Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Виды предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Предпринимательство в образовательных учреждениях

    Виды предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Предпринимательство в образовательных учреждениях

    Предпринимательство в образовательных учреждениях

    Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680 - 1734) в 18 веке. По Кантильону предпринимательство - это экономическая деятельность, в процессе которой производятся товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска Липсиц, И.В. Бизнес образование в системе непрерывного образования. - М.: Просвещение, 2008. - С.28.. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку, рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск.

    Французский экономист Жан-Батист-Сэй (1767-1832) усматривал в предпринимательстве творческое соединение и координацию двух факторов производства - труда и капитала в условиях риска. Он разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего), труд предпринимателя Жан-Батист-Сэй считал рутинным См. там же - С. 30..

    Американский экономист Иозеф Шумпетер (1883 1950), австриец, утверждал, что предпринимательство -- это, прежде всего, новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары См там же - С. 32..

    Итак, предпринимательская деятельность представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска. Успех этой деятельности основывается на определенном правовом и организационном оформлении.

    Доминирующими в оформлении типологического вида предпринимательства являются такие особенности экономического и юридического характера, как метод формирования имущества хозяйствующих субъектов, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус субъекта, право собственности.

    Отечественные авторы Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутиков В.А. считают, что в современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, имеющую целью получение доходов в условиях риска и осуществляемую от своего имени и под свою имущественную ответственность. Этой позиции будем придерживаться в дипломной работе.

    Итак, предпринимательская деятельность -- это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Осуществляется эта деятельность на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия: предприятие государственное, муниципальное, индивидуальное (семейное), частное; товарищество полное, товарищество смешанное, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа, объединения предприятий.

    Субъектом предпринимательства в Российской Федерации могут быть граждане, как России, так и иностранных государств, а также объединения граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

    Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

    Предпринимательство - наиболее действенный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли и, в конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей.

    Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений в той или иной стране, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике.

    По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:

    Некоммерческое - не связанное с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

    Коммерческое предпринимательство - дело, приносящее доход.

    Коммерческое предпринимательство принято называть «бизнесом». Бизнес - экономическая деятельность, дающая прибыль (прирост первоначально затраченных денег) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. вузов. -М.: - Высш. шк., 2000. - С.12..

    К коммерческой деятельности относят:

    Непроизводственный бизнес (профессиональный спорт, концертные выступления и т.д.);

    Деятельность предприятий торговли;

    Коммерческое дело в сфере услуг (например, туристический сервис, юридическая контора, парикмахерская);

    Производственный бизнес (доходная работа на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях).

    Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наемного труда, регистрируется (записывается государственными органами в качестве факта, которому придается законность) как индивидуальная трудовая деятельность.

    Предпринимательская деятельность, связанная с использованием наемного труда, регистрируется как предприятие.

    Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной организации. Оно может быть даже на государственном предприятии, в том числе и в образовательном учреждении.

    В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

    Учредитель или органы местного самоуправления могут приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до решения суда по этому вопросу.

    Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствование образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

    Возможна и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходов, которая рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется, а при регистрации представляются только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

    Незарегистрированная предпринимательская педагогическая деятельность не допускается. Поэтому физические лица, нарушающие это положение законодательства, несут установленную законодательством ответственность. Так, все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета. Лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, обязано вести книгу учета доходов и расходов, в которой указываются расходы на осуществление этой деятельности и полученный доход, а также фамилии и адрес обучающихся.

    Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность может быть как основным видом деятельности, так и дополнительным. В соответствии с законодательством о налогах и сборах, лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, обязано уплачивать налоги по месту регистрации и представлять в налоговый орган налоговую декларацию.

    Предпринимательская деятельность в образовательных учреждениях должна решать также задачи:

    Обеспечение необходимых условий для личностного развития;

    Укрепления здоровья и профессионального самоутверждения, творческого труда детей;

    Формирование общей культуры учащихся;

    Адаптацию школьников к жизни в обществе;

    Организацию содержательного досуга.

    Теперь возможно подытожить главные положения предпринимательской деятельности:

    1. Предпринимательство является фактором, без которого не может успешно развиваться современное производство. Этот фактор является движущей силой как благотворительности, так и разных видов бизнеса.

    2. Предпринимательство может быть связано с разными типами собственности: единоличной, общей долевой и общей совместной.

    3. Предпринимательской деятельностью могут заниматься образовательные учреждений при условии, что это не противоречит Уставу школы и не идет в ущерб образовательному процессу.

    4. Вполне очевидно, что из всех функций предпринимательства (ресурсной, организаторской и творческой) самой трудной и быстро возрастающей по своему значению является инновационная деятельность. Вряд ли можно усомниться, что по своим личным психологическим и другим качествам далеко не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями.


    Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

    Правовые основы деятельности учреждений

    Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это , которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

    Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

    Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

    Ограничения на предпринимательство

    Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

    Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

    Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

    Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

    Как получить разрешение на коммерческую деятельность

    Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

    Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

    Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

    Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

    Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

    Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

    Как открыть лицевой счет

    Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

    Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

    Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

    Подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

    Заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    Карточку образцов подписей.

    Смета доходов и расходов

    Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

    Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

    В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

    Вопросы налогообложения

    Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

    При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

    Налог на добавленную стоимость

    Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

    Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

    Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

    Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

    Налог на прибыль

    Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

    Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

    В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

    Представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

    Сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

    При определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

    Что ждет в будущем бюджетные учреждения

    Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

    Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

    Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

    Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

    Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

    В соответствии со ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, торговля товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, а также ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

    Образовательное учреждение может также вести приносящую доход деятельность по реализации производимой продукции, работ и оказанию услуг. Причем эта деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом учреждении, включая расходы на заработную плату персонала.

    Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Но объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Так, ст. 45 Закона об образовании предоставляет государственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Это могут быть обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги. Стороной договора о платных образовательных услугах могут быть как юридические, так и физические лица, но получателем образовательной услуги всегда является физическое лицо, являющееся обучающимся. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, иначе заработанные средства изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения между учреждением и обучающимся (его законными представителями) регулируются договоров (ст. 46 Закона об образовании).

    Маркетинг образовательных услуг - это находящаяся на стыке многих сфер знаний научно-практическая дисциплина, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг - образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, а также органов государственного и муниципального управления и посреднических структур, которые производят (оказывают), продают (предоставляют), приобретают и потребляют эти услуги и сопутствующие им услуги и продукты


    В функции маркетинга входит исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка ОУ, выявление перспективных ОУ и необходимости обновления, определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса ОУ, ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажи ОУ, а также их сопровождение в процессе потребления. Маркетинг ОУ должен обеспечивать и собственное воспроизводство и развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.

    99. Специфика предпринимательства в социальной сфере. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

    Социальное предпринимательство (СП, social entrepreneurship) – это такая предпринимательская деятельность, которая направлена на решение или смягчение актуальных социальных проблем, и находится на пересечении бизнеса и благотворительности. Но всё же, это именно коммерческая деятельность, прибыль от которой реинвестируется, а не распределяется между акционерами предприятия. Она направляется на такие острые вопросы, как социальная незащищённость, безработица, защита окружающей среды, права человека. Что важно, это совершенно новый подход к решению подобных задач.

    соответствии с законодательством РФ предполагается возможность осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческими организациями. Некоммерческими организациями являются организации, не имеющие целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (учредителями). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

    Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей.

    Прибыль в некоммерческой организации не распределяется между участниками (исключение составляет потребительский кооператив)

    Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

    Такой деятельностью признаются:

    · производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, приносящие прибыль и отвечающие целям создания некоммерческой организации;

    · приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, т.е. получение внереализационных доходов (размещение средств на депозитных счетах в банках, приобретение векселей, депозитных сертификатов, сдача имущества в аренду);

    · участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика и получения доходов от них.

    Результативность как показатель эффективности деятельности организаций здравоохранения, ее виды. Управление качеством в системе здравоохранения. Понятие и виды качества медицинской помощи.

    Под медицинской эффективностью понимается качественная и количественная характеристика степени достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

    Международный стандарт ISO 8402, принятый в 1994 г., определяет качество как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

    В. СЕМЕУСОВ

    В. Семеусов, заведующий кафедрой Иркутской государственной экономической академии, доктор юридических наук, профессор.

    А. Эйнштейн заметил, что все в этом мире меняется быстро, кроме сознания и психологии людей. Сравнительно недавно на вопрос "Может ли университет заниматься торговлей или предпринимательством?" ответ был категоричным и резко отрицательным. Вспоминали, что еще Иисус Христос изгнал торговцев из храма. А университет, образно говоря, - храм науки и знаний. И это мнение было основано на законе. Но пришли другие времена, появились иные правила, а правовое сознание по инерции консервативно. Известно, конечно, что принят новый Гражданский кодекс РФ, и по этому Кодексу высшие учебные заведения, будучи учреждением, т.е. особым субъектом права, признаются некоммерческими организациями. Последние в отличие от коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).

    Правовой стереотип - вузы не вправе заниматься бизнесом - был поколеблен, но не разрушен, поскольку установлены ограничения для ведения предпринимательской деятельности. Критерии, правда, весьма абстрактные, а потому на практике трудно различимые. Этим, в частности, можно объяснить и тот факт, что в последнее время нередки случаи привлечения руководителей вузов к уголовной ответственности в связи с заключенными ими сделками. Но для правильной квалификации необходимы познания в области хозяйственного права, ибо установление объективной стороны каждого конкретного хозяйственного преступления, коррупции предполагает тщательный анализ и толкование хозяйственного законодательства.

    При раскрытии хозяйственных (экономических) преступлений следователи все чаще назначают научную хозяйственно - правовую, цивилистическую экспертизу. Она необходима, например, при уголовно - правовой оценке сделок, совершаемых руководителем вуза при занятии предпринимательской деятельностью и попавших в поле зрения правоохранительных органов.

    Насколько применимы здесь общие гражданско - правовые нормы? Недоразумения, а порой и ошибки, начинаются с того, что казусы из практики хозяйственной, предпринимательской деятельности вузов пытаются решать, ссылаясь на общие законы, на ГК РФ. Между тем законодательство в области высшего образования именуется вузовским законодательством. Оно состоит из федеральных законов о высшем образовании, правовых актов Минобразования, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской федерации. Отсюда следует, что правовой статус образовательного учреждения определяется специальным законодательством, сочетающим элементы публичного и частного права.

    В соответствии с вузовским законодательством образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Так, в соответствии со ст. 47 Закона "Об образовании" к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных предусмотренных уставом работ, услуг.

    Вправе ли вуз предусмотреть в своем уставе занятие такими видами предпринимательской деятельности, которые не названы в законе? Иначе говоря, вправе ли учреждение, коим несомненно является вуз, заниматься любыми иными видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом? Очевидно, нет. И вот почему. Образовательное учреждение обладает специальной (уставной) правоспособностью. Это означает, что оно вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. В свою очередь в этом документе могут быть зафиксированы только такие виды предпринимательской деятельности, которые прямо разрешены законом. Так, если заходит речь о внешнеэкономической деятельности образовательного учреждения, упоминают законоположение: образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 57 Закона "Об образовании"). Его трактуют в том смысле, что в данном случае имеется в виду установление "связей" в области науки, образования и в иных сферах интеллектуальной деятельности, где действуют авторское, патентное право и право интеллектуальной собственности.

    Но к этому нужно добавить, что согласно ст. 58 Закона "Об образовании" образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.
    Юристы полагали, что финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах только с разрешения собственника. Однако в настоящее время такое разрешение не требуется для образовательного учреждения, которое вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью (п. 4 ст. 43 Закона "Об образовании").

    Соучредителем и пайщиком банков вправе быть учреждение (вуз) как юридическое лицо, интересы которого представляет его руководитель. Однако известны случаи участия в числе учредителей, в совете директоров, в уставном капитале коммерческого банка персонально руководителей вуза с использованием денежных или иных средств учреждения и получающих за счет этого личные доходы, не передаваемые учреждению. Такая "изобретательность" граничит с преступлением.

    Государственное высшее учебное заведение с согласия Минобразования сдает в аренду имущество и получает доход. Обязано ли оно передавать часть дохода министерству? Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что правоположение в п. 5 ст. 43 Закона "Об образовании" изложено так: образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода, и в этом случае собственник получает право на часть дохода.

    Между тем деятельность учреждения, как и любой иной коммерческой организации, должна подчиняться следующему принципу: тот, кто учредил данную организацию, наделив ее имуществом и утвердив устав, не вправе прямо или косвенно участвовать в ее доходах. Иными словами, учредитель некоммерческой организации не выступает по отношению к ней в качестве предпринимателя. В ГК вуз признается некоммерческой организацией. Казалось бы, логично считать, что этот принцип функционирования некоммерческой организации применяется к вузу, так как оно такой организацией и является. Но согласно ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся: общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Что касается образовательных учреждений, то их учредители имеют право собственности и иное вещное право. Значит, собственник вправе претендовать на часть дохода.

    Еще один спорный вопрос. Нарушает ли вуз Закон, когда создает в своей структуре юридические лица под различными фирменными наименованиями? Ответ можно дать отрицательный. По Закону "Об образовании" в своей предпринимательской деятельности вуз приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Это означает, что к такой деятельности образовательных учреждений применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние же вправе создавать другие юридические лица.

    Таким образом, учреждение вправе само создавать другие юридические лица, но лишь на базе обособленного, персонифицированного имущества, полученного на доходы от предпринимательской деятельности и имеющего вследствие этого особый правовой режим. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность вуза, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

    Предпринимательская деятельность является одним из основных источников финансирования бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение, призванное осуществлять функции некоммерческого характера, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

    В соответствии с 25 главой НК РФ к доходам от предпринимательской деятельности бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования, науки, культуры, здравоохранения. Так, к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

    • -реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
    • -торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг;
    • -долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
    • -приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
    • -ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

    Указанные виды деятельности относятся к платным и отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Однако платность услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, еще не является основанием для определения деятельности бюджетной организации в качестве предпринимательской. В ряде нормативных актов, регулирующих деятельность бюджетных учреждений в соответствующих сферах, содержатся прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются предпринимательскими.

    Если в рамках действовавшей до 2005 года системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, регламентированной Инструкцией № 107н, еще можно было говорить о получении учреждением каких-либо налогооблагаемых доходов, так как средства, находящиеся на счетах органа федерального казначейства (ОФК), классифицировались в соответствии со старым планом счетов как «средства учреждения», то в новой системе бюджетного учета подобные выводы далеко не однозначны.

    С одной стороны, в Плане счетов бюджетного учета предусмотрен счет 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов», на котором доходы от оказания бюджетным учреждением платных услуг по аналогии с иными поступлениями можно отражать только как изменение задолженности данного учреждения по перечислению в бюджет неналоговых доходов. С другой стороны, в соответствии с п. 87 Инструкции № 70н операции по получению и использованию учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, независимо от метода исполнения бюджета (казначейского или кассового), подлежат отражению с использованием счета 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах».

    По моему мнению, налогооблагаемая предпринимательская выручка бюджетного учреждения в соответствии с принципами новой системы бюджетного учета может возникать только при кассовом исполнении этим учреждением соответствующего бюджета (то есть не через лицевой счет в ОФК, а через счета, открытые непосредственно учреждению в банковско-кредитных организациях). Отражать в бюджетном учете операции, фактически осуществляемые через лицевой счет бюджетного учреждения ОФК, на счетах, предназначенных для учета операций по банковским счетам, по-моему, методически неверно.

    Однако, несмотря на вышеизложенные проблемы, специалисты Минфина настаивают на точном применении положений Инструкции № 70н, то есть на отражении расчетов по предпринимательской деятельности бюджетного учреждения согласно правилам, установленным для кассового исполнения бюджетов, независимо от применяемого учреждениями метода. В этой позиции также есть положительные стороны. Ведь в условиях, когда действуют требования ст. 161 БК РФ о самостоятельности бюджетного учреждения в использовании средств, полученных от осуществления им разрешенной предпринимательской деятельности, бухгалтер учреждения обязан знать о суммах таких средств на лицевом счете в ОФК. При отражении выручки в порядке, предусмотренном для указанных лицевых счетов, это невозможно, так как в этом случае учитывается только движение задолженности учреждения по перечислению доходов в бюджет, а поступление средств на счет в бюджетном учете никак не отражается.

    В любом случае, при отражении расчетов по полученным и использованным средствам от предпринимательской деятельности через счет бюджетного учета 2 201 01 000 «Денежные средства на банковских счетах учреждения» для детализации операций по кодам экономической классификации соответствующих доходов или расходов, не отражаемых в последних трех разрядах данного счета, Инструкцией № 70н предусмотрено одновременное отражение операций на забалансовых счетах 17 «Поступление денежных средств на банковские счета учреждения» и 18 «Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждения» с детализацией по статьям ЭКД (ЭКР).

    Также, следует обратить внимание на то, что код источника финансирования, ранее являвшийся приложением к соответствующим субсчетам, предусмотренным Инструкцией № 107н, в новой системе бюджетного учета включен в структуру счетов бюджетного учета (18-й разряд счета). При этом для отражения в бюджетном учете операций учреждения по предпринимательской деятельности значение данного кода равно «2».

    Как и ранее, в соответствии с Инструкцией № 107н, признание доходов от предпринимательской деятельности предполагается осуществлять только по мере фактического получения соответствующих сумм в кассу или на лицевые (текущие) счета бюджетных учреждений. До этого указанные доходы следует отражать по кредиту счета 2 401 04 130 «Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг», с которого по мере фактического получения доходов необходимо списывать средства на счет 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

    Такой порядок не всегда совпадает с принципами налогового учета данных доходов, согласно которым доход учреждений для целей налогообложения, как правило, принимается независимо от фактического поступления денежных средств на счета или в кассу. Кроме того, в соответствии с п. 188 Инструкции № 70н НДС на указанные доходы (если они подлежат обложению этим налогом) начисляется в корреспонденции со счетом 2 401 01 000 «Доходы учреждения», а не на доходы будущих периодов, как это предусматривалось Инструкцией № 107н. Кроме того, поскольку Инструкцией № 70н однозначно не установлен порядок признания дохода только по фактическому поступлению денежных средств, тот или иной порядок может быть принят бюджетным учреждением в рамках своей учетной политики.

    В новом Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета предусмотрены только для выданных учреждением авансов. В результате операции по начислению НДС с полученных авансов следует отражать в бюджетном учете в кредите счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДС» в корреспонденции со счетом 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

    Не в полной мере регламентирован в новом Плане счетов бюджетного учета и порядок отражения в бюджетном учете сумм начисленного на доходы от платных услуг НДС. В частности, не выделен специальный счет для отражения на нем движения сумм «отложенного» НДС, который возникает при утверждении в учетной политике учреждения момента определения налоговой базы по данному налогу «по оплате». При этом начисленный на стоимость реализованных услуг НДС подлежит отражению в учете как «отложенный налог» с отнесением его на задолженность перед бюджетом до получения платы за оказанную услугу.

    Конечно, в связи с налоговыми льготами, освобождающими медицинские услуги от обложения данным налогом, проблема отражения в бюджетном учете сумм начисленного НДС для учреждений здравоохранения не вполне актуальна. Но если учесть, что, например, косметологические медицинские услуги не освобождены от НДС, то бухгалтеру медицинского учреждения также необходимо решать проблемы отражения в бюджетном учете «отложенного» НДС.

    Отражать данный налог до получения учреждением платы за реализованную услугу, на мой взгляд, можно на отдельном субсчете счетов учета дебиторской задолженности, например 2 205 03 ххх «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Разработчики бухгалтерских программ (например, фирма «1С») вместо отражения «отложенного» НДС на отдельном счете бюджетного учета применяют иной механизм учета данного налога. Первоначально он отражается на специально открытом для этого забалансовом счете, а в конце месяца путем использования специальной типовой операции «Проводка по книге продаж (покупок)» оплаченные в течение месяца суммы НДС отражаются в бюджетном учете. Выбор того или иного метода учета «отложенного» НДС остается за бухгалтером.

    И, наконец, следует обратить внимание на наличие в Плане счетов бюджетного учета как счетов, предназначенных для учета различных расходов учреждений (0 401 01 ххх), так и счета 2 106 04 х40 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». При этом вопрос, на каких из них отражать затраты бюджетного учреждения, однозначно не решен. В Инструкции № 70н операции по отражению затрат учреждений на соответствующих счетах затрат (0 401 01 ххх) и на счете 2 106 04 340 при формировании себестоимости продукции, работ и услуг описываются параллельно.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» планирование, финансирование и бюджетирование расходов учреждений должны быть ориентированы на конечный результат их финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому при отражении расходных операций учреждений для формирования фактической себестоимости не только платных, а всех услуг необходимо применять счет 2 106 04 х40.

    В настоящее время механизм формирования в бюджетном учете фактической себестоимости конкретной услуги нормативными документами не регламентирован. Счет 2 106 04 х40 не отражает детализацию расходов учреждений по кодам экономической классификации (данные коды в последних трех разрядах этого счета не указываются). Согласно п. 75 Инструкции № 70н расходы по осуществлению платных услуг, которые были собраны, минуя счета учета затрат, на счете 2 106 04 340, подлежат списанию на уменьшение соответствующих доходов. При этом информация об отнесении тех или иных затрат на соответствующие коды ЭКР может быть утеряна.

    Решением, по моему мнению, может стать первоначальное отражение всех затрат на соответствующих «затратных» счетах (0 401 01 ххх) с последующим списанием их на счет 2 106 04 340 в соответствии с разработанным для данного учреждения механизмом формирования фактической себестоимости работ и услуг. Стоимость активов и обязательств, которая в силу Инструкции № 70н не подлежит списанию на расходы учреждения, сразу списывается на уменьшение доходов учреждения. Например, сданные в эксплуатацию основные средства стоимостью до 1 000 рублей следует сразу относить на счет 2 106 04 340. В приводимых ниже проводках по отражению в бюджетном учете операций по формированию фактической себестоимости платных услуг все расходы учреждения сначала отражаются на соответствующих счетах учета затрат и только затем в соответствии с принятым в учреждении порядком формирования фактической себестоимости платных услуг аккумулируются на счете 2 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции, работ, услуг».