Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Понятие коллектива. Основные виды коллективов. Роли отношений в трудовом коллективе. Трудовой коллектив и его особенности

    Понятие коллектива. Основные виды коллективов. Роли отношений в трудовом коллективе. Трудовой коллектив и его особенности

    Коллектив – это сложное социальное явление, классификацию которого можно осуществлять по множеству признаков.

    По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые являются юридически оформленными образованиями, действующими в рамках правового пространства, например, персонал организации или ее подразделения. Вторые базируются на нигде не зафиксированном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.

    По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. Официально созданные коллективы предполагают наличие обоих типов связей, причем формальные несут основную нагрузку, а неформальные их дополняют. В неофициальных коллективах связи исключительно неформальные.

    Формальные связи представляют отношения между должностями, им свойственна иерархичность; неформальные существуют между личностями, независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице.

    По механизму формирования можно выделить стихийно сложившиеся и сознательно организованные коллективы. К первым относится, например, студенческий, а ко вторым – преподавательский.

    По срокам существования коллективы делят на временные и постоянные. На практике временный характер коллектива связывается обычно с тем, что он предназначен для решения какой-то разовой задачи.

    Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их членам. При этом степень свободы рассматривается в двух отношениях. Во-первых, как свобода вхождения в коллектив – от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной добровольности при вступлении в клуб собаководов. Во-вторых, можно говорить о свободе активного участия в деятельности коллектива.

    В соответствии с функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели, как официальной, так и неофициальной(политическая партия, персонал фирмы); на реализацию совместного интереса(общество собаководов); на общение(клубы по интересам).

    По размерам коллективы делятся на малые и большие, исходя из количества участников.

    Самоуправляемые коллективы могут различаться по степени коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке и каждый действует независимо друг от друга.

    Каждый коллектив вырабатывает свою систему социального контроля – совокупность способов воздействия на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и пр., с помощью которых их поведение приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами.

    Тема 11. Деловая карьера и ее организация

      Цели деловой карьеры

      Организация набора кадров

      Адаптация работников

      Методы аттестации персонала

    1. Цели деловой карьеры

    Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни.

    С организационной точки зрения, карьера рассматривается как совокупность взаимосвязанных решений лица о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности, исходя из открывающихся перед ним возможностей преодоления расхождения между реальным и желаемым им должностным положением.

    Карьера может быть динамичной, связанной со сменой рабочих мест, и статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста. Она бывает вертикальной, предполагающей должностной рост, и горизонтальной, происходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой занятий и подчас профессии. Совмещение двух этих подходов дает так называемую ступенчатую карьеру.

    Движущий мотив карьеры получил название ее «якоря». Именно исходя из него, люди предпринимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. Выделяют семь типов «якорей».

        Автономия. Человеком движет стремление добиться независимости, чтобы получить возможность делать все по-своему. В рамках организации такую возможность предоставляет либо высокая должность, либо статус, либо авторитет и заслуги, с которыми все вынуждены считаться.

        Технико-функциональная компетентность. Человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать сложные проблемы. В конкретной деятельности он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне дела такие люди, в основном, безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и коллег.

        Безопасность и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.

        Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижение по служебной лестнице.

        Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление организовывать что-то новое, заниматься творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры – обретение необходимых для этого власти и свободы, которые предоставляет соответствующая должность.

        Потребность в первенстве. Человек стремится к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.

        Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, высокооплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п. Если у человека нет семьи, то на первое место может выйти содержательность работы, ее увлекательность, разнообразие.

    В деловой карьере можно выделить несколько этапов.

    Подготовительный (18-22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Карьера начинается с момента зачисления выпускника в штат организации, но в рамках этого этапа закладываются основы будущего специалиста.

    На адаптационном этапе (23-30 лет) происходит вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала все необходимые предпосылки.

    В рамках стабилизационного э тапа карьеры (30-40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Но все к концу этого периода становятся профессионалами, до тонкостей познавшими свою работу.

    Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают подводить итоги сделанного и, понимая, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, искать пути приспособления к новой ситуации и решать, как жить дальше. Принятие такого решения означает переход к этапу консолидации карьеры, приходящемуся на возрастной интервал 40-50 лет.

    Для лиц, которые хотят и могут продолжать карьеру руководителя здесь изменений не происходит. Они продолжают с интервалом в несколько лет (оптимально – не более 6-7, так как потом начинают проявляться консервативные тенденции) продвигаться по служебной лестнице. При этом те, кто обладает более решительным характером, продолжают карьеру линейных руководителей, а менее решительным, но более вдумчивым – штабных. Другие – осваивают новые сферы деятельности и переходят к «горизонтальной карьере».

    В возрасте 50-60 лет в деловой карьере наступает этап зрелости , на котором они могут сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта молодежи.

    Завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет, является подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних категорий лиц его желательно осуществлять как можно раньше с момента возникновения у них соответствующего юридического права; для других, полных физических и духовных сил, как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.

    В большинстве западных фирм обязательно планируют деловую карьеру сотрудников. Этот процесс начинается с изучения ими себя, своих потребностей и стремлений, на основе чего с учетом перспектив организации, отрасли, в которой она функционирует, объективных личных данных и пр. формулируются основные ее цели. Затем самостоятельно или с помощью руководителя составляются альтернативные варианты продвижения по службе как в собственной фирме, так и за ее пределами.

    Коллективным трудом можно добиться гораздо больших результатов, чем разрозненной работой такого же количества людей. Это происходит благодаря огромному потенциалу трудового коллектива.

    Коллективный труд позволяет:

    передавать свои знания и умения другим членам коллектива, получая взамен признание и благодарность за это, а при необходимости и получать новые знания и умения;

    ставить цели гораздо более высокого порядка и решать очень сложные и объемные задачи, чем работая в одиночку;

    иметь сочувствие, сопереживание своих коллег и получать их поддержку не только в трудовом процессе, но и в бытовых и других жизненно важных вопросах;

    проявлять способности, творчество и инициативу каждого работника, выдвигать новые идеи, рационалистические предложения;

    повышать чувство ответственности не только за собственную работу, но и за своих товарищей, совместно решать и добиваться выполнения принятых решений, выступать по принципу "один за всех, все за одного";

    Рассмотрим классификацию коллективов.

    По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными).

    Гетерогенные коллективы, различия между членами которых могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч., более эффективны при решении сложных творческих проблем. Поэтому сегодня, когда к людям производством предъявляются разносторонние требования, желательно, чтобы трудовой коллектив состоял из непохожих личностей с разноплановыми способностями.

    Гомогенные коллективы лучше справляются с простыми задачами, особенно в условиях интенсивной работы. Поскольку их члены лучше понимают друг друга, то возможности их взаимного влияния и формирования общности взглядов и позиций здесь выше.

    По статусу коллективы можно разделить на персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном желании людей сотрудничать друг с другом. Сила подобных коллективов в том и состоит, что их невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам.

    По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы.

    В формальных связи предписываются заранее, в неформальных складываются спонтанно, сами собой.

    Формальный коллектив объединяет людей только как представителей должностей, взаимодействие между которыми изначально предопределено технологией работы.

    Однако человек не может обойтись без личных контактов, в том числе и при решении чисто служебных проблем. В результате наряду с формальным возникает неформальный коллектив как система незапрограммированных деловых и эмоциональных отношений.

    Границы формального и неформального коллективов могут не совпадать, так как некоторые сотрудники в неформальный не принимаются или по собственной инициативе придерживаются нейтралитета.

    Но большинство людей одновременно являются членами того и другого, поэтому находятся под воздействием, с одной стороны, официальных целей организации, а с другой -- целей коллектива.

    Обычно неформальный коллектив возникает в связи с необходимостью компенсировать главные недостатки формального, состоящие в обезличенном подходе к людям и неэффективности коммуникаций. Соответственно существуют два вида неформальных коллективов, каждый из которых играет специфическую роль в управлении.

    Неформальный помогает решать задачи формального способами, отличными от официально предписанных. Поскольку заранее предусмотреть и в деталях расписать действия работников, особенно в сфере управления, невозможно, в случае затруднений, чтобы не ставить под удар работу, им приходится часто вступать в непредусмотренные, хотя и незапрещенные личные контакты. Это и помогает преодолевать функциональную недостаточность формального коллектива (информация о том, что "едет ревизор", давшая возможность гоголевскому городничему заблаговременно подготовиться, оперативно пришла по системе именно неформальных каналов).

    Психологический неформальный коллектив (неформальная группа, не имеющая производственной направленности) вообще не связан с соответствующим формальным.

    В его рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении, помощи и поддержке, которые им не оказывает официальное руководство.

    Такого рода неформальных структур может быть столько, сколько у членов коллектива имеется поводов для общения (приближение к предпочитаемым личностям, поиск выгоды и проч.).

    Со временем официальные формальные коллективы начинают постепенно эволюционировать, отдаляясь от плана, по которому были созданы, и жить своей жизнью.

    Неформальные же, наоборот, -- формализуются.

    Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные.

    Важным признаком, в соответствии с которым коллективы могут классифицироваться, является степень свободы, предоставляемая их участникам.

    В соответствии с функциями выделяют инструментальные коллективы, ориентированные на решение определенной задачи, и эмоциональные, целью которых являются удовлетворение личных потребностей и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности. Осуществление функций предполагает определенную степень внутреннего разделения труда.

    По размерам коллективы подразделяются на малые и большие.

    В малых между всеми участниками существуют постоянные личные контакты.

    Это придает им дополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы и удовлетворение от нее. Число членов малого коллектива, как правило, не превышает 20 (оптимально 5--7).

    Малые коллективы, члены которых не только объединены общими интересами, целями, сознательно выделяют себя из окружения, но и поддерживают между собой не просто личные, а дружеские эмоциональные контакты, получили название первичных (в то же время малый коллектив может быть и вторичным).

    Обычно это однородные группы, состоящие из 2--5 человек. Замена участников в них резко ухудшает внутренний климат, а то и попросту разрушает.

    Большие коллективы, где непосредственные связи между людьми практически отсутствуют, называются вторичными. Они формируются обычно по целевому принципу, т. е. "под задачу", поэтому основное значение здесь придается не личным качествам участников, а их умению выполнять те или иные функции. Для управления такими коллективами нужны специальные менеджеры.

    Если обязанности (как исполнителей, так и руководителей) четко распределены, людей здесь можно безболезненно заменять, ибо всегда найдется человек, обладающий нужными знаниями и навыками.

    Обезличенность отношений в больших коллективах приводит к тому, что их участники проявляют сравнительно невысокую трудовую активность, чаще конфликтуют между собой. Поэтому такие коллективы эффективны при выполнении прежде всего простых, но масштабных работ.

    С точки зрения отношения к труду выделяют следующие виды коллективов:

    • 1) неспособные и не желающие работать. Обычно они "разношерстны" и состоят из малоквалифицированных сотрудников;
    • 2) частично способные и частично желающие работать. В их составе значительна доля лиц, не имеющих необходимых знаний и опыта, но немало инициативных и исполнительных;
    • 3) способные и желающие работать. Для их участников характерны высокий профессиональный уровень, социальная однородность, творческая активность.

    Это позволяет передавать им широкие полномочия, вплоть до самоуправления.

    Коллектив - это сложное социальное явление, классификацию которого можно осуществлять по множеству признаков. По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Пер­вые являются юридически оформленными образованиями, действу­ющими в рамках правового пространства, как, например, персонал предприятия и его подразделений. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудни­чать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.

    По характеру внутренних связей различают формальные, нефор­мальные коллективы. Официально созданные коллективы предпо­лагают наличие обоих типов связей, причем формальные несут ос­новную нагрузку, а неформальные их дополняют. В неофициаль­ных коллективах связи исключительно неформальные.

    Формальные связи представляют собой отношения между долж­ностями, им свойственна иерархичность; неформальные существу­ют между личностями независимо от того, какое место они занима­ют на официальной служебной лестнице.

    Границы формального и неформального коллективов чаще все­го не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не при­ниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтра­литета.

    По механизму формирования можно выделить стихийно сло­жившиеся и сознательно организованные коллективы. К первым от­носится, например, студенческий, а ко вторым - преподавательс­кий. В то же время стихийно сложившиеся коллективы могут в дальнейшем структурироваться сознательно (таким образом в зави­симости от изучаемого иностранного языка комплектуются учеб­ные группы), а сознательно организованные - по воле случая, на­пример по алфавиту.

    Исходя из сроков существования, коллективы подразделяются на временные и постоянные. Временный коллектив обычно предназ­начен для решения какой-то разовой задачи.

    Важным признаком, в соответствии с которым могут классифи­цироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их членам. Во-первых, это свобода вхождения в коллектив, которая варьирует в довольно значительном диапазоне - от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной доб­ровольности вступления в тот или иной клуб. Во-вторых, можно го­ворить о свободе активного участия в деятельности коллектива. В одном случае она требуется постоянно, во втором - может быть эпизодической или даже формальной.

    В соответствии с функциями выделяют коллективы, ориентиро­ванные на достижение определенной цели, как официальной, так и неофициальной (политическая партия, персонал фирмы)реализа­цию совместного интереса (различные общества); общение (клубы по интересам). В свою очередь, функциональная классификация мо­жет дополняться и детализироваться классификацией по видам де­ятельности.


    Реализация тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного разделения труда, которое на деле может быть самым разнообразным. В одних коллективах оно суще­ствует только как количественное, создавая возможность полной взаимозаменяемости работников. В других имеет место специфика отдельных видов труда в пределах одного и того же качества, что уже ограничивает взаимозаменяемость. В третьих имеет место глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было вза­имозаменяемость в принципе невозможной.

    По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем в данном случае исходя не из числа участников, а из воз­можности или невозможности непосредственно поддерживать по­стоянные связи между членами. В больших коллективах это осуще­ствлять практически невозможно, а в малых - реально.

    Малые коллективы, сформировавшиеся в рамках больших и объединяющие наиболее активных членов, вершащих значитель­ную часть дел, получили название первичных. Обычно они включа­ют от двух до пяти человек, объединенных личными интересами, связи между которыми имеют преимущественно неформальный ха­рактер.

    Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому спе­цифическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конк­ретизируются в индивидуальном порядке и каждый действует неза­висимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяет­ся также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива оказывают друг другу помощь лишь в необходимых случаях. При максимальной степени развития коллективности происходит не только координация работы каждо­го, но и ее оценка.

    Каждый коллектив вырабатывает свою систему социального контроля-совокупность способов воздействия на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и прочее, с помощью которых их поведение приводится в соответ­ствие со сложившимися ценностями и стандартами.

    Система СОЦИаЛЬНОГО КОНТРОЛЯ опирается, во-первых, на при­вычки, то есть укоренившиеся способы поведения в определенных ситуациях; во-вторых, обычаи - виды поведения, которые коллек­тив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает сво­их членов признавать и поддерживать; в-третьих, на санкции, быва­ющие формальными и неформальными и представляющие собой реакцию групп на поведение индивида в социально значимых ситу­ациях; в-четвертых, на формальные и неформальные способы над­зора за поведением и поступками людей.

    3. воп. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВА

    Коллективы различаются между собой микроклиматом, психо­логическим состоянием работников, степенью их сплоченности.

    Психологический климат коллектива формируется совокупнос­тью обстоятельств, в рамках которых происходит деятельность лю­дей. Эти обстоятельства порождают определенные установки чле­нов коллектива, проявляющиеся в их отношении к окружающим и содержанию работы. О важности благоприятного психологическо­го климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность работы коллектива примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства во многом под­даются целенаправленному воздействию, психологический климат в определенной степени можно корректировать.

    Психологическое состояние коллектива характеризуется степе­нью удовлетворенности своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют такие обстоятельства, как ха­рактер и содержание деятельности, отношение к ней людей (лю­бовь или нелюбовь), престижность, размеры вознаграждения, перс­пективы роста, сопутствующие возможности (решить какие-то соб­ственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми и т. д.).

    Определенную роль играют специфические особенности коллек­тива, например место его деятельности. Удовлетворенность во мно­гом зависит и от умения членов коллектива сознательно жить по его законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам.

    Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения к нему его членов, возможности их совместно воздействовать на от­дельного человека, побуждать сохранять активность в группе и пре­пятствовать выходу из нее. Сплоченность обусловлена тяготением людей друг к другу в поисках помощи или поддержки в достижении тех или иных целей, взаимными эмоциональными предпочтения-

    ми, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных целей, тех или иных гарантий.

    Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим пре­быванием в нем зависят также от их психологической и социально-психологической совместимости. Основу первой составляет соот­ветствие темпераментов членов коллектива; в основе второй - со­ответствие профессиональных и моральных качеств.

    Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:

    Ø соответствие личных возможностей каждого работника структу­ре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормаль­ный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других;

    Ø близость или совпадение моральных позиций, создающих осно­ву для взаимного доверия между людьми;

    Ø однородность основных мотивов деятельности и индивидуаль­ных устремлений членов коллектива, способствующая их лучшему взаимопониманию;

    Ø возможность реального взаимодополнения и органичного со­единения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;

    Ø рациональное распределение функций между членами коллек­тива, при котором никто не может добиться успеха за счет другого.

    Сплоченность коллектива позволяет улучшить индивидуальную адаптацию, более активно вовлекать людей в деятельность, дает ощущение личной безопасности.

    Помимо совместимости в основе сплоченности коллектива ле­жит восприятие его членами друг друга, заключающееся в получе­нии и обработке соответствующей информации и формировании субъективного образа каждого И группы в целом.

    На восприятие окружающих оказывают влияние следующие основ­ные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера.

    Во-первых, это ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство с людьми: если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект это­го заслуживает, если негативна - все представляется гораздо хуже, чем есть на самом деле.

    Во-вторых, на восприятие влияет умение видеть реальную ситуа­цию. Многознающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям, происходящим событиям, не склонен драматизировать или, наоборот, превозносить что-либо и в целом более трезво оценивает события.

    В-третьих, восприятие во многом зависит от личностных и соци­альных свойств данного субъекта. К личностным свойствам отно­сятся доброжелательность, терпимость, отсутствие комплексов, ма­нера поведения, разговора, внешний вид. Близки к личностным свойствам и «анкетные» характеристики, такие, как пол, возраст, образование, профессия, национальность, вероисповедание и др.

    Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу настороженно.

    В-четвертых, на адекватность восприятия окружающих во многом влияют стереотипы, то есть наборы упрощенных представлений о сложных явлениях окружающей действительности. Стереотипы дают предварительное представление, хотя и основанное на чужом мнении, о том, с чем человеку сталкиваться еще не приходилось, и этим в определенной степени облегчают ориентацию в окружающей действительности. В то же время, снимая неопределенность суще­ствующей ситуации, стереотипы в значительной мере искажают ре­альность, развивают консерватизм в сознании и мышлении. Часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку в соответствии с психологическим законом предшествования суще­ствующая информация определяет усвоение последующей.

    4 воп.. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

    Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу - этому предшествует длительный процесс становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется со­знательно и целенаправленно.

    Прежде всего речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности коллектива, соответствующих внутренним стремле­ниям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчинить­ся групповой власти.

    Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных дос­тижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонст­рирующих ее явные преимущества перед индивидуальной. Если речь идет о неформальном коллективе, эти достижения сами по себе будут достаточным вознаграждением его участникам. В фор­мальном коллективе, участие в котором обязательно, любые дости­жения необходимо поощрять.

    Сплоченный коллектив не может существовать без совместимо­сти образующих его людей и правильного распределения между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями каждого, что позволяет им сотрудничать и успешно решать возни­кающие проблемы.

    Для успеха официальному коллективу необходим сильный руко­водитель, а неофициальному - лидер, которым люди готовы под­чиняться и за которым готовы идти к поставленной цели, несмотря на трудности и невзгоды.

    Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или неформальной структуре предприятия, где бы он мог полностью реализовать свои цели и потенциал, не препятствуя другим.

    Началом формирования официального коллектива является ре­шение об этом, надлежащим образом оформленное юридически. У неофициального коллектива «днем рождения» становятся обычно какое-то чрезвычайное событие или достижение некоего предела в развитии ситуации, которые порождают всплеск эмоций, толкают людей на объединение и установление определенных отношений. После возникновения неформального коллектива идет длительный процесс его организации и самоорганизации, состоящий из не­скольких этапов. На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друге другом, наблюдая окружаю­щих и демонстрируя им собственные возможности. В тех коллекти­вах, которые дальнейшему изменению не подлежат, определяется руководитель. На втором этапе происходит сближение людей, меж­ду ними устанавливаются необходимые для работы контакты и складываются общие нормы поведения. На третьем этапе коллек­тив стабилизируется, формируются цели, налаживается надежное сотрудничество между людьми, позволяющее получать гарантиро­ванные результаты.

    С ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание друг друга в ряде случаев позволяют функционировать на принципах самоуправления.

    В то же время любой коллектив подстерегают две серьезные опасности: возникновение раскольнических группировок, пресле­дующих узкокорыстные цели и стремящихся захватить власть, и бюрократизация и сопровождающий ее застой. Это проявляется в так называемой групповщине, характеризующейся тем, что члены коллектива замыкаются в основном на собственных интересах, не обращая внимания на нужды и потребности других, некритически относятся к себе и к своей роли в коллективе, считают себя непогре­шимыми, неуязвимыми, непобедимыми. Для такого коллектива ха­рактерны единомыслие и конформизм.

    Эффективность работы коллектива зависит от ряда факторов. Рассмотрим основные факторы.

    1. Размер коллектива. Исследованиями установлено, что коллек­тивы, насчитывающие от 5 до 11 человек, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этого числа. В коллективах меньшего размера работники могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна, По мере увеличения размера коллектива общение между его членами усложняется, становится более трудным достижение согласия по вопросам деятельности и выполнения задач. Увеличение размера коллектива также усиливает тенденцию к неформальному разделению его на группы, что может привести к появлению несогласующихся целей.

    2. Состав коллектива. Под составом понимают степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые работники применя­ют при решении проблем. Рекомендуется использование различ­ных позиций для нахождения оптимального решения, поэтому хо­рошо, когда коллектив состоит из непохожих личностей. Одни об­ращают внимание на важные детали, проблемы, другие хотят взгля­нуть на картину в целом, некоторые подходят к проблеме с системных позиций и рассматривают взаимосвязь различных ас­пектов. Множество точек зрения принесет свои плоды.

    3. Групповые нормы. В трудовых коллективах существующие нор­мы оказывают сильное влияние на поведение личности и то, в ка­ком направлении будет работать коллектив: на достижение целей организации или противодействие им. Нормы призваны подска­зать членам коллектива, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Они оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии соотнесения своих действий с нормами личность мо­жет рассчитывать на признание коллектива, его поддержку. Это от­носится как к формальным, так и к неформальным коллективам.

    4. Групповое единомыслие - это тенденция подавления личностью своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию коллектива. В таком случае считается, что несогласие под­рывает чувство принадлежности к коллективу, поэтому его следует избегать. В атмосфере группового единомыслия первостепенная за­дача для личности - держаться общей линии в обсуждении пробле­мы, даже если имеются иная информация или убеждения. Эта тен­денция может самоукрепиться. Поскольку никто не выражает мне­ний, отличных от других, и не предлагает иную точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. В результате пробле­ма решается менее эффективно, так как необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

    5. Конфликтность. Как отмечалось выше, различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе коллектива, но оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями полезен, он может привести к внутригрупповым спорам, проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.

    6. Статус членов коллектива. Статус той или иной личности в организации или коллективе может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство В ДОЛЖНОСТНОЙ Иерархии, Назва­ние должности, образование, социальные тал анты, информирован­ность и накопленный опыт. Обычно члены группы, чей статус дос­таточно высок, способны оказывать большее влияние на решения коллектива, чем члены группы с низким статусом. Однако это дале­ко не всегда ведет к повышению эффективности.

    Человек, поработавший на предприятии непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и опыт в отношении какой-либо проблемы, чем человек с высоким статусом. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать все идеи. Для эффективного функционирования коллектива, возмож­но, придется прилагать усилия, чтобы мнения членов, имеющих бо­лее высокий статус, не доминировали.

    7. Роли членов коллектива. Критическим фактором, определяю­щим эффективность работы коллектива, является поведение каждо­го из его членов. Коллектив функционирует эффективно, когда ра­ботники стараются способствовать достижению его целей и социаль­ному взаимодействию. Существует два основных направления ролей для создания нормально работающего коллектива. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать коллективные задачи и выполнять их (инициирование деятельности, поиск информации, сбор мнений, проработка, координирование, обобщение). Поддерживающие роли подразумевают поведение, спо­собствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности коллектива (поощрение, обеспечение участия, установление крите­риев, исполнительность, выражение чувств коллектива).

    Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практики управления.

    По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч.

    Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.

    Каждый коллектив имеет определенную структуру, она может быть:

    Функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого);

    Политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам);

    Социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.);

    Социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью и проч.;

    Мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

    По статусу коллективы можно разделить на:

    Официальные

    Неофициальные.

    Первые, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.

    По характеру внутренних связей различаются:

    Формальные

    Неформальные коллективы.

    Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформального коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета.

    Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям, особенно новым, ориентироваться в истинном положении дел в коллективе.

    Исходя из сроков существования коллективы подразделяются:

    На временные, предназначенные для решения разовой задачи

    Постоянные.

    Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода вхождения в коллектив, которая варьируется в довольно значительном диапазоне - от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной добровольности при вступлении в клуб собаководов.

    Можно говорить также о свободе активного участия в деятельности коллектива; в одном случае оно требуется постоянно, в другом - может быть эпизодическим или даже формальным. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких коллективов и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент.

    В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на:

    Достижение определенной цели как официальной, так и неофициальной;

    Реализацию совместных интересов и общение.

    В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.

    Реализация тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного разделения труда, которое на деле может быть самым разнообразным.

    В одних коллективах оно существует только как количественное, создающее возможность полной взаимозаменяемости работников.

    В других - имеет место специфика отдельных видов труда, что делает взаимозаменяемость ограниченной.

    В третьих - имеется глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость работников в принципе невозможной, так что нормальное функционирование коллектива в случаях болезни или ухода одного из его членов может быть затруднено, и это нужно учитывать руководителю.

    По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами, хотя потенциальный их круг невелик. В больших коллективах это практически невозможно, и люди мало знают друг о друге, а в малых, где число участников не превышает 20, вполне реально, даже без объединяющего лидера. Это придает им дополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы и удовлетворение от нее.

    В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.

    Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.

    Наиболее близкие и равноправные отношения между участниками складываются в диадах и триадах, т.е. группах, состоящих из двух-трех человек. Диады легче всего разрушаются, но отношения приносят наибольшее удовлетворение их членам. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

    В рамках квартетов и квинтетов могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.

    Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов, причем в большей мере это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетным. Членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.

    Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.

    Во вторичных коллективах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределены, людей во вторичной группе можно безболезненно заменять.

    Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.

    Команды характеризуются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, ста­новящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

    Обычно команды защищают свои границы, себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуаций в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из нужных лиц.

  • 3.4. Структура персонала
  • Глава 6. Мотивация персонала
  • 6.1. Понятие мотивации
  • 6.3. Содержательные теории мотивации
  • 6.4. Процессуальные теории мотивации
  • Глава 4 должность и должностные полномочия
  • 4.1. Должность и ее разновидности
  • 4.2. Виды должностных полномочий
  • 4.3. Распределение должностных полномочий
  • 4.4. Делегирование полномочий подчиненным
  • 4.5. Регламентация должностных прав и обязанностей
  • 5.1. Понятие и виды условий труда
  • Глава 6. Службы персонала и их функции
  • 6.1. Система управления персоналом
  • 6.2. Службы персонала и основные направления их деятельности
  • 6.3. Современные функции служб персонала
  • 6.4. Социальное партнерство
  • Глава 7. Кадровая политика
  • 7.1. Кадровая политика
  • 7.2. Кадровые стратегии
  • 7.3. Прогнозирование как основа выработки кадровой стратегии
  • Глава 8. Планирование персонала
  • 8.1. Кадровое планирование и его принципы
  • 8.2. Методы планирования персонала
  • 8.3. Виды планов по персоналу
  • Глава 9. Организация набора кадров
  • 9.1. Привлечение персонала
  • 9.2. Основы отбора персонала
  • 9.3. Процесс отбора персонала
  • 9.4. Оформление трудового договора
  • 9.5. Содержание трудового контракта
  • 9.6. Привлечение кадров на основе договоров гражданско-правового характера
  • Глава 10. Методы отбора персонала
  • 10.1. Методы проведения ознакомительного собеседования
  • 10.2. Методика отбора персонала на основе документов
  • 10.3. Тестирование как способ отбора претендентов
  • Глава 11. Методы оценки персонала
  • 11.1. Понятие и виды оценки персонала
  • 11.2. Методы выполнения оценочных процедур
  • 11.3. Определение величины оценки
  • Глава 12. Адаптация персонала
  • 12.1.Введение в должность и его формы
  • 12.2. Особенности адаптации персонала
  • 12.3. Физиологическая адаптация к режиму работы
  • 12.4. Стресс и пути его преодоления
  • Глава 13. Развитие персонала
  • 13.1. Понятие и основные тенденции развития персонала
  • 13.2. Организация профессионального обучения
  • 13.3. Формы дополнительной подготовки персонала
  • 13.4. Повышение профессионального мастерства менеджеров
  • 13.5. Связь обучения с практикой
  • Глава 14. Аттестация персонала
  • 14.1. Понятие аттестации
  • 14.2. Объекты и показатели аттестационной оценки
  • 14.3. Организация процесса аттестации
  • 14.4. Оценка подчиненных руководителем
  • Глава 15. Деловая карьера и ее организация
  • 15.1. Понятие и цели деловой карьеры
  • 15.2. Этапы карьеры и ее планирование
  • 15.3. Работа с кадровым резервом
  • 15.4. Горизонтальная карьера
  • 15.5. Трудовое законодательство рф о внутриорганизационном перемещении работников
  • Глава 16. Расторжение трудового контракта
  • 16.1. Текучесть кадров и пути управления ею
  • 16.2. Способы высвобождения персонала
  • 16.3. Правовое регулирование расторжения трудового контракта в рф
  • 16.4. Организация процесса увольнения
  • Глава 18. Подчиненные и их обязанности
  • 18.1. Психологические типы подчиненных
  • 18.2. Категории подчиненных
  • 18.3. Основные права и обязанности подчиненных
  • 18.4. Трудовое законодательство рф о дисциплине и дисциплинарной ответственности работников перед организацией
  • 18.5. Материальная ответственность работника
  • Глава 22. Организационные формы управленческих контактов
  • 22.1. Проведение собраний и совещаний
  • 22.2. Деловые беседы
  • 22.3. Телефонные разговоры
  • 22.4. Обход рабочих мест и прием посетителей
  • Глава 25. Вознаграждение персонала
  • 25.1. Законодательство рф о вознаграждении за труд
  • 25.2. Формы и системы заработной платы в рф
  • 25.3. Доплаты и компенсации к заработной плате
  • 25.4. Современные системы заработной платы за рубежом
  • 25.5. Зарубежный опыт определения размера заработной платы
  • Глава 9. Лидерство
  • 9.1. Природа лидерства
  • 9.2. Лидер и менеджер
  • 9.3. Типология лидерства
  • 9.4. Традиционные концепции лидерства
  • В рамках модели данная переменная имеет одно из двух значений – лидерская власть сильная или слабая. Наглядное представление ситуационной модели лидерства Фидлера дано на Рис. 7 .
  • 9.6. Концепция атрибутивного лидерства
  • 9.7. Концепции харизматического и преобразующего лидерства
  • 9.9. Эффективное лидерство
  • 8.1. Понятие организационной структуры.
  • 8.2. Типы организационных структур управления.
  • 8.3. Виды организационных структур.
  • Темы курсовых работ (рефератов, выступлений)
  • 23. Анализ в управлении персоналом
  • Литература
  • Основная
  • Дополнительная
  • 2.2. Виды коллективов

    Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практики управления.

    По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч.

    Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.

    Каждый коллектив имеет определенную структуру. Она может быть функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демог рафической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью и проч.; мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

    По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например персонал организации или под разделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и необъявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.

    По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформального коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям особенно новым, ориентироваться в истинном положении дел в коллективе.

    Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и посто янные.

    Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода вхождения в коллектив, которая варьируется в довольно значительном диапазоне - от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной добровольности при вступлении в клуб собаководов.

    Можно говорить также о свободе активного участия в деятельности коллектива; в одном случае оно требуется постоянно, в другом - может быть эпизодическим или даже формальным. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких коллективов и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент.

    В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели как официальной, так и неофициальной; на реализацию совместных интересов и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.

    Реализация тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного разделения труда, которое на деле может быть самым разнообразным. В одних коллективах оно существует только как количественное, создающее возможность полной взаимозаменяемости работников. В других - имеет место специфика отдельных видов труда, что делает взаимозаменяемость ограниченной. В-третьих - имеется глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость работников в принципе невозможной, так что нормальное функционирование коллектива в случаях болезни или ухода одного из его членов может быть затруднено, и это нужно учитывать руководителю.

    По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами, хотя потенциальный их круг невелик. В больших коллективах это практически невозможно, и люди мало знают друг о друге, а в малых, где число участников не превышает 20, вполне реально, даже без объединяющего лидера. Это придает имдополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы и удовлетворение от нее.

    В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач легче удовлетворить свою потребность в аудитории получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.

    Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.

    Наиболее близкие и равноправные отношения между участниками складываются в диадах и триадах, т.е. группах, состоящих из двух - трех человек. Диады легче всего разрушаются, но отношения приносят наибольшее удовлетворение их членам. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

    В рамках квартетов и квинтетов могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.

    Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов.

    Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов, причем в большей мере это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетным. Членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.

    Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.

    Во вторичных коллективах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределены, людей во вторичной группе можно безболезненно заменять.

    Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.

    Команды характеризуются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, становящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

    Обычно команды защищают свои границы, себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуаций в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из нужных лиц.

    Каждый коллектив вырабатывает систему социального контро­ля - совокупность способов воздействия на своих членов путем убеждения, предписаний, запрещений, признания заслуг и др. Таким образом поведение членов коллектива приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности. Система социального контроля опирается, во-первых, на привычки, т.е. укоре­нившиеся способы поведения в определенных ситуациях; во-вторых, на обычаи - установившиеся виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих чле­нов их признавать и придерживаться; в-третьих, на санкции, пред­ставляющие собой ту или иную реакцию группы на поведение инди­вида в социально-значимых ситуациях; в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.

    Люди подчиняются социальному контролю группы при следую­щих условиях: необходимости принятия решения в условиях цейтно­та, высокой сплоченности, изолированности от внешней среды, на­личии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности.