Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Сообщение о а н афанасьева. Афанасьев Александр Николаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

    Сообщение о а н афанасьева. Афанасьев Александр Николаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

    Биография

    Афанасьев (Александр Николаевич) - исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.

    Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.

    Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям - в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.

    В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.

    За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных Записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849 - 52 гг.), «Отечеств. Записках» (1850 - 60 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отеч. Записки», 1852 г., № 1 - 3); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.); «Русские сатирические «журналы 1769 - 1774 г. «(в «Отеч. Зап.», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

    В 1858 - 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: «Библиографические Записки», где поместил ряд своих статей, именно: «Сатиры Кантемира», «Н. И. Новиков», «Литературная полемика прошлого столетия», «Русская книжная торговля» и др.

    В 1860 г. он издал - «Русские народные легенды» (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

    С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

    В «Библиотеке для чтения» (1864) г. появились его статьи: « М. С. Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических Записках» (1865 г.) он поместил: «О радуге», «Сказка и миф», сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», изд. Ефремовым и Ростовцевым.

    В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1866 - 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

    Последний труд Афанасьева - на пользу русских детей, это «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.

    Александр Николаевич Афанасьев родился 11(23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где уездным стряпчим служил его отец – человек грамотный, ценивший образование. В Воронеже Александр окончил гимназию, а затем, в 1848 г. юридический факультет московского университета. Посещал лекции Бодянского, Шевырева, Грановского. Еще студентом сотрудничал с журналами: «Современник» и «Отечественные записки».

    После окончания университета, поступил в 1849 г. на службу в главный архив министерства иностранных дел, где сделал карьеру: в 1856 г. дослужился до начальника отделения, а вскоре был назначен правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров. Служил на этой должности Афанасьев до 1862 г.

    Это время было очень плодотворным для него: он продолжал публиковать статьи в «Современнике» (1849-52 г.г.) и «Отечественных записках» (1850-60 г.г.), сотрудничал с «Архивом историко-юридических сведений о России» и другими изданиями. Всего в этот период опубликовано 68 статей. К важнейшим можно отнести его первое исследование мифологии «Дедушка домовой», работу по истории литературы 18 века «Русские сатирические «журналы 1769 - 1774 г.».

    С 1858 по 1959 г.г. Афанасьев занимался издательством журнала «Библиографические Записки». К сожалению, журнал не нашел должной поддержки, и прекратил свое существование. Изданные в 1860 г. «Русские народные легенды» были изъяты из продажи цензурой из-за расхождения взглядов на жизнь святых с православной церковью.

    В 1862 г. Афанасьев оказался косвенно причастным к политическому делу и был вынужден оставить стабильную службу. Чтобы прокормить семью, он устроился на место секретаря в московской думе, а потом в мировом съезде.

    Даже в это тяжелое время Афанасьев не прекратил свои исследования. В 1864-65 г.г. публикуются его новые статьи. В это же время Афанасьеву удалось закончить и издать главный свой труд – фундаментальное исследование «Поэтические воззрения славян на природу». Последней работой Афанасьева стали две части «Русских детских сказок», изданные в 1870 г. Умер Афанасьев в 45 лет, заболев чахоткой.

    (1826-1871) русский фольклорист, историк, этнограф

    Многие знают Александра Николаевича Афанасьева только как автора известных русских сказок. Вместе с тем это был ученый, чье творческое наследие до сих пор еще не издано полностью. Его имя занимает почетное место в ряду представителей мировой филологической науки вместе с такими учеными, как братья Гримм и Д. Фрезер.

    Александр Афанасьев родился в маленьком городке Богучаре Воронежской губернии, где его отец был уездным стряпчим. Детство будущего ученого прошло в соседнем городе Боброве, куда семья переехала после смерти его деда и поселилась в имении, где была обширная библиотека. Мальчик увлекся чтением. Особенно нравились ему исторические произведения. Именно тогда у него пробудился интерес к русской истории и культуре.

    В 1837 году Александр Афанасьев поступил в Воронежскую гимназию, где проучился семь лет. Закончив ее, юноша хотел изучать литературу, Но отец настоял на том, чтобы сын поступил на юридический факультет Московского университета. Учился Афанасьев с интересом и уже на третьем курсе опубликовал свою первую научную работу. Она называлась «Государственное хозяйство при Петре Великом» и вышла в журнале «Современник», которым руководил Н. А. Некрасов.

    После окончания университета Александр Афанасьева оставили там для подготовки к профессорскому званию. Судьба талантливого юноши изменилась после того, как министр просвещения дал отрицательный отзыв о его лекции. Это, конечно, не было для Афанасьева крушением надежд, но означало, что он не мог преподавать в университете.

    Некоторое время Александр Афанасьев работал в гимназиях и частных пансионах, а в ноябре 1849 года стал сотрудником Главного архива Министерства иностранных дел. Здесь он проработал 13 лет и даже сделал карьеру: в 1855 году стал начальником отделения архива, а несколько позже - управляющим (председателем) Комиссии по печатанию государственных грамот и договоров.

    Одновременно Афанасьев занимался изучением русской культуры. В частности, он разобрал и систематизировал фольклорный архив Русского географического общества. Туда со всей России присылали записи сказок, легенд, народных песен, пословиц и поговорок. На материале архива Александр Николаевич Афанасьев выпустил восемь томов сборника «Народные русские сказки». В него вошло более 600 текстов, записанных по всей России. За это издание Афанасьеву была присуждена Большая Демидовская премия, а Географическое общество наградило его золотой медалью.

    В 1860 году он выпустил еще один сборник - «Народные русские легенды». Книга была издана тиражом 1300 экземпляров, но цензура запретила издание, поскольку сочла его оскорбительным по отношению к православной церкви. Этот запрет был снят только через пятьдесят лет.

    Вот почему следующий сборник - «Русские заветные сказки», в которых содержался эротический фольклор, - Александр Афанасьев переправил за границу. Это издание вышло в свет в 1872 году, когда самого ученого уже не было в живых.

    Летом 1860 года Афанасьев отправился в заграничное путешествие, во время которого посетил Германию, Швейцарию и Италию. Немногие знали о том, что он сделал кратковременную остановку в Лондоне, где тайно встречался с политическим эмигрантом А. И. Герценом. По возвращении в Россию Афанасьев вновь приступил к работе в архиве Министерства иностранных дел.

    В 1862 году на московской квартире Александра Николаевича Афанасьева был произведен обыск, и хотя полиция ничего не нашла, ученому пришлось оставить службу в архиве.

    В жизни Афанасьева настали тяжелые времена: он вынужден был давать уроки, распродать свою уникальную библиотеку. Только через четыре года ему удалось получить место секретаря в думе, а затем чиновника в одном из коммерческих банков.

    Даже в это трудное время, Александр Афанасьев ни на один день не прерывал научной работы. Он готовил фундаментальный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где попытался обобщить все известные к тому времени этнографические материалы по данному вопросу. Это огромное сочинение стало настоящей энциклопедией для многих русских и зарубежных ученых. В нем Афанасьев показал древнейшие истоки человеческой культуры, выявил глубокую общность всех индоевропейских народов и впервые ввел в научный обиход множество неизвестных сведений.

    Последний том этого труда Афанасьев закончил, когда уже смертельно болел чахоткой, и, несмотря на заботу друзей, которые отправили его на юг России полечиться кумысом, в сентябре 1871 года он умер.

    Значение деятельности Александра Николаевича Афанасьева состоит в том, что он впервые выступил как филолог широкого профиля - фольклорист и этнограф одновременно. Кроме того, он стал основоположником научной фольклористики в России и одним из самых глубоких исследователей русской культуры XVIII века. Его книга «Русские сатирические журналы» содержит уникальные тексты, которые, безусловно, исчезли бы, если бы Афанасьев не обнаружил их на московских книжных развалах.

    (1826-07-23 )

    Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (11 июля - 23 сентября [5 октября ] ) - русский собиратель фольклора , исследователь духовной культуры славянских народов , историк и литературовед.

    Биография

    Юность

    Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в институте русской литературы РАН

    После 1862 года

    В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск. После этого он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это время Афанасьев продолжал свои исследования и труды; в «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

    • «М. С. Щепкин и его записки»;
    • «Поэтические предания о светилах небесных»,

    В эти же тяжёлые для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу » (3 т., Москва, 1865−1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё, написанное им прежде, и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий.

    Какие книжки читают чуть ли не с плёнок? Конечно, сказки. Это самые первые истории, которые рассказывают родители своим детям. Из них мы извлекаем первые уроки: добро сильнее зла, оно всегда победит. И хоть путь порою нелёгок, но нельзя сдаваться и нужно верить в себя и свои силы. Мудрые, добрые сказки - это огромный мир, который открывается ребенку с первых дней жизни.

    Он учится думать, отличать плохое от хорошего, оценивать поступки сказочных героев. Сказки подготавливают ребёнка ко взрослой жизни, учат, как вести себя в этом огромном мире. Когда разговор заходит о сказке, невозможно не вспомнить великого «сказочника» - Александра Николаевича Афанасьева, потому как без него мы бы так и не узнали ни «Репки», ни «Курочки Рябы», ни «Колобка».

    Жизненный путь

    Афанасьев Александр Николаевич (1826-1871) родился в Воронежской области, городе Богучаре. Отец служил стряпчим и поэтому старался дать своим детям хорошее образование. Окончив Воронежскую гимназию, Афанасьев отправляется в Москву, где поступает в университет. Окончив его, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.

    Пожалуй, именно годы работы в архиве стали самыми плодотворными в творческом отношении. Здесь он знакомится со многими документами, представляющими историческую ценность, но недоступными для большинства. Афанасьев издаёт журнал «Библиографические заметки», и свет увидели материалы, связанные с творчеством известных русских мыслителей, поэтов и писателей. Александр Афанасьев много пишет, выступает как исследователь и журналист. Одни из немногих публикаций этих лет:

    • «Н. И. Новиков».
    • «Русская книжная торговля».
    • «Сатиры Кантемира».
    • «Литературная полемика прошлого столетия».

    То, что не могло публиковаться в России, переправлялось за границу и появлялось в Лондоне в альманахе «Полярная звезда», одним из издателей которого был российский революционер В 1862 году Афанасьева увольняют со службы, обвинив в связи с лондонскими пропагандистами. Александр Афанасьев без постоянной работы был несколько лет, и в 1865 году поступает в Думу помощником секретаря, через два года переходит на должность секретаря. Умер великий писатель в возрасте 45 лет от чахотки.

    Историческая деятельность

    Большой любитель старины, Афанасьев исследует все, что связано с историей России, приобретает старинные рукописные книги. Ему принадлежат многочисленные труды, посвящённые истории России, он публикует их в журнале «Современник» («Государственное хозяйство при Петре Великом», «Псковская судная грамота» и др.). Пишет обзоры исторической литературы в издания «Общества истории и древностей» при университете. Состоит в «Обществе любителей словесности», исследует архивы, выступает и публикует статьи о словотворчестве народа. При самых тяжелых и неблагоприятных для него условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни - «Поэтические воззрения славян на природу».

    Литературная деятельность

    С 1850 года Александр Афанасьев переключается полностью на исследования, связанные с фольклором, мифологией и этнографией народа. Его исследования имеют огромную ценность. Он открывает перед нами далёкое прошлое, истоки современного языка. Доводит до широких масс древние обычаи, верования, фольклор и метафоры славянской литературы. В это время публикует в многочисленных изданиях более 60 статей, в том числе:

    • Исследование по мифологии «Дедушка домовой».
    • «Ведун и ведьма».
    • «Зооморфические божества у славян».
    • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями».
    • «Языческие предания об острове Буяне».
    • «Русские сатирические журналы 1769-1774 гг.».

    Народные русские сказки

    Об увлечении Афанасьева сказками писал русский литературовед и этнограф Пыпин А. Н. В рецензии к первому изданию сказок он отметил, что сравнения сказочных мотивов у Афанасьева удачны и очень метки. Тем не менее тут же он осудил его за то, что автор пытается мельчайшим событиям дать мифическое объяснение. Чернышевский Н. Г. также указал на это, но добавил, что с объяснениями Афанасьева нельзя не согласиться.

    Многочисленным критикам Александр Афанасьев ответил, что мифология - такая же наука и только в том случае можно воссоздать полное представление о старине, если будет исследована малейшая деталь. Он утверждал, что легенды, фольклор, мифология неотделимы от истории народа. Многие предания так или иначе связаны с явлениями природы, которым нет объяснения, что лишний раз подтверждает их мифический смысл. Непонимание критиками научной ценности его исследований по мифологии переживались Афанасьевым болезненно.

    Первый сборник сказок

    Издание Афанасьевым сказок в тех условиях - это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.

    В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».

    Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.

    Классификация сказок

    При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев.

    Книги не могли не вызвать недовольства духовенства и властей. Цензура всячески препятствовала деятельности Афанасьева. А тем временем в Женеве уже вышел сборник «Заветных сказок», носящий антицерковный и антибарский характер. Издание сборников Афанасьева - это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями.

    Запретные сказки Афанасьева

    Кроме детских сказок, Афанасьеву принадлежит сборник сказок для взрослых, вышедший в Женеве: «Русские народные сказки не для печати». Сборник «Сказания, легенды и притчи» также был запрещен в России и издавался за границей. Власти усмотрели в его содержании вредное направление мыслей. В него вошли тексты о жадности, глупости, дьяволе, мифических чудовищах и нечистой силе. Очень ценный в отношении духовного наследия народа сборник.

    За годы преследований цензурой многие сборники выходили под разными названиями. Например, сказки с эротическим содержанием вышли под названием: «Валаам. Год мракобесия». Эта книга была долгое время запрещена. В России она вышла впервые в 1997 году. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время.

    Поэтому их нередко путают с работами нашего современника, перу которого принадлежит книга «Зона заражения». Александр Афанасьев - современный автор, пишущий в жанре боевиков. Но его творчество никоим образом не связано со сказками великого тёзки, который всю свою жизнь посвятил собирательству народного фольклора. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.

    Исследователь народного творчества; историк литературы и фольклора.


    Родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям.

    Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете и, в то же время, слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных записках» 1848), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.

    1849 – 1862 гг.

    Окончив обучение в университете в 1848 году, Афанасьев в 1849 году поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.

    Любитель старины, Афанасьев часто бывал на толкучке у Сухаревской башни - там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.

    Он продолжал сотрудничество с литературными журналами, опубликовав 68 более или менее значительных статей в «Современнике» (1849-1852 гг.), «Отечественных записках» (1850-1860 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачёвым, и некоторых других изданиях. Среди его работ:

    «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1);

    «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);

    «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);

    «Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1 - 3);

    «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);

    «Русские сатирические журналы 1769-1774 г.» (в «Отечественные записки», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

    В 1858-1859 гг. он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические Записки», где опубликовал:

    «Сатиры Кантемира»;

    «Н. И. Новиков»;

    «Литературная полемика прошлого столетия»;

    «Русская книжная торговля» и другие.

    В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 народных рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви. За это сборник вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

    Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.

    После 1862 года

    В 1862 году в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, отрицательно сказавшийся и на его учёной деятельности, и на здоровье. В квартире Афанасьева был произведён обыск, хотя и никакого официального обвинения предъявлено не было. Он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

    В «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

    «М. С. Щепкин и его записки»;

    «Поэтические предания о светилах небесных»,

    в «Филологических Записках» (1865 год) он поместил:

    «О радуге»;

    «Сказка и миф».

    Сотрудничал он в это время и в «Книжном вестнике», издаваемом П.А. Ефремовым и Я.А. Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865 − 1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

    Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.

    К этой книге не раз обращались русские поэты и писатели: А. К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин.

    В советское время попытки издания «Поэтических воззрений славян на природу» также встретили ряд препятствий. В сильно сокращённом варианте эта книга вышла в начале 1980-х годов после личного указания Ю. В. Андропова.

    Последние годы

    В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последний труды:

    «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом

    «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в России лишь в 90-х годах XX века.

    Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

    Семья

    Сестра А. Н. Афанасьева была замужем за Германом Фёдоровичем Аммоном; в браке у них родился сын Александр.

    Критика

    Критики-демократы, рассматривающие литературу исключительно с точки зрения демократических представлений и народных тягот, не могли оценить сугубо научную теоретическую деятельность, оторванную от практических социальных идей. Направление, взятое А. Н. Афанасьевым и Ф. И. Буслаевым, резкой критике подвергли Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они указали на оторванность их теоретических построений от жизни и интересов народа, на недопустимость механических сопоставлений совершенно разнородных явлений, на шаткость и неубедительность выводов.

    Есть мнение, что в исследовательских трудах Афанасьева поэтизировалась искусственно сконструированная мифология древних славян.