Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Вопросы по компетенции ориентация на результат. Интервью по компетенциям (оно же STAR, PARLA, бихевиористическое). Вопросы по оценке компетенции «управление исполнением»

    Вопросы по компетенции ориентация на результат. Интервью по компетенциям (оно же STAR, PARLA, бихевиористическое). Вопросы по оценке компетенции «управление исполнением»

    Книга представляет собой справочник вопросов, которые можно использовать во время интервью для выявления компетенций кандидатов или уже работающих сотрудников. Книга включает:

    • Отдельные компетенции
    • Компетенции сотрудников отдела продаж
    • Лидерские компетенции
    • Компетенции одиннадцати наиболее востребованных профессий
    • Компетенции, связанные с жизненным циклом компании (BCG)
    • Диагностика реального отношения кандидата к специфически значимым факторам работы
    • Оценка вероятной длительности работы на одном месте

    Скачать краткий конспект в формате

    В книге использован подход «хочет + может».

    Case-интервью или ситуационное интервью:

    • Задается ситуация конфликта интересов
    • Если ответ не устраивает, стоп; если устраивает, убеждаемся, что ответ реальный, а не социально желательный
    • Провокация; если меняет ответ, то он был социально желательным; если стоит на своем – реальный.

    Интервью с помощью проективных вопросов. Метод основан на том, что при объяснении в быстром темпе действий других людей человек склонен называть в первую очередь то, что актуально для него самого. При этом тот факт, что вопросы не направлены лично на отвечающего, дают ему большую свободу и раскованность при ответе, что снижает вероятность социально желательных ответов. Отвечая на проективный вопрос: «Почему одни «да», а другие «нет»?» мы следующим образом может интерпретировать ответы. Обоснование одной альтернативы говорит о ее предпочтении, обоснование обеих – о толерантности; критика одной из альтернатив – о ее неприятии; критика обеих – о ярко выраженном пессимизме отвечающего.

    Метод «три плюса и три минуса»:

    • Чего больше
    • С чего начинает; если постоянно начинает с плюсов / минусов, говорит о позитивной / негативной позиции в целом; если начинает то с плюсов, то с минусов, то это говорит об отношении к конкретной проблеме
    • Удельный вес каких ответов больше

    Хочу обратить внимание на весьма распространенную ошибку при подборе функционального руководителя – тщательно и подробно оцениваются функциональные навыки и квалификация, но при этом выпадает оценка лидерских компетенций. В результате должность получает отличный эксперт и очень посредственный руководитель.

    Приведу отдельные примеры.

    Компетенция «Взаимодействие внутри компании» . Инструмент проверки:

    • Почему у одних складываются конструктивные взаимоотношения с коллегами из других отделов, а у других возникают проблемы?
    • Сравните понятия «внешний» и «внутренний» клиент
    • Кто ваш внутренний клиент и что вы должны ему предоставлять? Чей вы внутренний клиент и какую информацию вы должны получать?
    • Один из тех людей в компании, который должен вам предоставить определенную информацию, часто вас подводит по срокам и качеству работы. Ваши действия?
    • Почему одни стремятся работать в команде, а другим более комфортна самостоятельная работа?
    • Представьте, что ваш коллега на совещании высказывает идею, которая, с вашей точки зрения, абсолютно неверна и может нанести ущерб бизнесу. К коллеге вы относить хорошо и не хотите портить с ним отношения. Ваши действия?

    Компетенция «Обучаемость» . Инструмент проверки:

    • Почему одним людям нравится всё время учиться, а другие к этому не склонны?
    • Вам необходимо выбрать оптимальный вариант поставки офисного оборудования. Поставщик А предлагает ассортимент по цене на 10% выше, чем поставщик В, но при вашем объеме закупок у поставщика А скидка составит 15%, а у поставщика В – 5%. Каким образом вы будете принимать решение, с учетом того, что поставщик А предлагает гарантийное обслуживание на полгода дольше (по статистике в этот период средняя стоимость самостоятельного обслуживания составит $ 150)?
    • Любая задачка с большими вводными данными.
    • Приведите пример, подтверждающий вашу обучаемость.
    • Показать новый навык, проверить усвоение.
    • Дать кейс, например, по маркетингу (мы знаем, что человек этим не занимался). При этом мы говорим, что для решения данного кейса достаточно логики.
    • Назовите три плюса и три минуса необходимости постоянного повышения квалификации.
    • Проверить, насколько внимательно человек слушал информацию о компании и позиции в начале интервью, что из нее усвоил.

    Лидерская компетенция «Умение понимать, анализировать поведение людей» . Инструменты проверки:

    • У вашего подчиненного, весьма успешного в течение трез лет работы, резко снизилась эффективность. Назовите как можно больше возможных причин и опишите сови действия в каждом случае.
    • В коллективе появился негативный неформальный лидер. Почему это могло произойти? Как вы будете действовать?
    • В коллективе конфронтация «старички – новички». Назовите как можно больше вероятных причин этой ситуации.
    • В коллективе явно ухудшилось настроение. Почему?
    • Почему для одних руководителей важно понимать причины поведения сотрудников, а другие предпочитают корректировать поведение поощрениями и наказаниями?
    • Назовите три плюса и три минуса немедленной реакции (поощрение / наказание) руководителя на то или иное действие сотрудника.
    • Зачем нужно разбираться в причинах поступков людей?

    Представлены типовые компетенции по следующим профессиям:

    • Ассистент руководителя
    • Внутренний рекрутер
    • Внутренний тренер
    • Главный бухгалтер
    • Главный технолог
    • Директор по персоналу
    • Коммерческий директор
    • Офис-менеджер
    • Руководитель отдела маркетинга
    • Сервисный инженер
    • Системный администратор

    Компетенции «главного бухгалтера»:

    • Навыки проведения переговоров, умение грамотно обсуждать цену*
    • Навыки управления конфликтами
    • Стрессоустойчивость
    • Умение учитывать интересы различных сторон
    • Навык формирования оргструктур*
    • Знание основ стратегического менеджмента*
    • Навыки анализа эффективности процессов*
    • Навыки управления
    • Практический опыт управления персоналом
    • Соответствие ценностей и основных моделей поведения корпоративной культуре организации
    • Ориентация на результат
    • Инициативность
    • Высокая степень лояльности компании

    * — могут быть востребованы не во всех компаниях

    Не все компетенции необходимы и допустимы на разных этапах жизненного цикла организации: вопросительный знаки, звезды, дойные коровы, злые собаки.

    Оценка вероятной длительности работы на одном месте:

    • Склонность к длительной работе на одном месте
    • Возможные причины увольнения
    • Возможные раздражители в работе
    • Вероятные конфликты
    • Желание работать в новой профессии или должности
    • Готовность работать в рамках значимых для компании факторов
    • Порядочность в соблюдении взятых на себя обязательств

    Казалось бы, что может быть проще, чем провести собеседование? Задал несколько вопросов, выслушал ответы, вежливо попрощался.

    Но в работе HR-менеджеров существует множество различных техник и технологий, которые зачастую не так просты, как кажутся. Например, проведение интервью по компетенциям.

    Что это такое?

    Собеседование по методу выявления компетенций — это один из наиболее часто применяемых видов. В различных источниках можно еще встретить название «поведенческое собеседование» или «бихевиоральное интервью». Как бы ни звучало название, цель этого метода – выявить реальные навыки и компетенции соискателя , так как указанный в резюме опыт работы не всегда соответствует действительности.

    Компетенция – это умение, характеристика, способность человека эффективно выполнять свою работу.

    Этот вид собеседования позволяет составить шкалу оценки проявления индикаторов компетенций кандидата на основании анализа ситуации в прошлом, то есть задаются вопросы не о гипотетических и возможных проблемах, а о реальных ситуациях, которые имели место быть в прошлой деятельности специалиста.

    Последовательность вопросов дает возможность обсудить с соискателем все важные аспекты данной ситуации, поскольку они касаются ее самой по себе, задачи, которые он старался решить, предпринятые им действия и их результаты, а также выводы, которые были сделаны на основе данного опыта.

    Как правило, этот метод не единственный при проведении собеседования, особенно, если человек претендует на ответственную или топовую позицию. Совместно с поведенческим проводят следующие виды интервью:

    • биографическое;
    • мотивационное;
    • кейс-интервью;
    • оценка мотивационных факторов кандидата.

    Подготовка плана данного собеседования и методы его проведения вы можете узнать из следующего видео:

    В каких случаях применяется?

    Данный вид применяется не только при приеме на работу. Существуют и другие ситуации, в которых он оказывается незаменимым, например:

    • формирование команд для выполнения работ в рамках отдельного проекта;
    • планирование карьеры сотрудника внутри компании;
    • кадровые ротации и т. д.

    Как правильно его провести?

    При внедрении поведенческого интервью в собственный арсенал инструментов для проведения собеседований следует провести довольно серьезную подготовку. В первую очередь, необходимо сформировать модель компетенций, в зависимости от соответствия которой будет решаться вопрос о том, достаточно ли компетентен специалист.

    Модель компетенций – набор качеств и характеристик, который принят за эталон при оценке соискателя. При этом она для каждой должности будет своя.

    Для составления модели достаточно выделить 6-10 характеристик, присущих той или иной должности. Например:

    • Ответственность.
    • Командность.
    • Эффективное взаимодействие.
    • Готовность к изменениям.
    • Скорость обучения.
    • Стрессоустойчивость.
    • Лидерство.

    Все качества имеют свои проявления. Например, командность проявляется в том, что человек старается выполнять свою задачу с коллегами, делится опытом и полностью включен в работу команды, ставит интересы коллектива выше личных, готов при необходимости заменить коллегу и т. д.

    Эффективное взаимодействие подразумевает, что кандидат рационально аргументирует свою точку зрения, слушает, отслеживает реакцию собеседника, задает вопросы, убеждает его в процессе диалога, меняет его точку зрения, и т. п.

    Набор характеристик определяется исходя из организационных и культурных особенностей компании, стиля управления руководства и т. д.

    Важно отметить, что необходимые компетенции могут присутствовать у кандидатов в различной степени проявления . Например, характеристика «устная и письменная коммуникация» может проявляться от «речь неразборчива (из-за дикции, темпа, громкости)» до «обладает хорошей речью, темп, дикция и громкость приятны для восприятия». Следует определить, насколько важно данное умение для конкретной должности, потому что для оператора call-центра и для бухгалтера требования будут разными.

    Следующий этап: составление перечня вопросов, которые необходимо задавать, чтобы выявить каждое качество. Следует учитывать, что интервью имеет временные рамки, а на каждый вопрос отводится от 1 до 5 минут. Это позволит правильно рассчитать их количество.

    После того, как вопросы составлены и структурированы, нужно составить бланк оценки кандидата, в котором после проведения собеседования можно будет проранжировать его ответы и выявить их соответствие модели компетенций. Обычно используют пятиуровневую систему оценки:

    • НД — соискатель не продемонстрировал никаких навыков в этом умении.
    • 0 – компетенция не развита : продемонстрированы негативные проявления данной характеристики, положительных проявлений не представлено.
    • 1 – уровень «ниже среднего» : проявлены в основном негативные индикаторы компетенции, однако, присутствуют и позитивные (около 30%). Качество находится в зоне развития.
    • 2 – средний уровень : позитивные и негативные индикаторы были проявлены в одинаковой пропорции.
    • 3 – уровень «выше среднего» : наряду с позитивными проявлениями были выявлены и негативные (около 30%).
    • 4 – уровень мастерства : продемонстрировано максимальное количество позитивных поведенческих проявлений, компетенция проявляется на самом высоком уровне.

    Одними из самых популярных систем оценки характеристик являются системы STAR и PARLA.

    Примеры вопросов

    Ниже представлены основные вопросы для определения конкретного качества.

    «Ответственность»:

    • Расскажите об ответственном поручении, которое дал вам руководитель.
    • Приведите в пример ситуацию, когда вы сначала взяли на себя ответственность, но вскоре поняли, что переоценили свои силы и возможности.
    • Вспомните ситуацию, когда вам не удалось достигнуть запланированного результата.

    Также, при обсуждении других ситуаций можно поинтересоваться «Почему так произошло?» и проанализировать, видит ли кандидат вину в своих действиях и поступках, стремится ли выполнить свои обязательства.

    «Командность»:

    • Расскажите о ситуации, когда вам пришлось помогать коллеге в ущерб собственным интересам.
    • Опишите ситуацию, в которой возникла необходимость взаимодействия с другими подразделениями вашей организации: каким был результат, как вы нашли общий язык, были ли противоречия и т. д.
    • Вспомните случай, когда ваша цель и цель коллектива различались.

    «Ориентация на развитие»:

    • Приведите пример того, как вы занимались саморазвитием.
    • Вспомните, когда вы последний раз проходили обучение. Насколько полезным оно оказалось? Как вы используете полученные знания?
    • От кого в коллективе вы получили дополнительный опыт? Как это произошло? В чем это выражалось? Какие пути собственного развития вы видите?


    «Готовность к изменениям»:

    • Расскажите о периоде, когда в вашей компании происходили изменения.
    • Вспомните о случае, когда из-за большого и аврального объема работы вам пришлось перестраивать свои личные планы.
    • Приходилось ли вам выполнять не свою работу, замещать сотрудника не своего профиля?
    • Приведите пример, когда вы оказались в совершенно незнакомой для себя обстановке.

    «Ориентация на результат»:

    • Расскажите о том периоде, когда работа над проектом шла неважно.
    • Расскажите о ситуации, когда вы поставили перед собой большую цель и достигли ее, невзирая на обстоятельства.
    • Насколько вы настойчивы? Приведите пример, когда вам это пригодилось.

    Выше приведены примерные вопросы, они могут варьироваться в зависимости от вакантной должности, организационной культуры и структуры, пожеланий руководителя и т. д.

    Анализ ответов кандидата позволит определить, насколько он походит для конкретной вакансии.

    Не могу не коснуться столь модной темы, как использование компетенций в подборе персонала. Всех секретов от меня не ждите - сам не знаю, также не ждите глубокого погружения в философские основы проблемы - это можно найти в материалах SHL.

    Я всего лишь обычный практик и постараюсь здесь по-простому разложить, что такое «подбор по компетенциям» и «как его едят».

    Итак, предположим, что вы поддались обаянию модного термина и решили использовать компетенции в подборе и управлении персоналом. Первым делом нужно четко понять, что вначале вам нужна сформированная модель компетенций.

    Модель компетенций - это, собственно, выбор тех компетенций, которые вы будете использовать для оценки кандидатов. По поводу того, как эту модель составлять, существует большая неразбериха в умах и в литературе. Я здесь буду рассказывать исключительно о собственной успешной практике, разбавляя ее минимальным количеством необходимой теории.

    I. Что такое компетенция?

    Опять же, согласованного определения не существует. Лучшие ученые умы придумывают все новые теории и подчас преподают студентам очень интересные вещи.

    Я понимаю под компетенцией (и буду использовать данное понимание в этой статье) конкретную желательную поведенческую характеристику человека, которая может обладать различной степенью выраженности. То есть, компетенцией не может называться знание языка программирования, но компетенцией могут быть, скажем, лидерские качества или просто лидерство. Данная поведенческая характеристика должна быть желательной (условно положительной), то есть мы не будем использовать, например, жадность в качестве компетенции. И, наконец, мы должны иметь возможность оценить степень проявления конкретной компетенции для конкретного человека - опять же, про лидерские качества мы можем сказать, что они более или менее выражены.

    II. Что такое «модель компетенций»?

    Все просто. Модель компетенций - это набор компетенций, который принят для оценки персонала в конкретной компании. Соответственно, построение модели компетенций - это не что иное, как создание такого набора.

    Здесь, собственно, возникает и первая проблема: традиционно для создания модели компетенций принято отбирать не более 8(!) компетенций. Однако подчас бывает трудно выстроить оценку всего персонала компаний по всего лишь 8, а иногда и 5 компетенциям. Тем не менее, эти трудности обычно остаются исключительно «на совести» создателей моделей компетенции.

    III. Построение модели компетенций

    Сразу оговорюсь, что я не буду здесь описывать создание модели компетенций для всей компании, поскольку считаю этот путь компромиссным, неэффективным и вообще не заслуживающим права на существование, за весьма редким исключением. Поэтому я буду описывать исключительно процесс создания модели компетенций для конкретной позиции, что, на мой взгляд, разумно и обоснованно.

    И так, не будем далеко ходить, возьмем близкую мне позицию рекрутера в агентстве. Итак, я формулирую, какими поведенческими качествами этот человек должен обладать в моей компании. И вот, что мне кажется справедливым:

    • Ответственность - то есть, способность брать на себя ответственность за достижение результата своей работы.
    • Коммуникабельность.
    • Ориентированность на результат - то есть, способность не забывать про результат.
    • Ориентированность на процесс - то есть, умение получать удовольствие от процесса, даже если вещи идут не так уж и хорошо.
    • Стрессоустойчивость.
    • Умение работать в команде.
    • Навыки убеждения.
    • Гибкость.

    Естественно, что в другой компании и в других обстоятельствах компетенции могут быть выбраны другие, но я остановлюсь на этих. Теперь я должен конкретизировать свою модель - выбрать шкалу и определить критерии оценки.

    IV. Составление оценочного листа

    Для упрощения и чтобы не занимать много вашего времени, я выберу только первые 4 компетенции из своего списка. Итак, оставляем (исключительно в целях тренинга) следующие компетенции: ответственность, коммуникабельность, ориентированность на результат, ориентированность на процесс.

    Теперь, опять же, чтобы не особенно себя утруждать, я выберу наиболее простую шкалу с оценками от «0» до «3».

    Мне остается проранжировать оценки и сделать опросный лист. Я сделал это в виде формы проведения интервью по компетенциям.

    Форма проведения интервью по компетенциям

    Итак, подготовительная работа проведена!

    V. Подготовка вопросов для интервью

    По классическим правилам проведения интервью по компетенциям на каждую компетенцию должно приходиться не менее двух вопросов. Все вопросы при этом должны строиться по модели STAR: Situation (Ситуация) - Task (Задача) - Action (Предпринятые действия) - Result (Результат). То есть, в каждом вопросе рекрутер просит рассказать конкретную ситуацию, в которой кандидат должен был решать определенные конкретные задачи. Чтобы не вдаваться дальше в долгие описания, я сформулирую для примера по 1-ому вопросу для каждой из 4-х компетенций.

    • Ответственность : Вспомните, пожалуйста, и расскажите ситуацию из вашей жизни, когда вы отвечали за некий участок работы и при этом возникли серьезные препятствия к достижению поставленной цели. И далее - по мере рассказа кандидата - рекрутер обязательно должен уточнять Задачу (Task), Предпринятые кандидатом действия (Action) и получившийся результат (Result).
    • Коммуникабельность : Вспомните, пожалуйста, и расскажите ситуацию, когда перед вами стояла трудновыполнимая задача, однако вам удалось ее выполнить за счет прежде всего коммуникативных навыков.
    • Ориентированность на результат : Расскажите, пожалуйста, ситуацию, когда в процессе вашей работы выяснилось, что задача гораздо более масштабна, чем представлялось первоначально.
    • Ориентированность на процесс : Вспомните, пожалуйста, и расскажите ситуацию, когда выяснилось, что для достижения вашей цели необходимо выполнить ряд весьма скучных, однообразных и занимающих длительное время операций.

    Надоело спрашивать, почему кандидат уволился с предыдущего места работы? А вот вам интервью по компетенциям - последовательно, по четырем группам вопросов и с примерами.

    Вопрос подбора «правильных» людей, думаю, будет стоять всегда - независимо от экономической ситуации, популярности удаленной работы и фриланса, IT-революций в рабочих процессах, эффективности обучения и развития в организациях. Ведь ставки очень высоки: сможет ли человек достойно справляться с задачами на новом месте работы? Можно ли провести собеседование и ответить на этот вопрос уверенно или остается лишь играть в русскую рулетку и надеяться на успешность понравившегося кандидата?

    Разные виды интервью и ответы на эти вопросы дают по-разному:

    • В ходе биографического интервью рекрутер уточняет, где кандидат работал раньше, какой круг задач решал и почему меняет работу. В итоге - понимает, как можно мотивировать кандидата и какой заинтересованности в конкретной работе от него ждать.
    • Во время метапрограммного интервью рекрутер пытается определить, какие личностные модели поведения (метапрограммы) свойственны соискателю: стремление или избегание, погруженность в процесс или нацеленность на результат и так далее; и на основании этого полагает, пригоден ли человек к определенному виду деятельности. Похожие задачи решает интервью по психологическим особенностям.
    • В кейс-интервью (англ. case - случай) кандидат ставится в гипотетическую рабочую ситуацию. Ему предлагается рассказать, как бы он действовал в описанных обстоятельствах. Такое интервью выявляет в первую очередь качество знаний и профессиональный кругозор кандидата.
    • При поведенческом интервью (behavioral interview, BI, бихевиоральное интервью) рекрутер спрашивает кандидата не о гипотетических проблемах, а о реальных, которые кандидат решал в своей работе. Такой метод выявляет то, как кандидат справляется с определенными рабочими задачами. Иногда поведенческое интервью также называют интервью по компетенциям .

    Поведенческое интервью применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе интервью рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Из каждого такого становятся ясны:

    • Ситуация , с которой кандидат столкнулся (situation);
    • Задача , которая стояла перед ним (task);
    • Действия , предпринятые кандидатом (action);
    • Результат , итог ситуации (result).

    Эти компоненты легко запомнить по аббревиатуре STAR - S ituation, T ask, A ction, R esult.

    Примечание . Существует похожая модель PARLA , сфокусированная на развитии:

    • P roblem - проблема, сложность;
    • A ctio№ - предпринятые действия;
    • R esult - результат;
    • L earned - полученный урок, сделанные выводы;
    • A pplied - как впоследствии применялся этот опыт.

    Как правило, достаточно получить по 2–3 полных поведенческих примера (ППП) для каждой интересующей компетенции, тогда картина опыта выходит более-менее ясной. Чтобы собрать валидные ППП и сделать вывод о компетенциях кандидатов, важно учитывать некоторые тонкости. Для каждой группы вопросов они свои.

    Вопросы о ситуации (S) - «Расскажите о ситуации, в которой…»

    Четко определите, опыт решения каких задач вам интересен.

    Иногда можно отталкиваться от списка компетенций, но этого, как правило, недостаточно.

    Например, если необходимо оценить компетенцию «Привлечение клиентов» при подборе менеджера по корпоративным продажам. То ответ на вопрос «расскажите, как вы привлекли нового клиента» может оказаться недостаточно информативным. Отвечая на подобные «свободные» вопросы, кандидат называет первые вспомнившиеся примеры, содержательности которых может попросту не хватить для оценки.

    О более интересных ситуациях можно услышать, если задавать вот такие вопросы:

    • Расскажите о самом крупном потенциальном клиенте, с которым вы вели переговоры.
    • Расскажите о самых сложных переговорах с потенциальным клиентом.
    • Привлеченные вами клиенты. Какой случай вы считаете самым выдающимся за последние полгода?
    • Ваша самая большая неудача в привлечении новых клиентов за последние шесть месяцев.

    Когда мы спрашиваем о самом большом достижении в этой компетенции, то оцениваем нынешний «потолок» кандидата, ведь у кого-то самый золотой клиент имеет годовые обороты 100 тыс. рублей, а у другого - 10 миллионов.

    Спрашивая о сложностях, трудностях и неудачах, мы узнаем, что кандидат делает для разрешения таких ситуаций, оцениваем широту его инструментария, умение им пользоваться.

    Наиболее полные достоверные примеры приходятся на последние 3–6 месяцев. Более ранние мозг привычно «архивирует», отбрасывая детали (которые нам-то очень нужны).

    Примеры S-вопросов для некоторых компетенций:

    Область

    Компетенция

    Примеры S-вопросов

    Управление людьми Наем Расскажите, как вы искали работника, которого наняли последним.
    Расскажите о ситуации, в которой вам было сложнее всего найти нужного специалиста.
    Обучение на рабочем месте Расскажите о ситуации, в которой вы обучали подчиненного какому-либо навыку. Почему такая потребность возникла?
    Вспомните самый сложный за последние полгода случай, связанный с обучением ваших подчиненных на рабочем месте.
    Расскажите о случае, вспоминая который вы можете гордиться тем, как обучили вашего подчиненного.
    Мотивация Вспомните случай, когда вам нужно было добиться от сотрудника большей отдачи.
    Ваш подчиненный потерял интерес к работе. Расскажите об этом.
    Оперативное руководство Вспомните ситуацию, когда необходимо было в кратчайшие сроки организовать выполнение каких-либо работ.
    Вспомните, как вы столкнулись с серьезной проблемой при постановке задач подчиненным.
    Вспомните, когда вам пришлось менять режим контроля над выполнением задач.
    Делегирование Приведите пример ситуации, когда вы делегировали свою обязанность вашему подчиненному.
    Личная эффективность Расстановка приоритетов Вспомните, как на вас свалилось сразу несколько крупных задач и пришлось решать, какие из них делать в первую очередь. Расскажите об этом.
    Вспомните случай, когда вам было непросто решить, каким из двух важных вопросов заняться.
    Принятие решений Самое сложное решение, которое вы приняли на работе за последние полгода.
    Какое из ваших решений за последние полгода было самым креативным?
    Приведите пример ситуации, когда вы приняли ошибочное решение.
    Продажи Переговоры об условиях Вспомните ситуацию, в которой вы наиболее активно торговались.
    Вспомните случай, когда клиент активнее всего просил скидку или отсрочку.
    Холодные звонки Вспомните, как вам нужно было договориться о встрече с незнакомым человеком из незнакомой компании.
    Каким своим холодным звонком вы гордитесь больше всего?
    Коммуникации Командная работа Вспомните, как вам нужно было кооперироваться с коллегами для решения общей задачи.
    Когда вам было сложнее всего работать в команде?
    Конфликтные ситуации Какая ситуация при общении стала для вас наиболее эмоционально напряженной?
    Вспомните, как вы общались с агрессивно настроенным собеседником.

    Очень важно, чтобы мы получали от кандидата описание конкретного поведенческого примера, а не общую информацию в духе «у меня часто были такие ситуации; и самое главное, чтобы…».

    Иной раз на этапе S-опроса мы сталкиваемся с тем, что кандидат не может привести нужный пример.

    Тогда можно пару раз задать вопрос иначе. Если и это не дает результата, то у кандидата нет опыта разрешения таких ситуаций.

    Кандидат приводит примеры «не из той оперы»: спрашиваем про делегирование, а кандидат рассказывает об обычной постановке задач подчиненным. В этом случае нужно разъяснить задаваемые вопросы и убедиться, что кандидат правильно понимает, о каких ситуациях мы спрашиваем. Тогда он может либо привести подходящие примеры, либо подтвердить, что не сталкивался с подобными ситуациями и не имеет опыта их разрешения.

    Вопросы о задаче (T) - «Какая задача перед вами стояла?»

    Без знания задачи, которая стояла перед кандидатом в конкретной ситуации, бывает сложно оценить адекватность его действий. К примеру, кандидат сообщает: «клиент попросил 14 дней отсрочки, и я предложил ее, если клиент согласится заказывать у нас также газонокосилки на 200 [тысяч] ежемесячно, и его это устроило». Если задачей кандидата было расширение ассортимента, то это плюс в его переговорные компетенции, а если задача состояла в снижении отсрочек - то минус.

    Кроме того, без знания задачи невозможно оценить успешность решения проблемы.

    T-вопросы ставятся в трех основных формулировках:

    1. Какая задача стояла перед вами?
    2. Какую задачу вы бы поставили себе в этой ситуации?
    3. Что было для вас главным в этой ситуации? [Чего вам было важнее всего добиться?]

    Вопросы второго и третьего вида хороши, когда обсуждаются действия кандидата, которые он предпринял для решения проблемы самостоятельно (без указания руководства).

    Вопросы о действиях (A) - «Что вы сделали?»

    Конкретные действия кандидата - это, пожалуй, самая содержательная и интересная часть его рассказа. Здесь нужно понять, как именно кандидат решает задачи, о которых мы узнали из T-вопросов. Для создания полной картины рекрутер должен задавать уточняющие вопросы, раскрывающие практический опыт кандидата, например:

    • Что именно вы сделали?
    • С какими трудностями вы столкнулись?
    • Что именно вы сказали?

    Эта часть интервью требует от рекрутера умения возвращать обсуждение в нужное русло, придерживаться формата.

    Отклонения в интервью А-вопросы для уточнения Нужный формат
    Неконкретное описание действий:
    «Я убедил клиента»
    Что именно вы сказали?
    Как аргументировали?
    Описание конкретных действий кандидата:
    «Я рассказал клиенту, как облегчит его заграничный отдых карта Gold»
    Обобщение:
    «Я в таких ситуациях всегда стараюсь найти доводы, чтобы убедить клиента»
    Какие доводы вы нашли в конкретном случае?
    Что вы сказали клиенту?
    Кандидат рассказывает о «мы»-опыте:
    «Мы поговорили с клиентом, рассказали ему о преимуществах карты Gold для путешествий, и он согласился»
    Что лично вы сделали?
    Что сделали именно вы, а не ваши коллеги?

    A-вопросы будут слегка различаться в зависимости от типа компетенций, например:

    Типы компетенций Типичные A-вопросы

    Коммуникативные:

    • ведение переговоров,
    • публичные выступления,
    • мотивирование,
    • постановка задач,
    • работа с жалобами,
    • работа на совещании,
    • деловая переписка.
    Что вы сказали?
    Как он отреагировал? Что вы сделали после этого?
    Как вы это объяснили?
    Какие доводы вы привели?
    Что вы сделали, чтобы настроить собеседника на спокойный разговор?

    Интеллектуальные:

    • принятие решений,
    • расстановка приоритетов,
    • анализ информации.
    Как вы принимали решение?
    Как вы собирали информацию?
    Какие еще были варианты?
    Что вы учитывали?
    Какие параметры вы сравнивали? Как?

    Вопросы о результате (R) - «Чем все закончилось?»

    Итак, поведенческий пример почти собран, нам известна исходная ситуация, задача и подробные действия кандидата. Осталось понять, насколько последние были успешны, удалось ли кандидату выполнить свою задачу. Это стоит делать аккуратно: если кандидат заподозрит, что мы оцениваем успешность, то может дать необъективный ответ, чтобы произвести хорошее впечатление.

    Поэтому лучше задавать непрямые R-вопросы:

    • Чем все закончилось?
    • На этом все закончилось?

    Если ответ кандидата - общий, в духе «все получилось», то можно уточнить:

    • Какими были итоговые договоренности?
    • В какой момент все было готово?
    • Что именно сказал после этого клиент/ руководитель/ коллега?

    Подведение итогов интервью

    В итоге поведенческого интервью с кандидатом мы должны уверенно ответить на вопрос: Есть ли у кандидата достаточный успешный опыт в разрешении ситуаций, похожих на те, которые его ожидают при работе у нас?

    Полученные данные, чтобы облегчить их анализ, можно свести, например, в такую таблицу:

    Компетенция Ситуации из опыта кандидата Методы, которыми владеет кандидат
    частота какие ситуации разнообразие методов как именно
    Мотивирование подчиненных ++ Мотивация на ответственную работу без систематического контроля + Аргументирует перспективами карьерного роста.
    Оперативное руководство удаленными подчиненными +++ Постановка и корректировка задач на оперативках
    Постановка индивидуальных задач
    ++ Проверяет понимание с помощью «протокола собрания».
    Совместно с подчиненными составляет план действий при постановке трудных задач.
    Учитывает уровень готовности.
    Делегирование + Делегировалось наставничество над новичками + Выбор наставника был во многом случайным.
    Задачи ставились по SMART.
    Передача полномочий не проводилась.

    На основании таких таблиц удобно выделять плюсы, минусы, возможности и ограничения кандидатов, связанные с работой на определенной позиции.

    Примечание . Поведенческое интервью широко применяется и при оценке уже работающего персонала. Такая оценка может использоваться для грейдирования, определения кандидатов на продвижение, а также для построения планов обучения и развития.

    Работа с персоналом

    О том, что такое собеседование, знает каждый, даже тот, кто еще не устраивался на работу. Однако собеседование собеседованию рознь, и каждый работодатель стремится провести его так, чтобы получить от потенциального работника как можно более полную информацию. И одним из таких способов является интервью по компетенциям.

    Проведение интервью по компетенциям очень популярно в крупных компаниях и в фирмах, связанных с рекламой и маркетингом. Существуют разные способы проведения такого интервью, и каждый работодатель выбирает свои, исходя из поставленных задач и целей.

    Что это такое?

    Чтобы иметь представление о том, как проходит такое собеседование, нужно в первую очередь разобраться, что оно из себя представляет и что такое компетенции в общем. Под компетенциями в данном случае подразумеваются знания и навыки потенциального работника относительно интересующей сферы работы.

    В интервью применяются различные тесты, могут быть предложены анкеты для заполнения или непосредственно общение с работодателем в вопросно-ответной форме. Основной задачей такого интервью является соотношение заявленных требований и имеющихся у потенциального работника навыков и умений.

    Для получение более полной картины о человеке, проверяются также его рекомендации с предыдущих мест работы, рассматривается портфолио, если таковое имеется. В настоящее время это одна из самых распространенных форм проведения собеседования, так как не затрачивает лишнее время и позволяет работодателю узнать исключительно то, что ему необходимо, а работник имеет возможность показать все свои возможности.

    Многие работодатели также учитывают и то, как отвечают на вопросы. И это вполне естественно, что если профессия связана с общением с людьми, то предпочтение будет отдаваться тому, чья речь будет грамотной, а волнение будет совсем не заметно.

    Как проходит подготовка работодателя к такому отбору? Приглашаем посмотреть видео.

    Кто использует такую форму и в каких случаях?

    Оценка компетенций методом интервью используется крупными фирмами и компаниями, а также в самых разных филиалах и представительствах . Чем престижнее и крупнее компания, тем больше будут требования к потенциальному работнику.

    Рекламные агенства, маркетинговые компании, рекрутские агенства и подобные компании используют для проведения исключительно форму поведенческого интервью. И это вполне обоснованно. Рекламисты, маркетологи и другие должны не только обладать знаниями, полученными в университете и иметь положительные отзывы. Самое главное в таких профессиях — показать свое умение общаться с людьми, показать свою речь, креативность и находчивость.

    Еще одно место, где может использоваться поведенческое интервью, которое совсем не связано приемом на работу. Речь идет о так называемых Центрах оценки, где проверяется компетентность сотрудников в соответствии с установленными ранее требованиями. Также может использоваться для выявления у какого-либо сотрудника слабых и сильных сторон, чтобы тот смог учесть свои ошибки и стремился повышать сою компетентность.

    Какие компетенции важны и как сформировать вопросы?

    Каждая организация использует свою модель компетенций, и это в первую очередь связано со сферой деятельности той или иной компании. Но основные требования по большей части одинаковые во всех компания.:

    1. Ответственность за результат работы.
    2. Стрессоустойчивость.
    3. Умение работать в коллективе.
    4. Ориентированность на процесс и результат.

    Другие требования определяются непосредственно самими работодателем соответствии с установленными целями и задачами.

    В интервью по компетенциям вопросы должны быть нестандартными. Такими являются например, известная всем серия вопросов о крокодиле, слоне и холодильнике. Такие вопросы должны в первую очередь выявлять личностные качества будущего работника, которые благотворно скажутся на дальнейшей работе.

    Также используются вопросы-ситуации. Потенциальному работнику предлагается какая-либо нестандартная ситуация (оно может не обязательно связана со сферой деятельности), и он должен ответить, как бы он поступил. При таких вопросах очень часто присутствуют психологи, которые могут по ответам составить психологический портрет.

    Перед проведение интервью всегда составляется определенные перечень вопросов с рядом пояснений. Также указываются дополнительные вопросы на случай, если основных будет недостаточно. Вопросы должны быть максимально понятными и ясными, но в то же время быть разносторонними, чтобы потенциальный работник мог в ответе проявить себя с разных сторон.

    Мастер-класс по такому виду собеседования приводится в видеоролике.

    Как проводить интервью по компетенциям и каковы сложности такого метода?

    Для начала нужно составить определенный перечень не только вопросов, но и требований к сотруднику, чтобы в дальнейшем опираться на него. Желательно сделать его на бумаге, а не в цифровом виде, чтобы иметь возможность ставить пометки, замечания.

    Далее проходит непосредственно собеседование с сотрудников с использованием вопросов, анкет, может быть тестов и кейсов. Во время собеседования необходимо быть сдержанным и беспристрастным, но в то же время максимально расслабленным, чтобы не нагнетать обстановку. Ведь каждый, кто приходит на собеседование, волнуется так, что от нервов может забыть и половину свои личностных качеств.

    После проведения интервью составляется оценочный лист. В нем должны быть все необходимые компетенции, а рядом с ними — колонки, где должны стоять оценки по бальной шкале. После рассмотрения всех оценочных листов и принимается окончательное решение.

    На самом деле их не так много. Вот небольшой список сложностей, которые могут возникнуть:

    1. Потенциальный работник может не понять вопрос и попросить его объяснить.
    2. Анкета может быть составлена некорректно.
    3. Проанализировав все ответы, можно получить не ту информацию, какая ожидалась.
    4. Вопросы могут быть слишком абстрактными.
    5. Волнение сотрудника испортит все впечатление о нем.

    Структурированное интервью

    Поведенческое интервью может быть двух видов: свободное и структурированное. Наиболее удобным для использования является последний вариант, так как он позволяет действовать в рамках установленных требований и не даст отклониться в сторону.

    Структурированное интервью по компетенциям представляет собой то же самое собеседование, только с четко установленными вопросами. Оно использует в тех случаях, когда на одно рабочее место претендуют несколько человек. Оно позволит одинокого оценить каждого человека, не примешивая к оценке собственных пристрастий.

    Таким образом, среди всех форм интервью по компетенциям самое распространенное, так как позволяет выявить все способности устраивающегося на работу человека. Структурированное интервью позволит рассмотреть все кандидатуры с одной точки зрения и сделать выбор в пользу того, кто показал наилучший результат. Свободное же интервью дает возможность рассмотреть одного сотрудника со всех сторон и выявить его сильные и слабые стороны.