Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Может ли работать человек с аутизмом. Судьба аутистов в россии. Аутисты - умственно отсталые или гении

    Может ли работать человек с аутизмом. Судьба аутистов в россии. Аутисты - умственно отсталые или гении

    В 2007 году ООН установила 2 апреля всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2015 году ООН обратила особое внимание на проблему трудоустройства людей с аутизмом.
    Безработица и неполная занятость – серьезные проблемы для таких людей. По оценке ООН доля безработных среди взрослых людей с аутизмом составляет 80%. Проведенное в США в 2013 году исследование показало, что в первые восемь лет после окончания средней школы, лишь 53,4% молодых людей с аутичным спектром работали за плату вне дома, и всего лишь 20,9% работали полный рабочий день. Среди причин такой картины называют недостаточное профессиональное обучение, необходимость в дополнительном обучении непосредственно на месте работы и дискриминацию.

    Утраченные возможности

    Несмотря на подозрительное и, зачастую, враждебное отношение потенциальных работодателей, работники с аутизмом обладают многими особенностями личности, прекрасно подходящими для некоторых видов работ. Например:

    • Работники с аутизмом зачастую получают удовольствие от рутины и неизменности и могут быть чрезвычайно надежными;
    • Они часто прекрасно распознают какие-либо явления и преуспевают в логических построениях;
    • Они часто могут хорошо запомнить инструкции, что немаловажно в срочных или чрезвычайных ситуациях;
    • Они могут быть очень внимательны к деталям и замечать незначительные отклонения от нормы.

    Если людей с аутизмом правильно обучить и трудоустроить на подходящей их личности должности, это будет выгодно как государству – будут сокращены выплаты по нетрудоспособности, так и им самим – они смогут глубже интегрироваться в общество и стать его полноправными членами. Кроме того, в материальном отношении, заработная плата, как правило, выше пособий, что важно абсолютно для всех.

    Как помочь таким людям? Ученый и автор популярных книг доктор Темпл Грандин считает, что ключевым моментом здесь является привитие детям с аутизмом заинтересованности в профессиональном обучении, раннее поощрение склонностей к тому или иному труду. В книге под названием «Развивая таланты» она пишет: «Чтобы ребенок вырос успешным, родители должны помогать ему развивать полученные от природы таланты. Часто, эти таланты являются первым шагом на пути к доходной работе. Рисование, умение писать рассказы и статьи, конструирование, программирование или ландшафтный дизайн могут стать первыми шагами на пути к устроенному будущему».

    Вот пять примеров организаций, которые помогают в осуществлении важной и социально ответственной задачи трудоустройства людей с аутичным спектром.

    1. В сфере компьютерных технологий

    В 2013 году немецкая фирма-разработчик компьютерных программ SAP объявила о планах по трудоустройству сотен программистов и тестировщиков с аутизмом, из-за их способности «думать по-другому и продвигать этим развитие». SAP сотрудничает с учрежденным в Германии фондом, цель которого – продвигать более широкое использование талантов людей с аутизмом.

    2. В пищевой отрасли

    В некоторых штатах США в ресторанах и банкетных залах используют труд людей с аутизмом и с другими расстройствами развития и мышления. Не все они могут быть официантами, но с работой на кухне, уборкой и техническими работами они отлично справляются.

    3. В области искусств

    Осенью 2015 года американская некоммерческая организация «Круг дружбы» начинает реализацию проекта по творческому обучению людей с аутизмом и другими расстройствами в девяти сферах:

    • Рисовании
    • Прядении
    • Глиноделии
    • Фотографии
    • Мастерстве гравировки
    • Компьютерной графике
    • Работе по дереву
    • Изготовлении рам для картин
    • Кулинарии

    В рамках проекта будут создана собственная галерея, где будут выставляться и продаваться предметы искусства, а также собственное кафе и банкетный зал, где будут трудоустроены люди с аутизмом. Это – лишь один из примеров таких проектов по всей Америке.

    4. В торговых сетях

    Крупные американские корпорации-ритейлеры часто нанимают людей с аутизмом для работ в залах (расстановка продукции на полках, уборка) и не только. Люди с аутизмом помогают обрабатывать и исполнять полученные через интернет заказы, грузить товары, вести учет, выполнять технические работы. Обычно корпорации пользуются услугами специальных организаций, которые осуществляют обучение персонала из числа лиц с аутизмом.

    5. В малом бизнесе

    На мойках машин в Америке часто используют труд людей с аутизмом из-за их хорошей переносимости монотонного труда, большого внимания к мелочам и ответственности.

    Есть настоящие звезды математики и программирования, а есть и те, кому тяжело даются простые ремесла, и кому трудно устроиться на работу. Проблему последних можно было бы решить за счет создания специализированных рабочих мест и разработки особых программ сопровождения, и для этого необходима помощь государства, утверждают эксперты.

    Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в некоторых областях знаний и искусства.

    Дети-аутисты с развитым интеллектом успешно продолжают свое обучение и после школы, заканчивают вузы, хотя особенности их характера нередко побуждают их выбирать работу, которая сопровождается минимальным контактом с коллегами. Часто они избирают для себя профессии, связанные с математикой, компьютерами, и достигают в этих сферах больших успехов. Среди них есть и настоящие звезды, хотя медицинская этика не позволяет экспертам упоминать их имена в связи с возможными диагнозами.

    "Некоторые из них становятся выдающимися программистами, "компьютерными гениями". Рабочий коллектив им не нужен, они чувствуют себя самодостаточными в своем мире. А компьютер дает им возможности этот мир расширить", - рассказала РИА Новости директор коррекционной школы №30 Людмила Рыжих.

    К сожалению, многие аутисты имеют инвалидность и не могут получать высшее образование и работать наравне со здоровыми людьми. Выходом для них становится обучение разным ремеслам, которые позволяют им в дальнейшем зарабатывать на жизнь.

    Среди учащихся Московского технологического колледжа № 21 есть немало молодых людей с аутистическим спектром нарушений, они проходят профессиональную подготовку в ремесленных мастерских разного профиля, многие из них обучаются швейному и столярному делу.

    Преподаватели колледжа отмечают, что для их учеников важно не только получить профессию, но и научиться работать в коллективе. Поэтому в учебном процессе участвуют психологи, которые используют в работе со студентами специальные лечебно-педагогические методики.

    "У нас есть один мальчик-аутист, который очень хорошо ткет, - рассказала замдиректора колледжа по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья Ольга Волкова. - Но если он делает это очень долго, оставаясь один на один с работой, он уходит в себя, а это опасное для него состояние, его необходимо все время оттуда вытаскивать".

    В этой ситуации задача педагога - помочь учащемуся выстроить рабочее пространство так, чтобы тому было комфортно, но чтобы он периодически "выныривал" из своего мира и возвращался к реальности.

    Три способа трудоустройства

    К сожалению, подчас обучить профессии молодых людей с заметными аутистическими нарушениями бывает легче, чем устроить их на работу, хотя и для них возможны три вида трудоустройства, отмечают специалисты.

    Первый из них предполагает работу специалиста с инвалидностью в обычном трудовом коллективе. Проблема здесь в том, что работодатели, как правило, не готовы предоставлять инвалидам работу, даже если она вполне им по силам.

    "Мы хотим обратиться к работодателям, чтобы они не боялись принимать на работу наших выпускников, - заявила Ольга Волкова. - Наши специалисты готовы их сопровождать, подсказывать коллегам, как с ними следует обращаться".

    Второй способ трудоустройства предполагает целенаправленное создание специализированных рабочих мест, особых участков на предприятиях. Лучше, если эти рабочие места будут интеграционными, и рядом с аутистами будут работать здоровые люди, говорят специалисты. По их мнению, решить эту задачу на многих производствах вполне реально, тем более, что во время учебы в колледже молодые люди с аутистическими расстройствами привыкают находиться бок о бок со здоровыми сверстниками.

    "Одному нашему выпускнику предложили работать в пункте мгновенной фотографии, его обучали два месяца, он всем понравился, - рассказала замдиректора колледжа. - Но когда встал вопрос о том, что юноша должен работать один, и при этом отвечать за деньги, мы поняли, что он не справится с материальной ответственностью. Он очень наивный, его легко отвлечь и утащить деньги. Мы не можем так подставлять нашего подопечного, он обязательно должен работать вместе с кем-то".

    Третий способ трудоустройства подошел бы молодым людям с самыми тяжелыми диагнозами, считают специалисты. Для этого, по их мнению, при органах соцзащиты следовало бы создавать центры трудовой дневной занятости, где работники могли бы заниматься производственной и досуговой деятельностью, с хорошим сопровождением и социальной адаптацией.

    Но все эти способы трудоустройства нуждаются в поддержке со стороны государства, подобно тому, как это происходит сегодня в странах Западной Европы, в США и Канаде. В этих странах существуют федеральные и муниципальные программы поддерживаемого трудоустройства, которые предполагают выделение бюджетных средств на сопровождение и трудоустройство работников с разными формами ментальных нарушений, в том числе и аутистов.

    Там, где действуют такие программы, интерес работодателей в приеме на работу инвалидов повышается, поскольку вслед за работником приходят бюджетные деньги. Кроме того, вместе с новым сотрудником приходит его сопровождающий, который, получая от государства зарплату, в течение определенного срока помогает своему подопечному освоить свои должностные обязанности и вписаться в коллектив.

    Без сопровождения ничего не получится

    Общая проблема многих работников-аутистов состоит в том, что они не могут общаться в трудовом коллективе как обычные сотрудники. Кто-то должен постоянно находиться рядом с ними и решать возникающие затруднения.

    "В нашей швейной мастерской занимается девушка - очень милая внешне, но практически не говорящая, - рассказала Ольга Волкова. - Она очень тяжело идет на контакт, и, конечно, никогда не сможет работать без сопровождения".

    К сожалению, такое сопровождение не поддерживается специальными социальными программами, и деньги на него приходится искать с большим трудом.

    С другой стороны, нельзя сказать, что молодые люди с аутистическими нарушениями брошены государством на произвол судьбы. Специальную работу с инвалидами в колледже № 21 в рамках эксперимента оплачивает Московский департамент образования. Благодаря этому с учащимися занимаются психологи, дефектологи, социальные педагоги и воспитатели.

    Родители учеников, которые входят в Межрегиональную общественную организацию "Дорога в мир", получили в столичном департаменте соцзащиты финансирования проекта по сопровождению учащихся-инвалидов, рассказала замдиректора колледжа. Им выделили деньги на оплату труда десяти сопровождающих в течение десяти месяцев.

    Эта помощь может оказаться очень важной, потому что среди учащихся есть молодые люди, требующие постоянного сопровождения. Некоторые из них не могут самостоятельно передвигаться по городу, и социальные работники будут помогать им добираться от дома до колледжа и обратно. При необходимости их будут сопровождать как во время учебы, так и на внеклассных занятиях.

    Кроме того, столичный департамент труда и занятости включил учащихся колледжа в программу комплексной интеграции инвалидов. Благодаря этой программе для них сегодня оборудуются специальные рабочие места.

    Такие же меры поддержки нужны и другим учащимся и работающим аутистам, но пока государство не справляется с комплексным решением проблемы, считают специалисты.

    "Я не хочу сказать, что государство нам не помогает. Это не так. Но наша задача состоит не в том, чтобы получать разовую помощь, а чтобы на нас, как на модели, могли отработать систему сопровождения и поддержки людей с тяжелыми психическими нарушениями, в том числе и аутистов. И чтобы эта система начала работать и в других городах России", - подчеркнула Ольга Волкова.

    Текст: Юлия Цымбалова

    Апрель - месяц распространения информации об аутизме. Эта особенность проявляется по-разному, и говоря о ней, часто используют длинное понятие «расстройства аутистического спектра», подразумевающее самые разные формы. Диагноз может поставить только специалист, но распознать особенность часто можно уже в детстве: сигналами могут быть проблемы в общении и социальной адаптации, непроизвольные повторяющиеся действия, избегание зрительного контакта. Общую информацию о признаках аутизма важно знать всем: по статистике , с ним рождается 1 из 68 детей. Чем раньше у ребёнка выявят эту особенность развития и начнут с ним заниматься, тем выше его шансы на насыщенную социализацию в будущем.

    работе с детьми с аутизмом меня буквально привели новые ботинки - и отчасти кино. Предчувствуя, что купленные накануне лоферы наверняка натрут, по пути на работу я зашла в аптеку за пластырем. В очереди со мной стояла иностранка, мы разговорились, и оказалось, что она работает с детьми с аутизмом. Аутизмом

    я начала интересоваться четыре года назад, после того, как посмотрела фильм Любови Аркус « » - мне стало интересно, как обучают таких людей. У меня педагогическое образование, но об этом я вообще ничего не знала.

    Моя новая знакомая Сара оказалась сертифицированным поведенческим аналитиком, немного рассказала мне о методе, на котором основано обучение - прикладном анализе поведения, - и посоветовала обратиться в центр «Белая Ворона», с которым сотрудничала в Москве. Я хотела стать волонтёром, но такой возможности не было - центр оказался коммерческим. Приблизительно в то же время я посмотрела фильм «Прогулка» Авдотьи Смирновой - тогда я ещё не знала, что она президент фонда «Выход ». Вскоре на лекции об аутизме Авдотья посоветовала мне тот же центр «Белая Ворона». Символ аутизма - пазл: у меня возникло чувство, словно сложился мой личный пазл, и я поняла, в каком направлении двигаться.

    Символ аутизма - пазл: у меня возникло чувство, словно сложился мой личный пазл, и я поняла, в каком направлении двигаться

    Руководительница центра Анна предложила мне несколько вариантов: я могла пройти тренинг, прежде чем работать, либо же делать это параллельно, устроившись в школу с инклюзивной программой. Ко второму я была не готова, хотя задумывалась о смене деятельности: к тому моменту я два года трудилась в международной компании и поняла, что офис - это не моё. При этом преподавание и волонтёрство приносили мне намного больше морального удовлетворения, чем очередной выполненный проект, - так я записалась на курс.

    урс обучения основан на АВА (applied behavior analysis) - прикладном анализе поведения. АВА-терапия - научная методика, которая используется при обучении людей с аутизмом. Её эффективность подтверждают результаты исследований, хотя некоторые специалисты относятся к ней скептически. АВА-терапия основана на анализе причин того

    или иного поведения. Её используют в разных областях, но больше всего она известна в обучении людей с аутизмом. «Белая Ворона» не единственный центр, где можно научиться АВА-терапии. Сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц тоже проводит тренинги по АВА; методике обучают и в центре «Наш солнечный мир», а также в Московском институте психоанализа.

    Мозг детей с аутизмом работает по-другому. Из-за этого у них могут возникать сложности с социальными, коммуникативными и другими навыками и умениями - или им может быть не очень интересно работать над ними. Для того чтобы обучить детей необходимому, ABA-специалисты мотивируют их тем, что им интересно. Процесс обучения должен быть успешным для ребёнка: в педагогике этот принцип называется созданием «ситуации успеха». Педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы, во-первых, у ребёнка появился интерес узнать что-то новое; во-вторых, чтобы ребёнок сам проделал работу, чтобы узнать это; и, в-третьих, учитель должен признать важность достижения ребёнка и его самостоятельной работы - похвалить его, поставить высокую оценку.

    Среди тех, кто работает с людьми с аутизмом, популярна фраза «Если вы знаете одного человека с аутизмом, значит, вы знаете одного человека с аутизмом»

    АВА-терапия использует тот же принцип, только учитывает особенности детей с аутизмом. У них часто нарушены навыки социальной адаптации, и социальное поощрение для них, как правило, мало что значит - поэтому при выполнении заданий в АВА-терапии ребёнка мотивируют прежде всего тем, что ему нравится: игрушками или любимыми снеками. Тьютор подбадривает ребёнка и хвалит его, чтобы социальное поощрение приобретало для него значимость. Среди тех, кто работает с людьми с аутизмом, популярна фраза «Если вы знаете одного человека с аутизмом, значит, вы знаете одного человека с аутизмом». Это правда: аутизм проявляется по-разному, поэтому к занятию с каждым ребёнком нужно тщательно готовиться: внимательно изучить программу, отметить, что нравится ребёнку, что мотивирует. Появление нового человека - стресс для подопечного, и это тоже нужно учитывать.

    Занятия проводятся по индивидуальной программе. Сначала ребёнка тестируют, чтобы выяснить, что он уже умеет и чему его нужно будет научить в процессе терапии. Важно и мнение родителей - чему, по их мнению, должны обучить ребёнка. Например, если ребёнок в девять лет не может себя обслуживать и не умеет делить дроби, то его будут сначала обучать навыкам самообслуживания. Куратор составляет программу, в которой указывает подходящие упражнения, последовательность действий и методику работы - по ней с ребёнком будет заниматься инструктор (тьютор). Родители тоже должны следовать рекомендациям программы. Периодически проводится супервизия: куратор наблюдает за ходом занятия, говорит тьютору, что нужно улучшить, и анализирует, нужно ли обновлять программу.

    скренне порадовало, что эту профессию выбирают и женщины, и мужчины. Часть АВА-специалистов - это родители, которые обучились методике, чтобы помочь своим детям, а затем продолжили работать в этой сфере. Нужно отдать им должное: они не сдавались и искали возможность улучшить жизнь своих детей, именно их

    усилиями АВА-терапия наконец появилась в России. С другой стороны, это помогает осознать масштаб проблемы в российском обществе. Представьте: вашему близкому человеку нужна помощь, но сначала вас вводят в заблуждение неверным диагнозом, а затем вам приходится осваивать новую профессию самому, потому что больше помочь некому. Примерно такой путь должны были пройти многие родители ещё несколько лет назад, когда вместо аутизма детям диагностировали шизофрению: катастрофически не хватало квалифицированных специалистов. В моей группе было около десяти человек: родители детей с аутизмом, те, кто получал образование для работы в инклюзивных классах, и те, кто планировал работать тьютором в центре. Двухнедельный курс включал в себя теоретические онлайн-уроки и практические занятия по выходным. В онлайн-уроках мы изучали терминологию, смотрели видеолекции, разбирали кейсы и тесты.

    Представьте, вашему близкому человеку нужна помощь, но сначала вас вводят в заблуждение неверным диагнозом, а затем вам приходится осваивать новую профессию - потому что больше помочь некому

    Педагогическое образование мне, конечно, помогло: например, знания о бихевиоризме , на котором, собственно, основан прикладной анализ поведения, дали понять механизмы АВА-терапии. Не думаю, что педобразование совершенно необходимо при изучении АВА, но уверена, что знания общей и возрастной психологии, педагогики и методики преподавания позволили глубже понять методы терапии. Свободный английский - вот что действительно важно, если вы хотите стать хорошим специалистом. Прикладной анализ поведения зародился в США более пятидесяти лет назад, за это время появилось много литературы и научных исследований, но, чтобы понимать их, нужно знать язык. В России эта методика стала известна недавно: фонд «Выход» перевёл несколько книг, а статьи и документы появляются в основном усилиями активистов АВА-сообщества и благотворительных фондов. До сих пор нет единого стандарта русскоязычных терминов: например, специалиста, работающего с ребёнком с аутизмом по методике АВА, могут называть инструктором, терапистом, терапевтом или тьютором.

    Благодаря свободному английскому и базе педагогического образования, теоретическая часть курса далась мне легко. А вот практическую - различные упражнения и правила их проведения - нужно было изучать с нуля. Было не столько трудно, сколько ново. Во время отработки каждого упражнения инструктор сразу же должен записывать результаты в специальную таблицу - при этом нужно сохранять достаточно быстрый темп, чтобы ребёнок не потерял интерес. Дать задание и, если нужно, подсказку, проследить, как ребёнок его выполнит, поощрить, сразу записать результат в таблицу, а затем перейти к другому заданию, не сбавляя темп - это настоящая многозадачность. При этом каждое действие должно быть выполнено по правилам: например, есть девять видов подсказок, которые делятся на две категории, и вы должны знать, какую именно нужно применить в отдельно взятой ситуации. Мы отрабатывали упражнения друг с другом и обсуждали ошибки. В конце курса нужно было сдать экзамены.

    осле того как я сдала экзамен и получила сертификат АВА-тьютора, я подписала с центром договор о совмещении. Перед началом занятий в центре нужно было пройти стажировку: побывать на уроках более опытных инструкторов, предварительно получив разрешение у родителей ребёнка. Работать я начала с минимальной

    нагрузки: занималась с одним подопечным. Получилось так, что я работала семь дней в неделю: в офисе по будням и с ребёнком по выходным. Звучит парадоксально, но, работая, я отдыхала - всё компенсировали положительные эмоции. Я работала в таком графике, потому что знала, ради чего это делаю: мне хотелось понять, понравится ли мне работа АВА-инструктора.

    Думаю, что каждый, кто работает с людьми с аутизмом, начинает больше говорить об аутизме с окружающими. Друзья и родственники по-разному отнеслись к моей работе: одни одобряли, другие заранее жалели. Но неприятнее всего было столкнуться со стереотипом, что кто-то «виноват» в том, что у ребёнка аутизм.

    Многие самые повседневные, привычные для нас явления - звук дверного звонка, яркий свет, прикосновения - для человека с аутизмом могут быть сильнейшим стрессом и причинять почти физическую боль

    Пожалуй, сложнее всего было осознать, что люди с аутизмом воспринимают мир по-другому. Многие самые повседневные, привычные для нас явления - звук дверного звонка, яркий свет, прикосновения - для человека с аутизмом могут быть сильнейшим стрессом и причинять почти физическую боль. В начале моей работы мне порой было сложно понять, почему ребёнок вдруг заплакал или закричал. Преодолеть это помогли супервизии: куратор подсказывала, что нужно улучшить. Это помогло научиться быть внимательнее и вовремя предупреждать сенсорные перегрузки у ребёнка.

    В АВА-терапии важно не только обучать ребёнка, но и чтобы время, которое он проводит с инструктором, было радостным. Для этого нужно следить, что нравится детям, быть в курсе интересных игр. Когда я видела, как ребёнок веселится от очередной игровой находки, это наполняло меня абсолютным счастьем. В работе с детьми с аутизмом каждое достижение особенно ценно: взгляд в глаза, просьба поиграть, улыбка, смех, такие повседневные действия - это победа целой команды - самого ребёнка, родителей, куратора и тьютора. Да, в этой работе, как и в любой другой, бывают трудности, но супервизии помогают их преодолеть. Чувство, когда ребёнок, с которым я работала, впервые установил со мной зрительный контакт, посмотрел мне в глаза, невозможно описать. Успехи, даже самые маленькие - это важные шаги ребёнка пути к социализации, и я испытывала гордость и счастье от того, что вложила в это частичку себя.

    Обстоятельства сложились так, что мне предстоял переезд, и пришлось уволиться с обеих работ. Особенно грустно было уходить из центра: хотя я проработала там лишь несколько месяцев, это был очень ценный для меня опыт. Я поняла, что хочу работать в образовании. Помимо АВА мне бы хотелось освоить и другие методики обучения людей с особенностями. Сейчас я живу в США, и здесь огромное количество фондов, институтов и организаций, занимающихся исследованием аутизма. В один из них я подала заявку, чтобы поучаствовать как волонтёр в исследовательском проекте, и пока жду ответа. Мне хотелось бы преподавать в университете самым разным людям, среди которых были бы и люди с особенностями. С предметом я пока не определилась - возможно, для этого понадобится очередная пара новых ботинок.

    Число аутистов катастрофически растет во всем мире. В России же аутисты редко становятся полноценными членами общества. Как правило, диагностика аутизма в России проводится на относительно позднем этапе, когда многие возможности уже упущены. Большинство малышей-аутистов в нашей стране не ходят в детский сад и учатся в школах для умственно отсталых, тогда как во многих странах мира почти все дети с такими расстройствами посещают обычные сады и школы. Мировой опыт показывает, что при правильном подходе к аутистам эти люди способны быть первоклассными специалистами во многих профессиях, создавать семьи и служить в армии, но полноценными членами российского общества удается стать лишь немногим из них.

    ПОДРОБНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

    СУДЬБА АУТИСТОВ В РОССИИ

    Авторы: Светлана БАШАРОВА - Москва ; Валентин БОЙНИК - Иерусалим ; Борис ВИНОКУР - Чикаго ; Алексей СМИРНОВ - Стокгольм ; Виктор ШАНЬКОВ - Варшава

    Аутисты - умственно отсталые или гении?

    Греческое слово autos означает «внутрь», аутисты – люди, которые замкнуты на себе. Они очень разные. Например, детям с синдромом Каннера настолько безразличны и неприятны даже родные, что, хотя у них нормальный слух и голосовой аппарат, они не испытывают потребности учиться говорить и воспринимать речь. Без знания языка не развивается мозг, что приводит к умственной отсталости. У людей с синдромом Аспергера не только нормальный интеллект, но и нередко незаурядные способности в математике, программировании, музыке, лингвистике, шахматах, но они также не умеют и не стремятся общаться. «Аутизм – это слабость жизненного тонуса, когда у человека не хватает сил на людей, и он интересуется тем, что мертво, – рассказала «НИ» доцент факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук Марина Бардышевская. – Формы и степень нарушений бывают очень разными. Это могут быть двухлетние дети, которые приходят на прием с айпадами и прекрасно играют на нем в игры, но не узнают себя в зеркале и не узнают собственную мать. Это могут быть взрослые люди, которые сутками сидят за экраном и верят, что цифры и мелькающие картинки важнее, чем их собственные дети и люди вокруг».

    Ученые называют множество причин возникновения аутизма – от возраста родителей до негативного воздействия прививок. Как пояснил «НИ» заслуженный врач России, академик РАЕН Евгений Лильин, 18 лет руководивший реабилитационным центром «Детство», роль играют и генетические факторы, и факторы среды. Среди последних – питание, экология, условия жизни, климат. «Я не разделяю мнение, что одна прививка может привести к аутизму, – добавила «НИ» Марина Бардышевская. – Вызывая в ряде случаев интоксикацию, прививка является провоцирующим фактором. Но тот же эффект может дать перенесенный грипп, ситуация испуга, острая травма, отравление, ожог. Эти «провокаторы» сработают в семьях, где есть предрасположенность к аутизму. Нередкий случай, когда оба родителя – профессионалы высокого ранга в сферах, где все основано на систематизации. Например, мама лингвист, папа программист или музыкант. Вполне вероятно, что один их ребенок будет увлекаться языками, а другой уйдет в аутизм».

    С каждым годом аутистов становится больше. Детский невролог Минздрава Андрей Петрухин неделю назад назвал аутизм одной из самых распространенных детских болезней. По его словам, в России им страдает один ребенок из тысячи. Другие российские эксперты называют еще большие цифры. По словам Марины Бардышевской, практически в каждой группе детского сада есть ребенок с аутистическим расстройством. Как рассказал Евгений Лильин, по статистике советского времени один аутист приходился на 150 тыс. детей.

    В других странах цифры также растут с огромной скоростью. В США в 1970-е годы один аутист приходился на 10 тыс. детей. Сейчас, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (подструктура Минздрава), один аутист приходится уже на 88 детей. При этом два года назад аутистов в США насчитывалось на 23% меньше, чем сейчас. В Израиле за последние семь лет их стало в два раза больше, и сейчас аутизмом в этой стране страдает каждый 200-й ребенок. Польская статистика причисляет к аутистам одного ребенка из тысячи, шведская – одного из 500.

    Как рассказал «НИ» председатель общества помощи аутичным детям «Добро» Сергей Морозов, российская статистика не может быть достоверной из-за некачественной диагностики. «Сейчас аутистам нередко ставят шизофрению, умственную отсталость – что хотите», – говорит собеседник «НИ».

    В письме президенту, которое подписали более 600 родителей, Виктория Исаева, мама шестилетней Насти, больной аутизмом, пишет: «На сегодняшний день врачи России очень часто неправильно диагностируют аутизм, определяя ребенка в категорию «необучаемых», и тем самым закрывают все двери в будущее нашим детям».

    Нередко врачи, наоборот, «записывают» в аутисты психически здоровых детей. Шестилетнему Даниле Урмашу два года назад поставили этот диагноз и совсем недавно сняли: оказалось, что он просто плохо слышит. «Мы гостили у моей мамы в Свердловской области, и оттуда поехали в психоневрологический диспансер в Екатеринбурге, – рассказала «НИ» мама Данилы Марина. – Добирались часа 3–4, Даня сильно устал и не хотел делать то, что ему говорили врачи. Его посмотрели психиатр, логопед и психолог – каждый минут по пять. Особо с ним никто не разговаривал и не давал ему никаких заданий. Посмотрели, как он себя ведет, поняли, что он в четыре года не разговаривает, и сказали, что все понятно. Предложили пить лекарства. Мы их не пили».

    В прошлом году Данила лежал в шестой детской психиатрической больнице в Москве, но и там не заметили, что он не аутист. «Я его положила туда для того, чтобы уточнить диагноз, – говорит Марина. – Мне поклялись и побожились, что ребенку без моего ведома не дадут ни одного лекарства. Но как минимум дважды, судя по выписке, ему кололи мощное успокоительное. Когда я спросила, в чем проблема, мне сказали: «Ваш ребенок много плакал». Плакать – это, видимо, страшное нарушение».

    Диагноз, по словам Марины, Дане снял известный платный психиатр. «Он нам сказал, что не видит аутизма, что Даня похож на глухого, – говорит Марина. – Проверили слух, оказалось, что есть тяжелое нарушение: он слышит только громкие звуки. Если бы об этом стало известно раньше, когда ему было четыре или два года, он бы надел слуховые аппараты и сейчас мог говорить, как обычный человек. Сейчас он говорит только пару слов, и то не полностью. Осваиваем жестовую речь: жесты идут хорошо, а обычные слова – плохо».

    По словам автора и преподавателя сертифицированной программы обучения поведенческих аналитиков в России Юлии Эрц, диагностика аутизма среди российских детей проводится «относительно на позднем этапе». «В Израиле сейчас практикуется ранняя диагностика, – говорит г-жа Эрц. – То есть аутичные черты диагностирующий врач может заметить в 1,5–1,8 года. И начиная с этого времени уже можно обучать ребенка и проводить различного рода терапию». Как рассказал «НИ» Евгений Лильин, в России аутизм выявляется обычно у детей от двух до четырех лет.

    По словам Юлии Эрц, в Израиле врач прежде всего назначает занятия для коррекции поведения, а в России таких занятий проводится гораздо меньше, зато нередко ребенку предлагают излишнее медикаментозное лечение. Между тем, по словам Марины Бардышевской, совсем без таблеток не обойтись: «Мягкие формы аутизма лечатся без всяких лекарств. Но если ребенок не спит, не ест, кусает себя, разрушает своим душевным страданием и поведением жизнь своих близких, не пытается использовать речь для общения, без медикаментов не обойтись».

    «Посторонним» вход запрещён

    «В детский сад аутистов принимают, – рассказал «НИ» Сергей Морозов. – Но потом выгоняют, потому что с ними сложно. Остаются 2–3%, которые не мешают другим». «Специальных коррекционных садов в Подмосковье нет вообще, – заявила «НИ» Марина Урмашу. – Даня, когда у него был диагноз аутизм, пошел в обычный сад, но потом нас не то что выгнали – выжили: воспитательница жаловалась, что не может с ним справиться, дети дразнили, поэтому я его забрала. Сейчас он не ходит в сад, а осенью пойдет в школу для слабослышащих».

    В России есть коррекционные школы восьми видов для детей с разными нарушениями, например с нарушениями слуха, зрения, с умственной отсталостью. Несмотря на то что аутизм, по словам врача Андрея Петрухина, является четвертой по распространенности детской болезнью, специальных школ для аутистов почти нет. В Москве есть только одна такая школа, и в ней только начальные классы. Она входит в Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с аутизмом. Как рассказал «НИ» ее директор Владимир Касаткин, на большей части уроков детей обучают элементарным бытовым навыкам – смотреть в лицо собеседнику, отвечать на вопросы, поддерживать разговор.

    По словам Владимира Касаткина, у 70% учеников вместе с аутизмом стоит диагноз умственная отсталость. Окончив начальные классы, они идут в школы для умственно отсталых детей. Те аутисты, у которых встречаются нарушения слуха, идут в школы для слабослышащих. «Есть много детей, которые готовы освоить программы массовой школы, но учителя испытывают серьезные сложности в работе с ними, потому что наполняемость классов большая, – рассказал «НИ» Владимир Касаткин. – Там, где учителя не справляются, детей могут перевести на надомное обучение. В этом случае их учат не столько преподаватели, сколько родители. Или родители ищут частную школу, где наполняемость классов меньше. Нельзя сказать, что в массовых школах учатся только единичные аутисты, но их число невелико».

    Между тем, по данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, не менее 90% детей-аутистов ходят в детские сады и школы наравне с остальными сверстниками. «Нет ни одного зарегистрированного случая дискриминации аутистов со стороны администрации школ», – говорит представитель Национальной ассоциации учителей Маргарит Гейгер. Нет отдельных классов для аутистов и в Польше. В этой стране родителей здоровых детей предупреждают о том, что в класс придет аутист, и те вправе отказаться от совместного обучения. Обычно никто не отказывается. По израильской статистике, более 60% аутистов оказываются социально адаптированными. Если же аутисты прошли курс интенсивного лечения в раннем возрасте, 74,7% таких детей обычно принимаются в обычные детские сады и школы.

    Работа аутиста не боится

    По словам Евгения Лильина, примерно четверть аутистов, если им оказывать качественную помощь, могут получить образование и жить, мало отличаясь от других людей. «Они поступают в вуз, выбирают разные профессии, устраиваются на работу и, если аутисту попадется радостная веселая супруга, значит, все будет в порядке, они будут нормальными членами общества, – говорит Евгений Лильин. – Но если ребенок родился не в Москве, а другом городе России, обычно все заканчивается печально: специалистов, которые будут «возиться» с ним, нет, ему ставят раннюю детскую шизофрению и помещают в соответствующее учреждение». Как рассказал «НИ» Сергей Морозов, в России нет статистики, показывающей, скольким аутистам удается окончить вузы. «В России вообще нет никакой официальной статистики, связанной с аутизмом», – говорит собеседник «НИ».

    По словам Марины Бардышевской, аутисты с высоким уровнем развития интеллекта востребованы в обществе и добиваются успеха в ряде профессий как в России, так и за рубежом. «Их немало среди студентов престижных английских университетов, – говорит Марина Бардышевская. – Их там ласково называют Аспи – это сокращение от «синдрома Аспергера». В Лондоне для них в магазинах есть целые книжные полки с литературой о том, как общаться, как познакомиться с девушкой. Они заводят семьи, чтобы быть как все. Современные вспомогательные репродуктивные технологии и помощь профессионалов позволяют взрослым людям с аутистическими чертами родить детей. Однако они не смогут дать ребенку душевное тепло, которое ему необходимо. Например, шевеление плода, крик младенца с большой вероятностью будет оцениваться такими родителями, как угроза или агрессия, поэтому они будут избегать ребенка или проявлять ответную агрессию, а не заботу. В следующем поколении аутистические черты и проявления искажения развития будут выражены сильнее».

    По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в прошлом году школу окончили почти 50 тыс. детей с диагнозом аутизм. При этом только 45% из них поступили в колледжи, а 55% смогли найти себе работу. «Тем не менее я очень рад тому, что ситуация с высшим образованием для аутистов в корне изменилась за последние годы, – говорит психиатр, вице-президент Центра помощи больным аутизмом Питер Белл. – 20 лет назад, когда моему сыну поставили аутизм, ничего похожего не было. У таких, как он, не было шансов поступить в вуз и тем более получить работу».

    В Израиле аутисты даже с умственной отсталостью могут быть помощниками воспитателей в детских садах или младшими медицинскими работниками. Многие сети магазинов предоставляют рабочие места для людей с психологическими проблемами. В Израиле аутисты даже служат в армии. С просьбой не отворачиваться от тех, кто мечтает встать в строй, к руководству ЦАХАЛ (армии обороны Израиля) обратилась администрация специализированной школы и родители. В октябре 2008 года военную форму надели первые восемь аутистов. Они прошли трехмесячный курс по подготовке к призыву, а затем в течение полугода служили на военных базах. Специальный курс по работе с таким армейским контингентом прошли и офицеры, в подчинение которых попали аутисты. В прошлом году в ЦАХАЛ служили семь аутистов.

    «Люди с диагнозом аутизм обладают рядом ценных качеств, которых лишены их здоровые собратья. Главное из них – умение не терять концентрацию, выполняя длительную рутинную работу. По моим подсчетам, по крайней мере, один процент всех работ на крупном предприятии аутисты способны делать лучше всех прочих в силу особенностей своего заболевания», – эти слова принадлежат датчанину Торкелю Сонне, владельцу консалтинговой компании Specialisterne, которая работает на многие фирмы, производящие программное обеспечение, в том числе на Microsoft. Все 30 сотрудников Specialisterne, занимающихся поиском ошибок в новых программах, созданных заказчиками датской компании, являются аутистами.

    Идея открыть необычную компанию пришла в голову Торкелю Сонне, когда его собственному малолетнему сыну поставили диагноз, казалось бы, закрывающий путь к полноценной жизни. «Я стал изучать особенности этого заболевания, тесно общаться с аутистами, и понял, что, по крайней мере, часть их превосходит по ряду показателей обычных людей. Брать их на службу – не благотворительность, а выгодное вложение средств. Моя компания не получает пособия от государства, а клиенты платят за наши услуги рыночную цену», – объясняет Торкель Сонне.

    Среди поведенческих характеристик аутистов наиболее распространенными являются следующие: стремление ограничить контакты с окружающим миром, высокая степень сосредоточенности на своих интересах, желание подчинить свою жизнь твердому распорядку и потребность выполнять одни и те же действия. Считается, что аутисты малоэффективны в сотрудничестве, что работа в команде — явно не их предназначение. Однако, полагать, что люди подобного склада совершенно беспомощны в областях, связанных с социальной деятельностью, было бы серьезной ошибкой: нередко аутисты демонстрируют значительные преимущества во внимании, памяти и способности находить нестандартные решения самых разных задач.

    Часто коэффициент интеллекта аутистов гораздо выше среднего. Именно эти поведенческие особенности, которые, как традиционно считается, мешают аутистам адаптироваться в обществе, могут стать предпосылками их успешной профессиональной реализации.

    Наука — чрезвычайно благоприятная сфера деятельности для личности, отмеченной аутическими чертами. Пристальное внимание к деталям и потребность строго придерживаться заведенного распорядка являются теми особенностями характера, которые способствуют успешной карьерной реализации ученого любого ранга — от младшего научного сотрудника до именитого профессора.

    Среди талантливых программистов можно обнаружить большое количество аутистов. Работа вне коллектива, один на один с компьютером идеальна для людей, стремящихся ограничить контакты с внешним миром. Программисты часто работают дома, а это как раз те условия, в которых люди, стремящиеся к самоизоляции, отлично себя чувствуют.

    Как ни странно, это еще одна область, в которой может найти себя человек, мало склонный к общению. В силу некоторых поведенческих характеристик, а именно стремлению структурировать и анализировать действительность, аутист может очень успешно развить в себе способность освещать факты в непредвзятой манере.

    Склонность совершать стереотипные, повторяющиеся действия также свойственна многим аутистам. Именно благодаря этому они без особого психологического напряжения могут выполнять работу, которая большинству людей кажется монотонной, а потому изнурительной — например, заниматься конвейерной сборкой.

    Работа с животными

    Аутисты могут также успешно реализовать свой потенциал, посвятив себя работе с животными. Из них могут получиться отличные ветеринары. Фермерство — еще одна область, где люди, склонные к одиночеству, имеют хорошую возможность с успехом применить усилия.

    Недюжинный потенциал и упускаемые возможности

    Выше были названы лишь некоторые возможности, которые могут быть использованы в решении проблемы социальной адаптации этой группы людей. Поскольку спектр данного типа поведения очень широк, то есть подверженность аутизму может проявляться в различной степени, и каждый аутист проявляет лишь определенные поведенческие характеристики, ни одну сферу деятельности не следует исключать, как неприемлемую в данном случае. Из аутистов, как правило, получаются высоко квалифицированные и очень ответственные работники, при условии, что область применения их усилий выбрана верно. По всей видимости, в нашем обществе еще мало осознается тот факт, что потенциал людей аутичного поведения может оказаться чрезвычайно полезным, ведь аутизм принято считать патологическим состоянием психики. Остается надеяться, что по мере информированности общества о том, какой потенциал несет в себе подобный тип поведения, возможности профессиональной реализации для аутистов будут увеличиваться.

    При устройстве на работу нередко можно услышать вопрос: «Чем вы будете полезны для нашей фирмы, что нового вы может нам предложить?». Для грамотного ответа необходимо точное понимание своих сильных и слабых сторон. Работодатель - это человек памятливый, и своим рассказом соискатель формирует его представление о себе как о работнике, а под «чем-то новым» часто подразумевается свежий взгляд на привычное. Случается, что этот взгляд настолько необычен, что ему не находят применения. Успех в профессии сильно зависит от умения доносить информацию до людей с разными типами мышления, восприятия мира и эмоциональным интеллектом. Эта задача имеет дополнительную сложность для людей с расстройствами аутистического спектра.

    Как у любого человека, у аутиста есть слабые и сильные стороны. Многие аутисты отличаются не только формой заболевания, но и навыками. Для диагностики используют шкалу IQ, которая выявляет низко-, средне- и высокофункциональный аутизм. Выделяют синдромальный и несиндромальный аутизм, для первого характерны тяжелые и крайние формы умственной отсталости. Люди, у которых диагностировали РАС, отличаются по огромному количеству навыков, способностей и интересов. Среди индивидуальных проявлений заболевания у взрослых аутистов встречаются немота, умственная отсталость, непрестанное махание руками, немногословность, узость интересов. Социальные навыки - это не их сильная сторона, но у них есть ряд преимуществ, например, память.

    Высокофункциональные и низкофункциональные аутисты обладают отличной долговременной памятью, что создает для них помеху в выполнении нескольких задач одновременно. Тэмпл Грандин , известная на весь мир аутистка, говорит о своей памяти следующее: «Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать 2 или 3 вещи одновременно». Для человека с аутистическим расстройством самое главное - правильно определить свои таланты. В рабочей среде им приходится компенсировать низкие социальные навыки большими успехами в профессии. Только так можно заставить покупать производимый продукт, пишет Т. Грандин.

    Высокофункциональные и низкофункциональные аутисты обладают отличной долговременной памятью, что создает для них помеху в выполнении нескольких задач одновременно

    Для комфортной работы важны несколько условий: понимание начальником социальных ограничений, хорошее портфолио и умение продавать свою работу, а не себя. С начальниками, особенно в России, могут возникнуть проблемы, во многом из-за стереотипов, сопровождающих людей с РАС.

    Для диагностики используют шкалу IQ, по которой выявляется низко-, средне- и высокофункциональный аутизм. Выделяют синдромальный и несиндромальный аутизм, для первого характерны тяжелые и крайние формы умственной отсталости.

    Большим сюрпризом для «людей, знающих все об этой болезни» становится факт об эмоциональности аутистов. Они эмоциональны по-своему, а в отношении некоторых вещей даже более восприимчивы, чем обычные люди. Неприятным и трудным для обеих сторон - аутиста и начальника - становится критика. Первые плохо воспринимают невербальные сигналы, им сложно определить, почему человек недоволен. Начальник, как обычный человек, может переносить на критику собственные переживания и проблемы, но аутистам сложно определить грань между конструктивной и субъективной составляющей. Кроме того, критика провоцирует «аспи» (людей с синдромом Аспергера) на поток новых вопросов, которые они вынуждены задавать уже раздраженному начальнику. По-другому исправить свою работу и выяснить, в чем ошибка, они не могут.

    Организация адаптации на рабочем месте, которая консультирует работодателей по созданию условий для людей с различными видами инвалидности, представляет информацию о том, как можно помочь сотруднику с аутизмом. Люди с РАС могут испытывать трудности на работе из-за:

    • Неумения управлять временем. Решить такую проблему можно посредством использования таймера, календаря, органайзера.
    • Проблем с коммуникацией. Избежать их можно, позволив аутисту прийти с другом или коллегой на важную встречу, заранее проработав список тем, которые будут обсуждаться.
    • Атипичных движений тела. Такие движения помогают людям с РАС успокоиться, но у других сотрудников вызывают обратную реакцию. При наличии этой проблемы нужно предоставить сотруднику уединенное место для работы или короткие перерывы, во время которых сотрудник с аутизмом займется приятной для него физической активностью.
    • Сниженной концентрации. Использование противошумных наушников, шумопоглощающих перегородок, а также предоставление уединенного места работы - отличный способ понизить уровень стресса и повысить качество работы человека с РАС. На первых порах некоторые организации могут пригласить тьютора для точного понимания того, какого рода затруднения и как их компенсировать. Он также помогает наладить контакт с коллегами и расширить опыт аутиста.

    Характер и психологическое состояние играют важную роль при выборе профессии. Специальности, требующие акцента на множестве деталей или общения человек-человек, сразу отпадают. Для тех, у кого есть способности к музыке, математике или работе с фактами, есть следующие варианты: техник-лаборант, редактор-корректор, водитель такси, статистик, настройщик музыкальных инструментов. Людям с низкими вербальными навыками будет комфортно работать на озеленительных работах, с копировальной машиной или уборщиком.

    Удивительным образом аутисты раскрываются в творчестве, среди них немало известных писателей, художников и музыкантов, прослывших гениями. В книге «Нарисованный аутизм» собраны потрясающие рисунки выдающихся художников и детей с РАС, эти произведения демонстрируют не только их талант, но и особенности расстройств аутического спектра. Уникальность и необычная атмосфера рисунка - это возможность визуально «почувствовать» мир других людей.

    Среди индивидуальных проявлений заболевания у взрослых аутистов встречаются немота, умственная отсталость, непрестанное махание руками, немногословность, узость интересов. Социальные навыки - это не их сильная сторона, но у них есть ряд преимуществ, например, память.

    В Москве недавно прошла выставка работ мастерских, где трудятся люди с аутизмом. Изделия предоставили ученики центра «Антон тут рядом», который находится в Петербурге и «Особых мастерских». Московский Технологический колледж № 21 создал структурное подразделение «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки» для молодых людей с ментальными нарушениями. Здесь студенты обучаются профессиональным навыкам в ремесленных мастерских: гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической.

    Аутистам сложно определить грань между конструктивной и субъективной составляющей

    Сейчас к всевозможным синдромам, болезням психического характера, расстройствам стали относиться с большей серьезностью. После признания последовало понимание необходимости в объединении людей с неврологическими особенностями. Появились организации, которые помогают найти работу, наладить контакт между «двумя мирами», оказывают социальную помощь. В России есть фонды, деятельность которых направлена на улучшение жизни аутистов и их семей, подготовку специалистов по работе с аутистами.

    Еще 2 года назад аутизм в России не был официально признан, поэтому работа по принятию государственных программ для социальной адаптации и коррекции, разработки методик ранней диагностики и терапии только начинаются.

    Фотография в тексте: из открытых источников

    Новости Фонда: «Не ограничение, а преимущество»

    Прошел круглый стол, посвященный цифровому будущему людей с РАС

    6 апреля в компании Mail.ru Group прошел круглый «Люди с аутизмом в цифровом мире: образование и профессия», где фонд «Выход» принял участие в качестве экспертного партнера. Кроме того, при поддержке фонда будет разработано онлайн-пособие, посвященное образованию людей с РАС в сфере IT.

    Новости Фонда: Круглый стол в Воронеже по теме 18+

    В департаменте соцзащиты состоялось межведомственное правительственное совещание с участием федеральных экспертов

    На встрече были главы и сотрудники департаментов социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта правительства Воронежской области. Принимающей стороной стал Департамент социальной защиты. Кроме того, в работе круглого стола участвовали член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, директор «Центра лечебной педагогики» А.Л. Битова, эксперт Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Е.Ю. Заболоцкис, представители родительской общественности и фонда «Выход». Вела круглый стол оргконсультант фонда А.М. Берколайко.

    Вера Шенгелия и Любовь Аркус о границах нормы в жизни и в искусстве

    В рамках параллельной программы к выставке в Царицыно «Люди должны быть разными» прошел пабликток, во время которого журналист, общественный деятель Вера Шенгелия взяла интервью у президента фонда «Выход в Петербурге», создателя центра «Антон тут рядом» Любови Аркус.

    Интервью. Кэрол Шелл: «Многие люди с аутизмом могут работать»

    Интервью со специалистом в области помощи взрослым с аутизмом, одной из докладчиков II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», которая прошла 6-8 октября 2016 года в Воронеже

    Доктор Кэрол Шелл - психолог, педагог, директор «Ресурсного центра по аутизму Виргинии», профессор Университета Содружества Виргинии (США). Более 30 лет она помогает подросткам и взрослым с РАС в качестве педагога, администратора, исследователя и консультанта. Одна из основных авторов модели SEARCH по трудоустройству молодых людей с РАС на конкурентные рабочие места, которая продемонстрировала высокую эффективность, и о которой она рассказала в рамках конференции.

    Аутизм и общество. В Голливуде аутисты работают над сериалом «Игра престолов» и фильмами о «Мстителях»

    Выпускники образовательной программы «Исключительные разумы» для аутичных взрослых работали над компьютерными эффектами многих известных проектов, включая «Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Человек-муравей», «Мстители: эра Альтрона» и сериал «Игра престолов»

    Программу высоко оценивают как выпускники, так и их семьи, в первую очередь потому, что многие студенты, попав в «Исключительные разумы», начинают жить самостоятельно, впервые приобретают друзей и начинают общаться с другими людьми. Для большинства родителей детей с РАС это было несбыточной мечтой.

    Аутизм и общество. Люди с аутизмом теперь востребованы в армии Израиля

    В рамках специальной программы молодые солдаты с аутизмом занимаются анализом снимков подозрительных объектов со спутника

    У большинства людей с аутизмом есть трудности с коммуникацией и другие проблемы, которые затрудняют для них трудоустройство. Однако также у них могут быть особенности, которые могут быть выгодны на рабочих местах, в том числе это относится к уникальности их мышления и памяти. Для того, чтобы использовать эти способности, армия Израиля реализует специальную программу, которая рекрутирует молодых людей с аутизмом для анализа спутниковых фотографий.

    Специалистам. Жизненные навыки для успешного трудоустройства при аутизме

    Трудоустройство - это не просто зарабатывание денег для выживания. Трудоустройство - это возможность внести свой вклад в общество. Работа поддерживает в человеке чувство собственного достоинства. Как же наилучшим образом поддержать взрослых людей в спектре аутизма, которые хотят работать?

    Вопрос-ответ. Как помочь юношам и девушкам с аутизмом и синдромом Аспергера в трудоустройстве?

    Опыт проекта по трудоустройству молодых людей с РАС в американской организации Чейпел Хейвен

    Сотрудники Чейпел Хейвен решили подойти к проблеме творчески, пересмотреть методики, которые использовались для оценки вакансий, и уделять больше внимания налаживанию отношений с местными работодателями. И такой подход себя оправдал.

    Записки аутиста. Переход от учебы к работе для аутичных молодых людей

    Одна из самых известных людей с аутизмом в мире о том, как правильно подготовиться к трудоустройству

    Посетив множество конференций, на которых поднимались вопросы аутизма, я часто слышала об аутистах, которые успешно оканчивали школу и даже получали высшее образование, но не могли после этого устроиться на работу.

    Вопрос-ответ. Как создать рабочее место, дружественное к аутизму?

    Все больше и больше компаний, особенно в секторе технологий, признают преимущества, которые аутисты могут принести их организации, и нанимают их. Тем не менее, для того, чтобы использовать необычные сильные стороны и таланты аутичных сотрудников необходимо создать дружественную к аутизму рабочую обстановку.

    Как аутисту выжить в этом мире? – Правила общения

    Сегодня мир диктует жесткие правила жизни в нем: успешность, красота, здоровье, ухоженность. Молодо выглядящее, улыбающиеся и общительные – вот идеальные члены социума сегодня. Но как быть, если вы или ваши близкие не вписываются в эти рамки? Разумеется, можно следить за собой, посещать косметолога и парикмахера, не забывать о визитах к врачам, но… что делать, если проблема кроется в сфере общения? Как взаимодействовать с другими людьми аутисту?

    Ивану 20 лет. Он мало и неохотно разговаривает. Постоянно сидит дома, и у него нет друзей. Любимое увлечение Ивана – раскладывать кубики и другие мелкие предметы в только ему известном порядке. Этим занятием он может заниматься часами.

    Иван не любит изменений в своей жизни – всегда ест из одной и той же тарелки, ходит гулять в одно и то же место, не любит гостей, не любит, когда папа или мама куда-то уходят – протестует и требует вернуться. Впадает в истерики, если дома переставляют мебель, покупают что-то новое.

    Иван с детства страдает аутизмом . Что же означает этот термин?

    Термин «аутизм » ввел в науку швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1910 году. В основе этого слова лежит греческое «. », что в переводе означает «сам». Этим понятием психиатр обозначил «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».

    Вкратце аутизм характеризуется недостатком взаимодействия с социумом, ограниченными интересами и стереотипными движениями.

    О т чего возникает аутизм?

    Ученые еще не пришли к единому мнению на этот счет. Одни считают, что возникновение аутизма обусловлено генной мутацией, другие – сбоем в развитии эмбриона в период с 20 по 40 день беременности. Такой сбой, по мнению ученых, происходит из-за вредных привычек беременных женщин.

    К ак развивается аутизм?

    Такое заболевание дает о себе знать в первые три года развития ребенка. Дети долго не разговаривают, не обращают внимания на окружающих, не смотрят в глаза. У них могут быть трудности с развитием моторных навыков – ковыляющая походка, манера держать руки необычным способом, может быть нарушена координация движений. Они не замечают эмоций окружающих, им трудно выражать свои эмоции.

    Если вовремя заметить болезнь и начать лечение, во взрослом возрасте таким людям будет легче взаимодействовать с окружающим миром.

    Исследованиям британских ученых показали, что аутизм в той или иной мере встречается у каждого сотого взрослого человека.

    К лассификация взрослого аутизма

    В первую группу входят практические неизлечимые больные. Они не взаимодействуют с окружающим миром, живут в своем мире, доступ к которому закрыт для всех. Не умеют говорить. Уровень их интеллектуального развития – низкий. Они не умеют себя обслуживать, им постоянно требуется посторонняя помощь и внимание. Их никогда нельзя оставлять одних.

    Ко второй группе относятся замкнутые больные. Они умеют разговаривать (но есть проблемы с речью) и могут общаться с окружающими на строго определенные темы. Содержание их разговора может казаться обычным людям абсурдным и нелогичным, «как будто из мира фантастики», и пр.

    Такие люди могут часами сидеть за любимым делом, забывая о еде, сне и естественных надобностях. Они не любят новшеств, активно, иногда агрессивно, протестуют против любых изменений (например, родители меняют обои). Их движения монотонны и однообразны.

    В третью группу попадают больные, обладающие определенными навыками и способностями. Они не принимают взгляды общества. Могут контактировать с окружающим, но ни на кого не обращают внимания.

    К четвертой группе относятся люди, которых трудно выделить из обычной массы. Они умны, но несамостоятельны, не могут принимать решения, пасуют перед проблемами, чрезмерно обидчивы. Послушны, следуют правилам. Выделить таких аутистов среди обычных людей может только психиатр.

    К пятой группе относятся люди, чей интеллект имеет уровень выше среднего и высокий. Ученые считают, что аутизм с высоким интеллектом ведет к гениальности. Среди них много талантливых людей. Такие аутисты отлично себя реализуют в математике, физике, программировании, писательской деятельности.

    К то из знаменитостей страдал аутизмом?

    Считается, что многие ученые в той или иной мере страдали аутизмом. Например, Альберт Эйнштейн был одиноким ребенком, долго не разговаривал, устраивал истерики на любые изменения, до семи лет бездумно повторял произнесенные другими предложения (кстати, эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи – один из симптомов аутизма).

    Исаак Ньютон настолько был поглощен любимым занятием, что забывал о еде и сне. Был практически равнодушен к своим немногочисленным друзьям, а иногда и даже нетерпим к ним. Он так любил свою науку, что если никто из студентов не приходил к нему на занятия, читал лекции перед пустой аудиторией.

    Д ругие характеристики аутистов

    Им трудно усвоить несловесные навыки социального взаимодействия. Например, жесты и мимику обычные дети могут понимать и повторять уже в младшем возрасте, тогда как аутисты не могут усвоить невербалику. Они не смотрят человеку в глаза или смотрят на человека как на неодушевленный предмет. Им трудно разделить с собеседником радость, горе и другие чувства, из-за чего они кажутся сторонним людям холодными и бесчувственными.
    Они отличаются ограниченными наборами интересов.
    Настойчиво следуют конкретным, непрактичным ритуалам (например, при поездке в машине обязательно просят проезжать через один и тот же фонтан, даже если он не по пути).
    Аутисты отличаются стереотипностью движений (вертят пальцем, ладонью, хлопают ладонью о стол, совершают бесцельные странные движения телом).
    У них наблюдается задержка познавательного развития, могут отсутствовать навыки самообслуживания.

    Ж изненные трудности больных аутизмом

    Для аутистов со средним интеллектом и интеллектом выше среднего характерны такие качества как эгоцентризм (центрированность на себе) с небольшим или полным нежеланием общаться со сверстниками. Таким образом, они могут легко выпасть из коллектива, стать изгоями. Могут выбрать себе для общения одного-двух человек, о которых они высокого мнения.

    Из-за недоразвитых речевых навыков, неумения воспринимать конфликты и по достоинству отвечать на плохое обращение больные аутизмом часто становятся жертвами задир и обидчиков — как в подростковом, так и во взрослом возрасте.

    Аутисты отличаются социальной наивностью, правдивостью, испытывают чувство неловкости при замечаниях. Поэтому такими людьми многие нагло «пользуются» себе во благо.

    Поскольку страдающим болезнью Блэйлера трудно учить социальные нормы, они могут ненароком оскорбить другого, чем еще больше отталкивают от себя членов коллектива.
    Больные не распознают «язык жестов», не умеют читать «между строк», поэтому плохо понимают окружающих или понимают буквально, например, услышав фразу «Звони в любое время», могут позвонить в 3 часа ночи. По этой же причине не понимают или трудно понимают юмор.

    Аутисты не чувствуют телесных границ, могут нависать над собеседником, вызывая у того раздражение.

    В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями. Из-за неумения общаться, правильно подать себя, из-за неумения преподнести ценную информацию оказываются непризнанными, «зарывая свой талант в землю».

    Многие аутисты с хорошим интеллектом стремятся завести романтические отношения, но натыкаются на недостаток социальных знаний. Они могут видеть, что все вокруг говорят о любви, но не понимают, что сами должны ощутить, как выглядит это чувство? Им не с чем его сравнить, так как у большинства отсутствует привязанность к другим людям.

    Не понимают жестов, которые сопутствуют романтике. Поцелуи их не интересуют, так как они как не видят в этом пользы. Объятия они воспринимают как непонятную попытку ограничить движение. Они могут испытывать сексуальные чувства, но поскольку у аутистов мало друзей, им не с кем обсудить свои желания, неоткуда получить информацию.

    Поэтому часто в ситуации ухаживания они берут свои знания из кинофильмов. Мужчины-аутисты любят действовать как напыщенные мачо или театральные сердцееды, а насмотревшись порнофильмов, могут действовать как насильники. Девушки-аутистки берут свои знания из мыльных опер, не представляя, что такое поведение не соответствует современной жизни. В связи с чем они становятся жертвами насилия.

    К ак помочь взрослым аутистам?

    Если у аутиста тяжелая форма заболевания, близким людям следует обеспечить попечение и врачебный уход за больным в течение всей жизни. Также нужно выбрать программу, по которой будет заниматься больной.

    Аутисты с более легкой степенью заболевания нуждаются в коррекционных занятиях, на которых с помощью интеллекта они могут обучиться социальным нормам – например, здороваться при встрече, кивать головой при согласии, научиться выражать свои чувства, спрашивать собеседника о его чувствах, не пугаться посторонних людей. А поскольку многие аутисты могут работать, их обучают навыкам общения в рабочем коллективе.
    При лечении используют поведенческую психотерапию, гомеопатию и диеты.

  • Профессиональный невроз или последствия проблем на работе За историю своего открытия, существования и лечения, неврозы назывались по-разному. Эти болезни нервов, к сожалению, постоянно эволюционируют. Ведь современная жизнь, развитие технологий, гонка за финансовым благосостоянием сказывается на нервной системе […]
  • Стресс при беременности и аутизм Американские ученые заявили, что им удалось установить взаимосвязь между стрессами и нервными перегрузками, нередко возникающими во время беременности, и вероятностью возникновения аллергии и астмы у будущего ребенка. Данные подтверждающего это исследования были обнародованы […]
  • Симптомы и особенности неврастении Неврастения является самой распространенной формой неврозов. Сложности диагностики особенно увеличивается при неврастении ввиду сложного соотношения психогенного и соматогенного факторов именно при этой форме невроза. Симптомы и признаки неврастении Для клинической картины […]
  • Лечение болезни Альцгеймера в Израиле Заведующий институтом ядерной медицины Врачи клиники Топ Ихилов обладают широчайшим спектром знаний и навыков, богатым опытом и многолетней практикой в сфере оказания медицинской помощи на самом высоком уровне. В своей повседневной работе специалисты клиники Топ Ихилов используют […]
  • Атипичная депрессия: симптомы, лечение, диагностика Существует множество видов депрессивных расстройств, один из них «не как все» - это атипичная депрессия. Обычные типы депрессий состоят из трех частей: 1) падение настроения и невозможность испытывать эмоцию радости; 2) негативизм, пессимизм, общее негативное […]
  • Немеет левая рука от стресса Заметил в последние полгода наверно, что когда сильно переживаю или начинаю волноваться, то чувствую очень легкое онемение в левой руке. Причем когда успокаиваюсь, все нормально становится. Что за хрень вообще? Никогда ничего подобного не было. К невропатологу или психотерапевту? […]