Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы. Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Зимующие птицы – наши друзья

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы. Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Зимующие птицы – наши друзья

    Программные задачи: закрепить знания детей об особенностях жизни птиц осенью и зимой;

    практиковать в умении находить звук [у] в середине слова; ; способствовать развитию памяти; , бережное отношение к ним; познакомить со словами «навыкате», «охотиться», «чуть свет».

    Материал: муляжи птиц, тематические карточки с изображениями птиц.

    Ход занятия

    Воспитанники рассматривают муляжи птиц и карточки с их изображениями.

    Воспитатель (В.). Дети, каких птиц вы знаете из тех, что видите перед собой? Встречались ли вы с ними раньше, где и при каких обстоятельствах, что они делали? (Ответы детей.)

    Здорово, что вы знаете, как называются и ведут себя скворцы и ласточки, воробьи и аисты, дятлы и совы, другие птицы. Какие из них осенью покидают нашу страну и как их называют одним словом? (Ответы детей.)

    Правильно, таких птиц называют перелетными. Назовите главную причину, которая вынуждает их менять место жительства? (Ответы детей.)

    Безусловно, основная причина связана с тем, что приближаются зимние холода. Скажите, каких птиц из тех, что зимуют в наших краях, вы знаете?

    Дети. Воробьи, синицы, снегири, дятлы, совы, вороны, голуби.

    В. Молодцы! Теперь предлагаю игру со словами. Я буду говорить, как называется птица. Если вы услышите в слове звук [у], то хлопайте в ладоши, сопровождайте название птицы аплодисментами.

    Воспитатель называет слова: голубь, воробей, дятел, синица, пищуха. Дети реагируют в соответствии с заданием.

    В. Почему птицы, которые остаются зимовать, часто прилетают к жилью человека?

    Дети. Становится холодно.

    В. Правильно, однако не все птицы боятся холода. Посмотрите на очередную картинку. Эта птица называется клест.

    Ее маленькие птенцы выводятся на свет в самый лютый мороз. Все потому, что именно в это зимнее время в еловых и сосновых шишках созревают семена. Этим семенами клесты не только питается сами, но и кормят ими своих детей.

    Но большинство птиц, когда им становится холодно, стремятся к человеческому жилью. Какая причина, кроме мороза, вынуждает их быть ближе к людям? (Ответы детей.)

    В. Конечно же, особенно зимой птицам не хватает еды, поэтому и стремятся они подкрепиться с помощью людей. Каким образом мы можем помочь птицам перезимовать?

    Дети. Сделать с родителями кормушки, насыпать туда корма.

    В. Делали вы их раньше, или сделали кормушки уже в этом году? (Ответы детей.). Молодцы, что вместе со взрослыми помогаете птицам.

    В. Почему мы должны заботиться о птицах? Какую пользу они нам приносят? (Ответы детей.)

    Послушайте народную загадку про еще одну очень интересную птицу.

    Днем отдыхает,

    А ночью летает,

    Днем спит,

    А ночью кричит,

    Плачет, как ребенок,

    А живет в лесу. (Сова.)

    Правильно, это сова. Видите, какие у нее большие навыкате глаза. Она летает ночью. Охотится на мышей и даже на зайцев. Чуть свет и она отдыхает.

    Воспитатель объясняет значение слов «навыкате», «охотится», «Чуть свет».

    В. Дети, еще раз внимательно посмотрите на карточку с изображением птицы, вспомните содержание загадки и составьте вместе небольшое повествование о сове.

    Дети. Большая птица. Глаза навыкате. Ночью летает. Охотится на мышей. Ловит даже зайцев. Чуть свет и сова спит.

    В. Хорошее у вас получилось коллективное повествование. Теперь знаете, как ведет себя сова. А еще вы понимаете, что означают слова «навыкате», «охотится», «чуть свет».

    Расскажу вам еще, что птицы предсказывают погоду. Существуют некоторые народные приметы:

    — Если воробьи в холодную погоду начинают купаться в воде, то вскоре потеплеет;

    — Снегири под окнами щебечут — будет оттепель;

    — Синички перебрались к жилью человека — начало зимы, предстоящая зима будет снежной и холодной.

    Будет хорошо, если вы запомните эти приметы. Расскажите их своим мамам и папам. Спросите также у родителей, которые другие народные приметы о птицах они знают.

    Подведение итогов занятия.

    Организация: МКДОУ «Бородинский детский сад "Теремок

    Населенный пункт: Тульская область, п. Бородинский

    Конспект НОД по развитию речи на тему «Зимующие птицы»

    Старшая группа

    Основная ОО «Речевое развитие»

    Цель : развитие связной речи через составление рассказов по серии картинок.

    Задачи:

    1. Образовательные

    • Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
    • Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
    • Активизировать словарь: зимующие (синица, снегирь, сорока, воробей, дятел, голубь);
    • Учить составлять рассказ по картине

    2. Развивающие

    • Развивать навыки речевого общения;
    • Развивать логическое мышление, память и внимание;
    • Развивать слуховое восприятие;

    3. Воспитательные

    • Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
    • Воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Интеграция : Социально-коммуникативное, познавательное

    • Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками посредством игровой деятельности; работа в паре;
    • Развивать эмоциональную сферу;
    • развивать любознательность и познавательную мотивацию;
    • закреплять знания о зимующих птицах.

    ППРС : кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, проектор, ноутбук, гимнастические палки, коробочка с печеньками.

    Предварительная работа :

    • беседа о зимующих птицах; о помощи в зимнее время;
    • заучивание стихотворения «Покормите птиц» Яшина А.
    • подбор картинок и загадок о птицах;
    • подготовка презентации.

    Ход НОД

    1. Организационный момент. Слайд 2

    Дети входят в группу под музыку и останавливаются возле воспитателя.

    Здравствуйте, дети!

    Воспитатель:

    Ребята, посмотрите, в какой сказочный лес мы с вами попали!(Обращает внимание детей на экран). – Почему я назвала его сказочным? (Красивый, белый, заснеженный, сверкающий, зимний)

    Но почему так тихо, почему не слышно птичьих голосов?

    Д: - Сейчас зима и птицы улетели в теплые края, им холодно и голодно у нас.

    В:- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

    Д: - Зимующие птицы.

    В: - Дети, давайте с вами рассмотрим зимующих птиц и вспомним, как они называются.

    Достает конверт, в которых лежат картинки с изображениями птиц, изображения зимующих и перелетных птиц перепутаны. На конверты наклеены изображения зимы и осени.

    Достает из конверта с зимующими птицами все картинки и кладет на стол. Дети рассматривают.

    Дети должны сами или с помощью наводящего вопроса воспитателя увидеть, что среди изображений зимующих птиц есть и изображения перелетных.(Все эти птицы зимуют у нас? Вы видели этих птиц на улице?)

    Ой, посмотрите, кто-то перепутал всех птиц. Помогите мне, пожалуйста, отобрать зимующих птиц. Только как же нам их узнать?

    Предлагаю вам послушать пениезимующей птицы и угадать, что это за птица.

    Дети не угадывают, подсказать при помощи загадки, показать слайд.

    Слайд (3-7)

    1.Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появиться опять. (Снегирь)

    Посмотрите, какой он красивый! Что вам в нем нравится? Чем он отличается от других птиц?

    2.Чик – чирик!
    К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это?(Воробей)

    А воробушек вам понравился? А почему он вам нравится (Весело, звонко чирикает,

    3.Кар-кар-кар!

    Кричит плутовка.

    Ну и ловкая воровка!

    Все блестящие вещицы

    Очень любит эта птица!

    И она вам всем знакома,

    Как зовут ее?(Ворона)

    4.Птицей мира он зовется.

    С крыш стрелой к земле несется,

    Если видит гору крошек.

    Сизый, белый и хороший(Голубь)

    5.На кормушку к нам зимой
    Прилетает птичка
    С жёлтой грудкой пуховой –
    Шустрая… (Синичка)

    На экране картинка – подсказка с угаданными зимующими птицами. (Слайд 8)

    В: Теперь мы сможем разложить картинки правильно. Давайте построимся парами и решим какую птицу куда положим

    Дети раскладывают картинки к соответствующему конверту.

    В:- Молодцы, ребята! Теперь мы хорошо знаем зимующих птиц.

    Холодно и голодно птицам зимой. Как же нам помочь им перезимовать?

    Д:- Покормить, сделать кормушки.

    В:- Правильно, молодцы. Вот такую кормушку сделала я. И на нее уже прилетели птицы.(Достает кормушку, ставит на стол)

    В:-Скажите, а чем можно подкармливать птиц?

    Д: - Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др. (Слайд 9)

    В: - Молодцы! Теперь вы все знаете, чем кормить птиц и сможете им помочь.

    Но ведь вы еще маленькие. А кто-же вам поможет сделать кормушки? – Конечно, ваши папы и мамы. Сегодня, когда вы придете домой, расскажите им про то, что узнали. Давайте порепетируем рассказывать.

    Составление рассказа по картине. (Слайд10)

    В:-Кто хочет попробовать начать репетировать?

    (По желанию ребенок выходит и становится полу боком к экрану и зрителям)

    Ваня, представь, что мы твоя семья, мы тебя внимательно слушаем.

    Наводящие вопросы на случай затруднения детей:

    - Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки)

    - Кого мы видим на картине? (На картине мы видим девочку и мальчика, наверное они друзья или брат с сестрой)

    - Что они делают? (Ребята сделали кормушку и повесили на дерево)

    - Чем кормят птичек? (Они положили семечки, хлеб)

    - Только семечки и хлеб? (Еще положили плоды рябины, орехи, зерна)

    - Кто прилетел? (Птички – синички и все склевали)

    В: - Кто еще хочет порепетировать?

    3-4 человека

    В:- Молодцы, хорошие у вас рассказы получились, очень интересные.

    Ребята, а чем вам понравился рассказ Маши, Коли, Пети…?

    В: - Ребята, давайте мы с ними поиграем. (Раздать птиц из кормушки)

    В: -Раз, два, три!

    Вокруг себя повернись,

    В зимующую птичку превратись! (Слайд11)

    (В. выкладывает на ковре контур кормушки из гимнастических палок)

    Игра «Птичья столовая»

    Детям раздаются жетоны с изображением разных птиц.Под речевое сопровождение, птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».

    Мы кормушку смастерили,

    Мы столовую открыли.

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели,

    А во вторник, посмотри,

    Прилетели снегири.

    Три вороны были в среду,

    Мы не ждали их к обеду,

    А в четверг со всех краёв

    Стая жёлтых воробьев.

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей

    А в субботу, воскресенье

    Было общее веселье!

    В: - Молодцы, хорошо повеселились! А для вас у меня тоже есть корм, покормлю своих птичек чуть позже. (Показываю прозрачную коробочку с печеньками)

    Подведение итогов:

    В: - Что же мы сегодня узнали и вспомнили про птиц? (Что их надо подкармливать, делать кормушки, кормить зернышками, семенами и др. Научились рассказывать родителям о птицах)

    Рефлексия

    Что вам сегодня понравилось делать? Что было трудно, что легко?

    Перспектива:

    А Надя знает стихотворение которое называется «Покормите птиц». Яшин А.(Слайд 12). Давайте послушаем!

    Вам понравилось стихотворение? Кто тоже хочет его выучить? Возьмите текст и попросите дома маму или папу, или кого-то еще помочь вам выучить его. Когда вы выучите, мы с вами устроим конкурс «Кто лучше прочтет стихотворение» и вы сами определите, кто же потрудился лучше всех и хорошо выучил. (По желанию детям раздаются листочки с текстом стихотворения. По мере выучивания дать возможность всем детям его рассказать.)

    Кто-нибудь хочет нарисовать или вылепить то, о чем сегодня узнал? Можете после занятия это сделать.

    А нашу кормушку мы отнесем в раздевалку, что бы вы не забыли рассказать родителям о том, как холодно и голодно птицам зимой и как им помочь. Приносите свои кормушки в детский сад, мы повесим их на участке и будем с вами сыпать корм для птичек.

    Для закрепления материала повторить несколько раз игру «Птичья столовая» в ближайшее время.

    Литература:

    1. Шорыгина Т. «Птицы. Какие они?» – М., 2004
    2. Загадки о птицах. http://childline.ru/ptizy.shtml
    3. Голоса птиц. http://mp3-pesnja.com/
    4. Интернет ресурсы

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».


    Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
    Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
    Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
    Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
    Задачи:
    - совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
    - формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
    - воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
    Образовательная область: Познавательное развитие.
    Задачи:
    - содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
    - содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
    Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
    Задачи:
    - содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
    - формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
    Образовательная область: Речевое развитие.
    Задачи:
    -закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
    - учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
    - активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
    - развивать внимание, мышление.
    Образовательная область: Физическое развитие.
    Задачи:
    - продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).

    Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
    Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
    С детьми проведены: беседы, наблюдения.
    В НОД использованы: методы и приемы.
    Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.

    Ход совместной деятельности:
    На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
    Воспитатель: Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
    (Ответы детей).
    Воспитатель: Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
    (ответы детей).
    Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
    (ответы детей).
    Воспитатель: Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
    1.Различаемся мы цветом,
    Встретишь нас зимой и летом,
    Если крыльями взмахнем,
    Будем в небе голубом.
    Каркать, петь и ворковать,
    Нас зимою подкормите…
    Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
    2. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка,
    И полоска шарфика. (синица)


    3. Найдешь ее в своем дворе,
    Она на радость детворе,
    Ты обижать ее не смей,
    Эта птичка…(воробей)


    4. Окраской – сероватая,
    Повадкой – вороватая,
    Крикунья хрипотливая,
    Известная персона,
    Зовут ее…(ворона).


    5. В лесу под щебет, звон и свист,
    Стучит лесной телеграфист:
    «Здорово- дрозд, приятель!»
    И ставит подпись…(дятел).


    6. Зимой на ветках яблони!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это… (снегири).


    7.Посмотрите на балкон:
    Он с утра воркует тут.
    Эта птица - почтальон,
    Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
    8. Что за стол среди берез,
    Под открытым небом?
    Угощает он в мороз.
    Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
    Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
    Воспитатель: Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с заданием.
    Воспитатель: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы назовете, мне этих птиц?(ответы детей)
    Снегирь, клест, свиристель, синица.
    Воспитатель: Вы отлично справились. Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено.
    - Какие птицы прилетели к кормушке?
    - Что едят синички?
    - Как называется домик для птичек?
    - Из чего можно смастерить кормушку?
    - Назовите зимующих птиц?
    - Зачем нужно помогать птицам?
    - Чем питаются птицы?
    Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
    Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
    (ответы детей).
    Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
    - Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
    - Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
    - Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
    - Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
    Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Ребята, мы с вами на предыдущем занятии уже начали подготовку кормушек, но к сожалению мы сделали мало, сегодня мы с вами продолжим работу. Напомните мне, что мы делаем вначале, из чего мы с вами делаем кормушки.(ответы детей)
    Физминутка «Птичка-невеличка»
    Птичка-невеличка
    По небу летала (птички летают),
    Села под окошко,
    Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
    Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
    Выпрямила спинку.
    Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
    Воспитатель: Садитесь на свои места и приступаем к работе, покрасим коробочки, можно украсить рисунками, ждем когда высохнут.А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки. Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.
    Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. А еще я предлагаю вам повесить возле ваших домов приготовленные кормушки, попросите родителей вам помочь. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли жизнь многих птиц.
    Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
    Воспитатель: Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
    Скоро белые метели
    Снег подымут от земли.
    Улетают, улетели,
    Улетели журавли.
    Не слыхать кукушки в роще.
    И скворечник опустел.
    Аист крыльями полощет –
    Улетает, улетел.
    Лист качается узорный
    В синей луже на воде.
    Ходит грач с грачихой чёрный
    В огороде по гряде.
    Осыпаясь, пожелтели
    Солнца редкие лучи.
    Улетают, улетели,
    Улетели и грачи.
    Планируемый результат:
    - активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
    Дальнейшая работа:
    - Планируем разработать проект.

    Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

    Ход занятия

    Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

    Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

    Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

    В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

    У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

    В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

    Игра «Птицы»

    Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

    В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

    1-й ребёнок.

    Я в берете ярко-красном,

    В серой курточке атласной,

    Я деревьям всем приятель,

    А зовут меня все… (дятел).

    2-й ребёнок.

    Красногрудый, чернокрылый,

    Люблю зёрнышки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

    3-й ребёнок.

    Непоседа-невеличка

    Желтогрудая птичка,

    Ем я сало и пшеничку,

    А зовут меня… (синичка).

    Н. Губская

    В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

    Игра «Чем угостим» (с мячом)

    Воробья - крошками.

    Синицу - салом.

    Голубя - пшеном.

    Свиристель - семечками.

    Ворону - хлебной коркой и т.д.

    Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

    В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

    Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

    В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

    Проведение опыта

    В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

    Вывод: жир отталкивает воду.

    В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

    Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

    В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

    Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

    Звучит аудиозапись пения птиц.

    Н. Черницкая,
    воспитатель высшей категории