Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Связь между формой методом государственного управления. Методы государственного управления в современных условиях. Понятие и виды форм государственного управления

    Связь между формой методом государственного управления. Методы государственного управления в современных условиях. Понятие и виды форм государственного управления

      Понятие и виды форм государственного управления.

      Особенности правовых актов управления как формы государственного управления.

      Понятие, признаки и виды методов государственного управления.

    I. Форма государственного управления – это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами государственного управления для реализации поставленных перед ними задач.

    Органы государственного управления и должностные лица в каждом конкретном случае выбирают наиболее приемлемую для них форму управленческой деятельности, исходя из компеетенции, назначения данного органа, его функций, особенностей конкретного объекта управления и т.п. При этом важно отметить, что должны использоваться только те формы управления, которые предусмотрены действующим законодательством. В противном случае возникнет вопрос о правомерности государственного управления и последствий, к которым оно привело. В то же время это не означает, что субъект лишен возможности выбора той или иной формы в каждом конкретном случае.

    Форма управления тесно связана с процедурой ее реализации, поскольку каждая из форм имеет свою собственную процедуру и должна осуществляться с ее соблюдением.

    В административной науке общеприняты такие формы государственного управления, как:

    издание нормативных актов управления . К таким актам можно отнести: Порядок ведения личных дел служащих в органах исполнительной власти, Устав Академии правовых наук Украины; Положение об общеобразовательном учебном заведении и др.;

    издание индивидуальных актов управления. Как правило, это правовые акты, которые не являются источниками АП, однако они выступают юридическими фактами, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений. Примером таких актов может быть указ Президента Украины о назначении на должность министра;

    заключение административных договоров;

    осуществление юридически значимых действий. Такие действия осуществляются на основе законов или иных подзаконных нормативных актов и направлены на возникновение определенных юридических последствий. К таким можно отнести: государственную регистрацию; издание официальных документов; лицензирование; составление административного протокола и т.п.;

    проведение организационных мероприятий. Организационные мероприятия направлены на обеспечение деятельности государственного органа як субъекта государственного управления. К таким мероприятиям можно отнести: проведение совещаний; разработку методических рекомендаций и указаний; проведение пресс-конференций ит.п.;

    осуществление материально-технических операций. Нормальное функционирование государственного органа обусловлено осуществлением ряда материально-технических операций, к которым можно отнести:делопроизводство, регистрацию, оформление, анализ информации, подготовку аналитических и статистических данных и т.п.;

    Первые четыре формы государственного управления принадлежат к правовым, поскольку влекут за собой определенные юридические последствия. Две последних относятся к неправовым, поскольку не влекут наступление юридических последствий.

    Административный договор это один из видов публично-правовых договоров. Он представляет собой основанное на нормах административного права и добровольного согласия двух или более субъектов АП, соглашение, предусматривающее возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей его участников.

    На административный договор как на один из видов форм государственного управления возлагаются следующие функции:

      демократизации исполнительной власти;

      охранительная;

      воспитательная;

      обеспечительная;

      социального компромисса.

    Административный договор классифицируется по таким критериям: 1) по предметному критерию; 2) по содержанию.

    По предметному критерию различают договоры:

    договоры в сфере управления гос. собственностью;

    договоры со студентами, военнослужащими;

    договоры, обеспечивающие гос. потребности;

    договоры о сотрудничестве;

    инвестиционные договоры.

    чисто организационные и смешанные (организационные вопросы, связанняе с трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и т.д.).

    ІІ. Правовые акты управлениянаиболее распространенная юридическая форма реализации задач, функций исполнительной власти и государственного управления. Правовой акт управления - это правовой документ государственно-властного характера, который принимается уполномоченным органом государственного управления или его должностным лицом в одностороннем порядке с целью обеспечения управленческих функций и задач.

    Юридическое значение правовых актов управления заключается в том, что они:

    могут быть правовым основанием для принятия иных актов управления (например, приказ Министерства образования и науки Украины являются основанием для издания приказа ректором университета по соответствующему вопросу);

    нормативные правовые акты управления устанавливают, изменяют и прекращают нормы права; обеспечивают одинаковость регулирования общественных отношений для неограниченного круга субъектов; определяют порядок привлечения к административной ответственности и т.д.;

    Индивидуальные правовые акты управления выступают юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения общественных отношений субъектов государственного управления (например, издание распоряжения о принятии на государственную службу является основанием возникновения нового статуса лица – статуса государственного служащего);

    они могут выступать юридическими документами или доказательствами в юридическом процессе (Например, распоряжение об увольнении государственного служащего с должности является основанием для появления судебного дела о возобновлении на работе и т.д.);

    правовые акты управления выступают правовыми средствами проведения административной реформы, осуществление кадровой политики, юридической защиты прав и свобод граждан и т.п.

    Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, которые отражают их сущность.

    Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции. Он может приниматься как единолично, так и коллегиально.

    Правовой акт управления всегда является управленческим решением, поскольку именно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта. Он разрабатывается и принимается с соблюдением правил управленческого процесса и направлен на решение конкретной управленческой задачи или обеспечения исполнения государственно-управленческих заданий и функций.

    Правовой акт представляет собой юридически властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица. Государство в лице органов гос.управления не только принимает акты гос.управления, но и обеспечивает их исполнение, включая и средства административно-правового принуждения.

    Правовой акт устанавливает обязательные правила поведения в сфере гос.управления. Другими словами, такой акт по характеру правовых предписаний – императивен.

    Правовой акт – всегда подзаконный акт, поскольку принимается органом гос.управления, который осуществляет подзаконную деятельность, принимается на основе законов и во исполнение законов.

    Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия. В подавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается в письменной форме. Не маловажное значение имеет процедура принятия правового акта управления. Важно указать, что в настоящее время нет единого законодательного акта, который предусматривал бы единую процедуру принятия правовых актов управления.

    ІІІ. Методы государственного управления – это способы и приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов государственного управления (должностных лиц) на подчиненные им субъекты управления. Методы гос.управления неразрывно связаны с формами государственного управления. Метод государственного управления обязательно находит свое выражение в форме государственного управления. Например, невозможно применить административную ответственность (метод принуждения), если законодательно такая ответственность не была бы определена (форма управления).

    Сущность метода управления проявляется как в волеизъявлении субъекта управления к другим участникам административных правоотношений, так и в характере волеизъявления.

    Выбор того или иного метода го. управления зависит от многих показателей: компетенции и полномочий органа гос.управления или должностных лиц, специфики объекта управления, поставленных целей и функций гос.управления и т.п.

    В административной науке принято выделять следующие методы государственного управления: убеждения, поощрения, принуждения, надзор, регулирования, руководства, субординации, координации и т.д.

    Убеждение – это один из основных административно-правовых методов, который проявляется в разных разъяснительных, воспитательных, организационных средствах для формирования воли подчиненного. Способами такого метода является обучение, пропаганда, разъяснения, обмен опытом и т.д.

    Принуждение – вид государственного принуждения, который применяется правомочными государственными органами (должностными лицами) с целью предупреждения и прекращения административного проступка, а также обеспечения привлечения виновного к административной ответственности.

    Поощрение – это такой способ воздействия, который через интересы, сознание направляет волю людей на осуществление полезных, с точки зрения субъекта управления.

    ПЛАН:
    I .ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
    II . .

    I . Формы государственного управления

    Государственное управление выражается в совершении определённых действий, которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в определённых формах.
    Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В и его должностных лиц.

    Признаки:

    1.выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление.

    2.практически реализуют задачи и функции управления.

    3.обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами.

    4.вызывают наступление каких-либо последствий.

    Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как:

    Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления.

    Выбор формы зависит от:

    • Характера компетенции О.И.В. (должностного лица)
    • Особенности Объекта
    • Характера вызываемых последствий

    Виды Ф.Г.У:

    • ПРАВОВЫЕ
      • четко выраженные юридические последствия.
      • издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами.

    В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.

    • Издание нормативных актов органами исполнительной власти.

    Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения.
    А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ).
    Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ).

    • Издание индивидуальных актов управления.

    Это разновидность юридических факторов (Пр: назначение в/служащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т.к они влекут юридические последствия.

    • НЕПРАВОВЫЕ
    • не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий.
    • не порождают, а прекращают административные отношения.
    • Осуществление организационных операций.
    • Материально-технические операции.

    А) Работа с информацией.
    Б) Ведение делопроизводства.
    В) Проведение исследований.
    Г) Подготовка к изданию НПА.

    Управленческие действия вызывают последствие юридического характера, которое признано называть административно-правовыми формами.
    Административно-правовое регулирование может осуществляться в 2-х формах. Административно-правовая форма может быть представлена как своеобразная система действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различать основные действия органов и должностных лиц (издание правовых актов) и действие, которое базируется на них, которые также влекут наступление юридических последствий.
    Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность.

    II .МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Методы государственного управления – это способ осуществления его функций.
    Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

    Методы государственного управления – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

    Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

    Характерные черты методов:

    • 1.Выражают связь субъекта или объекта.
    • 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.
    • 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)
    • 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)

    Виды методов :

    • Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.

    Меры:

    • Разъяснение
    • Обоснование
    • Обсуждение
    • Поощрение

    По характеру воздействия :

    1.Прямое воздействие – административные методы управления.

    • Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых.
    • Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей.
    • Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений.

    2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения.
    Социально психологические методы управляющего воздействия:
    Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.

    • Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.
      • Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа.
      • Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.

    Виды административного принуждения:

    1.Административное предупреждение
    2.Меры административного пресечения
    3.Меры административной ответственности.

    1-Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов.
    2-Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий.

    • Правовые акты управления

    Это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.

    • Юридическая природа
    • Государственно-властный характер
    • Обязательность исполнение адресатами
    • Односторонность волеизъявления компетентного субъекта
    • Установление обязательных правил поведения

    Правовой акт управления – это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.

    Виды правовых актов управления :

    • По юридическим свойствам
      • Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия.
      • Индивидуальные. Акты применения норм права.
    • По сроку действия
      • Бессрочные
      • Срочные
    • По территории
      • Акты, действующие в пределах РФ.
      • Акты, действующие в пределах субъекта РФ.
      • Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы.
    • По характеру компетенции
      • Общего
      • Отраслевого
      • Межотраслевого
    • По органам, издающие акты
      • Указа президента, распоряжения президента.
      • Постановления распоряжения правительства.
      • Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.
      • Постановления государственных комитетов
      • Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.

    Многообразие функций государственного управления сопряжено с использованием различных методов их реализации. Методы государственного управления представляют собой способы властного воздействия государства на вектор развития общественных и государственных дел. Они показывают, какими средствами государство влияет на поведение людей и управляет им. Исходя из способов и приемов, которые используются субъектами государственного управления для достижения поставленных целей и выполнения функций, выделяют следующие группы методов.

    1) Административные методы - нормативные требования государства, обязывающие и субъектов, и объекты государственного управления поступать определенным образом. Они основаны на распорядительстве субъекта управления, их невыполнение влечет за собой привлечение к различным видам ответственности. Примеры. Каждый работающий гражданин России обязан платить налоги в бюджеты разных уровней, в 20 и 45 лет обменять паспорт гражданина Российской Федерации, государство для этого разрабатывает определенные правила, пакет документов и пр. Государственные служащие обязаны подавать декларацию о доходах за прошедший календарный год в срок до 30 апреля текущего года.

    2) Экономические методы - это способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые обусловливают их действия, а степень экономической активности детерминируется развитостью и объемами материальных стимулов. Примеры. Разработка и реализация государственной налоговой политики; налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли иностранных капиталовложений в российскую экономику практикуется снижение ставки налога на иностранный капитал, «налоговые каникулы» для конкретных предприятий. Стимулирование развития частного сектора российской экономики достигается, в том числе, за счет предоставления государственного имущества в аренду, концессию. Другим примером является система государственного социального обеспечения - выплата повышенных и именных стипендий, пенсий.

    3) Идеологические методы - это целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства. Другое применяемое название этой группы методов - социально-психологические. Примеры. Классический пример - предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательно указываемое на каждой пачке сигарет. Социальная реклама, ставшая частью жизни российского общества и направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности: «Заплати налоги и спи спокойно»; «Проскочив на красный свет, можно распрощаться с белым» и т. п.; пропаганда здорового образа жизни.

    4) Правовые методы - это способы государственного управления, совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны. Среди правовых методов можно выделить законодательствование, государственно-административное управление, правосудие, контроль. Примеры. Создание на основании ст. 80, 85 Конституции Государственного Совета РФ как совещательного органа при Президенте РФ в целях содействия реализации полномочий Президента РФ как главы государства.

    5) Внеправовые методы. Среди них выделяют две подгруппы: организационно-технические, которые совершаются в соответствии с правовыми нормами, но их процедура детально правом не регулируется, и противоправные, которые совершаются в нарушение действующего законодательства. Пример. Организационно-технические внеправовые методы используются в деятельности в экстремальных условиях подразделений МЧС России. Каждая чрезвычайная ситуация уникальна, и ни один правовой акт не может предусмотреть всех возможных и необходимых вариантов действий или бездействий, их обоснованность и адекватность сложившейся обстановке. Противоправные методы - применение насильственных мер по разгону санкционированного митинга; нецелевое использование государственным служащим средств федерального или регионального бюджета.

    Каждая из рассмотренных групп методов характеризуется специфическим волеизъявлением государства - это дозволения, требования, запреты, ответственность, контроль и надзор и т. д. В реальной практике управления принятие и реализация государственных решений возможны лишь на основе синтеза различных методов управления: есть метод, несущий основную нагрузку, и есть усиливающие или обеспечивающие методы.

    Пример. При создании Стабилизационного фонда РФ основной метод - экономический; правовое обеспечение этого процесса есть правовой метод, играющий обеспечивающую роль; разъяснительные меры, представленные через СМИ, о необходимости такого шага - идеологический метод, выступает обеспечивающим или усиливающим.

    Любая управленческая деятельность осуществляется по логической схеме: осознание целей и задач управления - выбор метода управления - разработка и реализация инструментов управления.

    При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления.

    Применяются логический метод - (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), экстраполяции (распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования (искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента (практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

    При изучении государственного управления широко используются исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно--социологические методы и приемы (анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально--качественные методы исследования (например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые (изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно--правовые (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.

    ^

    Методы государственного управления


    Государственное управление осуществляется с помощью разнообразных методов. Они обеспечивают реализацию функций и достижение целей государственного управления.

    Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение ) государственного управления понимаются приемы, способы реализации управленческой деятельности . С помощью методов, осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

    Разнообразная деятельность органов государственного управления предполагает использование различных методов управления, которые можно классифицировать по самым различным критериям. Можно выделить общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распо-
    рядительные, экономические, социально-психологические и т.д.

    ^ Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий и, напротив, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (определенные условия охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.).

    Административно-распорядительные методы государственного управления достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения. Однако, следует отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой масштабы применения административно-распорядительных методов достаточно ограничены, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль существенно возрастает.

    ^ Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов, воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами является налоговая, бюджетная, финансовая политика, материальное стимулирование, применение финансовых санкций, предоставление дотаций регионам, санация предприятий и т.д. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве образования. При этом важно, чтобы экономические методы применялись гибко и не являлись тормозом в реализации целей и функций государственного управления.

    ^ Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей. Это такие средства воздействия, как:


    • политическая агитация, пропаганда;

    • разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;

    • личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;

    • различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т.д.;

    • нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.
    С помощью социально-психологических методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация на лидера.

    Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления.

    ^ Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

    ^ Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

    Использование тех или иных методов зависит от формы собственности объекта управления. Прямые и административно-распорядительные методы, чаще всего, используются в управлении объектами государственной и коммунальной форм собственности. По отношению к объектам негосударственной формы собственности применяются в основном косвенные и экономические методы управления .

    Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
    ^

    Контрольные вопросы к теме 2


    1. Что такое методология? Дайте определение, раскройте суть.

    2. Раскройте понятие методологии государственного управления.

    3. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы методологии государственного управления.

    4. Какие можно выделить цели в государственном управлении?

    5. Охарактеризуйте целеполагание в государственном управлении.

    6. Перечислите и охарактеризуйте виды целей в государственных организациях.

    7. Дайте классификацию целей в государственном управлении.

    8. Охарактеризуйте субъект государственного управления. Перечислите их признаки.

    9. Охарактеризуйте объекты государственного управления. Какими качествами они обладают? Какие свойства имеют?

    10. Какие можно назвать видовые группы управляемых объектов в соответствии с основными сферами общества?

    11. Что такое функции государственного управления? Какие существуют классификации функций?

    12. Охарактеризуйте внутренние функции государства.

    13. Охарактеризуйте внешние функции государства.

    14. Охарактеризуйте политические функции государства.

    15. Охарактеризуйте универсальные управленческие функции.

    16. Охарактеризуйте специфические управленческие функции.

    17. Что такое принцип? Дайте определение.

    18. Сформулируйте 14 общих принципов управления по Файолю А.

    19. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

    20. Что такое методы государственного управления? Охарактеризуйте их.
    ^

    ТЕМА 3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
    УПРАВЛЕНИЯ

    Лекция 3. Система государственного управления


    Основные понятия:

    система; свойства системы; специфика системы государственного управления; структура системы государственного управления; управляющая подсистема; подсистема коммуникаций; управляемая подсистема; институциональная подсистема; нормативно-правовая подсистема; профессионально-кадровая подсистема; функционально-структурная подсистема; профессионально-культурная подсистема; прямые и обратные связи.
    ^

    Понятие и характеристика системы управления


    Системность присуща любому явлению, любому объекту. Следовательно, и системы бывают разные – социальные, технические, биологические, сложные и простые и т.д. Поэтому вначале необходимо определиться с понятием система, выделить ее основные свойства.

    Система , в переводе с греческого языка, означает целое, состоящее из частей, или, иными словами, совокупность взаимосвязанных элементов. Философский словарь определяет систему как совокупность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Сразу подчеркнем, что система не есть простая арифметическая сумма составляющих ее элементов. Система, как единое целое, приобретает новое качество, новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Это ее свойство, отражающее закон перехода количественных изменений в качественные, определено понятием эмерджентность.

    Начало разработке теории систем положили американцы Д.Истон («Политическая система» 1953 г., «Системный анализ политической жизни» 1965 г.) и Т.Парсонс («Социальная система» 1951 г., «Система современных обществ», 1971).

    Любая система имеет общие свойства:

    1. Адаптивность. Система имеет границы и существует в окружающей ее внешней среде, взаимодействуя и адаптируясь к ней и тем изменением, которые там происходят. Способность системы сохранять свои параметры во внешней среде именуется гомеостазисом.

    2. Динамизм. Система имеет на входе и выходе рецепторы, на которые постоянно поступают из внешней среды импульсы в виде требований и поддержки. Реагируя на них, система постоянно находится в динамике. Кроме того, ей присущи внутренние противоречия. Системы переживают периоды зарождения, становления, расцвета, упадка, старения, гибели. Иными словами, признаком системы является ее существование во времени и пространстве.

    3. Структурированность . Каждая система структурно оформлена: ее элементы являются относительно самостоятельными и могут также представлять собой систему. Например, общество, как социальная система, состоит из экономической, политической, духовной и правовой подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является системой. Количество структурных элементов в большинстве случаев точно не известно, все свойства и связи точно не определены. Однако, в любой системе есть системообразующие элементы и связи, которые и составляют ее сущность . Таким образом, структура отражает основные, системообразующие элементы и связи, которые и обеспечивают ее основные свойства.

    4. Целостность . Систему нельзя свести к сумме составляющих ее элементов. Она представляет собой качественную целостность, которая может быть разной:


    • суммативная целостность , что характерно для не сформировавшихся, разобщенных систем;

    • органическая целостность , которая характерна для организованных систем;

    • органичная целостность , которая характерна для систем, ставших единым организмом, достигших высшей степени единства.
    Отметим, что эти состояния систем не являются неизменными: в действительности неупорядоченные системы могут превращаться в организованные, органичные и наоборот.

    5. Функциональность . Одной из характеристик системы является то, что она имеет свое предназначение, выполняет свои, только ей присущие функции.

    Системы, в которых протекают процессы целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающее повышение ее организованности, достижение определенного полезного эффекта, называются системами управления .

    Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы.

    Структура системы управления представлена на рис. 3.1.

    К характерным особенностям систем управления независимо от их природы и назначения относятся:


    • Решающая роль в сохранении целостности системы принадлежит информационным связям. Без обмена информацией между элементами такие системы не могут функционировать и сохранять свою целостность;

    • Системы способны переходить в различные состояния в соответствии с управляющими воздействиями, при этом переход не может осуществляться мгновенно, а требует некоторого времени;

    • Существует некоторое множество допустимых линий поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если возможности выбора линий поведения нет, то управление практически отсутствует;

    • Для системы с управлением характерны определенные структуры, отражающие контуры управления;

    • Системы являются открытыми, т.е. воздействие среды на них и их на внешнюю среду может иметь самые различные природу и последствия;

    • Процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, управление становится бессмысленным.

    Система государственного управления

    Рис. 3.1. Состав системы управления

    Способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

    Основные черты методов государственного управления:

    1. реализуются в процессе управленческой деятельности;
    2. органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
    3. выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
    4. выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
    5. адресованы конкретному объекту управления;
    6. связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
    7. являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
    8. нуждаются в правовом опосредовании;
    9. имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.

    По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

    Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

    14.2. Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

    Особенности административных методов:

    1. осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
    2. носят императивный, директивный характер;
    3. однозначность (конкретность) указаний;
    4. широкое применение административных актов;
    5. реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
    6. обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
    7. результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
    8. результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

    По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

    По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

    По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

    14.3. Убеждение как метод государственного управления

    Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.

    Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

    Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

    Существуют следующие средства (способы) убеждения:

    • обучение - процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
    • агитация - распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
    • пропаганда - распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
    • разъяснительная работа - деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
    • критика - отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то)деятельности;
    • осуждение антисоциального поведения - выражение неодобрения, порицания отклоняющегося (девиантного) поведения.

    14.4. Поощрение как метод государственного управления

    Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

    Особенности поощрения:

    1. является методом государственного управления;
    2. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
    3. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
    4. реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
    5. имеет конкретного адресата;
    6. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства ;
    7. результат применения поощрений не может быть обжалован;
    8. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

    В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

    По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации »), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

    Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

    14.5. Методы косвенного государственного управления

    Особенности косвенных методов:

    1. являются видом методов государственного управления;
    2. воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
    3. у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
    4. результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
    5. обеспечиваются системой гарантий.

    Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

    Виды социально-психологических методов:

    1. методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
    2. методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
    3. методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

    Виды психологических методов:

    1. гуманизация труда ;
    2. комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
    3. методы психологического побуждения;
    4. методы психологического отбора работников при приеме на службу.

    Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования