Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Занятие по лепке весна старшая группа. Пальчиковая гимнастика: «Грачата». Конспект НОД по лепке

    Занятие по лепке весна старшая группа. Пальчиковая гимнастика: «Грачата». Конспект НОД по лепке

    Воспитатель: Проходите, ребята. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли сегодня.

    Психогимнастика.

    К солнышку потянулись,

    Лучик взяли,

    К сердцу прижали,

    Людям отдали

    И улыбнулись!

    И сказали всем: «Здравствуйте»

    Воспитатель. Какие вы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу. Замечательный день сегодня! Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

    Звучит запись весеннего шума.

    Кто пришёл так тихо-тихо?
    Ну, конечно, не слониха,
    И, конечно, бегемот
    Тихо так пройти не мог.
    И никто из вас не слышал,
    Как листок из почки вышел,
    И услышать не могли вы,
    Как зелёные травинки,
    Сняв зелёные ботинки,
    Тихо вышли из земли.
    И подснежник тихо вышел.
    И повсюду тишина.
    Это значит, это значит:
    Тише всех пришла (ответ детей) весна.

    Воспитатель: Да, ребята, правильно – это весна. И я ее сегодня встретила по дороге в детский сад. Словно лебедь плыла Весна. Выпускала она на землю траву шелковую, расстилала росу жемчужную, сливала мелкие ручейки в быстрые речки. Пригласила я Весну в группу к нам, чтобы согрела она нас теплом своим, поиграла, повеселилась бы с нами. Вот она должна подойти с минуты на минуту.

    Ой, нам пришло какое-то сообщение, это, наверное нам Весна написала.

    На экране ноутбука появляется изображение Зимы лютой.

    «Весну они ждут! Теплу и солнцу радуются. А я Зима лютая вашу Весну обманула, обхитрила и в волшебный сундук посадила. А ключ от сундука далеко спрятала. Так что ждать, не дождаться вам ее. Не хватит у вас еще сил, чтобы со мной справится. Ха-ха-ха».
    Что же нам делать, как нам быть, надо Весну выручать, волшебный сундук отпирать. Но как же нам найти его и ключ где отыскать?

    Заяц. Раздается шуршание. Воспитатель берет в руки с пола игрушку зайца.

    Голос зайца: «Хочу помочь я вам, ребята, видел я, куда Зима сундук спрятала. Только пройти вам придется много испытаний, прежде чем вы сундук найдете. А теперь три раза вокруг себя повернитесь и вниз наклонитесь. Вот клубочек волшебный, куда он покатится, туда и путь-дорогу держите.

    Дети благодарят зайца. Воспитатель берет клубок в руки и бросает его. Клубок катится…

    1 полянка. Воспитатель находит снежок, а в нем записку: «Весну вы ждете, а много ли вы о ней знаете? Назовите весенние месяцы и приметы весны».

    Воспитатель. А теперь давайте покажем зиме, что и приметы весенние мы знаем. Ну-ка, давайте вместе.Воспитатель начинает говорить о приметах весны, а дети продолжают.

    1. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.
    2. Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

    3. Ласточки летают близко к земле – к дождю.
    4. Из березы течет много сока - к дождливому лету.
    Воспитатель. Молодцы, ребята! Справились с заданием. И нам снова пора в путь!

    Воспитатель бросает клубок, он прикатывается на полянку. Воспитатель находит еще один снежок с запиской внутри: «Что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Отгадайте загадки. Звучит запись голосов птиц.

    2 полянка. Перелетные птицы.

    Воспитатель. Какое чудесное пение. А что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Ответы детей (перелетные).

    А теперь отгадаем загадки и найдем этих птиц на этой красивой березке.

    1. Всех перелетных птиц черней,

    Он чистит пашню от червей.

    Взад-вперед по пашне вскачь,


    2. Из дальних стран вернулся я,
    Чтоб вас порадовать, друзья.
    «Весна пришла! Зиме – конец!» –
    Пел у скворечника... (скворец)

    3. Угадайте, что за птичка –

    Темненькая невеличка.

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

    4. Хоть и скромен с виду он:

    Пестренькие перья, маленький носок,

    В поле он живет,

    Всю весну и лето песенки поет (жаворонок)

    Одной из первых птиц к нам прилетает жаворонок. С приходом весны в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» - печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло. Вот и мы с вами поиграем в игру «Жаворонок». Колокольчик

    Проводится подвижная игра «Жаворонок». Дети становятся в круг.

    Дети идут по кругу и поют:

    В небе жаворонок пел,

    Колокольчиком звенел.

    Порезвился в вышине,

    Спрятал песенку в траве.

    «Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.

    Вот и мы с вами сейчас, ребята, давайте слепим жаворонков из солёного теста, чтобы еще раз доказать Зиме лютой, что не боимся мы ее, потому что уже много знаем и умеем делать сами.

    Воспитатель показывает приёмы лепки: из большого комка теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в круг. Делаем четыре надреза. Два верхних надреза перекрещиваем – крылья, два средних надреза - хвост. Из маленького комочка катаем шарик, вытягиваем клюв, берём изюм – вот и глаза. Смазываем водой выше места соединения крыльев и приклеиваем головку.

    Воспитатель предлагает детям по очереди повторить последовательность выполнения работы.

    Воспитатель. Но чтобы наши пальчики хорошо работали, их нужно подготовить.

    Воспитатель выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

    «Перелетные птицы»

    Тили-тили, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

    С юга птицы прилетели!

    Прилетел к нам скворушка – (поочередно сгибают на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

    Серенькое перышко.

    Жаворонок, соловей.

    Торопитесь: кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж

    Аист, ласточка и чиж –

    Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

    Песни звонкие запели! (указательный и большой пальцы делают клюв – «птицы поют»)

    Воспитатель предлагает детям приступить к работе, объясняя, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки».

    А теперь пора спешить, жаворонков всем лепить.

    Звучит весенняя мелодия.

    После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на красивый поднос и просят отнести на кухню, для того, чтобы испечь их.

    Воспитатель. Чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, мы произнесем закличку.Дети приносят птиц и произносят закличку:

    Неси, неси на волю

    Воспитатель. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Ребята, посмотрите, сугроб растаял, а вот и сундучок. Ну, где же ключ?

    Воспитатель. Давайте скорее Весну освобождать из плена.

    Под музыку в группу входит Весна.

    Весна . Костюм Весны

    Здравствуйте, мои друзья,

    Всех вас рада видеть я.

    Я – Весна – Красна

    Бужу землю ото сна.

    Наполняю соком почки.

    На лугах ращу цветочки.

    Прогоняю с речек лед.

    Светлым делаю восход.

    Всюду – в поле и в лесу

    Людям радость я несу.

    Спасибо вам, ребята, что Зимы лютой не испугались и меня из ее плена освободили. Не останутся теперь люди без весеннего тепла, сочной зеленой травки, солнышка лучистого и песни веселой, задорной.

    Дети и Весна хороводную песню.

    Весна . Хорошо у вас, тепло, весело, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания!

    Весна уходит.

    Воспитатель. Может это сказка, а может и не сказка. Но верят в чудо дети на всей большой планете. И это чудо мы совершили с вами, ребята, мы освободили Весну-Красну от Зимы Лютой, ведь добро всегда побеждает зло. А нам пора прощаться и другими делами заниматься.

    Вот и жаворонки наши подоспели. На подносе испеченные жаворонки.

    А на прощание отведайте, гости дорогие, наших жаворонков. И вас, ребята, угощения ждут, не дождутся. Скажем на прощание всем мы: «До свидания!». Музыка.

    Материал.

    Для лепки:

    • тесто,
    • клеенки,
    • круглый шаблон из картона,
    • стеки,
    • баночки для воды,
    • скалки,
    • кисточки,
    • изюм,
    • подставки для кисточек и стек,
    • салфетки.

    Иллюстрации, 2 снежка, 2 записки с приметами и загадками, клубок, заяц, 2 подноса, жаворонки испеченные, костюм Весны, береза с птицами, ткань, сундук, колокольчик, подсказку гимнастики.

    Конспект НОД по лепке в старшей группе

    «Весенние прекрасные цветы»

    Выполнила: Шуткина А.В.

    ПДО по ИЗО

    МБДОУ № 141

    Воронеж 2016

    Цель: учить детей создавать коллективную лепную композицию под руководством воспитателя.

    Задачи:

    Познакомить с возможностью получения более выразительного цвета путем смешивания трех исходных цветов в технике пластилинография;

    Упражнять детей в лепке весенних цветов конструктивным способом из нескольких частей;

    Развивать чувствоформы, цвета, творческое воображение, мелкую моторику.

    Воспитывать эстетический вкус.

    Интеграция образовательных областей:

    «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Предварительная работа:

    Рассматривание цветов на прогулке на клумбах, узнать у родителей, откуда получили свое название цветы анютины глазки.

    Материалы, инструменты, оборудование:

    - проектор

    Лепестки разных цветов из бумаги

    Пластилин разных цветов

    Стеки, дощечки для лепки

    Тонированная бумага для имитации поляны

    Влажные салфетки.

      Организационный момент

    Воспитатель: «Ребята, сегодня я приглашаю вас на волшебную поляну, а почему волшебную мы с вами узнаем в конце нашего занятия».

      Основная часть

    Воспитатель: «На прошлом занятии мы с вами говорили о приходе весны. Какие изменения происходят в природе. А сегодня остановимся на самом прекрасном изменении в живой природе – появлении первых весенних цветов. Когда вы ходили на прогулку, то видели, сколько красивых цветов появилось на наших прекрасных клумбах. Какие весенние цветы вы увидели, а какие растут возле вашего дома, можете назвать?»

    Дети: (подснежники, тюльпаны, одуванчики, мимоза, крокусы, нарциссы)

    Воспитатель: «Вот и мы сейчас с вами переместимся на прекрасную поляну, на которой растут цветы небывалой красоты.

    Теплым и солнечным, радостным летом

    Синим и белым, и смешанным цветом,

    Шепчут весёлые, яркие сказки

    Эти цветочки АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ.

    Бабочек, синих и жёлтых, и белых

    Много на клумбу цветочную село.

    Сами узнаете их без подсказки

    Это цветочки - АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»

    Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, на что похож этот цветок?

    Дети: (на крыло бабочки, на глаза)

    Воспитатель: «Почему эти цветы называют «анютины глазки?»

    Дети: (Есть легенда, что верная девушка Анюта проводила жениха на защиту родной стороны. А когда он не вернулся, то там, где она пролила слёзы и выросли эти трёхцветные цветы.И сейчас, как много лет назад, стоят анютины глазки около дороги, и с надеждой "всматриваются" вдаль.)

    Дополнительная информация: (Немцы называют это растение "мачехой" и сочинили трогательную историю об этих цветах.

    Нижний лепесток цветка - самый крупный и красивый - это мачеха. Два боковых - поменьше, но также красивые - ее родные дочери. А два верхних - самые маленькие, скромно окрашенные - бедно одетые падчерицы. Согласно легенде, раньше мачеха была наверху и сильно обижала бедных падчериц.

    Добрый волшебник наказал ее и повернул цветок так, что падчерицы оказались наверху, а мачеха - внизу. В наказание за злой нрав волшебник дал мачехе ненавистный ей шпорец, а дочерям - усы (темные черточки на лепестках)

    Загадки

    Воспитатель: «Ребята, посмотрите какие они все разные.

    Может быть, ты мне подскажешь, дружок».

    Вот какой красивый цвет,

    Ярче и теплее нет.

    Но может быть он и опасен,

    Догадались? Это ….

    Дети (красный)

    Этим цветом мы рисуем солнца лучик,

    Расцветет такого цвета одуванчик!

    Так что это за цвет?

    Догадались, девочки и мальчики? Это …

    Дети (желтый)

    Словно глазки васильков,

    Этот цвет красивый очень.

    Но морозный словно иней,

    И зовем его мы …

    Дети (синий)

    Он как чистая вода,

    Как на реке кусочки льда,

    Он как небо, он такой

    Нежно, нежно ….

    Дети (голубой)

    Будто спелый апельсин,

    Этот цвет такой один.

    Очень-очень важный он

    Зовут его ….

    Дети (оранжевый)

    Воспитатель: « Ребята посмотрите на эту поляну цветов. Какие еще цвета, кроме тех, которые мы уже назвали, мы можем с вами увидеть?»

    Дети: (Бордовый, сиреневый, фиолетовый, розовый, лиловый, коричневый…)

    Пальчиковая гимнастика

    Воспитатель: «А теперь, представьте, что ваши пальчики и есть эти прекрасные цветы.

    Наши нежные цветки (Кончики пальцев двух ладоней соединяют.)

    Распускают лепестки. (Плавное раскрывание пальцев.)

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет. (Покачивание раскрытыми ладонями.)

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки. (Плавное соединение пальцев.)

    Тихо засыпают,

    Головой качают. (Сложенные ладони прислоняются к одному уху, голова склоняется.)

    Воспитатель: «Посмотрите на цветок и скажите, из каких частей он состоит?»

    Дети: (серединка, лепесточки, стебелек, листики).

    Воспитатель: «А теперь давайте пройдем за столы и попробуем слепить такую же прекрасную поляну цветов, как та, на которой мы с вами побывали».

    Показ приемов лепки.

    Воспитатель: «Сегодня, я познакомлю вас, с новым приёмом обработки пластилина в технике пластилинография– это резание. Чтобы сделать такую заготовку, нужно раскатать толстую «колбаску»(размером 3 - 4 см) и немного сплющить ее, затем раскатать вторую "колбаску" другого цвета, сжать ее немного больше, чем первую и уложить сверху. Точно так же проделать с третьей, самой тонкой «колбаской». Аккуратно складываем ленту пополам и стягиваем внизу - получается капелька с серединкой разных цветов. Разрезаем её на много одинаковых кусочков - это лепестки.Разминаем их пальчиками, делая тоньше, предавая форму лепестков. Из них мы собираем цветок».

    Продуктивная деятельность

    Дети подбирают цвета пластилина, лепят цветы. Воспитатель подсказывает, что у цветов соцветия могут быть разной цветовой гаммы. Напоминает, что цвета могут сочетаться между собой или контрастировать. Серединки цветов тоже могут быть разными. Помочь детям правильно разместить лепестки в цветке. Дети совместно с воспитателем размещают готовые цветына поляне, сделанной из тонированной бумаги. Детям предлагается дополнить композицию по их желанию листьям, травой, кустиками.

    III. Подведение итогов

    Воспитатель: «А теперь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?»

    Дети: (лепили цветочную поляну)

    Воспитатель: «Каким способом мы лепили цветы?»

    Дети: (смешивали цвета разрезая пластилин).

    Воспитатель: «Вы все большие молодцы, у нас получилась замечательная полянка. Вам понравилось наше занятие? Какое у вас сейчас настроение?»

    Воспитатель: «С этим хорошим настроением мы с вами сейчас и поиграем. У вас на столах лежат разноцветные лепесточки, у каждого свой. Берем их и идем на коврик».

    Игра.

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг

    1,2,3 – пару ты себе найди!

    Воспитатель: «Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли, наши лепесточки собрались вместе, и получился волшебный цветок. На нем все цвета, которые мы с вами сегодня брали для лепки наших цветов, а теперь давайте перевернем лепесточки. Кто изображен на них?»

    Дети: (пчела, стрекоза, муравей, божья коровка, жук олень, бабочка)

    Воспитатель: «Как одним словом мы можем их назвать?»

    Дети: (насекомые)

    Воспитатель: «На следующем занятии мы с вами попробуем слепить этих маленьких букашечек, чтобы наша полянка стала совсем, как настоящая, тогда произойдет волшебство, и она наполнится жизнью. А вам задание, дома поспрашивайте пап и мам, какие насекомые бывают, чем они отличаются друг от друга, чем питаются. Найдите какую-то интересную информацию о них и расскажете нам всем».

    Литература:

      С. Ю.Ращюпкина «Лепка из пластинина», РИПОЛ Классик, 2010г.

      А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.

      И. А. Лыкова «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.

      Е.А. Янушко Пластилиновый мир. Маленький художник, 2008г.

      http://www.mnemosyne.ru/flowers/flowers4.html

    Цель: - развитие творческих способностей и навыков;

    Обогащать знания детей по теме: «Птицы»;

    Обогащать зная народного фольклора.

    Задачи.

    Образовательная: - закрепление навыка лепки.

    Развивающая: - развивать мелкую моторику руки;

    Развитие внимания при передаче строения птиц (голова, тело, клюв, крылья, хвост, лапы).

    Воспитательная: - воспитывать эмоционально положительное отношение к природе;

    Воспитывать бережное отношение и заботу о птицах.

    Материалы и оборудование: пластилин, доски для лепки, стеки, муз. проигрыватель, фото материал.

    Преподаватель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня, придя в садик я увидела письмо на столе (чтение письма).

    «Я к вам в гости пришла и морозы прогнала,

    Наказала солнцу греть, снегу таять, птицам - петь.

    Только где же эти птички?

    Птички - птички - невелички.

    Помогите мне, друзья, вылепите мне певца» (Сунцова Ю.В.).

    Подпись - Весна.

    Преподаватель: - Ребята, Весна нас просит о помощи. А кто же эти певцы, вы поняли?

    Дети: (варианты ответов).

    Преподаватель: - Да, вот они эти весенние певцы (показывает фото материал).

    Кто-нибудь знает, как называются эти птицы? Может быть вы видели какую-нибудь из них на нашем участке или в парке?

    Дети: (варианты ответов).

    Преподаватель: Давайте познакомимся с ними поближе. Перелетные птицы появляются у нас с приходом весны. Обратите внимание на строение птиц и их цвета оперения. Каждая по своему уникальна и потому узнаваема в народе. Как вы считаете, ребята, для чего нужны птицы в природе?

    Дети: (варианты ответов).

    Преподаватель: Позвольте я дополню. С птицами связано много сказок, примет: "Птички по весне весело расчирикались - к оттепели; купаются в пыли или песке - к дождю". Скворец - вестник весны. Это для этой птицы мы мастерим скворечники. С давних пор эту птицу уважали крестьяне, потому что скворец поедает саранчу - вредителя хлебных посевов. Соловей - превосходный певец, поэтому и закрепилась фраза "петь, как соловей". Порой, название птиц дают за их характер. Вьюрок, значит "шустрый, вертящийся". Раньше в старину так называли бойких молодых мальчиков. По одной из легенд вьюрок принес человечеству огонь. Ласточка - вестник весны, добра, домашнего уюта. Люди считают доброй приметой, когда ласточка селится под крышей дома, про нее и приметы народные есть "ласточка летает - тепло зазывает".

    Преподаватель: - Ребята, а в письме еще были фигуры разные, но я не поняла для чего они. Может Весна нам подсказку дала (выкладывает на лист геометрические фигуры). Посмотрите, здесь круг большой и маленький, треугольники разные по величине, деревья и капля. Что это?

    Дети: (варианты ответов, мозговой штурм).

    (Дети собирают из деталей птицу, в завершении, педагог дополняет глаз.)

    Преподаватель: Молодцы, ребята, догадались. А еще 1 апреля - это не только день смеха, но день птиц. С давних времен считается что перелетные птицы приносят весну на крыльях. Люди ждали их, пекли печенье в форме птиц. Придумывали зазывалки. Вот одна из них:

    (Пальчиковая гимнастика.)

    «Птицы, прилетите к нам, красно солнышко несите, зимушку уносите».

    Преподаватель: Ребята, а мы договорились помочь Весне, пора приступать за работу!

    Преподаватель: - Ребята, посмотрите какие интересные птицы-певцы у нас получились. Давайте рассмотрим их. (Педагог совместно с детьми подмечает интересные моменты, находки, приемы лепки, дети дают названия своим птичкам). Молодцы! Я надеюсь, ваши птички принесли весну.

    И у нас установится теплая погода... До свидания.

    Непосредственно образовательная деятельность

    по лепке в старшей группе

    Тема: «Закликаем весну»

    Программное содержание:

      Познакомить детей с народными обычаями.

      Создавать выразительные образы по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из теста, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев.

      Учить детей украшать лепные изделия методом «налепа», бросовым материалом.

      Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, слушанию классической музыки.

      Развивать мелкую моторику, микрокоординацию движений пальцев.

    Оборудование:

    Тесто соленое, иллюстрации с изображением птиц, бумажные фантики, горох, греча, изюм, палочки-стеки.

    Методы и приёмы: словесный, игровой, использование художественногослова.

    Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

    «Дует теплый южный ветер.

    Солнышко все ярче светит.

    Снег худеет, мякнет, тает,

    Птичка-невеличка прилетает.

    Что это за время? Кто узнает?»

    Дети: «Весна».

    Воспитатель: «Весна! Пришла благодатная, долгожданная весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Ребята, давайте позовем весну».

    Дети: «Весна, весна красная!

    Приди, весна, с радостью,

    Приди, весна, с милостью!»

    Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. Какие слова о весенней поре вы знаете?»

    Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,

    «Весна – сестра солнца»,

    «Весной солнышко как трава растет»,

    «Весна все оживит».

    Воспитатель: «А еще про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»

    Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».

    Воспитатель: «Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»

    Дети: «Грач на горе – весна на дворе»,

    «Сколько проталин, столько и жаворонков»,

    «Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,

    «Прилетела бы чайка, и весна будет».

    Физминутка

    «Руки подняли и покачали–

    Это деревья в лесу,

    Руки нагнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят,

    Как они сядут, тоже покажем –

    Крылья сложим назад»

    Воспитатель: «С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». «Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев, к плетню, засовывали под крыши домов. Ребята, а почему пекли жаворонков?»

    Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».

    Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».

    Воспитатель предлагает выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка.

    Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»

    Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».

    Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком. Мы с вами уже лепили птиц. А сегодня мы слепим из теста жаворонков».

    Воспитатель приглашает детей к своему столу.

    Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Что будем лепить из большей части? Из маленькой?»

    Дети: «Из большого куска будем лепить туловище, а из маленького – голову.

    Воспитатель: «Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером, (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

    Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц, поэтому украшали их цветными фантиками, на голове лепили хохолок – втыкали в голову перышко. Чтобы изукрасить птичек, делали на них узор из дырочек. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм».

    Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:

    «Пой-ка, подпевай-ка !», И. Токмакова

    Десять птичек – стайка.

    Эта птичка – соловей,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка,

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – жаворонушка,

    Серенькое перышко,

    Это зяблик, это стриж,

    Это развеселый чиж,

    Ну, а это злой орлан…

    Птички, птички, по домам!»

    (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав название птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулак).

    Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков.

    Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости воспитатель оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

    Зрительная гимнастика

      «Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз).

      Круговые движения глаз влево и вправо с использованием игрушки-птички;

      «Мотылек». Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»).

    Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.

    Воспитатель: «Ребята, возьмите жаворонков и позовите весну «закличкой»:

    «Жаворонки, жаворонки,

    Прилетите к нам,

    Принесите нам

    Весну-красну.

    Зима надоела,

    Весь хлеб поела».

    Итог. Дети сажают жаворонков на плетень.

    Ирина Белянина
    Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте!»

    МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида

    Конспект НОД по лепке

    в старшей группе № 6 компенсирующей направленности

    «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте!»

    Выполнила: Белянина И. В.

    г. Лысково

    Задачи

    Продолжать учить детей комбинированному способу лепки птицы (жаворонок): голову, туловище и хвост из целого куска, крылья из нескольких; придавать форму, сходную с оригиналом, выделять глаза, клюв используя дополнительные материалы (гречу вместо глаз, семечко). Продолжать формировать познавательный интерес.

    Развивать у детей самостоятельность в поиске способов передачи движения вылепленной птицы (голова опущена вниз – жаворонок клюёт, крылья приподняты вверх – птичка перелетает с места на место).

    Развивать чувство формы, зрительное восприятие, согласованность движений рук, мелкую моторику.

    Воспитывать интерес к живой природе, народным традициям.

    Материал: соленое тесто, зерна крупы, стеки, доски для лепки, салфетки, картинки с перелетными птицами, аудиозапись П. И. Чайковский «Песня Жаворонка», птица жаворонка (из теста, схема с последовательностью лепки.

    Предварительная работа. Наблюдение птиц во время прогулки. Экскурсия к грачевнику. Игры с деревянными народными игрушками - птицами.

    Ход занятия

    1 Организационный момент Дети на ковре.

    В. Дети, хотите отгадать загадку:

    Тает снежок,

    Оживает лужок,

    День прибывает –

    Когда это бывает?

    Воспитатель. А почему вы решили, что загадка про весну?

    (Солнышко стало светить ярче и греть теплее, снег тает, появляются проталины.)

    Воспитатель. А, что бывает только весной?

    (Прилет птиц)

    Показ иллюстраций.

    Каких перелетных птиц вы знаете? Посмотрите на картинки, они вам подскажут.

    (Ответы детей)

    Воспитатель. Дети, одна из этих птиц прилетела к нам сегодня. (Птица сидит на ветке тополя, стоящего в вазе) Это жаворонок.

    2. Основная часть Ребята! Вы знаете, что 22 марта у всех жаворонков праздник. Их ждут в каждый доме, вот и к нам прилетел такой долгожданный гость.

    А как мы должны встречать гостей?

    (Ответы детей)

    Мы должны быть гостеприимными и предложить гостю самое удобное место.

    Есть примета, когда прилетают жаворонки, наступает настоящая весна. Еще издавна в день 22 марта, пекли из теста жаворонков, угощали всех, читали заклички, пели песни.

    Вы хотите позвать весну, слепить жаворонков. Проходите за столы.

    Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»

    Жаворонок, жаворонок

    Милый жаворонушек

    Ты где был?

    Ты с чем пришел?

    За морем бывал! Весну добывал!

    Несу, несу, весну-красну!

    Обследование Назовите, из каких частей состоит жаворонок?

    Ответы детей: голова, шея, клюв, глаза, крылья, хвост, ноги.

    В. Предлагаю слепить жаворонка комбинированным способом. (СХЕМА) Разделим тесто на две части. Из целой большой части слепим голову, шею, туловище, вытянем хвост. Для крыльев нужно взять маленький кусочек, разделить его по числу крыльев. А как сделать глаза?

    В. Как можно изобразить перышки на крыльях и хвосте птицы?

    Ответы детей

    (частичный показ).

    Ну теперь можно приступать работе.

    Сначала обмакните руки в муку. Зачем мы это сделали?

    Ответы детей (чтобы тесто не липло к рукам). Обращаю внимание на осанку детей.

    Самостоятельная работа.

    Аудиозапись: П. И. Чайковский «Песня Жаворонка»

    Молодцы, ребята справились с работой!

    В. А теперь ребята всех птичек давайте поместим на подставки в форме листочков, пусть они подсохнут.

    Анализ детских работ: - Мы старались, мы лепили

    Чудесных птиц сотворили.

    Жаворонков слепили

    Красную Весну пригласили!

    Ребята, как много жаворонков прилетело к нам. Посмотрите, какие разные жаворонки у вас получились.

    Какие, вам больше нравятся? Почему? Что показалось трудным?

    Кто хочет рассказать о своей птице: из какого материала лепили, что делает жаворонок.

    Рассказы детей

    Вы все хорошо сегодня потрудились. Теперь у нас есть «жаворонки» и мы с вами можем покликать весну, чтобы она принесла нам тепло и солнечные дни.

    Жаворонки, прилетите! Жаворонки, жаворонки

    Студену зиму прогоните! Прилетайте к нам!

    Теплу весну принесите! Принесите нам Весну - красавицу

    Зима нам надоела, Красное солнышко

    Весь хлеб у нас поела! Зеленую травушку!

    Уж вы пташечки, жавороночки,

    Прилетайте к нам.

    Весну ясную, весну красную

    Принесите нам!

    Когда птички высохнут, вы заберете их домой и поздравите своих родных с приходом весны. А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

    Логоритмика

    В небе жаворонок пел,

    (дети выполняют маховые движения руками)

    Колокольчиком звенел,

    (вращение кистями поднятых рук)

    Порезвился в тишине,

    Спрятал песенку в траве,

    (Опускают руки, приседают, руками обхватывают колени)

    Тот, кто песенку найдет

    (шагают на месте)

    Будет весел целый год

    (хлопают в ладоши)

    Публикации по теме:

    22 марта – по православному календарю Сороки,в этот день на Руси пекли «жаворонки», весну закликали. Вот и мы с ребятами средней группы.

    Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе (лепка) Тема: «Петушок» Цель: учить детей передавать яркий образ.

    Конспект НОД по лепке «Лыжник» в старшей группе Конспект НОД по лепке на тему «Лыжник». (старшая группа) Задачи: 1. Учить лепить фигуру человека, передавая форму, строение, пропорции и.

    Цель: накопливать и обогащать знания детей о летних видах спорта; формировать умение передавать в лепке выразительность образа, лепить.

    Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Март весну встречает» Тема: «Март весну встречает». Программные задачи: -развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей; -развивать.