Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Хозяйственная реформа в промышленности. Преобразования в промышленности

    Хозяйственная реформа в промышленности. Преобразования в промышленности

    Реформы Хрущева в промышленности. Курс Г.М. Маленкова на социальную переориентацию экономики, предложенный в 1953 г., был приговорен партией и ее Первым секретарем на январском пленуме 1955 г. В докладе Н.С. Хрущева он был назван пережитком «враждебных ленинизму взглядов, которые в свое время пропагандировали Рыков, Бухарин и другие». При Н.С. Хрущеве промышленность развивалась традиционно для советской экономики: ускоренные темпы роста планировались для отраслей группы «А», в начале 1960-х годов их доля в общем объеме промышленной продукции составила 75%. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР в этот период превышали 10%, а обеспечивалось это исключительно благодаря жестким методам командной экономики.

    В феврале 1956 года XX съезд партии поручил подготовить к следующему съезду проект новой Программы КПСС, которая должна была определить перспективу непосредственно коммунистического строительства. Однако в намеченный срок завершить работу не удалось. Здесь уже одного житейского опыта и обыденного сознания было недостаточно. Для подготовки конкретных материалов было образовано несколько комиссий, в состав которых вошли ученые и практики. Среди ученых и плановых работников в то время преобладали оптимистические прогнозы, отражавшие господствующие массовые настроения относительно исхода экономического соревнования с США. Так, в 1957 году председатель Госплана И. Кузьмин заявлял: «… в ближайшие 15 лет СССР превзойдет абсолютный объем производства США, даже с учетом роста американской экономики» .

    Научно-техническая революция (НТР), которая развернулась в 1950-е годы во всем мире, побудила руководство СССР искать новые подходы к повышению эффективности производства на базе широкого использования науки и техники. В середине 1950-х годов был принят ряд мер, которые показали, что в стране начался целенаправленный поиск возможностей для использования достижений НТР. Так, в мае 1955 г. в Москве состоялась всесоюзная совещание работников промышленности, на котором рассматривался вопрос осуществления крупномасштабного технического перевооружения народного хозяйства. Тогда же было принято постановление ЦК и Совета Министров СССР «Об улучшении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой отечественной и зарубежной науки и техники». В июле 1955 г. вопрос НТР впервые в истории партии специально рассматривались на пленуме ЦК КПСС, который наметил программу мероприятий по повышению эффективности промышленного производства. Согласно решениям ХХ и XXI съездов КПСС в стране резко активизировался процесс научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ.

    Н. С. Хрущев сам критически оценивал сложившуюся ситуацию. Нервничал и настойчиво, иногда лихорадочно, искал выхода. Как прагматик, он не углублялся в коренные причины растущих трудностей. Поэтому недооценивал их, придавая в то же время слишком большое значение внешним переменам, перестановки кадров, изменениям административно-организационных структур. При этом на начальном этапе перестройка административных и организационных структур давала определенный эффект .

    К таким результативным мероприятиям, в подготовке которых активное участие принял Хрущев, следует отнести постановление Сов. Мина СССР от 14.10.54 г. «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата». Принятое постановление упрощало структуру министерств и других звеньев управления, предусматривало сокращение их штатов. Всего было упразднено около 10 тысяч главков, отделов, трестов, управлений, разных контор и других организаций .

    Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко то время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далеком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества .

    Несмотря на признаки изменений в экономической политике СССР, они не имели революционного характера. Система экономических отношений, как и раньше, характеризовалась ярко выраженным диктатом центральных органов, что существенно ограничивало возможности непосредственных производителей влиять на решение вопросов ускорения технического прогресса, а также преимуществом административных рычагов над материальными стимулами. В 1955 г. до почти пяти десятков министерств был добавлен еще один орган специализированного руководства - Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике (Держтехника СССР). С мая 1957 актуальными научно-техническими проблемами стал заниматься созданный на базе Держтехникы СССР Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР. Но попытки изменить экономические порядки, сложившиеся в 1930-х-1940-х годах, в основном имели организационно-технический характер. Общие принципы директивного управления оставались неизменными.

    Одной из реорганизаций была проведена в 1957 г. перестройка управления промышленностью и строительством. Отраслевой принцип управления был заменен территориальный. По предложению Н.С. Хрущева вместо отраслевых министерств в центре было создано совета народного хозяйства (совнархозы) на местах. Всего было ликвидировано 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Сначала совнархозы дали определенный положительный эффект: в рамках экономических районов расширились возможности специализации и кооперирования, улучшилась организация материально-технического снабжения. Однако вскоре начался спад в их деятельности, регионы стали замыкаться в себе. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили аналогичную опеку со стороны совнархозов.

    Н.С. Хрущев остро ощущал необходимость демонтажа сверхцентрализованной системы управления. Удар по министерствам, критика которых была в стране устойчивый характер, был импульсивным шагом Н.С. Хрущева, который объективно имел целью ослабления диктата центра и внесение элементов демократизма в системе управления народным хозяйством. Но поскольку совнархозы рассматривались как элементы той самой директивной системы, которая не подвергалась сомнению, то подобная реформа управления не могла внести каких-либо существенных изменений в экономике и была обречена на провал.

    Децентрализация системы управления безусловно была мотивирована и необходимостью ослабления политических позиций правительства - Совета Министров СССР - главного конкурента партийного аппарата. Во время существования этой системы управления (1957-1965 гг) начала быстро расти новая властная сила - местная партийно-хозяйственная элита, которая сыграла важную роль в дальнейшей судьбе советского государства.

    Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Если в 1951-1955 годах в городах и поселках в среднем за год вводилось общей жилой площади 30,4 миллиона кв.м., то в 1957 году было введено 52 млн. Особенности в жилищном строительстве 50-х годов были следующие: во-первых, если абсолютный размер увеличения жилья на 10 миллионов м.кв. в начале 50- годов удалось осуществить только за пять лет, то во второй половине такой прирост дополнительного жилья получали практически ежегодно; во-вторых, в последующие пятилетки не удалось удержаться на таком высоком уровне жилищного строительства

    Для Н.С. Хрущева был характерен расчет на эффект организационных перестроек, что свидетельствовало о явной недооценке экономических методов хозяйствования. Апогеем такого подхода стала его инициатива о перестройке партийных и советских органов по производственному признаку в 1962 г. Партийные, а вслед за ними советские, профсоюзные, комсомольские органы были разделены на промышленные и сельские. Н.С. Хрущев считал, что приближение руководящих органов к объектам управления может изменить ситуацию в народном хозяйстве к лучшему. Однако появление сельскохозяйственных и промышленных райкомов и обкомов вызвала только отрицательные последствия, привела к бессмысленному раздувание партийного аппарата.

    В целом же мероприятия по совершенствованию системы управления, которые проводились в СССР в конце 1950-х-начале 1960-х годов, были логическим продолжением курса на демократизацию, начатого ХХ съездом КПСС, но отличались такой же непоследовательностью, как и в политической сфере общества. Основные формы и методы хозяйствования не были реформированы, а частичное совершенствование отдельных элементов хозяйственного механизма не могло дать необходимого эффекта.

    Основные надежды возлагались на дальнейшие преобразования материально-технической базы:

    • - Всеобщая электрификация народного хозяйства, всех сфер общественного труда и быта, при рациональном использовании доступных обществу энергетических источников;
    • - Полная комплексная механизация труда и широкое применение крупного машинного производства;
    • - Всесторонняя химизация промышленности и сельского хозяйства;
    • - Рациональное комплексное использование в производстве всей совокупности материалов как данных природой, так и преобразованных и синтезированных в процессе переработки;
    • - Внедрение наиболее рациональных, технически прогрессивных систем производственной технологии промышленности и других отраслей материального производства;
    • - Рациональное, гармоничное территориальное размещение производства, обеспечивающее комплексное всесторонне развитие всех районов страны при их целесообразной специализации.
    • - В докладе также указывалось, что вместе с созданием материально-технической базы и на его основе будут происходить глубокие изменения в характере главной производительной силы общества - трудящихся, в уровне знаний, производственном опыте и навыках, в трудовых функциях. Изменения характера и уровня производительных сил в докладе рассматривалось как главный фактор развития системы социалистических производственных отношений и, прежде всего их основы - собственности в двух ее формах - общенародной и колхозно-кооперативной. Закономерным считался процесс постепенного повышения колхозно-кооперативной собственности до уровня общенародной.
    • - Имелось в виду также, что вместе с развитием новой материальной базы и отношений собственности будут совершенствоваться социалистические формы распределения по труду, подготавливаться и развиваться формы коммунистического распределения. Также предполагалось крутой подъем уровня жизни народа и создание наивысшего в мире уровня народного благосостояния.
    • - При подготовке проекта новой Программы все материалы, содержащие в себе принципиальные постановки и оценки, попадали на стол Хрущеву. Следует подчеркнуть, что он не всегда легко с ними соглашался.
    • - Но результаты значительно отличались оттого, что было написано в этой новой Программе КПСС. Развитие экономики в начале 60-х годов было весьма неустойчивым, довольно четко прослеживалась тенденция замедления темпов экономического роста. Особо разительны были показатели по сельскому хозяйству.
    • - Среди субъективных причин, вызвавших обострение ситуации в первой половине 60-х годов, следует назвать широкий размах волюнтаризма, наиболее масштабно проявлявшегося опять же в области сельского хозяйства. И дело здесь даже не в повсеместном насаждении кукурузы, а в продразверстке и волюнтаризме.
    • - Продразверстку возродили в сельском хозяйстве еще в 30-х годах в новой, более жесткой форме, чем это было в период «военного коммунизма». Ее усилили в период Отечественной войны и сохранили вплоть до 80-х годов. Механизм продразверстки был крайне простым и грубым: сначала до каждого хозяйства доводилось плановое задание обязательных поставок сельскохозяйственных товаров государству. Если урожай был хороший и после выполнения плана в хозяйстве еще оставалось что-то, то тут же спускалось дополнительное задание. В случае если и после выполнения дополнительного задания в крепком хозяйстве все же сохранялось какие-то количество зерна или других продуктов, его руководителей уговаривали «добровольно» принять сверхплановые обязательства и так до тех пор, пока на току не будет ничего. В результате такой практики у колхозников и работников совхозов в течение десятилетий были вытравлены последние корешки заинтересованности в увеличении валового сбора зерна, картофеля, других продуктов, в расширении производства мяса и молочных продуктов. Была подорвана главная движущая сила развития производства. Чтобы заменить ее, пришлось пустить в ход административные силы: бесконечные команды, директивы, волевой нажим. Но сколько-нибудь заметных результатов не было. А, не решив аграрную проблему, невозможно было обеспечить население полноценным питанием, что в свою очередь резко ограничивало возможности включиться в реализацию новейших достижений науки, техники и технологии.

    Н. С. Хрущев сам критически оценивал сложившуюся ситуацию. Нервничал и настойчиво, иногда лихорадочно, искал выхода. Как прагматик, он не углублялся в коренные причины растущих трудностей. Поэтому недооценивал их, придавая в то же время слишком большое значение внешним переменам, перестановки кадров, изменениям административно-организационных структур. При этом на начальном этапе перестройка административных и организационных структур давала определенный эффект.

    Реформы промышленности требовали очень больших капиталовложений, за счет обновления старого оборудования, на предприятиях - новым. В период с 1956-1960 г.г. было введено в два раза больше нового оборудования, чем в предыдущую пятилетку, но кардинальных изменений в экономике не произошло.

    Освоение космоса также требовало огромных затрат, которые страна с трудом выдерживала. Но освоение космоса давало не только преимущество с научной точки зрения, но оправдывало военный интерес.

    Одной из положительных реформ было жилищное строительство. Это было очень важно для советских людей, так как получить отдельную квартиру было пределом мечтаний.

    Причины несостоятельности реформ.

    • 1) Это произошло из-за недостаточной их подготовленности. Реформы зачастую вводились спонтанно, не продумывая на их исполнение в данном месте. (Например « культ кукурузы» и освоение целины)
    • 2) Экономика СССР не могла выдержать одновременно и осуществление научно- технических реформ и « гонки вооружений».

    Причины зарождения реформы

    Для того, чтобы перечислить основные реформы в промышленности, которые происходили в нашем государстве и в на мировом рынке, необходимо дать определение данному понятию.

    Под промышленностью понимают отрасль народного хозяйства, которая занимается переработкой сырья и разработкой недр.

    Итоги реформирования промышленности в России говорят о том, что к механизмам командной работы в это отрасли нет возврата. Переломным рубежом развития промышленности стали результаты 90-х годов, когда у России полностью сменилась экономическая система, была создана рыночная экономика. В связи с этим радикальные меры произошли и в отраслях промышленности. Практически все предприятия встали или были разворованы. Страна столкнулась с тяжелыми экономическим и социальными трудностями.

    Особая сложность возникла в том, что приходилось нарабатывать все заново, так как ни в одной стране мира не присутствовала такая промышленная трансформация. Внешние факторы, влияющие на производство стали, в том числе и внутренними. На рынке появилась продукция иностранного производства, промышленным предприятиям России стало все тяжелее, появилась конкуренция и необходимость соблюдения международных правил торговли.

    В промышленности появился недостаток научных интересов. Из научной сферы интересы перетекли в финансы и бизнес. Помимо этого к 90-ым годам появилось международное разделение труда. Промышленность поделилась на отрасли и предметную специализацию. Появилась возможность специализироваться на отдельном этапе технологического производства.

    Сущность реформы в промышленности

    Все этапы реформы промышленности были направлены на уход от административного управления в экономическое управление хозяйством.

    Сущность реформы промышленности заключалась в следующих критериях:

    • уменьшение плана обязательных поставок,
    • установка твердого плана закупок на определенный срок,
    • повышение закупочных цен,
    • укрепление сельского хозяйства,
    • укрепление гарантированной оплаты труда,
    • снятие ограничений на личные подсобные хозяйства.

    Несмотря на то, что с одной стороны реформа промышленности была разработана на должном уровне, проявились ее недостатки, которые существенно повлияли на ход реформы в целом. Основными причинами провала, которые повлияли на ход реформ промышленности стали:

    1. некомплексные промышленные преобразования,
    2. преобразования должны доводиться до логического конца,
    3. перемены в промышленности не возможны без политических изменений
    4. промышленные изменения должны комплексно охватывать все результаты деятельности.

    Современное состояние промышленности в России

    В России сейчас активно идет разговор о кризисе, как из него выбраться. С кризисом столкнулись все сферы, в том числе и промышленность. Если сосредоточиться на проблемах выживания промышленности в условиях кризиса, то вновь придем к тому, что образуется статичная промышленность, без самоорганизации.

    Среди наиболее насущных проблем, касающихся реформирования промышленности следует указать реальные проблемы. В-первую очередь необходимо восстановить уже имеющуюся производственную силу. Восстановление промышленности в реальном времени требует целенаправленных усилий. Необходимы адекватные финансовые и инвестиционные условия.

    Замечание 1

    В промышленной сфере надо провести необходимый комплекс законодательных решений и конкретных механизмов по их реализации.

    Государству необходимо контролировать и координировать стихийные происшествия связанные с производством. В частности, реформирование необходимо провести в отношении экологического воздействия. Например, по интенсивности воздействия на окружающую среду промышленное производство оказывает одно из самых сильных воздействий. Основной причиной являются устаревшие технологии на производстве и чрезмерная концентрация производств на одной территории или в пределах одного предприятия. На большинстве крупных предприятий отсутствует система экологической защиты или она достаточно простая.

    На протяжении всего времени формирования промышленности как отрасли, происходили структурные изменения и реформы. Некоторые виды промышленности постепенно устаревали и утрачивали свое существование, например, сталелитейная и текстильная промышленность. Рынок сбыта сместился, возникла конкуренция между странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами. Так произошло с многими предприятиями российской промышленности.

    Промышленность для любой страны остается основой и играет огромную роль в развитии и благосостоянии экономики государства. В каких-то странах промышленность подвергается постоянной реструктуризации, внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики. В других странах промышленность оставляет желать лучшего, устаревшее оборудование и технологии. В разработку нового страны не вкладываются. Это приводит к комплексным проблемам. С каждым годом ряд отраслей промышленности теряет свою актуальность. Это происходит как за счет конкуренции со стороны других стран, так и за счет того, что государство меняет приоритетные направления развития.

    Замечание 2

    По современным меркам практически все отрасли промышленности являются прибыльным бизнесом и достаточно расзвитым.

    Если рассматривать Россию, то для экономики страны основой являются все сферы промышленности.. С развитием научно-технического прогресса роль промышленности растет и неразрывно связана механизацией, автоматизацией, электрификацией и теплофикацией производства, обуславливающих интенсивный рост в народном хозяйстве. Основной проблемой данной сферы на данный момент является устаревшее оборудование, которое необходимо модернизировать, в том числе для страны экономически необходимо строительство новых заводов.

    СССР имел могучую промышленную основу. Производство составляло до трех четвертей общего подъема промышленного поризводства. Флагманами, объем которых вырос почти в пять раз, были такие отрасли, как промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз.

    Отрасли легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленностей развивались значительно медленнее - рост объемов их производств едва достигал двукратного значения. Среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов (например в 2012 году рост промышленного производства в Росси составил 4%, в 2013 планируется до 2%) История экономики России: Учебник для вузов / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. - 5-е ЮД., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - 281с.

    Такие высокие темпы достигались методами административно-плановой экономики. Кроме того, планировалось все большее увеличение объемов производств. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

    Промышленное производство, в то же время, работало на морально старом оборудовании - в СССР не уделялось внимание научно-технической стороне производства.

    Промышленность была высокотрудозатратной - до 40 процентов сотрудников предприятий промышленности были заняты тяжелым физическим трудом.

    Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

    В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. С целью рационального использования сырьевых ресурсов, устранения изолированности и ведомственных барьеров, было принято решение о децентрализации руководства промышленными предприятиями. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Реформа свелась к бюрократической реорганизации. Управление перешло от министерств, к местным органам - совнархозами Наумов В.П. Борьба И.С Хрущева за единоличную власть. // Новая и новейшая история, 1996, №2..

    Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева.

    Следует сказать, что организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960гг было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве Боханов А.Н., Горинов М.М. История России XX век. Учебное пособие. М.-1998.,С.526-532.

    Отметим, что данную реформу активно поддержали региональные руководители бюрократия - децентрализация управления промышленными предприятиями добавляла им властных полномочий.

    Как бы сказали современные менеджеры, на предприятиях промышленности меры по стимулированию труда были подменены изменениями в нормировании и оплате.

    В результате рабочие, чья оплата труда была сдельной, потеряли значительно в зарплате, либо попали под сокращение. Такой важнейший стимул к труду - как материальное вознаграждение - резко снизился. Одновременно с этим, высшее партийное руководство заявляло о необходимости повышения заработной платы, но не осуществляло никаких мероприятий по достижению этого.

    Реформирование управленческого аппарата привело к неразберихе в руководстве, а также сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Для исправления негативных последствий предыдущей реформы, было предпринято решение о переходе на семилетний план 1959-1965гг. То есть осуществлена была маскировка невыполнения пятилетнего плана, путем перевода последних его лет в первые два года новой семилетки, а следующая за этим пятилетка была призвана улучшить результаты.

    В качестве обоснования данной меры приводились масштабы хозяйства, необходимость установления длительной перспективы экономического планирования. Семилетний план отличался амбициозностью показателей, собственно с этого съезда начался отсчет необоснованно преувеличенного оптимистического прогноза развития СССР, который и просуществовал вплоть до девяностых годов прошлого века.

    Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Заглядывая в будущее, Хрущев прикидывал, что это произойдет примерно в 1970 году. Затронул в своем докладе Хрущев и некоторые вопросы теории. Он сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем самым, по его мнению, решился вопрос о возможности построения социализма в одной стране.

    Важнейшим внутриполитическим событием изучаемого периода был XXII съезд КПСС. На нем была принята новая программа партии. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации, определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни, резкое усиление культа личности самого Хрущева. Была потеряна главная линия на децентрализацию управления народным хозяйством.

    Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами.

    В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему:

    во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

    во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

    в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру;

    наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве Наумов В.П. Борьба И.С Хрущева за единоличную власть. // Новая и новейшая история, 1996, №2..

    В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, решившей их материальной базы.

    Сентябрьский (1958 года) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом, хотя по сравнению с предыдущим пятилетием в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем производства вырос в 4-5 раз. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Но эти отрасли народного хозяйства развивались крайне медленно. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР составляли около 10%.

    Это было связано с тем, что материально-техническая база производства оказалась к этому времени отсталой и изможденной: довоенный станочный парк составлял примерно 2/3 от его общего числа. В то время как в 1951-1955 годах в среднем за год создавалось 869 образцов новой техники, в 1951-1960 годах их число достигало 2580 образцов.

    Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных предприятий. В их числе - Соколовско-Сарбайский и Лисаковский горно-обогатительные комбинаты в Казахстане, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, Новосибирский завод тяжелого машиностроения. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.

    Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий, на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов: впервые в истории атом заработал в мирных целях (в 1954 году построена атомная электростанция, в 1959 - спущен на воду атомоход "Ленин"), выводится на околоземную орбиту первый спутник (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (1961), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа, мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов с заданными свойствами, на транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам.

    Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному экстенсивному пути. Принимавшиеся меры носили характер государственных мобилизационных программ и никак не затрагивали самого хозяйственного механизма. Нарастали структурные диспропорции: если в 1940 году удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 году он поднялся до 72,5% при соответствующем понижении доли производства предметов потребления (группа Б). Во многом это определялось отказом от предлагаемого Г.М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы "Б", который Н. С. Хрущев в 1955 году заклеймил как "отрыжку правого уклона".

    В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики.

    Организация совнархозов дала некоторый экономический эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции предприятий: за 1956-1960 годы было введено в строй в три раза больше новых образцов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве.

    XXI съезд - еще одна попытка радикального ускорения развития страны. Реформы, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате, сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако признать это и внести необходимые коррективы руководство страны не захотело. Было найдено другое решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 годы семилетним планом на 1959-1965 годы. Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости сделать решающий рывок в обеспечении народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы "А". Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии. Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета неточного, преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в "период развернутого строительства коммунистического общества".

    В октябре 1961 года на XXII съезде КПСС была принята новая, третья программа партии - программа "развернутого строительства коммунизма". Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма; в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне развитого человека.

    Что этот Косыгин придумал? Какие реформы? Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.

    Брежнев Л.И.

    Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям. Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны. Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

    Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

    Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

    В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

    • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
    • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
    • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
    • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
    • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
    • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

    Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств. В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев. Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

    Положительные моменты аграрной реформы

    Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы были убыточными. У всех были долги. Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок. Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

    Отрицательные моменты аграрной реформы

    Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» - фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера). Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей. С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

    Результаты экономической реформы в аграрном секторе


    Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

    • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
    • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
    • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
    • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

    В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

    Реформы в промышленности: замыслы и результаты

    Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

    • Совершенствование производства.
    • Стимулирование работников.

    Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

    Ключевые аспекты реформы:

    • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
    • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
    • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
    • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
    • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

    Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.


    Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

    Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

    Историческая справка

    Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

    Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

    • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
    • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
    • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
    • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

    Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

    Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

    А.А. Громыко


    Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

    Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем. Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности. У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

    Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива. Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом. Но они очень сильно ошибались…