Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Демократия и вертикальная социальная мобильность. Сущность социальной мобильности. Социальная мобильность как фактор динамизации стратификационных процессов

    Демократия и вертикальная социальная мобильность. Сущность социальной мобильности. Социальная мобильность как фактор динамизации стратификационных процессов

    Миграционная подвижность населения оказывает положительное и отрицательное влияние на общество: на экономику, политику, духовную жизнь. На судьбу России громадное влияние оказало монгольское нашествие. В частности, мы заимствовали у Орды самовластное политическое устройство. В результате войны 1812-1814 г. русское дворянство заразилось идеями французской революции, результатом чего стал военный мятеж в декабре 1825 года. Советские солдаты, освобождавшие Европу от нацизма, обнаружили, что люди живут лучше не при социализме.

    Механизмы социальной мобильности в разных различны.

    В советском (социалистическом) обществе не было экономических классов в точном значении этого слова. В условиях государственной собственности на средства производства отсутствует главный признак экономического класса — отношение к собственности. В советском обществе существовали следующие социальные классы в зависимости от расположения во властной иерархии:

    • номенклатуры (правящий);
    • бюрократии (исполнительский);
    • пролетариат (трудящиеся) — рабочие, служащие, колхозники, в том числе фактические рабы в ГУЛАГе.

    В 1989 г. Т. Заславская и Р. Рывки на выделили следующие советского общества:

    • властные, различающиеся характером (партийная, государственная, хозяйственная) власти;
    • связанные со сферами и отраслями народного хозяйства (военная, коммунальная и т. п.);
    • хозяйственных руководителей, различающихся рангом власти (руководители объединений, предприятий, подразделений);
    • интеллигенции, различающиеся ее профилем (ИТР, творческая и т. п.);
    • деклассированные.

    Механизм социальной мобильности в советском (политическом) обществе носил государствснно-распределительный характер и включал в себя следующие способы. Во-первых, номенклатурный механизм: значительная часть руководящих работников назначалась парткомами соответствующего уровня и подчинялась им. Так, работники районного звена назначались и подчинялись райкому компартии. Во-вторых, репрессии против «врагов народа» (врагов советского общества) и целых народов, в результате которых происходило быстрое перемещение людей. Сталин прекрасно понимал роль репрессий в качестве механизма социальной мобильности для «изъятия из обращения» «отработанных кадров». В-третьих, «стройки коммунизма», куда перемещались массы людей: целина, БАМ и другие. В годы брежневского «застоя» социальная мобильность замедлилась в результате ориентации на стабилизацию кадров и смягчения репрессий (начатые при Хрущеве). Высокой оставалась социальная мобильность в научно-образовательной сфере, где возникли новые возможности в результате НТР («научно-технической революции»).

    Западные (капиталистические и социал-демократические) общества имеют следующую социально-профессиональную структуру на индустриальной стадии развития:

    • высший класс профессиональных управленцев (менеджеров);
    • технические специалисты среднего уровня;
    • коммерческий класс;
    • мелкая буржуазия;
    • техники и рабочие с управленческими функциями;
    • квалифицированные рабочие;
    • неквалифицированные рабочие;
    • безработные.

    Социальная мобильность в западных обществах отличается значительной скоростью и интенсивностью в экономической, профессиональной и политической сферах. Главным механизмом социальной мобильности является конкуренция во всех сферах обществ, нацеленная на результат — на эффективность. В экономической сфере происходят быстрые и интенсивные перемещения по вертикали и горизонтали, обусловленные разорением и безработицей одних и успехами и высокими заработками других. В политической сфере механизмом социальной мобильности являются выборы, в результате которых происходит перемещение лиц и политических партий. Территориальная мобильность связана с перемещением масс населения в поисках работы. В связи с высоким уровнем жизни в западных странах множество людей из других стран стремятся переехать туда жить и работать. В результате, особенно в США — стране мигрантов, возникают целые этнические районы.

    В постсоветской России можно выделить следующие страты в зависимости от власти, богатства, образования, характера труда:

    • правящая группа (политики и финансисты);
    • «новые русские» (новая российская буржуазия);
    • мелкая буржуазия («челноки», фермеры, предприниматели);
    • производственные рабочие;
    • работники интеллектуального труда;
    • крестьяне и т. д.

    Таким образом, у нас приблизилась к западной.

    Постсоветская России отличается значительным совокупным индексом мобильности, в основном нисходящим и горизонтальным. Сказанное относится к армии, школе, собственности, семье, церкви и т. п. Множество людей обнищали, в результате чего возникает опасность социального взрыва. Большие группы людей из стран СНГ, где уровень жизни ниже, чем в России, переезжают к нам работать и жить. Это создает множество межэтнических и социальных проблем.

    Глобализация, как отличительная черта современного мира, характеризуется весьма значительной миграцией населения из неразвитых стран в развитые. Миллионы людей бегут из стран с массовой безработицей туда, где можно получить неквалифицированную работу и достичь более высокого уровня жизни. Во многих странах мира, в том числе в России, строительные рабочие в большом числе — приезжие.

    «Современная иммиграция, — пишет Кристофер Коукер, — явление, угрожающее скорее расколоть западное общество, а не объединить его, как это произошло в 30-х годах <...> И Соединенные Штаты, и Европа уже представляют собой многоэтнические и многорасовые общества. Начало XXI века покажет, воспримут ли они разнообразие культур как основу своей идентичности». Опасение в этой связи вызывают неонацистские партии, которые смогли привлечь около 10 процентов голосов избирателей во Франции, Австрии и других странах. Это замечание относится и к России.

    Сущность социальной мобильности

    Социальная мобильность как фактор динамизации стратификационных процессов

    Статусно-слоевой иерархии разных обществ и разных эпох присущи некоторые общие характеристики. Так, в любом обществе люди умственного труда в целом занимают более привилегированные позиции, нежели люди физического труда; высококвалифицированные работники приобретают более высокие статусные позиции, нежели неквалифицированные. В каждом обществе также наличествуют слои бедных и богатых. При этом чем выше в социальной иерархии расположен социальный класс, тем больше существует барьеров для тех, кто хотел бы проникнуть в него извне. В исторической практике многих стран нередким было наличие малопроницаемых социальных групп, весь образ жизни и деятельность которых как бы замыкались на себя, будучи отгороженными социальными барьерами от низших слоев. Тем не менее всегда в обществе развивались процессы социальной мобильности, предоставлявшие человеку возможность изменить свое статусное положение в лучшую сторону.

    П. Сорокин определяет социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. с. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

    К приведенному определению следует добавить, что в некоторых случаях человек осуществляет данный переход без чрезмерных усилий (меняет место жительства или работы), в других переход происходит в силу естественных причин, проистекающих из жизненных циклов человека (осуществляется переход из одной возрастной группы в другую). Но в подавляющем числе жизненных ситуаций человеку приходится прилагать немало сознательных усилий для перемены своего социального статуса, особенно в том случае, если речь идет о желании его улучшить. Впрочем, существует ряд человеческих качеств, которые определяются биологически, что делает невозможным изменение социальной позиции (раса, пол).

    Процессы социальной мобильности формируются из целенаправленной активности людей по достижению жизненных целей, а также поддерживаются как общественной самоорганизацией (традиционными запретами и стимулами, семейными отношениями, самодеятельными формами жизни, нравами), так и системно-институциональными структурами — правовыми регуляторами, образовательной системой, различными способами стимулирования трудовой активности со стороны государства, церкви, профессионально-корпоративной среды и др. В совокупности указанные факторы и предпосылки, поддерживающие процессы социальной мобильности, предоставляют немало возможностей разным группам варьировать свои действия для достижения необходимого статусного положения. При этом объективно общество заинтересовано в том, чтобы, с одной стороны, не было острой конфронтации групповых интересов, конкретных линий поведения людей, а с другой — существовал активный обмен общественной энергией и духовными ресурсами, особенно в тех ситуациях, когда потребность в такой активизации многократно увеличивается.

    В любом обществе существует определенная сбалансированность процессов социальной мобильности, уравновешивающая противоречивые тенденции внутри них. Так, на представителей низших групп направлены разные формы социальной помощи, способные смягчить их обездоленность. В свою очередь, представители престижных слоев (властных, профессиональных, тендерных и др.) стремятся выделить себя в качестве социальных целостностей и сохранить признаки своего высокого статуса. Разными способами возводится немало социальных препятствий для проникновения выходцев из более низких слоев в привилегированные ряды. Следует также учитывать действие объективных ограничений, характерных для целостного функционирования хозяйственного или социального организма: общество на определенном этапе развития нуждается в определенной доле людей конкретных профессий, крупных собственников, высших государственных деятелей и т. д. Произвольно превысить определенный объем указанных занятий и статусных позиций невозможно, как бы люди ни пытались улучшить механизмы социальной мобильности.

    Но вместе с тем в потоке социальных взаимодействий всегда есть противоположные тенденции, ведущие к расшатыванию существующего положения или к его обновлению. Конкретный механизм этого расшатывания можно понять на примере про- блематизации условий жизни отдельных групп, на стремлении людей добиваться в жизни большего, чем их родители. Трансформация массовых ценностных ориентаций, а также жизненные проблемы, которые возникают перед множеством людей в процессе социальной активности, ставят их перед необходимостью искать возможности для изменения своего социального положения. Поэтому многие из них стремятся преодолеть преграды и осуществить переход в более престижную группу.

    Историческая практика свидетельствует, что не существовало обществ с абсолютно непроницаемыми перегородками между социальными классами и слоями, равно как и с полным отсутствием таких перегородок. Разные общества отличаются лишь степенью, формами, механизмами проницаемости социальных преград. Одну из наиболее устойчивых стратификационных структур в виде кастового деления можно встретить в Индии. Однако и в древности, и тем более в настоящее время сохраняются каналы и механизмы (иногда едва заметные), делающие возможным переход из одного слоя в другой.

    Не получает подтверждения позиция некоторых исследователей, которая сводится к тому, что социальный прогресс, демократизация общества неизбежно ведут в наше время к устранению препятствий для перехода людей в более привилегированные группы. Социологи не раз доказывали на массивном материале, что демократические изменения в том или ином обществе означают не абсолютное уменьшение, а только замену одного вида социальных помех другими. В наши дни на примере открытых обществ к такому выводу приходят западные исследователи. Так, американский исследователь Л. Дуберман констатирует, что в последние 100 лет «в аспекте большей открытости или закрытости американская классовая структура сохранилась относительно неизменной». Сходные выводы получены исследователем Б. Шефером из ФРГ, французским социологом Д. Марсо, англичанами Дж. Голдтором и Ф. Бивеном.

    Утверждения исследователей о социальной устойчивости и даже определенной неподвижности социальных пропорций в развитых странах Запада следует понимать в том смысле, что складывающаяся в них столетиями иерархическая структура не может трансформироваться быстро и, главное, в одностороннем направлении. Под влиянием социальных факторов как неблагоприятного (войн, революций), так и благоприятного характера (модернизация, экономический подъем) эта структура испытывает колебания то в одну, то в другую сторону. Тем самым она модифицируется, но в целом сохраняя неизменным диапазон иерархичности, протяженность социальных дистанций между слоями. Можно сказать, что на разных стадиях развития того или иного общества, в разных исторических ситуациях процессы социальной мобильности могут заметно различаться между собой, но их вариативность осуществляется вокруг некоторых пределов и принципов, которые обусловлены, с одной стороны, исторической традицией, с другой — общественными потребностями в определенный период времени. Если же сопоставлять процессы социальной мобильности в разных странах, и особенно в обществах разного типа развития и неодинаковой цивилизационной принадлежности, то можно видеть их заметное отличие друг от друга.

    Разновидности социальной мобильности

    В наши дни, как и раньше, начальная стадия социальной мобильности сходна для всех людей: при рождении ребенок получает социальный статус своих родителей, так называемый аскриптивным , или предписанным статусом. Родители, родственники и близкие к семье люди передают ребенку те нормы поведения, представления о должном и престижном, которые господствуют в их среде. Однако в активный период жизни человек зачастую не довольствуется положением в своем слое, добиваясь большего. В этом случае исследователи говорят, что человек меняет свой прежний статус и обретает новый достигаемый статус. Тем самым он включился в процессы восходящей мобильности.

    Выделим случаи, когда представители социальных групп располагают предписанным статусом, который невозможно сменить по одному лишь желанию (разделение людей по половому, расовому, возрастному признаку). Для представителей таких групп социальная мобильность бывает нередко затруднена из-за социальной дискриминации, закрепленной в данном обществе. В этой ситуации члены группы могут добиваться изменения общественных стереотипов по отношению к себе и через инициативные акции, требовать расширения каналов своей социальной мобильности.

    Вместе с тем в современном обществе множество людей осуществляют восходящую профессиональную мобильность через выбор той или иной профессии, достижение высокого уровня квалификации и профессионального образования, смену профессии и уход в высокооплачиваемую область труда или на более престижную работу, через переезд на новое место работы в другом городе или в другой стране. Часто люди меняют свой статус вне профессиональной сферы — в этом случае восходящую мобильность можно реализовать через изменение своего семейного положения, поддержку родственников и друзей.

    Также социологи выделяют нисходящую социальную мобильность. Речь идет об утрате многих преимуществ предыдущего статуса и о переходе человека в социальную группу более низкого уровня. С данным видом мобильности люди сталкиваются, как правило, в силу неблагоприятных или неизбежных обстоятельств, например, в условиях экономического кризиза, при достижении пенсионного возраста, а также из-за болезни, утраты трудоспособности. Ситуация нисходящей мобильности расценивается обществом как нежелательная для человека, поэтому в рамках семьи и государственных институтов вырабатывается немало способов, призванных сгладить ее остроту, снизить масштабы — родственная поддержка, система социального страхования и пенсионного обеспечения, социальное призрение и попечительство.

    Помимо выделенных двух видов социальной мобильности, которые являются вертикальными (направленными вверх или вниз), в науке рассматривается целый ряд других ее разновидностей. Укажем на горизонтальную мобильность, связанную с переменой человеком места работы, места жительства, должности, но без изменения статусного ранга. В данном случае также осуществляется важная форма социальной мобильности, которая позволяет решать, например, какие-то личные проблемы, расширяет социальные возможности людей с прицелом на будущее, обогащает их профессиональный опыт.

    Рассмотренные выше виды социальной мобильности могут существовать как в форме хаотических индивидуальных перемещений , так и в форме направленных коллективно-групповых трансформаций. Другими словами, в одних условиях имеет место индивидуальная мобильность, зачастую приобретающая случайный или хаотический характер, в других она реализуется как сходные коллективные перемещения. В период радикальных трансформаций свой социальный статус меняют целые слои и социальные группы, демонстрируя так называемую структурную мобильность , которая подготавливается и происходит под действием множества факторов, спонтанно, через трансформацию всего общества. Так, европейские революции сопровождались уходом с социальной сцены старой аристократии, что открывало широкие возможности проявить свою активность буржуазии, а также интеллектуальной элите. В условиях эволюционного развития в 1960-1980-е гг. в СССР ряд профессиональных слоев переживали постепенную статусную трансформацию. Одни из них утрачивали свои позиции (педагоги, инженеры, ученые), другие их наращивали (работники банковской сферы и сферы обслуживания, юристы), что находило яркое проявление в динамике профессиональных ориен- таций молодежи этих десятилетий. Снижение статусных позиций у одних групп и повышение у других выступало показателями структурной мобильности, свидительствовало о скрытых сдвигах в социальной структуре, что рано или поздно должно было проявиться в трансформации всего общественного организма.

    Тесно связаны с индивидуальными и коллективно-групповыми перемещениями еше две разновидности социальной мобильности: мобильность, основанная на добровольных перемещениях людей внутри групп и между группами, а также мобильность объективно неизбежная, по необходимости принудительная , вызванная структурными сдвигами в разных сферах общественной практики — в экономике, политической практике, демографии.

    Наконец, следует остановиться на внутригенерационной (внугрипоколенной) и интергенерационной (межпоколенной) мобильности, которые свидетельствуют об изменении социального статуса как в рамках тех или иных возрастных когорт, так и от родителей к детям. Изменения этого рода задаются традициями, исторической ситуацией, определяющей тот или иной серьезный сдвиг в данном обществе, геополитическим положением страны. Так, при прочих равных условиях межгенерационная мобильность в современном английском обществе более замедленна, чем в США, что объясняется неодинаковой ролью традиций по сохранению молодым поколением принадлежности к своему классу, слою. Вместе с тем своеобразие процессов социальной мобильности в США всегда определялось масштабным потоком иммигрантов из Старого Света и других регионов мира. В Японии межпоколенные статусные позиции за последние 50 лет трансформируются стремительнее, чем во второй половине XIX в., что связано с активным включением страны в современную мировую динамику.

    Социальная мобильность в неодинаковых условиях общественного развития

    Мобильность в эволюционных условиях развития

    Выше обращалось внимание на сбалансированность, соответствие различных процессов социальной мобильности друг другу в условиях эволюционного развития. В такой ситуации остается невысоким масштаб социальной мобильности - он определяется через процентную долю людей, сменивших статус, доставшийся им от своих родителей. В это время взрослые дети по большей части не выходят за рамки социального положения своих родителей. Но даже в случае ухода от статуса, принадлежащего родителям, одни работники всю жизнь остаются в том социальном положении, с которого они начали самостоятельную трудовую активность, другие перемещаются на одну-две ступеньки выше. В этих условиях редко, кому удастся в короткий период сразу переместиться на несколько ступеней карьеры и жизненного благополучия.

    В настоящее время особое состояние переживают процессы социальной мобильности современного западного общества. Сама социальная структура развитого общества базируется на прочности среднего класса, оставаясь в целом относительно стабильной. Однако сам средний класс, интегрируя 60-75% населения, вероятно, достиг пределов своего объема. Социальная вертикальная мобильность в странах Западной Европы в последние 30 лет характеризовалась следующими признаками. Шло выравнивание шансов вертикальной мобильности для представителей разных групп. Дети рабочих за счет социальной помощи государства могли даже кое в чем обогнать детей служащих. Росла мобильность женщин. Интеллектуальная деятельность стала распространенным явлением, что повлияло на снижение статуса самих интеллектуалов. Революция в образовании позволяла значительному числу граждан получать подготовку в средней профессиональной и высшей школе, но качественное образование повсюду становилось более редким и недоступным явлением. В результате в последнее десятилетие XX в. свыше 50% лиц в возрасте 30-60 лет имели более высокое образование, чем их родители. Но при этом их социальное положение было ниже или таким же, как у их родителей. Обрисованная ситуация в развитых странах Запада свидетельствует о своеобразной остановке социального лифта, о разрушении важных ступенек механизма вертикальной мобильности.

    Немалую опасность для функционирования механизмов социальной мобильности и стратификации на Западе представляет также миграция гастарбайтеров из разных стран мира, доля которых среди населения отдельных стран составляет 7-13%. На первых порах этой миграции (в 70-80-е гг. XX в.) предполагалось, что иностранная рабочая сила как раз сгладит диспропорции социальной структуры западно-европейских стран, пополнив слои работников физического труда с низкой квалификацией и постепенно интсгрировавшись в европейскую культуру. Однако этого не произошло. Даже во втором, в третьем поколениях выходцы из стран Азии, Ближнего Востока, Северной Африки не желают (во многом и не могут) превращаться в среднестатистических граждан западных стран в силу своих расово-антропологических качеств, культурно-ре- лигиозных ориентаций. Во многих крупных городах Запала ныне имеются кварталы, населенные представителями неевропейских этносов, среди которых гораздо выше масштабы безработицы, лиц без определенных занятий, с низким уровнем образования. В таких кварталах царят правила поведения и моральные требования, во многом отличные от культуры доминирующего большинства. Здесь нередко появляются маргинали- зированные группы, состоящие из агрессивных молодых людей, которые могут выплескивать свою немотивированную жестокость на жителей кварталов с коренным населением. Все это, безусловно, усугубляет издержки механизмов социальной мобильности и стратификации в развитых западных станах.

    Мобильность в условиях индустриализации

    В последние 100-200 лет многие общества вступали в период более интенсивного развития, связанного с обновлением экономики и социальной практики. В этом случае процессы социальной мобильности также начинали изменяться, ускоряя, в свою очередь, модернизационные перемены. В это время происходило интенсивное разрушение прежних характеристик социальной мобильности, замена их новыми качествами. Рассмотрим сначала трансформацию процессов социальной мобильности, в которой на первый план выступают тенденции их конструктивного обновления.

    Функции обновления особенно отчетливо заявляют о себе на определенных периодах индустриализации , через которые в Новое время прошли все страны Запада. В последние сто с лишним лет этап индустриализации переживали многие неевропейские страны, модернизируя свое хозяйство, социальные отношения, традиционную культуру. В России процессы индустриализации, начавшись в последней трети XIX в., наиболее интенсивно развивались с конца 1920-х до середины 1950-х гг. и завершились в целом к 1970-м гг. Охарактеризуем важнейшие тенденции социальной хмобильности, свойственные процессам такого рода.

    В ходе индустриализации происходит по преимуществу вынужденное массовое переселение людей из сельской местности в города. И в городах, и в селах зарождается товарно-промышленное производство, которое затем стремительно расширяет свои масштабы, стимулируя внедрение новых технологий труда. Все это, в свою очередь, ведет к появлению новых профессий и специальностей, дифференцирует квалификацию работников, что сопровождается повышением образовательного уровня населения, увеличением информированности людей, расширением их мировоззренческого горизонта. Меняются способы социализации детей и молодежи. Происходят серьезные трансформации в семейных отношениях, быту, способах отдыха и оздоровления. Словом, коренным образом меняется весь образ жизни населения. Поколения детей, а тем более внуков, живут совершенно в иных условиях, нежели их отцы и деды. Таким образом, масштаб мобильности в этих условиях заметно увеличивается — в течение 50-100 лет идет постоянное увеличение доли населения, которое не повторяет статус своих родителей, достигая в пиковых точках интенсивности социальных перемещений их объема, равного 60-75%.

    Конечно, за эти годы могут происходить спады производства, политические кризисы, социальные столкновения. Но если государственная политика индустрализации продумана и реализуется успешно, то развитие общества сохраняет стабильный характер, и в то же время появляются многообразные способы восхождения людей по социальной лестнице. Миллионы людей втягиваются в эти процессы, которые, как правило, охватывают активный период жизни (он равен 25-30 годам) нескольких поколений. Эти сдвиги выполняют в целом конструктивную роль в обновлении общественного развития, хотя на определенных стадиях индустриализации неизбежно дают о себе знать серьезные гуманитарные издержки. Среди последних укажем на такие явления, как массовое ослабление прежних связей, консолидирующих население, включая и те, на которых держались хозяйственные, семейно-бытовые отношения, на разбалансиро- ванность коллективных взаимодействий между представителями новых и прежних профессиональных слоев, а также на увеличение масштабов маргинальности.

    Особо следует сказать о возрастании в период индустриализации явления социальной маргинальности. Маргинальность может быть понята в узком и широком смысле. В узком смысле она связывается с неполным, частичным, промежуточным характером социальных ролей какой-либо группы, индивидуума. Но в данном случае акцентируется трактовка маргинальности как широкого социального явления, в которое втягиваются тысячи, а иногда и миллионы людей. (См. гл. 9.) Процессы индустриальных преобразований ведут к резкой переструктуризации общества, что интегрирует — отчасти добровольно, отчасти вынужденно — огромные массы людей в социальную мобильность. Для одних новый статус оказывается нисходящим, другие же обретают его в процессе движения вверх по статусной лестнице.

    Но повсеместно это движение порождает структурную маргинальность , которая связана с массовой утратой целыми слоями своего прежнего статуса, разрывом привычных связей, изменением социального окружения, что так или иначе превращает людей в маргиналов — лиц, лишенных в новом положении устойчивых ценностных ориентиров, социальных корней, понимания происходящего, даже если они улучшили свой статус. Если проводится взвешенная социальная политика и в процессах расслоения продолжает сохраняться определенный баланс между традиционными и новыми слоями, то масштабы маргинализации не способны серьезно дестабилизировать общество. В этом случае новый стратификационный порядок закрепляется быстрее, нежели распадается прежний.

    Следует подчеркнуть, что социальная мобильность периода индустриализации, имея общие черты развития в разных странах, все же не приобретает универсального характера. В каждом обществе эти процессы обусловливаются конкретной обстановкой, складывающейся в тот или иной период развития, тесно переплетаются с элементами традиций. Все это позволяет нейтрализовать стремительность перехода огромных масс людей из одного социального слоя в другой и остроту интеграции в современную экономическую динамику.

    Сошлемся на опыт Японии. На крупных японских фирмах по отношению к постоянному персоналу применяется система пожизненного найма и принцип старшинства продвижения по службе. Пожизненный найм означает, что работник нанимается на фирму на весь трудоспособный период жизни. В свою очередь руководство фирмы гарантирует его занятость в период кризиса, когда увольняет ту часть персонала, которая не охвачена данной системой. Таким образом, у работника есть уверенность в завтрашнем дне и достаточно устойчивое финансовое положение, включая помощь от фирмы для решения его семейных проблем (например, для приобретения жилья, образования детей). Принцип старшинства продвижения по службе связан с тем, что в фирме существуют жесткие принципы повышения статуса работника в зависимости от рабочего стажа (т. е. от возраста), при которой нередко невозможен даже переход из одной категории работников в другую. В рамках фирмы действуют также пределы карьерного роста, своя шкала повышения заработной платы, выходных пособий, продолжительности оплачиваемого отпуска и т. п. Данные механизмы мобильности действуют лишь в крупных японских фирмах. В других странах могут быть иные системы отбора и сохранения хороших работников, нацеленные на смягчение социальных издержек в условиях резких социальных трансформаций.

    Мобильность в кризисных условиях общественного развития

    Теперь рассмотрим состояние процессов социальной мобильности в условиях социальной деструкции, общественных кризисов. Систематически наступающая в разных странах деструкция механизмов слоеобразования и социальной мобильности весьма интересовала в свое время П. Сорокина, который пережил подобную ситуацию в период русской революции и Гражданской войны. В этих условиях осуществляется массовая нисходящая мобильность многих слоев и формируется плоский — почти без высших слоев — стратификационный профиль. Сорокин полагал, что такое массовое «разлаживание» механизмов расслоения и мобильности происходит в масштабах общества спонтанно, как ответ социальной системы на гипертрофированный характер этих процессов на предыдущем этапе.

    Сходные ситуации всеобщей деструкции наступают также в периоды экономической депрессии, в результате неудачи и срыва модернизационных реформ, а также в условиях войны, революции, продолжительных политических, национальных столкновений, которые свидетельствуют об утрате обществом мобилизаци- онно-аааптивных способностей адекватно реагировать на внутренние и внешние опасности. Эти ситуации порождают социальную нестабильность, которая, как правило, сопровождается неблагоприятной трансформацией структуры занятости, возрастанием доли безработных, массовым обнищанием основной части населения, возрастанием болезней и уровня смертности. Нередко при этом увеличивается внутренняя миграция людей, появляются беженцы и вынужденные переселенцы. Все это, в свою очередь, разрушает прежние ценностно-смысловые ориентации людей и сопровождается распространением социальной аномии.

    В таких условиях социальная мобильность и стратификационные процессы имеют крайне неустойчивый характер и в значительной степени зависят от набора преходящих факторов. Так, высокого положения способны добиваться случайные люди или даже представители криминальных структур. Масштабы структурной маргинализации в этой ситуации могут во много раз превосходить те, которые появляются в условиях индустриализации. Стабилизация новых стратификационных механизмов и, в частности, механизмов социальной мобильности, возможна не раньше, чем будет достигнута определенная социальная устойчивость и прояснены новые основы, на которых будут развиваться механизмы социального воспроизводства.

    Теория социальной мобильности , разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве , элементарной частицей которого является отдельный индивид. Положение человека в социальном пространстве определяется:

    1) его отношением к социальным группам , с которыми он взаимодействует;

    2) отношением групп друг к другу внутри популяции;

    3) отношением данной популяции к другим популяциям , входящим в человечество. Индивиды имеют возможность перемещаться внутри социального пространства.

    В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:

    1) закрытый , в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);

    2) открытый , характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса

    Типы (виды) мобильности:

    1) вертикальная – перемещение индивида или группы по "социальной лестнице" вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) (первое может быть связано с повышением квалификации, назначением на более высокую должность, получением более высокого дохода, второе – с увольнением, банкротством и т.д.);

    2) горизонтальная – изменение социального положения на равноценное (переезд из одного города в другой, переход с одного предприятия на другое без изменения должности и уровня заработной платы и т.д.);

    3) межпоколенная , когда дети достигают иного статуса , чем их родители, например, у родителей статус рабочих, а их сын, получив высшее образование, стал инженером;

    4) внутрипоколенная , когда человек (или возрастная группа) один и более раз изменяет свой социальный статус на протяжении жизни (бедняк разбогател – его статус повысился, затем обанкротился – его статус понизился);

    5) межклассовая , когда индивид или группа совершают межклассовые перемещения (был крестьянин – стал рабочий, был рабочий – стал предприниматель);

    6) внутриклассовая – повышение или понижение социального статуса в пределах одного и того же класса (был мелким предпринимателем – стал банкиром);

    7) индивидуальная ;

    8) групповая и др

    Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности

    С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

    Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

    Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

    Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ

    На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности. Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы, в них нет никаких "отверстий" и нет никаких ступенек, сквозь которые и по которым жильцы различных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, устойчивый, непроницаемый или как неподвижный. Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля - тот, в котором вертикаль­ная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Здесь перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода с одного этажа на другой. Поэтому, хотя социальное здание также стратифицировано, как и социальное здание неподвижного типа, жильцы различных слоев постоянно меняются; они не остаются подолгу на одном и том же "социальном этаже", а при помощи огромнейших лестниц они en masse передвигаются "вверх и вниз". Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый или мобильный. Между этими основными типами может существовать множество средних или промежуточных типов.

    Выделив типы вертикальной мобильности и социальной страти­фикации, обратимся к анализу различных обществ и временным этапам их развития с точки зрения вертикальной мобильности и про­ницаемости их слоев.

    Демократия и вертикальная социальная мобильность

    Одна из самых ярких характеристик так называемых демократи­ческих обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере тео­ретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь спо­собствует "большей вертикальной мобильности" ("капиллярности" - по выражению Дюмона) в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицировано или менее стра­тифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и "лифтов" для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они конечно же существуют.

    Выделяя значительную мобильность демократических обществ, следует сделать оговорку, что не всегда и не во всех "демократических" обществах вертикальная мобильность больше, чем в "автократичес­ких" 1 . В некоторых недемократических обществах мобильность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как "кана­лы" и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, "выборы" в демократических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как "выборы" суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэто­му создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех "невыборных" обществ. В дальнейшем будет показано, что этот имидж далек от реальности.

    Выделив типы вертикальной мобильности и социальной страти­фикации, обратимся к анализу различных обществ и временным этапам их развития с точки зрения вертикальной мобильности и про­ницаемости их слоев.

    4. Демократия и вертикальная социальная мобильность

    Одна из самых ярких характеристик так называемых демократи­ческих обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, тео­ретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь спо­собствует "большей вертикальной мобильности" ("капиллярности" - по выражению Дюмона) в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицировано или менее стра­тифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и "лифтов" для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они конечно же существуют.

    Выделяя значительную мобильность демократических обществ, сле­дует сделать оговорку, что не всегда и не во всех "демократических" обществах вертикальная мобильность больше, чем в "автократичес­ких"". В некоторых недемократических обществах мобильность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как "кана­лы" и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, "выборы" в демократических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как "выборы" суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэто­му создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех "невыборных" обществ. В дальнейшем будет показано, что этот имидж далек от реальности.

    5. Общие принципы вертикальной мобильности

    Первое утверждение. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипо­стасях - экономической, политической и профессиональной. То, что внутренние слои первобытных племен были вполне проницаемыми, следует из того факта, что внутри многих из них наследование высокого положения отсутствует как таковое; вождей часто избирали, а сами структуры были далеко не постоянными, и личные качества индивида играли решающую роль при подъеме или спуске по социаль­ной лестнице. Ближе всех приближается к абсолютно неподвижному обществу, то есть безо всякой вертикальной мобильности, так называ­емое кастовое общество. Его наиболее ярко выраженный тип существу­ет в Индии. Здесь воистину вертикальная мобильность очень слаба. Но даже в применении к этому обществу нельзя сказать, что она отсут­ствует в нем вовсе. Исторические хроники показывают, что при сравнительно развитой кастовой системе случалось, что члены самой высокой касты брахманов, король или члены его семейства свергались или осуждались за преступление. Из-за нежелания прослыть благо­пристойными погибали многие правители вместе со всем, что им принадлежало. И напротив, даже лесные отшельники завоевывали королевства. Из-за скромности погибли короли Нахуша, Шудас, Сумука, Неви. С другой стороны, изгнанники после должного покая­ния восстанавливались в правах, а индивиды, рожденные в низших стратах общества, могли войти в касту брахманов - вершина социаль­ного конуса Индии. Благоразумием Приту и Ману добились суверени­тета, Кубера - положения бога богатства, а сын Гади - класса брахманов. Благодаря возможности смешанных межкастовых браков сохранялся путь медленного продвижения вниз или вверх из одной касты в другую даже в течение многих поколений. Приведу цитату из юридического текста, подтверждающую высказанную мысль. В "Гаутаме" читаем: "От брака брахмана с кшатрией рождается саварна, от брахмана с вайшьа рождается нишада, от брахмана и шудры рождает­ся парасава". Таким путем возникали межкастовые подразделения. Но: "В седьмом поколении человек изменит свою принадлежность к той или иной касте, поднимаясь или опускаясь по социальной лестнице". "В силу возможности сохранения и в зависимости от семени, из которого они произошли, смешанные расы в последующих поколениях достигают или более высокого, или более низкого ранга". Статьи, касающиеся деградации и исчезновения каст как примера нарушения кастового правила, буквально пронизывают все священные книги Индии. Само собой разумеется, что поддерживается и процесс социального восхождения. По крайней мере, в период раннего буддизма мы встречаем много случаев, когда брахманы и князья выполняли физическую работу и занимались ремеслом. В средних классах роди­тели, желающие лучшей профессии для своих сыновей, говорят в основ­ном о кастовых профессиях, но при этом занятия отца даже и не упоминаются. То есть социальная градация и экономические занятия далеко не совпадали друг с другом. Труд передавался по наследству, а мобильность и инициатива были всего лишь устойчивыми его проводниками. Более того, рожденные слугами короли известны в истории, хотя и запрещены законом. Человек низкого происхождения у власти был нередким явлением в Индии. Так, Чандрагупта - низкого происхождения, сын Маура, впоследствии ставший основателем могущественной Маурийской империи (321-297 гг. до н. э.) - один из самых ярких примеров подобной мобильности".

    И в последние десятилетия мы наблюдаем ту же картину. Слабое течение вертикальной мобильности проявляется по-разному: либо путем зачисления в одну из высокопоставленных каст тех, кто разбогател и смог получить санкцию на то от брахманов, либо путем создания новых каст, либо изменяя свой род занятий, либо путем межкастовых браков, либо путем миграции и т. д. Лишь недавно большую роль стало играть образование, религиозные и политические факторы. Очевидно, "этому, несмотря на тот факт, что кастовое общество Индии, вероятно, самый яркий пример непроницаемого и наиболее устойчивого стратифицированного организма, тем не менее даже внутри него существовали и существуют слабые и медленные течения вертикальной мобильности. Если так обстоит дело с кастовым обществом Индии, то ясно, что в других социальных организмах в той или иной степени должна присутствовать вертикальная социальная мобильность. Это утвержде­ние подтверждается фактами из истории Греции, Рима, Египта, Китая, средневековой Европы, где вертикальная социальная мобильность была еще более интенсивной, чем в кастовом обществе Индии. Абсолютно неподвижное общество есть миф, никогда не реализованный в истории. Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления. Это утверждение логично вытекает из приве­денной выше посылки, что любое организованное общество суть стратифицированный организм. Если бы мобильность была бы аб­солютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в резуль­тате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка-пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот.

    Только в периоды анархий и большого беспорядка, когда вся социа­льная структура нарушена, а социальные слои в значительной степени дезинтегрированы, мы имеем нечто, напоминающее нам хаотическую я дезорганизованную вертикальную мобильность. Но даже в такие периоды существуют препятствия для ничем не ограниченной социальной мобильности - частично в форме быстро развивающегося "нового сита", частично в форме остатков "сита" старого режима. Спустя короткий промежуток времени если такое общество не погибнет в пожарище собственной анархии, то новое "сито" быстро займет место старого и, между прочим, станет таким же с трудом проницаемым, как в ему предшествующее. Что понимается под "ситом", будет объяснено позже. Здесь достаточно сказать, что оно существует и действует в той или иной форме в любом обществе. Утверждение это настолько очевид­но, а в дальнейшем мы подкрепим его и фактами, что сейчас нет необходимости на этом задерживаться.

    Третье утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной со­циальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве. Это утверждение представляется столь же очевидным.

    Лабы убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое обще­ство и нынешнее американское. Если взять высшие рани в политическом, экономическом и профессиональном конусах в обоих обществах, то будет видно, что все они в Индии определены фактом рождения и есть только несколько "выскочек", которые достигли высокого положения, поднимаясь с самых низших слоев. Между тем как в США среди заправил промышленности и финансов 38,8% в прошлом и 19,6% в на­стоящем поколении начинали бедняками; 31,5% бывших и 27,7% ныне живущих мультимиллионеров начинали свою карьеру, будучи людьми среднего достатка". Среди 29 президентов США 14 (то есть 48,3%) вышли из бедных или средних семей. Разница во всеобщности вертикальной мобильности обеих стран та же самая. В Индии подавляющее большинство занятого населения наследует и сохраняет в течение жизни профессиональный статус своих отцов; в США большинство населения меняет свою профессию по крайней мере один раз в течение жизни. Исследование профессиональной мобильности доктора Л. Даблина по­казало, что среди держателей страхового полиса государственной стра­ховой компании 58,5% изменили свои профессии с момента выдачи полиса.

    В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.

    На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяет экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

    Кроме того, каждый человек устремлен к повышению своего статуса.

    Все это создает уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность.

    > Социальная мобильность-это переход индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую.

    Социальную мобильность различают по типам, видам и направлениям.

    Существуют два типа социальной мобильности:

    горизонтальная мобильность – это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность;

    вертикальная мобильность – перемещение из высшей (низшей) страты в низшую (высшую).

    Вертикальная мобильность имеет два направления перемещения. Например, когда менеджер назначается на вышестоящую должность, можно говорить о восхождении. Когда менеджер снимается с должности и назначается с понижением, социологи говорят о нисхождении.

    Вертикальная мобильность может быть двух видов:

    групповая. Например, повышение или понижение престижа военных в обществе;

    индивидуальная вертикальная мобильность служит показателем изменения положения индивида в обществе.

    Кроме того, социальная мобильность различается по сферам: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.

    Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

    Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной, вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определенным требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

    По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъема и спуска». Но обратное утверждение, т. е. чем больше социальная мобильность, тем демократичнее общество, будет неверно, так как каждое общество имеет определенную мобильность, соответствующую его демократичности, уровню политического и социально-экономического развития, уровню жизни и общей культуры его членов. Излишняя социальная мобильность, например большое количество людей из низших слоев в управленческих структурах, говорит о какой-то анормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоев).

    Г. Моска считал, что возможны три варианта социальной мобильности элиты:

    «увековечивание» без обновления;

    «увековечивание» с обновлением;

    «чистое» обновление.

    Оптимальным вариантом для стабильного общества является второй, т. е. систематическое обновление элиты в определенных рамках.

    Это же положение верно и для концепции не элитарного, демократического общества. Очевидно, существует определенный предел, порог социальной мобильности, который без нарушения стабильности, устойчивости социальной структуры и социальных процессов нельзя превышать.

    В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определенный социальный механизм, сдерживающий мобильность, не дающий достигнуть ей критического предела. Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

    В конкурентной борьбе за более высокий статус в демократическом обществе проявляются ограничения в образовании (на определенные должности требуются определенный уровень и качество образования), в способностях, физических возможностях. Наконец, возможности конкурентной борьбы за повышение статуса во многом зависят от противодействия других людей, занимающих соседние позиции в социальной структуре общества (сверху, снизу, рядом).

    Таким образом, нет стабильного общества, где бы социальная мобильность не ограничивалась. Безграничная мобильность означает кризис в обществе, когда полностью меняется правящая верхушка и поддерживающие ее слои. Недостаточная мобильность означает стагнацию и загнивание общества.

    Социальная мобильность – это естественный социальный процесс. Его цель – стабилизация общества, организация социального обмена, своевременная замена свободных социальных позиций, удовлетворение социальных и природных потребностей людей во власти, влиянии и престиже.

    Как отмечалось выше, вертикальная мобильность осуществляется по определенным лифтам, или каналам.

    Рассмотрим подробнее каналы социальной мобильности.

    Школа (образование). Школа не только дает первичное образование, но и производит первичную селекцию (отбор). Сначала отбор идет по школам. Ученики престижных (частных, специализированных) школ имеют лучшие шансы для поступления в вуз. По окончании школы механизм отбора распределяет выпускников либо на производство, либо в колледж (техникум), либо в вуз.

    Для поступающих в вузы также имеется выбор – престижный или непрестижный вуз, которые дают разные стартовые позиции для последующей карьеры. Таким образом, школа (образование) является первичным социальным распределителем, социальным лифтом.

    Семья. Осуществляет социализацию, т. е. обеспечивает вхождение индивида в общество. От воспитания, знаний и умений, полученных в семье, от связей, которые имеет семья, много зависит в судьбе человека. Кроме того, большое значение имеет семья, которую человек создает сам. Социальное положение супруга, его семьи также является каналом социальной мобильности.

    Профессиональные организации (промышленные, сельскохозяйственные, научные, управленческие и т. д.) являются следующим звеном социального отбора, каналом социальной мобильности. Выпускники одного вуза могут получить разное распределение. Кроме того, в первичной должности люди, обладающие разными способностями и возможностями, находятся разные сроки. В меритократиче-ском обществе, т. е. в обществе, где статус человека непосредственно связан с приносимой им пользой (от лат. меритас – польза), социальная селекция производится по личным качествам и зависит от эффективности работы индивида. В авторитарном обществе срабатывают иные механизмы отбора: связи во властных структурах, личная преданность начальнику, поддержка определенной политики, идеологии и т. д.

    Политические партии являются важным каналом вертикальной мобильности. Пример взлета полковника А. Руцкого и профессора Р. Хасбулатова на вершины политического влияния, а затем резкое понижение их социального статуса показывает, что и в России этот канал действует.

    Специфическим каналом социальной мобильности является армия. В древней истории отмечено немало случаев, когда люди, используя военную карьеру, поднимались на самую вершину социальной пирамиды. Из 96 римских императоров 36 начали свою деятельность в самых нижних слоях общества и добились верховной власти благодаря службе в армии. В Новое время всем известен пример Наполеона. В современной истории это Ш. де Голль, Д. Эйзенхауэр, Г. К. Жуков.

    7.2. Социальная мобильность общества

    В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.

    На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяет экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

    Кроме того, каждый человек устремлен к повышению своего статуса.

    Все это создает уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность.

    Социальная мобильность-это переход индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую.

    Социальную мобильность различают по типам, видам и направлениям.

    Существуют два типа социальной мобильности:

    горизонтальная мобильность - это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность;

    вертикальная мобильность - перемещение из высшей (низшей) страты в низшую (высшую).

    Вертикальная мобильность имеет два направления перемещения. Например, когда менеджер назначается на вышестоящую должность, можно говорить о восхождении. Когда менеджер снимается с должности и назначается с понижением, социологи говорят о нисхождении.

    Вертикальная мобильность может быть двух видов:

    групповая. Например, повышение или понижение престижа военных в обществе;

    индивидуальная вертикальная мобильность служит показателем изменения положения индивида в обществе.

    Кроме того, социальная мобильность различается по сферам: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.

    Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

    Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной, вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определенным требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

    По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъема и спуска». Но обратное утверждение, т. е. чем больше социальная мобильность, тем демократичнее общество, будет неверно, так как каждое общество имеет определенную мобильность, соответствующую его демократичности, уровню политического и социально-экономического развития, уровню жизни и общей культуры его членов. Излишняя социальная мобильность, например большое количество людей из низших слоев в управленческих структурах, говорит о какой-то анормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоев).

    Г. Моска считал, что возможны три варианта социальной мобильности элиты:

    «увековечивание» без обновления;

    «увековечивание» с обновлением;

    «чистое» обновление.

    Оптимальным вариантом для стабильного общества является второй, т. е. систематическое обновление элиты в определенных рамках.

    Это же положение верно и для концепции не элитарного, демократического общества. Очевидно, существует определенный предел, порог социальной мобильности, который без нарушения стабильности, устойчивости социальной структуры и социальных процессов нельзя превышать.

    В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определенный социальный механизм, сдерживающий мобильность, не дающий достигнуть ей критического предела. Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса. В конкурентной борьбе за более высокий статус в демократическом обществе проявляются ограничения в образовании (на определенные должности требуются определенный уровень и качество образования), в способностях, физических возможностях. Наконец, возможности конкурентной борьбы за повышение статуса во многом зависят от противодействия других людей, занимающих соседние позиции в социальной структуре общества (сверху, снизу, рядом).

    Таким образом, нет стабильного общества, где бы социальная мобильность не ограничивалась. Безграничная мобильность означает кризис в обществе, когда полностью меняется правящая верхушка и поддерживающие ее слои. Недостаточная мобильность означает стагнацию и загнивание общества.

    Социальная мобильность - это естественный социальный процесс. Его цель - стабилизация общества, организация социального обмена, своевременная замена свободных социальных позиций, удовлетворение социальных и природных потребностей людей во власти, влиянии и престиже.

    Как отмечалось выше, вертикальная мобильность осуществляется по определенным лифтам, или каналам.

    Рассмотрим подробнее каналы социальной мобильности.

    Школа (образование). Школа не только дает первичное образование, но и производит первичную селекцию (отбор). Сначала отбор идет по школам. Ученики престижных (частных, специализированных) школ имеют лучшие шансы для поступления в вуз. По окончании школы механизм отбора распределяет выпускников либо на производство, либо в колледж (техникум), либо в вуз.

    Для поступающих в вузы также имеется выбор - престижный или непрестижный вуз, которые дают разные стартовые позиции для последующей карьеры. Таким образом, школа (образование) является первичным социальным распределителем, социальным лифтом.

    Семья. Осуществляет социализацию, т. е. обеспечивает вхождение индивида в общество. От воспитания, знаний и умений, полученных в семье, от связей, которые имеет семья, много зависит в судьбе человека. Кроме того, большое значение имеет семья, которую человек создает сам. Социальное положение супруга, его семьи также является каналом социальной мобильности.

    Профессиональные организации (промышленные, сельскохозяйственные, научные, управленческие и т. д.) являются следующим звеном социального отбора, каналом социальной мобильности. Выпускники одного вуза могут получить разное распределение. Кроме того, в первичной должности люди, обладающие разными способностями и возможностями, находятся разные сроки. В меритократическом обществе, т. е. в обществе, где статус человека непосредственно связан с приносимой им пользой (от лат. меритас - польза), социальная селекция производится по личным качествам и зависит от эффективности работы индивида. В авторитарном обществе срабатывают иные механизмы отбора: связи во властных структурах, личная преданность начальнику, поддержка определенной политики, идеологии и т. д.

    Политические партии являются важным каналом вертикальной мобильности. Пример взлета полковника А. Руцкого и профессора Р. Хасбулатова на вершины политического влияния, а затем резкое понижение их социального статуса показывает, что и в России этот канал действует.

    Специфическим каналом социальной мобильности является армия. В древней истории отмечено немало случаев, когда люди, используя военную карьеру, поднимались на самую вершину социальной пирамиды. Из 96 римских императоров 36 начали свою деятельность в самых нижних слоях общества и добились верховной власти благодаря службе в армии. В Новое время всем известен пример Наполеона. В современной истории это Ш. де Голль, Д. Эйзенхауэр, Г. К. Жуков.

    Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

    Глава I Социальная философия как теория и методология познания общества 1. Предмет социальной философии Прежде чем определить предмет социальной философии, укажем на основные значения понятия «социальное». В современной философско-социологической литературе данное

    Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

    3. Социальная структура общества В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи

    автора Мельникова Надежда Анатольевна

    7.1. Социальная жизнь общества Социальная сфера – система взаимосвязанных индивидов и социальных групп, социальных общностей. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья,

    Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

    Из книги Третья волна автора Тоффлер Элвин

    Глава 7 Социальная структура и мобильность Если собрать вместе большую или малую группу людей и заставить их самих обеспечивать свое существование в условиях необжитой природы (т. е. не пребывать в бездеятельности), то между ними начнут устанавливаться социальные связи

    Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

    7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

    Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

    Социальная память Все виды памяти можно разделить на память чисто индивидуальную, или частную, не доступную для других, и память общую, открытую для совместного доступа, то есть социальную. Частная память, не разделенная с другими, умирает вместе с человеком. Социальная

    Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

    СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА В нашу задачу не входит описание истории и видов обществ, вообще не входит описание обществ со всеми их свойствами. Наша задача - принимая как данность возникновение и существование обществ как качественно особого типа и уровня

    Из книги Необходимость себя. Введение в философию автора Мамардашвили Мераб Константинович

    3. Социальная мобильность Под социальной мобильностью понимаются такие перемещения индивидов или целых социальных групп, которые приводят к изменению их места в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» введен в западную социологию П. Сорокиным,

    Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

    39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

    Из книги Мифы, сновидения, мистерии автора Элиаде Мирча

    Социальная физика Введу два понятия, чтобы пояснить некоторые новые явления в философии и элементы аппарата философии. Эти два понятия - общение как сущность человека и понятие социальной и вообще человеческой жизни как «физики» чего-то, что строится на основе

    Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

    Мобильность При сравнении двух столетий бросается в глаза, что многократно цитируемая «индустриальная революция» - по крайней мере, в отношении вызванных ею потоков социальной мобильности - отнюдь не была такой революционной, как можно было бы предположить по ее

    Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    «Мужские общества» и тайные общества Кроме церемоний, проводимых по достижении половой зрелости, существуют и другие таинства, предназначающиеся для взрослых. Это мужские общества, Mannerbunde, или тайные общества, о которых никто ничего не может узнать или стать их членом до

    Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

    }