Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Знаки пальцами рук значение у молодежи. Руки за спиной. Жест смирения на иконах

    Знаки пальцами рук значение у молодежи. Руки за спиной. Жест смирения на иконах

    Как-то журналистское расследование привело меня в один из следственных изоляторов. Мне обещали дать возможность встретиться с фигурантом громкого уголовного дела. В ожидании свидания я сидел в коридоре и оказалась свидетелем очень странной сцены. Один из шедших по коридору заключенных сделал другому знак рукой – будто стряхнул с плеча пыль. Я не придал бы этому значения – может быть, человек где-то испачкался? – но сидевший рядом со мной следователь прокомментировал: количество пальцев означает, сколько сотрудников исправительного учреждения стоит в коридоре, а левое и правое плечо – с какой стороны (рис.4,5,6). Быть в курсе всего и рассказывать об этом товарищам по острогу – первое правило в местах лишения свободы.
    Чуть позже, проходя по прогулочному двору, я заметил, как в беседе с воспитателем осужденный скрестил пальцы (рис. 2. раздел «Жесты»).
    Сопровождавший меня следователь пояснил, что тем самым заключенный дает сигнал “собратьям”, что в сказанном имеется скрытый смысл или обман. Я подумала: а ведь знакомый жест, им обычно пользуются дети, когда врут родителям.
    Позже мой собеседник показал еще несколько распространенных в криминальной среде жестов, которые широко используются, например, щипачами-карманниками, а еще “бычий” язык в ходу у фальшивомонетчиков, лохотронщиков и шулеров. Распальцовка используется также “быками”, которые занимаются воровством в общественных местах, поездах, на вокзалах, в аэропортах, метро. Вообще-то каждый уважающий себя авторитет должен владеть языком жестов. И тут уместно заметить, что некоторые знакомые с детства жесты имеют свой криминальный смысл и тем таят в себе опасность.
    Например, с помощью любимого всеми кукиша (рис. 18) преступник “говорит” подельнику, что человека нужно “замочить”, а проще говоря, убить. Или “о’кей” (рис. 15), обозначающий, что все, мол, у нас, “американцев, отлично, в тюрьме – сигнал, что человека надо “опустить” (объяснять, что это такое, смысла не имеет).
    А большой палец, поднятый вверх (рис. 13), на зоне вовсе не знак одобрения, а приказ пахана “быкам” проверить новичка, совершить так называемую “ломку”. Даже обычный кулак и тот имеет свое криминальное значение: если вы вдруг увидите, что прохожий без веских на то причин показывает кулак (рис. 2), то где-то рядом его напарник собирается “поставить на уши” очередную жертву, то есть готов совершить преступление. И наконец, знаменитые “пальцы веером”, когда указательный палец и мизинец оттопырены, а большой палец лежит вдоль ладони. Так вот это не что иное, как оскорбление, означающее “козел” (рис. 5), то бишь – как бы помягче? – обвинение оппонента в нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если большой палец оттопырен и данная фигурация прикладывается к шее (рис. 8), то тем самым преступник сообщает своим “коллегам” об опасности.
    Однако вернемся к субъектам, промышляющим воровством. У них раскрытая ладонь, направленная вперед, – это приказ “стоять на стреме” (рис. 10). Согнутые большой и безымянный пальцы – “забить баки”, то есть отвлечь внимание (рис.3). Согнутые мизинец и большой палец сообщают, что вор “спалился”, задержан правоохранительными органами (рис. 17). Опущенные вниз указательный и средний пальцы – “с боку два”, информируют, что “на хвосте” милиция (рис. 21). Но если палец опущен один и к тому же указательный – это сигнал, что нужно тащить из заднего кармана брюк (рис. 22). Кстати, у фальшивомонетчиков и щипачей есть знаки для обозначения самой наличности.
    “Хрусты” (деньги) – большой палец поднят вверх, безымянный согнут (рис.11).
    Крупная сумма обозначается поднятым вверх большим пальцем и согнутыми мизинцем и безымянным (рис. 12).

    Для законопослушных граждан знать по верхам “бычью речь” полезно хотя бы для того, чтобы не стать жертвой преступников. Чего всем и желаем!

    1. «Крутить динамо» — нести вздор на следствии. 2. «Поставить на уши» — ограбить. 3. «Забить баки» — отвлечь внимание.
    4. «Фофан» — наивный, чужой человек, его можно обмануть. 5. «Козел» — пассивный педераст; чужой человек. 6. «Шпигать» — играть в карты
    7. «Вассер» — осторожно. 8. «Кошмар» — помеха при совершении преступления. 9. «Финях» — финский нож.
    10. «Стоять на стреме» — наблюдать. 11. «Хрусты» — деньги. 12. «Куш» — большая сумма денег.
    13. «Ломка» — проверка новичка. 14. «Взять пушку» — достать пистолет.
    15. «Опустить» — совершить акт мужеложства.
    16. «Отшкворить» — изнасиловать.
    17. «Спалился» — задержан милицией. 18. «Замочить» — убрать, убить.
    19. «Маслята» — патроны к оружию.
    20. «Стукач» — доносчик, осведомитель. 21. «Сбоку два» — за нами следят работники милиции.
    22. «Бей по жопнику» - воруй из заднего кармана брюк.
    Жесты
    1. Сигнал о серьезных обвинениях («крышка»). 2. Сигнал о том, что субъект ничего нового к тому, что было в уголовном деле, не добавил.
    3. Предложение заварить «чифирь».
    4, 5, 6 — предупреждающие знаки о том, что рядом находится сотрудник милиции.
    7. Предупреждение о необходимости молчать. 8. Сигнал не говорить о важных вещах. 9. Знак о том, что в сказанном имеется зашифрованный смысл
    10. Знак неуверенности в чем либо. 11. Сигнал о серьезных обвинениях («крышка»). 12. Предложение покурить (прислать) анашу.
    13. Сигнал большой опасности. 14. Знак одобрения чего-либо.
    15. Знак несоответствия сказанному.
    16. Сигнал о внутривенной инъекции лекарств. 17. Предложение пойти по делу вдвоем. 18. Требование написать записку.
    19. Сигналы сомнения. При этом рука движется из стороны в сторону ладонью вниз. Большой палец может быть направлен в сторону предполагаемого источника опасности. 20. Сигнал «крепко сел на крючок».
    21. Знак откровенности.
    22. «Обложили» доказательствами.
    23. Сигнал о безвыходном положении.

    Подробнее скачать:
    1. Очерки криминальной субкультуры — Пожалуйста

    1. ЧЕСАТЬ ЗАТЫЛОК

    Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

    2. РВАТЬ НА ГРУДИ РУБАХУ


    Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

    3. БРОСАТЬ ОЗЕМЬ ШАПКУ


    Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

    4. БИТЬ СЕБЯ В ГРУДЬ


    Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

    5. "КОЗА"


    Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».

    На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.

    Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

    6. КУКИШ


    Этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, экспаты из германских земель из-за распущенности приравнивались к бесам.

    7. ЩЕЛЧОК ПО ШЕЕ


    Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу - немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

    Откуда пошел обычай рвать на груди рубашку, срывать шапку и бить ею оземь? Почему мы показываем «фигу» (проще – дуля)? За ответом обратимся к народному языку характерных жестов.

    Шапку – наземь

    Жест этот – откровенно экспрессивный. Изначально он иллюстрировал отчаяние, случившееся нечто «из ряда вон». Головные уборы у русских мужчин (как и растительность на подбородке) служили символом достоинства, показателем общественного положения. Чем богаче шапка мужа, тем состоятельнее семья. Сбить публично шапку с головы мужика – равносильно позору, некая гражданская «казнь», бичевание. Это применялось к злостным должникам.

    Добровольное срывание собственного головного убора символизировало готовность к безумному риску. Так человек демонстрировал фатализм, ценой которого могло быть общественное презрение и даже изгнание.

    Почесывать затылок в раздумье

    Этот жест является символом озадаченности. Вопрос в другом – для чего нужен такой импровизированный массаж затылочной части? Вряд ли чтобы простимулировать умственную деятельность. Расхожее мнение гласит, что таким образом в Древности вызывали «высочайшую помощь», защитника рода. Глава семьи чесал затылок, и его «осеняло» решением проблемы.

    Рвать рубашку на груди

    Считается, что в Древности с этим жестом сопрягали какую-то страшную клятву. Другая гипотеза утверждает, что так православные демонстрировали свою приверженность Христианству и нательный крест.

    Известен ряд старинных казней, когда предназначенному к экзекуции палач с треском рвал ворот рубахи. Сегодня добровольная порча вещей является своего рода аргументом, что человек готов за истину на любые, даже самые безрассудные, поступки.

    Кулаком – по груди

    Жест этот – пришлый, нехарактерный русичам, но плотно прижившийся в нашей стране. Его привнесли в отечественную культуру степные кочевники. Так они приносили присягу преданности своему сюзерену.

    Показывать «козу»

    В 90-е годы прошлого века этот жест был прозван «распальцовкой», хотя не имеет ничего общего с бандитскими «веяниями». Также его использовали «металлисты» вкупе с высунутым языком как символику «Heavy Metal». Однако поклонникам родной истории не стоит огорчаться. «Коза» имеет тысячелетний «стаж» и во все времена служила оберегом от порчи, сглаза и злой магии.

    Все мы помним детскую игру-потешку «Идет коза рогатая…уууу….». Далее взрослый показывал малышу, как бодает козочка, выпрямив указательный палец и мизинец. Причем делалось это именно правой рукой. Почему? Все очень просто – так уберегали деток от дурного глаза и снимали уже имеющееся зло.

    «Козу» использовали древние греки во время ораторских выступлений. В те времена этот жест символизировал наставление, наказ, «обратите внимание и запомните». Христианство «передало» конфигурацию в практику священнослужителей, сопровождавших ею свои проповеди. Последний факт подтверждается некоторыми иконами. Например, существуют изображения, где Христос воплощен именно с «козой» правой руки.

    Комбинация из трех пальцев, проще – кукиш

    Весьма популярный во множестве культур символ. На Русь он пришел, скорее всего, от немецких гостей, пытавшихся с его помощью соблазнять наших дам. Жест этот звучал как «фига» или «fick-fick machen» (прозрачный намек на интимные отношения).

    Однако наши дамы оказались не промах, и жест волшебным образом трансформировался в отказ. Потом с его же помощью отгоняли злые силы. Считается, что сексуально озабоченных германцев приравняли к бесам и обратили против них их же «оружие».

    Щелкать пальцами по шее

    Этот характерный жест появился примерно в начале 19 столетия. Он символизировал фразу «заложить за воротник». Пришел он из офицерской среды, где неумеренность в питие была нормой. Изобрел манипуляцию большого и указательного пальцев некий Раевский. Этому же полковнику русский язык «обязан» выражением «подшофе» (chauff). С той поры постукивание пальцами по шее стало синонимом легкого опьянения или приглашения к употреблению горячительного.


    СПЕЦИФИКА РУССКИХ ЖЕСТОВ

    В настоящее время появилось достаточно большое количество литературы о развитии национальных культур невербального общения, в частности - американской. Однако образовался определенный дефицит литературы о национально-культурной специфике невербального общения в России.

    Знание своей национально-специфической системы жестикуляции необходимо каждому культурному человеку не только для расширения культурного кругозора, но и для грамотного употребления ее в комплексе невербальных средств коммуникации. Особенно важно знание жестов, используемых в определенных ситуациях автономно от языка, как самостоятельного средства коммуникации.

    Практически все русские жесты (за исключением ритмических и подчеркивающих) имеют три варианта связи с речью:

    Жесты включаются в контекст речи;

    Жесты и речь идут параллельно (причем жесты несут не связанную с речью информацию);

    Автономное использование жестов, когда речь вообще не используется.

    Бывает и так, что жесты выступают смыслообразующим средством, а речь их сопровождает. Знание всех ситуаций употребления русских жестов особенно важно для иностранцев, изучающих русский язык.

    При сопоставлении различных национальных систем жестов можно выделить три типа жестов:

    - жесты-реалии , которые существуют лишь в общении одной нации;

    - жесты-ареалии , которые совпадают и по форме, и по содержанию в разных культурах (например, отрицательное покачивание головой у русских и у немцев);

    - эквивалентные жесты, которые схожи по форме, но различны по содержанию (например, русский жест прощания - махание кистью руки сверху вниз - арабы или японцы могут понять как приглашение подойти).

    Употребление эквивалентных жестов нередко приводит к ошибочному их пониманию и переносу этого ошибочного значения на сопровождаемое жестом слово. И “знакомый” жест может дезинформировать, затруднить усвоение иностранного языка или привести к различным (смешным и опасным) недоразумениям в общении с иностранцами.

    Возьмем, к примеру, широко известный русский жест одобрения и положительной оценки - поднятый большой палец. Если этот жест будет применен в общении на улице, то англичанин поймет его как знак остановки транспорта. Другой русский жест - имитирование правой рукой движения при заводе машины, употребляемый для остановки надоевшей речи собеседника, тот же англичанин расценит как характеристику надоевшего субъекта, который слишком много говорит и всем надоел, а египтянин истолкует подобный жест как поощрение к разговору.

    Постоянно опущенный взгляд во время разговора может вызвать у русских впечатление ложности сообщения, скрытности или стыдливости собеседника. А у японцев, наоборот, не принято смотреть в глаза собеседнику.

    У русских “высунуть язык” - это жест поддразнивания, в Индии - гнева, в Китае - угрозы, а у народа майя - мудрости.

    Русский количественный жест, обозначающий цифру “два” - показывание двух пальцев - англичанин или американец воспримет как знак победы, если ладонь повернута к собеседнику, или как предложение интимной близости, если кисть руки повернута тыльной стороной вперед. И подобных примеров очень много.

    Считается, что описательные жесты (по типу рисунков) понятны всем людям. Когда иностранцы не понимают чужого языка, они переходят на описательный жест. Однако это верно только в том случае, когда есть привычка обращать внимание на жесты и когда жест однозначен. Но из-за разницы бытовых условий разных народов их жесты, как правило, неоднозначны.

    Например, русский жест “есть” (рука держит воображаемую ложку и подносится к губам) не соответствует китайскому (два пальца вытянуты, имитируя палочки, и подносятся к губам).

    То есть можно с уверенностью сказать, что жест - национален. Существует даже этикет жеста. У русских, к примеру, очень невежливо показывать на что-либо, а особенно на человека, пальцем. Если нужно показать, указывают всей рукой. По русскому рукопожатию (по тому, как человек здоровается, как складывает руку, какова сила пожатия, как наклонен корпус) можно не только узнать отношение человека к тебе, но многое о его характере.

    К примеру, подать два пальца - это высокомерное приветствие; подать руку лодочкой - приветствие смущенного человека; долго пожимать руку, не отпуская,- проявление дружеского или фамильярного интереса к человеку и т. д.

    Наблюдения психологов показывают, что русские отличаются относительной сдержанностью и употребляют примерно сорок жестов в час. За это же время разговора мексиканец делает 180 жестов, француз - 120, итальянец - 80, а финн - один жест. Для народов, мало жестикулирующих, русское общение кажется сильно насыщенным жестами. Изображая русского героя, актеры восточных театров много и широко размахивают руками, не понимая, что размах жеста в русском языке регламентируется темпераментом, нормами поведения, полом и т. д. Надо заметить, что, жестикулируя, русские не сильно выбрасывают руки вперед и не отбрасывают их далеко от тела, но в то же время и не прижимают локти.

    В отличие от жестов европейцев русские жесты практически не синхронны - жестикуляция осуществляется одной рукой (правой). Довольно часто движения руки заменяют головой, плечами. Например, указывая направление, русские обычно делают движения в сторону головой, говоря: “Вам нужно в эту сторону”, а вместо слов “не знаю” пожимают плечами.

    Иностранцы не всегда правильно понимают стилистику русского жеста, то есть когда и с кем можно употреблять жест, а когда вообще не употреблять. Русская жестикуляция, мимика и поза определяются ситуацией, отношениями говорящих друг к другу и к ситуации, социальной принадлежностью говорящих. Чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест. Большая интенсивность жеста говорит о взволнованности, эмоциональности собеседника.

    Если говорить о расстоянии общения, то у русских оно меньше, чем у большинства восточных народов (поэтому тем кажется, что русские “слишком быстро хотят перейти на дружескую ногу”), и больше по сравнению, например, с испанцами. Официальная зона общения русских обычно определяется расстоянием, равным длине двух рук, протянутых для рукопожатия, а зона дружеская - длине двух согнутых в локте рук. В то время как у народов, не пользующихся рукопожатием, это расстояние намного длиннее, поскольку оно определяется поклонами. Русскими такое расстояние воспринимается как холодное.

    В наше время даже если восточные народы в общении с европейцами и пользуются рукопожатием, то все равно дистанцию при этом стараются сохранить свою; в результате стоят дальше и, чтобы дотянуться до собеседника рукой, вынуждены наклоняться вперед (что выглядит для европейцев слишком подобострастно) или отодвигают назад верхнюю часть туловища (что выглядит высокомерно).

    У русских при встрече женщины и мужчины приветствовать первым должен мужчина женщину, но установить расстояние общения и протягивать ли руку первой - это решает женщина. Можно приветствовать и поклоном. Однако в наше время поклоны у русских почти не употребляются - они вытеснены рукопожатием.

    Довольно часто встречается приветствие, сопровождаемое небольшим наклоном корпуса вперед или наклоном головы, когда глаза направлены на собеседника (наклон головы с опущенными вниз глазами “читается” собеседником как поза виноватого в чем-то человека или как смущение). В древности же в России поклон был широко распространен. Существовало много различных поклонов, самым вежливым был “земной” - с прижатием руки к сердцу, а затем опусканием этой руки к полу. Земным поклоном встречали и провожали наиболее уважаемых людей; чем ниже поклон, тем больше почтения.

    У русских большое значение в общении имеет взгляд. Современные этнографы условно делят все цивилизации по признаку направленности взгляда. Русский обычай предполагает смотреть прямо в глаза, этим определяется степень теплоты и откровенности в контакте. Направленный прямо в глаза взгляд русских воспринимается многими восточными народами как невежливость, дерзость, а взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними. Американцы смотрят в глаза только тогда, когда хотят убедиться, правильно ли их понял собеседник, англичане во время разговора смотрят друг на друга, но специально моргают, чтобы показать, что слушают. Пристально же смотреть, как в России, в Англии - неприлично.

    У русских по сравнению с восточными и многими европейскими народами намного больше развито такое средство установления контакта, как прикосновение. Русские матери водят за руку детей, влюбленные и супруги гуляют, держа друг друга за руку, под руку друг с другом ходят женщины, мужчины-друзья иногда целуются, что очень удивляет иностранцев. Хотя по сравнению с испанцами и итальянцами русские целуются мало, а по сравнению с народами Индии, Китая, Индокитая - много. В былые времена поцелуи у русских имели различное предназначение. Поцелуй как одна из форм ласк при общении с ребенком, это понятно. Но что значат выражения “сладкий поцелуй”, “сахарные уста”? Здесь обнаруживается связь между пищеварительными и половыми органами, между прикосновением и вкусом (это доказано современными сексологами).

    Почему мы рвем на груди рубаху и показываем кукиш? Расшифровываем русский язык жестов. Считается, что 80% всей информации мы передаем друг другу с помощью жестов, и немудрено, что этот язык тоже имеет национальную окраску. Большинство жестов - это сильно укоренившиеся привычки, за появлением которых часто стоят исторические события и личности. Почему русский человек нет-нет да и порвет на себе рубаху, почешет затылок, а потом покажет кукиш - читаем в статье.

    Рвать на груди рубаху

    Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

    Чесать затылок


    Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос - для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

    Бросать оземь шапку


    Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

    Бить себя в грудь


    Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

    «Коза»


    Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами...», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком - таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.

    Кукиш


    Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения «fick-fick machen» (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем, со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам. Щелчок по шее

    Щелчок по шее


    Говорят, что царь Петр Великий хотел в свое время наградить за особые заслуги какого-то талантливого мастерового и спросил его, чего он хочет в награду. Тот попросил царской привилегии - пить бесплатно водку в любом кабаке (на водку уже тогда была монополия государства). По желанию мастера ему на шее сбоку поставили особое клеймо в подтверждение права на бесплатную выпивку. Этот «документ» он и предъявлял особым жестом.