Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений. Мозговой штурм по-японски. Сколько людей принимает участие

    Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений. Мозговой штурм по-японски. Сколько людей принимает участие

    Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

    Мозговой штурм -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

    Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

    Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".

    Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

    Мозговой штурм - это:

    • · новаторский метод решения проблем;
    • · максимум идей за короткий отрезок времени;
    • · расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
    • · отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
    • · это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

    Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

    • · инверсия (сделай наоборот)
    • · аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)
    • · эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущуния)
    • · фантазия (сделай нечто фантастическое)

    Гипотезы оцениваются по 10 бальной системе, и выводиться средний бал по оценкам всех экспертов.

    Цель мозгового штурма - создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

    Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему. Их, как правило, собирают в одну комнату на один-два часа. Оптимальными считаются группы в 7--11 человек.

    Метод включает следующие шаги:

    • 1) Выбирается объект (тема);
    • 2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;
    • 3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;
    • 4) Выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.
    • 1. Подготовка занятия. Необходимо сформировать группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, студенты, обладающие подвижным, активным умом.

    Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты.

    За день-два до штурма нужно раздать участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи. Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.

    Следует подготовить всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:

    • · Доска и мел
    • · Листы бумаги на планшетах и фломастеры
    • · Разноцветные стикеры
    • · Ноутбук в связке с проектором
    • 2. Вступление. Требуется назначить ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует мозговой штурм.

    Желательно, выбрать одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи.

    Назначить продолжительность первого этапа.

    Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться.

    Так же нужно поставить задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Записать задачу так, чтобы она всё время была на виду.

    Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

    3. Основная часть. Использование методики «мозговой штурм» стимулирует группу студентов к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос.

    На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения, участники высказывают по очереди любые предложения в точной и краткой форме, ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.

    На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

    На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу:

    • · самое оптимальное решение,
    • · несколько наиболее удачных предложений;
    • · самое необычное решение и т.п.

    Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

    · генераторы ид...

    Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

    • 1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
    • 2. Отберите подпроблемы для "атаки". Необходимо обратиться к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализировать их, выделить несколько целей.
    • 3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Когда сформулирована проблема, требуется вполне определенная информация.
    • 4. Отберите самые предпочтительные источники информации.
    • 5. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
    • 6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
    • 7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
    • 8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
    • 9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, надо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
    • 10. Дайте окончательный ответ.

    Здесь ясно видно чередование творческих, синтезирующих этапов и аналитических, рассудочных. Это чередование расширений и сужений поискового поля присуще всем развитым методам поиска.

    • 4. Выводы (рефлексия). Метод мозгового штурма эффективен:
      • · При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные.
      • · Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
      • · Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.

    Брейнсторминг (мозговой штурм) - это метод, направленный на поиск эффективных решений.

    Для этого специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.
    В первые метод был воплощен на практике Алексом Осборном. Именно он заметил, что люди зачастую не решительно высказывают креативные идеи для решения проблем из-за страха выделиться либо быть осужденным коллегами, начальством и т.д. В методе мозгового штурма критика или осуждение идей, которые выдвигаются, категоричестки запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми.

    Основными принципами техники брейнсторминга являются:
    Преобразование количества в качество;
    Запрет на отклонение любых идей в начале обсуждения.

    • Для чего нужен метод брейнсторминг?

    По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации идей индивидуально или коллективно, было выявлено, что количество оригинальных и креативных решений, cгенерированных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности.
    Стереотип относительно того, что метод брейнсторминга подходит исключительно для творческой сферы рекламы и маркетинга, уверенно опровергается результатами, полученных в других, менее креативных отраслях: для решения управленческих проблем, в научно-технической сфере, а также для поиска решений в личной жизни.

    Брейнсторминг – это идеальный инструмент для поиска быстрого и эффективного решения в любой ситуации.
    Использование мозгового штурма позволяет отобрать наиболее подходящие идеи в начале процесса обсуждения с последующим их обсуждением. Оптимальный размер команды, работающей по методу брейнсторминга, составляет 8-10 участников. Идеология метода заключается в том, что после проведения генерации и обсуждения идей, каждый участник чувствует, что сделал вклад в общий проект, что позитивно влияет на мотивацию работников и на эффективность их работы.

    • Главные правила осуществления брейнсторминга.

    Первое и основное правило в проведении мозгового штурма – это запрет критики любых идей, даже если они слишком отдалены от реальности. Уверенность участников в том, что любая идея будет рассмотрена, способствует снятию неловкости и способствует их активности. Второе правило заключается в том, что каждый участник должен избавиться от напряжения, раскрепостив разум, для того, чтобы генерировать идеи, порой даже фантастические. Возможно, даже в самой не реальной идеи кроется рациональное зерно, которое позже превратиться в эффективное решение. Третье правило брейнсторминга - это отсутствие ограничений на количество выдвигаемых идей. Чем больше смелых и неординарных решений высказано, тем эффективнее проведен мозговой штурм и ближе решение проблемы.

    • Алгоритм проведения брейнсторминга.

    Метод мозгового штурма проводится в определенной последовательности действий.
    Определение управляющего (модератора) процессом мозгового штурма
    Модератор – это основное действующее лицо, от которого во многом зависит эффективность проведения всего мероприятия. Модератор регламентирует процесс обсуждений и стимулирует участников высказывать идеи.

    Основными функциями модератора являются:

    Мотивация участников перед началом обсуждения. Для этого модератор оглашает цель, которая преследуется в результате проведения мероприятия, и отмечает, что от каждого участника зависит эффективность ее достижения. Основная задача модератора – стимулировать активность участников.
    Управление процессом высказывания мнений. Модератор дает слово поочередно каждому участнику, подбадривая высказывать даже самые сумасшедшие идеи.
    Незамедлительное пресечение критики коллег – также задача модератора. Эта проблема обязательно возникает на раннем этапе брейнсторминга. Модератор должен тактично пресечь любую критику до того, как она станет причиной снижения активности участников.
    Модератор должен одинаково равно относиться ко всем участникам мозгового штурма, независимо от того, кто выдвигает действительно полезные идеи.
    Также важной функцией является стимулирование потока креативных идей, высказываемых участниками. Профессионал, управляющий мозговым штурмом, всегда имеет в запасе несколько наводящих вопросов, с помощью которых можно возобновить процесс обсуждения. Примерами таких вопросов являются: «Как по-другому можно взглянуть на исследуемую проблему?», «Каким образом можно объединить несколько идей?» и т.п.
    Регламентирование времени, отведенного на изложение своих идей, также регулирует модератор. В этом случае важно соблюдать тактичность, что бы не обидев, корректно прервать выступающего человека.

    На должность управляющего мозговым штурмам необходимо выбрать человека, далекого от творчества с рациональным мышлением. Такой человек должен следить за тем, что бы обсуждение креативных идей не заходило слишком далеко от основной цели собрания. К тому же важно учитывать, что должность модератора не должна быть по уровню выше, чем должностной уровень собравшихся участников. В противном случае управляющий брейнстормингом будет сковывать активность коллектива.
    Последовательность этапов проведения и техника брейнсторминга.

    Брейнсторминг делят на следующие виды:
    Организованный;
    Бесконтрольный.
    Бесконтрольный брейнсторминг обычно применяется в критических ситуациях, в моменты, когда все креативные идеи исчерпаны, а участники поникли и не проявляют активность. Однако следует помнить, что этот вид мозгового штурма может легко превратиться в бесполезную болтовню, не имеющую никакой ценности.

    Поэтому более эффективным является организованный брейнсторминг, который осуществляется в несколько этапов:
    1. Постановка цели и донесение ее до всех участников собрания. Если проблема комплексная и сложная, то ее необходимо разделить на мелкие задачи. Если это невозможно, тогда мозговой штурм может быть не самым подходящим инструментом. Поэтому модератор изначально должен поставить цели правильно, что бы их четко понимали все.

    2. Главная задача руководителя в организации процесса брейнсторминга– это подбор участников мозгового штурма. Все работники должны иметь одинаковый социальный статус, одинаково разбираться в проблеме. И как уже отмечалось ранее, количество участников не должно превышать десяти человек. Также важно создать непринужденную атмосферу и обеспечить полноценный рабочий процесс. Для этого необходимо расставить по кругу удобные стулья и установить доску или флип чарт, на которые будут записываться все идеи участников. Помимо этого необходимо помнить о назначении наблюдателей, которые будут следить за реакцией участников брейнсторминга и будут записывать их идеи.

    3. Сам процесс проведения мозгового штурма – это следующий этап. Начинается мозговой штурм с вступления модератора, который объясняет правила работы, указывает ее цель, описывает проблему и заносит основные тезисы на доску. Выступление должно быть кратким и не продолжаться более 15 минут. Далее следует непосредственный процесс генерации идей. При этом модератор следит, что бы процесс не остановился и задает наводящие вопросы для его стимулирования. После этого полученные результаты оцениваются и классифицируются. Для этого участники сами принимают критерии оценки, которые ранжируют по важности. Далее каждый объясняет сущность своей идеи и поясняет детали. Важно, чтобы каждое высказывание воспринималось как единое верное. Только в таком случае можно найти то самое рациональное зерно, которое поможет достичь цели. Интересно, что уже на этом этапе конструктивная критика является необходимым элементом. В результате все идеи группируются с целью получения искомого решения задачи.

    4. Завершающий этап – это выбор наиболее подходящей группы идей. При этом рассматривается их реалистичность и возможность воплощения на практике. Этот этап самый ответственный, так как именно тут оценивается эффективность мозгового штурма. Случается так, что ни одна из сгенерированных идей не подходит для решения проблемы. Но даже в этом случае, неудачные идеи могут быть основой гениальных задумок.
    Важно не переусердствовать с мозговым штурмом и не забывать, что если идеальное решение не найдено, не стоит внедрять все, что удалось сгенерировать. Также процесс брейсторминга будет бесполезным, если полученные идеи абсолютно нереалистичны или процесс их реализации непонятен. Многие менеджеры знают, как хорошая идея может быть испорчена только по тому, что не получила достойной реализации. Не повторяйте чужих ошибок и тогда, при правильном использовании техники мозгового штурма, не придется долго ждать результатов.

    Знаете что такое «мозговой штурм»?

    Конечно! Кто не знает?

    В чем суть этого метода?

    Собираются несколько человек и придумывают что-то новое.

    Получается?

    Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта...

    Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма - brainstorming"a. В 1953 г. вышла его книга "Управляемое воображение".

    Что же такое мозговой штурм (МШ)? Предлагаю вашему вниманию несколько определений:

    МШ (англ. brainstorming) - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

    МШ - групповое коллективное продуцирование новых идей. Метод построен на вольном высказывании ассоциаций. Смысл в том, чтобы коллективно генерировать идеи, которые не пришли бы в голову отдельному человеку. Слово за слово, образ за образ... Один высказывает, другой подхватывает, третий завершает.

    МШ дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; если группе удается найти решение, то ее участники становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

    МШ – техника, поощряющая выдвижение как можно большего количества идей, непредвзятое отношение к высказываниям коллег, стремление к компромиссу.

    МШ – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ.

    Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Задачей мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей, что предполагает применение нескольких правил:

    • Приветствуется свободный полет фантазии - люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
    • Идей должно быть много - каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
    • Критика исключается - на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
    • Комбинирование и совершенствование предложенных идей - участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
    • На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

    Согласитесь, уважаемый коллега – принципы просты. Почему же, зачастую мы не получаем ожидаемого результата?

    Во-первых, видимая простота метода, породила легкость отношения к нему: "Подъезжай часикам к девяти, поштормим".

    Во-вторых, на данный момент, при обилии информации по этой теме в интернет, трудно найти подробно прописанную технологию реализации МШ.

    В-третьих, простота метода именно видимая, МШ требует («если Вас интересует результат») тщательной реализации.

    Цель предлагаемой Вашему вниманию «инструменталки» ознакомится с пошаговой технологией МШ, рассмотреть особенности её реализации, понять, что необходимо делать для гарантированного получения результата, в чем могут лежать причины неэффективности, оценить применимость данного метода в рамках вашей организации.

    Итак: фанфары, фейерверки, радостные улыбки! Мы приступаем!

    ПРИНЦИПЫ МШ:

    Количество переходит в качество. Чем больше идей - тем выше вероятность правильного решения. Не спешите с критикой. Мы склонны оценивать идеи инстинктивно и немедленно, и часто – неправильно. Стоит не торопясь обдумать все предложения.

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

    1. Определите задачу. Сформулируйте вашу проблему как можно точнее, если проблема сложная, разбейте её на простые задачи

    2. Подберите участников МШ Оптимальное количество 6-12 человек. Это должны быть люди:

    • имеющие гибкий, быстрый ум;
    • положительный настрой;
    • замотивированные на улучшение положения дел;
    • осознающие необходимость в свежих творческих идеях.

    Следует пригласить одного человека способного в силу своего положения принимать решения и осуществлять задуманное.

    3. Выберите лидера. Человек, обладающий опытом налаживания контактов в коллективе и достаточным красноречием (способный перефразировать высказываемые предложения и найти приемлемые аналогии). Важно, чтобы лидер МШ имел возможность при необходимости корректировать высказывания влиятельного лица, так как ничего не довлеет над подчиненным так, как мнение руководства.

    4. Создайте благоприятную атмосферу:

    • удобная комната;
    • возможность перерывов.

    5. Выберите «дежурного». Участник, фиксирующий все высказываемые предложения и замечания. Если идеи не записываются - они забываются. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

    6. Если уж идти – так до конца.

    • Сразу после МШ организуйте обед или даже вечеринку, дабы отпраздновать достигнутый успех.
    • Можно написать благодарственные письма всем участникам и наблюдателям МШ, отметив вклад каждого в разрешение нелегкой задачи.
    • Полезно – попросить каждого из участников МШ написать какая из идей, по их мнению, достойна воплощения, и что для этого надо предпринять.

    7. Оцените идеи. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, вы не сможете ни оценить её по достоинству, ни увидеть её недостатки. Не спешите с оценками, оценивайте идеи лишь в конце МШ (ведущий может квалифицировать идеи самостоятельно или пригласить группу к участию в оценке). Прежде чем отказаться от какой бы то ни было идеи, найдите, по крайней мере, три резонных довода, почему это стоит сделать!

    ОБЯЗАННОСТИ ЛИДЕРА

    Хорошая подготовка к МШ включает следующие параметры:

    • составление плана МШ и ознакомление с ним участников МШ;
    • ознакомление участников МШ с методиками инициации и развития творческого потенциала, использование творческих приемов, способствующих рождению новых идей;
    • создание непринужденной атмосферы (возможны шутки, анекдоты, забавные случаи из жизни и т.п.) Все участники должны быть равноправны;
    • сосредоточенность на поставленной задаче, готовность управлять процессом выдвижения идей (важно направлять ход мыслей);
    • чёткость в формулировке предлагаемых решений и в ходе МШ, подведение промежуточных итогов;
    • поощрение проявлений инициативы. Чем более странной выглядит идея, тем лучше;
    • помощь участникам МШ в изменении привычного взгляда на вещи (по иному расставить акценты, задавать наводящие вопросы, разбудить воображение). Иногда работа в группе может застопориться из-за того, что её члены слишком сосредоточены на самой проблеме и на традиционных путях её решения («рабы привычки»). Если в группе таких людей большинство, лидер должен попытаться радикально изменить их взгляд на проблему. В некоторых случаях удается устранить такую «зацикленность» задавая абстрактные вопросы, например:
    1. Что привлекает внимание людей?
    2. Что их удивляет?
    3. Что их шокирует?
    4. Что приносит им наслаждение?
    5. Кто их интересует?
    6. Что их интересует?
    7. Кем они восхищаются?

    Используются все доступные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед вами задачу (рисунки, диаграммы, графики, использование различных цветов, иллюстрации мыслей и предложений группы…). Задача - выработать в сжатые сроки как можно больше идей;

    • Обязательно подчеркивание вклада каждого участника в решение общей задачи.

    РАЗНОВИДНОСТИ МШ

    BREINWRITING. Участники группы пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи. Принципы МШ остаются теми же.

    МШ НА ДОСКЕ. Вывешивается специальная доска, на которую сотрудники размещают записи тех идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. В центре доски должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая решения задача. Любой, у кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

    Преимущества:

    • Проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно вертеться в умах всех заинтересованных в её решении лиц.
    • Рождается множество ассоциаций. Знакомясь с идеями, приколотыми к доске на листах, работник, скорее всего, придумает что-то свое.
    • Время размышления не ограничено одним – двумя часами занятия в группе МШ.

    Если листов с идеями немного или их нет – это говорит о том, что следует найти способы побудить своих сотрудников относиться к работе более творчески.

    СОЛО. Для проведения МШ самостоятельно лучше завести для своих идей специальную картотеку. Важно «увековечивать» абсолютно все идеи – удачные и не очень, кажущиеся абсурдными и пустыми. Если идея появилась – запишите её.

    ВИЗУАЛЬНЫЙ МШ. Фиксация идей с помощью рисунков. Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка поможет вам не только зафиксировать удачную идею, но и не потерять темп в процессе размышлений.

    Преимущества:

    • Скорость и гибкость мышления
    • Отсутствие преждевременной критики

    Если коротко и сухо описать данный метод, то это, уважаемый коллега, всё. На деле же происходит (или не происходит - это зависит от организации) масса интересного, т.к. эмоциональная включенность, целеустремленный поиск лучшего решения, доверие коллег позволяют ощутить драйв совместного творчества. А удовлетворение от найденного решения с лихвой возмещает все энергетические и временные затраты.

    Список литературы:

    1. Г.С. Альтшуллер «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» Версия 3.0 электронная книга «Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера»

    2. Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» Феникс Ростор-на-Дону 2007

    3. под редакцией Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» Ювента Институт Тренинга Санкт-Петербург 1999

    Сегодня я расскажу вам о том, что такое мозговой штурм (брейнсторминг) , для чего он нужен, чем он интересен и полезен, и как правильно использовать метод мозгового штурма на практике.

    Наверняка вы уже слышали о таком понятии, а прочитав эту статью, получите более четкое и грамотное представление о мозговом штурме и о том, как его провести.

    Что такое мозговой штурм?

    Термин “мозговой штурм” заимствован из английского языка (brainstorming), и даже в русском языке его часто используют дословно: брейнсторминг. Также можно встретить синонимы этого понятия – мозговая атака, метод круглого стола.

    Мозговой штурм – это метод коллективного обсуждения проблемы для выявления оптимального решения, основанный на рассмотрении большого количества креативных идей участников, их коллективном анализе и выборе лучшего варианта.

    Метод мозгового штурма разработал американский творческий деятель, основатель рекламного агентства, копирайтер Алекс Осборн еще в первой половине 20 века (оказывается, уже в те времена были люди, занимающиеся ). Он успешно доказал на практике, что люди в одиночку часто боятся высказывать свои оригинальные и нестандартные идеи, опасаясь встретить неодобрение со стороны коллег или начальства. Поэтому проведение мозгового штурма, разработанное им, предполагало полный запрет на критику и осуждение на начальном этапе высказывания идеи.

    Технология мозгового штурма заключается в двух основных правилах:

    2. Постепенная трансформация количества предложенных идей в качество.

    С тех пор метод мозгового штурма многократно подвергался исследованиям и совершенствованию, но основные его принципы и правила остались неизменными. А главное – исследователи пришли к выводу:

    Количество креативных идей, получаемых при проведении мозгового штурма существенно превышает количество идей, выдаваемое его участниками по-отдельности.

    Поскольку Алекс Осборн впервые применил брейнсторминг в работе своего рекламного агентства для разработки рекламных идей, до сих пор у многих остается стереотип, что метод мозгового штурма подходит только для работы и бизнеса в сфере маркетинга и рекламы, или же только для какой-то творческой работы. Несомненно, в этих сферах мозговая атака действительно приводит к хорошим результатам, однако они отнюдь не являются исключительными для применения этого метода.

    Метод круглого стола успешно применяется и в руководстве (менеджменте) бизнесом, и в финансовой сфере, и даже для решения личных или семейных задач (в этом случае семья может собраться на мозговой штурм).

    Брейнсторминг – это очень эффективный метод поиска оптимального решения сложившейся проблемы, даже на уровне отдельно взятого человека или семьи.

    Ну а проведение мозгового штурма на уровне бизнес-структуры, предприятия, одновременно с нахождением лучшего варианта решения задачи, способствует укреплению командного духа и является одним из способов нематериальной мотивации персонала. Ведь каждый участник мозговой атаки ощущает свою значимость, свое участие в решении общей стратегической задачи.

    Рассмотрим подробнее, в чем заключается технология мозгового штурма, и как его правильно проводить.

    Правила проведения мозгового штурма.

    1. Участников брейнсторминга не должно быть слишком мало и слишком много. Оптимальное количество людей для проведения мозгового штурма – 8-10 человек.

    2. Все участники мозговой атаки (или хотя бы какая-то их часть) должны быть экспертами в обсуждаемом вопросе, то есть, иметь хороший уровень теоретической и практической подготовки.

    3. При проведении мозгового штурма разрешается высказывать любые, даже самые сумасшедшие идеи, их количество, поступающее от каждого участника, не ограничивается.

    4. Участникам круглого стола запрещается критиковать идеи, высказанные другими участниками.

    5. Для проведения мозгового штурма выбирается ведущий (модератор), который следит за соблюдением правил и осуществляет координацию действий всех участников.

    Как провести мозговой штурм?

    Участники брейнсторминга удобно рассаживаются по своим местам (в идеале – за большим круглым столом). Модератор берет слово и ставит перед участниками задачу: проблему, для которой необходимо найти решение. Уже на этом этапе он должен обозначить важность проблемы, и важность мнения по этому поводу каждого из участников круглого стола, тем самым, мотивируя их и стимулируя мыслительные процессы.

    Далее модератор должен обозначить регламент проведения мозгового штурма, то есть, выделить определенное время на высказывание одной идеи, а также на последующее обсуждение высказанных идей и поиск оптимального решения.

    Затем мозговой штурм начинается, и модератор по очереди дает каждому участнику круглого стола слово для высказывания своих идей. После выступлений он должен подбадривать участников и стимулировать выработку самых креативных идей (для этого желательно заранее подготовить какие-то наводящие вопросы, чтобы запас идей не иссяк слишком быстро).

    Модератор должен следить за тем, чтобы все участники соблюдали регламент, тактично пресекать всяческие попытки критики (а они обязательно будут!), демонстрировать свой позитивный настрой и равноправное отношение ко всем участникам. Модератор ни в коем случае не должен быть лицом заангажированным, поддерживающим конкретную идею, и пытающимся навязать ее другим, используя якобы метод мозгового штурма.

    Если речь идет о том, как провести мозговой штурм в рабочем коллективе, то роль модератора не должен присваивать себе руководитель – так участники будут чувствовать себя психологически неуютно, и будут бояться высказывать определенные идеи. Лучше всего, если модератором будет избран сотрудник такого же ранга, как и все остальные участники, а руководитель возьмет на себя функцию стороннего наблюдателя, впоследствии примет участие в обсуждении уже всех высказанных идей.

    Технология мозгового штурма.

    Всю технологию проведения мозгового штурма можно разбить на 3 этапа.

    1. Постановка задачи. На начальном этапе мозговой атаки отбираются участники круглого стола, и перед ними ставится задача, для которой они должны найти оптимальное решение. Также на этом этапе назначается модератор, и определяется регламент проведения мозгового штурма.

    2. Генерация идей. На втором этапе участники брейнсторминга по очереди высказывают свои идеи, предлагают свои варианты решения задачи. Здесь важно собрать как можно большее количество вариантов, пусть даже абсурдных и сумасшедших (многие гениальные идеи поначалу казались именно такими). Допускается также объединение нескольких идей участников круглого стола в одну.

    3. Экспертный анализ. И, наконец, последний, главный этап проведения мозгового штурма, на котором участники начинают обсуждать полученные идеи для выявления лучшего варианта. На этом этапе (только на нем!) уже допускается подвергать идеи анализу, оценке, критике. Так, постепенно, из общей массы высказанных идей формируется группа лучших, они дорабатываются, комбинируются, и в результате получается лучшее решение.

    Мозговой штурм не нужно проводить ради самого процесса. Если руководитель уже определил для себя путь решения проблемы, и хочет провести мозговую атаку “для галочки” – это приведет только к негативному эффекту среди сотрудников.

    Мозговой штурм необходим именно для того, чтобы найти оптимальный способ решения проблемы, а не для того, чтобы создать видимость участия коллектива или склонить других к своей точке зрения.

    В процессе своей эволюции метод мозгового штурма послужил отправной точкой для появления новых методов поиска оптимального решения задач, таких как , в котором можно провести мозговой штурм только с одним участником, или метод синектики, который я еще разберу подробно в одной из следующих публикаций на Финансовом гении.

    Думаю, что теперь вы получили более четкое представление о том, что такое мозговой штурм, как его правильно провести, и как с его помощью найти лучшие, нестандартные, а может даже гениальные способы решения возникших проблем и трудностей. Если вы хоть раз попробуете реально провести мозговой штурм – вы увидите, насколько действенный этот метод, какие интересные результаты он вам принесет.

    До новых встреч на – сайте, на котором вы найдете множество полезных советов и рекомендаций для того, чтобы стать успешным и финансово-независимым. Присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей, рекомендуйте друзьям и участвуйте в обсуждениях в комментариях и на форуме.

    • Модератор брейнсторминга

    Метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.

    Алекс Осборн является основоположником этого метода. Его теория основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т.п. Осборн в своей методике категорически исключает оценку или порицание любых идей на начальном этапе их зарождения.

    Два принципа, на которых основана техника мозгового штурма – это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.

    Что дает техника брейнсторминга

    Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды.

    Существует стереотип, что техника мозгового штурма применяется исключительно людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле брейнсторминг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи. Применение метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, брейнсторминг – оптимальный выбор.

    Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый работник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, брейнсторминг дает сотрудникам «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности работы .

    Основные правила проведения мозгового штурма

    В первую очередь необходимо всем участникам запретить критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки». Все члены группы должны не бояться того, что их идеи будут «освистаны» коллегами.

    Во-вторых, каждому необходимо раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то более-менее рациональное. Зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом.

    В-третьих, не должно быть ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух.

    Давайте рассмотрим подробно, как провести мозговой штурм.

    Модератор брейнсторминга

    Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции:

    На «должность» модератора лучше выбирать рационального далекого от творчества человека для того чтобы группа креативных энтузиастов не «растекалась мыслью по древу».

    Лучше всего выбирать координатора того же должностного уровня, что и все собравшиеся креаторы, поскольку высокий пост может значительно ограничить полет мысли всех генераторов идей. Не все смогут высказать смелую мысль при вышестоящем сотруднике, что нарушает все принципы мозгового штурма.

    Этапы проведения и техника мозгового штурма

    Изначально существуют следующие виды мозгового штурма: организованный и бесконтрольный. Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню.

    Именно поэтому организованный брейнсторминг считается более эффективным. Он должен включать следующие этапы:

    Если результаты мозгового штурма не имеют никакого влияния на принятие решений в компании, то и внедрять его не стоит. Даже при эффективном проведении брейнсторминга, если нет процедуры воплощения идей в жизнь, то весь процесс будет абсолютно бесполезным с точки зрения бизнеса. Многие управленцы из собственного опыта знают, как загубить идею на любом этапе ее развития. Поэтому не повторяйте подобных ошибок.

    P.S. Более продвинутым способом организации коллективного мышления является Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно и Метод Синектики

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .