Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • На третьем этапе исследования системы управления происходит. Какие Вы знаете простейшие информационные цепи, необходимые для исследования систем управления? Как измерить лишнюю информацию, циркулирующую в системах управления? Назовите возможные причины ис

    На третьем этапе исследования системы управления происходит. Какие Вы знаете простейшие информационные цепи, необходимые для исследования систем управления? Как измерить лишнюю информацию, циркулирующую в системах управления? Назовите возможные причины ис

    4. Стадии и этапы исследования систем управления

    Любое исследование разбивается на несколько стадий или осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим эти стадии и этапы.

    1. Подготовительная стадия.

    1.1.Предварительное обследование системы управления: проведение экспресс-обоснования необходимости проведения исследования системы управления (справка); подготовка и издание приказа по проведению исследования (приказ); создание координационно-рабочей группы и рабочих органов по проведению исследования (положение о координационно-рабочей группе); разработка методики проведения исследования (методика); планирование работ по исследованию системы управления (план-график); проведение учёбы персонала (учебные планы, справка); разработка программы и проведение предварительного анализа информации, условий и методов исследования системы управления (программа, отчёт); определение требований к системе управления (протокол согласования).
    1.2.Детальный анализ системы управления: разработка программы детального анализа системы управления (программа); сбор научно-технической, нормативно-технической документации и другой материал (комплект источников нормативно-технической, нормативно-методический документации); проведение детального анализа системы управления (отчёт с эскизной разработкой системы управления).
    1.3.Разработка технического задания: определение целей и задач этапов исследования, основных требований к системе управления, способов реализации результатов исследования, перечня подлежащей разработке документации, порядка рассмотрения и приёмки работ, технико-экономическое обоснование, разработка плана-графика работ (проект технического задания); согласование, утверждение технического задания (техническое задание).

    2. Исследовательско-проектная стадия.

    2.1.Разработка и выбор направления исследования системы управления (разработка технического проекта): сбор и изучение научно-технической информации, нормативно-технической документации, нормативно-методической документации и др. (комплект источников научно-технической информации и т.д.); формулирование исходных гипотез по разработке системы управления, выбор и обоснование направления исследования, способов достижения целей и решения поставленных в техническом задании задач, сравнительные исследования, разработка основных положений системы управления, унификация и стандартизация документов управления, разработка методики проведения исследовательско-проектных работ для программирования задач управления (отчёт, пояснительная записка, методика, формы документов, техническое задание на программированные задачи – проект технического проекта); рассмотрение и утверждение направлений исследования, т.е. технического проекта системы управления (технический проект).
    2.2.Проведение исследований и проектных работ (разработка рабочего проекта): разработка рабочих гипотез, построение моделей системы управления, проведение теоретических и экспериментальных исследований, обработка данных, сопоставление исследований, проверка исходных гипотез, типизация управленческих процессов и документации, разработка рабочей документации для решения программированных задач, процедур управления (пояснительная записка, комплект рабочей документации); апробация, корректировка модели системы управления, формулирование новых закономерностей, прогнозы и т.д., корректировка рабочей документации системы управления (пояснительная записка, комплект рабочей документации); оценка готовности организации к реализации внедрения рабочей документации (аналитическая справка); разработка плана мероприятий по реализации рабочей документации системы управления (проекты планов реализации); оценка эффективности исследований и проектных работ (материалы расчёта эффективности).
    2.3.Оформление отчётности и экспертиза исследований и проектных работ, проекта рабочего проекта системы управления: оформление отчёта о проведении исследований и проектных работ, проекта рабочего проекта, его рассмотрение и утверждение (утверждённый отчёт, рабочий проект); организация и проведение экспертизы исследований и проектных работ системы управления (акты, сводки, замечания); план-график экспертизы (откорректированная документация, рабочий проект, протокол согласования).

    3. Стадия реализации, внедрения и совершенствования.

    3.1.Выполнение планов реализации рабочей документации, рабочего проекта системы управления: подготовка и издание приказа о введении в действие утверждённой рабочей документации системы управления и выполнения планов мероприятий по его реализации (приказ); организация выполнения планов мероприятий по реализации рабочей документации системы управления (приказы, распоряжения, акты, отзывы).
    3.2.Контроль и анализ реализации по составу работы: контроль реализации рабочей документации рабочего проекта системы управления (акты, контрольные карты); корректировка хода реализации рабочей документации, т.е. рабочего проекта системы управления (приказы, распоряжения, дополнения, изменения и т.п.); анализ реализации рабочей документации (справки, рекомендации).
    3.3.Обобщение и оценка результатов исследования и функционирования системы управления: обобщение результатов исследования и функционирования системы управления (справка); оценка полноты достижения целей и решения задач системы управления, оценка фактической эффективности системы управления (материалы расчётов); рассмотрение результатов функционирования системы управления, проведение приёмо-сдаточных работ (протокол, акт); коммерциализация рабочего проекта, технического задания, технического проекта (контракты).
    3.4.Совершенствование системы управления: анализ функционирования и проведения работ по исследованию системы управления (аналитические справки и отчёты); корректировка рабочей документации и разработка новых рабочих документов рабочего проекта системы управления (откорректированная и новая документация); выполнение мероприятий по развитию и совершенствованию системы управления (приказы, распоряжения и акты).

    На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

    Под проблемой понимается несоответствие фактиче-ского состояния управляемого объекта (например, произ-водства продукции) желаемому или заданному (заплани-рованному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в органи-зациях. Но их источником может быть и изменение са-мих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руково-дство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продук-ции, это может радикально изменить целевые установ-ки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить пла-ны, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д.

    Совершенно очевидно, что введение изменений, тре-бующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воз-действие на состояние и положение организации.

    Совокупность факторов и условий, вызывающих по-явление той или иной проблемы, называется ситуаци-ей, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать про-блемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущно-сти и содержания, границ распространения ее воздей-ствия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению пробле-мы (они могут быть внешними и внутренними по от-ношению к организации).

    Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру произ-водства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоя-щих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходи-мость срочного принятия мер, направленных на сохра-нение равновесного состояния системы.

    Например, если произошло изменение стратегиче-ского направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство и выпуск новой продук-ции, управление персоналом и др. Иными словами, управляющая систем должна разработать план организа-ционных мероприятий, направленных на достижение целей новой стратегии развития.

    Внешние факторы в меньшей мере поддаются воз-действию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда харак-теризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих ре-шений. Внешние факторы оказывают различное влия-ние на работу организаций. Например, поставщики, потребители конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и об-щественные институты, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их решение. В качестве примера можно указать на проблемы отечест-венных предприятий, возникшие в период разрушения прежней системы хозяйственных связей; изменились отношения между поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к остановкам производства, к кардинальному изменению ассорти-мента выпускаемой продукции, к поиску новых по-ставщиков. Изменение вкусов и приоритетов потреби-телей также вызывает множество проблем в организа-ции, которая до этого ориентировала свое производст-во на удовлетворение одного вида потребностей. Надо ответить на вопросы: искать ли новые рынки сбыта; вводить ли новые виды продукции и услуг и т.д.

    Еще одна большая группа внешних факторов, прак-тически не поддающихся управлению менеджерам орга-низации, но оказывающих на деятельность организации косвенное (опосредованное) влияние, которое необхо-димо учитывать. К этой группе факторов относят со-стояние экономики страны (или региона), уровень науч-но-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для дан-ной организации события в других странах и т.д. На-пример, экономическое состояние страны (региона) воз-действует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы по-купателей, правительственная, финансовая и налоговая политика и др. Так, инфляция приводит к сокращению покупательной способности и снижает спрос на продук-цию, производимую организацией. Повышение уровня цен на продукцию сопряженных отраслей вызывает со-ответствующее увеличение затрат на производство в ор-ганизации, следствие - рост цен на ее продукцию, что может вызвать «отток» определенной группы потребите-лей. При сокращении своих доходов покупатели изме-няют состав и структуру потребления, что также оказы-вает воздействие на спрос. Уровень научно-технического развития в стране влияет на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, с помощью которой производится продукция, на состав и структуру персонала организации и, что особенно важно, на конкурентоспособность продукции и технологий. Учет многочисленных и разнообразных фак-торов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений - сложнейшая задача, стоящая перед менеджерами.

    Анализ ситуационных факторов позволяет рассмот-реть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.

    Таким образом, определить проблему - значит уста-новить границы системы, в пределах которой она рас-сматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет пробле-му в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система прояв-ляет себя в системах и смежных системах и, главное, ка-кое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения дан-ной проблемы.

    При определении проблемы возникает чисто логиче-ская трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие - подчиненные или производные от нее. Опреде-ление главной проблемы позволит правильно сформули-ровать цель решения задачи.

    Определение цели связано с ограничением направле-ний и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, на-кладываемые на функционирование данной системы представляют собой объективные условия внешней среды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда огра-ничения для данной системы являются проявлением не решенных проблем в более общих системах.

    Итак, на первом этапе проведения исследований ана-лизируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при реше-нии проблем.

    На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем сово-купность целей, методов, приемов управления при про-ведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

    На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансо-вые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресур-сов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов,

    Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей ис-следования. Подробно о методах проведения исследова-ний будет сказано в гл. 4.

    Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок про-ведения исследований, распределить полномочия и ответ-ственность и отразить это в регламентирующих докумен-тах, например в должностных инструкциях. Здесь же не-обходимо уточнить или определить технологию подготов-ки и утверждения управленческих решений при проведе-нии исследований.

    На седьмом (завершающем) этапе следует зафикси-ровать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомен-дации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разреше-нию проблемы. На этом этапе необходимо предвари-тельно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

    5. Разработка гипотезы и концепции исследования СУ.

    Гипотеза (в переводе с греческого – предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.

    Гипотеза – априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса. Ее выдвигают в начале исследования малоизученной проблемы.

    Основой гипотезы является вся совокупность данных, в том числе неосознанные (подсознательные) данные по решаемой проблеме и (или) такое же предположение ранее. В процессе исследования гипотезу либо подтверждают, или отвергают.

    Основной источник гипотезы – интуиция.

    Интуицией называют способность постижения истины путем ее устмотрения без основания с помощью доказательств.

    Основа интуиции – подсознательная информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез. В научных источниках принято различать два вида гипотез:

      Гипотеза как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку составляющего гипотезу предложения.

      Ее рассматривают как структурный элемент научной теории.

    В современном познании метод гипотез чаще используют в неявной, скрытой форме в границах других методов научного познания (мыслимом эксперименте, гипотетически – конструктивном и индуктивном методах).

    Научная гипотеза, как правило, выдвигается в контексте развития науки при необходимости решения каких-либо конкретных проблем, с целью объяснения новых экспериментальных данных или устранения противоречий теории с результатами экспериментов.

    Концепцией исследования СУ принято называть совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования.

    Концепцию разрабатывают для исследования трудно структурированных проблем. Она содержит набор гипотез и этапы их исследований.

    Концепция исследования свое развитие имеет:

      в сценарии;

      алгоритме;

      проекте исследований.

    Отметим, что концепция может разрабатываться:

      или в результате дополнительного исследования;

      по аналогии с уже выполненными ранее исследованиями.

    Сценарий исследования – это логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижения целей исследований. Разрабатывается на основе концепции.

    Алгоритм исследования - это определенная последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата. Их разрабатывают для качественно структурированных проблем, прежде в конкретных исследованиях. Алгоритм исследований разрабатывают на основе:

      сценария;

      методике;

      аналогии предшествующих исследований.

    Приемом исследования СУ принято называть:

      реальное действие;

      изменение параметра или фактора;

      одну или несколько логических или математических операций, направленных на получения промежуточного, локального результата.

    Процедурой исследования называют некоторую совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования.

    Методика исследования – это совокупность приемов данного исследования, позволяющая достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основе концепции.

    Средства исследований – это материальные, искусственно созданные объекты, предназначенные для того, чтобы в процессе исследований:

      имитировать внешние воздействия (факторы);

      генерировать тесты;

      проводить измерения;

      передавать информацию;

      обеспечить безопасность эксперимента и др.

    Проектом исследования называют конкретный образец будущего исследования, который в системном единстве объединяет проект опытного образца или объект исследования, план исследований, методику исследований, средства исследования, описывает ожидаемые затраты, результаты и возможность их использования.

    Дополнительный материал

    1. Понятие гипотезы и ее структура.

    В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

    Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

    Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни.

    О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

    Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

    Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

    Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

    Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

    Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

    2. Виды гипотез.

    В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

    Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

    Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

    Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

    Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

    Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.

    Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

    В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

    Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

    В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

    Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

    Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц, виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д.

    Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.

    Описание презентации Методологические основы исследования систем управления Учебные вопросы по слайдам

    Учебные вопросы 1. Методология и организация исследования систем управления 2. Разработка концепции исследования систем управления 3. Характеристика основных этапов проведения исследований 4. Источники информации о деятельности организации

    1. Методология и организация исследования систем управления Методология исследования систем управления основывается на рациональной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по совершенствованию системы управления.

    1. Методология и организация исследования систем управления Методология исследования систем управления предполагает: определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) этапов проведения исследовательских работ.

    1. Методология и организация исследования систем управления Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся: 1. потребность в исследованиях; 2. объект и предмет исследования; 3. ресурсы для проведения исследований; 4. эффективность исследований; 5. результаты исследований.

    1. Методология и организация исследования систем управления 1. потребность в исследованиях; предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей организации

    1. Методология и организация исследования систем управления 2. объект и предмет исследования; Объектом исследований является система управления организации. Для ее изучения необходимо знать схемы управления, должностные инструкции, положения о подразделениях. Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления, т. е. предметом исследования является конкретная проблема, решение которой требует проведения исследований

    1. Методология и организация исследования систем управления 2. объект и предмет исследования; Среди таких проблем могут быть: Развитие структуры управления; Мотивация и стимулирование персонала; Развитие техники и информационных систем управления; Разработка управленческих решений; Подготовка и развитие персонала и др.

    1. Методология и организация исследования систем управления 3. ресурсы для проведения исследований; Ресурсы - это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.

    1. Методология и организация исследования систем управления 4. эффективность исследований; Эффективность исследований предполагает соизмерение затрат на проведение исследований и полученных результатов

    1. Методология и организация исследования систем управления 5. результаты исследований Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть: новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.

    1. Методология и организация исследования систем управления Методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: 1. теоретический, 2. методический, 3. организационный.

    1. Методология и организация исследования систем управления 1. теоретический В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.

    1. Методология и организация исследования систем управления 2. методический Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

    1. Методология и организация исследования систем управления 3. организационный Организационный раздел включает план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований (индивидуальные или коллективные, проводимые внутренними или внешними специалистами). Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления

    1. Методология и организация исследования систем управления Сбор данных является основным этапом исследования. Для этих целей используются следующие наиболее эффективные методы: беседы со специалистами аппарата управления; изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства рассматриваемого предприятия; изучение опыта развития аналогичных предприятий.

    1. Методология и организация исследования систем управления Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки позволяют получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия

    1. Методология и организация исследования систем управления С точки зрения организации проведения исследования выделяют следующие формы: 1. Индивидуальные и коллективные исследования 2. Исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами 3. Централизованная и децентрализованная организация исследований 4. Исследования проводимые специальными отделами, службами управления изменениями, целевыми проектными подразделениями 5. Исследования с привлечением специализированных консалтинговых организаций

    2. Разработка концепции исследования систем управления Исследование систем управления предполагает создание конкретных эффективных организационных механизмов управления.

    2. Разработка концепции исследования систем управления Организационный механизм – это социально-управляемая система, деятельность которой обусловлена экономическими законами, которая наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеет определенную структуру и позволяет управлять коллективами людей путем принятия решений

    2. Разработка концепции исследования систем управления На практике организация управления - это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором строится управление всей организацией и с помощью которой можно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, исследовать действующие организационных процедур и схемы принятия решений и находить пути совершенствования системы управления

    2. Разработка концепции исследования систем управления Анализ организационного механизма целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку системы управления. Анализ оказывается наиболее эффективным, если содержит следующие 6 этапов

    2. Разработка концепции исследования систем управления На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях.

    2. Разработка концепции исследования систем управления В результате выявляется степень соответствия управленческой практики ее модели (выявляется проблема) и, в случае необходимости, производится соответствующая корректировка. На этом этапе также необходимо выяснить и зафиксировать документально потоки информации, циркулирующие в каждом подразделении

    2. Разработка концепции исследования систем управления На втором этапе составляются схемы организационных процедур принятия управленческих решений. Описывается каждая организационная процедура Формируется перечень используемых документов Указывается откуда поступают эти документы, какими документами она завершается, для выполнения какой процедуры необходимы выходные документы данной процедуры

    2. Разработка концепции исследования систем управления На третьем этапе выясняются взаимосвязи между процедурами принятия решений и строятся блок-схемы принятия решений.

    2. Разработка концепции исследования систем управления На четвертом этапе составляется схема принятия решений конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений.

    2. Разработка концепции исследования систем управления На пятом этапе на основе логики и здравого смысла анализируются схемы принятия решений, управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. Это позволяет судить об эффективности организации управления.

    2. Разработка концепции исследования систем управления На шестом этапе выполняется непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата и каждого подразделения организации.

    2. Разработка концепции исследования систем управления В настоящее время реализация концепции исследования системы управления облегчается тем, что ряд этапов решается с помощью компьютерной техники, что упрощает системное проектирование. Системное проектирование способствует лучшей организации управления и в результате повышению организованности управления и качества принимаемых решений.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований На первом этапе необходимо: выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта запланированному

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения, ее воздействия на работу организации или ее подразделений) и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия: цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структура производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т. д.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Эти факторы влияют на систему управления и способствуют достижению ее целей. Изменение одного или нескольких факторов одновременно может потребовать срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов принятии управленческих решений.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения. Таким образом, определить проблему - значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, и уровень, на котором она должна решаться.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Кроме того, важным является и понимание: как система проявляет себя в подсистемах и смежных системах какое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения данной проблемы.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований Таким образом, на первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований На втором этапе выявляют объект и предмет исследования. Объектом исследования является система управления организации, а предметом - выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований На третьем этапе выбирается методология проведения исследования, т. е. совокупность целей, методов, приемов при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений с учетом традиций организации.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его целей

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований На пятом этапе происходит выбор конкретных методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и исходя из целей исследования

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований На шестом этапе организуется собственно проведение исследований. Определяется порядок проведения исследований, распределяются полномочия и ответственность, что отражается в регламентирующих документах. Здесь же уточняется или определяется технология подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

    3. Характеристика основных этапов проведения исследований На седьмом этапе фиксируют и анализируют полученные результаты. Такими результатами могут быть: отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, обеспечивающие быстрое и успешное разрешение проблемы. На этом же этапе предварительно оценивают эффективность исследований.

    4. Источники информации о деятельности организации 1. различного рода документы - устав организации, положения о подразделениях, должностные инструкции, другие описания системы (отчеты, публикации); 2. сотрудники организации, описывающие ее деятельность в процессе бесед и опросов; 3. непосредственные наблюдения за процессом деятельности организации.

    4. Источники информации о деятельности организации Ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений о работе системы, поскольку: 1. Документы устаревают и не всегда отражают действительное состояние дел;

    4. Источники информации о деятельности организации Ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений о работе системы, поскольку: 2. Сотрудники могут непреднамеренно (или умышленно) искажать существующее положение дел;

    4. Источники информации о деятельности организации Ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений о работе системы, поскольку: 3. Наблюдение может оказаться искаженным случайными обстоятельствами.

    4. Источники информации о деятельности организации Для повышения достоверности информации на всех стадиях изучения обязательна интеграция методов получения информации о работе системы, проверка, сопоставление сведений, полученных из разных источников, повторное возвращение к уже изученному процессу

    4. Источники информации о деятельности организации Изучение системы целесообразно начинать с документов, и прежде всего, с организационной структуры. В случае ее отсутствия схему можно составить, используя штатное расписание. На этой схеме важно указать вышестоящие и подчиненные подразделения организации и связи между ними. Изучение рекомендуется начинать с высших звеньев аппарата, последовательно переходя к низшим.

    4. Источники информации о деятельности организации Документы, связанные с системой, можно разделить на следующие группы: 1. официальные положения и инструкции, регламентирующие функции организации или подразделения и определяющие сроки и процедуры обработки информации и принятия решений; 2. входные документы, возникающие вне системы; 3. систематически обновляемые записи в виде картотек, книг, используемых в процессе работы; 4. промежуточные документы, получаемые и/или используемые в процессе обработки данных; 5. выходные документы.

    4. Источники информации о деятельности организации После получения на основе документов общего представления об изучаемой организации можно переходить к стадии опросов и бесед с сотрудниками. Сбор сведений путем опросов должен быть избирательным и целенаправленным. Поэтому предварительно намечается круг интересующих вопросов, а после каждой беседы оцениваются полученные сведения и корректируется план дальнейших опросов.

    4. Источники информации о деятельности организации Обследование и изучение, детализация сведений о системе могут продолжаться бесконечно, поскольку система живет и развивается одновременно с ее изучением и в конце обследования представления о ней могут отличаться от первоначального варианта. Поэтому очень важно вовремя завершить изучение организации.

    4. Источники информации о деятельности организации В процессе изучения необходимо выяснить не только как работает система, но и почему она работает именно так, а не иначе. Умение отбирать нужные сведения развивается по мере приобретения опыта.

    4. Источники информации о деятельности организации Таким образом можно сделать следующие выводы: 1. Системное исследование целесообразно проводить на основе выбранной методологии, т. е. совокупности целей, методов и средств, необходимых для комплексного исследования.

    4. Источники информации о деятельности организации 2. Важное значение при проведении исследований приобретает общая концепция, построенная на основе системы научных знаний в области управления, а также теории и практики организационного проектирования.

    4. Источники информации о деятельности организации 3. Системная концепция предполагает комплексное проектирование систем управления, включающее выбор целей функционирования, формирование состава решений, реализующих выбранные цели, проектирование технологии подготовки управленческих решений, формирование структуры управления, разработку регламентирующей документации.


    Любое исследование осуществляется в несколько этапов:

    На начальном этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

    Под проблемой понимается несоответствие фактиче­ского состояния управляемого объекта (например, произ­водства продукции) желаемому или заданному (заплани­рованному).

    Совокупность факторов и условий,вызывающих по­явление той или иной проблемы, называется ситуаци­ей, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать про­блемную ситуацию.

    Итак, на первом этапе проведения исследований ана­лизируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при реше­нии проблем.

    На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимается сово­купность целей, методов, приемов управления при про­ведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

    На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансо­вые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресур­сов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов,

    Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей ис­следования.

    Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок про­ведения исследований, распределить полномочия и ответ­ственность и отразить это в регламентирующих докумен­тах, например в должностных инструкциях. Здесь же не­обходимо уточнить или определить технологию подготов­ки и утверждения управленческих решений при проведе­нии исследований.

    На седьмом (завершающем) этапе следует зафикси­ровать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомен­дации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разреше­нию проблемы. На этом этапе необходимо предвари­тельно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

    Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуе­мой) модельюсистемы управления, часто называемой эталоном.

    Исследование объекта управления в соответствии с эталонной моделью:

    5. Определение эффективности систем управления

    Эффективность исследования – это соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

    Факторы, определяющие эффективность исследования, делятся на факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.

    Факторы исследовательского потенциала управления можно представить по трем группам: факторы методологической готовности; факторы наличия и структуры ресурсов; факторы организационных возможностей .

    Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования. Цель должна быть научно обоснована, а миссия, обеспечивающая последовательное движение к цели, должна отвечать на вопросы: зачем проводится исследование, возможно ли достижение цели? Методологическая готовность определяется также концепцией развития организации, разработанной по цели и миссии. Это комплекс положений, отражающих тенденции развития. Большое значение имеют также опыт исследования, его информационная база, а также выбор методов исследования.

    Следующая группа факторов – наличие и использование ресурсов . Любое исследование нуждается в следующих ресурсах:

    Ресурсы персонала;

    Экономические;

    Материально-технические;

    Информационные;

    Фактологические;

    Временные.

    Исследовательский потенциал управления включает в себя и организационные возможности проведения исследования. Они проявляются в наличии необходимой организационной культуры, типа организации, ее инфраструктуры и позитивного организационного опыта, а также интеллектуального потенциала менеджера или исследователя.

    Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Принцип – это правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности. Существуют следующие принципы обеспечения эффективности исследования:

    1. Принцип объективности . Согласно ему, любое исследование должно искать объективные связи и зависимости. Принцип объективности – это принцип сопоставления факторов с объективной реальностью.

    2. Принцип системности – это принцип поиска и определения связей, целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды.

    3. Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее разработанной технологии.

    4. Принцип целеустремленности означает, что любое исследование должно иметь определенную цель.

    5. Принцип «обгонять не догоняя» означает, что: любое исследование необходимо строить на достигнутом, не надо тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное.

    6. Принцип свободы мышления определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, идей и фантазии.

    7. Принцип управления мышлением означает, что, как всякий процесс, мышление должно быть не стихийным, а управляемым процессом.

    8. Принцип качественной и количественной определенности исследования заключается в том, что исследования надо проводить, опираясь на количественные показатели, но, при этом не терять совокупность качеств изучаемых явлений, определяющую их суть и особенности.

    9. Принцип фактологического обеспечения исследования заключается в том, что исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом.

    10. Принцип реализации креативного образования менеджера , которое формируется в образовательных процессах, закрепляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.

    11. Принцип опоры на исследовательское мышление менеджера реализуется в том, что исследование преследует цель не только найти удачное решение проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно и инновационно.

    12. Принцип трудоемкости заключается в том, что всякое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависти и его организация, и рациональное использование ресурсов и эффективность.

    Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

    Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся: потребность в исследованиях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведения исследований; эффективность исследований; результаты исследований.

    Раскроем эти характеристики.

    1. П отребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.

    2. О б ъектом исследований является система управления конкретной организации. Для ее изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные инструкции. Положение о подразделениях. Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления. При этом предметом исследования является конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие:

    Развитие структуры управления;

    Мотивация персонала;

    Мотивация техники и информационных систем управления;

    Разработка управленческих решений;

    Подготовка персонала и др.

    Выбор основной проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ - это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации.

    3. Р е сурсы - это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.

    4. Э ффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов.

    5. Р е з у л ь т аты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.

    С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: теоретический, методический, организационный.

    В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.

    М е т о д ический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

    О рганизационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или кол- лективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.

    При проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В

    состав группы по проведению системного анализа должны входить:

    Специалисты в области системного анализа - руководители группы и будущие руководители проектов;

    Инженеры по организации производства;

    Экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;

    Специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;

    Психологи и социологи.

    В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом:

    Подготовка исследования, т.е. разработка программы, определение единиц наблюдения, определение методов сбора информации, проведение пробного (пилотажного) исследования;

    Сбор необходимой информации с учетом ее синтаксических, семантических и прагматических ас- пектов;

    Подготовка информации к обработке;

    Обработка информации и ее анализ;

    Подготовка результатов исследования.

    С б ор данных является основным этапом исследования.

    Для этих целей используется ряд методов, среди которых наиболее эффективными являются:

    Беседы со специалистами аппарата управления;

    Изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства рассматриваемого предприятия;

    Изучение опыта развития родственных предприятий.

    Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки позволяют получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия.

    Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рас- сматриваемой организации.

    С точки зрения организации проведения исследования можно выделить следующие формы:

    Индивидуальные и коллективные исследования;

    Исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами;

    Централизованная и децентрализованная организация;

    Специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения.

    Привлечение специализированных консалтинговых организаций.

    3.2. Разработка концепции исследования систем управления

    Программно-целевое исследование систем управления требует создания конкретных организационных механизмов управления. Четкий организационный механизм необходим в условиях становления рыночных отношений в целях повышения эффективности управления. Любое сокращение аппарата управления, изменение его функций в конечном итоге должно быть регламентировано до такой степени, при которой обеспечивается персональная ответственность за принятие управленческих решений. Хозяйственный механизм определяется экономическими законами и практической деятельностью людей. Это означает, что трудно говорить об одинаковых механизмах в разных организациях, реализующих одинаковые цели. Как же выходить из такого положения, что положить в основу конструирования организационного механизма?

    Под организационным механизмом понимается социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений. Такое определение нацеливает аналитиков и проектировщиков систем управления на исследование «статики» и «динамики» механизма управления, под которыми соответственно понимается органи- зационная структура управления и процессы выработки управленческих решений в рамках существующей структуры управления.

    Практически организация управления - это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления - результата решения.

    Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку системы управления. Как показал опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов. Рассмотрим их подробнее.

    На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых в общем виде представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях. В результате выявляется сте- пень соответствия управленческой практики ее модели (выявляется проблема) и, в случае необходимости, производится соответствующая корректировка. На этом этапе также необходимо выяснить и зафиксировать документально потоки информации, циркулирующие в каждом подразделении.

    Второй этап - разработка организационных процедур принятия управленческих решений. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре. При построении схемы организационной процедуры следует зафиксировать документы, действующие в процедуре, указать, откуда поступают эти документы, какими документами она завершается; для выполнения такой процедуры необходимы выходные документы данной процедуры.

    Т ретий этап - выяснение взаимосвязей между процедурами принятия решений н построение блок-схемы принятия решений.

    На четвертом этапе составляется схема принятия решений конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений.

    Разумеется, реальную схему принятия решении надо проверить - подвергнуть логическому анализу. В этом и состоит пятый этап работы, на котором на основе логики и здравого смысла предусматриваются все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. Логический анализ схемы принятия решений позволяет судить об эффективности организации управления,

    И, наконец, шестой этап - непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения организации.

    Остановимся кратко на задаче проектирования системы управления организаций.

    Первостепенная задача - формирование его целей функционирования. Проблема формирования целей функционирования имеет принципиальное значение при проектировании организационных систем по многим причинам. Во-первых, потому, что по своей природе все реальные организации многоцелевые. Во-вторых, период действия целей функционирования различен, а следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации. В-третьих, проектирование организации управления под все цели функционирования слишком трудоемко, а следовательно, число целей функционирования должно быть по возможности ограниченным.

    Выбор целей с помощью экспертных методов требует применения специальной методики. Прежде всего осуществляются оценка и выбор глобальных целей функционирования. Наиболее приемлемым с практической точки зрения способом оценки является анонимное анкетирование, так как оно обеспечивает наибольшую независимость суждений. Структуризация целей функционирования должна быть осуществлена путем исследования функций управления, реализующих конкретные цели на каждом уровне управления. Задача проектирования системы управления предполагает также моделиро- вание управленческих решений, структуры которых мы выявили на стадии обследования.

    Моделирование состава управленческих решений осуществляется для обоснования решений, которые должны приниматься в конкретном подразделении. Состав группы решений определяется количеством структурных подразделений. Оптимальность процесса подготовки управленческих решений достигается путем выявления и ликвидации отклонений в существующем процессе при срав- нении его с нормативным процессом, обусловленным в некотором смысле идеальной моделью, выбранной авторами на предварительном этапе. В качестве такой модели можно с частичной доработкой использовать стандартную информационную модель, известную под названием модели Дейтча.

    Моделирование правил работ исполнителей и руководителей в процедурах с помощью компьютерной техники является частью общего процесса формирования организационного механизма управления и распределения управленческих решений по уровням управления; определения оптимального числа исполнителей и руководителей, необходимых для подготовки и утверждения этих решений; определения перечня документов, необходимых для принятия управленческого решения, разработки документации, регламентирующей деятельность подразделения.

    Моделирование правил работ исполнителей заключается в анализе процесса подготовки управленческого решения последовательно на всех уровнях управления, вплоть до принятия окончательного решения и осуществляется на основе информационной модели.

    Методика моделирования правил работ исполнителей в процедуре рекомендуется для практического осуществления этапа «регламентации» в процессе формирования общей структуры управления. При моделировании структуры управления необходимо решать задачи моделирования функциональных групп управленческих решений и моделирование распределения решений по уровням управления для обеспечения разработки схем управления.

    Формальная постановка задачи моделирования функциональных групп управленческих решений такова. Известен полный список управленческих решений, необходимых для реализации целей функционирования, а также их информационное обеспечение (документы, используемые для принятия управленческих решений). Часть документов является общими при подготовке различных управленческих решений. Известно также число функциональных групп управленческих решений, которые должны быть сформированы. Необходимо сформировать группы управленческих решений с таким расчетом, чтобы каждая из групп потребляла минимальное количество необходимых для подготовки решений документов. Задача решается на ЭВМ с использованием методов анализа и логики.

    Р аспределение решений по уровням управления осуществляется с целью формирования групп решений, за подготовку которых несет ответственность руководитель соответствующего уровня управления. Задача оптимального распределения управленческих решений формируется следующим образом: для каждого выбранного уровня управления с учетом его загрузки и пропускной способности необходимо определить перечень управленческих решений, утверждение которых является компетен- цией данного уровня управления. При этом каждый сотрудник должен принимать решения, соответствующие своей компетенции, и ему должен быть обеспечен такой режим работы, при котором все решения принимаются в оптимальные сроки. Задача решается последовательно для всех уровней управления.

    Ф ормирование схемы управления организации всегда основано на типовых схемах управления. В качестве типовой схемы в рамках предполагаемой концепции предлагается матрично-штабная схема управления. Формирование схемы управления предполагает распределение управленческих решений по уровням управления, расчет загрузки уровня управления для координационного, проблемного либо функционального уровня, что в результате обеспечит обоснование выбора типа структуры управления. Окончательный выбор варианта схемы структуры и все дальнейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры управления. На заключительном этапе разрабатываются документы, регламентирующие деятельность системы управления: положения о подразделении, должностные инструкции, правила работы исполнителей.

    Итак, системная концепция совершенствования организационного механизма управления предполагает решение задач анализа системы управления как системы принятия решений и комплексного ее проектирования на основе выбранных качественных целей функционирования.

    Решение задачи анализа системы управления предполагает исследование процесса управления и структуры управления на уровне управленческих решений. При решении задачи анализа ряд вопросов не рассматривается. Не обосновывается цель функционирования, состав решений определяется с помощью экспертов, не оценивается структура управления, т.е. не достигается комплексное проектирование системы управления.

    К о м плексное проектирование системы управления предполагает выбор целей функционирования, формирование состава решений, реализующих цели функционирования, процесс принятия решений (моделирование организационной технологии подготовки решения), формирование структуры управления, разработку документации, регламентирующей деятельность управления.

    Достоинством предлагаемой концепции является то, что ряд этапов решается с помощью компьютерной техники, что упрощает системное проектирование. Решение указанных задач способствует лучшей организации управления и в результате повышению организованности управления и качества принимаемых решений.

    3.3. Характеристика этапов проведения исследований

    Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой, представленной на рис. 3.1.

    Рассмотрим эти этапы.

    На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

    Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д.

    Р ис. 3.1. Э т а пы исследования объекта управления

    Совершенно очевидно, что введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.

    С овокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).

    В н у т ренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.

    Например, если произошло изменение стратегического направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство и выпуск новой продукции, управление персоналом и др. Иными словами, управляющая систем должна разработать план организационных мероприятий, направленных на достижение целей новой стратегии развития.

    В н ешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих решений. Внешние факторы оказывают различное влияние на работу организаций. Например, поставщики, потребители конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и общественные институты, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их решение. В качестве примера можно указать на проблемы отечественных предприятий, возникшие в период разрушения прежней системы хозяйственных связей; изменились отношения между поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к остановкам производства, к кардинальному изменению ассортимента выпускаемой продукции, к поиску новых поставщиков. Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение одного вида потребностей. Надо ответить на вопросы: искать ли новые рынки сбыта; вводить ли новые виды продукции и услуг и т.д.

    Еще одна большая группа внешних факторов, практически не поддающихся управлению менеджерам организации, но оказывающих на деятельность организации косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К этой группе факторов относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.д. Например, экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, правительственная, финансовая и налоговая политика и др. Так, инфляция приводит к сокращению покупательной способности и снижает спрос на продукцию, производимую организацией. Повышение уровня цен на продукцию сопряженных отраслей вызывает соответствующее увеличение затрат на производство в организации, следствие - рост цен на ее продукцию, что может вызвать «отток» определенной группы потребителей. При сокращении своих доходов покупатели изме- няют состав и структуру потребления, что также оказывает воздействие на спрос. Уровень научно- технического развития в стране влияет на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, с помощью которой производится продукция, на состав и структуру персонала организации и, что особенно важно, на конкурентоспособность продукции и технологий. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений - сложнейшая задача, стоящая перед менеджерами.

    Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.

    Таким образом, определить проблему - значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет проблему в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система проявляет себя в системах и смежных системах и, главное, какое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения данной проблемы.

    При определении проблемы возникает чисто логическая трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие - подчиненные или производные от нее. Определение главной проблемы позволит правильно сформулировать цель решения задачи.

    Определение цели связано с ограничением направлений и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, накладываемые на функционирование данной системы, представляют собой объективные условия внешней среды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда ограничения для данной системы являются проявлением нерешенных проблем в более общих системах.

    Итак, на первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

    На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

    На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

    П я т ы й этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования. Подробно о методах проведения исследований будет сказано в гл. 4.

    Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

    На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

    Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответствии с эталонной моделью представлены на рис. 3.2.

    Р ис 3.2. И с следование объекта управления в соответствии с эталонной моделью

    3.4. Источники получения сведений о деятельности организации

    Основными источниками сведений о деятельности организации являются:

    Различного рода документы - устав организации и другие регламентирующие документы; положения о функциях и обязанностях подразделений; должностные инструкции; другие описания системы (в отчетах, публикациях);

    Сотрудники организации, описывающие ее деятельность в процессе бесед и опросов;

    Непосредственные наблюдения специалистов-системщиков за процессом деятельности организации.

    Однако ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений о работе системы. Документы сравнительно быстро устаревают и не всегда отражают действительное состояние дел; сотрудники могут непреднамеренно (или умышленно) исказить существующее положение дел; наблюдение может оказаться искаженным случайными обстоятельствами. Поэтому на всех стадиях изучения обязательна интеграция методов получения информации о работе системы, их проверка, сопоставление сведений, полученных из разных источни- ков, повторное возвращение к уже изученному процессу с целью исправления, корректировки ранее полученных сведений, детализации ранее не уточненных важных аспектов. Сопоставление сведений и выявление истинного состояния дел существенно облегчается при систематизации и группировке полученных сведений, формализации их представления.

    Окончательно убедиться в полноте и правильности полученных сведений можно после того, как будет построена модель системы и проверена ее адекватность путем сопоставления с действующей системой.

    Обычно изучение полезно начинать с документов, прежде всего рассмотрев структурную организационную схему. Если такой схемы нет, ее надо составить, для чего удобно использовать штатное расписание. Во многих случаях полезно на этой схеме указать вышестоящие и подчиненные организации и связи с ними.

    Изучение, как правило, надо начинать с высших звеньев аппарата, последовательно переходя к низшим.

    Документы, связанные с системой, можно разделить на следующие группы:

    1) официальные положения и инструкции, регламентирующие функции организации или подразделения и определяющие сроки и процедуры обработки информации и принятия решений;

    2) входные документы, возникающие вне системы;

    3) систематически обновляемые записи (массивы) в виде картотек или книг, используемые в процессе работы;

    4) промежуточные документы, получаемые и (или) используемые в процессе обработки данных;

    5) выходные документы.

    После того как аналитик получил на основе документов общее представление об изучаемой организации или подразделении, он переходит к стадии опросов и бесед с сотрудниками.

    Первый контакт с сотрудниками осуществляется с участием руководителя изучаемого подразделения, который сообщает сотрудникам цель проводимой работы, заинтересованность в ее проведении, наличие приказов или других официальных документов, на основании которых работа выполняется, говорит о необходимом содействии и сотрудничестве с разработчиками.

    Сбор сведений путем опросов должен быть избирательным и целенаправленным. При решении некоторых задач и на первых этапах работы нужны обобщенные данные; для других задач и на более поздних этапах - детальные. Поэтому надо предварительно наметить круг интересующих вопросов, а после каждой беседы оценить полученные сведения и корректировать план дальнейших бесед.

    Сбор сведений «вслепую», простое их коллекционирование приводит к накоплению подробных сведений, которые в дальнейшем практически не поддаются анализу и использованию.

    Следует учесть, что получение и последующая обработка сведений является весьма важной, но в то же время и очень трудоемкой работой. Надо все время помнить, что изучение существующей системы не самоцель, а средство познания и требует соизмерять степень детализации данных и соответствующие затраты с возможной эффективностью.

    Обследование и изучение, детализация сведений о системе могут продолжаться бесконечно, особенно если учесть, что система живет и развивается одновременно с обследованием и в конце обследования отличается от первоначального варианта. Поэтому очень важно вовремя завершить изучение организации. В процессе изучения необходимо выяснить не только как работает система, но и почему она работает именно так, а не иначе. Умение отбирать нужные сведения развивается по мере приобретения опыта.

    Краткие выводы

    1. Системное исследование целесообразно проводить на основе выбранной методологии, которая представляет собой совокупность целей, методов и средств, необходимых для комплексного исследования.

    2. Важное значение при проведении исследований приобретает общая концепция, построенная на основе системы научных знаний в области управления, а также теории и практики организационного проектирования.

    3. Системная концепция предполагает комплексное проектирование систем управления, включающее выбор целей функционирования, формирование состава решений, реализующих выбранные цели, проектирование технологии подготовки управленческих решений, формирование структуры управления, разработку регламентирующей документации.

    К онтрольные вопросы

    1. В чем сущность методологии исследования систем управления?

    2. В чем сущность общей концепции исследования систем управления?

    3. Какое значение для анализа и проектирования организации имеет общая концепция.

    4. Назовите и поясните основные этапы общей концепции.

    5. Какое значение для проведения исследований имеют такие характеристики процесса управления, как, цели организации, функции управления, управленческие решения, организационная структура.