Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Как можно похвалить группу. Четко обозначайте, за что хвалите! Хорошо узнать свои сильные стороны

    Как можно похвалить группу. Четко обозначайте, за что хвалите! Хорошо узнать свои сильные стороны

    «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить ученика? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.

    Ценность учительской похвалы

    Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.

    Главная функция похвалы - передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно , и учиться с удовольствием. Задача учителя - постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

    Золотые правила учительской похвалы

    Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.

    1. Хвалите за старательность!

    Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!» А на уроке английского языка хорошей мотивацией станет .

    2. Хвалите действия, а не личность!

    В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. А это, как говорится, тема для отдельной статьи.

    3. Четко обозначайте, за что хвалите!

    Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником.

    4. Хвалите в меру и по делу!

    Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры - прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.

    5. Хвалите не только «любимчиков»!

    В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

    6. Останавливайтесь на хорошем!

    Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.

    Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения.

    Кстати, не менее важно учить родителей своих детей.

    7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

    Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке химии, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват!

    8. Хвалите без сравнений!

    Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.

    9. Подкрепляйте похвалу!

    Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.

    10. Запаситесь «Я-посланиями»!

    Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.

    Похвала - очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская и связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника - заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!

    Фото : Екатерина Пашкова.

    Говорят, умение хвалить себя – необходимая вещь. Но мало сказать, что ты умница (что известно окружающим), красавица (даже если так считает только твой муж), надо уметь это все красиво обосновать и написать так, чтобы это было интересно читать. Ведь если сам себя не похвалишь, может похвалить кто-то другой. И не факт, что он сделает это так, как нужно.
    @Александра Руда "Столица"

    И, оказывается, тема "Как хвалить себя, но так, чтобы успехи мотивировали других, а не вызывали зависть и желание отписаться" очень актуальна для многих. И в прямом эфире Инстаграм мы как раз и обсуждали сегодня эту тему, выполняли упражнения и применяли техник прямо по ходу эфира, а в конце участники даже получили небольшое домашнее задание 🙂

    Итак, почему хвалить себя полезно?

    Если вы пока не умеете себя хвалить или не знаете, что вы могли бы записать в свои достижения, похвалите других. Когда мы хвалим других, мы учимся замечать чужие успехи и радоваться им. И в такие моменты часто можем обнаружить, что и нам за что есть сказать себе "молодец". Сказать другим "спасибо", сделать комплимент, поблагодарить, похвалить гораздо лече, чем самому себе. Но, может, стоит всё же попробовать? Ведь, как говорится, "Пока сам себя не похвалишь..." 🙂

    А вы умеете себя хвалить? Есть ли у вас какие-то свои фишки или упражнения, как себя хвалить, как рассказывать о себе, чтобы это вызывало желание разделить радость, а не раздражение и зависть?

    Каждого из нас хвалят или порицают. Одни люди хвалят, другие - ругают, кто-то вас любит, кому-то вы не нравитесь. Кто-то хвалит с хорошими намерениями или для какой-то пользы, кто-то льстит. Некоторые порицают из-за определённой ситуации, или потому что их настроили против вас, или вы им не нравитесь. Происходят разные события, мы оказываемся в различных ситуациях, связанных с разговорами.

    Самый восхваляемый из людей – наш Пророк (мир ему и благословение). Также он наиболее других подвергался критике, более других ему причиняли вред и наносили обиды. Как нам правильно относится к людям, которые хвалят нас или порицают? Когда нам хвалить человека и когда его стоит поругать? Все это происходило в жизни Пророка (мир ему и благословение).

    Посланник (мир ему и благословение) одобрял людей, преследую ясную цель. Однажды он похвалил Ашаджа из рода Абд-уль-Кайс, когда делегация от этого племени пришла в Медину и приняли Ислам. Ашадж опоздал немного, потому что прибыв в Медину, он решил искупаться и одеть чистую одежду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал аль-Ашаджу Абд-уль-Кайсу: «В тебе есть два качества, которые любит Аллах: мягкость и терпеливость». Аль-Ашадж сказал: «О Посланник Аллаха, я приобрел их или же Аллах создал меня таким?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Нет, Аллах создал тебя таким». И тогда он сказал: «Хвала Аллаху, который сделал во мне качества, которые любит Аллах и Его Посланник». Это было желание укрепить человека в Исламе. Как говорят:

    المؤمن إذا مدح ربا الإيمان في قلبه

    «Когда хвалят человека, увеличивается вера человека ». Если похвалить человека за определённые поступки, он воодушевляется, это делается не для обмана, не для того чтобы человек возгордился. Одни люди «раздуваются» от гордости и похвал, что готовы лопнуть.

    Очень порицаются чрезмерные похвалы. Кто-то может превозносить другого: «Такой-то лучший в мире, лучший среди людей…». Похвала сверх меры, использование преувеличенных слов не одобряется.

    Можно хвалить людей подобным образом: «Этот человек с хорошим нравом…Этот человек благородный… Этот совершает намаз». Так разрешается похвалить любого, потому что это явно. Но не хвалите людей тем, что скрыто от нас: «Некто является любимцем Аллаха… Этот из обитателей Рая… Тот человек из величайших праведников». Это относится в сокровенным вещам. Учёные говорят: «Самым непристойным для человека является соглашаться с мнением других людей о тебе, хотя он таким не является». Каждый человек знает правду о себе. Кто-то может сказать и тебе: «Ты самый щедрый из людей». Но ты ведь знаешь, что не расстанешься хотя бы с четвертью своего имущества в качестве милостыни. Не выражайте согласие с похвалами, являющимися ложью.

    Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один сподвижник восхвалял другого, он сказал:

    «Вы сломали спину этому человеку, то есть хвалимому», в другой версии «вы его погубили». Потому что человек не готов к похвалам, и они могут отрицательно повлиять на человека. Поэтому необходимо знать рамки: принесёт ли пользу похвала или вред.

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что если вы хвалите кого-то, говорите ему, что считаете его таковым; что вы предполагаете что он такой. Для того чтобы человек не произносил таких речей, за которых ему придётся ответить перед Всевышним.

    Встречаются люди, которые ругают, порицают других, совершая тем самым грех, так как они наносят моральный ущерб людям, без основания причиняя вред. Эти люди бранят других, полагая, что поступают согласно Исламу, повелевая благое и отвергая от запретного, но обижают людей, иногда переходя границы в порицании. Они переходят на личность, стыдят за одежду, критикуют близких. Всё это порицается и запрещено Пророком (мир ему и благословение).

    Людям нравится, когда их хвалят, человек любит похвалу, так как это свойственно человеческой природе.

    Стенограмма проповеди шейха Мухаммада Ас-Сакаффа

    Любому мужчине приятно, когда ему делают комплименты. Это щекочет наше самомнение, вызывает положительные эмоции, и заряжает энергией и решимостью действовать и совершать новые подвиги. В этой статье я рассмотрю список комплиментов, которые женщина может говорить мужчине.

    Но прежде чем рассказать тебе о комплиментах, я сделаю важное уточнение.

    Комплимент в руках женщины — это обоюдоострое оружие

    Комплименты мужчине со стороны женщины — это очень мощное и действенное оружие. Но оружие опасное. Опасное прежде всего для самой женщины. Оно может повредить тому, кто это оружие использует. Почему так?

    Несколько комплиментов мужчине своими словами (хочешь больше комплиментов — читай до конца статьи).

    1)Ты — очень надежный, и таких мужчин очень редко встретишь. Я думаю, что любая женщина, которая находится с таким мужчиной — должна чувствовать радость и спокойствие, от осознания себя рядом с таким мужчиной;
    2)Мне так приятно проводить с тобой время, разговаривать, и чувствовать тебя рядом. С тобой я раскрываюсь как женщина, и поэтому я так благодарна тебе, дорогой;
    3)Возможно, я сейчас скажу не очень правильными или лучшими словами, но я знаю — что ты очень крутой и замечательный мужчина, и ты можешь добиться самого много. Я верю в тебя, и знаю, что у тебя все все получится. И так будет всегда;
    4)Ты для меня — опора и надежда, ты сделал очень многое, и уверена — сделаешь еще больше. Не только я, но и все, кто находится рядом с тобой, знаю тебя как настоящего мужчину;
    5)У меня ни к кому не было таких чувств и такой любви. Ты — почти идеал. Почему почти? Потому что да, у тебя есть недостатки, но они являются продолжением твоих достоинств. В любом случае — ты лучший!;
    6)Ты настоящий победитель, завоеватель, и лидер. В тебе заложен успех от рождения, и несмотря ни на какие трудности — ты добьешься своего. Ты большой большой молодец.

    Смотри, мужчина очень примитивное существо. Намного примитивнее тебя:)

    Любая женщина намного сложнее и многограннее самого продвинутого мужчины.

    Как это проявляется в мужчинах? Мужчина как собака Павлова, очень хорошо ловит рефлексы, и «дрессируется». То есть, мужчину похвалить за хороший достойный поступок, ему скорее всего захочется этот поступок повторить еще раз.

    Если же женщина мужчину покритикует за какое-то действие, то скорее всего это у него отобьет желание так поступать впредь.

    Что делает мудрая женщина? Очень просто! Она хвалит мужчину за достойное поведение, говорит ему комплименты. Если же мужчина косячит и ведет себя недостойно — женщина НЕ молчит, НЕ одобряет, НЕ позволяет мужчине вести себя недостойно.

    Если же женщина нарушает технологию, и только хвалит мужчину, при этом молчит о косяках, либо, еще того хуже, благодарит за то, что ей не нравится, либо когда мужчина повел себя недостойно — все, пиши пропало.

    У мужиков сбивается компас, задающий направление, и они идут совсем не туда, куда тебе хочется. Один, второй, третий случай — и ты уже в отношениях с мужчиной, который тебя не ценит, и постоянно делает то, что тебе совсем не нравится.

    Отличие комплимента от лести

    Есть еще один нюанс: нужно понимать отличие комплимента от лести. Ты понимаешь отличие?

    Комплимент — это признание реальных заслуг. Когда ты говоришь комплимент, ты говоришь правду, говоришь, что ты действительно чувствуешь.

    Лесть же — лжива и неприятна. Любой человек очень хорошо чувствует лесть. Лесть приятна только идиотам. Лесть — это обман с целью понравится человеку, либо сделать ему приятное. Но нельзя такими средствами сделать приятное мужчине.

    Старайся говорить мужчинам правдивые комплименты, а не лживо льстить.

    Список комплиментов

    Одно из главных правил составления комплиментов: мужчине приятны не только слова о том, какой он хороший, смелый, внимательный и так далее, но также о том, как ты хорошо чувствуешь себя рядом с ним, и как

    Мужчине очень важно осознавать, что он способен наполнять женщину рядом с собой счастьем, поэтому такие комплименты бьют в самую точку.

    Вот примеры таких комплиментов для мужчин:

    1. Знаешь, рядом с тобой я чувствую себя защищенной. Я за тобой как за каменной стеной;
    2. Мне очень приятно проводить с тобой время. Когда я с тобой — я не замечаю, как оно пролетает;
    3. После того, как ты пришел в мою жизнь, все стало меняться. Мой мир стал каким-то другим, более наполненным;
    4. Меня восхищает, как у тебя получается (какое-то умение мужчины);
    5. Я чувствую в тебе уверенность, которая успокаивает меня. Спасибо тебе!;

    Помните о главном - ваше поведение очень много значит для мужчины, но если не будет гармонии на уровне знаков, то отношения будут очень напряженными. Очень желательно узнать точную совместимость именно вашего знака зодиака со знаком мужчины. Это можно сделать - нажав на кнопку чуть ниже:

    другие комплименты:

    6. Я считаю тебя очень умным, и мне всегда интересно разговаривать с тобой, и узнавать твое мнение;
    7. Я чувствую в тебе силу, ты способен на многое. Уверена, что ты достигнешь больших результатов;
    8. Когда тебя нет рядом, я снова и снова возвращаюсь мыслями к тебе. Видимо в тебе есть что-то, что так сильно меня привлекает;
    9. Ты — настоящий мужчина! Таких, на самом деле, очень мало. Я очень рада, что ты находишься рядом со мной;
    10. Я абсолютно уверенна, что у тебя получится это сделать лучше, чем у кого бы то ни было. Ты — лучший!;
    11. Для меня ты — самый ценный человек на этом свете;
    12. Когда ты смотришь на меня так — я чувствую, как внутри все расцветает. Я начинаю чувствовать себя настоящей женщиной рядом с тобой.

    Уточню, что часть из этих комплиментов можно говорить мужчинам только тогда, когда вы находитесь в отношениях. Часть же комплиментов можно использовать даже если вы только начинаете общаться.

    Попытайся вложить в комплимент чувства и эмоции

    Помни также, что лучше, чтобы ты не выучила наизусть какие-то комплименты и фразы, и попыталась механически их воспроизвести. Главное в конечном итоге не конкретная фраза и комплимент, .

    Попытайся заметить в своем мужчине его настоящие достоинства. Что тебе в нем нравится? Чем он тебя привлекает? Какие черты характера, положительные, ты видишь в нем?

    После того, как ты осознаешь, что тебе нравится в своем мужчине, задумайся, что ощущаешь, когда видишь в нем эти качества. Какие эмоции внутри тебя это будит? И будит ли что-то в твоей душе его качества?

    А уже затем, когда ты искренне прочувствуешь, что действительно благодарна своему мужчине за что-то, или ты действительно видишь в нем хорошие качества, и достойные поступки, ты после этого сама сможешь сформулировать фразы и комплименты, которые по настоящему заденут его за живое.

    Влияние, которое может оказать твой комплимент, и куда оно приведет мужчину

    Любому мужчине важно иметь внутреннюю уверенность и самооценку, которая придает нам сил и желания двигаться вперед.

    Если женщина умеет искусно делать комплименты мужчине, тем самым поощряя его, и признавая те положительные качества, которые в нем заложены, она начнет пробуждать спящего гиганта.


    Любой мужчина начнет шаг за шагом загораться, расти, двигаться, когда женщина своего мужчину, и говорит ему приятные слова. В нем днем за днем начнет расти уверенность, что он способен на многое. .

    Несколько комплиментов для мужчины в смс

    Порой возникают ситуации, когда хочется написать приятное смс мужчине.

    1)Сидела дома (на работе), и подумала о тебе. И вот пишу это смс. Ты просто чудо. Ты делаешь для меня так много. Спасибо тебе, я очень рада, что в моей жизни есть такой человек!;
    2)Возможно, ты сейчас занят другими делами — но помни, есть кто-то, кто думает о тебе неустанно. И желает тебе счастья и самого лучшего. Ведь ты заслуживаешь только самого лучшего. Люблю тебя!;
    3)Каждую секунду на этой планете — я счастлива от осознания того, что на ней также есть ты. Ты восхитительный мужчина, и я не перестаю удивлять тебе, каждый день;
    4)Благодаря тебе — мои мечты сбываются. Я чувствую наполненность как женщина, и чувствую, что живу не зря. Спасибо, большое спасибо тебе дорогой!;
    5)Каждая минута без тебя рядом — это вечность. Когда ты рядом, я боюсь, что оглянусь — и ты исчезнешь. Так я люблю тебя, и так я хочу, чтобы мы всегда были вместе, и мы были счастливы;

    И самое главное — мужчина все время будет чувствовать приятные ощущения рядом с тобой, своей женщиной, будет чувствовать, что рядом с тобой он растет. И он будет благодарен тебе всегда, и будет верен тебе и крепко привязан к тебе.

    Самый простой способ сделать комплимент мужчине

    А самый простой и, на самом деле, самый действенный комплимент любому мужчине — это простые слова благодарности, за то, что он совершает.

    Поверь, твое искреннее: «Спасибо, мне очень приятно» и «Благодарю тебя» будет в сотни раз приятнее мужчине, чем любой самый замороченный и продуманный комплимент. Мужчины от простой благодарности расцветают.

    И женщины, которые умеют благодарить мужчин, высказывая им эти простые слова благодарности (настоящие совершенные комплименты в ушах мужчин), никогда не останутся одиноки, и всегда будут окружены мужским вниманием.

    Если вы хотите быть с любимым мужчиной - нужно разобраться, совместимы ли вы по знаку зодиака?

    Узнайте точную совместимость с мужчиной - нажмав на кнопку чуть ниже.

    Есть ли что-то негативное во фразе «ты молодец»? На первый взгляд, это обычная, стандартная похвала, с помощью которой можно «закрепить» правильное поведение человека. Многие эксперты советуют именно так корректировать действия других людей в нужную сторону. Но известный американский психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» придерживается другой точки зрения: похвала не только не несет пользы, но может пойти и во вред. Почему стоит придержать эмоции в разговоре с коллегой, ребенком, другом? Как выразить свое одобрение, если все же хочется поддержать собеседника?

    В чем опасность

    Если вы хотите помешать человеку выполнить задачу квалифицированно, похвалите его прямо перед началом работы.

    Звучит парадоксально, неправда ли? Познакомьтесь с результатами двух экспериментов, после чего фраза выше уже не покажется такой нелепой.

    В Израиле ученикам пятого и шестого классов предложили выполнить творческое задание. Те, кого за работу похвалили, в следующем упражнении показали заметно более низкий результат, чем те, чья работа получила нейтральную оценку. Кроме того, второе задание эти дети выполнили хуже, чем первое, которое делали еще до того, как их похвалили. Подобное исследование было проведено и в США с участием студентов колледжа. Оно тоже показало, что похвала стабильно приводит к снижению качества работы.

    В чем связь между словесным одобрением и низкими результатами? Во-первых, когда человека хвалят за успешное выполнение работы, которая не была особенно сложной, он может воспринять это как намек на то, что он не такой уж способный или талантливый, и поэтому его хвалят за ерунду. У него формируются заниженные ожидания в отношении своих способностей, и человек начинает работать менее настойчиво и упорно. Во-вторых, похвала - это еще и моральное давление, ведь теперь нужно соответствовать высокой оценке. Как проще всего этого добиться? Идти проторенной дорожкой, избегать риска и всего нового. Другими словами, лучше выбрать проверенный, пусть и банальный способ, чем стараться удивить, выделиться. А когда мы подсознательно стараемся «просто хорошо выполнить свою работу», интерес к задаче снижается. Именно поэтому не стоит ожидать, что словесное одобрение будет стимулировать повышение качества работы.

    Похвала не ведет к хорошему поведению, как принято считать.

    Мы хвалим людей, и особенно детей, не только чтобы добиться от них хорошей работы, но и чтобы помочь им сформировать правильные ценности и повысить самооценку. Но что происходит на самом деле? Похвала может стимулировать нужное поведение, но лишь на время. И никак не меняет ценности человека. В 1991 году были опубликованы результаты исследования, проведенного Джоан Грусеч с участием дошкольников: выяснилось, что те, кого матери часто хвалили за проявление щедрости, в повседневной жизни демонстрируют ее несколько реже, чем сверстники.

    Не помогает похвала и формированию здоровой самооценки.

    Скорее, она работает в обратном направлении. Сказанные в наш адрес добрые слова мы часто воспринимаем, как контроль. К примеру, ваш шеф говорит: «Вы выбрали отличный способ решения этой задачи. Так держать!». Подсознательно, мы начинаем думать, что к успеху привели не наши собственные решения, а выбор именно такого способа, который шеф считал удачным. То есть похвала может оказываться не просто неэффективной, но и вредной.

    Что использовать вместо похвалы?

    Вы можете подумать, что раз нельзя хвалить, то нужно молчать или ворчать. Это не так. Мы можем минимизировать негативное влияние похвалы, и при этом на новые свершения. Вот четыре практические рекомендации:

    • Хвалите не людей, а результаты их деятельности.

    Если мы воздержимся от оценки самого человека, то разрыв между тем, что он слышит, и тем, что из-за этого начинает думать о себе, будет минимален. Лучше комментировать результаты деятельности или то, что человек делает прямо сейчас, а не черты характера и способности. «Отличная получилась история» предпочтительнее, чем «ты отлично пишешь».

    • Формулируйте похвалу как можно более конкретно.

    Мы должны не только рассматривать действия или их результаты в целом, но и уделять внимание конкретным аспектам работы, которые показались нам особенно новаторскими или по какой-то еще причине достойными упоминания. Поэтому лучше сказать даже не «отличная получилась история», а «как здо’ рово ты придумала оставить главного героя в конце истории в некотором замешательстве».


    • Избегайте пустой похвалы.

    Родители или учителя, искренне довольные чем-то, что сделал ребенок, вовсе не должны скрывать восторг и радость. Похвала становится сомнительной, когда однозначно воспринимается не как спонтанное выражение эмоций, а как продуманная стратегия, трюк, подсмотренный в книжке. Когда нас учат, что нужно «подлавливать людей, когда они делают что-то правильно или хорошо» и хвалить их за это, нам навязывают именно такие довольно вредные и искусственные приемы. В результате получается надуманное, а не искреннее одобрение. Один из верных признаков фальшивой похвалы - неприятный «сладкий» голос, с активной модуляцией, который совершенно не похож на тот, которым мы говорим в обычной жизни.

    • Избегайте похвалы, которая порождает конкуренцию.

    Ни при каких обстоятельствах не стоит хвалить человека, сравнивая его с другими. Формулировки вроде «ты лучший в этом классе» (или «в этом отделе») должны быть навсегда исключены из нашего лексикона. Исследования однозначно указывают на то, что подобные комментарии подавляют . Но есть у них и более опасный, хотя и менее заметный эффект: они заставляют человека, получающего похвалу, смотреть на других как на соперников, а не потенциальных союзников и коллег. Из-за этого человек привыкает думать, что достоин высокой оценки, только если смог обойти всех остальных, а это прямой путь к хронической неуверенности в себе.

    Публичная похвала также порождает конкуренцию.

    К примеру, учитель в начальной школе говорит всему классу: «Мне очень нравится, как Ванечка сидит ровно и спокойно и готов к работе», и этим объявляет конкурс на звание Самого Послушного и Тихого Ученика. Очевидно, что все, кроме Ванечки, в этот момент чувствуют, что проиграли в состязании. Похвала в такой форме имеет и еще три серьезных недостатка. Во-первых, она вредна для самого Ванечки: его отношения с одноклассниками могут серьезно испортиться, если его объявляют Самым Послушным и Тихим. Во-вторых, ключевое слово в этой похвале - «мне». Самому Ванечке все это никак не помогает понять, что это значит - быть послушным и тихим, он учится лишь угождать учителю.

    И последнее: в данном примере учитель хвалит Ванечку для того, чтобы манипулировать поведением остальных учеников. Приводить кого-то в пример совершенно недопустимо, причем независимо от того, предлагаем ли мы при этом поощрение или наказание. Похвала на публике немногим лучше публичной критики. Поэтому оценивать людей нужно исключительно один на один.