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/ archive/2007/12/19/331232.htm. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

    Порядок создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий
    «Решение о создании, реорганизации и изменении вида казенного предприятия (далее - Предприятие) принимается Правительством Москвы по представлению органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департамента имущества города Москвы и при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы. Создание Предприятия осуществляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
    Решение о ликвидации Предприятия принимается Департаментом имущества города Москвы при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы.
    3.1.2.2.2. Предложения (заявка) о создании, реорганизации и ликвидации Предприятия направляются департаментом (комитетом, управлением), префектурой административного округа и управой района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департаментом имущества города Москвы в Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы (далее - Комиссия).
    3.1.2.2.3. Заявка на создание Предприятия должна содержать следующие сведения:
    - цель создания Предприятия;
    - предмет и основные виды деятельности Предприятия;
    - ведомственная подчиненность Предприятия;
    - укрупненный перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования Предприятия.
    К заявке должно быть обязательно приложено технико-экономическое обоснование учреждения Предприятия с заключением департамента (комитета, управления), префектуры административного округа и управы района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) будет находиться Предприятие.
    3.1.2.2.4. Заявка на ликвидацию, реорганизацию и изменение вида Предприятия должна содержать следующие сведения:
    - причина ликвидации, реорганизации (с указанием способа реорганизации) или изменения вида Предприятия;
    - размер дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия, а также оценка путей ее погашения;
    - оценка последствий для бюджета города от ликвидации, реорганизации или изменения вида Предприятия;
    - направления использования имущества ликвидируемого Предприятия или перечень имущества (включая недвижимое), передаваемого реорганизуемому Предприятию (Предприятию, вид которого предлагается изменить);
    - предмет и основные виды деятельности реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить);
    - ведомственная подчиненность реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить)…»
    (Москва. Правительство. О совершенствовании механизма реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышении уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей предприятий: постановление от 9 июня 2009 г. N 541-ПП // Режим доступа: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=37769. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009). – Прил.: Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия, в том числе и казенного предприятия, города Москвы; Положение о мотивации руководителей государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы; Типовой устав казенного предприятия города Москвы; Типовой трудовой договор с руководителем казенного предприятия города Москвы.

    Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия
    «Имущество казенного предприятия закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовывать, сдавать в аренду, списывать и т.п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок.
    Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т.е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства).
    Деятельность казенного предприятия определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного предприятия программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг):
    объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;
    фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом;
    лимит численности работников;
    объем средств, выделяемых из бюджета учредителя предприятия, и условия их предоставления;
    мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного предприятия;
    задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;
    задания по созданию и освоению новых видов продукции;
    задания по подготовке и переподготовке кадров;
    условия реализации развития казенного предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия…
    Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете должны быть детализированы по источникам их финансирования, по созданным на предприятии в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств. В целях обеспечения нормальных условий для организации контроля за целевым использованием средств казенного предприятия целесообразно детализировать все расходы казенного предприятия по кодам ЭКР…»
    (Гарнов, И. Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия // Финансовая газета [Электронный ресурс]. – 2006. - Сентябрь (№ 36).

    Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
    «1. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
    Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
    Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
    Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    2. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия…»
    (Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.) от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ [Электронный ресурс]).

    Казенное предприятие и особенности правового статуса его имущества
    «Казенные предприятия относятся к числу государственных унитарных предприятий, создаваемых собственником имущества и не наделенных правом собственности на предоставляемое им собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Соответственно различают федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия.
    От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    Имущество казенного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками такого предприятия.
    Казенное предприятие как субъект права оперативного управления обязано: во-первых, учитывать пределы и ограничения, законодательно установленные для такого рода предприятий; во-вторых, осуществлять свои правомочия в соответствии с целями деятельности предприятия; в-третьих, учитывать и выполнять задания собственника закрепленного за ним имущества; в-четвертых, использовать имущество, предоставленное ему в оперативное управление, строго по назначению.
    Если же у казенного предприятия имеется излишнее имущество, или имущество им не используется, или же используется не по назначению, то собственник данного имущества вправе его изъять и распорядиться им по своему усмотрению. Кроме того, бюджетные ассигнования, выделенные казенному предприятию и не использованные им по истечении года, подлежат обязательному возврату в федеральный бюджет. Собственник имущества может вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность казенного предприятия, но только в специально оговоренных законом случаях…»
    (Ахметьянова, З. А. Казенное предприятие и особенности правового статуса его имущества / З. А. Ахметьянова // Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=4266_. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

    Правовое положение казенных предприятий
    «Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 940, федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника. В отношении федеральных унитарных предприятий функции согласования решения указанного вопроса возложены на Минимущество РФ.
    Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
    Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:
    - если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
    - при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
    - при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
    - при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;
    - при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
    - при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий…»
    (Правовое положение казенных предприятий // Режим доступа: http://www.lex-pravo.ru/codex.php?ch=5&art=18&t=pp. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

    Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий
    «От унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения казенное отличается также тем, что оно не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и движимым имуществом (исключение составляет производимая предприятием готовая продукция).
    Производственно - хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом - заказом, утвержденным собственником, и планом развития, разработанным и согласованным с уполномоченным органом собственника. Казенному предприятию разрешено вести самостоятельную хозяйственную деятельность лишь с согласия уполномоченного органа, который осуществляет общий контроль деятельности предприятий. Раз в квартал оно отчитывается перед вышестоящим органом не только о выполнении плана - заказа и плана развития, но и за разрешенную самостоятельную хозяйственную деятельность. Как видим, права казенного предприятия в отношении закрепленного за ним имущества резко ограничены по сравнению с унитарным предприятием.
    Финансирование деятельности казенного предприятия, связанное с выполнением плана - заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, осуществляется прежде всего за счет доходов от реализации продукции. В отличие от обычного унитарного предприятия при недостаточности собственных средств казенному предприятию выделяются средства из федерального бюджета на строго определенные направления: реализацию плана развития завода, содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана - заказа. К тому же решение на выделение предприятию этих средств принимается Правительством РФ лишь после представления сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности казенного завода за предыдущий год. Не использованные предприятием в текущем году бюджетные средства возвращаются в федеральный бюджет.
    Собственник сам устанавливает порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с предприятиями. На обычном унитарном предприятии он вправе получить лишь часть прибыли от своего имущества. Прибыль, полученная казенным предприятием от реализации продукции (работ, услуг) и произведенная в соответствии с планом - заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на определенные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом собственника. Причем порядок установления нормативов утверждается Минэкономики РФ и Минфином РФ. Оставшаяся прибыль изымается в доход федерального бюджета.
    Государство несет субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия. Это обеспечивает охрану интересов других участников имущественного оборота…»
    (Косякова Н. И. Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий / Н. И. Косякова // http://www.juristlib.ru/book_1880.html. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

    БУНТы не за горами
    «По информации «НГ», в середине минувшей недели в Министерство культуры из Минфина поступили проекты документов, которые касаются всех бюджетных учреждений. Предполагается, что работа над этими документами будет завершена в кратчайшие сроки и уже скоро они приобретут официальный статус. Согласно проектам, уже в следующем году все бюджетные учреждения должны быть преобразованы либо в автономные учреждения, либо в бюджетные учреждения нового типа, либо стать казенными учреждениями…
    Реформы были задуманы задолго до кризиса, но в условиях кризиса эти перемены, совершенно ясно, опаснее вдвойне и втройне.
    Что казенное учреждение гарантирует стабильное, хотя и скромное финансирование, зато лишает учреждение культуры какого-либо заработка. Вернее, все заработанные средства при такой новой форме хозяйствования уходят в бюджет.
    А сама форма казенного учреждения превращает это учреждение в своего рода филиал Министерства культуры, который учредитель, Минкульт, в любой момент может ликвидировать. Любое казенное учреждение может легко перейти в форму бюджетного или даже автономного учреждения, зато обратный ход можно будет сделать в дальнейшем только по решению правительства. Небольшие провинциальные музеи, которые еще вчера готовы были подумать о свободном плавании, теперь трижды должны подумать, прежде чем принять решение.
    Бюджетное учреждение – вроде бы самая приемлемая форма, но его вполне можно признать нерентабельным, и тогда оно может быть ликвидировано сверху, то есть государством. Еще меньше ответственности у государства перед автономными учреждениями.
    Короче говоря, даже на первый взгляд для сферы культуры эти все три формы, будь то театр или музей, совершенно не подходят.
    Плюс сокращение финансирования, которое даже в лучшие годы росло в абсолютных цифрах и из года в год уменьшалось в процентном отношении.
    По словам статс-секретаря Министерства культуры Екатерины Чуковской, все не так страшно. Она полагает, что ничего особо нового в готовящихся проектах нет, скорее можно говорить о попытках, которые ведутся в течение последних примерно пяти лет «сделать такую форму организации учреждения культуры, которая бы нивелировала те недостатки, которые этим учреждениям даны нашим Гражданским кодексом, цель – уменьшить степень несвободы». Но в ответ повышается и ответственность руководителей учреждений культуры…
    Казенные учреждения, по словам Чуковской, более всего будут соответствовать нынешним бюджетным учреждениям и также будут на полной дотации государства, «но объем этих дотаций не объявляется», при этом «все заработанное ими должно тоже обращаться в бюджет. Вряд ли это понравится тем организациям, которые умеют сами зарабатывать деньги и которые вообще оказывают хоть какие-то платные услуги».
    Уже сегодня известно, что Министерство образования отказалось переводить в форму казенных учреждений все свои образовательные учреждения – все, и дошкольные, и школьные, вузовские и проч. Даст ли это образовательным учреждениям большую свободу? Или за этим последует сокращение дотаций?
    Осознают ли руководители образовательных учреждений все риски иных организационно-хозяйственных форм?
    Вернемся, впрочем, к культуре.
    Если учреждение 30% от своего бюджета способно зарабатывать самостоятельно, его, судя по тому, как развиваются события, будут подталкивать к переходу в формы БУНТа и АУ. Соблазняя большей свободой.
    В казенном учреждении перегруппировывать бюджет никто не позволит, а в других формах – пожалуйста. Для АУ будет выделяться какая-то сумма, с которой учреждение сможет сделать практически все, что захочет (кроме, разумеется, того, что наказывается по закону). Но возрадоваться мешает тут же возникающий вопрос: а на что вообще хватит этих самых сумм?..»
    (Заславский, Г. БУНТы не за горами / Григорий Заславский // Независимая газета [Электронный ресурс]. - 2009. – 10 августа. – Режим доступа: http://www.ng.ru/culture/2009-08-10/1_bunt.html).

    Повышение зарплат может быть к концу 2010-го...
    «Казенные предприятия - это не новые учреждения, это такие хозяйствующие субъекты, которые полностью находятся на бюджетной смете, и государство полностью финансирует все расходы по той смете, которую используют в своей деятельности казенные предприятия. Такой подход достаточно ясен. Бюджетные учреждения нового типа близки к автономным. И отличия там не такие уж большие, хотя они есть. Главным образом отличия заключаются в том, что такие бюджетные учреждения должны содержать свои бюджетные счета в федеральном казначействе. В этом случае за использованием бюджетных средств со стороны государства идет больший контроль. А так бюджетные учреждения нового типа также будут работать по государственному заданию, у них будут более жесткие отношения с учредителями, которые больше контролируют такие учреждения и больше отвечают за их хозяйственную деятельность. Пожалуй, на данный момент это все существенные отличия бюджетных учреждений нового типа от автономных.
    - На ваш взгляд, для учреждений культуры какая из перечисленных форм наиболее оптимальна?
    - Музеи или театры, творческие коллективы или дома культуры, филармонии или другие концертные учреждения - они все должны увидеть свою собственную выгоду в той или иной форме, которая им соответствует.
    Сейчас, когда пойдет закон, нам важно понять, в чем интерес учреждений культуры, к какому типу учреждения они склоняются. Если создание бюджетных и автономных учреждений зависит от самих коллективов, то, чтобы стать казенным предприятием, нам нужно внести такое учреждение в специальный перечень…
    Поэтому мы считаем, переход на новую форму хозяйствования должен быть связан с двухлетним мораторием на уменьшение финансирования учреждений культуры, которые выбрали другой путь существования - АУ или БУНТ. Такой запрет является гарантией того, что мы, освободив творческие возможности всех коллективов для поиска источника финансирования своей деятельности, не допустим того, чтобы государственное воздействие в этот реформенный период уменьшилось…»
    (Ивлиев, Г. Повышение зарплат может быть к концу 2010-го... / Григорий Ивлиев; Мария Токмашева // Культура [Электронный ресурс]. – 2009. - 24-30 сентября. - Режим доступа: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=852&rubric_id=200&crubric_id=1002077&pub_id=1069866).

    Пришла эпоха БУНТов
    «Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" представлен на рассмотрение в Правительство РФ. Предполагаемый срок вступления данного закона в силу - 1 января 2010 года. Ждать, как говорится, осталось недолго…
    Впрочем, чтобы не вызвать самый настоящий бунт в бюджетной сфере, законопроект предлагает еще одну форму хозяйствования - "казенное учреждение", которая наиболее близка к сегодняшним, бюджетным. Такое предприятие будет финансироваться по смете. Учредитель (собственник) несет перед ним полную субсидиарную ответственность. Вот только все свои внебюджетные доходы казенное учреждение должно будет зачислять в бюджет соответствующего уровня.
    Предполагается, что к этому типу учреждений в первую очередь будут отнесены органы власти, военные учреждения и учреждения всех правоохранительных органов. Все остальные желающие перейти в "казенку" должны "записаться" в специальный список, который будет утверждать Правительство РФ.
    Претендовать на эту форму хозяйствования могут федеральные учреждения, объем внебюджетных средств которых составляет менее 10 процентов от общего годового финансирования. Для учреждений культуры субъектов федерации и муниципальных образований порог повышается до 30 процентов. "Казенные учреждения более всего будут соответствовать нынешним бюджетным учреждениям и также будут на полной дотации государства, но объем этих дотаций не объявляется, при этом все заработанное ими должно тоже обращаться в бюджет. Вряд ли это понравится тем организациям, которые умеют сами зарабатывать деньги и которые вообще оказывают хоть какие-то платные услуги", - поясняет Екатерина Чуковская. Предполагается, что казенное учреждение может в любой момент легко перейти в форму бюджетного или даже автономного учреждения, зато обратный процесс может произойти только по решению правительства. Поэтому законодателям уже сейчас важно понять, какие из учреждений культуры хотят стать "казенными".
    Конечно, из всех предложенных форм "казенка" на первый взгляд кажется самой безопасной с точки зрения функционирования учреждения культуры. Очевидно только, что список "казенных предприятий" будет небольшим (иначе зачем вообще затевать подобные реформы?), и если туда попадут учреждения культуры, то только самые крупные, имеющие негласный статус "национальных святынь"…
    (Токмашева, М. Пришла эпоха БУНТов: зачем нужны новые типы бюджетных учреждений / Мария Токмашева // Культура [Электронный ресурс]. - 2009. - 8-15 октября. - Режим доступа: http://www.kultura-portal.ru/).

    Подгот. Н. Е. Филиппова, зав. СНИКИ

    Основы правового положения казенных предприятий уста­новлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях» 1 (далее - Закон об унитарных предприятиях).

    Казенное предприятие является унитарным предприятием, ос­нованным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным Законом, унитарной признается коммерческая органи­зация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприя­тия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зави­симости от собственника казенное предприятие может быть феде­ральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

    Помимо казенных предприятий по законодательству РФ создаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

    Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное пред­приятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постанов­лением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 1 , федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с феде­ральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участни­ком (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Ре­шение об участии федеральных казенных предприятий в коммерче­ской или некоммерческой организации принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

    Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Вме­сте с тем, существенной особенностью их правового положения являет­ся обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприя­тия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

    Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных пред­приятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:

    Если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназна­чена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

    При необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обес­печения безопасности РФ, функционирования воздушного, желез­нодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегичес­ких интересов РФ;

    " Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях феде­ральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника иму­щества федерального государственного унитарного предприятия»// СЗ РФ. 2004. № 50 ст. 5074

    При необходимости осуществления деятельности по производ­ству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным госу­дарством ценам в целях решения социальных задач;

    При необходимости разработки и производства отдельных ви­дов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

    При необходимости осуществления отдельных дотируемых ви­дов деятельности и ведения убыточных производств;

    При необходимости осуществления деятельности, предусмот­ренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным орга­ном или органом местного самоуправления. Устав федерального ка­зенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 За­кона об унитарных предприятиях.

    Государственная регистрация ка­зенного предприятия осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. При этом следует отметить, что в казенных предпри­ятиях уставный фонд не создается.

    Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве опера­тивного управления . Важно также отметить, что Закон об унитар­ных предприятиях предусматривает особый порядок распределе­ния доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного само­управления.

    Собственнику имущества казенного предприятия законодательст­во предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

    Принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

    Определение целей, предмета, видов деятельности предприя­тия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

    Определение порядка составления, утверждения и установле­ния показателей планов (программы) финансово-хозяйственной де­ятельности предприятия;

    Назначение на должность руководителя предприятия, заклю­чение с ним трудового договора;

    Согласование приема на работу главного бухгалтера, заключе­ние с ним трудового договора;

    Дача согласия на распоряжение имуществом, в том числе на со­вершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручи­тельств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

    Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

    Утверждение показателей экономической эффективности дея­тельности предприятия, контроль их выполнения;

    Утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие ре­шения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

    Изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

    Доведение до казенного предприятия обязательных для испол­нения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание ус­луг для государственных или муниципальных нужд;

    Утверждение сметы доходов и расходов.

    Реализация указанных полномочий собственника федерального казенного предприятия осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, в ведении которого находится предприятие, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Разграничение полномочий между указанными органами проводится Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739.

    Ликвидация и реорганизация федеральных государственных ка- занных предприятий, включенных в перечень стратегических пред­приятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Ука­зом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009", осуществляются Правительством Российской Федерации на основа­нии решения Президента Российской Федерации.

    Единоличным исполнительным органом казенного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчет­ный ему. Руководитель должен действовать в интересах предприя­тия, добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя пред­приятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством. Необходимо подчеркнуть, что руково­дитель предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков. В предусмотренных федеральными законами случа­ях на казенных предприятиях могут быть образованы коллегиаль­ные совещательные органы.

    СЗ РФ. 2004. № 32. ст. 3313

    К особенностям правового положения казенного предприятия сле­дует также отнести публичность бухгалтерской отчетности, представ­ление ее уполномоченным органам, возможность установления собст­венником случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки.

    Еще по теме 3. Правовое положение казенных предприятий:

    1. § 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    2. Административно-правовое положение предприятий, учреждений и иных организаций
    3. 8.3. Административно-правовой режим военного положения: понятие, содержание и правовые основы
    4. Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКАГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
    5. 12.1. Предварительный обзор экономического и финансового положения предприятия
    6. Организационно-правовые формы предприятий. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий
    7. 5.3. Надзор за злоупотреблениями предприятий с доминирующим положением на рынке
    8. 2.2.4.3. Анализ изменения имущественного положения предприятия
    9. 12.3. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
    10. Глава 2 Организационно-правовые формы предприятий. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий
    11. 11.5. Анализ динамики финансового положения предприятия за ряд лет

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

    Казенным предприятием считается государственный субъект экономической деятельности, который основан на праве оперативного управления на базе имущества, которое находится в собственности у государства. Главный учредительный документ - его устав, который утверждается Правительством РФ. В фирменном названии такого предприятия должно быть указано, что оно является казенным.

    Федеральное казенное предприятие находится в собственности у государства или субъекта РФ.

    В отношении закрепленного за таким предприятием имущества оно может осуществлять права пользования, владения и распоряжения, но в тех пределах, которые установлены законами государства и которые соответствуют целям любой его деятельности и назначением такого имущества. Собственник имущества, которое закреплено за казенным унитарным предприятием, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Отчуждать такое имущество, либо каким-то иным методом им распоряжаться казенное предприятие может только с согласия его собственника.

    Государство несет субсидиарную ответственность при недостаче имущества. Данный тип учреждения основан на праве оперативного управления.

    Собственником всего имущества казенной организации, помимо всего прочего, определяется порядок необходимого распределения доходов предприятия. Ликвидировано либо реорганизовано казенное предприятие может быть только согласно решению Правительства РФ.

    Создание казенных предприятий

    Казенное предприятие - это тот тип учреждения, которое может создаваться на основе ликвидированного государственного предприятия. Это относится к совершенно различным отраслям государственной экономики. Однако здесь существуют преобладающие отрасли, к которым относятся сельское хозяйство и промышленность.

    Чтобы на базе ликвидированного предприятия было создано казенное, оно должно соответствовать нескольким обязательным критериям:

    • Является предприятием, осуществляющим свою деятельность только для государственных учреждений.
    • Государство является основным потребителем продукции данной организации.
    • Предприятие относится к числу тех, приватизировать которые запрещено законом.

    Согласно ст. 296 ГК РФ, казенное предприятие может быть ликвидировано, если:

    1. Выделенные ему из федерального бюджета финансовые средства были использованы не по назначению.
    2. Прибыль от деятельности такого предприятия отсутствует.
    3. Имело место распоряжение недвижимостью без позволения уполномоченного на то госоргана.

    Образование на базе ликвидированного предприятия казенной организации порождает появление правопреемства, согласно которому новое предприятие является прямым правопреемником старого. Это значит, что оно несет ответственность по всем его обязательствам, даже тем, которые возникли еще до наступления такого права.

    Статус казенного учреждения

    Правовой статус казенного унитарного предприятия делится на следующие типы:

    • определяющие общий статус;
    • устанавливающие правовой режим собственности;
    • регламентирующие деятельность организации;
    • определяющие компетенцию всех органов управления;
    • устанавливающие порядок реорганизации или ликвидации казенного предприятия.

    Правовой статус казенных предприятий

    Правовой статус государственного казенного предприятия означает, что предприятие является юридическим лицом и при этом имеет право на наличие у него расчетного счета в банке. Это предполагает то, что казенные предприятия являются разновидностью коммерческих организаций, имеют фирменное наименование, которое создается с момента госрегистрации данного предприятия. Право на такое наименование - это личное неимущественное право, которое не должен использовать никто, без согласия его владельца. В тех случаях, когда это право нарушено, предприятие может потребовать возмещения убытков, понесенных вследствие незаконного использования его фирменного наименования.

    Помимо этого, казенные организации имеют право, согласно ст. 296 ГК РФ, на знак обслуживания и товарный знак, которое также является его личным неимущественным правом. Данные права, как было уже указано, предоставляются казенному предприятию с момента госрегистрации и остаются у него на протяжении десяти лет, по истечению которых их можно продлевать на тот же срок. В случае если нарушены права на товарный знак, защищаются они так же, как и права на фирменное наименование.

    Все с разрешения правительства

    Казенное предприятие - это хозяйствующее учреждение, то есть коммерческая организация, которое самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам. Тем не менее оно не является собственником закрепленного за ним имущества.

    Поскольку казенные предприятия считаются юридическими лицами, они имеют право осуществлять любую деятельность, которая связана с выполнением работ, производством продукции, либо оказанием каких-либо услуг. Объем такой деятельности определяется правительством РФ.

    Правой режим собственности, находящейся в распоряжении казенного предприятия

    Государство является собственником всех видов имущества, находящегося во владении казенных предприятий.

    Однако учреждению предоставлено право управлять этим имуществом и распоряжаться им согласно своим целям и поставленным перед ним задачам. Государство может изъять у него часть имущества, которое предприятием не используется либо используется не по назначению. Казенное предприятие не имеет права без согласия государства отчуждать такое имущество либо иным образом им распоряжаться. Реализовывать свою продукцию - главное его право.

    Имущественную базу казенной организации составляет, как правило, имущество, которое могло остаться после ликвидации того предприятия, на базе которого оно было создано. Все остальные имущественные ресурсы являются его самостоятельным приобретением в следствие своей коммерческой деятельности.

    Деятельность казенных предприятий и осуществление ее организации

    Деятельность осуществляется казенной организацией на основании её прав как юридического лица, и ее целью является выполнение данным предприятием своих задач по производству, услугам и т. д. Главным вопросом здесь является то, как именно распределяется прибыль, полученная в результате деятельности казенного учреждения. Этот вопрос решается соответственно специфики деятельности конкретного предприятия и на основе его финансирования. Варианты того, как распределяется полученная прибыль, могут быть разными: либо она в полном объеме остается у организации и идет на дальнейшее развитие её деятельности, либо она частично перечисляется в бюджет государства.

    Все основные вопросы по организации деятельности казенного предприятия решаются Правительством РФ, например, им устанавливаются цены на продукцию, а при получении кредитов главное, что необходимо, - это гарантия Правительства РФ.

    Органы управления

    Главные органы управления казенным предприятием - это директор и его заместители. Директор предприятия должен действовать на принципах единоначалия, поскольку он назначается и утверждается на эту должность Правительством РФ. В его компетенцию входит представление в разных сферах деятельности интересы казенного предприятия. Освобождается от должности он также по решению Правительства РФ.

    Реорганизация или ликвидация казенного предприятия

    Казенное предприятие - это тот тип организаций, деятельность которых может быть прекращена на тех же основаниях, что и деятельность всех коммерческих организаций. Это может происходить путем ликвидации предприятия, либо реорганизации, которая осуществляется, в свою очередь, в различных формах - присоединение, слияние, выделение, разъединение. Однако здесь есть одно отличие - правовой статус казенного предприятия при его реорганизации сохраняется.

    Примеры казенных предприятий

    Главный пример, который можно здесь привести, это область исследования космоса. Во всем мире существует только одна компания, занимающаяся строительством космических кораблей. Главная часть всей работы этого предприятия проводится государственными структурами.

    Более простые примеры - это предприятия, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, оборонной промышленности и т. д. То есть это те отрасли производства, которые должны удовлетворять основные, даже жизненно важные, потребности государства и его населения, поэтому оно активно участвует в их развитии и финансировании.

    Решения о каких-либо формах преобразованиях федерального казенного предприятия принимает Правительство Российской Федерации.

    КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

    унитарные государственные (федеральные) предприятия, обладающие правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. К.п. могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 115 ГК РФ). К ним, в частности, относятся предприятия. осуществляющие производство некоторых видов оборонной\"продукции, и предприятия исправительных учреждений. К.п. реорганизуются и ликвидируются также по решению федерального правительства (п.6 ст. 115 ГКРФ).

    К.п. - разновидность унитарных предприятий. В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, К.п. на закрепленное за

    ним имущество собственника приобретает право оперативного управления, которое по содержанию совпадает с аналогичным правом финансируемых собственниками учреждений (ст. 296 ГК РФ). К.п. распоряжается закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом только с предварительного согласия собственника (в лице уполномоченного органа федеральной исполнительной власти). Лишь произведенную продукцию оно вправе реализовать самостоятельно, однако законом или иными правовыми актами могут быть установлены специальные ограничения (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Собственник определяет и порядок распределения.доходов К.п. Он вправе без согласия К.п. изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

    Важная особенность гражданско-правового статуса К.п. - субсидиарная ответственность РФ (собственника имущества) по обязательствам К.п. (в силу чего оно не может быть объявлено банкротом). Однако такая ответственность наступает лишь при недостаточности всего имущества К.п. для удовлетворения требований кредиторов (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Этим оно отличается от некоммерческих учреждений, по долгам которых собственники отвечают уже при недостатке находящихся в распоряжении учреждений денежных средств, и от унитарных предприятий, по долгам которых их собственники не несут субсиди-арной ответственности. В остальном на К.п. распространяются общие правила об унитарных государственных предприятиях.

    Суханов Е.А.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" в других словарях:

      Казенное предприятие

      Казенное предприятие - (state owned unitary enterprise) — Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за… … Экономико-математический словарь

      казенное предприятие - Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за ними имущества (в пределах, установленных… … Справочник технического переводчика

      КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Юридическая энциклопедия

      Юридический словарь

      Казенное предприятие - см. Право оперативного управления; Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления … Энциклопедия права

      Один из видов государственных предприятий. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

      Казенное предприятие - Разновидность унитарного предприятия. Является коммерческой организацией. Казенное предприятие может быть образовано в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

      КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - в соответствии со ст. 115 ГК в случаях, предусмотренных законодательством об унитарных предприятиях, по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, может быть образовано унитарное … Юридический словарь современного гражданского права

      В соответствии с гражданским законодательством РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению… … Энциклопедический словарь экономики и права

      казенное предприятие - по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства… … Большой юридический словарь