Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Общая социология (1800,00 руб.). Социология - фролов с.с. литература

    Общая социология (1800,00 руб.). Социология - фролов с.с. литература

    Социология. Фролов С.С.

    3-е изд., доп. - М.: 2000. - 344 с.

    В книге рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, о целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, специалистов, применяющих социологические знания в области управления.

    Формат: doc (2000 , 344 с.)

    Размер: 2 ,5 Мб

    Смотреть, скачать: yandex.disk

    Формат: doc / zip (1994 , 256с.)

    Размер: 496 Кб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ОТ АВТОРА 5
    ГЛАВА 1 7
    СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО 7
    1.1. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ 7
    1.2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 12
    ГЛАВА 2 16
    ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 16
    2.1 СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ 16
    2.2 ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 20
    2.3 ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 22
    ГЛАВА 3 26
    КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО 26
    3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА 26
    3.2. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ 28
    3.3. КУЛЬТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПЛЕКСЫ 32
    3.4. ВОСПРИЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВА 34
    3.5. РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 36
    ГЛАВА 4 45
    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ 45
    4.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 45
    4.2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 47
    ГЛАВА 5 52
    СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ 52
    5.1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ 52
    5.2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ 53
    5.3. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ 57
    ГЛАВА 6 61
    КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ 61
    6.1. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 61
    6.2. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ 63
    ГЛАВА 7 72
    ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ 72
    7.1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ 72
    7.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 74
    ГЛАВА 8 78
    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 78
    8.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБМЕН ЦЕННОСТЯМИ 78
    8.2. ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ 81
    ГЛАВА 9 90
    СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 90
    9.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» 90
    9.2 ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ 91
    9.3. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 94
    9.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 96
    9.5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ 101
    ГЛАВА 10 107
    ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 107
    10.1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» 107
    10. 2. ВИДЫ КВАЗИГРУПП 109
    ГЛАВА 11 114
    КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА 114
    11.1. РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА 114
    11. 2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ 117
    11. 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 119
    ГЛАВА 12 123
    СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 123
    12.1. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ 123
    12. 2. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 129
    ГЛАВА 13 134
    КЛАССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ 134
    13.1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА 134
    13.2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 140
    13.3. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ 143
    ГЛАВА 14 149
    КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ 149
    14.1. СУЩНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 149
    14.2. МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 152
    14.3. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 155
    ГЛАВА 15 160
    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 160
    15.1. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 160
    15.2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 163
    ГЛАВА 16 170
    СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 170
    16.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 170
    16.2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 175
    16. 3. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 178
    ГЛАВА 17 183
    ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 183
    17.1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 183
    17.2. ПОСЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 187
    17.3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 189
    17.4. ПРОЦЕСС МИГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 191
    ГЛАВА 18 193
    СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 193
    18.1. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 193
    18.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА 201
    КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 206
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 212

    Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит ею в условия неопределенности, когда Сложно про вести оценку ситуации и сделать правильный выбор.
    Такое положение современного человека - это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения. Важным шагом в этом направлении можно считать введение социологии в качестве обязательного предмета в системе высшего образования.
    Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта - современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно, прежде всего, знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают -
    – более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что практически дает возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы и инновации в организациях и т.д.;
    – возможность взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира. При этом открываются новые альтернативы, Новые возможности для принятия жизненно важных решений;
    – понимание взаимосвязи социологии с другими науками, их значения в жизни общества.
    Изложение материала соответствует классической схеме: структуру содержание и принципы социологии; культура общества как необходимое условие существования и развития социальных структур; личность и общество; социальные связи, вовлекающие отдельных личностей в социальные общности; социальные общности - от простейших социальных образований до сложных и разнородных социальных классов и слоев; социальные процессы, представляющие социальные структуры в динамике, развитии.
    Указанная последовательность изложения позволяет рассмотреть практически все основные области, составляющие предмет социологии. Не претендуя на полный охват всех проблем социологии мы тем не менее надеемся что изучение данного материала позволит составить целостное представление о главных направлениях социологического знания. Однако в процессе преподавания полного курса социологии данную книгу следует применять вместе с учебниками по методике и технике социологических исследований, что позволит соединить знание общих проблем социологии с умением получать и обрабатывать конкретную социологическую информацию.
    Учебный материал, легший в основу данной книги, составлен на базе значительного количества зарубежных и отечественных учебников и -монографий, статей и материалов социологических исследований; кроме того, здесь отражены разработки, выполненные лично автором.

    Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

    Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.

    Для студентов высших учебных заведений.

    Предисловие

    Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

    Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины

      § 1. Возникновение социологии как науки

      § 2. Объект и предмет социологии

    Глава 2. Структура социологического звания

    Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

      § 1. Определение понятия "культура"

      § 2. Культура и система норм

      § 3. Структура культуры

      § 4. Формы проявления культуры в жизни человека

      § 5. Происхождение, развитие и распространение культуры

    Глава 2. Личность и общество

      § 1. Основные факторы развития личности

      § 2. Социализация личности

    Глава 3. Социальные роли и личность

      § 1. Процесс обучения ролям

      § 2. Предписанные и достигаемые статусы

      § 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт

    Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения

    Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

    Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей

    Глава 2. Социальные отношения

    Глава 3. Социальные институты

      § 1. Определение понятия "институт"

      § 2. Процесс институционализации и развитие институтов

      § 3. Институциональные признаки

      § 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов

      § 5. Институт семьи

    Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

    Глава 1. Возникновение социальных групп

      § 1. Что такое социальная группа

      § 2. Квазигруппы

    Глава 2. Виды социальных групп

      § 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов

      § 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами

      § 3. Групповая динамика

    Глава 3. Социальные организации

      § 1. Определение организации и ее внутренняя структура

      § 2. Управление организациями

    Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы

    Глава 2. Социальные движения

      § 1. Природа социальных движений

      § 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений

      § 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям

    Глава 3. Социальная мобильность

      § 1. Природа социальной мобильности

      § 2. Проблемы социальной мобильности

      § 3. Индивид и социальная мобильность

      § 4. Миграция

    Глава 4. Социальные конфликты

      § 1. Этапы протекания конфликта

      § 2. Характеристики конфликта

    Словарь ключевых социологических терминов

    Литература

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

    Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения- значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

    Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

    Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

    Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

    Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложение явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.

    Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов.

    Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в я проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможное надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для paзpaбoтки учебных программ и лекций по социологии.

    Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

    Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.

    Для студентов высших учебных заведений.

    Предисловие

    Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

    Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины

    • § 1. Возникновение социологии как науки
    • § 2. Объект и предмет социологии

    Глава 2. Структура социологического звания

    • § 1. Получение научного знания об обществе
    • § 2. Социальные законы
    • § 3. Уровни социологического знания

    Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

    • § 1. Определение понятия "культура"
    • § 2. Культура и система норм
    • § 3. Структура культуры
    • § 4. Формы проявления культуры в жизни человека
    • § 5. Происхождение, развитие и распространение культуры

    Глава 2. Личность и общество

    • § 1. Основные факторы развития личности
    • § 2. Социализация личности

    Глава 3. Социальные роли и личность

    • § 1. Процесс обучения ролям
    • § 2. Предписанные и достигаемые статусы
    • § 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт

    Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения

    • § 1. Социальный контроль
    • § 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение

    Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

    Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей

    • § 1. Социальные контакты
    • § 2. Социальные действия

    Глава 2. Cоциальные отношения

    • § 1. Формирование социальных отношений
    • § 2. Социальные отношения зависимости и власти

    Глава 3. Социальные институты

    • § 1. Определение понятия "институт"
    • § 2. Процесс институционализации и развитие институтов
    • § 3. Институциональные признаки
    • § 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов
    • § 5. Институт семьи

    Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

    Глава 1. Возникновение социальных групп

    • § 1. Что такое социальная группа
    • § 2. Квазигруппы

    Глава 2. Виды социальных групп

    • § 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов
    • § 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами
    • § 3. Групповая динамика

    Глава 3. Социальные организации

    • § 1. Определение организации и ее внутренняя структура
    • § 2. Управление организациями

    Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы

    • § 1. Виды социальных изменений
    • § 2. Социальные процессы

    Глава 2. Социальные движения

    • § 1. Природа социальных движений
    • § 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
    • § 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям

    Глава 3. Социальная мобильность

    • § 1. Природа социальной мобильности
    • § 2. Проблемы социальной мобильности
    • § 3. Индивид и социальная мобильность
    • § 4. Миграция

    Глава 4. Социальные конфликты



    Глава 4. Социальные конфликты
    Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 1 ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    Классический период развития социологии
    Творчество Карла Маркса
    Социология Макса Вебера
    Идеи Эмиля Дюркгейма
    § 2. объект и предмет социологии
    Вопросы для самоконтроля
    Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
    Опора на научные авторитеты.
    ...
    Полное содержание Подобный материал:
    • Правительстве Российской Федерации; под ред. О. И. Лаврушина. 7-е изд., перераб , 187.02kb.
    • Новые поступления литературы в библиотеку Ургупс в декабре 2006 года с социология , 276.4kb.
    • Фролов И. Т. и др. 3-е изд , 14108.71kb.
    • , 5650.32kb.
    • С. С. Фролов социология организаций допущено Министерством образования Российской Федерации , 5650.4kb.
    • Учебник: в 4 т. Т. 4 , 9033.15kb.
    • Д. Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник , 33.66kb.
    • Литература к циклу «Детская поликлиника» Раздел Содержание профилактической работы , 76.72kb.
    • Кравченко А. И. Социология: Учеб для вузов , 26.77kb.
    • Учебник для студентов юридических вузов и факультетов , 10285.83kb.
    Фролов С.С

    Социология.

    Учебник для вузов

    Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

    Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.

    Для студентов высших учебных заведений.

    Предисловие

    Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

    Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины

    • § 1. Возникновение социологии как науки
    • § 2. Объект и предмет социологии
    Глава 2. Структура социологического звания
    • § 1. Получение научного знания об обществе
    • § 2. Социальные законы
    • § 3. Уровни социологического знания
    Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

    Глава 1. Содержание культуры

    • § 1. Определение понятия "культура"
    • § 2. Культура и система норм
    • § 3. Структура культуры
    • § 4. Формы проявления культуры в жизни человека
    • § 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
    Глава 2. Личность и общество
    • § 1. Основные факторы развития личности
    • § 2. Социализация личности
    Глава 3. Социальные роли и личность
    • § 1. Процесс обучения ролям
    • § 2. Предписанные и достигаемые статусы
    • § 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт
    Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
    • § 1. Социальный контроль
    • § 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
    Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

    Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей

    • § 1. Социальные контакты
    • § 2. Социальные действия
    Глава 2. Социальные отношения
    • § 1. Формирование социальных отношений
    • § 2. Социальные отношения зависимости и власти
    Глава 3. Социальные институты
    • § 1. Определение понятия "институт"
    • § 2. Процесс институционализации и развитие институтов
    • § 3. Институциональные признаки
    • § 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов
    • § 5. Институт семьи
    Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

    Глава 1. Возникновение социальных групп

    • § 1. Что такое социальная группа
    • § 2. Квазигруппы
    Глава 2. Виды социальных групп
    • § 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов
    • § 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами
    • § 3. Групповая динамика
    Глава 3. Социальные организации
    • § 1. Определение организации и ее внутренняя структура
    • § 2. Управление организациями
    Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы

    • § 1. Виды социальных изменений
    • § 2. Социальные процессы
    Глава 2. Социальные движения
    • § 1. Природа социальных движений
    • § 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
    • § 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
    Глава 3. Социальная мобильность
    • § 1. Природа социальной мобильности
    • § 2. Проблемы социальной мобильности
    • § 3. Индивид и социальная мобильность
    • § 4. Миграция
    Глава 4. Социальные конфликты
    • § 1. Этапы протекания конфликта
    • § 2. Характеристики конфликта
    Словарь ключевых социологических терминов

    Литература

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

    Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения- значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

    Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

    Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

    Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

    Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложение явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.

    Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов.

    Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в я проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможное надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для paзpaбoтки учебных программ и лекций по социологии.

    Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.
    Для студентов высших учебных заведений.

    Формат: doc / zip
    Размер: 496 Кб
    Скачать

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие
    Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА
    Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины
    § 1. Возникновение социологии как науки
    § 2. Объект и предмет социологии
    Глава 2. Структура социологического звания
    § 1. Получение научного знания об обществе
    § 2. Социальные законы
    § 3. Уровни социологического знания
    Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
    Глава 1. Содержание культуры
    § 1. Определение понятия "культура"
    § 2. Культура и система норм
    § 3. Структура культуры
    § 4. Формы проявления культуры в жизни человека
    § 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
    Глава 2. Личность и общество
    § 1. Основные факторы развития личности
    § 2. Социализация личности
    Глава 3. Социальные роли и личность
    § 1. Процесс обучения ролям
    § 2. Предписанные и достигаемые статусы
    § 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт
    Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
    § 1. Социальный контроль
    § 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
    Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
    Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей
    § 1. Социальные контакты
    § 2. Социальные действия
    Глава 2. Социальные отношения
    § 1. Формирование социальных отношений
    § 2. Социальные отношения зависимости и власти
    Глава 3. Социальные институты
    § 1. Определение понятия "институт"
    § 2. Процесс институционализации и развитие институтов
    § 3. Институциональные признаки
    § 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов
    § 5. Институт семьи
    Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
    Глава 1. Возникновение социальных групп
    § 1. Что такое социальная группа
    § 2. Квазигруппы
    Глава 2. Виды социальных групп
    § 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов
    § 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами
    § 3. Групповая динамика
    Глава 3. Социальные организации
    § 1. Определение организации и ее внутренняя структура
    § 2. Управление организациями
    Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
    Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы
    § 1. Виды социальных изменений
    § 2. Социальные процессы
    Глава 2. Социальные движения
    § 1. Природа социальных движений
    § 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
    § 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
    Глава 3. Социальная мобильность
    § 1. Природа социальной мобильности
    § 2. Проблемы социальной мобильности
    § 3. Индивид и социальная мобильность
    § 4. Миграция
    Глава 4. Социальные конфликты
    § 1. Этапы протекания конфликта
    § 2. Характеристики конфликта
    Словарь ключевых социологических терминов
    Литература