Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Весна. Конспект занятия по развитию речи «В поисках Весны

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Весна. Конспект занятия по развитию речи «В поисках Весны

    Занятие по развитию речи

    Образовательные цели:

    Развивающие цели:

    Воспитательные цели:

    Оборудование: доска, картинки с изображениями примет весны, картинки с игрой «Что перепутал художник?»

    Просмотр содержимого документа
    «Весна пришла, весне дорогу»

    Занятие по развитию речи

    Тема: « Весна пришла, весне дорогу»

    Образовательные цели: уточнение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными); совершенствование навыков слогового анализа слов.

    Развивающие цели: развитие речевого слуха, совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам); развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

    Воспитательные цели: воспитание внимательного, бережного отношения к природе; воспитание эмоционального отклика инициативности, самостоятельности навыков сотрудничества на занятии.

    Оборудование: доска, картинки с изображениями примет весны, картинки с игрой «Что перепутал художник?», весенняя музыка, мяч.

    Ход занятия:

    Учитель - Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
    Солнце ярче светит.
    Дует теплый ветер.
    Птицы с юга прилетели.
    Звонко капают капели.
    Вот и кончилась зима.
    К нам опять пришла…
    Дети: (весна).
    Учитель - Какое время года изображено на доске? Слайд 1
    Дети: - Весна!
    Учитель: - Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
    Учитель: С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло) Слайд 2
    Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали Слайд 3
    Изменились ли деревья? (Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки). Слайд 4
    Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
    Учитель: Ребята, а вы стихи о весне знаете?
    Стихи о весне: Идет матушка –весна

    Отворяй-ка ворота

    Первым март пришел

    Белый снег сошел

    А за ним и апрель

    Отворил окно и дверь

    А уж как пришел май

    Солнце в терем приглашай!

    2. Отгадывание загадок о приметах весны:

    Ты весь мир обогреваешь

    И усталости не знаешь

    Улыбаешься в оконце

    И зовут тебя все … (солнце) Слайд 5

    Пушистая вата

    Плывет куда-то (Облако)

    Бегу я как по лесенке

    По камушкам звеня

    Издалека по песенке

    Узнаете меня (ручей)

    Растаял снежок, ожил лужок

    Что появилась?(проталинка)

    Из-под снега вышел друг

    И весной запахло вдруг (подснежник)

    Лежал, лежал

    Весною в реку побежал. (снег)

    Учитель: А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем:
    Игра «Доскажи словечко».
    Прошла зима
    И каждый рад.
    Спешит весна,
    И месяц … (март!) Слайд 6
    (показ слайда о марте)
    За ним другой стучится в дверь,
    Он называется … (апрель!) Слайд 7
    (Показ о месяце апреле)
    И третий месяц вспоминай,
    И называется он…(май) Слайд 8

    (показ слайда о мае)
    Учитель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
    Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

    Учитель: - Какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
    Всех прилетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей,
    Целый день на пашне вскачь
    И зовется птица… грач. Слайд 9
    Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
    Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
    На шесте – дворец,
    Во дворе – певец,
    А зовут его…Скворец
    Учитель: - Как называется домик у скворца? Дети отвечают(скворечник)Слайд 10

    Учитель: А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисы…(лисенок), у белки…(бельчонок), у барсучихи….(барсучонок).
    3. Игра «Назови ласково».

    Учитель: Мы с вами уже умеем называть различные слова ласково. Сейчас я буду вам называть слова, а вы мне будете называть эти слова в ласковом варианте.

    Солнце, ручей, цветок, ветка, проталина, облако, сосулька, льдина, дождь, трава, снег.

    (солнышко, ручеек, цветочек, веточка, проталинка, сосулечка, льдинка, дождинка, травка, снежок)

    Учитель: Молодцы, дети! Все справились со своими заданиями. А кто знает как весну ласково называют?

    Дети: Веснышка, веснушка, веснянка.

    Учитель: :Молодцы!

    . Игра «Какое слово лишнее?»

      Капель, проталина, урожай, сосулька.

      Подснежник, весна, листопад, грач.

      Таять, капать, набухать, заготавливать.

      Март, апрель, декабрь, май.

    4. Игра «Что перепутал художник?» Слайд 11

    Учитель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которых нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно он изобразил?

    Дети исправляют ошибки художника.

      Весной дети не загорают на солнце, на солнце загорают летом, когда тепло.

      Весной не бывает листопада, это случается осенью.

      Весной не копают картошку, ее копают осенью.

      Весной дети не купаются в речке, потому что холодно.

      Весной не ловят бабочек, их ловят летом.

      Весной не одевают теплую одежду, а наоборот снимают.

    Учитель: Молодцы, дети! Исправили все ошибки рассеянного художника.

    А мы с вами не будем рассеянными художниками и выполним правильно задание.

    Слайд 12

    Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Всем весеннего настроения.

    Просмотр содержимого презентации
    «Презентация1»

    Занятие по развитию речи

    Тема: « Весна пришла, весне дорогу»

    Учитель начальных классов СШ№31 г. Ярославль

    Воронина Н.И.













    (подготовительная группа)

    Цель:

    Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

    Образовательные задачи:

    Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    Развивающие задачи:

    Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

    Воспитательные задачи:

    Воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

    творческих способностей, воображение.

    Оборудование:

    Предметные картинки (солнышко, ручей, проталина, травка, почки, насекомые, птицы), картины из серии «Птицы» (кукушка, соловей, грач, скворец, ласточка, дятел, снегирь), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха, крокус, прострел, медуница, ветреница), кукла Снеговичок, аудиозаписи: П. Чайковский «Времена года. Весна», «Голоса птиц», картина «Ранняя весна».

    Ход занятия:

    1. Оргмомент.

    Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. В это солнечное утро, я надеюсь, у вас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие. А поговорим мы сегодня о прекрасном времени года – о весне.

    (Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Весна».)

    2. Беседа.

    Посмотрите, а у нас гость – Снеговичок. Ребята, он ни разу не видел весны. Расскажем ему, что же это такое?

    Какая в наших краях весна? (Холодная и теплая, дождливая, солнечная, веселая и т.д.)

    Весной хочется говорить только ласковые слова.

    Игра «Скажи ласково».

    Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка -…, дерево -…, лист -…, ручей - …, лужа - …, туча -…, трава -…. Молодцы!

    А сейчас давайте отправимся в весеннее путешествие. На каком бы нам поехать транспорте, чтобы все хорошо рассмотреть? Ответы детей . Конечно же, на поезде.

    Итак, отправляемся. И нашего гостя зовем с собой.

    Пока мы едем с помощью язычка вспомним некоторые приметы весны.

    Артикуляционная гимнастика:

    солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастают длинные сосульки («иголочка»), всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн-дэн-дэн), появились лужицы («блинчик»), лопаются почки на деревьях («лошадка»), птицы вьют гнезда («чашечка»).

    Первая станция - «Хорошая погода».

    Выйдем погулять. Нас встречает весеннее солнышко. А какое солнце весной? (Круглое, желтое, золотое, ласковое, теплое…)

    Скажите, ребята, а кого солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку.

    Игра «Что за чем?»

    Первая картинка - «солнышко».

    Дети выкладывают на полу картинки: солнышко-проталина-травка- почки-насекомые-птицы . Дети составляют рассказ : Солнышко пригреет – снежок растает - побегут ручьи - появятся первые проталины - вырастет молодая травка - набухнут почки – появятся насекомые – прилетят птицы.

    Вы хорошо справились, молодцы! А ты, Снеговичок, всё запомнил?

    Весной природа пробуждается от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Правильно, умываетесь. Земля, растения, травка тоже хотят умыться. Но как? Они ждут теплого весеннего дождя. Он все вымоет и напоит всех.

    Пальчиковая игра «Дождик» :

    Кап-кап, кап-кап,

    Кто по улице идет?

    Кап-кап, кап-кап,

    Эту песенку поет?

    Дождик, дождик, веселей,

    Капай, капай, не жалей.

    Умываются сады,

    Улыбаются цветы.

    Будем рады я и ты.

    Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.

    Следующая станция - «Лесная».

    Мы, ребята, попали в весенний лес. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.

    Дети выполняют задание.

    Я вижу стройные березки, могучие дубы, аккуратные елочки. Милые деревья, почувствуйте, как ласково греет солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки-земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные листочки и молодые хвоинки. Чему вы порадовались? Что вы почувствовали? Ответы детей.

    На одной ножке покрутись и в себя ты превратись.

    А вот и первые цветы! (На доске – картинки с изображением первоцветов.) Назовите их. Ответы детей.

    Дыхательная гимнастика:

    Давайте с вами вдохнем аромат этих цветов. Посмотрите, как я это сделаю. Медленно вдохнуть воздух через нос, задержать дыхание, и на выдохе скажем: «Как вкусно пахнут цветы». (Повторить еще раз.)

    Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)

    В лес прилетело много птиц. Как мы называем птиц, вернувшихся обратно из теплых краев? Ответы детей. Выберите картинки с изображением перелетных птиц.

    Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей и объясняют свой выбор.

    Сколько гнезд появилось! Давайте посчитаем.

    Игра «Посчитай».

    Одно – гнездо, два – гнезда, три – гнезда, четыре – гнезда, пять – гнезд.

    Почему люди любят птиц? Как мы можем помочь птицам весной? Ответы детей.

    А почему же не видно животных? Все они очень заняты. Как вы думаете, чем? Ответы детей.

    Возвращаемся в город, садимся в поезд.

    Игра «Какой? Какая? Какие?»

    Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…

    Следующая станция «Детский сад».

    Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.

    Беседа по картине «Ранняя весна».

    Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

    Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?

    Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?

    Какое настроение у детей?

    Какое у вас вызывает настроение эта картина?

    Заключение .

    О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

    Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались, где побывали?

    Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Я думаю, наш гость Снеговичок доволен, он теперь знает, какое прекрасное время года – весна. А он для вас приготовил небольшой сюрприз – цветные льдинки – напоминание о его любимой зиме, но они такие яркие, как будто их раскрасила своими красками весна. Угощайтесь. А с нашим гостем мы прощаемся до будущей зимы.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ЗВЕЗДОЧКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

    Конспект

    открытого занятия по развитию речи

    на тему «Ранняя весна»

    Подготовила и провела:

    учитель-логопед

    Хилай Марина Аркадьевна

    Зерноград, 2012

    Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: Ранняя весна.

    Задачи:

    Образовательные:

      расширение и активизация словаря по теме «Весна», развитие умения объяснять лексическое значение слов;

      развитие умения согласовывать числительные с существительными и прилагательными;

      развитие умения составлять словосочетание, предложение;

      обучение навыкам связного высказывания.

    Коррекционные:

      развитие зрительного и слухового восприятия и памяти; логического мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;

      предупреждение и профилактика дислексии, дисграфии.

    Воспитательные:

      воспитание бережного отношения к природе;

      воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.

    Оборудование: запись “Звуки весны”, «Пение птиц», «Весенняя песенка», игрушка Колобок, Весёлое Солнышко, картинки для мимической гимнастики, картинки-приметы весны и других времён года, картинно-графический план, облако с линиями для зрительной гимнастики, картинка большая «Подснежники» и маленькие для каждого ребенка, разрезная сюжетная картинка «Весна», подарки для детей.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент. Приветствие.

    Дети заходят в группу, встают полукругом.

    Логопед: Поздоровайтесь с гостями,

    Улыбнитесь всем вокруг,

    Руку дайте другу слева

    И скорей вставайте в круг.

    Минута релаксации (Звучит запись “Пение птиц”).

    Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

    Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

    (Дети делают вдох и выдох три раза)

    Логопед: Сядьте правильно, спинка ровная (обращаем внимание на осанку).

    Наши ушки слушают и всё …(слышат).
    Наши глазки смотрят и всё … (видят).
    Наша голова работает … (хорошо).
    Язычок чётко произносит все … (звуки).

    2. Введение в тему занятия.

    Логопед: Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

    Сегодня я предлагаю вам провести занятие вместе со сказочным героем, имя которого вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

    Формой он похож на мяч.

    Был когда-то он горяч.

    Спрыгнул со стола на пол

    И от бабушки ушел.

    У него румяный бок…

    Вы, узнали? (КОЛОБОК).

    Верно, это Колобок. Он очень спешил к нам на занятие. А знаете, что у Колобка тоже меняется настроение, как и у людей. Он бывает каким? (делаем мимическую гимнастику).

    А знаете о чём он мечтает? Он очень хочет встретиться с Весной. А для того, чтобы исполнилась его мечта, ему нужно выполнить разные задания, которые он встретит на своем пути. Поможем ему? Ну, тогда вперед! И вот первое задание: ребята, как вы думаете, какая самая яркая примета весны? (Солнышко). Конечно, это лучистое солнышко. Но почему-то наше солнышко спряталось за тучки и никак не может выбраться. Давайте подойдем к столу и раздуем тучки. (Дыхательная гимнастика: дети сдувают легкие тучки с рисунка солнышка). Вот и выглянуло солнышко и можно дальше продолжать путь. Следующее задание такое: посмотрите внимательно на доску. (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года). Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. (Ответы детей).

    3. Самомассаж лица и шеи.

    Логопед: Ребята, вы справились с заданием. Но чтобы нам продолжать занятие дальше, нужно хорошо подготовиться: «Не циркач и не артист, сам себе я массажист» - сделаем массаж лица и шеи.

    Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

    И лицо теплом мы умываем

    (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

    Грабельки сгребают все плохие мысли

    (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

    (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

    Тянем вниз за мочки

    (оттягивание вниз за мочки ушей)

    А потом уходим пальцами на щёчки

    (пальцы перебегают на щёки)

    Щёчки разминаем

    (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

    А потом от носа мы к губам стекам

    (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта

    по носогубным складкам)

    Губки пожуём мы, шарики надуем

    (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот;

    надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

    И губами вправо-влево потанцуем

    (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу

    и двигаются навстречу друг другу)

    Тянем подбородок и его щипаем

    (разминание подбородка с оттягиванием его вниз:

    пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

    А потом по шейке ручками стекаем

    (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к

    ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

    4. Работа по картинно-графическому плану.

    Логопед: Ребята, вы уже говорили, что сейчас у нас на дворе …. (ответы детей – весна). После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

    (Логопед вывешивает картинно-графический план).

    Логопед: Какое солнце весной? (Оно яркое, теплое, чаще появляется). Да, солнце ярко светит, пригревает. Что происходит со снегом? (тает, он грязный). Снег тает, темнеет, бегут ручейки, появляются проталины – место, где стаял снег и видна земля. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Сосульки тоже тают. Днем с них капает вода. Это явление природы называется капель . А что происходит с деревьями? (просыпаются, на них видны почки). Деревья и кусты оживают, просыпаются, на них начинают набухать почки. Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляются детеныши. Заяц, лиса, белка, волк - линяют). Весной просыпается медведица с

    медвежатами. Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Весенний день уже теплый, длиннее ночи. Все эти явления происходят в марте. Это ранняя весна. В каком месяце происходят все эти явления? (в марте). Какая это весна? (ранняя).

    А теперь, ребята, давайте по цепочке расскажем Колобку о весне. Сначала послушайте меня, а потом расскажете вы.

    5. Пересказ по цепочке рассказа о весне.

    6. Физминутка.

    Логопед: Колобок хочет поиграть с вами в игру «Весенние слова» (под музыку) (на развитие слухового внимания).

    Я буду называть слова, а вы присядете на корточки, когда услышите «весеннее» слово. (Звучит запись “Звуки весны”).

    Мороз, снегопад , капель , листопад, метель , апрель, снежинка, проталина , гололед, снеговик, подснежник , урожай, ручеек, вьюга, Снегурочка.

    Логопед: Какие весенние слова вы запомнили?

    7. Зрительная гимнастика.

    Логопед: Ребята, посмотрите какое необычное облако у нас появилось. На нем есть линии и фигуры разного цвета. Давайте проследим по этим линиям и фигурам глазками за красной точкой. Приготовьтесь. (по кругу следим за лазером). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Отдохнули.

    8. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

    Логопед: Ребята, а какие первые цветы появляются весной? Вот и у нас на полянке выросли маленькие подснежники. Колобок предлагает вам посчитать их.
    1 маленький подснежник,
    2 маленьких подснежника,
    3 …,
    5 маленьких подснежников.

    (Открываем поочерёдно цветочки)

    Логопед: Злые люди хотят сорвать наши подснежники. Цветы их боятся. Давайте спрячем подснежники под пальчиками (сначала правой руки, затем левой). (на маленьких картинках

    дети индивидуально закрывают пальчиками подснежники).
    Спасли цветы.

    9. Работа с сюжетной картинкой.

    Логопед: А теперь вспомним, какие приметы весны мы сегодня с вами называли. А поможет вспомнить нам вот эта картинка. (Дети называют приметы). Есть здесь приметы, которые мы с вами еще не назвали. Найдите их.

    Логопед: Ребята, а у Колобка есть эта картинка, разрезанная на части. Он собирает ее дома как пазл. Но у него что-то не получается. Давайте поможем Колобку собрать ее. У каждого из вас есть по 3 фрагмента от этой картинки. (Повторить правила, как собирать пазлы). (Дети работают вместе). Что нам помогает правильно сложить картинку? Увидите фрагмент с синей рамкой – это граница рисунка.

    (Дети собрали пазл, получилась весенняя картинка). Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали картинку? Какие приметы весны вы запомнили? А какие еще не назвали?

    Логопед: Ребята, посмотрите-ка, вот и весна наступила. Наш Колобок встретился с весной, мы помогли ему в этом. (Включить колобка).Он благодарит вас за это и дарит вам маленькие сувениры (подснежники).

    10. Итог занятия. Поощрение детей.

    Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. (Звучит запись “Весенняя песенка»”). Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое!

    Фатима Хаутиевна

    Цель : развитие речи по теме «Ранняя весна » .

    Задачи :

    Образовательные :

    расширять представления о весне как времени года ;

    учить составлять предложение по лексической теме «Весна » с опорой на картинки;

    обогащать словарный запас по весенней тематике.

    Развивающие :

    активизировать словарный запас прилагательных : весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

    учить согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

    развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

    развивать долгосрочную память , продолжать учить запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

    Воспитательные :

    1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

    2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

    Интеграция областей : Речевая, познавательная.

    Предварительная работа : Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и загадок о весне .

    Ход образовательной деятельности.

    1. Орг. Момент

    Доброе утро тем, кто проснулся.

    Доброе утро, кто улыбнулся.

    Доброе утро людям и птицам.

    Доброе утро приветливым лицам.

    Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

    Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие .

    Если снег повсюду тает,

    День становится длинней,

    Если все зазеленело

    И становится теплей.

    Если стал теплее ветер,

    Если птицам не до сна,

    Если солнце ярче светит,

    Значит к нам пришла… (весна ) .

    Вы рады весне ? (Да.) Мы долго ждали весну , значит, какая весна ? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне ? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

    Воспитатель : Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и солнышко . Встречались весна и солнышко и вместе к людям приходили, тепло и радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Солнце говорит : «Я землю согреваю, теплом зиму прогоняю» , а весна : «Я и без тебя зиму прогоню» . Обиделось солнышко и ушло. А весна как ни старалась , не смогла победить зиму и пошла к солнышко, да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? –ответы детей.

    Как мы можем весне помочь ? Как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.

    Воспитатель : Каждый шаг-след – это вопрос от весны . Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.

    1. Игра “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

    Ручей – ручьи

    Дождь – дожди

    Подснежник- подснежники

    Скворец – скворцы

    Гнездо – гнёзда

    Сосулька – сосульки

    Лист – листья

    Насекомое – насекомые

    Дерево – деревья и т. д.

    2. Составление рассказа о весне по мнемотаблице .

    3. Игра «Ласковые слова» А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.

    Солнце – солнышко

    Ручей – ручеёк

    Ветер – ветерок

    Птенец - птенчик

    Ветка – веточка

    Капля - капелька

    Цветок – цветочек

    Трава - травка

    Лист- листик

    4. Работа с мнемотаблицей.

    Воспитатель : Надо солнышко позвать, вспомним стихотворение.

    По мнемотаблице дети вспоминают стихотворение «Весна – красна » :

    Ты, весна , весна- красна ,

    Что с собою принесла?

    Принесла я для лугов

    Покрывало из цветов,

    Принесла для елки

    Новые иголки,

    Для осины и берез

    Свежих листьев целый воз.

    5. Физминутка : «Выйди, выйди солнышко»

    Воспитатель даёт «солнышко» одному из детей, который находится в центре круга детей, дети вместе поют и показывают.

    «Выйди, выйди, солнышко!

    Мы посеем зёрнышко.

    Скоро вырастет росток,

    Потянется на восток,

    Потянется на восток.

    Перекинется мосток.

    Мы по мостику пойдём

    В гости к солнышку придём».

    6. Составление рассказа о весне по картине .

    Воспитатель берёт в руки солнышко :

    Надо помирить весну и солнышко .

    Давайте расскажем солнышку, что будет, если они помирятся.

    Солнышко, послушай, какой рассказ о весне у ребят получился , но без тебя

    никак не обойтись, ты главное. Понравились ли ваши рассказы солнышку? Почему?

    7. Игра «Солнышко весной » Какое оно, солнышко, весной ? (Тёплое, круглое, яркое, красное, весёлое, лучистое, весеннее) .

    8. Продуктивная деятельность.

    Воспитатель : Солнышку понравились ваши рассказы, помирится оно с весной согреет землю , Но случилось беда когда солнышко с весной поссорились , подул ветер и порвал картинки «Весенние праздники» на маленькие кусочки. Наша задача собрать их в единую картину и назвать, какой весенний праздник и какого числа он празднуется (8 марта, День космонавтики, 9 мая) .

    9. Подведение итогов :

    Воспитатель : Ребята вам понравилось наше занятие ? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?

    Публикации по теме:

    Конспект интегрированного занятия на тему ранняя весна «Выросли подснежники» Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное.

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Ранняя весна" Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях, связанных.

    Тема: Веcна Цели: - активизация словаря по теме; - преобразование существительных и прилагательных единственного числа во множественное.

    Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.

    Программное содержание:

    • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
    • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
    • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

    Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.

    Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

    Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.

    • И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
    • В. Бианки «Когда наступает весна»
    • К. Ушинский «Весна»

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    – Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

    Снег растаял! Снег растаял!
    Эта новость непростая!
    Это значит наступает
    Настоящая весна.

    – А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость) . А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем на севере, весна у нас запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Саша, Оля)
    – А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

    Дел у меня не мало –
    Я раскрываю почки,
    В зеленые листочки
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю,
    Движения полна,
    Зовут меня … (Весна)

    Выставляется открытка весны.

    – У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

    Дел у меня не мало –
    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    В лед реки убираю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня … (Зима)

    Я соткано из зноя,
    Несу тепло с собою.
    Я реки согреваю,
    Купайтесь – приглашаю
    И любите за это
    Вы все меня. Я … (Лето)

    Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаясь сосен
    И елочек. Я … (Осень)

    – Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

    – Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.

    Хоровод – «Веснянка»

    1. Ой, бежит ручьем вода,
    Нету снега, нету льда,
    Ой, весна, ой, весна,
    Нету снега, нету льда.

    2. Прилетели журавли
    И соловушки малы,
    Журавли, журавли
    И соловушки малы.

    3. Мы весняночку поем,
    Весну красную зовем
    Ой, поем, ой, поем,
    Весну красную зовем.

    – Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
    – Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки. (Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка. По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).
    – Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.
    – Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
    – Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?
    – Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный) .
    Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
    – Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?
    – И побежал весенний ручеек.
    – А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
    – Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
    – А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. (Дети встают друг за другом)

    Массаж спины

    Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
    Бом-бом-бом!
    По веселой звонкой крыше
    Бом-бом-бом!
    Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
    Бом-бом-бом!
    Никуда не выходите, –
    Бом-бом-бом!
    Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
    Бом-бом-бом!
    Я уйду тогда гуляйте
    Бом-бом-бом!
    Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
    Бом-бом-бом!
    По веселой звонкой крыше –
    Бом-бом-бом!

    – Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.
    – Какие птицы возвращаются? (Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

    1. Ой, вы, жаворонки,
    Жавороночки,
    Летите в поле,
    Несите здоровье!

    2. Журавли зовут:
    Курлы-си, курлы-си,
    Полети-ка по Руси!

    3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
    Циглята-молодцы, воры-воробьи!
    Вы по воле полетайте,
    Вы по воле поживайте,
    К нам весну скорей ведите!

    – А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?
    – Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?
    – На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

    Пальчиковая гимнастика

    Вырос высокий цветок на поляне
    Утром весенним раскрыл лепестки.
    Всем лепесткам красоту и питанье
    Дружно дают под землей корешки.

    – Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

    Инсценировка стихотворения

    Ну, Весна!
    Как дела?
    – У меня уборка.
    – Для чего тебе метла?
    – Снег смести с пригорка.
    – Для чего тебе ручьи?
    – Мусор смыть с дорожки.
    – Для чего тебе лучи?
    – Для уборки тоже,
    Всех промою, просушу –
    Всех на праздник приглашу.

    – Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?
    – У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

    • Весной ручей какой? – весенний.
    • Весной на лице появляются что? – веснушки.
    • Как ласково называют весну? – веснянка.

    – Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

    – Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

    Кроссворд

    1. Самый первый день весны,
    Самый – самый первый.
    На опушке у сосны
    Распустилась … (верба) .

    2. Снег в лесу. Сугробов много.
    Но слышна синицы трель.
    С крыши прямо на дорогу
    Звонко капает … (капель ).

    3. Первым вылез из темницы
    На проталинке.
    Он мороза не боится,
    Хоть и маленький … (подснежник ).

    4. Жил я посреди двора,
    Где играет детвора,
    Но от солнечных лучей
    Превратился я в ручей. (Снеговик)

    5. Эта гладкая дорога
    Пролежит совсем немного.
    Как пройдет по ней весна,
    Вся разрушится она. (Лед)

    6. Морковка бела,
    Всю зиму росла.
    Солнышко пригрело,
    Всю морковку съело. (Сосулька)

    7. На шесте – дворец.
    Во дворе – певец.
    А зовут его … (скворец) .

    8. Шагает красавица,
    Легко земли касается.
    Идет на поле, на реку,
    И по снежку, и по цветку. (Весна)

    9. Она под осень умирает
    И вновь весною оживает.
    Иглой зеленой выйдет к свету,
    Растет, цветет она все лето. (Трава)

    Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».