Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Содержание логистического подхода в менеджменте организации. Особенности логистического подхода управления предприятием. Системы управления материальными потоками

    Содержание логистического подхода в менеджменте организации. Особенности логистического подхода управления предприятием. Системы управления материальными потоками

    При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет свою систему управления, ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи, сформированный под воздействием системы управления данного звена с учетом его целей и критериев, является входным для последующего звена. Результирующим материальным потоком всей логистической цепи является выходной поток последнего звена. Его параметры определяются в результате независимых управляющих воздействий, осуществляемых последовательно в каждом звене логистической цепи. Поэтому с точки зрения общих целей управления они являются случайными. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается, поскольку не выделяется сама категория "сквозной материальный поток". В результате показатели этого потока (себестоимость, надежность поступления, качество и др.) на выходе из цепи, как правило, далеки от оптимальных.

    При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к отдельным стадиям производственно-сбытового процесса. Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи таким образом, что выходные параметры сквозного материального потока (точка Q) оказываются достаточно предсказуемыми и контролируемыми.

    Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы.

    В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционногозаключается в :

    Выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;

    Технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

    Таким образом, логистика предлагает иную логику управления совокупными (материальными, финансовыми и пр.) ресурсами и позволяет обеспечить тесную координацию собственно логистической организации и производственной стратегии. Результатами реализации этой стратегии являются:

    Необходимый ассортимент запасов в должном месте и в нужное время;

    Согласованность внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с требованиями производства;

    Синхронность складского хозяйства и транспорта и соответствие упаковки требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать расход ресурсов, снизить производственные запасы и запасы готовой продукции;


    Синхронизация потребительских заказов и транспортных услуг.

    Логистика - это теория и практическая деятельность по организации и управлению процессами движения единой совокупности материальных, финансовых, трудовых, информационных и правовых потоков в системе рыночной экономики. Логистика сегодня проявляется как:

    Современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;

    Системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

    Алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;

    Вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю.

    Основные методологические принципы логистики . Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на: методологии системного анализа; кибернетического подхода; исследования операций; экономико-математического моделирования.

    На разных экономических уровнях для решения конкретных проблем используются различные методы, в том числе программно-целевого планирования, функционально-стоимостного анализа, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т. п.

    Научную базу логистики составляют :

    . математика (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.);

    . исследование операций (оптимальное программирование, теория игр, теория статистических решений, теория массового обслуживания, теория управления запасами, теория сетей и графов и др.);

    . техническая кибернетика (теории больших систем, прогнозирования, общая теория управления, теории автоматического регулирования, идентификации, информации и др.);

    . экономическая кибернетика и экономика (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, системный анализ экономики, стратегическое и оперативное планирование, оптимальное ценообразование, имитационное моделирование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибуция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).

    Сложность и многообразие комплекса экономических и математических научных дисциплин, находящихся на стыке экономики, математики и кибернетики, обусловили следующие главные принципы логистики:

    1. Системный подход . Проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы, зачастую разнокачественных и разнородных, как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительная особенность такого подхода - оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.

    2. Принцип интегративности . Характеризует особенность логистической системы достигать целевых результатов на основе количественных и качественных взаимосвязей составляющих ее элементов.

    3. Принцип целостности. Означает доведение управляющих воздействий до всех структурных элементов логистической системы на основе информационного обеспечения достижения целей функционирования системы. Также означает исходную оценку логистической системы как единого целого, состоящего из взаимодействующих, зачастую разнокачественных и разнородных, но совместимых по ориентации на конечные результаты логистической системы элементов.

    4. Принцип логистической координации . Означает необходимость достижения согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы при управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в процессе достижения целевой функции.

    5. Принцип глобальной оптимизации . Заключается в необходимости согласования локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения оптимума всей логистической системы при оптимизации ее структуры или управления ею.

    6. Принцип эффективности . Предполагает способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий и особенностях субъектов этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек.

    7. Принцип общих затрат . Означает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической цепи. При этом критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.

    8. Принцип конкретности . Означает четкое определение конечного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями, обеспечивающими осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов.

    9. Принцип устойчивой адаптации . Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставки или закупки материальных ресурсов, транспортных тарифов и т. п.). При этом логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

    10. Принцип гибкости . Позволяет реализовать принцип устойчивой адаптации путем встраивания в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия.

    11. Принцип комплексности . Предполагает осуществление контроля за выполнением задач, стоящих перед различными логистическими структурами непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов, составляющими единую логистическую цепь в целях координации их действий.

    12. Принцип формирования инфраструктуры . Означает требование обеспечения логистического процесса технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической подсистемами.

    13. Принцип надежности . Означает обеспечение безотказности и безопасности движения потоков, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки.

    14. Принцип конструктивности . Предусматривает обеспечение диспетчеризации потока, а также оперативной корректировки его движения и тщательное выявление деталей всех операций производственно-сбытовой деятельности с целью непрерывного отслеживания перемещения и изменения каждого объекта потока.

    15. Принцип всеобщего управления качеством . Требует обеспечения надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям.

    16. Принцип превентивности . Обеспечивает нацеленность логистического управления главным образом на предупреждение отклонений, диспропорций, а не только на поиск возможного устранения их отрицательных последствий.

    Объекты логистического управления: материальные, финансовые и информационные потоки; потоки услуг . Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

    Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

    На рис.2.1 приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

    Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:

    а) участок хранения - участок погрузки;

    б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки;

    в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки;

    г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

    Рис. 2.1. Схема материального потока на торговой оптовой базе

    По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

    На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

    Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

    Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

    При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

    Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

    Различают входной и выходной материальный потоки . Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

    При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному. Классификация материальных потоков приведена на рис. 2.2.

    Рис. 2.2. Виды материальных потоков

    Финансовые потоки . Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории - логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

    Таким образом, под финансовым потоком в логистике мы будем понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует, что :

    Во-первых, логистический финансовый поток - это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;

    Во-вторых, направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;

    В-третьих, движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

    Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость проведения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике используются следующие основные признаки: отношение к логистической системе; направление движения; назначение; способ переноса авансированной стоимости; форма расчета; вид хозяйственных связей.

    По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки . Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки: протекает во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы.

    . входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

    . выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

    По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы :

    Финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

    Инвестиционные финансовые потоки;

    Финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

    Финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

    Финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

    По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению).

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:

    . денежные финансовые потоки , характеризующие движение наличных финансовых средств;

    . информационно-финансовые потоки , обусловленные движением безналичных финансовых средств.

    Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.

    Информационные потоки . Под логистическим информационным потоком понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение информации в определенном направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного звена логистической системы (отдел закупок) - источника в другое (производственный отдел) - адресат).

    Модули - это системные блоки обработки информации (скажем, прием заказов или выделение запасов под заказ). Файлы данных - это инфраструктура информационной системы, где хранится информация, разбитая на функционально однородные группы, такие как <заказы> или <объем складских запасов>. В прошлом роль файлов выполняли картотеки. Управление и ввод данных - это своего рода интерфейс, через который логистическая система получает <подпитку> из внешних источников: от тех, кто принимает решения в самой компании, или от других фирм. Отчеты содержат информацию о логистических операциях и межфункциональных связях. Коммуникационные каналы (каналы информационного обмена) обеспечивают взаимодействие элементов информационной системы как между собой, так и с внешним миром. Поток логистической информации проходит через следующие пять модулей:

    Получение заказов;

    Обработка заказов;

    Транспортировка и грузопереработка (отгрузка);

    Распределение;

    Управление запасами.

    Файлы содержат данные и информацию, обеспечивающие межфункциональное взаимодействие внутри логистической системы. Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:

    Данные о заказах;

    Данные о запасах и складском хозяйстве;

    Данные учета дебиторской задолженности;

    Данные о плановых потребностях распределения.

    Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда в ЛИС поступает информация извне или когда менеджеры принимают, то или иное решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:

    Получение заказа;

    Получение запроса о состоянии заказа;

    Составление и согласование прогнозов;

    Установление транспортного тарифа;

    Поступление грузов на хранение.

    Отчетность состоит из многочисленных обобщенных, детализированных и особых справок, представляющих собой информационное сопровождение логистических операций. Движение информационного потока, связывающее между собой все эти компоненты, происходит по коммуникационным каналам.

    Логистические информационные потоки характеризуются :

    - неоднородностью (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Следует отметить, что под однородностью в линейном программировании и, в частности, в транспортной задаче понимается неограниченная возможность перевозки продукции из любого пункта отправления в любой пункт назначения. Применительно к процессу движения информации внутри логистической системы требование однородности также предполагает неограниченную возможность передачи любого документа в любое структурное подразделение аппарата управления;

    - - поставщиков информации;

    - множественностью подразделений - потребителей информации;

    - сложностью и трудностью практической обозримости информационных маршрутов;

    - множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;

    - многовариантностью оптимизации информационных потоков.

    Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального и информационного потоков . Всегда считалось, что материальный поток генерирует информационный, т. е. постулировалась первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и информационного потоков, и в настоящее время различают три варианта их взаимодействия.

    1. Информационный поток опережает материальный . В этом случае от информационного потока поступают сведения о достижении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).

    2. Информация сопровождает материальный поток , движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.

    3. Информационный поток отстает от материальных потоков . В этом случае информация служит только для оценки результатов.

    Потоки услуг . Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

    Связь материальных, информационных и финансовых потоков . Еще одно требование, весьма важное для логистики, заключается в согласованности финансовых, материальных, информационных и любых других видов ресурсных потоков по всей цепи движения продукции. Его выполнение способствует повышению рациональности использования ресурсов и денежных средств. Контроль за согласованностью потоков позволяет достичь общесистемной оптимизации ресурсных процессов.

    Оперативность - требование, связанное с внешним окружением логистической системы. Схемы движения потоков должны гибко и оперативно меняться при изменении экономической и политической ситуации, юридических и рыночных условий. В связи с тем что участники логистического процесса принадлежат к различным сферам производства и обращения, структура и состав финансовых потоков должны быть адаптивны для каждого контрагента.

    Для того чтобы потоки соответствовали вышеперечисленным требованиям, на них необходимо оказывать управляющие и корректирующие воздействия. При этом должно выполняться условие взаимосвязанности информационных и финансовых потоков. Этому способствует применение информационных систем поддержки принятия решений, использование баз данных и корпоративных систем автоматизации для оперативного управления потоковыми процессами в логистических системах.

    Логистика включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций изучается в соответствующей дисциплине. Логистика - междисциплинарное научное направление. Принципиальная новизна логистического подхода -- органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Материальный поток - ключевое понятие логистики. С материальными потоками тесно связаны информационные потоки.

    Цель логистического подхода -- сквозное управление материальными потоками Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 2006. 432 с. - с.25. На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономические процессы, останавливая свое внимание лишь на материальных потоках. Выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, открываются новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

    Логистика должна рассматривать вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.12

    В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики: к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились термины - банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

    В настоящее время метод логистики начинает выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

    Логистика - это организация бизнес процессов на предприятии, призванная повысить эффективность управления материальными потоками и сопутствующими ему информационными потоками.

    Логистика решает следующие задачи Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.74:

    • - прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
    • - определение необходимой мощности производства и транспорта;
    • - разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
    • - разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
    • - построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
    • - разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, др. задачи.

    Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками.

    На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий.

    Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

    При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.113

    На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия.

    При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

    При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.114:

    • - в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
    • - в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

    При логистическом подходе к управлению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

    Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

    Система (от греч. -- целое, составленное из частей; соединение) -- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.23.

    Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

    Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

    Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

    Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

    Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Цель логистической системы -- доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

    При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

    • - система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с окружающей средой, а затем внутри своей структуры;
    • - принцип согласования информормационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
    • - принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

    Сравнение классического и системного подхода к формированию систем приведено в таблице 1 Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.22.

    Таблица 1 - Сравнение классического и системного подхода к формированию систем

    формирования

    Классический подход

    Системный подход

    На первом этапе

    Определяются цели функционирования отдельных подсистем

    определяются цели функционирования системы

    На втором этапе

    Анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем.

    на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

    На третьем этапе

    формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

    на базе этих требований формируются некоторые подсистемы

    На четвертом этапе

    осуществляется синтез системы через анализ различных вариантов подсистем и организацию их в единую систему

    Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно

    Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система

    • > цель подсистемы
    • >требования к подсистеме
    • >формирование подсистем, которые в совокупности составляют систему
    • >цель системы
    • >требования к системе
    • >формирование подсистем
    • >система

    Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены: нужный товар - необходимого качества - в необходимом количестве - доставлен в нужное время - в нужное место - с минимальными затратами.

    При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом обособленность предприятий -- звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

    Рис. 1. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне


    Рис. 2. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

    На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 3) При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

    Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.


    Рис. 3. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне

    При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

    В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.


    Рис. 4.

    В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это -- задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

    Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

    · транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

    · предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;

    · коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

    · предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

    Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

    Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция -- это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

    Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

    Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой.

    Успешное управление экономическими потоками на отдельном предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, длительности производственного цикла, организации сбыта, к неразберихе в складском хозяйстве.

    Отсутствие структур логистики на предприятиях России -- скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

    Реализация функции управления материальными потоками в исторически сложившихся структурах управления показана на рис 5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М. банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

    Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что перечисленные на рисунке группы логистических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу.

    Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

    Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

    Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.

    Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

    Интегративные свойства так взаимосвязанной и так организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности оптимизации управления материальными потоками на предприятии. Залманова М.Е. Логистика бизнес - систем. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1997.

    Рис. 5. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

    На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое -- содержанием запасов, третье -- сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

    Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

    Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 6.


    Рис. 6. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии

    Данная структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.

    На предприятии могут иметь место и другие структуры, позволяющие реализовывать функцию логистики.

    Рассмотрим теперь более детально как взаимодействует служба логистики с другими службами отдельного предприятия.

    Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

    · анализ окружающей среды и рыночные исследования;

    · анализ потребителей;

    · планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

    · планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

    Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

    Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

    Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики.

    В общем случае деятельность служб логистики и маркетинга на предприятии тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов -- функция маркетинга. Прочностные параметры пакетов -- логистика. Объем пакета -- и маркетинг, и логистика. Геометрические параметры пакета -- в большей степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы -- задача в большей степени логистики. Однако учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.

    Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

    С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

    Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

    Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением -- также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

    Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

    • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
    • Омская гуманитарная академия
    • МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК
    • УПРАВЛЕНИЕ
    • ЛОГИСТИКА
    • ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы

    • Теоретические аспекты распределительной логистики предприятия
    • Рассмотрение принципов управления качеством в системах «Человек-машина» на основании оценки функционального состояния операторов
    • Рассмотрение некоторых аспектов управления в транспортно-логистической системе

    Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила её разделение на макрологистику и микрологистику.

    Отличия между системами заключается в том, что в макрологистике взаимодействия между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли – продажи, а в рамках микрологистике - на бестоварных отношениях. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микроуровне и на макроуровне заключается:

    1. в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
    2. в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками .

    Традиционный подход к управлению материальными потоками на макроуровне – можно представить в виде цепи, через которую последовательно проходит сквозной материальный поток и состоит из самостоятельных предприятий. Управление каждым предприятием осуществляется собственником обособленно. Задача управления сквозным материальным потоком не ставится. Отсюда показатели потока: себестоимость, качество, надежность на выходе из цепи складываются случайно и далеки от оптимальных. При таком подходе точка сквозной материальный поток на выходе из цепи складывается случайно .

    При логистическом подходе материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели. Нужный груз в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества начинает поступать в нужное время и осуществляется с минимальными затратами.

    На микроуровне цепь, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб: снабжение, производство, сбыт, одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия имеют случайное значение и далеки от оптимальных. При логистическом подходе к управлению материальными потоками на предприятии, получает служба, которой приоритетной задачей является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне и проходят сквозь всех подразделений предприятия: склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции, затем уходят к потребителю. Итогом такого подхода к управлению материальным потоком будет результат, при котором показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми .

    Таким образом, отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в том, что на выходе сквозной материальный поток имеет спроектированные и контролируемые показатели, обеспечивается эффективное управление материальным потоком путем выделения единой функции управления в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему .

    Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на пятьдесят процентов, сокращение численности вспомогательных рабочих, так как при высоком уровне системности потребность во вспомогательном персонале уменьшается для выполнения пиковых объемов работ, улучшение качества выпускаемой продукции, улучшение использования производственных и складских площадей, снижение травм.

    Список литературы

    1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013.-406 с.
    2. Алесинская T.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие./Т.В.Алесинская.-М.: Издательство «ТРТУ». 2011.
    3. Буцанец Н.Б. Специфика логистического подхода к управлению материальными потока: Учебное пособие./Н.Б.Буцанец.-Минск, 2012.
    4. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 484 с.
    5. Горшкова А.А. Логистика и управление цепями поставок /А.А Горшкова// Логистика.- 2011.- №1- С. 69-85.
    6. Григорьев М.Н. Логистика: Учебник для бакалавров/М.Н. Григорьев, С.А.Уваров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательств « Юрайт», 2012.-825с.
    7. Дресвянников В.А., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Щетинина Н.Ю., Шмелёва А.Н. Стратегический менеджмент. Москва, 2013.
    8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Москва, 2008. Сер. Высшее образование
    9. Шмелева А.Н. Оценка операционной эффективности системы менеджмента качества. Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. №9-2. C. 57-63.
    10. Шмелева А.Н. Оценка и повышение операционной эффективности системы менеджмента качества предприятия (теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. // Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2011.
    11. Шмелева А.Н. Качество продукции и качество менеджмента: как оценить? Качественные инструменты оценки операционной эффективности СМК предприятий // Российское предпринимательство. 2010. №9-1. C. 88-93.
    12. Шмелева А.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия с учетом результативности процессов СМК «Ответственность руководства» // Российское предпринимательство. 2011. №5-2. С. 99-103.

    Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта де­ятельность осуществлялась человечеством с давних времен. В чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микро-и на макроуров­не?

    На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий.

    ü Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособлен­но (рис. 2). При этом задача управления сквозным материаль­ным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность по­ступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от опти­мальных.

    ü При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом ко­личестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

    На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4).

    ü При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в пер­вом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.

    Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне: показатели на выходе (т. А) складываются случайно.

    Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне: на выходе (т. А) сквозной материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели.



    Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели сквозного материального потока на выходе (т.В) складываются случайно.

    Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели материального потока на выходе (т.В) управляемы и имеют заранее заданное значение.

    ü При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят скла­ды службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

    Управлять бизнесом своих партнеров и бизнесом партнеров своих партнеров становится нормой на Западе – и все это ради того, чтобы избежать проблем в своей компании. Для эффективного управления материальными потоками необходима стабильная работа поставщиков и потребителей. А те зависят от своих партнеров. Именно поэтому менеджеры вынуждены лезть в чужой огород, хотя на самом деле заботятся о своем. В России таких попыток почти не делается, хотя попытка надежности партнеров часто более актуальна, чем для иностранцев. И дело тут в логистике: российский бизнес организован на уровне здравого смысла, а не с учетом мирового опыта и научных достижений в этой сфере, российским компаниям не до управления партнерами - хорошо бы навести внутренний порядок.

    Освоение логистики начинается с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от вредной привычки управлять отдельными подразделениями и переход на управление сквозным материальным потоком. Когда во время кризиса все кинулись снижать издержки, своеобразным тестом на наличие у руководителей логистического мышления мог быть принцип одного зонтика. Суть этого принципа в том, что нужно управлять суммарными издержками компании, а не сокращать расходы по подразделениям. Обычно если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Например, транспортная служба увеличивает объемы перевозимых партий товаров, но растущие при этом затраты на содержание складов могут перекрыть достигнутый транспортниками эффект. А экономию на упаковке груза легко свести нанет, повредив его при доставке. Уменьшение площади складов может привести к остановкам в производстве. Итак, в логистике действует правило - некоторое увеличение затрат в одной области может привести к их экономии в системе в целом.

    Но чтобы управлять издержками одного понимания взаимосвязи всех издержек – мало, нужно точно знать, прежде всего, на что и сколько компания тратит. В этом поможет калькуляция издержек на логистику. Чтобы иметь возможность влиять на издержки, нужно знать не только во что обходятся отдельные функциональные области логистики: закупка, склад, транспортировка, производство, распределение. Нужно еще представлять, сколько тратится на логистику тех или иных продуктов. Это позволяет выявить в общей сумме, потраченной на закупку сырья и материалов, сумму, пущенную на отдельный бизнес-процесс по выпуску конкретного продукта. Можно накапливать статистику, анализировать всплески и падения и гибко на них реагировать.

    Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается:

    v в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами;

    v в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками (в РФ любую практическую деятельно­сть по управлению материальными потоками на­зывают «логистика», даже если эта деятельность не очень соответствует логистической идее).

    При логистическом подходе к упра­влению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных си­стем к интегрированным логистическим системам требует рас­ширения методологической базы управления материальными по­токами.

    Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

    Система (от греч. - целое, соста­вленное из частей; соединение) - множество элементов, находя­щихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опре­деленную целостность, единство.

    Существует четыре свойства, которыми должен обла­дать объект, чтобы его можно было считать системой.

    Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элемен­ты системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

    Второе свойство (связи). Между элементами системы име­ются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней сре­дой, так как в противном случае система не сможет существо­вать.

    Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сфор­мировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

    Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих си­стеме в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

    Примеры систем.

    ПРИМЕР 1 - Шариковая ручка как система

    ü Первое: ручка состоит из отдельных элемен­тов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д.

    ü Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

    ü Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы свя­зать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не бы­ли бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств.

    ü Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов - ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

    Точно так же можно доказать, что такие объекты, как ав­томобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются система­ми.

    Логистика ставит и решает задачу проектирования гармо­ничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Рассмотрим свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

    Первое свойство (целостность и членимость).

    Рис. 16. Принципиальная схема логистической системы на макроуровне

    Рис. 17. Принципиальная схема логистической системы на микроуровне

    Совместимость разных звеньев обеспечива­ется единством цели, которой подчинено функционирование ло­гистических систем.

    Второе свойство (связи): на макроуровне основу связей составляет договор, на микроуровне - внутрипроизводственные отношения.

    Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организа­цию.

    Четвертое свойство (интегративные качества): логи­стическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это спо­собность поставить нужный товар, в нужное время, в нуж­ное место, необходимого качества, с минимальными затра­тами, а также способность адаптироваться к изменяющим­ся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

    В качестве логистической си­стемы можно рассматривать промышленное предприятие, тер­риториально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.

    Цель логистической системы - доставка товаров и из­делий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производ­ственному или личному потреблению при заданном уровне из­держек.

    Границы логистической системы определяются циклом обра­щения средств производства (рис. 18). Вначале закупаются сред­ства производства. Они в виде материального потока поступа­ют в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в по­требление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

    Рис. 18. Выделение границ логистической системы

    Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег - получения денег» (рис. 19).

    Рис. 19. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег - получение денег»

    Логистические системы делят на макро - и микрологистические.

    Макрологистическая система охватывает пред­приятия и организации промышленности, посреднические, тор­говые и транспортные организации различных ведомств, рас­положенных в разных регионах страны или в разных стра­нах. Формирование межгосудар­ственных систем требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможен­ных препятствий транспортировке товаров, капиталов, инфор­мации, трудовых ресурсов.

    Микрологистические системы включают различные производственные и торго­вые предприятия, территориально-производственные комплек­сы, в состав кото­рых входят технологически связанные производства, объединен­ные единой инфраструктурой.

    Внутри системы функционируют подсистемы: отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, ра­ботающие на единый экономический результат.

    На уровне макрологистики выделяют три вида логистиче­ских систем.

    Логистические системы с прямыми связями - материальный поток проходит непосред­ственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 20 а).

    Эшелонированные логистические системы - на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б).

    Гибкие логистические системы - движение материаль­ного потока от производителя продукции к ее потребителю мо­жет осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 20 в).

    Главной методологической основой сквозного управления матери­альным потоком является системный подход. Системный подход позволя­ет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

    Функционирование реальных логистических систем характе­ризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих це­лей функционирования системы, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибоч­ным.

    Схема движения са­харного песка