Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Основное технологическое оборудование машиностроения. «Технологическое оборудование машиностроительного производства

    Основное технологическое оборудование машиностроения. «Технологическое оборудование машиностроительного производства
    Главная > Лекция

    Лекция

    «Технологическое оборудование машиностроительного производства»

    Металлорежущие станки можно подразделить по ряду признаков. По степени универсальности их делят на универсальные, специализированные и специальные. Универсальные станки предназначаются для обработки сходных по конфигурации деталей, размеры которых могут изменяться в широких пределах. При этом на них выполняются самые разнообразные операции. Например, на универсальных токарных станках можно производить обработку наружных и внутренних цилиндрических, конических, фасонных и торцевых поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкерование и развертывание отверстий. Специализированные станки используются для выполнения более узкого круга операций. Например, для фрезерования шпонок (шпоночно-фрезерные станки), фрезерования шлицев (шлицефрезерные станки). На специальных станках обрабатывают детали одного типоразмера. К этим станкам можно отнести станок для нарезания зубчатых реек и др. По своему устройству металлорежущие станки подразделяются на автоматические и полуавтоматические. Автоматическим станком (автоматом) называется станок, в котором автоматизированы все основные и вспомогательные движения, необходимые для выполнения технологического цикла обработки, включая загрузку и выдачу обработанной детали. Обслуживание автомата сводится к периодической наладке, подаче материала на станок и контролю обрабатываемых деталей. Полуавтоматическим станком (полуавтоматом) называется автоматический станок, в котором часть движений не автоматизирована. В большинстве случаев эти движения, связанные с загрузкой заготовок и снятием обработанных деталей. Металлорежущим станком с ЧПУ называется станок, управляемый с помощью вычислительных устройств от программы управления, на которую нанесена вся необходимая информация по обработке детали (последовательность обработки, величины перемещений рабочего органа, режимы обработки и т.д.). В соответствии с заданной программой управления станок осуществляет все рабочие и вспомогательные движения рабочего органа для выполнения заданного технологического процесса обработки детали. Промышленный робот (автоматический манипулятор с программным управлением) является автоматической машиной (стационарной или передвижной), состоящей из исполнительного устройства в виде манипулятора, имеющего несколько степеней подвижности, и перепрограммируемого устройства программного управления для выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций. Гибкая производственная система (ГПС) - это совокупность (в равных сочетаниях) оборудования с ЧПУ, роботизированных технологических комплексов, гибких производственных моделей, отдельных единиц технологического оборудования и систем обеспечения их функционирования в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени (возможность реализации "безлюдной технологии"), обладающая свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах их характеристик (в зависимости от серийности производства и других факторов). Гибкий производственный модуль представляет гибкую производственную систему, состоящую из единицы технологического оборудования, снащенную автоматизированным устройством программного управления и средствами автоматизации технологического процесса, автономно функционирующую, осуществляющую многократные циклы и имеющую возможность встраивания в систему более высокого уровня. Роботизированный технологический комплекс - это совокупность единицы технологического оборудования, промышленного робота и средств оснащения, автономно функционирующая и осуществляющая многократные циклы. На базе перечисленных технических средств могут быть реализованы гибкие производственные системы. Гибкие производственные системы по организационным признакам могут подразделяться на гибкие автоматизированные участки и гибкие автоматизированные цехи. Наибольшее внимание уделяется гибким автоматизированным участкам, которые представляют собой гибкую производственную систему, состоящую из нескольких гибких производственных модулей, объединенных автоматизированной системой управления, функционирующую по технологическому маршруту, в котором предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования. "Безлюдное" (программируемое) производство является новым видом производства и характеризуется малым участием человека в производственном процессе и наличием преимущественно автоматического оборудования и промышленных роботов. Для данного производства коэффициент автоматизации K а →1. Под K а понимается отношение объема информации, получаемой и обрабатываемой автоматическими системами производства, к полному объему информации, необходимой для выполнения технологического процесса. Для функционирования "безлюдного" производства в течение длительного времени, например смены, требуется наличие адаптивных технологических и роботизированных систем, диагностических цепей и высокая надежность работы оборудования и систем управления. Имеются сообщения о создании так называемых квазибезлюдных производств , в которых число рабочих по сравнению с традиционным производством уменьшалось в 10-15 раз. Под программным управлением обычно понимается управление с помощью систем, обеспечивающих быстрый переход на любую программу работы путем набора ее или записи условным кодом на программо-носителе, с помощью которого она вводится в станок. В качестве носителя программы могут использоваться штекерные панели, перфоленты, магнитные ленты и др. Таким образом, системы программного управления обеспечивают быструю переналаживаемость и требуемую универсальность. Системы программного управления металлорежущим оборудованием можно подразделять на два основных класса: цикловые (или программно-путевого управления); с числовым управлением. Цикловая система программного управления (ЦСПУ) характеризуется полным или частичным программированием цикла работы станка и режима обработки. Перемещение использованных элементов регулируется расстановкой передвижных упоров. ЦСПУ является переходной от системы управления с помощью упоров к системам числового программного управления (СЧПУ). Иногда ее называют системной программно-путевого управления. Программа управления в ЦСПУ может вводиться от программо-носителя (перфоленты, перфокарты) или набираться с помощью соответствующих переключателей. Станки с ЦСПУ отличаются простой системой управления, не требуют высококвалифицированного обслуживающего персонала, обладают большей производительностью, чем универсальные станки. Однако они имеют меньшие технологические возможности, чем станки с числовым управлением. Для их переналадки на новый вид деталей затрачивается большее время, чем при числовом управлении. Это время складывается из времени заданий новой программы и времени размерной настройки кулачков, путевых переключателей. Поэтому их разумно использовать при обработке простых деталей с длительностью обработки партии не менее смены Примеры станков с ЦСПУ - токарно-револьверный 1А341Ц вертикально-фрезерный 6530Ц и др.Цикловая система управления состоит из следующих устройств: задания и ввода программы, управления, исполнительного устройства, контроля окончания отработки этапа программы. Принцип работы ЦСПУ заключается в следующем. Устройство задания и ввода программы снабжает систему программного управления информацией о цикле. Оно состоит из блока задания программы (обычно штекерная панель) и блока поэтапного ввода программы (обычно шаговый искатель или релейная счетная схема). Устройство управления обеспечивает управление исполнительными элементами, перемещающими рабочие органы станка. Схему устройства управления довольно часто выполняют на электромагнитных реле. Исполнительное устройство обеспечивает отработку заданных программной команд и состоит из исполнительных элементов и рабочих органов станка Устройство контроля окончания отработки этапа программы контролирует окончание предыдущего этапа программы и подает команду на переключение на следующий этап (Окончание отработки этапа программы может контролироваться переключателями, реле времени, реле давления и т.п.). Под системой числовою программного управления (СЧПУ) станком понимается совокупность специализированных устройств, методов и средств, необходимых для осуществления ЧПУ. Система ЧПУ характеризуется чаще всего программированием цикла, режимов обработки и путем перемещения рабочих органов станка. При этом вся необходимая информация представляется не в виде кулачков, копиров и упоров, а в виде последовательности букв и чисел, нанесенных в закодированном виде (алфавитно-цифровом коде) на программо-носитель. Системы ЧПУ можно классифицировать по ряду признаков. Для нас наибольшее значение имеет их деление по следующим трем признакам:

      по степени совершенства и функциональным возможностям; по виду движения исполнительных механизмов станка, определяемого геометрической информацией в программе, по числу потоков информации.
    По степени совершенства и функциональным возможностям системы ЧПУ делятся на следующие типы: NC (Numerical control) числовое программное управление (ЧПУ) обработкой на станке по программе, заданной в алфавитно-цифровом коде. Эти системы работают по "жесткой логике". Ввод программы в них, как правило, осуществляется с перфоленты; HNC (Hand NC) разновидность системы ЧПУ с ручным заданием программы с пульта устройства (на клавишах, переключателях и т.п.); SNC (Speiher NC) или MNC (Memory NС) разновидность системы ЧПУ, имеющая память для хранения всей управляющей программы; CNC (Computer NC) автономная система ЧПУ станка, содержащая ЭВМ процессор; DNC (Direct NC) - система для управления группой станков от ЭВМ, осуществляющей хранение программ и распределение их по запросам от устройства управления станком (у станков могут быть установлены устройства типа NC, SNC, CNС); Основной частью системы числового программного управления является устройство ЧПУ, относящиеся к тому же типу, что и система. Устройство ЧПУ типа NC и HNC имеют постоянную структуру, а устройство ЧПУ типа SNC и CNC - переменную. Устройства ЧПУ типа SNC и CNC являются более совершенными. Они строятся на основе микро ЭВМ (типа CNC) или микропроцессоров. Их основные алгоритмы работы задаются программно и могут изменяться для различных применений. В них можно формировать нестандартные циклы обработки, что существенно упрощает подготовку и редактирование программы. Среди имеющихся в настоящее время систем ЧПУ можно встретить все приведенные выше типы систем (Таблица 1.1).

    Таблица 1.1

    Краткий перечень устройств, оснащенных разными типами систем

    Тип системы ЧПУ

    Модель устройства, тип участка

    Станки, для управления которыми система предназначена

    Токарные станки с автоматической сменой режущего инструмента

    Устройство на базе микро ЭВМ "Электроника НЦ-31»

    Токарные станки в условиях мелкосерийного и индивидуального производства

    Н331М с модулями памяти

    Фрезерные станки с автоматической сменой режущего инструмента

    Многооперационные станки

    Автоматизированный участок типа АСК-10

    Группа многооперационных станков

    По виду движения исполнительных механизмов станка, определяемого геометрической информацией в программе, системы ЧПУ подразделяются на позиционные, контурные, комбинированные и централизованные. Позиционная система ЧПУ - это система, обеспечивающая установку рабочего органа станка в позицию, заданную программой управления станком, чаще всего без обработки перемещения рабочего органа станка. Эти системы применяются для управления станками сверлильно-расточной группы. Контурная система ЧПУ представляет собой систему, которая обеспечивает автоматическое перемещение рабочего органа станка по траектории и с контурной скоростью, заданными программой управления станком. Основной особенностью контурных систем является наличие в каждый отдельный момент времени функциональной зависимости между скоростями перемещения рабочих органов станка по координатным осям. Контурные системы по сравнению с позиционными отличаются большей сложностью и стоимостью. Они в настоящее время являются более распространенными по сравнению с другими и используются чаще всего для управления токарными, фрезерными и другими станками при обработке деталей сложного профиля. Контурные системы подразделяются на несколько разновидностей новейшей из них, появившейся в конце 70-х годов, является оперативная система ЧПУ, построенная на базе современных ЭВМ. В оперативной системе ЧПУ расчет управляющей программы по минимальному объему исходных данных осуществляется на рабочем месте. Эти системы эффективно используются для управления металлорежущими станками при обработке упрощенной геометрической формы. Комбинированная система ЧПУ включает в себя контурные и позиционные системы. Используются в основном для управления многооперационными станками (обрабатывающими центрами). Автоматизированная система централизованного управления - это комплекс металлорежущего оборудования с ЧПУ, связанный единой автоматизированной транспортно-накопительной (транспортноскладской) системой и управляемой от ЭВМ. Эта система используется для управления автоматизированными участками (например, типа АСВ-20, АСВ-21, АСК-10 и др.). В ней можно выделить несколько более простых систем. Одна из них предназначена для управления группой станков с ЧПУ, осуществляющих механическую обработку деталей. Эта система называется системой группового управления, или системой прямого ЧПУ станками, или системой ЧПУ типа DNC. По числу потоков информации системы ЧПУ подразделяются на разомкнутые, замкнутые, самонастраивающиеся (адаптивные). Разомкнутые системы ЧПУ (называемые также импульсно-шаговые) характеризуются только одними потоками информации, направляемым от программы управления к рабочему органу станка Перемещения рабочего органа станка при этом не контролируются и не составляются с перемещениями, заданными программой. Достоинствами таких систем является отсутствие цепей обратной связи, простота конструкции, наличие надежных и быстроходных шаговых двигателей и передачи "винт - гайки - качения", обеспечивающих достаточно высокую точность перемещения рабочего органа станка. Эти системы являются наиболее распространенными и применяются для управления металлорежущими станками малых и средних размеров. Замкнутые системы ЧПУ характеризуются двумя потоками информации: один поток поступает от программы управления, а второй - от датчика обратной связи. Наличие обратной связи позволяет сопоставлять фактическую обработку программы с заданной и устранять возникающее рассогласование. Эти устройства по сравнению с разомкнутыми обеспечивают высокую точность обработки, но являются более сложными и дорогами. Они применяются. Для управления металлорежущими станками средних и крупных размеров. Самонастраивающиеся (адаптивные) системы , могут приспосабливаться к изменению внешних условий и являются наиболее прогрессивными. Они имеют помимо основного дополнительные потоки информации, позволяющие корректировать процесс обработки с учетом деформации системы СПИД (станок - приспособление - инструмент - деталь) и ряда случайных факторов, таких, как затупление режущего инструмента, колебание припуска и твердости заготовки и др. Эти системы появились в 70-е годы и в настоящее время используются для управления обычными металлорежущими станками и станками с ЧПУ. В последнем случае они могут работать как в сочетании с разомкнутыми, так и замкнутыми системами ЧПУ. В конце 70-х годов была предложена другая классификация систем ЧПУ, в соответствии с которой они подразделяются на:
      функциональные - для управления автоматическими станками и автоматическими линиями; оперативные - для управления токарными, фрезерными, шлифовальными станками, используемыми для обработки деталей упрощенного профиля; продукционные - для управления токарными, карусельными и фрезерно-расточными продукционными станками; уникальные - для управления уникальными станками.

    Гибкие производственные системы.

    Перед всеми отраслями материального производства поставлена важная задача - повышение производительности труда и экономия трудовых ресурсов. Это основная цель ускорения НТП в машиностроении, это и главный показатель достигнутого технического и организационного уровня производства. Резкое расширение номенклатуры и увеличение сложности машиностроительной продукции привели к тому, что преобладающим типом машиностроительного производства становится не массовое (крупносерийное), а мелкосерийное многономенклатурное производство сложных, непрерывно обновляемых объектов производства.Комплексная автоматизация мелкосерийного многономенклатурного производства, основанная на широком применении микропроцессорной техники и ЭВМ для непрерывного управления ТП, оборудованием и производством в целом - это есть автоматизированное производство с гибко-пространственной технологией. ГПС первого поколения создавались на базе многооперационных станков типа обрабатывающий центр . ГПС представляет собой сложную систему организационно-техническую, состоящую из основных и вспомогательных компонентов и за основу построения принят блочно-модульный принцип. Первичной единицей комплексирования при создании ГПС принят гибкий производственный модуль (ГПМ). Модули подразделяются на основные, производящие определенную продукцию или вид информации (станочные, технологической подготовки и управления ТП), и вспомогательные (транспортно-накопительная система, склад...). Из основных и вспомогательных ГПМ комплектуются гибкие автоматизированные линии (ГАЛ), участки (ГАУ), цеха (ГАЦ). Основными критериями их эффективности использования являются:

      увеличение соотношения производительность / стоимость; увеличение доли технологических процессов (по машиноемкости и трудоемкости), охваченных гибким производством, по отношению к технологическим процессам базового вида производства.
    Для дальнейшего развития ГПС требуется:
      снижение затрат и расширение масштабов производства ГПМ и других компонентов за счет повышения их технологичности, унификации и ограничения числа подобных ГПМ; совершенствование процессов создания ГПМ, ГАУ, ГАЛ и ГАЦ на основе применения систем САПР, блочно-модульного построения; обеспечение совместимости основных и вспомогательных ГПМ, элементов оборудования, программного обеспечения путем стандартизации регламентирующих конструктивных решений, габаритных и стыковочных размеров и т.д.; повышение надежности их компонентов и структурных единиц ГПС; совместное использование оборудования для создания участков с предметно-подетальной специализацией; обеспечение возможности использования в новых разработках существующих устройств; расширение области применения и увеличение доли ГПМ, ГАУ и ГАЛ в различных технологических переходах; снижение требований к уровню специальной подготовки к квалификации операторов и обслуживающего персонала.
    Функционирование ГПС второго поколения даст возможность мобильно осуществлять перенастройку оборудования и технологии на изготовление новой партии деталей различной номенклатуры в пределах определенных конструктивно-технологических групп деталей и технологических возможностей оборудования. Снижение времени перенастройки позволит свести к минимуму времени простоев оборудования при смене или модификации объектов производства В зависимости от структурного уровня производства ГПС может состоять из следующих основных и вспомогательных компонентов:
      на уровне завода - из автоматизированных цехов основного и вспомогательного производства, системы автоматизированного проектирования, интегрированной системы планирования, управления и обеспечения производства, интегрированной системы автоматизации технологической подготовки производства и из автоматизированной системы технического обслуживания и ремонта оборудования, транспортной и складской системы; на уровне цеха - из автоматизированных участков, комплексов и линий основного производства, автоматизированной системы управления и обеспечения, автоматизированных участков технологической подготовки производства, автоматизированных участков комплектования, транспортирования и складирования, участков технического обслуживания оборудования, участков удаления отходов производства; на уровне участка, комплекса, линии - из ГПМ на базе основного технологического оборудования, автоматизированной системы управления технологическими процессами и оборудованием, модулей подготовки производства, систем инструментообеспечения, обеспечения заготовками, материалами, оснасткой, обслуживания и обеспечения работы оборудования, удаления отходов производства
    Автоматизированные участки технологической подготовки производства ГПС должны включать в себя: автоматизированные рабочие места технологов с системами автоматизированного проектирования технологии и управляющих программ для оборудования и автоматизированные места конструкторов по проектированию инструмента и оснастки, а также модули, технологического оборудования для изготовления и отладки средств оснащения производства. АСУТП гибкого автоматизированного участка, линии, цеха, состоит из модулей программного обеспечения" и комплекса технических средств ЭВМ и управляющих машин. Высокая гибкость рассматриваемых автоматизированных производств, т.е. способность к быстрой перестройке и переналадке при полном или частичном изменении объекта производства обеспечивается факторами:
      связь всех производственных модулей на базе автоматического технологического оборудования в единый производственный комплекс с помощью автоматизированной системы управления
    технологическими процессами и оборудованием;
      блочно-модульный состав всех основных и вспомогательных
    компонентов;
      максимальное использование технологических возможностей
    оборудования;
      унификацию программного обеспечения; применение систем автоматического проектирования основных
    элементов и средств подготовки управления и обеспечения производства;
      программируемость технологии основных и вспомогательных процессов; возможность выявления неисправностей оборудования с помощью средств вычислительной техники и замены вышедших из строя элементов новыми исправными унифицированными.
    Мобильность производства обеспечивается свободной планировкой оборудования, принудительной синхронизацией его работы, осуществляемой системой управления связью всех модулей технологического оборудования через автоматические накопители.ГПС требует:
      создания малооперативной программируемой технологии основных и вспомогательных процессов, а также процессов управления
    информацией,
      пересмотра состава и структуры труда, категории его сложности и
    оценки с учетом того, что инженерный труд в ГПС становится составной, неотъемлемой и определяющей частью основного производственного процесса;
      нового более высокого, уровня технологического проектирования
    производства;
      создания НПО для обеспечения технологического проектирования, разработки, серийного тиражирования и внедрения программных средств, серийного производства всех компонентов ГПС; повышение качества и надежности функционирования всех компонентов ГПС.
    Создание ГПС не означает использование полностью безлюдной технологии, должен быть персонал на операциях контроля, комплектования, общего наблюдения за ходом производства, но производительность должна быть выше в 5-6 раз при 2-3 сменной работе производства. В ГПС люди освобождаются от тяжелых, вредных и монотонных работ (по загрузке, транспортированию). Т.О. ГПС второго поколения представляют собой организационно-техническую историческую производственную систему, позволяющую в мелкосерийном многономенклатурном производстве использовать принципы массового специализированного производства и специфичные методы автоматизации основных и вспомогательных производственных процессов, а также информационных процессов управления обеспечения.
    1. Программа вступительных испытаний (междисциплинарного экзамена) для поступающих в магистратуру по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

      Программа

      Для поступления в магистратуру по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» абитуриент должен иметь знания по следующим дидактическим единицам:

    2. 2. Аннотации программ дисциплин направления 151900 2Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» Аннотация дисциплины «Иностранный язык» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет

      Документ

      Специфика артикуляции звуков. Лексический минимум в объеме 4 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения.

    3. Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств общая характеристика основной образовательной программы (ооп) (2)

      Документ

      Подготовка бакалавров по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» проводится в рамках профилей «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» и «Конструкторско-технологическое

    4. Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств общая характеристика основной образовательной программы (ооп) (1)

      Документ

      Подготовка бакалавров по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» проводится в рамках профиля «Технология машиностроения».

    5. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки магистра 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

      Программа

      Лица, поступающие в магистратуру не по профилю полученного ранее образования, проходят вступительные испытания в форме письменного комплексного экзамена по данному направлению.

    Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.

    Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов -- орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

    Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.

    В настоящее время в машиностроении по степени технической оснащенности выделяют пять уровней технологического уклада.

    Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.

    Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.

    Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.

    Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.

    Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это -- производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность.

    В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

    К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

    В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

    Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.

    В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

    Кризисная ситуация, назревшая в стране к началу 1990-х годов, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность. Лишь около 1/4 новых технологий соответствовали мировому уровню.

    В результате в СССР стали происходить нарушения договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок. Менялись налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, явились причиной отсутствия в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.

    За период 1998--2009 гг. объем промышленной продукции машиностроения возрос в 9,1 раза и составил 2,6 трлн руб. Деиндустриализация экономики отразилась и на машиностроительном комплексе. Отрасли машиностроения пятого уровня, ориентированные на выпуск наукоемкой продукции, сократили производство с 45,3 до 22,5%. Выпуск высокопроизводительного наукоемкого оборудования, оснащенного электронными устройствами и микропроцессорным управлением, за отмеченный период сократился в десятки раз, а по некоторым номенклатурным позициям -- в сотни раз. Так, производство станков с ЧПУ сократилось в 142 раза. В стране в 2007 г. было изготовлено всего 200 станков с ЧПУ, а в Японии (для сравнения) -- около 35 тыс., свыше половины из них были реализованы на мировом рынке. Производство кузнечно-прессовых машин с ЧПУ сократилось с 370 до 22 единиц, или в 16,8 раза. В значительных объемах сократился также выпуск прогрессивного режущего инструмента, особенно из керамики, поликристаллических синтетических алмазов и сверхтвердых материалов, абразивных микропорошков. Тогда как производство продукции четвертого уклада (автомобилей) осталось практически без изменений и составило 1,1 млн шт.

    Ухудшилось внешнеторговое сальдо по продукции машиностроения: если в 1990 г. объем импорта превышал объем экспорта на 33%, то в 2009 г. -- почти на 90%. Общее снижение экспортного потенциала машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относятся разрушение предметной специализации, существовавшей в рамках СЭВ и СССР, а также изменение соотношения цен производителей сырьевых и обрабатывающих отраслей. Индексы роста цен по сырьевым отраслям превысили соответствующие показатели для машиностроительного комплекса по электроэнергетике более чем в 4 раза, топливной промышленности примерно в 3 раза, черной металлургии почти в 2 раза. Вследствие этого цена факторов производства машиностроительной продукции (за исключением труда) приблизилась к мировой.

    К внешним факторам снижения экспортного потенциала относятся низкая (по сравнению с зарубежными аналогами) конкурентоспособность выпускаемой продукции и неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

    Главным сдерживающим фактором развития машиностроения с 1992 г. выступает сокращение инвестиций в развитие машиностроительного комплекса, высокий износ основных производственных фондов, устаревшие технологии в машиностроительном комплексе.

    Структурные изменения в выпуске продукции машиностроения отражают сдвиги в экономике в целом и в ее отраслях.

    Повышение удельного веса ремонта машин и оборудования с 8,5 до 14% отражает естественный процесс экономического кризиса и необходимость поддерживать в работоспособном состоянии стареющий парк техники. Недостаточно продуманная политика на ориентацию развития топливно-сырьевых отраслей определила повышение в отраслевой структуре доли машиностроения с 7,8 до 18,9%. В то же время удельный вес наукоемких отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышение производительности труда (приборостроение, машиностроение оборонного комплекса), сократился с 45,3 до 27,6%. Снижение доли структурообразующих отраслей машиностроения представляет угрозу невыполнения им одной из главных ролей -- обеспечения воспроизводственного процесса в экономике, обновления ее на основе прогрессивной техники и технологии, т.е. реструктуризации. В настоящее время машиностроение использует лишь 10--15% мощностей, имевшихся на начало 1992 г., и без внедрения наукоемких технологий. В то же время отечественные технологические разработки позволяют производить широкий спектр техники с высокими трудо-, энерго- и материалосберегающими характеристиками. Широкое внедрение ресурсосберегающих технологий обходится в 2--3 раза дешевле увеличения объемов добычи топлива и сырья, что особенно важно для потребителя в условиях приближения роста цен на производство к мировым. Следовательно, основные тенденции, наблюдаемые в машиностроении, свидетельствуют об отходе как от ведущих мировых тенденций (рост наукоемкой продукции), так и от функции технологического обеспечения воспроизводственного процесса в экономике.

    В 1997 г. впервые за годы экономических реформ в России в машиностроении отметились положительные сдвиги в объеме производства. По сравнению с 1996 г. производство отечественных цветных телевизоров увеличилось в 2,4 раза, персональных ЭВМ -- на 29,8%, автобусов -- на 21,6, легковых автомашин -- на 13,5%. Доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта возросла с 9,6 до 10,1%, в том числе в экспорте в страны дальнего зарубежья -- с 7,8 до 8,2%. В целом выпуск продукции машиностроения и металлообработки повысился на 3,5%. 1997 г. стал годом активного формирования нового облика машиностроения. Свидетельством этого процесса являются ориентация на текущий платежеспособный спрос (как внутренний, так и внешний), кооперация с ведущими зарубежными производителями с целью выпуска конкурентоспособной продукции, рационализация схем комплектования конечных продуктов, регионализация и локализация машиностроения в экспортно-ориентированных ФПГ, существенно меньшие по сравнению с дореформенным периодом объемы производства.

    Однако финансовый кризис августа 1998 г. негативно отразился на экономике России, в том числе и на машиностроительном комплексе. Объемы промышленного производства здесь сократились на 4,9% по сравнению с 1997 г. Некоторая положительная динамика стала отмечаться с 1999 г.

    В ходе приватизации произошла существенная децентрализация производства. Число действующих организаций в машиностроительном комплексе за 1992--2009 гг. увеличилось с 5,2 до 50,3 тыс., что создает возможности для структурного маневра, формирования новых конкурентоспособных отраслей, для гибкости и мобильности. Акционирование и приватизация в гражданском машиностроении близки к завершению. В оборонных отраслях государственный сектор еще обеспечивает около 40% объема выпуска промышленной продукции. В результате приватизации стирается грань между гражданскими предприятиями машиностроения и оборонного комплекса (исключая небольшое число сохранившихся военных заводов). В одни и те же ФПГ вошли как оборонные, так и гражданские предприятия. Например, в группе «Сокол» из 10 заводов пять относятся к оборонной промышленности, три -- к электротехнической и два -- к автомобильной.

    В то же время на большинстве приватизированных предприятий существенные изменения в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции еще не произошли. Поэтому экономический эффект в результате разгосударствления предприятий пока не достигнут.

    В отраслевой структуре промышленности на долю машиностроения приходится 18,9%. Машиностроение занимает важное место в экономике регионов России. В структуре промышленного производства товарной продукции федеральных округов на долю машиностроения приходится от 8,8 до 28,7%. Особенно высок уровень его развития в Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

    В отличие от других отраслей промышленности на размещение отраслей машиностроительного комплекса в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, близость потребителей, специализация и кооперирование производства, высокий научно-технический и трудовой потенциал. В машиностроении потребительский фактор оказывает большее влияние на размещение производства, чем сырьевой. Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении одного продукта, части продукта или выполнение только отдельных операций при его производстве. Развитие специализации выражается не только в обособлении отдельных производств и отраслей, но и в четком разделении труда между отдельными предприятиями одной отрасли. Так, автомобилестроение представлено производствами автомобилей различных классов, автобусов и троллейбусов.

    Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает большие возможности для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый и автосборочный. Они оснащены оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.

    Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей хозяйственного комплекса: металлургической, химической, текстильной и др. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждый из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперированным поставкам более чем с 300 смежниками, в том числе и странами дальнего зарубежья, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производимой продукции.

    Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую, подетальную. Отрасли предметной специализации производят технологическое оборудование для разных отраслей промышленности, строительства, черной и цветной металлургии, электроэнергетики, транспорта и т.д.; отрасли технологической специализации выпускают различные виды литья, кузнечно-прессовых изделий и другой продукции; отрасли подетальной специализации связаны с производством литья, кузнечно-прессовых изделий.

    Производственно-технический потенциал отрасли характеризуется тремя основными показателями:

    • 1) объемом выпускаемой товарной продукции (руб. или натуральных показателей),
    • 2) размером основных промышленно-производственных фондов (руб.),
    • 3) численностью промышленно-производственного персонала (чел.). Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность.

    Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей (тяжелое машиностроение). Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала (ППП) значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих.

    Среди многочисленных факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных производств машиностроительного комплекса, выделяют материало-, энерго-, трудо- и фондоемкость, а также потребительский фактор.

    В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как металлоемкость, материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.

    Все учебные заведения "ЛПК" Лысьвенский политехнический колледж ******* Не известно ААК (Апастовский Аграрный Колледж) ААЭП Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина АГАУ АГИМС АГКНТ АГНИ, КГЭУ, КХТИ АГТУ АГУ АГУ им. Жубанова АИСИ Академия бюджета и казначейства Академия ГПС МЧС России АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Алапаевский индустриальный техникум Алматинский Университет Энергетики и Связи АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Алтайский государственный аграрный университет АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Алтайский ГТУ им И.И. Ползунова Алтайский институт финансового управления Алтайский Медицинский Институт Алтайский педагогический университет АНО ВО Автомобильно-транспортный институт АПТ г. Ачинск Артемовский колледж точного приборостроения (АКТП) Архангельский госуд. технический университет Архангельский колледж телекоммуникаций АСК ГУ ВПО БРУ Астраханский госуд.технический университет Балтийский Гос. Техуниверситет им Д.Ф.Устинова БарГУ Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза БашГАУ БашГУ БГА РФ БГАТУ БГАУ БГИТА БГПА БГПК БГСХА БГСХА им. В.Р. Филиппова БГТУ БГТУ им. В.Г. Шухова БГУ БГУИР (институт информатики и радиоэлектроники) БГЭУ БелГУТ БИТТиУ БНТУ БПТ БРГУ Брестский (БрГТУ) БРУ БТИ БЮИ ВГАСУ ВГАУ им Петра I ВГИПУ ВГМХА ВГСХА ВГТА ВГТУ ВГУ ВГУИТ ВГУЭС ВЗФЭИ ВЗФЭИ г. Барнуал ВИ ЮРГТУ (НПИ) Витебский гос. технологический университет Вінницький коледж НУХТ, Украина ВКГТУ им. Серикбаева Владимирский государственный университет ВНАУ ВНТУ ВНУ им.Даля Волгоградский университет (ВолГУ) Волгоградский ГАСУ Вологодский гос. технический университет Воронежский гос.университет Воронежский государственный технический университет ВПИ ВПТ ВСГТУ ВТЗ ЛМЗ ВТУЗ ВШБ Вятская ГСХА Вятский Государственный Университет ГБОУ СПО «ТТТ» ГГТУ им. П.О. Сухого ГИЭИ ГТУ имени Баумана ГУАП Гусевский политехнический техникум ГПТ ГУУ Дальневосточный ГАУ Дальневосточный гос.тех.университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) Дальневосточный госуниверситет путей сообщения ДВГТУ ДВГУПС ДВФУ ДГМА ДГТУ Державний вищий навчальний заклад «Запорізький національний університет» ДИТУД ДМЭА ДНГУ ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ iм. Олеся Гончара ДНУ ДО СИБГУТИ ДО СУБГУТИ ДонГТУ Донецький національний університет ДонНАСА ДонНТУ ДонНТУ(ДПИ) Екатеринбургский экономико-технологический колледж ЕМТ ЕНУ им.Гумилёва ЕЭТК ЖГТУ ЗабГУ ЗГИА ЗНТУ ИАТУ УЛГТУ Ивановский Государственный Энергетический Университет ИвГПУ (Ивановский Государственный Политехнический Университет) ИГАСУ ИГТУ ИГЭУ ИжГСХА ИжГТУ Ижевский государственный технический Университет ИНиГ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОММУНИКАЦИЙ Институт Нефти и Газа СФУ Красноярск ИНЭКА ИПЭК Ивантеевский промышленно-экономический колледж ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИГТУ) Иркутский ГТУ Иркутский ГУПС ИРНИТУ ИРОСТ ИТМО ИФНТУНГ Казанский гос. тех.университет им. А.Н. Туполева КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. ТИМИРЯМОВА (ИЭУП) КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. ТИМИРЯМОВА (ИЭУП) КазАТК Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева Казахстанкий инновационный университет КАЗГАСА КазГАУ КазНТУ КАИ КамГУ им. В. Беринга КамПИ Камский инженерно-технический колледж Камчатский ГТУ Карагандинский гос. индустриальный университет Карагандинский ГТУ КАТТ КГАСА КГАСУ КГАУ КГАУ КГСХА КГИУ КГПУ КГСХА КГТА КГТУ КГТУ г. Красноярск КГТУ им. Туполева КГУ КГУ (Курган) КГУ им. А. Байтурсынова КГФЭИ КГЭУ КемГППК КемТИПП КЖТ УрГУПС Київський технікум електронних приладів КИМГОУ КИнЭУ КИПУ, Украина ККХТ НМетАУ КМТ КНАГТУ КНЕУ КНИТУ-КАИ КНТУ КНУ КНУ им. М. Остроградского (Украина) КНУБА Колледж информатики ГОУ ВПО СибГУТИ КПИ КрасГАУ КТУ КТУ Украина Кубанский Гос. Политехнический Университет КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСТЕТ ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА КубГАУ КубГТУ КузГТУ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КурскГТУ КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана КФ ОГУ КФУ ЛГТУ Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Липецкий государственный технический университет ЛМCК ЛНАУ Магнитогорский Гос.Технический Университет МАДИ (ГТУ) МАДИ (ГТУ) Волжский филиал МАДИ Бронницкий филиал МАИ МАМИ МарГУ МАРИЙСКИЙ ГОСТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МГАК МГАКХиС МГАУ МГВМИ МГИУ МГИУ/МПУ МГМК МГОИ МГОУ МГПК МГПУ МГСУ МГТУ МГТУ "МАМИ" МГТУ "СТАНКИН" МГТУ (Мурманск) МГТУ ГА МГТУ им. Баумана МГТУ им. Г.И. Носова МГТУГА МГУ МГУ им. Н. Огарева МГУИЭ МГУЛ МГУП МГУПИ МГУПС МГУС МГУТУ МГУТУ им. Разумовского г.Тверь Мелитопольский промышленно-экономический колледж МИВЛГУ МИИТ МИК МИКТ МИКХиС МИЛ Минский государственный автомеханический колледж Минский государственный высший авиационный колледж (ВУЗ) МИРЭА МИСиС МИФИ Морская Государственная Академия им Ушакова Московская Государственная Юридическая Академия Московская школа бизнеса Московский Гос. Университет Инженерной Экологии Московский государственный индустриальный университет МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА Московский Государственный Строительный Университет Московский Государственный Технический университет им. Н.Э. Баумана Московский Государственный Университет МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ Московский Государственный Университет Природообустройства Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Московский институт энергобезопасности и энергосбережения Московский институт психоанализа МОСКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ Московский технологический институт Московский университет им. С.Ю. Витте Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Московский Энергетический Институт(Технический Университет) МОСУ МосУ МВД РФ МПСИ МПУ МПЭТ МТИ МТУСИ МФПУ "Синергия" МФЮА МЭИ МЭСИ НАУ Национальный исследовательский Томский политехнический университет Национальный транспортный университет, Киев Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова Національний університет «Києво-Могилянська академія» НГАВТ НГАСУ НГАУ НГГТИ НГИЭИ НГПУ НГПУ им. Козьмы Минина НГПУ им. Козьмы Минина (Мининский университет) НГСХА НГТУ НГТУ им. Алексеева НГУ (Новосибирский государственный университет) НГУ им.П.Ф.Лесгафта НГУЭУ Невский машиностроительный колледж Нефтекамский нефтяной колледж НИЕВ Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева Нижегородский Государственный Технический Университет Павловский филиал НИНХ НКИ им.Адмирала Макарова НКТИ НМетАУ ННГАСУ ННГУ им.Лобачевского Новгородский ГУ Новополоцк ПГУ НОВОСИБИРСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Новосибирский Автотранспортный Колледж Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирский государственный технический университет НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ» Новосибирский промышленно-энергетический колледж Новочеркасский политехнический институт НПИ НТК им. А.И.Покрышкина НТУ ХПИ НТУУ "КПИ",Украина,Киев НТУУ КПИ НУБІП України НУВГП НУВГП - Ровно НУВГП (Ровно) НУК им. адмирала Макарова НУПТ, Киев НУХТ НФИ КемГУ НХТИ ОГАСА, Украина ОГАУ ОГПУ ОГТИ ОГТУ ОГУ Одесский национальный морской университет Ои МГЮА им Кутафина ОмГАУ ОмГТУ ОмГУПС ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА Омский государственный институт путей сообщения Омский государственный технический университет ОНПУ ОрелГТУ Оренбургский Государственный Педагогический Университет Оренбургский Государственный Университет Орловский ГТУ Оршанский государственный колледж ОТИ МИФИ ОУ ВО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» ОХМК Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова ПГК ПГПИ ПГСХА ПГТА ПГТУ ПГТУ Пермь ПГУ ПГУАС ПГУПС ПГУТИ Пензенский Государственный Университет Пермская государственная сельскохозяйственная академия Пермский Государственный технический Университет Пермский Институт Экономики и финансов Пермский филиал РГТУ Петербургский Институт Машиностроения ПИ СФУ ПИМаш ПНИПУ Политехнический институт Полтавский НТУ Полтавський технікум харчових технологій Приднестровский Государственный Университет ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО Приморский институт железнодорожного транспорта РАНХГС. Алтайский филиал РАП РГАТА им. П.А. Соловьева РГАТУ РГЕЭУ РГКР РГОТУПС РГППУ РГРТУ РГСУ РГУ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина РГУНГ РГУТиС РГЭУ Ри(Ф)МГОУ РИИ РИМ РМАТ РОСНОУ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ РФЭИ РФЭТ РХТУ РЭУ им.Плеханова Рязанская Государственная радиотехническая академия С-ПБ Политехнический университет Самарский государственный университет СамГТУ СамГУПС Санкт -Петербургский Институт Машиностроения Санкт – Петербургский государственный технический университет Санкт-Петербургская юридическая академия Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Санкт-Петрбургский Государственный Университет Аэрокосмического приборостроения. САТТ САФУ СГА СГАСУ СГАУ СГПА СГСХА СГТУ СГУ СГУГИТ СГУПС СевКавГТУ СевНТУ СЗГЗТУ СибАГС (Сибирская академия государственной службы) СибАДИ СибГАУ СибГИУ СибГТУ СибГУТИ СибИНДО Сибирская Академия Права Экономики и Управления Сибирская Государственная Геодезическая Академия Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики Сибирский институт бизнеса Сибирский институт бизнеса и информационных технологий СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Сибирский федеральный университет СИБИТ СибУПК СИК СИНГ СКГУ СЛИ Современная Гуманитарная Академия СПБ ГАУ СПб ГУМРФ СПбГАСУ СПбГИЭУ СПбГЛТА СПбГЛТУ им С.М. Кирова СПБГМТУ СПбГПУ СПбГТУ "ЛЭТИ" СПбГТУРП СПБГУ ИТМО СПбГУВК СПбГУНиПТ СПбГУСЭ СПбГУТ СПбГЭТУ "ЛЭТИ" СПбТИ(ТУ) СпГГИ СПГПУ СПИ СПТ СПЭТ СТИ МИСИС СТК СТМиИт СТХТ НУХТ СумГУ Сумський коледж харчової промисловості НУХТ СФУ СФУ ИАИС СФУ ИНиГ Сыктывкарский лесной институт ТАДИ Тамбовский государственный технический университет ТарГУ им.М.Х.Дулати ТАСИ Тверской Государственный технический Университет ТГАМЭУП ТГАСУ ТГНГУ ТГПУ ТГСХА ТГТУ ТГУ ТКММП Тобольский многопрофильный техникум ТОГУ Тольяттинский государственный университет Тольяттинский индустриально-педагогический колледж ГАПОУ СО ТИПК Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) ТПК ТПУ ТТЖТ ТТИ ЮФУ ТТУ ТУИТ ТулГУ Тульский государственный университет ТУСУР ТХТК ТЭГУ ТюмГАСУ ТюмГНГУ ТюмГУ Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Тюменский Индустриальный Университет УАВИАК УГАТУ УГАТУ УГГУ УГЛТУ УГНТУ УГСХА УГТУ УГТУ-УПИ УГХТУ УГЭУ УДГУ УлГТУ УлГУ Ульяновская ГСХА Ульяновский государственный технический университет УО БГСХА УПИ Уральский государственный технический университет Уральский Государственный Университет им А.М.Горького Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н Ельцина" УрГСХА УрГУПС УрГЭУ УрТИСИ(СибГУТИ) УРТК УУИПК Уфимская государственная академия экономики и сервиса УФОГУ ФБГОУ ВПО "МГСУ" ФГБОУ "ВГТУ" ФГБОУВО "ВГТУ" ФГОУ СПО ПГК ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ ХАБАРОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований» Филиал БГТУ "ВГТК" Финансовая Академия при Правительстве РФ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ХАИ Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Харьковский Политехнический Институт ХГАЭП ХГУ ХИИК ГОУ ВПО СибГУТИ ХНАДУ ХНТУ ХНУ ХТИ ЧГАУ ЧГМА ЧГПУ ЧГСХА ЧГТУ ЧГУ ЧДТУ Челябинский государственный университет Челябинский профессионально педагогический колледж ЧитГУ Читинский лесотехнический колледж ЧМК ЧМТ ЧПИ МГОУ ЧПТ ЧТИ ИжГТУ ЭПИ МИСиС ЮГУ Южно-Казахстанский государственный университет Южно-Уральский государственный университет Южно-Уральский институт управления и экономики ЮЗГУ Курск ЮИ ИГУ ЮРГТУ ЮРГТУ (НПИ) Юургтк ЮУрГУ ЯГТУ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра металлорежущих станков и инструментов

    ОБОРУДОВАНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

    Программа, методические указания и задания контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 120100 "Технология машиностроения" (в том числе сокращенные сроки обучения)

    Составитель С.А. Рябов

    Утверждены на заседании кафедры Протокол №4 от 19.04.00

    Протокол №2 от 27.10.00

    Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

    Кемерово 2002

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

    Металлорежущие станки являются основным видом технологического оборудования механосборочного производства в машиностроении. Развитие станкостроения и рациональное использование современных станков с числовым управлением, микропроцессорами и манипуляторами в значительной степени предопределяет производительность труда в различных отраслях машиностроения. Студенты должны уметь проводить наладку и настройку станков, подготавливать управляющие программы, разрабатывать алгоритмы управления, проектировать универсальные, специализированные и специальные станки и принадлежности к ним. Они должны уметь пользоваться современными средствами вычислительной техники при конструировании, расчете и исследовании станков, автоматических линий и гибких станочных систем. Студенты также должны уметь проводить испытания станков, знать основы исследований станков, методы и технологии ремонта и восстановления узлов и деталей металлорежущих станков.

    Изучение дисциплины базируется на фундаментальных знаниях в области математики, физики, вычислительной техники, материаловедения, сопротивления материалов, теоретической механики, теории резания металлов, деталей машин, транспортных и загрузочных устройств.

    Рабочая программа составлена согласно учебному плану Минвуза РСФСР специальности 120100 "Технология машиностроения", типовой программе дисциплины "Металлорежущие станки и промышленные роботы" Государственного Комитета СССР по народному образованию для студентов высших учебных заведений по специальности 120100 "Технология машиностроения", утвержденным Учебно-методическим объединением по специальностям автоматизированного машиностроительного производства 21 февраля 1989 года, методическим указаниям и заданиям на контрольные работы по дисциплине "Металлорежущие станки и промышленные роботы", разработанным в ВЗМИ в 1987 году.

    2. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

    Изучение дисциплины "Оборудование машиностроительного производства" студентами заочного отделения специальности 120100 "Технология машиностроения" предусматривается в 4 семестре, в течение которого изучается первый раздел дисциплины, по которому выполняют контрольные работы N 1, 2 и сдают экзамен.

    3. ПРОГРАММА КУРСА

    3.1. Основные характеристики и кинематика металлорежущего оборудования и промышленных роботов

    Введение. Общие сведения о станках. Исторический обзор развития отечественного и зарубежного станкостроения. Перспективы развития отечественного станкостроения .

    Тема 1. Классификация станков Основные термины и определения. Классификация станков по

    технологическому назначению и видам обработки. Классификация по универсальности и точности обработки. Размерные ряды станков. Тех- нико-экономические показатели станков .

    Тема 2. Движения в станках Методы образования поверхностей при обработке на станках.

    Формообразующие движения. Кинематическая структура станков. Размещение гитар настройки в структуре формообразующей части станка. Методика анализа кинематической структуры станка. Принципы кинематической настройки .

    Тема 3. Кинематика станков Структура и кинематика резьбообрабатывающих и затыловочных

    станков. Структура зубообрабатывающих станков для цилиндрических и для конических зубчатых колес. Зубошлифовальные станки .

    Тема 4. Станки для обработки тел вращения Токарные станки с ручным и с числовым программным управ-

    лением и их технологические разновидности. Токарно-револьверные и токарно-карусельные станки. Токарные одношпиндельные и многошпиндельные автоматы .

    Тема 5. Станки для обработки призматических деталей Станки фрезерной группы и их основные разновидности. Свер-

    лильные и расточные станки. Многооперационные станки с ЧПУ. Агрегатные станки для обработки корпусных деталей. Станки строгальной, долбежной и протяжной группы .

    Тема 6. Станки для абразивной обработки Круглошлифовальные и внутришлифовальные станки. Бесцен-

    тровошлифовальные автоматы. Плоскошлифовальные станки. Назначение и особенности кинематики отделочных станков (полировальных, хонинговальных, доводочных и суперфинишных) .

    Тема 7. Промышленные роботы к станкам Общая характеристика и классификация. Роботы и манипулято-

    ры для обслуживания основных типов станков . Тема 8. Станочные модули и гибкие системы

    Токарные модули и их основные подсистемы. Гибкие станочные системы для тел вращения. Модули для обработки корпусных деталей на базе многооперационных станков. Гибкие системы для корпусных деталей .

    Тема 9. Автоматические линии Основные понятия. Классификация автоматических линий. Ав-

    томатические линии из агрегатных станков. Роторные автоматические линии .

    3.1.1. Методические указания к изучению дисциплины Студент должен знать принцип работы оборудования и его на-

    стройку, четко представлять технологическое назначение каждого станка и в этом аспекте уметь ответить на следующие вопросы:

    1. Для каких деталей и какие виды работ осуществляются на данном станке?

    2. Какими способами производится обработка деталей на данном

    3. Какие приспособления необходимы для выполнения той или иной операции на данном станке и какие устройства существуют для расширения его технологических возможностей?

    При этом студент должен обратить внимание на специализацию рассматриваемого станка и уметь определить, для какого типа производства его целесообразно использовать.

    4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

    И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

    Расчет настройки зубофрезерного станка (для вариантов заданий с 1 по 50) на изготовление цилиндрического зубчатого колеса с прямыми или винтовыми зубьями (согласно варианту задания).

    Вариант выбирается по двум последним цифрам шифра зачетной книжки студента (если число двух последних цифр больше 50, из числа вычитают 50) или по указанию преподавателя.

    4.1. Последовательность выполнения работы

    1. Из табл. 1 выписать в тетрадь модель станка и характеристику нарезаемого зубчатого колеса (согласно варианту задания).

    2. Вычертить схему установки фрезы. Ось фрезы устанавливают под углом γ к горизонтальной плоскости, при этом направление зубьев червячной фрезы и обрабатываемого колеса должно совпадать. При одноименном направлении винтовых линий фрезы и колеса угол φ должен

    быть φ=βд +β1 , а при разноименном− φ=βд +β1 (рис. 1).

    3. Назначить материал заготовки и режущего инструмента, определить режимы резания и характеристику инструмента.

    4. Изучить кинематическую схему станка и описать работу основных узлов.

    Учебник предназначен для изучения предмета «Оборудование машиностроительного производства» и является частью учебно-методического комплекта по специальности «Технология машиностроения». Приведено описание оборудования заготовительных цехов, оборудования для транспортирования в утилизацию отходов производства, для механизации и автоматизации складских работ, для сварки (дуговой, плазменной, газовой, контактной, диффузионной и др.). Даны сведения об установках для электрохимических способов обработки и оборудовании автоматических линий и робототехнологических комплексов. Подробно рассмотрено оборудование для подъемно-транспортных работ – грузоподъемные и подъемно-транспортные машины. Описаны монтаж, пуск и сдача оборудования в эксплуатацию.
    Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

    НОЖНИЦЫ И ШТАМПЫ.
    Ножницы. Для продольного резания материала в виде широкой ленты применяют дисковые ножницы, в которых режущим инструментом являются дисковые ножи, расположенные на параллельных валах и приводимые во вращение от электродвигателя с помощью клиноременной и зубчатой передачи.

    За счет вращения навстречу друг другу ножи сами втягивают разрезаемую ленту, которая разматывается с одной катушки и после разрезания наматывается в виде узких полос на несколько других катушек, количество которых соответствует числу получаемых лент.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие
    Глава 1. Оборудование заготовительных цехов для резания материалов
    1.1. Общие сведения
    1.2. Оборудование для резания материалов механическими ножовками
    1.3. Ножницы и штампы
    Глава 2. Оборудование сварочного производства
    2.1. Оборудование для дуговой сварки и резки
    2.2. Оборудование для аргонодуговой и плазменной сварки
    2.3. Общие сведения о газовой сварке и резке
    2.4. Оборудование для контактной сварки
    2.5. Оборудование для диффузионной сварки материалов
    Глава 3. Оборудование для обработки материалов физическими и электрофизическими способами
    3.1. Сущность физических и электрофизических способов обработки материалов
    3.2. Оборудование для лазерной обработки материалов
    3.3. Оборудование для электронно-лучевой обработки
    3.4. Оборудование для электроискровой обработки
    3.5. Оборудование для ультразвуковой обработки
    Глава 4. Оборудование для химической и электрохимической обработки материалов
    4.1. Общие сведения
    4.2. Установки для химической и электрохимической обработки материалов
    4.3. Робототехнологические комплексы для нанесения гальванических покрытий
    4.4. Оборудование для очистки и закрепления покрытий после электрохимической обработки деталей и материалов
    Глава 5. Подъемно-транспортные машины
    5.1. Общие сведения о подъемно-транспортных машинах
    5.2. Подъемно-транспортные машины периодического действия
    5.3. Конвейеры и элеваторы
    5.4. Тележки, погрузчики и подъемники
    5.5. Основные типы грузоподъемных кранов, используемых на промышленных предприятиях
    5.6. Грузозахватные устройства кранов
    5.7. Электрооборудование кранов
    5.8. Гибкие органы подъемно-транспортных машин
    5.9. Применение подъемно-транспортных машин в производстве
    Глава 6. Роботы и робототехнологические комплексы
    6.1. Основные понятия и определения
    6.2. Классификация робототехнологических комплексов
    6.3. Устройство промышленных роботов
    6.4. Приводы промышленных роботов
    6.5. Захватные устройства промышленных роботов
    6.6. Применение роботов в машиностроении
    Глава 7. Автоматизация производства
    7.1. Общие сведения об автоматизации
    7.2. Общие сведения о гибких производственных системах
    7.3. Гибкие автоматические линии
    Глава 8. Оборудование для транспортирования отходов производства для утилизации
    8.1. Общие сведения об отходах
    8.2. Удаление, транспортирование и первичная переработка стружки
    Глава 9. Механизация и автоматизация складских работ
    9.1. Общие сведения о грузах и их складировании
    9.2. Подъемно-транспортные средства, применяемые для складских работ
    9.3. Требования безопасности при работе на внутризаводском транспорте
    Глава 10. Монтаж, опробование и сдача оборудования в эксплуатацию
    10.1. Монтаж и демонтаж машиностроительного оборудования
    10.2. Установка оборудования на фундамент
    10.3. Инструменты для выверки оборудования на фундаменте
    10.4. Контроль и испытание установленного оборудования
    10.5. Эксплуатация и паспортизация оборудования
    Список литературы.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Оборудование машиностроительного производства, Моряков О.С., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Электрическое оборудование тепловозов и дизель-поездов, Белозеров И.Н., Балаев А.А., Баженов А.А., 2017
    • Теоретические основы ускоренной оценки и прогнозирования надежности технических систем, Гишваров А.С., Тимашев С.А., 2012