Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Целями трудовой деятельности могут быть. Цель трудовой деятельности

    Целями трудовой деятельности могут быть. Цель трудовой деятельности

    Цели трудового законодательства подробно описаны в главе первой Трудового кодекса РФ. В статьях определены не только цели, но и задачи, основы принципов правового регулирования трудовых, а так же иных связанных взаимоотношений, систем, норм трудового права.

    Из статьи вы узнаете:

    Как определяются цели и задачи трудового законодательства

    Цели и задачи трудового законодательства определены в части 1, статье 1 ТК РФ, они придают правовому регулированию трудовой деятельности социальный акцент, вытекающий из сущности российского государства и указанных в статье 7, части 1 Конституции РФ. Законодательное основание призвано создать в стране благоприятные условия для свободного развития и достойной жизни граждан.

    Необходимо учитывать, социальная направленность ТК РФ не регламентирует права исключительно работников. В соответствии с Конституцией, не только наемные работники могут иметь гарантированные основании собственных прав и свобод. Работодатели создают рабочие места, обеспечивают людей работой, они вправе реализовать свои интересы в экономических и иных видах деятельности.

    Основные цели и задачи трудового законодательства

    Социальные и экономические цели трудового законодательства основаны на функциях:

    обеспечение уровня трудовых прав, гарантий, свобод;

    возможности работодателей удовлетворить свой интерес, чтобы достичь стабильных экономических результатов, создать все материальные предпосылки для успешной реализации прав и свобод работников.

    Указанные функции регламентированы статьей 1, частью 2 ТК РФ. К основной задаче законодательства относится создание необходимых правовых условий, помогающих согласовать основные интересы всех сторон трудовых отношений. Стоит учитывать, соотношение таких функций основано на доминантной социальной основе.

    В российском обществе наибольший удельный вес отводится наемным работникам. С экономической точки зрения работники не относятся к хозяйствующим субъектам и располагают лишь определенными способностями, помогающими выполнять соответствующие функции. Но это сопоставимо с основами, позволяющими принимать участие в экономической или иной деятельности работодателя. Отсюда можно сделать вывод, работники могут реализовать свои способности только при совершении определенных действий работодателя, который не всегда заинтересован в таких действиях. Поэтому персонал больше нуждается в защите прав, интересов и социально-правовой государственной поддержке.

    Почему основными целями трудового законодательства являются социальные и экономические основы

    Действующее на сегодняшний день законодательство берет за основу социальные и экономические гарантии. С одной стороны это помогает работодателю обеспечить эффективность деятельность предприятия. Но при этом учитывается, что экономические интересы работодатель способен удовлетворить самостоятельно, так как фигурирует субъектом имущественных, неимущественных прав, организатором производства. Работодатель обеспечивает виды хозяйственной, культурной, развлекательной, образовательной, медицинской, иных видов деятельности.

    Взаимоотношения всех участников строятся на правовой основе. Это не обозначает, что правовое регулирование таких взаимоотношений осуществляется в частном порядке. Обязательно государственное присутствие, олицетворяющее основы правового регулирования на законодательном уровне.

    Целями трудового законодательства служат аспекты социальной направленности, призванной обеспечить:

    экономическую стабильность;

    предсказуемость;

    социальный прогресс;

    защищенность всех участников трудовых взаимоотношений.

    Правовое регулирование возникших отношений направлено на учет интересов самого государства, поддержание стабильности в сфере экономико-правовой политики, достижение обществом социальных благ.

    Читайте по теме в электронном журнале

    Каковы основные цели трудового законодательства

    В статье 1, части второй ТК РФ очерчивается круг общественных отношений. Основные цели трудового законодательства России заключаются в их урегулировании. В настоящее время в этот спектр входят не только непосредственно трудовые отношения, но и любые иные общественные отношения, которые непосредственным образом связаны с трудовыми.

    При общем рассмотрении сердцевиной регулирования трудовой деятельности является соблюдение и исполнение договоров, заключенных между сторонами – работодателем и работником. Правовое регулирование разнообразно по своей направленности. В частности, отношения, предшествующие трудоустройству, призваны обеспечить свободу выбора трудовой деятельности. В дальнейшем это помогает возникнуть трудовым правоотношениям между работодателем, который ищет сотрудника с соответствующим уровнем квалификации и работником, которого полностью устраивает определенное предложение.

    Цель трудового законодательства РФ основана на регулирование отношений по управлению трудом, организации. Деятельность наемного персонала относится к экономическим факторам хозяйствования, но работодатель использует его по собственному усмотрению. На международном и российском рынке труда труд наемных рабочих считается товаром. Субъектом деятельности выступает человек. Управление гражданами относится к разновидности социальной власти, которая не может быть безграничной в демократическом обществе. А значит, обязательно требуется процессы, механизмы, направленные на регулирование, обеспечивающие защищенность всех участников трудовых отношений.

    Основные цели трудового законодательства заключаются:

    1. в определении пределов осуществления власти;
    2. в определении нормативов при создании локальных, директивных, распорядительных, правоприменительных документов.

    На законодательном уровне регулируются отношения по подготовке, переподготовке, повышения квалификации кадров. Работодатель заинтересован в повышении эффективности трудовой деятельности.

    Не менее важным аспектом служит регулирование отношений по всем видам партнерства, ведения коллективных переговоров, заключению договоров, соглашений. Все цели подчинены интересам сторон коллективных, индивидуальных взаимоотношений и в конечном итоге государства. Социальное благополучие российского общества напрямую зависит от нормального функционирования и развития рынка труда.

    На законодательном уровне регулируются все вопросы, сопутствующие действующим отношениям. Профсоюзные комитеты обязаны учитывать аспекты российского законодательства, соответствующие нормативы, помогающие обеспечить эффективную организационно-управленческую деятельность, защиту, проводить воздействие на работодателя в случаях необходимости. Законодательное урегулирование отношений по осуществлению надзора и контроля, охране труда помогает обеспечить безопасные условия.

    Ст 1 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    Комментарий к статье 1 ТК РФ:

    1. Изложение Трудового кодекса начинается со статьи 1 ТК РФ, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

    В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

    Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разделу X "Охрана труда").

    Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. комментарий к статьям гл. 56 - 59 ТК РФ).

    Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования с тем, чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

    2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Ст 1 ТК РФ имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

    Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. комментарий к статье 15 ТК РФ).

    Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Одни из них предшествуют, другие - функционируют одновременно, третьи - приходят на смену трудовым отношениям. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

    Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сами работники, как правило, непосредственно в коллективным трудовым отношениях не участвуют.

    Ст 1 ТК РФ с комментариями относит к самостоятельным видам отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

    Отношения по надзору и контролю (в т.ч. профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

    Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, статья 1 ТК РФ завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

    Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. комментарий к статьям гл. 61 ТК РФ).

    Одной из задач, указанных в статье 1 ТК РФ является регулирование отношений по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права - связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60% среднего заработка. Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

    В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия равен в 2009 г. - 18720 руб., в 2010 г. - 20030 руб., в 2011 г. - 21390 руб. (ч. 1 статьи 8 ТК РФ). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

    СТ 1 ТК РФ .

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    • организации труда и управлению трудом;
    • трудоустройству у данного работодателя;
    • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
    • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • разрешению трудовых споров;
    • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса РФ

    1. Часть 1 комментируемой статьи 1ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее - МОТ) "О целях и задачах Международной организации труда" (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: "Труд не является товаром" (п. "а" разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

    Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

    Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 КРФ , не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

    Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

    Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

    2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

    3. Часть 2 ст. 1 ТК РФ очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК РФ, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. - к ним).

    Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

    Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК РФ, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

    Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

    Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

    Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

    Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием "иные тесно связанные с трудовыми отношения" (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. , к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. - к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

    Трудовое право со своими правилами и законами появилось как следствие необходимости регулировать отношения, которые возникают между работодателями и работниками. Цели и задачи трудового законодательства заключаются в том, чтобы установить между всеми участниками процесса корректные правовые отношения. Труд в данном случае можно рассматривать с совершенно разных точек зрения.

    Если вы вдруг столкнулись с нарушениями на работе, трудовое законодательство - ваш шанс на скорейшее решение возникающих проблем. Не стоит стесняться оперировать существующими законами, грамотный управленец и так должен знать, что вам можно делать, а что - нет. А если же вам попался неопытный руководитель, вы, наоборот, поможете ему как можно скорее набрать нужные компетенции в области законодательства.

    Что подпадает под юрисдикцию трудового права?

    Цели и задачи трудового законодательства, его действия на территории РФ и решения, которые принимаются в случае рассмотрения претензий, так или иначе связаны с общественными отношениями. В первую очередь речь идет о фактических, которые формируются между обеими сторонами с помощью трудового договора. Далее, следует отнести сюда отношения, связанные с управлением и организации труда (нормативные документы, режим работы и т. д.). Под юрисдикцию данного закона также попадают отношения, которые работодатель выстраивает с потенциальными кандидатами на должность в своем предприятии, сюда можно отнести оказание содействия в поисках вакансии.

    В данную группу также попадают отношения, направленные на улучшение трудовых навыков работника (совмещение работы и обучения, переквалификация, компенсации и т. д.). Трудовое право также защищает интересы работника с помощью профсоюзных организаций и прочих партнерств. В зависимости от специфики работы между работником и работодателем могут возникнуть отношения, связанные с материальной ответственностью, например, товаровед магазина вместе с продавцами часто несет финансовую ответственность за недостачи товара, которые могут возникать при ревизии.

    Особняком стоят те отношения, которые направлены на разрешение спорных ситуаций по различным вопросам, которые могут возникать между работодателем и работниками. Существуют и другие правовые отношения, однако они встречаются намного реже, поскольку достаточно размыты в своих формулировках.

    Что такое правовые отношения?

    Понимание целей и задач трудового законодательства РФ невозможно без осознания того, что такое трудовые правоотношения. Если отбросить в сторону сухую терминологию, получится, что речь идет о договоренности между работодателем и работником, согласно которому второй получает заработную плату за выполнение определенных функций. Работодатель же при этом обязан гарантировать нормальные условия для работы, это заранее оговаривается обеими сторонами при подписании договора.

    Главная роль трудового законодательства заключается в регулировании правил поведения между двумя субъектами соответствующих правовых отношений. Согласно нормативным актам, обе стороны в трудовых отношениях имеют права и обязанности, которые должны быть учтены. Закон регулирует большое количество отношений различного типа, которые далеко не всегда можно отнести к труду.

    О функциях

    Цели, задачи и функции трудового законодательства в России выделить достаточно сложно, поскольку они имеют много общего. В частности функциями принято именовать основные векторы воздействия на отношения между работником и работодателем, при использовании которых учитываются все актуальные правовые нормы. Существует большое количество классификаций данных функций, каждая из них обладает определенными достоинствами и недостатками. В большинстве случаев принято выделять четыре функции: воспитательную, защитную, производственную и социальную.

    Самой важной функцией является защитная, поскольку именно она призвана уберечь как работников, так и работодателей от совершения юридических и правовых ошибок. Охрана прав и интересов обеих сторон - главная задача этой функции. Производственная функция необходима для корректного регулирования отношений между обеими сторонами, исходя из изменений существующего законодательства. Например, если государство примет закон о том, что рабочий день не должен составлять более 7 часов, работодателю придется подчиниться и отрегулировать текущий трудовой договор со своим подчиненным.

    При рассмотрении целей и задач трудового законодательства многие часто забывают об их функциях, чего делать нельзя, особенно если речь идет о социальной. Она необходима для того, чтобы работник мог получить помощь при поиске работы, а также развернутую консультацию от работодателя при отказе. Чаще всего используется воспитательная функция, с ее помощью работодатель может воздействовать на поведение собственных подчиненных. Ее цель - нормализовать трудовые правовые отношения, а также работу в коллективе. На сегодняшний день закон гласит, что воздействовать на работника можно увольнением, строгим выговором, выговором и предупреждением.

    Цели

    Цели и задачи трудового законодательства РФ были сформированы практически сразу после развала СССР и до сих сохраняют свою актуальность. Самой главной целью является формирование государственных гарантий на гражданскую свободу и трудовые права. Далее по степени важности идет возможность формирования комфортных условий для выполнения трудовых обязанности. И третья цель - защита интересов и прав обеих сторон, причем не только при возникновении конфликта, но и на постоянной основе.

    Все они становятся чрезвычайно важными, если вспомнить, что сейчас все отношения выстраиваются по принципам рыночной экономики, которая весьма жестоко относится к наемным работникам. Более ранние версии законов, защищающих трудовую деятельность, не слишком хорошо контролировали выполнение правовых отношений, направленных на защиту работодателей и наемных работников. Современная редакция достаточно четко регламентирует права и обязанности обеих сторон, а также алгоритмы действий в тех случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.

    Если рассматривать цели и задачи трудового законодательства кратко, они сводятся к тому, чтобы защитить обе стороны от конфликтов и не дать друг другу себя обмануть при выполнении должностных обязанностей. Работник и работодатель имеют право защищать свои права самостоятельно, также они могут воспользоваться помощью различных организаций, в частности профсоюзов, нотариальных контор и т. д.

    Задачи

    С целями и задачами трудового законодательства должны быть обязательно ознакомлены все участники процесса, в противном случае конфликтов и столкновений не избежать. Одна из главных задач ТК РФ - обеспечить нормальные условия для того, чтобы обе стороны смогли согласовать корректные правила взаимовыгодного сотрудничества. Еще одна задача - определение статуса отношений, которые находятся в юрисдикции трудового права, а также контроль за их исполнением.

    Согласно второй статье Конституции РФ, защита человека, его прав и свободы является обязанностью государства. Таким образом, можно трактовать закон так, что государство несет ответственность за тем, как соблюдаются права гражданина. Также именно оно должно осуществлять контроль за тем, насколько качественно работодатели исполняют свои обязанности и соблюдают регламентированные главным документом страны права человека.

    Какие документы следует изучить?

    Цели и задачи трудового законодательства определены в статье № 1 ТК РФ. Ознакомиться с Трудовым кодексом нашей страны может любой желающий, для этого достаточно просто посетить библиотеку либо воспользоваться поиском в Интернете. Следует также обращать внимание на то, что законы достаточно часто отправляются на пересмотр в высшие органы власти, поэтому для получения максимально объективной картины необходимо быть в курсе всех изменений, связанных с интересующей вас отраслью.

    В Конституции РФ можно найти статью под номером 18, в которой сказано, что все права и свободы, которыми обладает гражданин нашей страны, должны определять параметры большого количества государственных документов. Именно на основе гражданских прав должно осуществляться формирование законодательных актов, должна действовать исполнительная и законодательная власть, а также правосудие. Благодаря данной статье достигается главная цель ТК РФ, а вот самая первая статья в трудовом кодексе способна лишь улучшить существующий правовой уровень гражданина в данной сфере.

    Принципы: МОТ, Конституция РФ и Трудовой кодекс

    Цели, задачи и принципы трудового законодательства можно найти среди большого количества текстов на тему юриспруденции, однако они написаны достаточно сложным языком, и зачастую без толкового юриста там просто не разобраться. Если говорить проще, то под принципами в трудовом праве принято понимать основные идеи, которые определили его сущность, главные черты и дальнейшее развитие. На текущий момент на юридических факультетах изучают более 15 подобных идей.

    Принципы формируются Международной организацией труда, Конституцией РФ, а также Трудовым кодексом Российской Федерации. Первая предлагает четыре идеи: отказ от принудительного труда, запрет детской трудовой деятельности, контроль над недопущением дискриминации при выполнении трудовой деятельности, а также свободу объединения на проведение обсуждений.

    Согласно Конституции РФ, где отражены основные цели и задачи трудового законодательства, в нашей стране действуют следующие принципы: отсутствие дискриминации по различным принадлежностям, запрет умаления личностного достоинства, запрет на распространение частной информации о лице, свобода создания профсоюзов, гарантия свободы труда, запрет принудительной деятельности, обеспечение работы в условиях, отвечающих всем необходимым требованиям и т. д. Трудовой кодекс информирует нас о межотраслевых принципах, по которым следует регулировать отношения.

    Виды принципов

    Цели, задачи и основные принципы трудового законодательства имеют собственные черты, особенно последние. Например, все принципы, отраженные в Конституции и ТК РФ, обусловлены политической и экономической ситуацией в стране, строгой предметной определенностью, соответствием государственным нормативам, общностью содержания, а также системным подходом, стабильностью и целенаправленностью.

    Все принципы, исходя из этого, можно разделить на три группы: отраслевые, межотраслевые и общеправовые. Первые из них должны отразить особенности норм, относящихся к конкретной правовой отрасли. Вторые могут быть связаны сразу с несколькими правовыми отраслями, например, свобода труда оговаривается сразу в Гражданском и Трудовом кодексах РФ. Третьи же встречаются абсолютно во всех отраслях, к ним можно отнести принципы справедливости, равноправия, демократизма и т. д.

    Проблемы в изучении

    Теперь, когда вы знаете цели, задачи и принципы трудового законодательства, следует поговорить о сложностях, которые могут возникнуть при их изучении. Во-первых, необходимо отличать трудовое право от права в широком смысле слова. Последнее обычно принято понимать в качестве совокупности общеобязательных норм, которые определены государством для регулирования социальных отношений.

    Законодательные акты, касающиеся трудовой деятельности, должны решать большое количество важных вопросов. Речь идет о равноправии абсолютно всех сторон, которые принимают в ней участие; о защите прав субъектов, которые принимают участие в составлении трудового договора; а также о том, чтобы устранить все пробелы и нестыковки в существующем законодательстве.

    Цели и задачи трудового законодательства Российской Федерации существуют в виде целостной структуры и являются взаимосвязанными направлениями, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на население и социальные отношения. Оно должно сформировать механизмы, которые будут учитывать равенство обеих сторон и успешно использоваться на рынке труда, а также помочь выстроить максимально гармоничные отношения между работодателем и работником.

    Заключение

    Цели и задачи трудового законодательства определены большим количеством нормативных документов, поэтому нельзя халатно относиться к их существованию. Несмотря на то что изначально трудовое право возникло для защиты субъектов трудового договора и ранее защитная функция в нем была основной, на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Коренной перелом произошел спустя несколько лет после развала СССР, и основная причина этого - изменение экономики, а также социально-политической направленности Российской Федерации.

    Новая Конституция РФ была принята в 1993 году, а вскоре после нее была принята новая редакция Трудового кодекса РФ, который стал настоящим компромиссом, учитывающим интересы обеих сторон. Главной задачей ТК является формирование общественного партнерства между работодателями и наемными работниками, а также создание наиболее комфортных условий для обеспечения максимально эффективной работы.

    Цели и задачи трудового законодательства постоянно изменяются, соответствуя политическим и социальным новшествам, с которыми сталкивается наше государство. Именно благодаря этому возникло большое количество подходов и формулировок правовых терминов и понятий. При их изучении следует обратить внимание на то, что трудовое право имеет не только юридические функции, но и многие другие, только удастся получить целостную картину о том, что же оно собой представляет.

    1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

    В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

    Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X "Охрана труда").

    Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 - 59).

    Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

    2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

    Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

    Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

    Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

    К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

    Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.