Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Кто то в теремочке живет. Кто-кто в теремочке живет

    Кто то в теремочке живет. Кто-кто в теремочке живет

    Стоит в поле теремок-теремок,

    Как по полю, полю мышка бежит,
    У дверей остановилась и пищит:

    Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
    Кто, кто в теремочке живёт?
    Кто, кто в невысоком живёт?
    Кто в тереме живёт?

    Никого в тереме нет, - никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать - песни распевать:
    - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
    Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
    Стоит в поле теремок-теремок,
    Он не низок, не высок, не высок.
    Уж как по полю лягушка бежит,


    Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
    Кто, кто в теремочке живёт?
    Кто, кто в невысоком живёт?
    Кто в тереме живёт?
    - Я мышка-норушка! А ты кто?
    - Я лягушка-квакушка!
    - Иди ко мне жить!

    Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать - песни распевать:
    - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
    - Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
    Стоит в поле теремок-теремок,
    Он не низок, не высок, не высок.
    Как по полю, полю зайка бежит,
    У дверей остановился и кричит:

    Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
    Кто, кто в теремочке живёт?
    Кто, кто в невысоком живёт?
    Кто в тереме живёт?
    - Я мышка-норушка!
    - Я лягушка-квакушка! А ты кто?
    - А я заяц - на горе увёртыш!
    - Иди к нам жить!
    - Хорошо, приду.

    Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать - песни распевать:
    - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
    - Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
    - Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
    Стоит в поле теремок-теремок,
    Он не низок, не высок, не высок.
    Уж как по полю лисичка бежит,
    У дверей остановилась и кричит:
    - Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
    Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
    Кто, кто в теремочке живёт?
    Кто, кто в невысоком живёт?
    Кто в тереме живёт?

    Модно и современно…

    Счастливое детство невозможно представить без кукол, машинок, зайчиков, кубиков, матрешек, пирамидок и, конечно же, .

    Нужны каждому ребенку.

    В последнее время становится модным ранее развитие ребенка. И действительно, каждой маме и каждому папе хочется, чтобы его ребенок был умным, умел хорошо выражать свои мысли, много знал и умел. Поэтому мы стремимся снабдить малыша еще при рождении всевозможными мягкими гремящими и шуршащими развивалками, азбукой, конструктором, играми, книгами, мозаикой и прочими премудростями. Выбор игрушек сейчас настолько велик, что может удовлетворить любые интересы, даже самых привередливых родителей.

    Свое изделие роднее

    Но развивающая игрушка, сделанная руками мамы, на мой взгляд, самое ценное приобретение для малыша. Удивительно, но именно они остаются у ребенка любимыми, и долгие годы вызывают теплые воспоминания.

    Именно о такой игрушке сегодня пойдет речь. Вот она, встречайте! Это развивающий грибок-теремок!

    Как все началось

    Как-то, еще довольно давно, я набрела на просторах интернета на один замечательный сайт вязаных развивающих игрушек, сделанных руками мамы – автора этого сайта – Дарьи Никулиной. Как много идей я почерпнула оттуда! Пальчиковый театр с героями народных сказок и любимых мультфильмов, всевозможные развивалки, декорации к сказкам и конечно тот самый домик. Как только я его увидела, так сразу загорелась идеей создания грибка-теремка для своей дочки. Скачала мастер-класс на сайте у Дарьи, закупила нитки и необходимые материалы и приступила к работе.

    Как устроено это чудо?

    В основе этой замечательной конструкции обычное майонезное ведерко с вырезанными окошками и дверцей, аккуратно обвязанное нитками.

    Особенность этой развивалки в том, что эта игрушка имеет множество застежек, кнопочек, пуговиц, шнуровку, липучку и застешку-молнию. Каждая бабочка и каждый цветочек имеет определенный способ крепления, и может свободно сниматься ребенком и прикрепляться на свое место. Дверца и ставни на окнах, конечно, также открываются и могут даже сниматься полностью.



    Мои творческие нововведения

    Грибок Дарьи мне очень понравился, но я решила немного усовершенствовать ее идею и сделала грибок немного иначе. В моем исполнении он превратился в мухомор. В нем полностью снимается дно и поэтому игрушку можно использовать для постановок пальчикового театра. Есть еще одна особенность крыши. Сверху, на стволе теремка (донышко перевернутого майонезного ведерка) размещена прочная основа, которая обвязывается с двух сторон. Крыша же прикрепляется с помощью замка-молнии, и полностью снимается.

    Это нужно для того, чтобы на крыше можно было устраивать кукольное чаепитие, а сама крыша грибка легко превращается в бассейн для кукол.


    Такую игрушку не купишь! Ее можно только сделать своими руками!

    Что было потом

    Чуть позднее у нас появилась еще полянка, сделанная похожим способом. Сама поляна вяжется по кругу из ниток «травка». Затем с ней на кнопки, пуговицы и липучку прикрепляются различные вязаные цветы. А в моем случае, еще и грибок-лисичка.


    Грибок-теремок и полянку очень удобно совмещать в игре. Играя, дочка может прикреплять детали с грибка на полянку и наоборот. Так, она «ходит» на полянку собирать цветы, а затем сажает новые. На полянку прилетают бабочки с грибка-теремка (они легко прикрепляются, т.к. используются одинаковые крепления – кнопки).

    Еще раз о пользе вязаных игрушек

    Эта игрушка очень полезна для малыша, т.к. совмещает в себе различные развивающие компоненты.

    1. Работа выполнена из различных по толщине и качеству ниток, что обеспечивает ребенку различные тактильные ощущения.
    2. В игре малыш осваивает различные способы крепления (кнопка, пуговица, липучка, шнуровка, замок). Таким образом, рука малыша готовится самостоятельно освоить столь необходимое обувание и одевание.
    3. Выполняя мелкие, точные движения ребенок «работает» над развитием своей тонкой моторики. Это способствует развитию речи малыша и готовит его руку к письму.
    4. Игрушка отлично помогает и в развитии фантазии. Малыш придумывает различные сюжеты, размещает в домике свои любимые игрушки.
    5. Игрушка очень яркая и интересная для малыша и добавляет ему массу позитивных эмоций.
    6. Когда ребенок заигрывается, это дает маме дополнительное время на свои дела.
    7. Зная, что мама делает игрушку для него, малыш чувствует ее заботу и любовь.

    Русская народная сказка

    Стоит в поле теремок.

    Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

    Никто не отзывается.

    Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

    Терем–теремок! Кто в тереме живёт

    Я, мышка–норушка! А ты кто?

    А я лягушка–квакушка.

    Иди ко мне жить!

    Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

    Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:

    Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

    Я, мышка–норушка!

    Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

    А я зайчик–побегайчик.

    Иди к нам жить!

    Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

    Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

    Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

    Я, мышка–норушка.

    Я, лягушка–квакушка.

    Я, зайчик–побегайчик.

    А ты кто?

    А я лисичка–сестричка.

    Иди к нам жить!

    Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

    Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

    Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

    Я, мышка–норушка.

    Я, лягушка–квакушка.

    Я, зайчик–побегайчик.

    Я, лисичка–сестричка.

    А ты кто?

    А я волчок–серый бочок.

    Иди к нам жить!

    Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

    Вот они все в теремке живут, песни поют.

    Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

    Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

    Я, мышка–норушка.

    Я, лягушка–квакушка.

    Я, зайчик–побегайчик.

    Я, лисичка–сестричка.

    Я, волчок–серый бочок.

    А ты кто?

    А я медведь косолапый.



    Иди к нам жить!

    Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез - никак не мог влезть и говорит:

    Я лучше у вас на крыше буду жить.

    Да ты нас раздавишь!

    Нет, не раздавлю.

    Ну так полезай!

    Влез медведь на крышу.

    Только уселся - трах! - раздавил теремок.

    Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

    Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы.

    Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить.

    Лучше прежнего выстроили!

    ¾ Внимательно послушайте музыку к русской народной сказке «Теремок». Какой у неё характер?

    ¾ Подберите каждому герою сказки свой музыкальный инструмент. Найдите его изображение на рисунке.

    ¾ Подумайте, кого из обитателей теремка вы сумели бы сыграть на сцене.

    Вокально-хоровая работа

    Теремок. Русская народная песня, обработка А. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

    IV. Итог урока.

    Мы познакомились со сказкой «Теремок». Исполнили песню «Теремок» на музыкальных инструментах. А кто сочинил, создал эти произведения?

    V. Домашнее задание.

    Нарисовать рисунки к сказке «Теремок».

    Урок 21 - 22

    Тема: Весёлый праздник Масленица

    Цели урока:

    Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

    Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

    Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

    Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

    Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

    Музыкальный материал урока:

    Ø И. Стравинский.

    Ø Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение).

    Ø Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация).

    Ø Перед весной. Русская народная песня. П. Чайковского (пение).



    Дополнительный материал:

    Портрет композитора И. Стравинского.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    Тема урока: Весёлый праздник Масленица

    III. Работа по теме урока.

    Зима недаром злится,

    Прошла её пора.
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора.
    Ф.И.Тютчев

    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины.

    У них на Масленице жирной
    Водились русские блины.
    А.С.Пушкин.

    Едет Масленица дорогая,

    Наша гостьюшка годовая,

    Да на саночках расписных,

    Да на кониках вороных.

    Живёт Масленица семь деньков…

    Оставайся семь годков.

    Широкая Масленица,

    Мы тобою хвалимся.

    На горах катаемся,

    Блинами объедаемся.

    А мы Масленицу провожали,

    Тяжелёшенько по ней вздыхали.

    Ой ты, Масленица, воротись,

    До красна лета протянись.

    Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. Христианская же церковь приурочила его к неделе перед Великим постом. Главным атрибутом этого зимнего праздника у русских были блины. О распространённости масленичных блинов в России свидетельствует такая пословица: “Без блина не маслена, без пирога не именинник”. Обрядовая символика блинов у восточных славян, связанная с представлением о смерти и ином, потустороннем мире, проявилась и здесь. Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу 1 , крышу или могилу - для умерших родителей, давали нищим в память о предках.

    Историки и писатели обычно отмечают широкий размах праздника, участие в нём всех - и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

    Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её “весёлой”, “обжорной”, “разорительницей”. Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать ещё больший достаток в будущем.

    Повсюду в эти дни появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные 2 орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю, отведать различных сладостей.

    Было в почёте и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор. Способ спуска каждый выбирал по своему вкусу: кто на деревянных салазках, кто просто на дощечке, а кто и того проще - на ногах.

    Любили наши предки в масленичные дни катание на санях, народные гуляния, представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах часто попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях.

    Память же о безудержном веселье, обилии этих дней, как в копилке, запечатлелась в языке. Мы ведь и сегодня нередко употребляем пословицу “Не всё коту Масленица, должен и пост быть”.

    Отголоском языческой старины считают и чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в ее последнем пути. В последнем, так как через несколько дней устраивались проводы Масленицы.

    За околицей устраивался большой костёр. Блин давали в руки чучелу Масленицы. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори блины, гори Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия.

    Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить её за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, её прихода.

    ¾ Рассмотрите иллюстрации и расскажите, как веселились на Масленицу.

    ¾ И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». » Фрагмент (слушание).

    ¾ Какой характер у этой музыки? Можно ли сказать, что по характеру она близка картинам художников?

    Вокально-хоровая работа

    ¾ Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение).

    ¾ Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация).

    ¾ Перед весной. Русская народная песня. Из сборника «Детские песни» под редакцией П. Чайковского (пение).

    IV. Итог урока.

    Мы познакомились с весёлым праздником Масленицей.

    V. Домашнее задание.

    Попытайтесь сочинить свою собственную песенку на народные масленичные стихи.

    Урок 23

    Тема: Где живут ноты?

    Цели урока:

    Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

    Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

    Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

    Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

    Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

    Музыкальный материал урока:

    Ø Песенка о гамме (пение).

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    Тема урока: Где живут ноты?

    III. Работа по теме урока.

    Запись на доске:

    ! НОТЫ НОТОНОСЕЦ (НОТНЫЙ СТАН)

    Послушайте сказку.Стр. 46 – 49

    Вопросы:

    ¾ Кого повстречали ноты в своем путешествии?

    ¾ Почему ни деревья, ни ручей, ни синица и ни вихрь не согласились принять их песенку?

    ¾ Отчего композитор так обрадовался появлению нот?

    ¾ Где нужно записывать ноты?

    Ноты записываются на НОТОНОСЦЕ (НОТНОМ СТАНЕ).

    Вокально-хоровая работа.

    Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Песенка о гамме (пение).

    IV. Итог урока.

    Мы познакомились с нотками, которые располагаются на нотном стане (нотоносце). Каждая нотка имеет своё место, своё название. В гармоничном содружестве нотки образуют различные мелодии.

    V. Домашнее задание.

    Исполнять «Песенку о гамме». Записать нотки в нотной тетради по образцу.

    Урок 24

    Тема: Весенний вальс

    Цели урока:

    Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

    Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

    Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

    Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

    Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

    Музыкальный материал урока:

    Ø Весенний вальс (пение).

    Ø Е. Соколова. Сегодня мамин день (пение).

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    Тема урока: Весенний вальс.

    III. Работа по теме урока.

    Запись на доске:

    !ПИАНИНО РОЯЛЬ

    Нынче праздник! Нынче праздник!

    Праздник бабушек и мам.

    Это самый добрый праздник,

    Он весной приходит к нам!

    Это праздник послушанья,

    Поздравленья и цветов, прилежанья, обаянья,

    Праздник самых, самых лучших,

    Самых лучших в мире слов!

    Е. Корганова

    Вокально-хоровая работа.

    ¾ Послушайте песню.«Весенний вальс» - исполнение.

    ¾ Как вы думаете, почему музыка «Весеннего вальса» особенно подходит для поздравления мам и бабушек?

    ¾ Какой у неё характер?

    ¾ Как лучше исполнить вальс: негромко, нежно, выразительно или громко, отрывисто?

    Ø А. Филиппенко, стихи Т. Волгиной. Весенний вальс (пение).

    Ø Е. Соколова. Сегодня мамин день (пение).

    Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

    IV. Итог урока.

    Мы познакомились с песнями к празднику мам и бабушек. Тетради для нот сдайте на проверку.

    V. Домашнее задание.

    Выучить песни: «Весенний вальс», «Сегодня мамин день».

    Урок 25

    Тема: Природа просыпается

    Цели урока:

    Ø Способствовать укреплению здоровья учащихся.

    Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

    Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

    Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

    Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

    Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

    Музыкальный материал урока:

    Ø П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание).

    Ø Ой, бежит ручьём вода. Украинская народная песня, обработка К. Волкова (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

    Дополнительный материал:

    Ø Слайды картин К. Юона «Мартовское солнце» и Н. Ромадина «Розовый вечер.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    Тема урока: Природа просыпается

    III. Работа по теме урока.

    Ребята, посмотрите, перед нами две картины: «Мартовское солнце» К. Юона и «Розовый вечер» Н. Ромадина.

    Ø Какое настроение изображено на каждой из этих картин? В чем их сходство и различие?

    Ø Если бы вы были композиторами, то при помощи какой музыки передали бы настроение картин? Расскажите. (Мечтательная, светлая, спокойная, радостная, волнующая, звонкая музыка.)

    Всегда приятно видеть пробуждение природы. Тает снег, пригревает солнышко, из теплых стран возвращаются певчие птицы. Позовем солнышко, чтобы оно светило еще ярче.

    Закличка «Солнышко»

    Солнышко, солнышко,
    Выгляни на бревнышко,
    Там детки сидят,
    На тебя глядят.

    22 марта – день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи. Раньше в этот день на Руси праздновалась встреча весны.
    По старинной традиции весну просили быть доброй и пекли из теста ее вестников – жаворонков, а внутрь каждого из них прятали конопляное или льняное семечко. У кого не было теста, лепили птичек из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали жаворонков вверх и кликали весну.

    (Ребята подбрасывают вверх своих птичек.)

    В вывихнутом мире нашем есть такой вывихнутый вид искусства, как перфоманс. Зрители и исполнители в таких действах не разделены, как в привычном театре. Они условно едины, и часто действуют сообща. Какие-то элементы перфоманса, например, есть в эстраде. Это когда певец зазывно машет руками и просит зал ему подпевать, или юморист зовет одного из зрителей на сцену, вовлекая в миниатюру.

    У любого жанра есть мэтры, и есть рядовые ремесленники. Есть свои мэтры и у жанра перфоманса. Одна из таких мэтров - Марина Абрамович. В 1974 году эта в высшей степени экстравагантная и необычная дама устроила один из самых известных своих перфомансов под названием «Ритм 0». Суть была в следующем. На столе в аудитории лежало 72 предмета самого разного бытового предназначения. От самых невинных вплоть до самых опасных. Например: бритвенный помазок, гребень для волос, зеркальце, шарфик, шило, букет цветов, опасная бритва… Вплоть до боевого заряженного пистолета. Госпожа Абрамович сидела в зале неподвижно, аки статуя, позволяя зрителям смотреть на себя, а так же прикасаться к себе. В том числе - предметами, лежащими на столе.

    В чем смысл, скажете вы? Смысл в том, что неподвижный, теплокровный объект, не оказывающий сопротивления, рано или поздно становится объектом насилия. Так почему-то получается. Люди вначале ведут себя вполне прилично. Осторожно и настороженно. Просто смотрят. Потом они робко приближаются к живому объекту и прикасаются к нему. (Мария Абрамович сидит, не мигая, изображая статую). Люди прикасаются вначале кончиками пальцев. Потом берут веер и машут им на подопытную. Берут гребешок и причесывают ее. Посмеиваются. Так продолжается сколько-то времени. И вот наступает момент, когда участники перфоманса вдруг начинают покалывать сидящего человека булавками.

    Дальше - больше. Пытаются нанести порез, сильнее уколоть, пырнуть, потянуть за волосы. Беззащитность объекта, статус немой жертвы распаляет участников. Свою роль играет и чувство коллектива. Все же в толпе ты «вроде» ни в чем лично не виновен: все кололи - и я колол. Коллективный человек в вопросах насилия почти бессознателен. Наконец один из участников взял пистолет и навел его на испытуемую… На этом перфоманс закончился. Мария встала и пошла по направлению к публике. Люди стали разбегаться то ли от эффекта ожившей статуи, то ли от реальности сопротивления.

    Сама Абрамович позже говорила, что оставлять решение за поведением публики означает дать себя убить. По сути, цель перфоманса - опытно показать человеку, что внутри у него спит, свернувшись до времени в клубочек, дикое животное. Пару часов назад кто-то шел по улице и разглядывал витрины и вот он уже потенциальный убийца. Каково? Исходя из пользы произведенного опыта, у меня даже пропадает желание насмехаться или критиковать подобные непривычные виды искусства. Ведь вывод стоит того, и игра стоит свеч.

    Мы же читаем все время, что какой-то педагог оказался педофилом; какой-то полицейский - садистом; какой-то сенатор - нюхает героин на гей-вечеринке. Мы возмущаемся: как так? Культурные же люди? А дело все в том, что культура ничего не лечит, но лишь все на время одевает папуасов в пиджаки и плащи по моде. Потом плащи с пиджаками сбрасываются…

    Вот он идет по улице под ручку с женой - культурный представитель самой культурной цивилизации. Он идет на перфоманс. Там он будет первые полчаса культурно сидеть, как в театре, а потом постепенно увлечется атмосферой зрелища, и развяжет галстук, и вспотеет от увлечения, и подойдет к испытуемой, держа в руках шило… Или вот он - революционный борец за счастье собственной страны. Его голова полна светлых идей. Уму непостижимо, как всего через два-три месяца он превратится в палача и насильника, а пыточный подвал с беззащитной жертвой полюбит более всех демократических благ на свете.

    Цивилизация смывается легко. Стоит человеку в модной шляпе свернуть с центральной улицы в некий переулок и сделать десять шагов по лестнице вниз (или по лестнице вверх); стоит очутиться где-то там, где вместе со шляпой снимают стыд, и вот перед нами уже человек без всяких макияжей культуры и цивилизации. Нет такого греха, который бы не совершил «цивилизованный» человек, свернув с центральной улицы в некий переулок. Поэтому не стоит удивляться и делать круглые глаза, слыша о каннибализме, изнасилованиях, пытках и многом ином, совершаемом «культурными людьми», когда солнце сядет и карта ляжет.

    Когда Церковь говорит людям об их недугах, на Церковь привычно шикают, давая волю все тем же врожденным недугам. Но вот вам свидетельство от внешних. Мария Абрамович близко ничего не имеет с клерикализмом и фундаментализмом, консерватизмом и морализмом. Она эпатажная хулиганка, если хотите знать. Она революционерка в области искусства. И она просто делает нечто необычное в публичной плоскости, заставляя проснуться зверя, задремавшего внутри человека. О том же самом пьеса Дюрренматта «Визит дамы».

    Хорошие люди в милом городке, где всяк всякого знает, конечно, не согласятся на богатство и комфорт, если для этого требуется убить одного из горожан. Конечно, они не согласятся! Хотя… Он один, а нас - целый город. К тому же он не безгрешен. К тому же то, к тому же се. И вот вчерашние мещане очень скоро становятся коллективными соучастниками убийства одного из своих многолетних соседей.

    О том же самом фильм Триера «Догвилль». Милый городок, затерянный в горах и населенный всего 20 скромными жителями, приютил беженку. Люди в городке просты и чисты, казалось бы. Они скромно живут и переживают искренне о своем моральном облике. У них есть принципы и идеи. Каким образом так случилось, что принятая ими девушка вскоре превратилась в сексуальную рабыню, носящую кандалы и изнуренную тяжелым трудом, всякий без труда узнает, посмотрев фильм. И это даже не Дюрренматт, которого можно заподозрить при желании в клерикальной ангажированности, поскольку его отец был, хоть и лютеранский, но все же пастырь. Это Ларс фон Триер, выносящий свой собственный кинематографическим языком выраженный приговор «культурному человечеству с высокими идеалами гуманизма».

    Итак, правда о человеке, о том, «кто-кто в теремочке живет», должна быть выражена и услышана. В свете этой некрасивой правды становится понятным необходимость покаяния, внимания к себе, молитвы, примирения, милостыни, и прочих духовных трудов, без которых надутое прекраснодушие разбивается в пыль о стену кошмарных реалий. Ведь говорим же мы светским языком, что «информированный это вооруженный». Ведь действительно, информация о приближении стихийного бедствия, о подлоге, об отравленной пище, неисправном транспорте, подмене товара при сделке и проч. спасает людей. Мы не спорим с этим. Точно так же и знания об общечеловеческой порче должны быть восприняты серьезно. То, что я знаю о себе, это не весь я. И то, что ты знаешь о себе, это не весь ты. Все гораздо печальнее, гораздо страшнее и гораздо интереснее. И там, где люди не слушают привычный голос священника, там о том же самом им говорят писатели и режиссеры. Даже постановщики перфомансов, и те говорят.