Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Для чего человек живет — цель и смысл жизни человека. Почему нужно жить? Что происходит там, на Земле

    Для чего человек живет — цель и смысл жизни человека. Почему нужно жить? Что происходит там, на Земле

    Это не просто вопрос, это ключевой вопрос человечества в попытках познания себя уже 6 000 лет. Хорошо, что ты его задаешь. Это значит, ты понимаешь, что четких и ясных ответов на вопросы

    — ;
    -кто я;
    -кто Бог и есть ли он вообще;
    -что с нами происходит после смерти;
    -в чем замысел мироздания;
    -почему я прихожу в этот мир не по своему желанию и ухожу против своей воли,

    за годы исканий и размышлений ты так и не нашел.

    И это не случайно.

    Также не случайно, как и то, что именно ты заинтересован такими вопросами. Ведь это все запросы звукового вектора в человеке. Запросы на познание себя, Вселенной и ее законов.

    Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, нас, звуковиков на планете всего 5%. Остальных эти темы совсем не интересуют. У каждого, кроме звуковика, есть свой смысл в материальном мире, и он бессознательно к нему стремится.

    Один пытается достичь высот в карьере, сколотить состояние. В этом он находит себя и уверен, что живет именно для этого: накопить, сэкономить, выбиться вперед.

    Другой стремится жить для семьи, детей, жены. Его ценности - это почет, уважение, честность, справедливость. Он живет и осмысливает себя в том, чтобы построить дом, вырастить сына и посадить дерево.

    Ну а третьему задай вопрос, зачем стоит жить, и он ответит: «Чтобы любить и быть любимыми».
    У каждого свой ответ и смысл, и это справедливо, потому что разная от природы психика диктует разные устремления и состояния психического комфорта.

    А как ты сам думаешь, зачем мы живем?

    Не знаешь…

    А все потому, что твои интересы лежат вне плоскости материального мира. Звуковой вектор задает тебе желание познавать метафизические закономерности. И это является единственной причиной, по которой ты периодически ощущаешь себя «чужим» в этом мире,
    равнодушным ко всему тому, чем наслаждаются другие люди, не способным жить как все.

    Бывает, что звуковик не осознает свои такие странные желания к познанию, не задает подобные вопросы и не ищет на них ответы. Тогда бессознательно эти вопросы все равно рвутся наружу и проявляются в виде тяжелых депрессий, ощущения бессмысленности земного проживания.

    Ответы в звуковом векторе

    Именно отсутствие ответов на многие философские задачи заставляло человечество идти вперед тысячи лет, развиваться. И задавали этот объем развития как раз такие, как мы с тобой, люди со звуковым вектором. Свои врожденные желания к познанию мироздания они сублимировали в конструктивную социальную деятельность.

    Эти гении своего времени создавали языки, классическую музыку, музыкальные инструменты. Создавали религии и точные науки, такие как физика, химия, математика. Вносили идеи о социальных преобразованиях в обществе. Они жили для этого.

    В современном мире области реализации для людей со звуковым вектором стали еще обширнее: программирование, новая добавочная реальность - интернет, космические исследования.

    Также сейчас отчетливо виден и возросший интерес у целых поколений к всевозможным эзотерикам, магии, колдовству, техникам по изменению сознания или реальности. Это говорит, о том, что это уже не единичное, а коллективное устремление к познанию самого себя. Прежние формы познания перестают наполнять звуковиков, и мы ищем новые.

    Зачем мы живем: принцип наслаждения

    Для любого человека единственный путь обрести свое счастье и радость - это применять свои врожденные таланты, психические свойства по назначению, то есть реализовывать себя в обществе. Приносить пользу не только себе, но и людям, в силу своих возможностей и потребностей.

    Например, людям с кожным вектором наслаждение дает применение своих свойств в инженерии, законотворческой деятельности, бизнесе. Людям с анальным вектором - перфекционизм в выбранной профессии, применение аналитических способностей и таланта к систематизации, передача опыта следующим поколениям, иными словами - обучение. Людям со зрительным вектором прекрасно удается применять себя и в модельном бизнесе, и в медицине, и в области культуры.

    Для звуковика эта реализация себя в социуме важна вдвойне, потому что огромный объем психической энергии при невостребованности оказывает негативное влияние и на другие вектора. Согласно системно-векторной психологии, их в человеке может быть 3-5 и даже более. Когда звуковой вектор реализуется, он освобождает в человеке место для желаний в других векторах, таких желаний, о которых человек в нереализованном состоянии может и не догадываться, и живет свою жизнь, не реализуя их.

    Примеры успешной реализации себя в обществе у звуковиков можно приводить бесконечно долго. Это и Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, и Цукерберг, основавший социальную сеть Фейсбук, и такие музыканты, как Игорь Крутой, Игорь Бутман, Денис Мацуев.

    Где узнать ответы?

    Конечно же, не существует волшебной таблетки, приняв которую, сразу можно определить свои вектора и скрытые желания, моментально выбрать свою область для деятельности. Зато есть точный инструмент, с помощью которого можно начать познание психической природы, своей и других людей - это системно-векторная психология Юрия Бурлана.

    Зачем нужно жить, казалось бы, все просто, не хочешь, не живи, кто тебя заставляет. Но если вдуматься, зачем мы все живем? Человек родился, значит это кому – то надо.

    Прежде всего его родителям, наверняка вашего рождения они ждали с нетерпением. Если есть что – то свыше, он вас тоже благословил. А что дальше, как понять, что ты живешь так, как надо? Что вообще нужно делать, чтобы пришло озарение, что ты проживаешь свою жизнь и для этого ты пришел в этот мир?

    Молодой человек особо над этими вопросами не задумывается, он занят учебой, у него зарождается первая любовь, семья затем дети. Как у всех.

    Ищет и находит любимую работу, думает о будущем, мечтает о материальном. Растит детей, крутится по жизни как может. Останавливается только когда начинает сдавать . Вот тогда появляются мысли, а зачем мне все это надо, зачем нужно жить? Что в итоге? Все равно на тот свет.

    Он не прав. Прожил не зря, дети его продолжение, его гордость. Даже если нет, по его мнению, особых достижений в жизни, он точно родился на белый свет не зря.

    После 50 лет родители помогают растить внуков, могут еще помочь и материально. А вот после 60 лет, зачем нужно жить?

    Внуки выросли, наши «мудрые» советы им сто лет не нужны. Время другое, что мы им можем посоветовать в век электроники? Дети отмахиваются. Материально? Самим бы кто помог.

    Тогда зачем нужно жить после 60 лет? Не потому ли нас и государство списывает со счетов в это время, устанавливая такие цены на лекарства, что пенсионных копеек едва хватает на хлеб, вот и естественный отбор. Не задумывались?

    А может и правда, если мы сами не можем найти смысл жизни, кому мы нужны. Значит пожилые люди отбросы? Возможно поэтому такое отношение у нас в стране к пенсионерам, не уважать, унижать, побольше гонять по кабинетам, чтобы во второй раз не повадно было что – то просить.

    Неужели наш удел болеть, скрипеть, брюзжать? Давайте всем смертям назло будем жить не хуже молодых. Покопайтесь в себе, найдите стимул жить дальше, ведь мы живы, понимаете, живы!

    Значит ищем причину, толчок, зачем нужно жить дальше на земле. Точный ответ дать не сможет ни один человек, живущий в этом мире, иначе этого вопроса никогда бы не возникало.

    Если копнуть глубже и задать себе вопрос, а что такое вообще жизнь? Попробуем ответить: и получается совсем банально.

    Жизнь – стирка, готовка, работа, воспитание детей. Без этого никуда. Не будешь убирать, стирать, зарастешь грязью. Готовить откажешься, умрешь с голоду. Работать не пойдешь, тогда воровать, а больше как.

    Без детей тоже плохо, это наше второе я. Что же остается – на луну слетать, жить на красивом острове. Возможно это чья – то жизнь, но точно не моя. На луну меня не тянет, я там ничего не забыла и без острова мне не плохо.

    Вот и пришли мы к ответу, зачем нужно жить. Жить нужно, чтобы быть счастливым изнутри. Если тебе комфортно, хорошо в жизни, значит это твое.

    Проблемы одолели, а как без них? Жить тяжело любому человеку, с неба на голову ничего не падает, судьба наша определяет нас на прочность, выдержим ли, не сломаемся?

    Вот уже не одно столетие, а может и тысячелетие люди пытаются найти ответы на вопросы: В чем смысл жизни? Зачем мы рождаемся? Зачем живет человек на Земле? Что мы должны успеть сделать в течении жизни?

    Ответов придумано много, а истина, как всегда, где-то рядом.

    И сегодня я предлагаю тебе ответы, которые касаются лично тебя, конкретно твоей жизни, твоей судьбы.

    Итак, Зачем лично ты появился на свет? Коллега по цеху, Алексей Лкьянов, в своей статье дал 10 ответов на этот вопрос.

    Получи ответы прямо сейчас!

    1. Человек живет на Земле, чтобы ошибаться

    Признай: ты несовершенен. Попробуй написать 30 раз букву "А" и все они будут разными, уникальными.

    Ты человек, в тебе есть очень много чего — сознание, подсознание, душа, тело, мозг и Бог еще знает чего еще. Но в любом случае ты несовершенен и ты будешь делать ошибки.

    Потому что Ошибки - это и есть жизнь.

    Если в твоей жизни нет ошибок, значит ты НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕШЬ. Или делаешь одно и то же вот уже 5-10-20 лет.

    Так что, если хочешь лучшей жизни, позволь себе ошибаться чаще.

    А для этого тебе естественно придется заняться чем-то новым и выйти из своей зоны комфорта.

    Ошибки дают опыт и знания, которые в будущем позволят тебе стать сильнее и лучше.

    2. Человек живет, чтобы ломать себя

    Ты родился, чтобы делать то, что для тебя некомфортно. Потому что только так ты можешь стать лучше.

    Большинство живет в зоне комфорта. И боится выделяться, делать не так, как все, жить по своим правилам.

    Но этот комфорт мнимый.

    Только делая то, что тебе некомфортно, ты сможешь получить то, чего у тебя еще нет, но чего ты так страстно хочешь!

    Ну и на самом деле. Когда ты родился, тебе все было некомфортно. Ты не мог ползать, говорить, есть. Ничего не мог, кроме как кричать и плакать:)

    Вспомни свою первую поездку на велосипеде, коньках, автомобиле… Они были очень некомфортными. Но сейчас ты уже не понимаешь: А что здесь трудного?

    Потому что в тебе заложен огромный потенциал. Не бойся его использовать, потому что…

    3. Ты родился здесь, чтобы развить тот потенциал, который заложен в тебя от природы

    Его называют разными словами — талант, призвание, жизненное предназначение, миссия… Но это не важно.

    Важно лишь то, что он есть в каждом человеке. И твоя задача развить этот потенциал максимально сильно, пока ты жив.

    Именно поэтому…

    4. Ты живешь здесь, чтобы делать то, что больше никто не сделает, кроме тебя

    В этом и есть твой талант, твоя уникальность.

    Живя по стандартной программе — сад, школа, институт, работа — ты получишь то же самое, что и нынешние пенсионеры — подорванное здоровье и пенсия, которой будет едва хватать даже на еду.

    Тебе это надо?

    Так что твой путь к успеху и лучшей жизни находится далеко от общепринятых стереотипов.

    И самая приятная новость, что кроме тебя этот путь пройти некому. Каждый человек уникален и у каждого свое призвание — свой путь.

    А значит, конкурентов у тебя не будет, в отличие от стандартной программы жизни, по которой текут миллиарды людей.

    И это очень позитивная новость для тебя, потому что…

    5. Ты родился здесь, чтобы кайфовать, радоваться жизни и получать кучу позитивных эмоций

    Да, жизнь сложная штука и далеко не всегда получается то, что ты хочешь. Практически каждый день происходят события, которые могут испортить твое настроение.

    А как к этому относиться — всего лишь вопрос выбора. Твоего выбора. И выбор этот сделать очень просто.

    Просто помни, что именно через позитивные эмоции ты растешь и развиваешься. Негативные эмоции лишь отнимают силы и делают тебя слабее.

    Так что, если в следующий раз проезжающая машина обрызгает тебя, пожелай удачи водителю, сдай одежду в химчистку и займись делами.

    6. Человек живет, чтобы помогать другим людям

    Потому что, чтобы ты не делал, ты делаешь это для кого-то. А если это никому не нужно, то зачем ты это делаешь?

    В этом и есть весь кайф!

    Смотреть и видеть, как твои действия улучшают жизнь других людей, помогают им в чем-то, радуют их и делают их жизнь лучше. Получать от них слова благодарности и ответную помощь.

    7. Ты родился и живешь здесь, чтобы умереть.

    Как это не прискорбно, но когда-то всё заканчивается. Это естественный цикл — рождение, жизнь, смерть.

    И, скорее всего, новая жизнь!

    Это природный закон и в этом нет ничего страшного. Просто когда-то это случится.

    Но вместе с тем…

    8. Человек живет здесь, чтобы продолжить свою жизнь в своих детях.

    В этом и есть смысл вечной жизни. В твоих детях как минимум половина твоих генов, есть частичка твоего характера, твоих черт лица…

    По сути, твой ребенок - это немного измененная копия тебя, которая продолжит жить, когда тебя не станет.

    Так что если хочешь жить вечно, делай детей и побольше!

    И не забывай…

    9. Ты здесь, чтобы передать своим детям свой опыт и знания.

    Чтобы они смогли достичь твоего уровня гораздо раньше тебя и пойти еще дальше. Сделать то, что не успел сделать ты. Оказаться там, где не был ты. Стать тем, кем ты не успел стать.

    Потому что…

    10. Ты родился здесь, чтобы действовать и двигаться

    В этом и есть ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ!

    Жизнь - это движение. Мертвое, неживое способно лишь лежать на месте и саморазрушаться.

    Точно так же и жизнь, которая стоит на месте и никуда не двигается, начинает саморазрушаться.

    Попробуй месяц полежать в кровати, не вставая, и ты с трудом сможешь с нее встать. Если вообще сможешь.

    Действуй, говори "ДА" новым возможностям, занимайся спортом, пробуй новое, будь постоянно в движении, не давай себе закиснуть.

    И тогда у тебя появятся цели, желание и мотивация их реализовывать и энергия для действий.

    А самое главное — твоя жизнь наполнится смыслом. Тем смыслом, который ты не найдешь нигде — ни в философских книгах, ни у экстрасенсов, ни у психологов.

    Тем смыслом, который не будет давать тебе спать, который будет заряжать тебя вдохновением и дарить радость и кайф от жизни тебе и всем, кто тебя окружает.

    Вероятно, человек задумался о смысле жизни не сразу. Для представителей первобытного общества, живших в суровых условиях и ежечасно вынужденных противостоять опасностям, преодолевать трудности и лишения, смысл жизни заключался в биологическом выживании. Для этого необходимо было обеспечить себя и сородичей пищей, удобным жилищем и теплой одеждой.

    Повседневная жизнь предков современного человека проходила в трудах и заботах. Но многое ли изменилось с тех пор? Человечество получило в свое распоряжение технику с ее впечатляющими возможностями. Сегодня нет необходимости дни проводить в лесах в поисках дичи. И все же большинство людей и сейчас занято лишь добыванием хлеба насущного. Работа за вознаграждение, домашнее хозяйство, бытовые хлопоты отнимают практически все время. Где уж тут задумываться о смысле жизни.

    Но время от времени у некоторых людей все же возникает вопрос о цели своего существования. Неужели жизнь была дана только лишь для того, чтобы достичь высокого социального статуса, обеспечить себя материально и продолжить свой род? Или же существуют другие, невидимые в повседневной суете цели? Особенно остро человек чувствует потребность в поисках ответов на подобные вопросы в переломные и критические моменты своей жизни.

    В поисках смысла: точку ставить рано

    В итоге каждый находит собственные на вопросы о своем предназначении. Одни в поисках жизненного смысла и цели земного бытия приходят к Богу. Мысль о том, что за пределами материального мира есть высшее , которое вас любит, ценит и гарантирует спасение души, вносит в жизнь человека умиротворение.

    Погружение в религию помогает сохранить жизненные ориентиры в условиях непрекращающегося стресса и давления со стороны обстоятельств. Но может ли достижение единства с Богом быть подлинной целью жизни?

    Существуют и другие пути для самореализации. Действительно, к чему искать Творца вне себя, когда можно самому им стать? И тогда люди с головой окунаются в творчество. За этим нередко стоит смутное стремление реализовать свой внутренний потенциал, раскрыть способности и таланты, заявить миру о своей индивидуальности. Творчество в качестве жизненной цели повышает физическое и умственное долголетие, привносит в ежедневное существование радость и наполняет жизнь реальным смыслом. При этом часто не имеет значения, в какой области и на каком уровне творит человек.

    В какой-то момент творческая личность начинает осознавать, что ее предназначение неразрывно связано с будущим человечества. И тогда все повседневные хлопоты, житейские заботы и материальные интересы отступают на второй план.

    Человек начинает целенаправленно искать ту область применения своих талантов, которая даст возможность обрести себя и стать максимально полезным для будущих поколений.

    Генрих Саулович Альтшуллер, один из создателей научной теории творчества, был искренне убежден, что придать жизни человека истинный смысл может лишь Достойная Цель. Она должна удовлетворять нескольким требованиям: быть новой, конкретной, значительной и обладать общественной полезностью («Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности», Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, 1994.).

    Человеческая жизнь на земле была бы однобокой и ущербной, если бы в ней не оказалось места для дружбы, любви, волнующих приключений и социального успеха. Безусловно, установка на творческую жизнь ни в коей мере не отменяет простых радостей земного бытия. И все же творчество – это один из самых сильных способов отыскать свое предназначение и поставить точку в вопросе о том, для чего человек живет на земле. Точку, которая вполне может превратиться в многоточие, уходящее в вечность.

    Мое самое глубокое убеждение, подкрепленное моей же практикой и практикой коллег: мы справимся со всем, чем угодно, у нас есть силы на все. Понять, насколько мы сильные, можно только тогда, когда попадаем в какую-то тяжелейшую ситуацию.

    Другое дело, что когда ты в этой ситуации, в какой-то момент может показаться, что все, я ничего не могу. На самом деле, могу! Очень важно, чтобы тебе кто-то сказал, что ты с этим справишься и что ты это можешь, потому что это так и есть.

    Не важно, в каком возрасте человек теряет родителей

    В Крымске, во время наводнения были очень тяжелые ситуации с людьми. Было несколько мужчин, у которых погибли пожилые родители. Это произошло ночью, в темноте.

    У одного мужчины отец был парализованный, он лежал в маленьком домике, отдельно. И тот мужчина говорит: «Я когда проснулся от шума воды, то пытался выскочить, а водой прижало дверь. Я физически не мог эту дверь открыть. Пока выбивал окно и пока выскочил во двор, вода мгновенно прибыла, и гостевой домик был уже под водой почти под крышу. Я ныряю раз, ныряю два и не могу там дверь открыть. Когда я уже поднырнул, отец уже все, захлебнулся».

    У второго мужчины точно так же мать погибла, очень пожилая женщина 90 лет. Они в соседних домах жили. «Я бросился сразу бежать, а вода все выше и выше. Я подплываю, а уже поздно…» И эти мужчины плакали как дети.

    Не важно, в каком возрасте человек теряет родителей – пять ему лет или пятьдесят, реакция почти идентичная. В самом деле, пока живы родители, мы остаемся детьми. В этот момент включается маленький человек и горюет как осиротевший ребенок. И поддержка нужна и пятилетнему, и пятидесятилетнему: «Мама и папа тебя любили и любят. Это то, что тебя будет поддерживать всю жизнь». Конечно, с взрослым человеком проще, с ним можно говорить и вспоминать.

    Помощь детям – это отдельная работа в чрезвычайных ситуациях. У нас в центре нет специальных детских психологов, наши специалисты могут работать абсолютно со всеми. И в чрезвычайной ситуации, конечно, реакция детей отличается от реакции взрослых. Чем меньше ребенок, тем больше отличие, совсем маленькие дети – дошкольники, младшие школьники – очень ориентированы на взрослых, особенно на родителей, если они рядом. Как ведет себя родитель, собственно, так и будет вести себя ребенок.

    Если родитель сохраняет спокойствие, уверенность и передает это ребенку, и говорит, что «я рядом с тобой, я здесь, мы вместе, я тебе помогу», то ребенок не будет ни плакать, ни пугаться, ни паниковать. А если папа или мама теряет над собой контроль, то мгновенно в это эмоционально подключается и ребенок. Если страшно маме и папе, то ребенку страшнее в десять раз, потому что мама и папа его опора, незыблемый мир. И мы всегда говорим родителям: «Будьте рядом и демонстрируйте уверенность, и с ребенком будет все в порядке». Другое дело, когда ребенок потерял родителей, это уже работа, требующая индивидуального, ювелирного подхода.

    Ребенок-заместитель

    Ни в коем случае мы никогда не говорим родителям погибшего ребенка, что «у вас еще будут дети». Это равносильно предательству этого погибшего ребенка. А, во вторых, мы не знаем, будут или не будут эти дети, не знаем, захотят ли они иметь детей. Мы говорим часто противоположное: «В этот год-полтора своего горя не принимайте для себя никаких жизненно важных решений, не вносите в свою жизнь никаких важных изменений, не переезжайте, не увольняйтесь с работы, не меняйте свою жизнь, потому что она и так у вас изменилась. Вам будет еще трудней, ведь от себя все равно не убежишь».

    Бывает, что муж говорит: «Я так боюсь, что жена может сойти с ума. Может нам еще одного ребенка родить?» Я понимаю, что все из лучших побуждений, но мы говорим: «Подумайте, это и для вас и для жены – тяжелейший стресс. Переживите этот период, и тогда вы решите, будут у вас еще дети или нет».

    Но на самом деле, если сказать честно, правда здесь немножко в другом: когда родители рожают ребенка вслед за тем, которого они потеряли, то высок риск, что они рожают ребенка-заместителя. А чем опасна эта ситуация? Тем, что второму ребенку родители могут не позволить прожить свою жизнь. Они могут возложить на него ответственность проживать жизнь умершего ребенка: будут сравнивать их вслух или мысленно, корректировать, при этом не желая ничего плохого, ничего дурного.

    Надо сначала пережить свое горе, а потом думать, как строить свою жизнь. Это очень важно донести до людей. Потому что в состоянии острого горя люди очень часто принимают какие-то решения, которые в обычном состоянии никогда не приняли бы. Надо понимать, что горе затрагивает не только эмоциональную область, но все другие сферы нашей жизни. И часть нашей работы, помимо работы с чувствами, эмоциями, с чувством вины, – постройка перспективы на будущее, поиск ресурса, за что зацепиться, зачем жить дальше.

    Страдаешь не только ты

    То, что для нас является очевидным, для людей, которые переживают горе, может казаться чем-то не нормальным. Например, с ребенком: «Так хорошо учился, отличник, умница и вдруг стал плохо учиться и все плохо. У меня и так горе – муж погиб, а тут еще и ребенок двоечником стал, маме и так плохо, он меня совсем добить хочет». А у ребенка свое горе, он вот так его переживает. «Не только у вас горе, но и у ваших близких» , это то, о чем надо говорить.

    Вы знаете, если зациклиться на себя, то можно, вынырнув из горя, понять, что ты остался один. Кажется, что когда человек переживает горе, его надо обнять, утешить и все будет хорошо. Человек, переживающий горе, может быть очень агрессивным, он может отталкивать вас и говорить: «Не нужна мне ваша помощь, ничем вы мне не поможете, уйдите отсюда, не мешайте». Это тоже нормальная реакция. Это не значит, что нужно уйти, это значит, что ему нужно помочь по-другому.

    Была ситуация, когда я поняла, насколько важно, работая с человеком, понять, кто еще страдает от этой же потери. Особенно, если есть дети, надо переключить внимание на них. Была ситуация, когда у женщины погиб муж, долго не могли его найти среди погибших. Один раз посмотрели – не он, еще раз – не он, и она уже думала, может, он в больнице, может, все-таки выжил, где-то здесь, но мы его не можем найти. И она была в ужасном состоянии – то кричит, то плачет, то начинает злиться, и при этом ей кто-то звонит и она резко, коротко, со злостью отвечает. Я в конце концов понимаю, что надо узнать, кто же это звонит? Я говорю: «С кем вы разговариваете?» И она с такой агрессией: «Да ребенок это, достал меня». Я говорю: «Это ваш ребенок?» «Да». «Сколько ему лет?» «Шесть». «А где он сейчас?» «Дома, звонит и звонит, я ему сказала, где я». То есть, понятно, что это ее горе говорит, а не она.

    Но дальше она сказала еще более серьезную вещь, которую, конечно, нельзя было оставить без внимания: «Сейчас я приеду и скажу ему: что, хотел, чтоб папка умер, вот он и умер». «А почему вы считаете так, что он этого хотел?» «У нас отец был строгий, как раз накануне он поругал сына, он приходит и говорит: папка злой такой, ругал меня, нам бы лучше было, если бы его с нами вообще не было. Вот я ему сейчас и скажу: хотел вот, он и умер».

    Конечно, первая эмоциональная реакция – встряхнуть и сказать: «Что же ты, женщина, делаешь? И как дальше твоему ребенку будет жить после этого?» Но я понимаю, что она не осознает этого, она сейчас в своем горе, у нее погиб муж и она не может его найти среди погибших. Я говорю: «Скажите, пожалуйста, вы действительно считаете, что ваш муж погиб, потому что так сказал ваш сын?» Она говорит: «Нет, конечно». «А зачем вы хотите ему об этом сказать?»

    И тут включается разум, женщина немножко отступает и говорит: «А что не надо?» Я говорю: «Нет. Вы просто скажите: у вас какая-то цель? Вот вы хотите это сказать сыну, зачем?» Она: «Ну, я не знаю, он же вот так говорил». «Вы же понимаете, почему он так говорил?» «Ну да, он любил его, ну да, обиделся». Я говорю: «А как вы думаете, почему он так часто звонит? Он же сейчас там один и ему очень страшно, он не знает что происходит, он не понимает, что с вами, вы же для него главная опора, и вдруг ее рядом нет, а он хочет узнать, что она еще есть, он за вас цепляется эмоционально: «Мама, скажи, что ты есть, что ты меня любишь!» А если он услышит, что он виноват в смерти отца, он же поверит вам на слово! Дети в этом возрасте верят родителям абсолютно. Он это примет как факт. Дальше пойдет по жизни с тем, что отец умер потому, что он так захотел». Она заплакала.

    Зачем жить дальше ?

    Очень важно слушать людей, и понять, в чем именно может быть их ресурс на будущее, мы же не можем свой ресурс придумать, и сказать: «Вот ты будешь жить, потому что у тебя есть дети». Может, это никакой не ресурс, дети, а наоборот, еще та тяжесть, про которую он скажет: «Я не потяну. Вот я не потяну ответственность еще за кого-то, не могу. У детей есть дедушки и бабушки или тети, а я не могу». И поэтому про свой ресурс, человек может сказать только сам. А сам он скажет, когда мы будем его расспрашивать и внимательно слушать, о его же жизни с ним говорить.

    Мы говорим с человеком о нем самом, о его жизни, о любви, о чувствах, о близких. В этот момент пытаешься выловить ресурс и построить человеку ближайшую перспективу, хотя бы на какое-то короткое время. Как он будет жить, и что он будет делать.

    С пятнадцатилетней девочкой мы два часа ходили вокруг морга, пока папа проходил процедуру опознания – погибла мама. Мы с ней гуляли и разговаривали о ее жизни, о ней самой и в это время простраивали перспективу – что же ей делать? Потому что она жила с мамой, с отцом мама была в разводе. И у девочки сейчас выбор: либо переезжать в новую семью отца, либо жить с бабушкой и дедушкой.

    С одной стороны, это выглядело, как будто я пытаюсь ее отвлечь, а на самом деле мы в этот момент выстраивали с ней ее будущее. Жить с бабушкой и дедушкой, но в деревне, маленькая школа, а класс выпускной. Либо переезжать в большой город к отцу, где хорошая школа и все прекрасно, но жить с мачехой. Это только ее выбор, потому что ее отец готов, она с отцом хорошие отношения сохранила, и дедушка с бабушкой, безусловно, готовы. Ей надо было понять, что же ей сейчас предпочесть. И вот, говоря о том, как они жили с мамой, какие отношения с папой, с его женой, девочка постепенно, в ходе собственных рассуждений, приходит к выводу, где и как она будет жить, и что она будет делать.

    Она сказала: «Я люблю бабушку и дедушку, мне с ними хорошо, но я понимаю, что мне надо поступать в вуз и надо жить с отцом». И дальше начинается разговор про то, что «с папой вы вдвоем вместе, он тоже потерял маму, не важно, что они жили раздельно, но коль ты появилась, то они любили друг друга. Говорят, что бывших жен не бывает, раз он любит тебя, значит, он к маме не мог быть равнодушным.

    Ты молодец, что сохранила отношение, вы оба молодцы и теперь вы друг для друга опора и поддержка. Конечно, и ему тяжело, и тебе тяжело. И когда вы будете жить вместе, очень важно чтобы вы действительно поддерживали друг друга и не усложняли и без того сложную жизнь. Это все временно, а временно можно перенести все что угодно. С любой мачехой, с любым отношением, не обязательно проявлять внешнюю любовь, достаточно быть просто корректными». И это не навязываешь, это само в разговоре выстраивается, человек сам об этом говорит.

    Труднее всего, конечно, помочь найти смысл, зачем жить дальше, пожилым родителям, потерявшим взрослых детей. Им понятно, что родить больше они не смогут и какой смысл доживать эту жизнь? А ты не доживаешь, а проживаешь, потому что близкий человек прожил свою жизнь, он решил свои задачи и ушел, а ты еще их не решил, поэтому ты должен прожить свою жизнь достойно. Достойно памяти близкого человека, помня о нем.

    Ресурсом для пожилых людей может быть, например, следующее: «А что хотели ваш сын или ваша дочь, что они хотели и что они не успели, о чем мечтали, а можете вы это сделать вместо них в память о них?» Это может быть все что угодно: организовать фонд помощи детям, или опекать кого-то, или поехать в Париж, который хотела увидеть дочь и так и не смогла. «Поезжайте, посмотрите Париж глазами дочери, где бы она хотела походить», и это становится сильным ресурсом.

    Но надо очень внимательно слушать, быть с человеком в контакте. С одной стороны, ты должен держать границу, чтобы слышать человека и не сливаться с ним в горе, а с другой стороны, если ты от него дистанцируешься, ты ему будешь бесполезен. Потому что люди в горе очень чуткие, если ты с ним сидишь рядом как холодный профессионал, тебе никто не откроется. С тобой будут в зависимости от собственных реакций более-менее вежливыми или не вежливыми, по-разному. Но человек не откроется, а значит, ты не сможешь ему помочь никак. Это опять же профессионализм, это то, что бывает сложно добровольцам, волонтерам. Почему сложно близким людям? Потому что они включаются эмоционально, они в этом поле вместе горюют, а тут надо немного отойти и посмотреть со стороны.

    В какой-то момент очень жалеешь, что не знаешь дальнейшую судьбу человека. Потому что с людьми эмоционально сплетаешься, и хочется, чтоб у них все было хорошо. Хочется увидеть, что да, сумел, преодолел и живет. А почему мы не встречаемся, и спасатели тоже не встречаются с пострадавшими? Потому что мы были с ними в самый тяжелый период их жизни. И не то чтобы они не хотели об этом вспоминать, все равно они думают и помнят всегда. Но, когда они видят нас, для них это словно вброс назад, в тот кошмар, который был. И это очень травматично. И мы не берем ни их адресов, ни телефонов.