Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Комплексный игровой тренинг для дошкольников. Бобик – надежный сторож. Игра «Поиграем в снежки»

    Комплексный игровой тренинг для дошкольников. Бобик – надежный сторож. Игра «Поиграем в снежки»

    Важное значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти. У дошкольников наглядно-образная память развита лучше смысловой. Они лучше запоминают конкретные предметы, события, цвета. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальной школе изучается много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

    У младших школьников первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (прочитал ли он рассказ (стихотворение) сколько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать этот материал на уроке .

    Примеры запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (дидактические пособия, картины, макеты, муляжи). Даже правила, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен .

    Психологи, исследуя особенности памяти первоклассников, отмечают некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставить себя выучить, способны настраиваться на запоминание, поэтому результаты их произвольной памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики, как правило, оказываются более успешными в овладении и придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредствованная память оказывается более эффективной, чем у девочек. Можно предположить, что данная тенденция предопределена большей гибкостью мышления, свойственной мужчинам .

    Диагностика развития памяти дошкольников

    1. «Слуховая память»

    Для запоминания ребенку необходимо предложить бессмысленный набор слов. Очень важно, чтобы во время проверки не было никаких отвлекающих внимание предметов, звуков; обязательно следует убедиться в том, что ребенок действительно старается запомнить слова, а не думает в это время о чем-нибудь другом. Можно предложить детям следующее задание: «Я прочту тебе слова, а ты повтори все слова, которые запомнил. Мы посчитаем, сколько ты повторил слов, и увидим, много ты запомнил или мало. Слушай слова внимательно. Начинай повторять, как только я закончу читать».

    По ходу припоминания ребенком слов нельзя допустить никаких посторонних разговоров – ни с его, ни с вашей стороны.

    О хорошей памяти говорят следующие показатели:

    1) с первого раза ребенок вспомнил не менее 5 слов;

    2) в итоге (после трех–четырех чтений) выучено 9–10 слов;

    3) за час ребенок забыл не более двух слов из тех, которые он выучил.

    Если выполнены все эти три пункта, то беспокоиться не о чем. Если какой-нибудь из них не выполнен, то это может свидетельствовать о плохой памяти, но может быть следствием чисто случайных причин (ребенок не сразу включился в задание, отвлекался, не был заинтересован заданием). Поэтому в таком случае проверку стоит повторить через несколько дней, придумав новый набор слов.

    2. Диагностика памяти и анализа ассоциаций.

    Данная методика позволяет проверить не только уровень развития памяти, но и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. В психологии эта методика получила название «пиктограмма». Ее разработал один из крупнейших психологов А.Р. Лурия.

    Дать ребенку бумагу, карандаш и объяснить, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова.

    – Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь рисунок, который потом напомнит тебе это слово.

    Для запоминания предлагается 10–12 слов и словосочетаний, например, такие: умная кошка, темный лес, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка, наказание, дружба, вкусный ужин.

    Если первый же рисунок ребенок делает очень подробным, то вы должны напомнить о том, что не надо прорисовывать все детали, надо нарисовать так, чтобы рисунок напомнил слово.

    После того как сделаны рисунки ко всем словам, их забирают у ребенка и дают ему другое задание, а проверять эту работу следует через час-полтора.

    В шестилетнем возрасте нередко встречается частичное принятие задачи. Пока ребенок рисует, он понимает, что рисунки должны служить средством для запоминания слов. Рисуя, ребенок не забывает данного слова (словосочетания). Однако потом, когда эти слова требуется воспроизвести час-полтора спустя, он не может их вспомнить, а конкретно описывает сделанные рисунки. Например, если для запоминания словосочетания «капризный ребенок» он нарисовал плачущего мальчика, то теперь он так и говорит: «Мальчик плачет». Так же воспроизводится и большинство остальных слов (словосочетаний).

    Таким образом, ребенок уже понимает, что рисунок может служить средством запоминания. Однако устанавливаемые им ассоциации еще очень непрочны. Поэтому реально средство «не срабатывает».

    Такой уровень вполне приемлем, если до поступления в школу остается полгода или больше (это время необходимо использовать для занятий, которые повысят степень владения психологическими средствами). Если же до школы остается всего один-два месяца, то можно опасаться, что при обучении встретятся трудности, связанные с запоминанием учебного материала. Надо будет с первых же дней следить за тем, насколько хорошо ребенок запоминает объяснения учителя, сразу же повторять объяснение, если оно забыто.

    Задания и упражнения для развития памяти.

    Игры с ребенком дома.

    1. Пересказ по кругу.

    При организации игры дома родителями она будет выглядеть так: взрослый читает какой-либо рассказ. Ребенок начинает пересказ. Он говорит одно предложение, следующее предложение говорит взрослый, затем опять ребенок и т.д. Затем ребенку предлагают еще раз послушать рассказ, затем дополнить пересказ.

    2. Кто больше запомнит?

    Взрослый называет слово (например, яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое слово. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

    3. Цвета.

    За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, желтого и т.д.)

    4. Чей предмет?

    На столе родители раскладывают 10 предметов и говорят, кому принадлежит этот предмет (например, называют героев мультфильмов, которых ребенок хорошо знает). Ребенок должен при этом запоминать, кому принадлежит какой предмет и в какой последовательности взрослый положил их на стол. Затем просит ребенка рассказать, что он запомнил.

    5. Методика «Запомни фразы» (оценки смысловой памяти).

    1) Мальчик помогает бабушке.

    2) Дети любят играть.

    3) Зимой идет снег.

    4) В небе летит самолет.

    5) В саду растут яблони и груши.

    Попросить ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы (дословно повторять совсем не обязательно). Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте еще раз. Ребенок 6–7 лет обычно справляется с этим заданием после второй или третьей попытки.

    6. Игра «Чей это дом?»

    Задание 1. На рисунке изображена деревня, где одинаковых домов не встретишь. Дома различаются, потому что люди, живущие в них, очень не похожи друг на друга. Найди хозяина каждого дома.

    Задание 2. Объясни свой выбор. Почему ты так думаешь?

    7. Упражнения на развитие двигательной памяти

    1) Вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!

    2) Покажи машину, которая вынуждена затормозить у светофора.

    3) Каким движением полицейский останавливает автомобиль? Покажи.

    4) Покажи, как бабушка поправляет очки.

    5) Как кошка нежится на солнышке? Покажи.

    8. Память на движения.

    Задание 1. Представь, что ты мяч. Представь, что кто-то взял тебя в руки. Тебя крепко держат в ладонях. И вот тебя уже направляют другому игроку. Ты летишь. Тебя ловят. Покажи это!

    Задание 2. Представь, что ты футбольный мяч. Тебя легко и уверенно ударяют о землю. Ты отскакиваешь и падаешь в руки футболисту; едва коснувшись, он направляет тебя вниз. Прочувствуй это и покажи!

    9. Бобик – надежный сторож.

    Задание 1. Посмотри на рисунок. Постарайся запомнить как можно больше деталей.

    Задание 2. Постарайся ответить на следующие вопросы, не глядя на картинку:

    • Что делает кошка?
    • Почему кошка не боится собаки?
    • Какое время года изображено на рисунке?
    • Какое время дня изображено на рисунке?
    • Что делает птичка?
    • Почему птичка не боится Бобика?
    • Как ты думаешь, что может сниться Бобику: прогулка в лесу или свежая кость, а может быть, встреча с другом Бимом?

    10. Игра «Поиграем в снежки».

    Представь снег.

    Вспомни, какого он цвета?

    Всегда ли снег можно назвать белым?

    Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

    Представь, что ты делаешь снежки.

    Что ты чувствуешь? Расскажи.

    11. Игра «Запахи и звуки».

    Задание:

    Представь, что идет дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь, расскажи.

    Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими звуками можно сравнить шум дождя?

    Дождь закончился. Вспомни запах травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы и листвы, умытой дождем?

    11. Смешанный лес.

    Задание 1. На этом рисунке изображены деревья. Найди среди них березу. Постарайся сделать это как можно быстрее.

    Задание 2. Закрой книжку и нарисуй по памяти березку. Охарактеризуй ее отличие от других деревьев.

    Занимаясь развитием памяти, необходимо помнить, что с поступлением в школу для ребенка начинается новая жизнь, основное условие которой – соблюдение большого количества разнообразных правил – будет преследовать человека отныне и навсегда. Психологи утверждают, что ребенок, вступив на эту стезю, неуклонно развивается в направлении произвольности, организованности, самостоятельности и ответственности .

    Библиография

    1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.

    2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.

    3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.

    4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.

    5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.

    6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.

    7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.

    8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.

    9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.

    10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

    11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).

    12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

    Елена Негодаева
    Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные»

    Цель : развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

    Задачи : -позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

    Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

    Формировать у детей уверенность в себе , повышать социальный статус каждого ребенка;

    Способствовать снятию мышечного напряжения.

    Оборудование : «волшебная коробочка» , предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти» , Смайлики веселого настроения, 2 сосуда : один темный с водой, другой светлый радостный без воды.

    Ход занятия

    1 этап. Организационный.

    Ритуал приветствия. Приветствие : «Здравствуй, друг!»

    Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию :

    Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

    Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

    Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

    Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

    Ты пришел! (разводят руки в сторону)

    Хорошо! (обнимаются)

    Упражнение «Настроение в кармашке» . Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова :

    Утром рано поутру, в детский садик я иду.

    И в кармашке я с собой настроение несу.

    (если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти» )

    Упражнение «Градусник настроения» .

    Цель : снижение психоэмоционального напряжения .

    Ведущий. Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!

    2 этап. Мотивационный.

    Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения» . Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.

    Упражнение «Чемодан»

    Цель : развитие навыков общения

    Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

    3 этап. Практический

    Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала : маленькие, большие, круглые, квадратные – разные . Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, отражает нас и наши действия.

    Упражнение «Зеркала»

    Цель : развитие наблюдательности и невербальных средств общения

    Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

    Динамическая пауза «Сороконожка»

    Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, идет змейкой. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку» .

    Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо - лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.

    Игра «Сосуд слез» .

    Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез» . В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.

    Давайте совершим маленькое чудо : освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости» .

    Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали» , затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли , и наполним сосуд «слезами радости» . (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад).

    Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.

    Игра «Ледышки и веснушки» . Этюд на физическое (мышечное) расслабление.

    4 этап. Рефлексивный

    Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.

    Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения» .

    Какое у вас сейчас настроение?

    Что вам сегодня больше всего понравилось?

    Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу).

    Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания!»

    Ксения Иванова
    Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35.

    Тема : «Тренинг общения для детей »

    Выполнила работу :

    Иванова Оксана Юрьевна.

    Тверь, 2016

    Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста . Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей , в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения . Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения , при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения . Так как одной из важных частей культуры общения является речь , поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.

    Цель - выявление наиболее эффективных методов и упражнений для детей старшего дошкольного возраста , с помощью тренинга общения .

    Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста .

    Предмет исследования – тренинг общения для детей старшего возраста .

    Задача – рассмотреть понятие тренинга и специфику общения детей старшего дошкольного возраста .

    Одним из важнейших факторов формирования личности является общение . Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов : Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.

    Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества - в той мере , в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества , невозможное без общения . В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную "действенную" форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации) . Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением . Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.

    Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы , ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

    Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта . Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

    Чтобы помочь ребёнку в общении с товарищами и раскрыть свои коммуникативные способности мы решили провести тренинг .

    Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности : общение , игра, обучение, труд.

    Итак, начнём наш тренинг ! Он состоит из нескольких занятий, где каждое упражнение практически точно поможет нам в поставленной цели.

    Занятие 1.

    Цель :

    Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;

    Создание благоприятного климата в группе;

    Развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности,

    Повышение самооценки.

    Оборудование : воздушные шарики – по кол-ву детей , диск с энергичной музыкой, маленький мяч, кегли, маты.

    1. Приветствие (2 мин)

    Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

    Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу «Валера, я очень рада видеть тебя» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова.

    Очень хорошо!

    2. Упражнение

    «Разные, но похожие» (3 мин)

    Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого.

    Психолог говорит :

    Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка , обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

    По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том , что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

    3. Упражнение

    "Гусеница" (7 мин)

    Цель : развитие умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.

    Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

    Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

    Молодцы!

    4. Упражнение

    «Снеговик» (3 мин)

    Цель - снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

    Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где детям предстоит сыграть роль снеговика.

    Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик. Давайте попробуем изобразить снеговика.

    Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

    Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

    Сначала у него замерзла голова. Напрягите голову и шею, потом – плечи, потом – туловище.

    А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками. Сильно напрягите ноги. И не удалось ветру его разрушить.

    Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

    Первой начала таять голова. Свободно опустите голову, потом расслабьте и опустите плечи. Затем растаяли руки. Мягко опустите руки, туловище. Как бы оседая, склонитесь вперед, ноги. Мягко согните в коленях.

    Солнышко все сильнее греет, снеговик тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

    5. Упражнение

    «Волшебный стул» (8 -10 мин)

    Цель - развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.

    Посередине круга поставить стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому-либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие.

    6. Итог занятия

    Психолог просит детей сказать , какое у них настроение после занятия, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить упражнение «Гусеница» .

    Дети делятся своими впечатлениями. Последним высказывается психолог.

    7. Прощание

    Дети встают в круг.

    Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой , а потом, не отпуская руки, другой.

    Затем все хором говорят : «До свидания!»

    Занятие 2.

    Цель :

    Повышение уверенности в себе;

    Формирование позитивного отношения к сверстникам;

    Формирование коммуникативных навыков;

    Снятие эмоционального и физического напряжения;

    Релаксация;

    Формирование атмосферы сотрудничества, чувства ответственности за другого человека;

    Развитие эмпатии, внимания, умения действовать по правилам, волевой регуляции;

    Контроль импульсивности.

    Оборудование : повязки на глаза (по количеству пар участников) ; предметы - «препятствия» ; три силуэта руки – красный, желтый, синий.

    Ход занятия:

    1. Приветствие (2-3 мин)

    Здравствуйте! Начнем нашу встречу с приветствия, и вновь оно будет необычным. Давайте закроем глаза, и я дотронусь до плеча того, кто сидит слева от меня. После того, как он почувствует мое прикосновение, он передаст его своему соседу и так пока мое приветствие не вернется ко мне.

    Молодцы!

    2. Упражнение 1

    «Бумажные мячики» (5 мин)

    Цель : снятие эмоционального и физического напряжения, снижение агрессии.

    Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги, чтобы получился плотный мячик.

    Разделиться на две команды, выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 м. По команде ведущего дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой : «Приготовились! Внимание! Марш!»

    Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее перебросить мячи со своей стороны на сторону противника. По команде «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей половине окажется меньше мячей.

    Упражнение 2

    «Поводырь» (7-10 мин)

    Цель : формирование коммуникативных навыков, чувства ответственности за другого человека, повышение уверенности в себе.

    Оборудование : повязки на глаза (по количеству пар участников, предметы - «препятствия» .

    Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по залу. Необходимо разделить детей по парам , в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем» .

    «Поводырю» нужно провести партнера по залу, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому : «Переступи через кубик» , «Здесь кегля» и т. п.

    Когда все препятствия преодолены дети меняются ролями.

    В конце упражнения обсудить с детьми, какие чувства они испытывали во время выполнения упражнения, в какой роли им понравилось больше.

    Упражнение 3

    «Кричалки – шепталки-молчалки» (3 мин)

    Цель : формирование навыков регуляции поведения, контроля импульсивности

    Оборудование : три силуэта руки – красный, желтый, синий.

    По сигналу психолога дети выполняют определенные действия : красная рука – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая рука – «шепталка» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь – «молчалка» - дети замирают на месте или ложатся на пол и не шевелиться. Закончить игру «молчалкой» .

    Упражнение 4

    «Дождь в лесу» (5 мин)

    Цель : релаксация, развитие чувства эмпатии.

    Дети становятся в круг, друг за другом, - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

    В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами) .

    Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног) . Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцев) . Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей ) . Но вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

    Упражнение 5

    «Я хороший» (3 мин)

    Цель : повышение самооценки, уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона

    А сейчас пусть каждый из вас скажет о себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая» . Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся . Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом обычным голосом, а затем прокричим его. Теперь давайте поступим таким же образом со словами «очень» и «хороший» или «хорошая» .

    И наконец дружно «Я очень хороший (ая!»

    Молодцы! А теперь каждый, кто сидит справа от меня, скажет так, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например : «Я – Настя! Я очень хорошая!» или «Я – Кирилл! Я очень хороший!»

    Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем : «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом прокричим.

    На этом наш тренинг заканчивается . До свидания!

    Как научить ребенка общаться с другими детьми? Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает . Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

    Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим : нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким. Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

    Особенности общения в дошкольном возрасте таковы , что дети проходят жесткий общественный кастинг : плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты) . Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

    Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

    Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, - вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

    Как научить ребенка общаться со сверстниками?

    Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.

    Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.

    Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.

    Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера) .

    Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.

    Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

    Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника . Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

    Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.

    Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.

    Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему) .

    Признавайте право ребенка на запрет : если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.

    Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

    Список использованной литературы.

    1. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис» , 2003.

    2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать ? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис» , 1998.

    3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д ., «Феникс» , 2005.

    Картотека игр для тренинга.
    «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
    Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

    В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

    «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...»
    Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

    Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...
    - любит бегать,- радуется хорошей погоде,
    - имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
    При желании роль ведущего могут выполнять дети.
    После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
    - Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
    Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
    - Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

    «ОПИШИ ДРУГА»
    Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

    Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
    Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
    насколько ребенок был точен.

    «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
    Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

    Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

    « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
    Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

    Упражнение выполняется по кругу.
    Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
    Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

    «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
    Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

    Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

    «ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»
    Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

    Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
    Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
    Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
    Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
    Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

    «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
    Цель: развитие анализа и самоанализа.

    Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
    - Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
    В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
    - Помогай друзьям.
    - Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
    - Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
    - Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
    - Не завидуй.
    - Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
    - Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
    - Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
    - Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

    «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»
    Цель: прочувствование различных позиций в общении.

    Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый
    радостный день в прошлом месяце" и пр.
    Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
    спиной друг к другу, продолжают разговор.
    После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

    «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
    Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

    Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
    - Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
    - Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
    Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

    «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
    Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

    Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
    - Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
    - Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?
    - Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

    «ЛИЦА»
    Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

    Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
    -радость,- удивление,- интерес,
    - гнев, злость, -страх,- стыд,
    - презрение, -отвращение,
    Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

    «МАСКИ»
    Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

    Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

    «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
    Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

    Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
    1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
    2) мама пришла с работы, она очень устала;
    3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
    4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
    5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

    «РИСОВАНИЕ»
    Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

    Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания."
    Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
    вручается грамота.

    «ХУДОЖНИК СЛОВА»
    Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

    Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
    Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

    «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»
    Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

    Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

    «ИГРУШКА»
    Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

    Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
    Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

    РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Игры на снятие психологического напряжения (зажимов)

    Снятие мышечного напряжения.

    1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
    Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.
    2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу.
    Задание: на сигнал «стоп» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
    3. Дети ходят вокруг обруча.
    Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

    Примеры пластических тренингов

    1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части.
    2. Летаем, как прозрачные мыльные пузыри, если столкнулись – лопнули, оставив мокрый кружочек.
    3. Ходим, как деревянные куклы, у которых работают только ноги.
    4. Летаем, как воздушные шарики, наполненные воздухом.
    6. Ходим осторожно, как стеклянные игрушки.
    7. «Веселая зарядка»:
    Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голову, ноги пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина…
    Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают задние и передние лапы.
    Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки.
    Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке.
    Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею.

    Упражнения, связанные с закрепощением тела

    Скульптор. Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой – скульптура.
    Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму.
    Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.
    Зеркало. Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
    «Нос к носу». Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком. Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе.
    -Изобрази походку: клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Баба-яга, Кощей Бессмертный…

    Игра на имитацию движений

    Воспитатель обращается к детям:
    - Вспомните, как ходят дети?
    Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
    (Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими - гигантскими шагами.)
    - Как катится колобок?
    - Как серый волк по лесу рыщет?
    - Как заяц, прижав уши, убегает от него?

    Игры–стихи

    Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

    Сердитый гусь.
    Вот большой сердитый гусь.
    Очень я его боюсь!
    Защищая пять гусят,
    Щиплет больно он ребят.
    Громко гусь шипит, гогочет,
    Защипать ребяток хочет!
    Гусь уже идет на нас!
    Убегайте все сейчас!
    Самолет
    Поиграем в самолет? (Да.)
    Вы все - крылья, я - пилот.
    Получили инструктаж -
    Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
    В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
    Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
    Ры-ры-ры - рычит мотор,
    Мы летаем выше гор.
    Вот снижаемся мы все
    К нашей взлетной полосе!
    Что ж - закончен наш полет.
    До свиданья, самолет.

    Как живешь?
    Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.
    Ход игры
    Педагог Дети
    - Как живешь? - Вот так! С настроением показать большой палец.
    - А плывешь? - Вот так! Любым стилем.
    - Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
    - Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
    - Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
    - Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.
    - Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.
    - А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
    (По Н.Пикулевой)

    Работаем над вниманием

    Ритмический тренинг

    1. Заданный ритм отхлопать по очереди, по часовой стрелке (или против), воспроизводя его не все вместе, а по одному. Следить, чтобы ритм не замедлялся и не сжимался, а шел равномерно.
    2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем.
    3. Пройти в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию).
    4. Работаем парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером.

    Упражнения на внимание

    1.По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал. Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое тело, мысли, чувства.
    2.Один выходит перед полукругом и встает спиной к группе. Дети называют его имя. Надо назвать имя ребенка, чей голос тебя позвал.
    3.«Кто во что одет?» – называю конкретного ребенка, чтобы он внимательно посмотрел на партнера справа или слева в течение небольшого времени, например, пока считаю до 5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть глазки и перечислить.
    4.Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться.
    5.«Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене произвести некоторые изменения и попросить ведущего восстановить как было; построить мизансцену по любой иллюстрации.
    6.Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел или стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но тогда у них вырабатывается чувство формы, мизансцены. Лучше делать под счет – считать до 7, до 5, до

    Упражнения на развитие речи

    Артикуляционная гимнастика

    1.Покусайте кончик языка-« так мама шинкует капусту».
    2.Язык- тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
    3.Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.
    4. Достаньте кончиком языка нос.
    5. Нарисуйте надутыми губами солнце.

    Скороговорки на развитие дикции

    1.Вез корабль карамель,
    Наскочил корабль на мель.
    И матросы три надели
    Карамель на мели ели.
    2.Посреди двора дрова.
    3.Жук,над лужею жужжа,
    Ждал до ужина ужа.

    Чистоговорки

    Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
    Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
    Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
    Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

    Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
    Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
    Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
    Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

    Развитие интонационной выразительности

    1.Произнести следующие стихи то удивительно, то насмешливо, то недоумевая:
    Кумушка, послушай!
    Вправду, кроме шуток,
    Открывают школу
    Для утят-малюток.
    2.Предложить ребенку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. П.
    3.Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
    Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
    Цель: развивать интонационную выразительность речи.
    Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна - зрители, другая - актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
    Петух: Я всех умней!
    Ведущий: Кричал петух.
    Петух: Умею я считать до двух!
    Хорек: Подумаешь!
    Ведущий: Ворчит хорек.
    Хорек: А я могу до четырех!
    Жук: Я - до шести!
    Ведущий: Воскликнул жук.
    Паук: Я - до восьми!
    Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
    Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
    Жука и даже паука -
    Считаю я до сорока.
    Уж: Ах, ужас!
    Ведущий: Ужаснулся уж.
    Уж: Ведь я ж не глуп,
    Но почему ж
    Нет у меня ни рук, ни ног,
    А то и я считать бы смог!
    Ученик: А у меня есть карандаш.
    Ему что хочешь, то задашь.
    Одной ногой умножит, сложит,
    Все в мире сосчитать он может!

    Игра « Подбери рифму»

    Кочка - бочка, строчка, дочка, точка...
    Картошка - матрешка, морошка, кошка...
    Печь - меч, течь, лечь...
    Лягушка - квакушка, подружка, кружка...
    Зайчик - пальчик, мальчик...
    Мышь - тишь, камыш, шуршишь...
    Кошка - мошка, блошка, плошка...
    Крючок - сучок, бачок, молчок, пятачок...
    Снежинка - пушинка, пружинка...

    Развиваем фантазию и воображение

    1.Сидя в полукруге, показать ребятам какой-нибудь предмет:
    – ручку, линейку, перышко, ракушку, блокнот, целлофановый пакет и т.д., и сказать: «Это не ручка (линейка, перышко…), а иголка для шитья». Сделать несколько стежков и передать предмет ребятам.
    Задание: передать предмет, обыграв его каждый по-своему, только не в его истинном назначении. Повторяться нельзя, каждый должен проявить свою фантазию.
    2. Взять со стола карандаш так, будто это:
    а) червяк,
    б) горячая картошка,
    в) булочка.
    Пройти по линии, как будто по канату:
    На канате балеринка,
    Словно легкая пушинка.
    3. «Фантастический тренинг».
    Группа детей должна вести себя соответственно, если вдруг: дверь открывается и заходит – зеленый крокодил на задних лапах!
    – потолок вдруг над нами исчезает, и…
    – в окошко стучится голубь…
    – предложить детям придумать свою фантазию.

    4. Известный детям короткий стих (Наша Таня громко плачет…), прочесть как:
    – робот;
    – старик, старуха;
    – маленький ребенок.

    5. Превращение детей
    Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

    Упражнения на предлагаемые обстоятельства

    Упражнения и задания для развития веры в разные предлагаемые обстоятельства в полукруге.
    1. Трогаем – гладим воображаемого котенка, ежика, скользкую рыбу;
    – воду в реке, в море, гладкий мрамор, лед;
    – манную кашу, клей, костер.
    2. Представьте себе и измените что-нибудь в своей позе, если:
    – Ночь, зима, холодно, темно, вы на даче одни, не можете уснуть. Вдруг – шаги…
    – Весна, солнечный день, поют птички, вы играете под кустом сирени… И вдруг видите недалеко драку…
    Поздняя осень, утро выходного дня, вы в неважном настроении подходите к окну, а там – первый снег!
    – Вечер, лето, тишина, аромат цветов, вы у речки – вдруг сильный запах гари!..
    Король (вариант народной игры)
    Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
    Ход игр: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
    Работники: Здравствуй, король!
    Король: Здравствуйте!
    Работники: Нужны вам работники?
    Король: А что вы умеете делать?
    Работники: А ты отгадай!
    Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем

    Упражнения на развитие логики и последовательности

    1.Упражнение «Из зерна – в цветок».
    2.Упражнение «Жесты через стекло» – по одному дети выходят на площадку и как будто за стеклом должны показать:
    «Принеси мне шапку, я ее забыл!»
    «Вынеси мне денежки на мороженое!»
    «Очень пить хочется!»
    «Выходи гулять!»
    «Я не хочу домой!»
    «Я на тебя обиделся!» и т.п.

    Упражнения на развитие эмоций

    1. Продолжи фразу:
    «Я радуюсь, когда…»
    «Я боюсь, когда…
    «Я грущу, если…»
    2.Упражнение «Волшебный шлем». Приглашать по одному человеку в центр, на стульчик, и сказать, что есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеть на голову, застегнуть старательно, чтобы малыши поверили, и сказать на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование.
    – любит долго спать;
    – не любит есть;
    – обожает маму;
    – любит рисовать;
    – не любит, когда его гладят;
    – любит есть пироги и т.д.
    4.Выразить названую эмоцию – глазами, руками, губами, всем телом.
    Нахмуриться, как туча; как рассерженная мама; как разъяренный лев.

    Игры на развитие выразительной мимики.
    Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
    1. Соленый чай.
    2. Ем лимон.
    3. Сердитый дедушка.
    4. Лампочка потухла, зажглась.
    5. Тепло-холодно.
    6. Обиделись.
    7. Удивились.
    8. Мне грустно.
    9. Получить подарок.
    10. Две обезьяны: одна гримасничает - другая копирует первую.
    11. Верблюд решил, что он жираф,
    И ходит, голову задрав.
    У всех он вызывает смех,
    А он, верблюд, плюет на всех.
    12. Встретил ежика бычок
    И лизнул его в бочок.
    А лизнув его бочок,
    Уколол свой язычок.
    А колючий еж смеется:
    В рот не суй, что попадется!
    13. Радость.
    14. Восторг.
    Игры- этюды:
    1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама - простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
    2. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

    Упражнения на развитие памяти

    1. «Запомни предметы»
    На стуле перед детьми раскладывается около 10 мелких предметов: ключ, ракушка, монетка, заколка, значок, карандаш, колечко, камешек, крышечка, фигурка киндер-сюрприза. Пока считаю до 10, дети смотрят и запоминают предметы. Закрыть их салфеткой и предложить назвать кому-то одному все, что запомнилось. Выяснить, кто больше запомнил.
    2. «Опиши картину»
    Показать детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важны иллюстрации, где много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, посчитать до 10. Убирать картину и попросить перечислить, что было изображено.
    3. «Какого я цвета?»
    В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Воспитатель просит у кого-нибудь одного назвать все цвета.
    5. «Волшебный тазик»
    Сидя в полукруге, сказать детям: «Сейчас я всем раздам волшебные тазики (взыть воображаемую гору тазиков и раздать, объясняя), они невидимы, но стоит произнести магическое «если бы», как они наполнятся всем, что захочешь, например – малиной! Все нюхают как будто свежую малинку, кладут ее в рот, разжевывают, вспоминая вкус. Педагог говорит: «Кто почувствовал реальный вкус малины, тот молодец!» Дети, конечно, скажут: «Я! И я тоже!» «А теперь тазик наполнится клубничным вареньем!» Зацепить его пальчиком и попробовать (не облизывая пальцы, а играя в это).
    – А теперь медом!
    – Папиным (или дедушкиным) одеколоном!
    – Лягушками! В конце, ломая стереотипы, спрашивать: «А как вы думаете, какой вкус у солнечного зайчика? А у щекотки, у доброты?»

    Упражнения на общение

    1. Упражнения и задания для освоения понятия «общение» можно начинать с ситуации знакомства. Первое время стараться поговорить с детьми на разные темы:
    «За что меня можно любить» – высказывается каждый в полукруге по очереди.
    «Мне бывает жалко…»
    «Я люблю, когда…»
    «Мне неприятно, если…»
    2. «Мне нравится в…» – называется имя каждого ребенка в полукруге и каждый старается назвать хотя бы одно достоинство у «Другого», пусть это будут первое время – красивые глаза или волосы, даже брови или уши! (Да, милые, иногда дети так говорят, потому что им трудно признать достоинства другого и стараются найти самые незначительные!) Потом, когда они подрастут и подружатся, они сумеют найти особые качества, а пока каждый из них (парадокс!) трепетно ждет любого ласкового слова от группы.
    3. «Коридор смеха». Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу, образуя коридор. По этому проходу идет один ребенок, которого все старательно смешат, делая рожицы, показывая свои самые удачные «хиты смеха». Ребятки меняются, а коридор остается, и все уже понимают, что смешить очень тяжело и трудно, ведь первые шутки уже исчерпаны… А есть ли вторые?..
    4.Упражнение «Найди друга».