Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться. Жить, чтобы работать, или работать, чтобы жить

    «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться. Жить, чтобы работать, или работать, чтобы жить

    Мы работаем, чтобы иногда отдыхать, или отдыхаем, чтобы работать?
    Жизнь для работы или работа для жизни?

    Если судить по Библии, труд это проклятие. Адама за грехи выгнали из Рая, чтобы он в поте лица добывал хлеб свой. А в Раю он жил припеваючи, и не знал, что такое трудиться.

    Труд не цель, а всего лишь средство. Многие люди, получившие материальный достаток, перестают работать. Мечты их связаны с тем, чтобы не работать, а путешествовать по миру. Путешествие по миру и есть самая настоящая жизнь!

    Но чтобы путешествовать, необходимо, чтобы люди работали там, где это необходимо. Возможно это или через насилие, или с помощью денег.
    Деньги всегда были средством управлять людьми. Но лишь до тех пор, пока люди нуждаются в деньгах.

    Государству важно сохранить управляемость, или с помощью денег, или с помощью страха.
    Всегда была одна и та же проблема: как заставить людей работать?
    Насильственное принуждение к труду постепенно сменилось на принуждение экономическое.
    Но сейчас, когда у людей накоплено много денег и экономическое стимулирование не срабатывает, нужны новые стимулы трудиться.
    Каковы же они?

    Экономическое стимулирование имеет пределы. Когда человек накопил достаточно для беззаботной жизни, он не видит смысла работать. Смысл работать видит тот, для кого труд не потребность выжить, а возможность творчески реализовать себя.

    Для человека, имеющего денежные накопления, основным мотивом труда является самореализация. Многие творчески люди могут ограничиваться минимумом или работать бесплатно, лишь бы заниматься любимым делом.
    Не всегда творчество можно стимулировать денежной премией. Если обычно действуют эгоистические механизмы, в творческом процессе включаются механизмы альтруистические.
    Ни за какие деньги невозможно заказать доказательство теоремы Ферма. А Григорий Перельман сделал это бесплатно, при этом отказавшись от премии в миллион долларов.
    Это означает, что альтруистические мотивы перспективнее эгоистических.

    Наибольшие перспективы развития у того общества, которое предоставляет большую свободу личности для творчества, в котором стимул трудиться не элементарное выживание, а творческое саморазвитие личности. Когда же человек озабочен проблемами материально обеспечить себя и свою семью, ему не до творчества.

    Уже сегодня перспективными профессиями являются так называемые «креативщики» – люди, способные к инновациям к любых областях (прежде всего в коммуникационных, в сфере обслуживания, сфере развлечений).

    Жажда личного обогащения насыщаема, а желание жить ради человечества границ не имеет. Важно дать возможность существовать обоим мотивам. Пусть эгоистический интерес личного обогащения дополняется желанием использовать своё богатство для всех людей. В конце концов, как голыми пришли, так и уйдём. А память о нас останется.

    Самовлюблённый эгоист малопривлекателен. Гораздо симпатичнее человек, живущий ради других людей. Это поняли американский финансист Уоррен Баффет, Билл Гейтс и многие другие, отдающие свои капиталы в благотворительные фонды.

    Благополучие американского общества обеспечено протестантской трудовой этикой, в которой труд является главной ценностью и мерилом человеческой личности. Если человек достиг богатства, значит на нём благодать Божия.

    У нас всё наоборот – в православии труд не в почёте. На Руси святыми почитались юродивые и старцы, не имеющие ничего и не пекущиеся о материальном достатке. Все герои русской литературы это люди, разуверившиеся в том, что счастье заключено в богатстве.

    К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.

    Если на Западе стимулом труда является достижение всё большего богатства, то у нас человеку не нужно богатства, ему хватает достатка.
    В нашей культуре труд не является ценностью. Показательно, что любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок всё время лежит на печи, и ленится сойти с неё даже ради царевны. Ему бы скатерть-самобранку, да сапоги-скороходы, да щуку-волшебницу, – чтобы, значит, не работать.

    Для советского человека главным в жизни была работа по строительству коммунизма. Праздники и отпуск существовали лишь для того, чтобы человек мог восстановить силы опять же для работы.
    При формальном наличии морального стимулирования, работали не ради грамот, а в основном из-за нужды, чтобы обеспечить себя и свою семью.
    И до сих пор у нас главным стимулом труда остаётся нужда. Очень немногие работают ради самореализации или из честолюбия.

    Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения.

    При социализме, кто не хотел трудиться, признавался уголовным судом тунеядцем и направлялся на принудительные работы.
    Но творчества из-под палки быть не может. В этом одна из причин того, что советский социализм проиграл западному капитализму соревнование по производительности труда.

    В 90-е годы поменяли социализм на капитализм в надежде, что жажда личного обогащения станет движущей силой экономического развития. Но жажда личного обогащения насыщаема. Многие, достигшие материального благополучия, не хотят больше работать.
    Сейчас в России 5 миллионов трудоспособных мужчин «добровольно нищие». Они не желают работать и готовы жить на мизерное пособие. Причём таких много не только в России, но и в Англии, и в Финляндии, и в других странах.

    При социализме труд объявлялся ценностью. Сейчас многие без труда ловят рыбку в мутной воде.
    Изменилась и система ценностей. Сегодня герой нашего времени – успешный бизнесмен, укравший миллиард и не попавший при этом за решётку, а того лучше – попавший в Госдуму.

    Социализм строился на идее, что человек по сути своей альтруист. Капитализм исходит из того, что человек эгоист и живёт прежде всего для себя.
    Наверное, истина посередине: человек по природе своей эгоист, но хочет быть альтруистом.

    Знаменитый экономист Кейнси признавал, что экономическое развитие невозможно, если человек думает только о личном доходе. «Если бы прибыль была единственной целью предпринимательства, то не было бы экономического развития».

    В любом действии эгоиста, если заглянуть поглубже, можно найти альтруистические мотивы.
    Животная природа человека эгоистична, а человек духовный хочет служить людям!

    Но общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие.
    Рыночная экономика требует роста потребления, а значит производства, а значит мобилизации всех человеческих сил на зарабатывание денег для удовлетворения всё возрастающих материальных потребностей.
    Тот же, кто сосредотачивается на духовном совершенствовании, как правило, ведёт весьма аскетическую в материальном отношении жизнь. Он для рыночной экономики не интересен, он даже враг ей, потому что не покупает всё новых машин, и тем самым не способствует росту производства.

    Налицо противоречие между обществом потребления и дальнейшим развитием человечества.

    Общество потребления, основанное на эгоизме, зашло в тупик. Материальные стимулы уже плохо действуют и не могут обеспечить рост творческой активности людей. Дальнейшее развитие человека и человечества требует смещения акцентов и расширения альтруистической мотивации.
    Пора произвести переоценку ценностей и начать строить экономику счастья!

    «Всё, что даётся — это благость. Мы сами выбираем зло. Во мне живёт лишь благодарность, всем бедам и смертям назло. И благодать, что нам даётся, навряд ли можно искупить. Нам лишь работать остаётся, работать, верить и любить. Нас чудо водит по планете, счастье везде всегда даря. А мы, наивные как дети, лишаем праздника себя. Не видим иль не замечаем заботу и любовь небес. Себя мы сами обделяем любовью, коей в нас не счесть. Лишь приглядись — и ты увидишь, насколько неслучайно всё, и чудо вдруг во всём заметишь, и счастьем станет бытиё». (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

    А как Вы считаете, ЖИЗНЬ ДЛЯ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТА ДЛЯ ЖИЗНИ?

    Если человек берется за какую-то работу лишь для того,

    чтобы прокормиться, он превращается в раба.

    Джозеф Кэмпбелл

    Даже не знаю, чего в нижеизложенном больше - революционного или банального. Поскольку сейчас я расскажу вам то, что вы отлично знали и понимали еще с раннего детства. Тогда, когда мечтали о том, "кем я хочу быть, когда вырасту". И что, возможно, напрочь утратили в процессе взросления в атмосфере надуманной борьбы за выживание и ресурс.

    Итак, плохая новость: вся идея трудовой деятельности поставлена сейчас в массовом сознании с ног на голову, переврана и изуродована до неузнаваемости.

    Если вы, например, исповедуете всеми любимый девиз "работать для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы работать" - поздравляю. Вас уже поимели, друг мой. И не просто поимели, а продолжают изощренно жарить по полной программе каждый день.

    "Как же так, кто, когда?" - удивитесь вы. Да понятия не имею. Вспомните, когда и от кого вы впервые услышали о необходимости "зарабатывать деньги", "рубить бабло" и прочие подобные прелести. Именно тогда всё и началось.

    Подождите. Не надо бежать и наносить этому человеку физические увечья. Скорее всего, он искренне верил, что делает вам добро. Поскольку и сам находился в том же положении. Да-да, именно в таком. Правильно представили.

    Тем не менее, под соусом кажущейся свободы вам внушили картину мира, в которой "жизнь" и "работа" - две чуть ли ни противоположные вещи. Где труд - это время (большая часть периода бодрствования, между прочим), оторванное от настоящей жизни ради того, чтобы добыть средства. На которые и вести в оставшийся ничтожный промежуток времени эту самую "настоящую жизнь".

    Вам подменили подход творца, коим человек на самом деле является, психологией "раба", который трудится ради выживания, а не живет для того, чтоб созидать.

    И теперь большую часть жизни вы тратите на поддержание меньшей ее оставшейся части. Посвященной, в основном, отдыху от этой большей. Достойно звучит, правда? :)

    И это еще не всё. Чаще всего, вы намерены так и прожить остаток жизни. Минимум - до пенсии. И даже считаете такое положение вещей нормальным. Когда работаешь - а жить почти некогда.

    В более "продвинутом" варианте вы, возможно, мечтаете накопить и инвестировать средства. Или создать иной источник "пассивного" дохода. Делаете что-то ради того, чтобы, наконец, никогда больше этого не делать. Чтобы когда-нибудь потом, с подорванным стрессами здоровьем, отойти от дел и начать "отдыхать". Совершенно потеряв тем самым какой-либо мотив к дальнейшему существованию. Живёте "начерно", чтоб добиться возможности перестать жить вовсе.

    Друзья мои, может сейчас я выскажу мысль, которая среднестатистическому современному человеку покажется совсем уж крамольной. Деньги - не повод для того, чтобы заниматься каким-либо делом. Деньги должны быть следствием, но никак не причиной работы . Наоборот, это деньги вы получаете для того, чтобы иметь возможность работать, что-то делать, нести что-то в мир.

    Труд, мотивируемый исключительно получением средств к существованию, является пустой тратой жизненного времени, ничего общего не имеющей ни с самореализацией, ни с пресловутым "профессионализмом", ни с принесением реальной пользы обществу.

    Что касается пользы обществу, в голову почему-то приходит старый похабный анекдот о том, как вместо козы доили козла. Примерно такую отдачу получает от вас социум, когда вы ради денег занимаетесь "не своим" делом. Чем-то, что вам не близко и не слишком нравится. Но козлу из анекдота, смею надеяться, было хоть приятно. А вам как, работа вас "удовлетворяет"? :)

    И главное. Скажите, вы о такой работе думали, фантазируя в детстве, кем хотели бы быть?

    Вы работаете в солидной компании, или у вас собственный бизнес. Вы добились успеха в карьере. Но успех надо развивать. Постоянно и бесконечно. В вашей голове деловые встречи, планы, графики, проекты. Незаметно, но все ощутимее нарастает усталость, раздражительность, даже озлобленность. Вы чувствуете, как будто что-то важное проходит мимо…

    ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?

    Марина менеджер по продажам во всемирно известной корпорации. Марину очень ценит начальство за ее трудолюбие, аккуратность и инициативность. Зарплате Марины могут позавидовать очень многие успешные представители сильного пола. У нее шикарная квартира в центре города. У нее новенькая иномарка последней модели и большие перспективы. Жизнь удалась!

    Марина встает в 6.00 утра. 45 минут на макияж и поспешный завтрак. В 8.30 начало рабочего дня, в 17.30 конец. Но это только официально. Уходить из офиса в 17.30 в компании считается плохим тоном. Хорошие сотрудники по собственной инициативе остаются еще на час-другой. Марина, как очень хороший сотрудник, обычно задерживается на часа 3-4. Дома она оказывается около 10 вечера. После душа и легкого ужина она снова садится за компьютер. Надо еще раз проверить почту, ответить на запросы. В первом часу ночи, она наконец-то добирается до постели, но несмотря на сильную усталость долго не может заснуть: в голове бесконечно прокручиваются нюансы прошедшего дня. «Все ли я правильно сделала?» Не дают уснуть и мысли о дне грядущем. «Завтра важные переговоры, смогу ли я достойно презентовать наш продукт?» А в 6 утра снова вставать.

    Работает Марина 6 дней в неделю. Выходной тратит на приведение себя в порядок (косметические салоны, спа-процедуры), а остаток вечера снова за компьютером: нужно все еще и еще раз тщательно проверить, не осталось ли «хвостов» за неделю!

    Компания предоставляет Марине отпуск - 2 недели в год. В отпуске Марина пытается отоспаться, и уже на четвертый день просто не знает чем занять себя, просмотрев все новинки по DVD, и пролистав любимые книги. Выезжать на отдых Марина не любит. Говорит, что она так устает, что нет сил куда-то ехать, и потом, а вдруг она срочно понадобится компании?

    Марина живет одна. Очень редко видится с подругами, и в последнее время все реже и реже перезванивается с ними. Раз в месяц, по воскресеньям заезжает к родителям. Последний роман у Марины был на старших курсах института. С тех пор в ее жизни не было мужчин, на них просто нет времени. В гардеробе Марины в основном только деловые костюмы. У Марины солидный счет в банке, но ей некогда и не на что потратить эти деньги. Она не может припомнить, когда последний раз была в кино, театре, на природе с друзьями. Да и друзей-то у нее почти не осталось… Одни деловые отношения, ничего личного, в том числе и личной жизни. Последнее время Марина постоянно пребывает в состоянии хронической усталости «не ищущей покоя». Стала раздражаться по пустякам, срывается на подчиненных. Появились головные боли и неприятные ощущения в сердце. Стало повышаться давление, а ведь она еще совсем молодая женщина. Все чаще, приходя по вечерам в свою роскошную, но одинокую квартиру, Марина стала испытывать приступы острой тоски и подавленности. В такие минуты ей все кажется бессмысленным, и она тихо плачет в подушку. Жизнь удалась?

    КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ?

    То, что происходит с Мариной, происходит и с очень многими из нас, правда, к счастью, в более мягкой форме. В просторечии таких людей называют трудоголиками, или зависимыми от работы. Специалисты в области душевного здоровья называют их «личностями типа А», которые характеризуются чрезмерно высоким уровнем ответственности, обязательностью, педантичностью, тревожностью, склонностью к развитию неврозов и сердечно-сосудистых заболеваний. Используется также термин « Синдром перегорания» (то, что в конечном итоге произошло с Мариной, и есть этот синдром). Люди, у которых это расстройство развилось и набрало обороты, уже и хотели бы меньше думать о работе, да не могут. Потребность работать и мысли о работе становятся навязчивыми. Человек постепенно теряет способность получать удовольствие от общения, близости, окружающего мира. Он теряет способность расслабляться и отдыхать. Даже отдых становится для него работой. Часто при этом нарушается работа сосудов и сердца, начинает развиваться гипертоническая болезнь и другие, следующие за ней «прелести».

    ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ С НАМИ?

    Работозависимость - есть продукт нашего времени. Эта беда стала поражать души людей с начала XX века, и с тех пор с каждым годом число пораженных растет едва ли не в геометрической прогрессии.

    В былые времена люди делились на сословия. И у каждого из сословий были свои ценности. У крестьянина это было крепкое хозяйство, здоровая жена, сытые дети. У знати - честь и доблесть, достоинство рода, верность королю. И все сословия объединяли ценности религиозные, прописанные в священных текстах, например, то, что гордыня - грех. Но мир менялся. Народившийся капитализм провозгласил общество равных возможностей. Несомненно, - это благое начинание, но как и любое благое дело, оно породило и нежелательные побочные продукты. Если мы живем в обществе равных возможностей, то значит - каждый может («и должен»!) добиться успеха. Под успехом же в новом обществе все больше стали подразумевать такие вещи, как материальные возможности, влияние, престиж. Раньше детям говорили: «Если будешь обижать других - тебя никто не будет любить». Сейчас все чаще говорят: « Если ты будешь лениться - то ничего в жизни не добьешься, и тебя все будут презирать». Какой существует наиболее верный путь достижения богатства и престижа, а следовательно успеха и уважения? Работа, работа и еще раз работа.

    В начале XX века произошла научно-техническая революция. Современное общество стало техногенным. Но и у этого прогрессивного явления появилась масса побочных продуктов. В обществе стали цениться такие качества как рациональность, самодисциплина, точность, практичность, эмоциональный контроль, в ущерб таким качествам как спонтанность, созерцательность, чувственность, непосредственность - то есть всего того, что и делает нас людьми, а не машинами. Люди воспринимают эти ценности и вкладывают их своим детям. Таким образом, современный мир поставляет на рынок жизни все большее количество «человеко-роботов».

    Психологический портрет типичного трудоголика примерно таков. Он перфекционист. Считает, что все должно быть сделано либо идеально, в совершенстве, либо никак. Поэтому он чрезвычайно требователен к себе и часто к другим. Нередко считает, что лучше него никто не может справиться с работой, и потому ему трудно поручить часть своей работы другим. Если трудоголик все же вынужден это сделать, он «душу вымет» из своего подопечного.

    Часто (хотя и не обязательно) трудоголик крайне озабочен своим престижем и имиджем, которые во многих случаях ассоциируются у него с материальным богатством. Ради достижения престижа готов пожертвовать многим, очень многим.

    Нередко это человек-машина. Все в нем самом и вокруг него должно работать точно, четко и слаженно, по строго определенной программе, все должно укладываться в им самим определенные схемы и правила. А вот если что-то пошло не так - то горе и окружающим и ему самому.

    У трудоголика нет слова «хочу», есть слова «надо» и «должен». Он уже не способен ни расслабиться, ни нормально получать удовольствие от жизни. Работа и все новые и новые достижения занимают главное место, а все остальное если и присутствует, то только формально. И получается, что жизнь, настоящая жизнь проходит мимо.

    КАК МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ СЕБЕ?

    Конечно, в таких тяжелых случаях как у Марины, необходима помощь специалиста. Но если дело не зашло столь далеко, вполне по силам попытаться изменить ситуацию самостоятельно.

    В таких случаях обычно рекомендуют практиковать релаксацию, медитацию, чаще выезжать отдыхать на природу. Все это конечно хорошо, но если вы страдаете работозависимостью, эти техники окажутся, скорее всего бесполезными. Во первых, вы не захотите тратить свое драгоценное время на эту «ерунду». Во вторых, если все же решитесь, то следуя этим рекомендациям натолкнетесь на еще более серьезную проблему. Дело в том, что людям данного типа свойственно стремиться быть совершенными во всем. Стремясь максимально хорошо расслабиться - они напрягаются! Попытка медитацией отправить свое сознание в свободный полет, оборачивается усилением мучительного самоконтроля («А правильно ли я медитирую?»). А отдых на природе превращается в программу последовательных действий, которые должны быть непременно выполнены, причем максимально хорошо. В результате все эти техники - для вас не отдых, а все та же напряженная работа!

    1. Устраняем «черно-белое» мышление. Если вы трудоголик, то подчиняетесь правилу « ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО». К примеру, в вашем докладе, отчете, статье, какое-то место, на ваш взгляд! недостаточно совершенно. Для вас это означает то, что вся ваша работа никуда не годится. И не будет вам ни сна, ни покоя, покуда все это не предстанет в наилучшем виде. А так, как стандарты у вас непомерно высокие, то вы хронически пребываете в состоянии неудовлетворенности и напряжения. У вас нет шкалы. Есть только два крайних положения: «Совершенно» и «Никуда не годится». Вы не видите оттенков, а на самом деле мир цветной: вещи могут быть совершенны, превосходны, очень хороши, хороши, сносны, плохи, очень плохи или чрезвычайно плохи. Так создайте шкалу, приучите себя видеть оттенки! На практике это выглядит так. Когда вы оцениваете свою работу, скажем свой доклад или проект, примените оценочную шкалу. Вы увидите, что какие-то части вашего проекта совершенны, какие-то просто хороши, и только лишь ничтожная часть - сносна. Включив цветное зрение, вы не только более объективно оцените свою работу, но и почувствуете удовлетворение. А через некоторое время включение цветного зрения войдет в привычку, и жить станет намного легче и спокойней. Попробуйте!

    2. Совершенству - бой! Когда человек с навязчивым стремлением к совершенству приходит к психотерапевту, он мечтает, что врач научит его тому, как стать еще более совершенным. Но сделать это - значит только усугубить его проблемы. У этого человека и так чрезмерно завышенные стандарты и требования к себе. Поэтому главной задачей психотерапии с таким пациентом, показать, что чрезмерное стремление к совершенству - пагубно, научить его реалистично относиться к себе и к миру, ибо идея о том, что кто-то может являться абсолютным идеалом и никогда не совершать ошибки - вредная иллюзия. Главное - научиться принимать себя живым человеком, имеющим право ошибаться. Поставьте и вы такую цель перед собой.

    Человеку, истязающему себя работой, я предлагаю провести эксперимент: несколько раз выполнить работу на среднем уровне, недостаточно совершенно и не переделывая, и посмотреть, как эту работу оценят другие. Вы с удивлением обнаружите для себя, что окружающие оценивают результаты вашей «несовершенной» работы ничуть не ниже. Что мешает вам прямо сейчас поставить подобный эксперимент?

    3. Долой двойные стандарты! Очень полезно сравнивать стандарты, которые вы применяете к себе, со стандартами, которые вы применяете к другим. Сравнив, вы поймете, что относитесь к себе намного более критично и требовательно. И когда с вами случится очередной приступ самокритичности, спрашивайте себя, как бы вы оценили качество своей работы, если бы ее выполнил кто-нибудь другой? Если бы этот бизнес-план составил ваш коллега, сочли бы вы его столь бездарным? Предупреждение: этот метод не сработает с теми, кто столь же требователен к другим, как и к себе.

    4. Соотношение цены и выгоды. Если вы склонны к трудоголизму, то как правило, склонны также к усердным размышлениям. Так размышляйте тогда почаще и вот над чем. Какую цену вы платите за свои достижения, за свой успех? Может быть, это месяцы и годы изнуряющего труда ради нескольких минут сомнительного удовлетворения? Стоит ли оно этого? Обратите внимание, сколь много вы теряете, как много очень важного проходит мимо вас. Вы жертвуете радостью общения со своими детьми, любимым человеком, друзьями, природой… Ради чего? Неужели смысл вашей жизни в этой безумной выматывающей гонке? Знаменитый психолог-экзистенцианалист Виктор Франкл говорил, что возможно, Вселенная создала нас разумными и воспринимающими существами для того, чтобы иметь возможность отразиться в нас. Для того, чтобы существовал кто-то, кто мог видеть и переживать завораживающее величие звездного неба и горных вершин, красоту восходов и закатов, человеческого тела, человеческого духа, любовь и ненависть, горе и счастье. И мы прожили свою жизнь со смыслом в большей степени, чем больше и разнообразней мир успел отразиться в ней. А теперь подумайте: пройдет лет 30, и какие впечатления останутся у вас от вашей жизни? Что отразилось в вас? В основном серые рабочие будни. Отчужденность от друзей, от любимых, от себя. Пустота, заполняемая работой.

    Проводите с собой подобные беседы всякий раз, когда стоите перед выбором: поиграть с ребенком или покарпеть еще над докладом, выехать в горы или согласиться на сверхурочные, почитать любимую книгу или еще раз перепроверить квартальный отчет.

    Используя описанные приемы, вы заметите, что ваше мышление начнет меняться, вы почувствуете себя более свободными, болезненная зависимость от работы ослабнет. Вы обнаружите, что теперь, когда вы стали меньше стараться, многие дела стали удаваться лучше, и жизнь начала приносить вам большее удовлетворение. Подкорректировав мышление, вы можете заняться и медитацией и расслабляющими методиками. Теперь все это действительно принесет вам пользу.

    Ну, а самое простое, что мы можем сделать, это почаще задавать себе вопрос: « Я живу, чтобы работать, или работаю для того, чтобы жить?»

    И литературы

    Внеклассное чтение

    «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

    Цели урока:

    1. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.

    2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

    3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.

    4.Воспитание читательского вкуса.

    Используемое оборудование:

    1. Мультимедийная презентация

    2. Тетради учащихся

    Краткое описание:

    Разработка урока литературы в 5-м классе по сказке-были «Неизвестный цветок»

    Ход урока.

    Слайд 1

    І. Вступительное слово учителя.

    На сегодняшнем уроке мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

    Слайд 2

    Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

    Гораций

    Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

    Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Андрей Платонов родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что он написал, связано с Воронежем.

    Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.

    Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

    Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)

    Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

    Слайд 5

    За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

    II. Подготовка к восприятию сказки.

    1. Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

    2. Слово учителя.

    Слайд 6

    На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

    Одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

    Слайд 7

    Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.

    5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие , к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В. Свительский).

    Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

    Слайд 8

    Посмотрите, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:

    Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

    Чистое золото поэзии сердца.

    В. Чалмаев

    Мы познакомимся с содержанием произведения и вернёмся к этим оценкам сказки.

    Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)

    Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, занимательность, поучительность)

    Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)

    Какие цветы мы называем неизвестными?

    А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

    Я вам предлагаю четыре варианта ответа на этот вопрос. Внимание на экран!
    1. Об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа
    2. Об открытии способа разговаривать с цветами.
    3.Об открытии закона выживания растений на пустыре.
    4. Об открытии способа разводить цветы.

    Ещё раз прочитайте, а затем выберите и запишите в тетрадь тот вариант, который, на ваш взгляд, является самым точным ответом на вопрос: «О чём эта сказка?»
    - Ребята, сейчас вы не будете называть выбранный ответ, пусть он станет вашим маленьким секретом.

    Слайд 9

    ІІІ. Чтение сказки учителем.

    Слайд 10

    ІV. Беседа по содержанию сказки-были.

    О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

    - Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

    - Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль ; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

    - «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы .

    Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которым и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

    Физкультминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

    V. Работа над текстом.

    - Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.

    Итак, начало сказки.

    - Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок. («Жил на свете маленький цветок».)

    Проделаем такую же работу со вторым абзацем. («Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти».)

    Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.

    (3-6 абзацы читает заранее подготовленный ученик)

    Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. («Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок появился случайно, нечаянно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

    Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. («В середине лета цветок … и уносил его запах с собою» - 7 абзац.)

    Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? (Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.)

    Считает ли цветок себя звездой? (Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим светящуюся звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)

    VI. Чтение по ролям.

    А сейчас мы прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

    Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки? (Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)

    Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

    Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».)

    Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

    Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).

    В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения. (А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.)

    Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.

    А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»? (Это поучительная история о том, как «меж камней и глиной» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в «чистое золото поэзии сердца».)

    Ребята, итогом нашего разговора станет синквэйн об одном из главных героев. Даша и цветок.
    Слайд 11
    Слайд 12

    Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.

    VII. Подведение итога урока.

    - Многие известные люди размышляли о смысле жизни, и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы .

    Слайд 13

    Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Давайте познакомимся с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать как вывод к уроку? Почему?

    «Жить – значит действовать». А. Франс

    «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали

    «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

    - Созвучны ли эти мысли нашему разговору? Почему?

    - «Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Платонов как бы завещал потомкам, используя жанр сказки (сказки-были), любить свою землю, любить жизнь, быть им полезными. Высокие моральные ценности общечеловечны, они вечны, без них нельзя.

    И для нас сегодня «самое главное - сказку не спугнуть!» - и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека - писателя Андрея Платонова, как поверила ему его дочь Машенька, для которой эта сказка была написана. Отец умер в неизвестности, а дочь жила и убеждалась: известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта. И вот уже несколько лет как включены в школьные программы по литературе его произведения.

    Слайд 14

    Давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?
    (Дети формулируют свой вариант ответа: « об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа»)

    Мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов.

    Светлеет грусть, когда цветут цветы,
    Когда брожу я многоцветным лугом,
    Один или с хорошим давним другом,
    Который сам не терпит суеты.
    За ними шум и пыльные хвосты-
    Всё улеглось! Одно осталось ясно –
    Что мир устроен грозно и прекрасно,
    Что легче там, где поле и цветы.

    VII. Домашнее задание: Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17