Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Особенности невербального поведения учителя. Невербальные средства общения в педагогическом процессе. Так же выпуски новостей, как бы вы к ним не относились, могут сослужить вам добрую службу. Ваша задача состоит в том, чтобы просто выключить звук и наблю

    Особенности невербального поведения учителя. Невербальные средства общения в педагогическом процессе. Так же выпуски новостей, как бы вы к ним не относились, могут сослужить вам добрую службу. Ваша задача состоит в том, чтобы просто выключить звук и наблю

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Архангельской области

    «ВЕЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    (ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж»)

    Ромашова С.В.

    Сульжицкая Г.П.

    ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

    ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С ОБУЧАЩИМИСЯ

    Методическое пособие

    Ромашова С.В., Сульжицкая Г.П. Вербальное и невербальное общение преподавателя с обучающимися. Методическое пособие. ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж», Вельск, 2016

    Данное методическое пособие предназначено для преподавателей, руководителей учебных групп и воспитателей профессиональных образовательных организаций. Пособие призвано оказать помощь в организации общения преподавателей и обучающихся. Включает в себя теоретический материал и практическую часть по развитию умения общаться.

    Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии бухгалтерских и экономических дисциплин ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж», протокол № 11 от 12 мая 2016 года

    © Ромашова С.В., Сульжицкая Г.П., 2016

    © государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Вельский экономический колледж»

    Усл. п.л. - 1,6

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ……………………………………..5

    1.1. Основные компоненты вербального и невербального общения………….5

    1.2.Особенности невербального общения в деятельности

    современного педагога…………………………………………………………....8

    2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА………….15

    2.1. Практическое занятие №1 по теме «Общение как обмен информацией»15

    2.2. Практическое занятие №2 по теме «Процессы социального

    познания»………………………………………………………………………...20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

    ВВЕДЕНИЕ

    Коммуникация – один из важнейших механизмов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающей его среде. Невозможно себе представить жизнь современного человека без общения.

    Вербальное общение – общение при помощи речи.

    Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Как бы ни казалось это парадоксальным, но слова передают лишь 7% информации.

    В настоящее время на страницах психолого – педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально – педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Эта проблема интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю. Однако летально данная проблема стала разрабатываться лишь в последние десятилетия. В связи с этим, она остается практически неизученной.

    Использование на учебных занятиях приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.

    Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства учителя. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с отдельным учеником и всем классом, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Педагогическая техника это совокупность приемов, ее средства – речь и невербальные средства общения.

      ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ.

      1. Основные компоненты вербального и невербального общения.

    Среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:

    – интонация (однообразная – монотонная, изменчивая – подвижная);
    – дикция – (четкая, неразборчивая);
    – темп речи (медленный, умеренный, быстрый);
    – тембр певческого голоса (чистый, объемный, красивый, глухой, плоский);
    – тембр речевой (благозвучный, глухой, звонкий);
    – мимика (статичная, подвижная, выразительная);
    – контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
    – жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная);
    – позы (расслабленные, скованные, свободные);
    внешний облик (эстетичный, неэстетичный).

    Пространственная структура общения.

    Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл:

    – интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
    – персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса;
    – социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный;
    – публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией.

    Взаиморасположение собеседников.

    – позиция лицом к лицу, напротив друг друга – указывает на напряженные и обостренные отношения;
    – позиция “собеседники сидят бок о бок” – указывает на сотрудничество, дружеское отношение.

    Мимика.

    Мимика играет особую роль в передаче информации. Лицо – главный источник информации о психологическом состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно во много раз лучше, чем тело. Известным фактом является то, что при неподвижном лице учителя теряется до 10-15 % информации.

    Существует шесть основных эмоциональных состояния – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. В мимическом выражении этих состояний все движения мышц лица скоординированы. Основную нагрузку несут брови, области вокруг глаз и сам взгляд. Психологи отмечают, что направление взгляда в процессе общения зависит от индивидуальных различий, содержания общения и от предшествующего развития этих взаимоотношений. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова – на собеседника. 1

    Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Вы обратили внимание, что ученики внимательно смотрят на вас – показатель интереса к уроку, хорошего отношения к вам и к тому, что выговорите и делаете. И наоборот. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. 1

    Например: ученик заинтересован, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

    Поза.

    – “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика.
    – “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.

    Жесты.

    (Прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности)

    При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость.

    Голос.

    Высокий голос – энтузиазм, радость.
    – Мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость.
    – Медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие.
    – Быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем. 1

    Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи.

    1 Битянова М. Особенности человеческой коммуникации//Школьный психолог.-1999. - №30. С.2-15.

    Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников.

    Тактильные воздействия .

    К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д. Они больше чем другие невербальные средства выполняют функцию индикатора ролевых отношений. Трудно представить общение учителя и учеников только при помощи слов. Жест, мимика, взгляд, поза порой оказывает более сильное впечатление, чем слова. Американский психолог Ф. Селже считал, что при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация – 38%, а жесты и мимика – 55%.

    Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для современной школы и является частью педагогического общения. Анализа литературы показывает, что невербальное поведение:

    – усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    – является показателем ролевых отношений;

    – создает образ учителя и ученика;

    – поддерживает оптимальный психологический климат на уроке.

        Особенности невербального общения в деятельности современного педагога

    Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

    «Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу», - говорит военная пословица. Надо ли говорить, что для учителя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на занятии, выступление перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. «Я твердо убежден», - писал В.А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». 1 Практика показывает, что эффективность учебной работы так же снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка.

    Объем словесных воздействий не одинаков в работе разных учителей. И чем он меньше, тем выше должна быть ценность каждого слова и тем значительнее роль умения владеть им. Тем более, что вербальное общение не идентично простой передаче информации. Прежде всего школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно воспринимает услышанное. Не всегда согласен со старшими. Вправе иметь свою собственную точку зрения. И правильное общение требует переубедить его, а не заставить замолчать, если он спорит, если он не согласен с услышанным. Коммуникация предусматривает обмен информацией, т.е. движение информации в обе стороны, а также умение старшего не только говорить, но и слушать. 2

    Способность и готовность не вещать истину, а совместно вырабатывать общую точку зрения, для чего, как минимум необходимо, чтобы собеседник не боялся высказать сомнение, поспорить, надеялся, что его не оборвут, а выслушают до конца, в случае необходимости тактично поправят и помогут разобраться в трудной проблеме, необходима настоящему педагогу.

    1 Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М.: Знание, 1981. Митина Л.М.

    2 Педагогическое общение: контакт и конфликт // Школа и производство. – 1989. - №10. – С. 10 – 12.

    Наконец, участники коммуникации должны говорить на одном языке, понимать друг друга. Это бывает не всегда.

    Ш.А. Амонашвили называл педагогическое общение – “китом”, на котором держится все воспитание. Таким образом, именно понятие педагогическое общение позволяет более многогранно характеризовать структуру, функции, задачи и т.д.

    На сегодняшний день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.

    Педагогическое общение предполагает наличие определенных умений педагога:

    – правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;

    – правильно осуществлять речевое воздействие;

    – быстро находить коммуникативные средства соответствующие индивидуальным особенностям ученика;

    Один из авторов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только ученики. Учителю тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны учащихся. По словам Ш. Амонашвили 1 педагог нуждается в защите своих воспитанников даже боле чем они – в его покровительстве.

    Показателем успешного общения учителя и учеников на уроке является благоприятный морально-психологический климат в классе, атмосфера

    1 Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М.: Знание, 1981.

    творчества и взаимного сотрудничества

    Базовым компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, которая проявляется в уважении достоинства каждого ребенка, его личностной уникальности. Культура общения учителя музыки, его артистичность, творческая самобытность стимулируют у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного.

    Несомненно, что успех педагогического общения на уроке обусловлен владением индивидуальными экспрессивными возможностями учителя: мимическими, жестикуляционными, пантомимическими, речевыми, вокальными. На необходимость владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: “Педагогом можешь стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить “подойди сюда”. 1

    И.А. Рыданова в своей книге “Основы педагогики общения” отмечает, что всех учителей по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.

    Важным средством в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия так, как монотонное изложение материала снижает восприятие ребенка.

    В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь преподавателя, обращенную к учащемуся, и он реагирует на них.

    1 Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.

    Учащийся точно узнает по интонации отношение к нему.

    Учитель общается с учащимися не только когда говорит, но и когда выразительно молчит. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшегося класса. Как невербальный сигнал молчание может означать:

    –отсутствие взаимопонимания;
    – согласие или несогласие совершать действие;
    – привлечение внимания;
    – придание весомости последующему высказыванию. 1

    Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное.Именно на выразительные средства опираются художественные языки – актерский,музыкальный, хореографический. 2 Всю моторику лица, рук и тела объединяют понятием “жесты”. Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда.

    К невербальным средствам общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Не всякое прикосновение учителя может быть приятно ученику. Особенно необходима осторожность в подростковый период.

    Выражение лица учителя также играет немаловажную коммуникативную роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.

    1 Степанов С. Секреты лица и характера// Школьный психолог. – 1999, - №44. С.2-3.

    2 Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская педагогика. – 1985. №8. С. 60 – 62.

    Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Взглядом можно оповестить о вокальном вступлении, выделить акценты, продемонстрировать расположение, осуждение, иронию или недоумение. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, а тяжелый – настораживает и отталкивает. Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с учителем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.

    Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Учителю необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает. 1

    Внешний вид учителя играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение. В структуру невербального поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами.

    Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению.

    Управление общением – важнейший элемент профессиональной коммуникации. Под ним понимается коммуникативное общение того или иного метода воспитательного воздействия.

    1 Основы педагогического матсерства: Учебное пособие для спец.высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф. Кривонос и др.; под ред. И.Я. Зязюна. – М.:1989.

    В первые моменты общения с детьми педагог должен уточнить возможности работы, общее настроение учащихся, их психологическую готовность к работе избранным для этого адекватным методом. 1

    Эффективность педагогического общения определяется тем, в какой мере педагог способен оставаться в сотрудничестве с учащимися именно участником, а не субъектом.

    Совместная деятельность преподавателя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. С жеста преподаватель часто ее «включает» (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка преподавателем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

    1 Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. – М.: сентябрь, 1999. – (Библиотека журнала «Директор школы», вып. 2, 1999). Леонтьев А.А. Психология общения. -3-е изд. – М.: Смысл, 1999.

      ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.

      1. Практическое занятие №1 по теме «Общение как обмен информацией»

    Цель: Обучение эффективному использованию вербальных и невербальных средств общения, точной передачи информации и установлению контакта.

    Правила тренинга.

      Правило активности – каждый участвует во всем, что происходит.

      Правило правой руки – хочешь сказать подними руку.

      Правило организации (перерыва нет, выходим по мере необходимости по одному).

    Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «общение» и будем говорить об общении как о коммуникации. Вспомните, общение как коммуникация – это ….? (общение как обмен информацией) .

    При передаче информации могут возникнуть коммуникативные барьеры. Что это такое? Барьеры мешают адекватной передаче информации, ее часть может быть утеряна или искажена.

    Приведите примеры.

    Рассмотрим, как это происходит на практике.

    1. Игра «Испорченный телефон»

    Цель игры: Показать пути искажения информации при передаче от одного лица другому.

    (Эксперимент с рассказом, который воспроизводится по очереди. Участвуют 6 человек, 5 - выходят за дверь, 1 слушает небольшой рассказ, содержащий большое количество смысловых блоков. Задача 1 рассказать то, что он запомнил вошедшему человеку и так далее по цепочке. Оценивается полнота «доставленной» до 6 человека информации).

    «Однажды в торговой фирме «Солнечный ветер» чуть не произошло ограбление. Случилось это не ночью и даже не вечером, а в разгар рабочего дня 27 июля 2006 года. В тот пасмурный день в офисе были только директор фирмы Иван Семенович Беляев и бухгалтер Елизавета Матвеевна Туманова. В 13.55 Елизавета Матвеевна отправилась на обед, уйти на который должна была на 5 минут позже. Надо сказать, что в планы Тумановой вовсе не входило посещение ближайшего к офису кафе «Орион», за обеденный час она хотела успеть дойти до магазина «Луч» и купить присмотренную накануне сумочку. В то же время Иван Семенович повез документы партнерам в фирму «Мясной рай» и собирался вернуться не раньше 15.00. Забыв о том, что кроме них других сотрудников сегодня нет, ни Беляев и ни Туманова не сообщили друг другу о своих планах и забыли закрыть дверь в офис. В 14.20 в офис фирмы зашел недавно освободившийся Степан Орлов, искавший работу. Он, естественно, ограбления не планировал, но решил такой шанс не упускать. К несчастью в кабинете директора в тот день была большая сумма денег, которую он не успел положить в сейф, а просто засунул в нижний ящик стола.

    Но попытка Орлова разбогатеть оказалась неудачной. В офис неожиданно вернулся Иван Беляев, забывший документы на столе, и ловко задержал преступника».

    Разбор после игры.

    Изменилась ли информация, полученная вначале игры? Почему это произошло? Какие трудности испытали во время игры?

    ВЫВОД.

    2. Жесты как средства невербального общения.

    3. Упражнение «Толстое стекло»

    Цель: учиться передаче информации при помощи невербальных средств.

    Участники делятся на 6 групп по 4-5 человек.

    Каждая группа получает несколько карточек с разными ситуациями, которые нужно изобразить при помощи невербальных средств общения.

    Участники сами распределяют роли.

      Приходи ко мне завтра со своей соседкой и собакой на чашечку чая.

      Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?

      У меня в квартире такой беспорядок, что ничего не могу найти.

      Вчера прыгала с парашютом, думала, умру от страха.

      У меня такое хорошее настроение, что душа поет.

      Мороженое такое холодное, что зубы ломит.

      Тебе звонила какая-то женщина и сердитым голосом сказала, что перезвонит позже.

      Объелся клубники, не могу пошевелиться.

      Наши соседи всю ночь ругались, а я подслушивал.

      Обожаю кататься на каруселях! А вы?

      Концерт вчера был замечательный, я сидел в первом ряду.

      Я мечтаю сниматься в кино.

      Полей, пожалуйста, цветы и поставь их на подоконник.

      Давай отметим Новый год в китайском ресторане?

      Вчера опоздал на автобус, пришлось идти пешком.

      У меня под окном расцвела сирень.

    Беседа после игры. Участники делятся впечатлениями, трудностями, с которыми они столкнулись, находками, которые сделали в ходе выполнения заданий.

    4. Упражнение «АВТОБУС».

    (2 желающих садятся напротив друг друга)

    Вы едете в автобусе и вдруг видите во встречном автобусе человека, которого давно не видели. Вы хотите договориться о встрече в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении 1 минута, пока автобусы стоят у светофора.

    Обсуждение: Легко ли понять? Легко ли выражать свои мысли невербально?

    Какими средствами пользовались? Что помогало или мешало?

    5. Сообщение студента на тему «Правила и ошибки слушания».

    6. Игра «ДРУГИМИ СЛОВАМИ»

    Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

    3 команды – участницы. 3-4 арбитра.

    Команды по очереди на время передают фразу, каждый раз нужно произносить ее с использованием других слов.

    Помоги мне переставить мебель

    Беги быстрее, мы опаздываем на автобус.

    Не мешай мне, я читаю интересную книгу.

    Обсуждение: сложно ли по-другому строить фразу? Как именно вы строили новую фразу?

    7. «Счет».

    Цель – формирование умения внимательно слушать собеседника, удерживать нить рассказа.

    Подвижные упражнения на установление и удержание контакта.

    а). Упражнение «Свободный стул» («Мигалки»)

    Цель: формирование коммуникативных умений

    Сначала рассчитаться на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые – стоят за спинками стульев. Оставшийся без пары человек стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами общения. Все, кто сидят на стульях очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит – удержать своих «подопечных», для этого нужно просто положить руки на плечи.

    Обсуждение: кого приглашали на свой стул? Как понимали, что вас приглашают? Что больше понравилось сидеть или стоять?

    б). Упражнение «НАЙДИ ПАРУ»

    Цель: формирование коммуникативных умений

    Все сидят в кругу. 1 человек ходит внутри круга и ищет человека, с которым хочет поменяться местами. Задача договориться об обмене невербально. Задача всех сидящих – как только вы заметили, что зовут вашего соседа, остановить его, просто положив руку на колено.

    Обсуждение: какие средства использовали? Какой способ приглашения оказался самым удачным?

    ИТОГ занятия:

    Что нового вы узнали для себя в ходе данного занятия?

        Практическое занятие №2 по теме «Процессы социального познания»

    Цель: Формирование навыков общения и взаимодействия.

    1.Оргмомент.

    Вспомнить признаки совместной деятельности (единая цель, считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям)

    2.Разминка.

    а). Хлопки по коленям.

    Описание .

    Участники сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке так, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два»,… Кто ошибся, то выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор пока из игры не выйдет примерно половина участников.

    Смысл упражнения: упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

    Обсуждение:

    б). Ай-ай-ай.

    Описание.

    Участники стоят по кругу, в центре стоит водящий. Участники, начиная с водящего, рассчитываются по порядку от 1 до …. Затем водящий называет два номера участников, услышав свой номер, участники должны хлопнуть себя по коленям, сказать «ай, ай, ай» и поменяться местами. В этот момент водящий должен занять освободившееся место. Опоздавший участник становится водящим.

    Смысл упражнения: упражнение служит хорошей разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

    Обсуждение: длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

    3. Основная часть

    Участники должны вспомнить средства невербального общения и использовать их в следующем упражнении.

    а). Узелок.

    Подготовка

    Для игры понадобится канат или прочная веревка длиной около 15 м (на группу из 25 человек – из расчета 40-50 см на участника).

    Описание.

    Группа выстраивается в колонну, каждый держится за канат. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел по центру веревки. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла.

    Смысл упражнения. Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активации творческого мышления, поскольку способ его выполнения не оговаривается, участники должны найти его самостоятельно.

    Обсуждение. Следует обратить внимание участников на то, то при выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно продумав и обсудив способ решения задачи.

    б). Живой круг.

    Описание.

    Участники выходят из комнаты и закрывают (завязывают) глаза. В это время в центре комнаты на пол кладется веревка (длина примерно 15 метров), связанная узлом в круг.

    Участники заходят все вместе. Их задача – найти веревку, взяться за нее руками, после чего образовать фигуру, названную тренером – квадрат, круг, ромб и т.п. когда команда решит, что фигура готова – все открывают глаза и оценивают результат.

    Смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Оно создает очень хорошие условия для наблюдения за поведением участников.

    Обсуждение. Что дает эта игра кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получилась идеальная фигура? А кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл не искать виноватых, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.

    в). Путаница.

    Описание.

    Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется руками за руки людей стоящих напротив. После этого им нужно распутаться, не отпуская руки. Если участников более 10 человек – разделить на 2 команды и устроить соревнование.

    Смысл упражнения

    Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы? Кому было во время игры комфортно, а кому нет? С чем это связано? Кто руководил процессом? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизится к решению проблемы?

    г). Кольцо.

    Описание.

    Участники стоят, взявшись за руки. Первому стоящему на руку одевается веревочное кольцо диаметром около 1метра. Задача – передать кольцо последнему участнику.

    Смысл упражнения . Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.

    Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы? Кому во время игры было комфортно, а кому нет? С чем это связано? Кто руководил процессом? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизится к решению проблемы?

    д). Встанем в строй.

    По сигналу ведущего все участники должны построиться по указанному признаку:

      По цвету волос, начиная с самых светлых и заканчивая темными.

      По росту.

      По удаленности проживания относительно учебного заведения.

      По возрасту и т.д.

    Смысл упражнения . Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.

    Обсуждение. Какое из данных заданий оказалось сложнее? Почему? С какими трудностями встретились при выполнении данных заданий? Кто помог с ними справиться?

    4. Итог занятия.

    Выводы. Какие трудности испытали? Почему?

    Что узнали нового для себя?

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т.е. соответствием речи нормам современного литературного языка – акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требование выразительности речи – ее образностью, эмоциональностью, яркостью. В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи.

    Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

    Следует отметить на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что многие педагоги, к сожалению, не осознают их значения.

    Анализ проблем невербального общения в профессионально-педагогической деятельности современного учителя позволяет сделать следующие выводы:

    Невербальный аспект общения недостаточно исследован наукой;

    В системе взаимодействия «Учитель-учащийся» невербальное общение играет важную роль и требует от педагога высокой языковой культуры, культуры невербального общения, глубокой проработки всех применяемых компонентов невербального общения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская педагогика. – 1985. №8.

      Битянова М. Особенности человеческой коммуникации//Школьный психолог.-1999. - №30.

      Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: «Совершенство», 1997.

      Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов Л. Умение общаться // Воспитание школьников. – 1994. №3. – С. 18 – 21.

      Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.

      Конюхов Н.И. Словарь – справочник практического психолога. – Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1996.

      Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М.: Знание, 1981.

      Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. – М.: сентябрь, 1999. – (Библиотека журнала «Директор школы», вып. 2, 1999). Леонтьев А.А. Психология общения. -3-е изд. – М.: Смысл, 1999.

      Основы педагогического матсерства: Учебное пособие для спец.высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф. Кривонос и др.; под ред. И.Я. Зязюна. – М.:1989.

      Степанов С. Секреты лица и характера// Школьный психолог. – 1999, - №44.

      Митина Л.М. Педагогическое общение: контакт и конфликт // Школа и производство. – 1989. - №10.

    Сущность труда учителя является помощь психическому развитию ученика, а важнейшим инструментом выступает его психическая связь с ребенком, педагогическое общение .

    Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет обязательное и особое условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - главное средство, позволяющее присоединить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления, и его содержанию. При этом учителю необходимо владеть высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, обладать экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь разборчивую дикцию. Как видно из данного определения, главный упор в нем делается на речь, то есть вербальную составляющую общения. Во всяком случаи, в последнее время появляется большое количество публикаций, связанных с разными аспектами невербального общения.

    По мнению Л.М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации».

    Общаясь с учениками, учитель большую часть информации, которая касается их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов детей, а из интонации, позы, жестов, мимики, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - говорит Е.А. Петрова.

    Невербальные аспекты общения представляют значительную роль и в управлении взаимоотношений, установлении контактов, во многом обуславливают эмоциональную атмосферу и самочувствие как ученика, так и учителя.

    Укажем на то, что средства невербального общения всегда нужным образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, чаще всего, педагог не осмысливает их значения. Общепринято, что во взаимосвязь педагога с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение происходит по нескольким каналам:

    • прикосновение;

    • дистанция общения;

      изуальное взаимодействие;

      интонация.

    Остановимся на разборе каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

    Мимическая сторона общения очень важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вовремя появившаяся улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению может весомо помочь в установлении контактов.

    Практически нескончаемое многообразие мимических движений и их сочетаний дает шанс учителю выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ребенку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или безразличие. А.С.Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

    Анализ исследований показывает, что обучающие отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. Но так же было заметно, что чересчур подвижные мускулы глаз или лица, как и их неподвижность, создает серьезные проблемы в общении с учениками.

    Некоторые исследователи отмечают, что многие педагоги считают обязательным создавать «особое выражение лица» для воздействия на учеников. Часто - это требовательное выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, придуманный образ, считается, что оно способствует хорошему поведению и успеваемости детей, облегчает руководство, управление классом. Так же, существует достаточно известное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель обязан владеть своим поведением в такой мере, чтобы этого избегать.

    Следующее средство невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Приминение прикосновения очень важно при работе с детьми преимущественно младшего школьного возраста. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку. Свободное перемещение педагога на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе ребенка, который отвлекся лишь коснувшись его руки или плеча; успокоить возбужденного; отметить блестящий ответ.

    Тем не менее Л.М. Митина предостерегает, что у многих учеников прикосновение может вызвать напряженность. Во-первых, это бывает у детей, для которых уменьшение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, потому как оставляют у ребенка нежелательный осадок и в будущем заставляют избегать учителя. Неприятно прикосновение, которое несет оттенок давления или силы.

    Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд, которым он выражает свое отношение к учащемуся, его поведению.

    Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, дает возможность учителю увидеть сразу всех учеников, но не позволяет вглядываться в каждого из них в отдельности. Действие взгляда, как заметила Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ученик.

    Особенно большое влияние оказывает пристальный взгляд, который может быть и неприятным. Сопровождение педагогом своего замечания взглядом отрицательно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию связи.

    Исследователи отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда персональнй зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что образует рабочий круг внимания. Смена, переход взгляда важно и при прослушивание ответа. Педагог, взглядывая на отвечающего, дает осознать, что он слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех оставшихся учеников к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа дает право поддерживать обратную связь .

    Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А. Леонтьев, отмечает, что вопрос о взаимном разположение участников общения в пространстве достаточно актуален, так как в зависимости от этого фактора в общении в разной мере применяются другие неречевые компоненты, разной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему.

    Исследователи утверждают, что дистанция между учащимися зависит от отношений между ними. Педагогу особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве .

    Без сомнения, пространственные факторы общения использует каждый учитель, подсознательно выбирая наилучшее расстояние от слушателей; при этом большую роль имеет характер взаимоотношений с классом, параметры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с детьми, но при этом необходимо соблюдать осторожность, потому как чрезмерное приближение к собеседнику временами воспринимается как покушение на личность, выглядит некорректно.

    Ведя наблюдение за работой педагога на уроке, можно заметить, что зона самого эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Именно первые парты входят в личную или даже интимную зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от педагога, согласно классификации зон общения по А.Пизу .

    Если учитель произвольно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, добивается проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым учеником.

    При анализе пространства общения нельзя не коснуться и такого аспекта, как организационные условия обучения, а именно, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве класса.

    Так, Н.В. Самоукина отмечает, что мебель размещена в кабинете таким образом, что стол педагога стоит перед классом и как бы противоположен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты, по мнению автора, закрепляет директивную воздействующую позицию учителя. Столы обучающихся поставлены в несколько рядов и создают впечатление «общей массы». Находясь в таком классе, ребенок чувствует себя «внутри класса», его частью. Поэтому вызов к доске и общение с педагогом «один на один» являются факторами, которые вызывают у ученика неприятное и напряженное состояние.

    При этом Н.В. Самоукина предлагает организовать пространство классной комнаты другим образом, сделав его более демократичным: стол педагога поставить впереди по центру, а парты учеников расположить полукругом на равном расстоянии от стола учителя.

    Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Как заметила Е.А. Петрова, жестикуляция учителя является для детей одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.

    Характер жестов педагога с первых минут формирует определенный настрой в классе. Исследования доказывают, что если движения педагога порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

    Огромную роль жесты играют и в обеспечении внимания учеников, которая является очень важным условием эффективного обучения. Значительными возможностями концентрации внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, чаще всего, привлекает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти всеми педагогами активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания.

    Как отмечает Е.А. Петрова, так же важна в использовании жестов и такая функция, как активизация разных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут сопровождать рассказ педагога, с их помощью может реализовываться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

    Совместная деятельность учителя и учеников предполагает не только влияние учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста педагог часто «включает» ее, повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест являются неотъемлемым компонентом обратной связи, без понимания которого трудно адекватно оценивать состояния ученика, его отношения к учителю, одноклассникам.

    Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью учеников. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

    Жесты педагога часто становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного применения жестов, которые отвлекают их от выполняемых разного рода заданий. К культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

    В общении педагога с учащимися большое значение имеет и тон речи. По утверждению М.М. Рыбаковой, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с детьми воздействие интонации возрастает.

    В интонации проявляются те переживания, сопровождающиеся речью педагога, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ученик очень точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он имеет исключительный «эмоциональный слух», расшифровывает не только содержание, смысл произнесенного слова, но и отношение к нему со стороны других.

    При восприятии слов ребенок в первую очередь реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь педагога утрачивает воздействующую силу потому, что сенсорные входы ребенка либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что рождает безразличие. В связи с этим приходим к мысли о том, что речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом необходимо избегать крайностей; педагогу очень важно выбирать тон общения с учениками, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

    Итак, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с учениками. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, учитель должен уметь общаться с учениками даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.

    Жестовый рисунок урока: указательные жесты - рукой на доску; запрещающие - кивком головы; жесты поддержки - ладонью касается рукой головы или спины учащегося; жестикуляция неактивная, функции - чаще всего привычка, чтобы снять напряжение, позволить немного расслабиться, отвлечься.

    Мимика. Когда учитель слушает - голова слегка наклонена набок, что говорит о доверии, что учитель с большим вниманием и желанием выслушивает ответы учащихся.

    Выражаются эмоции: радость - уголки губ приподни­аются, глаза улыбаются; сожаление - хмурит брови.

    Поза. При объяснении новой темы учитель ходит вдоль доски, стоит вполоборота или лицом к классу. При закреплении материала учитель ходит по рядам, доходя до последних парт, что говорит о взаимодействии учителя со всем клас­сом. Походка медленная, бесшумная, плавная, движения учителя сдержаны, контролируемы.

    Внешний вид полностью соответствует поведению учи­теля. Одежда неброская, не вызывающая, подобрана со вкусом и в соответствии с возрастом. Макияж аккуратный, не заметный, соответствует всему тону одежды.

    4. Педагогический этикет и такт учителя. Приветствие - здравствуйте!; прощание - всего доброго, до завтра!; просьбы: пожалуйста (4 раза), будь добр (2 раза); благодарности - спасибо (3 раза); извинение - извините, это я виновата (2 раза).

    Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек очень часто пользуется «волшебными» словами, тем самым высказывая свое уважение к учащимся.

    5. Способы воздействия на учащихся. В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя). Затем, при объяснении новой темы, делаются записи в тетрадях (ребята очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учи­еля). Такой способ организации дисциплины на уроке очень эффективен в данном классе. На уроках используются разные виды групповой и фронтальной работы.

    6. Оценка: молодец (10 раз), умничка (4 раза), прекрасно (2 раза), похвально (1 раз). Либо учитель подходит к ученику и легко касается спины учащегося.

    Отметки выставляются объективно. На оценку не влияет успеваемость учащихся по другим предметам. По моим наблюдениям, у учителя нет класса-любимчика. Она ко всем ученикам относится одинаково, с должным вниманием и уважением.

    Вывод: я считаю, что при таком учителе обучение в этом классе будет продуктивным.

    Пример 2. Студент: Сафронов А.

    Учитель географии: Воробьев Виктор Егорович

    Стиль общения. У учителя географии демократический стиль общения. В его речи постоянно присутствует местоимения «мы». Ведет с ребятами диалог, побуждает к совместной деятельности: «Давайте вместе подумаем...» и т.д. Все время спрашивает своих учеников: «Как вы считаете?», «Как вы думаете?». По темпераменту учитель холерик. Это проявляется в ее поведении. Ее настроение меняется каждые 5 минут. Может кричать на ученика, а через 5 минут шутить вместе с ним. Учитель на одном месте не сидит: он то ходит по классу, то сидит за своим столом.

    Невербальное поведение. Для учителя наиболее предпочтительны указательные жесты и вспомогательные. В основном это проявляется при объяснении нового материала. На уроках учитель постоянно двигается. Жестикуляция активная. Когда ученик не­правильно отвечает на вопрос или балуется, то учитель стоит нахмурившись. Вообще, на уроке учитель мало улы­бается. Внешний вид соответствует поведению учителя. Он одевается как деловой человек и создает деловую обстановку в классе.

    Педагогический такт и этикет. У учителя на уроке мало используется этикетных формул. Иногда учитель бывает нетактичен по отношению к ученикам. Он их оскорбляет в шутку, но ребята могут не так понять. Учитель может предупредить и разрешить конфликт.

    Способы воздействия. Учитель добивается дисциплины на уроке. Он старается так делать, чтобы у ребят не было времени на разговоры. Если кто-то разговаривает, то учитель «ставит» его на место, говоря громким голосом. Учитель привлекает внимание к уроку путем интересных заданий.

    Способы оценивания. Учитель соблюдает главное требование к оценке - объективность. На уроке двоечник может получить «5», и наоборот. Учитель оценивает учащихся и качественно: «так, хорошо», и хвалит учеников, если они правильно выполняют задание. Сразу после ответа ученика учитель не ставит оценку, а ставит только тогда, когда просит одного ученика выполнить несколько заданий.

    Индивидуальной особенностью стиля общения учителя с учащимися является частая смена настроения и «крайности» в речевом поведении.


    Приложение 12

    Искусство является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общества. О формах человеческого общения искусство в целом дает нам узнать больше, чем может дать наука. Искусство имеет способность завязывать общение между воспринимаемыми художественными образами и слушателем, зрителем. Слушая и изучая музыкальные произведения, ребенок воспринимает художественные образы и сам становится участником этого общения. Тем самым искусство выступает способом воспитания духовного мира личности. Часто приводят слова Антуана де Сент-Экзюпери о “ роскоши человеческого общения”. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.

    Вербальное общение – общение при помощи речи.

    Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

    Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.

    В исследованиях А.А Горелова, Е.А Петровой и др. были разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения.

    1. Основные компоненты невербального общения.

    1.1. Пространственная структура общения.

    Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл:

    – интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей
    – персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса
    – социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный
    – публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией

    1.2. Взаиморасположение собеседников.

    – позиция лицом к лицу, напротив друг друга – указывает на напряженные и обостренные отношения
    – позиция “собеседники сидят бок о бок” – указывает на сотрудничество, дружеское отношение

    1.3. Мимика.

    Мимика играет особую роль в передаче информации. Лицо – главный источник информации о психологическом состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно во много раз лучше, чем тело. Известным фактом является то, что при неподвижном лице учителя теряется до 10-15 % информации.

    Существует шесть основных эмоциональных состояния – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. В мимическом выражении этих состояний все движения мышц лица скоординированы. Основную нагрузку несут брови, области вокруг глаз и сам взгляд. Психологи отмечают, что направление взгляда в процессе общения зависит от индивидуальных различий, содержания общения и от предшествующего развития этих взаимоотношений. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова – на собеседника.

    Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Вы обратили внимание, что ученики внимательно смотрят на вас – показатель интереса к уроку, хорошего отношения к вам и к тому, что выговорите и делаете. И наоборот. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Например: ученик заинтересован, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

    1.4. Поза.

    – “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика.
    – “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.

    1.5. Жесты.

    (Прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности)

    При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость.

    1.6. Голос.

    – Высокий голос – энтузиазм, радость.
    – Мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость.
    – Медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие.
    – Быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем.

    Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи. Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников.

    1.7. Тактильные воздействия.

    К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д. Они больше чем другие невербальные средства выполняют функцию индикатора ролевых отношений. Трудно представить общение учителя и учеников только при помощи слов. Жест, мимика, взгляд, поза порой оказывает более сильное впечатление, чем слова. Американский психолог Ф. Селже считал, что при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация – 38%, а жесты и мимика – 55%.

    Проблема невербального общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для современной школы и является частью педагогического общения. Анализа литературы показывает, что невербальное поведение:

    – усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    – является показателем ролевых отношений;

    – создает образ учителя и ученика;

    – поддерживает оптимальный психологический климат на уроке.

    2. Педагогическое общение.

    Ш.А. Амонашвили называл педагогическое общение – “китом”, на котором держится все воспитание. Таким образом, именно понятие педагогическое общение позволяет более многогранно характеризовать структуру, функции, задачи и т.д.

    На сегодняшний день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.

    Педагогическое общение предполагает наличие определенных умений педагога:

    – правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;

    – правильно осуществлять речевое воздействие;

    – быстро находить коммуникативные средства соответствующие индивидуальным особенностям ученика;

    Один из авторов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только ученики. Учителю тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны учащихся. По словам Ш. Амонашвили педагог нуждается в защите своих воспитанников даже боле чем они – в его покровительстве.

    Показателем успешного общения учителя и учеников на уроке является благоприятный морально-психологический климат в классе, атмосфера творчества и взаимного сотрудничества.

    Базовым компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, которая проявляется в уважении достоинства каждого ребенка, его личностной уникальности. Культура общения учителя музыки, его артистичность, творческая самобытность стимулируют у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного.

    Несомненно, что успех педагогического общения на уроке музыки обусловлен владением индивидуальными экспрессивными возможностями учителя: мимическими, жестикуляционными, пантомимическими, речевыми, вокальными. На необходимость владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: “Педагогом можешь стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить “подойди сюда”.

    И.А. Рыданова в своей книге “Основы педагогики общения” отмечает, что всех учителей по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.

    Для учителя музыки важной характеристикой являются правильно поставленный певческий голос обладающий приятной окраской, полетностью, объемностью звучания, достаточным диапазоном. Ведь главным методом обучения вокальному искусству является показ. Неправильное вокальное исполнение, зажатым звуком, неполным объемом с носовым призвуком недопустимо. Умение учителя музыки исполнить песню поставленным голосом, льющимся звуком, ярко окрашенным тембром активизирует внимание учеников, привлекает их к вокально-хоровой деятельности на уроке. Действительно, опыт показывает, что на уроке музыки, кроме оценки личности и знаний учителя, большую роль играет оценка детей певческого голоса учителя. Если голос чист, красив, богат обертонами, обладает широким диапазоном, звучание такого голоса притягивает учащихся, активизирует желание повторять за учителем. Вот почему учителям – обладателям хорошего певческого голоса в принципе легче работать в школе.

    Звучание речи педагога зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и от эмоционального состояния. Печаль придает голосу приглушенное звучание, радость – звонкость. Учитель музыки как никто другой должен уметь управлять звуковысотностью своего голоса, создавать мелодический рисунок речи, ее “музыку”. Звучание голоса также зависит и от его выразительности в пределах одного слова и в пределах фразы.

    Учитель рассказывая о музыке и свою речь уподобляет ей, применяя паузы, лексические акценты, ритм и темп, разделяя смысловые куски, привлекая внимание к главному. Исследователи выделяют аллегро – речь, престо – речь, ритенуто – речь. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. При выборе скорости речи учителю необходимо учитывать возрастные особенности детей: младший школьник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов, подросток 60 – 100, старшеклассник 80 -120.

    Важным средством в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия так, как монотонное изложение материала снижает восприятие ребенка.

    Учитель общается с учащимися не только когда говорит или поет на уроке музыки, но и когда выразительно молчит. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшегося класса. Как невербальный сигнал молчание может означать:

    – отсутствие взаимопонимания;
    – согласие или несогласие совершать действие;
    – привлечение внимания;
    – придание весомости последующему высказыванию.

    Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное.Именно на выразительные средства опираются художественные языки – актерский,музыкальный, хореографический. Всю моторику лица, рук и тела объединяют понятием “жесты”. Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда. Артистизм учителя музыки, как элемент мастерства имеет важное профессиональное значение. Без этого вряд ли музыкальное занятие приобретет эстетический характер в сфере творчества.

    К невербальным средствам общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Не всякое прикосновение учителя может быть приятно ученику. Особенно необходима осторожность в подростковый период.

    Лицо учителя также играет немаловажную коммуникативную роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.

    Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Взглядом можно оповестить о вокальном вступлении, выделить акценты, продемонстрировать расположение, осуждение, иронию или недоумение. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, а тяжелый – настораживает и отталкивает. Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с учителем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.

    Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Учителю необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает.

    Внешний вид учителя играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение. В структуру невербального поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами.

    Итак, среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:

    – интонация (однообразная – монотонная, изменчивая – подвижная);
    – дикция – (четкая, неразборчивая);
    – темп речи (медленный, умеренный, быстрый);
    – тембр певческого голоса (чистый, объемный, красивый, глухой, плоский);
    – тембр речевой (благозвучный, глухой, звонкий);
    – мимика (статичная, подвижная, выразительная);
    – контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
    – жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная);
    – позы (расслабленные, скованные, свободные);
    – внешний облик (эстетичный, неэстетичный).

    Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению.

    Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства учителя. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания. Наблюдая работу учителей-мастеров, мы замечаем отточенность приемов педагогического воздействия. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с отдельным учеником и всем классом, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Педагогическая техника это совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения.

    Использование на уроках приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.; Гуманит. Изд. – центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – / Б-ка учителя музыки /.
    2. Амонашвили Ш.А. Педагогическое общение. – М., 1989.
    3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1984. – 111с.
    4. Горелов И.Н. Невербальные коммуникации. – М., 1980. – 104 с.
    5. Миккин Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении. Автореф. Дисс. … к. псих. н. – М., 1979. – 172с.
    6. Рыданова И.А. Основы педагогики общения: (Учебное пособие). – Минск: Беларус. навука,1998. – 319с. – Библиогр.: с. 317.

    РЕФЕРАТ

    Дипломная работа содержит 82 страницы, 3 таблицы,1 схему, 55 использованных источников.

    Перечень ключевых слов: общение, педагогическое общение, стиль общения, невербальный аспект (компонент) педагогического общения, кинесика, проксемика, каналы общения, взаимодействие, жестикуляция.

    Предмет исследования: невербальные аспекты педагогического общения учителя начальных классов.

    Задачи исследования:

    Изучение и анализ литературы по проблеме, обобщение полученных теоретических данных;

    Разработка и реализация программы экспериментальной части исследования;

    Анализ полученного эмпирического материала.

    Методы исследования: анализ общепедагогической и психологической литературы по проблеме, контент-анализ, наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

    В §1 Главы I рассматривается проблема общения как социального феномена в целом. Говорится о том, насколько важное место занимает общение в человеческой жизни. Центральное место первого параграфа – трактовка понятия «общение», характеристика его основных функций. Заметим, что в настоящее время различными учеными предлагается свое видение проблемы, что описано при раскрытии нескольких подходов к феномену общения.

    Второй параграф первой главы раскрывает вопрос о сущности и месте педагогического общения в структуре деятельности современного педагога; рассматривается специфика педагогического общения, его функции, широко представлена типология стилей общения, изложены позиции некоторых авторов относительно приемлемости того или иного стиля в работе учителя.

    Глава II полностью посвящена проблеме невербального аспекта общения, в том числе и педагогического общения. В ней также рассмотрена краткая история развития невербалистики.

    Экспериментальная часть второй главы посвящена исследованию жестового общения как неотъемлемого компонента педагогического общения. Работа выполнена на материале изучения жестового общения в деятельности учителя начальных классов.

    Область применения: в теоретических и практических курсах по психологии и педагогике. В системе подготовки и повышения квалификации работников образования.

    Степень внедрения: частичная, материалы использовались в разработке курсовой работы (1999 г.), служили основой для выступления на научно-практической конференции студентов и преподавателей МГПИ им.М.Е.Евсевьева, использовались в работе педагогов и членов администрации школ г.Саранска и г.Краснослободска.

    Эффективность: повышение качества подготовки будущих учителей начальных классов, помощь в совершенствовании педагогического процесса в школе.

    С.
    ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………………… 5
    ГЛАВА I . ОБЩЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ………………………………………………………………………………………………………… 8
    1.1. Характеристика общения как социального феномена ……………… 8
    1.2. Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения …………………………………………………………………………………………………………………………… 16
    Выводы по главе I……………………………………………………………………………………………… 31
    ГЛАВА II . НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………… 33
    2.1. Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога …………………………………………………………………………………… 33
    2.2. Особенности невербального общения в деятельности современного учителя ……………………………………………………………………………………… 55
    2.3. Опыт эмпирического исследования невербального общения в деятельности учителя начальных классов ………………………………… 64
    Выводы по главе II…………………………………………………………………………………………… 74
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………………… 76
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………… 78

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Отметим при этом, что проблема интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю. Однако детально данная проблема стала разрабатываться лишь в последние десятилетия (начиная с 60-х гг. в работах Дж.Фаста, А.Пиза, М.Кричли, Ч.Морриса, И.Н.Горелова, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьева и др.). В связи с этим, она остается практически неизученной. Дело осложняется еще и тем, что авторы различных источников приводят порой противоречащие друг другу сведения об отдельных аспектах невербалики, например, нами зафиксированы различия точек зрения на количество выразительных движений, используемых человеком в процессе общения. Авторы различных источников указывают их от 1000 до 20000 (40, С.11; 41, С.17). Несовпадающие сведения встречаются и в отношении исторических аспектов проблемы, что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в данной области.

    Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова.

    Таким образом, налицо проблема, суть которой состоит в том, что несмотря на рост интереса и исследований в области невербального общения в целом, с одной стороны, и педагогического общения – с другой, наблюдается недостаточный уровень изученности невербального аспекта общения в деятельности учителя.

    Цель исследования: изучить невербальные аспекты общения в деятельности учителя.

    Задачи исследования:

    Составить библиографический перечень источников, и на его основе проанализировать научно-теоретический материал по проблеме;

    Разработать программу экспериментального исследования;

    Провести исследование, проанализировать полученные эмпирические данные, сделать выводы.

    Объект исследования: педагогическое общение как важный компонент общей структуры педагогической деятельности.

    Предмет исследования: невербальные аспекты педагогического общения, точнее использование жестов в деятельности учителя.

    Методы исследования: анализ общепедагогической и психологической литературы по проблеме, анкетирование, наблюдение, опрос (беседа), количественный и качественный анализ эмпирических данных.

    Методологическую основу исследования составили теория деятельности (культурно-исторический, или деятельностный подход в исследовании психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности личности: А.А.Леонтьев, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик и др); взгляды ученых, рассматривающих проблему невербального общения с позиций кинесики и проксемики (Дж.Фаст, А.Пиз и др.).

    Этапы исследования:

    Изучение литературы по проблеме;

    Разработка программы практического исследования;

    Проведение исследования.

    Опытно-экспериментальной базой исследования явилась профессиональная педагогическая деятельность учителей начальных классов общеобразовательных школ г.Саранска и г.Краснослободска.

    Общая структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

    В первой главе дается общетеоретическая характеристика общения как социального феномена, рассматриваются общие аспекты невербального компонента общения.

    Вторая глава посвящена детальному рассмотрению проблемы и некоторых особенностей педагогического общения, использования невербального компонента общения в профессиональной педагогической деятельности современного учителя.

    В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.


    ГЛАВА I . ОБЩЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

    СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

    1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА

    Как справедливо отмечает М.Н.Ночевник, «невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми» (35, с.37). Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, личности в целом и общества (социума). Классики марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: «… действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений» (35, С.78). Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных свойств (феномен «детей-маугли»).

    Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью (35, С.5). «Ни для кого не секрет, - пишет польский психолог С.Мелибруда, - что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим» (29, с.67). Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известных высказываниях французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (35, с.35).