Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты. Малые предприятия

    Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты. Малые предприятия

    Значительный процент российских бизнсов представлен в такой категории, как малое частное предприятие. Это, как считают многие эксперты, типичный статус для инновационного типа фирм, для начинающих ИП. Есть также такая категория, как среднее предприятие. Чем они отличаются? Малое предприятие - это сколько человек? Какие преференции может давать такой статус с точки зрения возможных мер государственной поддержки? Рассмотрим эти и сопутствующие нюансы, характерные для работы бизнесов в статусе МСП.

    Критерии отнесения к МСП

    Согласно российскому законодательству, малые и средние предприятия - это два разных класса бизнеса, принадлежность к которым определяется рядом критериев. Рассмотрим те, которые свойственны для компаний первого и второго типа. Начнем с типично малых предприятий.

    Что представляет собой В соответствии с нормами закона, к таковым относятся фирмы, в которых работает не более 100 человек. Предельная годовая выручка такого предприятия не может превышать 400 млн руб. Также доля собственников (юрлиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) может составлять не более 25%.

    Некоторые эксперты также отмечают, что малые и средние предприятия - это далеко не исчерпывающая классификация частных фирм, для работы которых характерен небольшой масштаб. Есть и иные категории организаций. Такие как, например, микропредприятия. К таковым относятся бизнесы, в которых занято не более 15 сотрудников.

    Критерии для средних предприятий

    Рассмотрим то, каковы критерии для средних предприятий. Их немного. Касательно численности персонала, стандарт, прописанный в законе, такой: от 101 до 250 сотрудников. По годовой выручке - от 401 млн до 1 млрд руб. Разница с категорией малых предприятий, как мы видим, существенная.

    Играет ли роль, какой вид деятельности ведется в организации? Нет. Закон в этом смысле не содержит каких-либо разграничительных норм. Малые и средние предприятия - это фирмы, которые могут заниматься совершенно одинаковой деятельностью, но принадлежать к разным классам организаций только лишь из-за выручки и величины штата сотрудников. Аналогично рассматривается форма собственности. ООО - это малое предприятие, ИП - аналогично. - точно так же. Это же правило относится и к средним бизнесам.

    Критерии для МСП: пояснения

    Выше мы рассмотрели критерии, характеризующие такие категории, как среднее и малое предприятие. Полезно будет знать также некоторые особенности их корректного определения.

    Если говорить о размере штата - подразумевается за календарный год, который предшествует моменту исследования фирмы на предмет отнесения к той или иной категории. Прописанные в законе пограничные значения цифр рассматриваются включительно.

    Под выручкой подразумевается доход от продажи товаров, выполнения работ или же оказания услуг без учета НДС. Кроме того, сюда могут быть добавлены активы фирмы с учетом ее балансовой стоимости за календарный год, предшествующий исследованию.

    Новый бизнес как МСП

    Но как отнести бизнес к той или иной категории, если исследуется только что созданная организация? Малое предприятие, критерии которого названы выше, применить нельзя из-за отсутствия статистических фактов. Равно как и тех, что установлены для среднего. Для таких случаев есть следующая норма. Если организация создана только что, то ее можно отнести к категории малого или среднего, если показатели, отражающие среднюю численность сотрудников, выручки (или же ее в сочетании с за период с момента, когда сведения о фирме были внесены в реестр, не превысили соответствующие предельные значения. То есть если фирма создана в январе, а до августа ее обороты не превысили 400 млн, а численность персонала - 100 человек, то она - малое предприятие. Критерии нам известны.

    Нюансы подсчета кадров

    Еще один важный нюанс, касающийся подсчета Имеют значение не только контракты, оформленные в соответствии с ТК РФ (то есть по трудовой книжке), но также и гражданско-правовые соглашения, а также работа по совместительству. То есть понятие "штат" в данном случае не привязано к юридическому аспекту оформления трудовых взаимоотношений между предприятием и сотрудниками. Главное, что работа осуществляется легально, а в каком конкретно формате - по ТК или в рамках гражданско-правовых соглашений, законодателю не важно.

    Кстати, в законодательстве есть норма, по которой контракты по подряду могут быть приравнены к полноценным трудовым соглашениям. Например, если человек работает как подрядчик по гражданско-правовому договору, но каждый день ходит в офис компании-заказчика как к себе на работу, соблюдает график и согласует, скажем, выход в отпуск с руководством организации, то Роструднадзор может обязать фирму заключить с таким партнером полноценный трудовой контракт по ТК.

    Зачем моей компании статус МСП?

    Выше мы определили критерии, по которым фирма может относиться к разряду малого или среднего предприятия. Те параметры, о которых идет речь, определены на законодательном уровне. То есть вероятно, что принадлежность фирм к той или иной категории важна с точки зрения неких перспектив. Собственно говоря, какова практическая польза от того, что компания имеет статус "малое предприятие"? Это предусматривает какие-то привилегии? Да, это так.

    Дело в том, что в России работает ряд федеральных и региональных, а также муниципальных программ, направленных на поддержку бизнесов, для которых форма малого предприятия - определяющий критерий. Есть целое направление государственной политики в этой области. О какого рода мерах поддержки может идти речь?

    Виды поддержки МСП

    Государственная политика РФ подразумевает ряд льгот, если бизнес ведется в таком формате, как предприятие малого бизнеса. Это такие, меры как:

    • льготные налоговые режимы (далее мы рассмотрим, какие именно);
    • упрощенные стандарты, касающиеся налогового и бухгалтерского учетов, статистического типа отчетности;
    • льготы, касающиеся порядка расчетов в области приватизированного имущества;
    • отведение особой роли малым бизнесам в сфере госзакупок;
    • помощь в защите прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с надзорными органами;
    • финансовая поддержка бизнесов;
    • помощь бизнесам в развитии инфраструктуры;
    • иного рода меры, упрощающие ведение бизнеса фирмам категории МСП.

    Кто получит поддержку?

    Соответствующие программы поддержки бизнесов могут отличаться в разных регионах (как и между разными муниципальными образованиями и населенными пунктами). Многое зависит от отраслевой специфики бизнеса. В каких-то субъектах федерации больший приоритет отдается предприятиям, занятым в сфере добычи полезных ископаемых, в других - металлургическим компаниям. В ряде российских городов есть фонды, деятельность которых сконцентрирована на поддержке фирм, занимающихся типично инновационными видами деятельности. В таких организациях могут найти поддержку основатели "стартапов", основной бизнес-идеей которых является, как правило, создание совершенно новых рыночных ниш на базе не освоенных еще никем технологий.

    На практике помощь предприятиям, относящимся к категориям малых и средних, могут оказывать как государственные и муниципальные органы власти, так и различного рода организации и фонды, которым отведена такая роль. Например, если бизнес - малое инновационное предприятие, это может стать фактором успешного привлечения при содействии фондов с преимущественно государственным участием.

    Основные проблемы в области малого и среднего бизнеса

    Собственно, по каким причинам бизнесам нужна государственная поддержка? Неужели успешное, хотя и малое предприятие - это организация, предполагающая некую дотационность деятельности? Каковы основные проблемы, характерные для МСП в России?

    Эксперты полагают, что в числе наиболее характерных сложностей - высокая налоговая нагрузка. Кроме того, бизнесам не хватает ресурсов финансового характера. Первая проблема на практике выражается, главным образом, в необходимости уплачивать большого размера взносы в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников. Касательно второй отмеченной сложности - речь идет о низкой доступности дешевых кредитов. Те ставки, которые установлены большинством российских банков, неподъемны для многих предпринимателей.

    Еще одна сложность для российских бизнесменов - низкая доступность земельных ресурсов, недвижимости. Многие предприниматели, как выясняют эксперты, испытывают проблемы с доступом к энергетическим инфраструктурным объектам. Подключаться к сетям сложно, тарифы - высоки. Еще одна проблема отмечаемая экспертами, - дефицит кадров.

    Роль государства в решении проблем бизнеса

    Государственные институты, как отмечают эксперты, в целом должны быть заинтересованы в том, чтобы малое предпринимательство в России развивалось. И потому различного рода программы поддержки МСП должны учитывать необходимость решения актуальных проблем, о которых идет речь. В некоторых направлениях деятельности, полагают аналитики, результаты есть.

    Льготное налогообложение

    Прежде всего, это касается той самой налоговой нагрузки. В частности, предприятия МСП могут воспользоваться льготными системами налогообложения - УСН, ЕНВД или же патентами. Каждый из этих режимов в большинстве случаев гарантирует намного меньшую величину отчислений в казну, если сравнивать цифры с общей системой. Более того, некоторые категории индивидуальных предпринимателей вправе уменьшать налоги на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. И в этом случае для многих ИП соответствующая нагрузка сводится к минимуму. К слову, здесь же можно сказать о послаблениях касательно налоговой и бухгалтерской отчетностей. Все, что обязаны сдавать в ФНС многие ИП, - это годовая декларация. Требований к ведению сложной бухгалтерской документации к ним законодатель не предъявляет.

    Кредиты и гранты

    С кредитами, безусловно, сложнее. Даже те банки, в которых государству принадлежит преобладающая доля в акциях, предлагают займы на условиях, далеких от желаемых. Многие бизнесы вынуждены кредитоваться за рубежом, формируя большой внешний корпоративный долг. Программы займов за счет бюджетных ресурсов, как считают эксперты, развиты в РФ достаточно слабо.

    Есть некоторые механизмы финансовой поддержки бизнесов за счет государственных и муниципальных грантов. Однако говорить о том, что они работают на системной основе, пока преждевременно, считают аналитики. Более того, те суммы, которые фигурируют в соответствующих программах поддержки, полагают эксперты, с трудом помогут бизнесам в достижении значимых результатов.

    Венчурный аспект

    Вместе с тем, как полагают многие аналитики, у бизнесов в России есть возможности привлекать финансирование не от банков, а от инвесторов. Критерий в данном случае достаточно прост: главное, чтобы бизнес-идея соответствовала амбициям предпринимателя и приносила прибыль. Все, что нужно инвестору, - выше, чем средний банковский процент. Чтобы был смысл вкладываться в бизнес, а не перечислять наличность на депозит. Если венчурный инвестор решит, что конкретное малое инновационное предприятие - это образец сочетания разумной бизнес-идеи и продуманного плана по ее реализации, то с удовольствием вложит в него свои средства. На тех условиях, которые, вероятно, не сможет предложить ни один коммерческий банк. Малое предприятие - это привлекательный для многих инвесторов объект вложений.

    МСП и кадровый аспект

    Проблему с кадрами между тем государство также решает, хоть и в достаточной мере опосредованно. Речь идет о популяризации программ подготовки технических специалистов в вузах, развитии профессионального технического образования. Все эти направления деятельности во многом зависят от качества государственной политики.

    Вместе с тем, полагают некоторые эксперты, также и сам бизнес должен прилагать усилия к улучшению общего климата в предпринимательской среде. Взять ту же кадровую проблему: многие предприятия, считают аналитики, увеличивают объем производства, но при этом не формируют новых вакантных ставок. Новые рабочие места не появляются, особенно те, что требуют привлечения квалифицированных специалистов. Во многом по этой причине школьники не выбирают производственные профессии, справедливо полагая, что работа им не гарантирована. Кроме того, полагают эксперты, не все предприятия уделяют внимание проблеме повышения производительности труда.

    В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

    Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

    Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

    Основные критерии определения малого предприятия 2019

    • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
    • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
    • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
    Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

    С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

    Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

    Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

    • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
    • участников проекта «Сколково»;
    • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
    • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

    А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

    Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

    Единый реестр малых и средних предприятий

    С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

    • сведений о доходах;
    • среднесписочной численности сотрудников;
    • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
    • информации от других государственных органов.

    Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

    В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

    Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

    Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

    Льготы для малых предприятий в 2019 году

    Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

    • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
    • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

    Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

    • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
    • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
    • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
    • Имеют преференции в системе госзакупок.
    • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

    О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

    Проверки малых предприятий 2019

    Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

    В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

    Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

    Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

    • банки;
    • страховщики;
    • ЧОПы;
    • недропользователи;
    • формацевтические компании;
    • перевозчики

    и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

    Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

    Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

    Вклады малых преприятий теперь застрахованы

    С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

    Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

    Средние и малые предприятия: критерии 2019

    Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

    Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

    При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

    Юридические критерии

    Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

    Форма (особенности) организации Условия Примечание
    Любые ООО Условие 1:
    1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
    1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
    ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
    Любые АО Условие 2:
    Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
    Условие 3:
    Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
    Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
    Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
    Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
    Организации-«сколковцы» Условие 5:
    Имеют статус «сколковца»
    Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
    Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

    Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

    Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

    Не многие знают различие между малым, средним и крупным бизнесом. Разбираться в отличиях этих понятий следует, особенно, начинающему предпринимателю. В случае с определением идеи предпринимательства и написанием бизнес-плана, следует иметь представления о будущем занятии.

    Что это такое

    Малое предприятие является самой распространенной формой предпринимательства, которую выбирают большинство начинающих бизнесменов.

    Средний бизнес ̶ это форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.

    Крупный бизнес — это форма предпринимательства, которая включает популярные компании, охватывающие целую страну или более 2 стран мира, а также имеющие большой спрос у потребителей.

    Основные характеристики предпринимательства

    Каждая форма коммерческой деятельности ̶ МСБ или большой бизнес, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга.

    Черты малого

    Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек .

    Территориальная деятельность этих компаний небольшая, а в список их сферы деятельности могут входить :

    • магазины;
    • фирмы с небольшой производством, которые выпускают малые объемы товар;
    • фирмы с туристической деятельностью;
    • медицинские кабинеты (стоматологические и т.д.);
    • разновидные учебные курсы и т.д.

    Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов .

    До 31 декабря 2018 года этим бизнесам предоставлены двухлетние надзорные каникулы, в течение которых никакие надзоры не будут проводиться. Не грозят посещения Санэпидемнадзора и пожарной инспекции, и не будет осуществлена проверка лицензии деятельности.

    Согласно 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , при поступлении жалований от потребителей, насчет нарушения норм закона, то будет осуществлена ревизионная проверка.

    В 2018 году право на получения налоговых каникул имеют предприниматели, которые :

    • проходят регистрацию в первый раз;
    • осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
    • оказывают услуги населению.

    Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса . Необходимо только придерживаться вышеуказанных лимитов (доход, количество работников и доля участия в уставном капитале). Если лимиты в течение 1-го или 2-х лет были превышены, то это не является основанием потери статуса. В этом случае, он будет сохранен в течение 3 календарных лет.

    Признаки среднего

    По сравнению с малым предприятием, средний бизнес включает целые сети предприятий, работающие на большую потребительскую аудиторию . Данная предпринимательская форма может осуществить свою деятельность не только в пределах целого города, даже ̶ области.

    По сравнению с малым предпринимательством, где большая роль отведена персоналу, в среднем — на первом плане ставится качество товара (услуг) . Поскольку среднее предприятие имеет некрупные размеры, то ему будет несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях.

    Большой или крупный бизнес

    Предприятия крупного бизнеса могут потратиться на рекламирование роликов своей продукции на самых популярных телевизионных каналах. В разных городах и странах данная форма бизнеса имеет свои филиалы и представительные органы, в которых работают сотни тысяч сотрудников .

    Субъектами крупного бизнеса являются крупные компании, которые :

    • занимаются производством техники: Apple, Bosch, Samsung, Lenovo и т.п.;
    • производят продукты питания: MC.Donald, Nestle, Coca Cola и т.д;
    • производят транспортные средства автомобильных марок: Ferrari, Bogati, Alfa Romeo, BMW и т.д.

    Критерии несложны. Для того чтобы быть крупным предпринимателем необходимо соответствовать следующему :

    • иметь не менее 251 работников:
    • получать доход не менее 2 млрд. рублей;
    • своевременно провести инвентаризацию и переоценку основных фондов.

    С 2016 года действует единый реестр МСП, который содержит предприятия, получившие статус МСП.

    Эти формы предпринимательства обретают статус МСП, если соответствуют нижеуказанным критериям :

    • имеют определенный размер доходов;
    • имеют определенное количество работников;
    • имеют определенную долю участия других компаний в уставном капитале.

    Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , указанные лимиты не касаются :

    • лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
    • лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
    • компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами ̶ бюджетным и научным учреждениям;
    • компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.

    Если ИП не имеет работников, то его статус определяется по критерию их годовому дохода. Если ИП и ООО, которые впервые были включены в единый реестр МСП, то их статус должен определяться по критерию количества работников.

    Если предприятие получает статус МСП, то ему предоставляются определенные льготы, а именно :

    • предоставляется право держать в кассе столько денег, сколько захочется и за это не будет наложен штраф.
    • возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. Это не относится к ИП, поскольку они не несут обязанность вести бухучет. А компании обязаны начислять ежегодную амортизацию, а не 1 раз в месяц.
    • наделены преимуществом в покупке государственной и муниципальной недвижимости и т.д.

    Список предприятий, соответствующие указанным критериям, ежегодно формируется Министерством промышленности и торговли РФ . Данный перечень предоставляется в ФНС России, после чего в реестре налоговиками вносятся определенные сведения.

    Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о том, почему побеждает крупный бизнес.

    Главные плюсы

    Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.

    Перечень плюсов малого бизнеса таков :

    • наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
    • сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
    • наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
    • наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
    • тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.

    К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся :

    • создание новых мест трудоустройства;
    • высокая продуктивность капиталовложений;
    • относительно высокая доходность;
    • высокая способность к конкуренции и мобильность.

    Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно :

    • способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
    • способностью по изменению внешней среды бизнеса;
    • возможностью экономить на производственных издержках;
    • внедрением в бизнес современных технологий и т.д.

    Минусы и риски

    Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны :

    • сравнительно большой уровень риска;
    • наличие зависимости от крупного бизнеса;
    • наличие низкого профессионального уровня руководителей;
    • сложности при получении кредита и субсидий.

    Размер первоначального капитала также имеет свое значение. Например, если данный размер велик, то фирма сможет продержаться во время кризисного периода.

    Средний бизнес тоже обладает определенными недостатками, а именно :

    • наличием жесткой конкуренции и угрозой быть поглащеным крупными компаниями;
    • наличие преград и трудностей при получении лицензии и патентов;
    • частой нехваткой оборотных денежных средств;
    • трудности при получении кредитов, по причине недоверия банков.

    Большое предпринимательство также не лишено проблем. Главными минусами данного бизнеса являются наличие :

    • избыточной экономической концентрации;
    • локализацией хозяйственных отношений;
    • блокированием горизонтальных коммерческих связей, не выходящие за рамки определенной компании.

    Отличия между собой

    Для наглядного примера отличий между малого среднего и крупного бизнеса, можно привести следующую таблицу.

    Основа успеха

    Невзирая на зависимость от внешней среды, малый бизнес также может быть успешным. Здесь работают только лучшие в своем деле сотрудники. Успех данного бизнеса определяется имением стратегического плана на развитие предприятия .

    Средний бизнес может легко подстраиваться под изменяющие условия рынка. Успех также зависит от наличия эффективного менеджмента .

    Основным успехом крупного предприятия является наличие эффективных бизнес моделей, которые построены таким образом, что даже через 10 лет они продолжают работать, выживая кризисные ситуации и принося огромный доход .

    Нормативная регламентация

    Вопросы, относительно осуществления предпринимательской деятельности МСП и крупных компаний, регулируются рядом законодательных актов, а именно :

    1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ .
    2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    В ВЕДЕНИЕ

    Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности.

    Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

    В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки-государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

    В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.

    "Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса" /постановление Совмина от 8 августа 1990 г/.

    ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

    Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

    В нашей стране, согласно законодательству, под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.

    Кроме того, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

    В промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

    В оптовой торговле - 50;

    В розничной торговле и бытовом обслуживании - 30;

    В других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50.

    Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

    Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий - по численности работающих. Несовершенство данного критерия представляется автору очевидным. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Дело в том, что универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно определять предприятия по видам, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

    Многопрофильные малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности, определяются по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

    Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным и другим. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены.

    Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие /МП/ - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.

    На самом деле термин МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые.

    Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП.

    Закон "О предприятиях в СССР" говорил о двух признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в "Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности" РСФСР. Постановление N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.

    Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым: в промышленности и строительстве до 200 работающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.

    Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия численность работающих, как признаком объёма хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.

    РОЛЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих)

    Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

    Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие -юридическое лицо. Создав предприятие - юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.

    К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

    Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

    Социальная роль

    Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

    Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

    Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

    Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

    Политическая роль

    Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

    Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

    Экономическая роль

    Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

    Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

    Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные -- при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

    Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий

    Федеральные округа

    Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете на 100 тыс. населения

    Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г.

    Центральный

    Северо-Западный

    Приволжский

    Уральский

    Сибирский

    Дальневосточный

    За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.

    О СНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

    К главным проблемам российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера , т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения .

    Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

    Другая серьезная проблема законодательной сферы - неэффективность российской системы налогообложения , ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие - создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным, в настоящее время в России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70%. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют .

    В настоящее время малые предприятия, занимающиеся выпуском отдельных видов товаров в первые четыре года с момента государственной регистрации полностью или частично освобождаются от уплаты налога на прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на ускоренную амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многие существующие законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этой причине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс “враждебным” по отношению к предпринимательству. Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество и гражданскую ответственность малых предприятий.

    Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства - неоправданные административные барьеры . Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики - равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.

    К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса . Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. В 1994-1997 годах в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малого производства. К настоящему времени Федеральным фондом государственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн. рублей были выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых механизмов . При неоспоримом положительном значении этих отчислений, объемы государственного финансирования малого бизнеса приходится признать незначительными.

    Таким образом, следует отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы.

    В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам.

    Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами, и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства.

    Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены, обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи.

    Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса - отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия . Пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие - отказ банка в выдаче займов.

    После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации.

    В области проблем, связанных с взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам.

    Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

    В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства.

    Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

    1. Формирование инфраструктуры поддержки - одновременно на всех уровнях государственной власти.

    2. Внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки.

    3. Передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий.

    4. Обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

    Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.

    В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитования малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.

    Табл. 1 - Виды предпринимательской деятельности

    Виды предпринимательской деятельности

    Производственная

    Коммерческая

    Финансовая

    Консалтинговая

    *Инновационная

    *Научно-техническая

    *Производство товаров и оказание производственных услуг

    *Производственное потребление товаров и услуг

    *Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ

    *Выполнение транспортных операций и операций связи

    *Информационная

    *Торговая

    *Торгово-закупочная

    *Торгово-посредническая

    *На товарных биржах

    *Банковская

    *Страховая

    *Лизинговая

    *На фондовых биржах

    *Общее управление

    *Администрирование

    *Финансовое управление

    *Управление кадрами

    *Маркетинг

    *Информационные технологии

    Экономические льготы малых предприятий

    В 2002 году организации лишились большей части льгот по налогу на прибыль. Однако некоторые виды действовавших ранее освобождений пока еще могут использоваться. МНС России выпустило письмо от 02.04.2002 №02-3-07"/77-Н343, в котором разъяснило порядок уплаты налога на прибыль малыми предприятиями.

    До 2002 года некоторые малые предприятия могли не платить налог на прибыль в первые два года своей деятельности. На это было указано в пункте 4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон №2116-1). Чтобы получить такую льготу, нужно было выполнить следующие условия:

    Малое предприятие не должно быть созданным на базе ликвидированных или реорганизованных фирм, их филиалов и структурных подразделений;

    Осуществляемый вид деятельности связан с производством сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров или товаров народного потребления, строительных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Кроме того, льгота предоставлялась малым предприятиям, которые занимались строительством или ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;

    Выручка от указанных видов деятельности в первые два года деятельности малого предприятия превышала 70% от общего дохода.

    В третий и четвертый года работы эти малые предприятия также платили налог на прибыль на льготных условиях. Так, на третьем году работы они применяли ставку, равную 25% от обычной, а на четвертом - 50% от нее. При этом требования к основному виду деятельности ужесточались. Выручка от льготируемых видов деятельности должна была составлять уже 90% от общего дохода.

    Напомним, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предоставляет малым предприятиям льгот по уплате налога на прибыль. Однако организации, которые начали применять эту льготу в 2001 году или ранее, продолжают использовать ее.

    Согласно пункту 1 статьи 145 II части Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей по уплате на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех месяцев налоговая база по операциям, облагаемым данным налогом без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей. Приведенное положение не распространяется на организации, признаваемые налогоплательщиками акцизов. Оно также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров, подлежащих налогообложению, на таможенную территорию Российской Федерации.

    Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими ранее перечисленных условий может производиться на срок, равный двенадцати последовательным периодам (налоговый период по НДС равен месяцу). В статье 145 Налогового кодекса приведен механизм данной льготы.

    По существу Налоговый кодекс ухудшил условия хозяйствования малых предприятий, так как с 01.01.1994 года все малые предприятия, а не только те, чья налоговая база не превысила ранее названную цифру, имели право платить НДС также как налог на прибыль ежеквартально, исходя из окончательного расчета своих налоговых обязательств по НДС.

    С 01.01.2001 года с введением в действие II части Налогового кодекса подавляющая часть малых предприятий платят в бюджет НДС, что идет в разрез с ранее принятыми нормативными актами, декларирующими, что вводимые налоговые законы не должны ухудшать финансово-экономическое положение организаций.

    З АКЛЮЧЕНИЕ

    малый бизнес экономический льгота

    В данной работе мы сделали попытку охарактеризовать малое предпринимательство в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

    Необходимо отметить, что малый бизнес уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие - несовершенство налоговой системы.

    Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

    На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

    Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

    Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

    Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

    Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учебник. - М.: ФиС, 2002. - 144 с.

    2. Дементьева А. Создание собственного дела в РФ // Менеджмент. - 2003. - № 4. - C. 19-22.

    3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд “Либеральная миссия”, 2003. - 220 с.

    4. Максимцов В.П. Менеджмент малого бизнеса. Учебник. - М.: Инфра-М, 2004. - 357 с.

    5. Сковородова В. Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России // Внешнеэкономический бюллетень. - 2000. - № 12, С. 52-55.

    6. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. - 1999. - № 2. - C. 27-30.

    7. Шулус А., Деревянченко А. Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий // Российский экономический журнал. - 2000. - № 1. С. 58-62.

    П РИЛОЖЕНИЕ

    Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 - 2000гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)

    Предприятия

    1.01.96 г. Кол-во

    1.01.97 г. Кол-во

    1.01.98 г. Кол-во

    1.01.99 г. Кол-во

    1.01.00 г. Кол-во

    В том числе: Промышленные

    Строительные

    Торговли и общепита

    Коммерческие

    Науки и научного

    обслуживания

    Рис. 1 График изменения количества МП в России.

    Рис. 2 График изменения количества работников на МП в России.

    До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. рис. 3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

    Рис. 3 График распределения МП по территории РФ.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Малые предприятия в структуре экономики. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем. Совершенствование организации малого бизнеса: стратегии и обеспечение развития, проблемы на пути выхода малых предприятий на рынок.

      курсовая работа , добавлен 22.07.2010

      Понятие, функции, критерии малого бизнеса, его социальная значимость и роль в экономике. Этапы развития и становления малого бизнеса в РФ и за рубежом. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России.

      курсовая работа , добавлен 25.11.2010

      Государственная регистрация и ликвидация малых предприятий. Правовые основы деятельности малых предприятий. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в России. Государственная поддержка и особенности налогообложения малого предпринимательства.

      контрольная работа , добавлен 14.01.2015

      Понятие, значение и задачи "малого бизнеса", его преимущества и ограничения развития. Анализ развития малого бизнеса в России. Экономические показатели деятельности предприятий, их численность и структура. Основные проблемы предпринимательства в России.

      курсовая работа , добавлен 05.04.2016

      Понятие малого предприятия и характеристика его экономической деятельности. Преимущества и недостатки малого бизнеса. Проблемы и перспективы развития малых нефтяных компаний в России. Функционирование малых нефтяных предприятий в Республике Татарстан.

      курсовая работа , добавлен 18.08.2010

      Сущность малых предприятий и их место в экономике России. Особенности налогообложения малого бизнеса. Характеристика предприятия ООО "Дом Купцов Кудриных", особенности его создания и функционирования. Преимущества и проблемы малого предприятия.

      курсовая работа , добавлен 17.03.2011

      Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий. Развитие, становление и проблемы малого бизнеса за рубежом и в России. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

      курсовая работа , добавлен 30.10.2008

      Понятие и признаки малых предприятий. Создание и ликвидация малых предприятий. Хозяйственная и финансирования деятельность предприятия малого бизнеса. Налогооблажение малых предприятий. Общая характеристика налоговой системы.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2005

      Роль малого бизнеса в современной российской экономике, государственные и негосударственные методы его развития. Специальные налоговые режимы для малых предприятий. Методы анализа, пути и способы повышения конкурентоспособности малых предприятий.

      курсовая работа , добавлен 04.03.2010

      Проблемы предприятий малого бизнеса в России. Пути и последствия решения проблем создания предприятий малого бизнеса. Деятельность предприятия малого бизнеса на всех этапах становления. Организационная структура предприятия и ее человеческий ресурс.