Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Катер Метеор: технические характеристики. Пассажирские суда на подводных крыльях

    Катер Метеор: технические характеристики.  Пассажирские суда на подводных крыльях

    Самый красивый и известный теплоход на подводных крыльях «Метеор», построенный в 1959 году Горьковским судостроительным заводом «Красное Сормово», по сей день используется на реках нашей страны. «Метеор» - скоростной теплоход, перевозящий пассажиров по пресноводным озёрам и водохранилищам и судоходным рекам в светлое дневное время.

    История развития судов на подводных крыльях

    Впервые небольшое судно на подводных крыльях (СПК) было испытано во Франции на реке Сене в 1897 году русским подданным Шарлем де Ламбером. Однако мощности использовавшегося парового двигателя не хватило для поднятия судового корпуса над водой. В тоже время итальянский изобретатель Э. Форланини разогнал экспериментальное судно на многоярусных крыльях до 68 км/ч. В начале прошлого столетия испытания моделей СПК проводились изобретателями США, Британии, Германии, Швейцарии, Канады, Италии. В 1919 году судно Фредерика Бэлдвина HD-4, одобренное ВМС США, на двух двигателях установило мировой рекорд, развив по воде скорость 114 км/ч. Однокрылые модели британского кораблестроителя Д. И. Торникрофта имели длину около 7 метров и развивали скорость около 64 км/ч.

    В 40-е годы конструкторское бюро Германии под управлением Ганса фон Шертеля построило крылатое судно, развивающее скорость до 74 км/ч с грузом на борту в 20 тонн. В 50-е годы Шертель, основав в Швейцарии компанию «Супрамар», построил деревянное судно на частично погружённых крыльях, которое первым в мире совершало коммерческие перевозки 32 пассажиров между городами Италии и Швейцарии. В 1956 году по лицензии «Супрамара» фирма «Родригес» начала серийное производство судов РТ-20 на подводных крыльях для использования в море. РТ-20, имея водоизмещение в 32 тонны, перевозило 72 пассажира через пролив Мессинский, развивая скорость около 62 км/ч. За 20 лет «Супрамар» разработал серию моделей на частично погружённых подводных крыльях и по его лицензии было построено более 200 судов в Италии и Японии.

    В США в 60-е годы в разработке военных патрульных и ракетонесущих катеров участвовала фирма «Боинг». Быстроходные вооружённые корабли класса «Пегас» входили в состав флота США с 1977 года до 1993. С 1974 года «Боинг» произвёл около 20 морских гражданских судов «Джетфойл», перевозящих от 167 до 400 пассажиров на борту. Сегодня «Джетфойлы» по лицензии строятся японской фирмой «Кавасаки».

    В 60-70-е годы прошедшего столетия ВМС Канады и Италии имели на вооружении быстроходные вооружённые катера на подводных крыльях.

    Появление «Метеора»

    В СССР большинство СПК было сконструировано под руководством талантливого инженера Ростислава Евгеньевича Алексеева. В 1941 году в дипломной работе «Глиссер на подводных крыльях» Алексеев Р.Е. описал принцип работы малопогружённого подводного крыла. Экзаменационная комиссия Горьковского политехнического института узнала о судне, не имеющем аналогов в истории кораблестроения.

    В начале 50-х годов в Советском союзе строились военные торпедные катера на носовых подводных крыльях. На протяжении 1963-1967 годов были построены 16 сторожевых и 12 пограничных катеров на подводных крыльях по проекту «Антарес» и 2 противолодочных корабля «Сокол».

    В 60-е годы было построено несколько единичных экспериментальных СПК «Стрела-1,2 и 3», «Чайка», «Буревестник», «Спутник», «Вихрь», «Тайфун». На службе у судового надзора и на спасательных станциях использовались катера на подводных крыльях «Волга». Советский союз экспортировал пассажирские СПК в десятки стран мира.

    Экспериментальный теплоход «Метеор» в ходе испытаний в ноябре 1959 года прошел свой первый путь - от Горького до Феодосии. После зимовки в мае 1960 года «Метеор» вернулся в Горький. Успешный испытательный рейс судна позволил выставить пассажирский теплоход «Метеор» экспонатом на выставке речного флота в Москве для представления руководству Советского Союза. Демонстрация первого теплохода «Метеор» главе СССР Н.С. Хрущёву проходила под совместным управлением Р.Е. Алексеева и знаменитого авиаконструктора А.Н. Туполева.

    Серийное производство теплохода «Метеор»

    Речной флот Советского союза располагал самым многочисленным парком крылатых судов. Более 1000 быстроходных катеров и теплоходов на подводных крыльях использовалось на реках и озёрах нашей Родины. Поднятые на крыло речные суда увеличили скорость и стали привлекательным транспортом для местных пассажирских перевозок и быстрых поездок между городами. Речные путешествия привлекали советских жителей комфортом, скоростью и экономичностью.

    С сентября 1961 года серийное производство теплоходов «Метеор» проводилось в Татарстане Зеленодольским судостроительным заводом имени А. М. Горького. За 30 лет более 400 теплоходов серии «Метеор» было спущено на воду. Увеличение пассажиропотока требовало новых более вместительных и комфортабельных теплоходов. И в мае 1962 года из акватории завода вышел «Метеор-2», поднимающий на борт с баром и кафе 115 человек.

    Нижегородское конструкторское Бюро по СПК им. Р.Е. Алексеева разработало модификацию теплохода «Метор-2000», оборудованную импортными двигателями и комфортабельным салоном с кондиционерами. С 2007 года линия, производившая «Метеоры», реконструирована под производство новых теплоходов серии А45-1.

    Описание СПК «Метеор»

    Однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях «Метеор» оснащён дизельным двигателем. В автономном режиме, без дозаправки, теплоход доставляет пассажиров на расстояние не более 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам России. Туристические экскурсии или деловые междугородние поездки на теплоходе «Метеор» осуществляются только в светлое дневное время. Дистанционный контроль за движением судна из ходовой рубки осуществляется командой из 3 человек.

    Три пассажирских салона на 124 человека, расположенные в носовой, кормовой и средней частях теплохода, оборудованы мягкими комфортными креслами и единой аудиосистемой для передачи информации пассажирам. В среднем салоне имеется бар, а в носовом салоне живописные окрестности проплывают за огромными панорамными окнами. Через палубу судна осуществляется проход между пассажирскими салонами, к туалету, в подсобное помещение и машинное отделение.

    Технические характеристики теплохода «Метеор»

    Эксплуатируется теплоход «Метеор» на скорости 60-65 км/ч, хотя может разогнаться на просторе до 77 км/ч. При длине судна 34,6 м и ширине при размахе крыльев 9,5 м пустой теплоход имеет водоизмещение 36,4 тонны, а при полной загрузке - 53,4 тонны. Во время стоянки высота судна составляет 5,63 м, а осадка 2,35 м. Во время движения на крыльях «вырастает» до 6,78 м и оседает на 1,2 м.

    Высокий расход топлива теплоходом "Метеор" - существенный недостаток крылатого судна. Первые модели теплохода расходовали в час примерно 225 л дизельного топлива. Использование новых современных моторов сокращает этот показатель до 50 л в час.

    Двигатель «Метеора»

    Главными двигателями на теплоход устанавливаются 2 двенадцатицилиндровых четырёхтактных дизельных мотора типа М-400, имеющих турбонаддув, реверсивную муфту и водяное охлаждение. Номинальная мощность каждого двигателя при 1700 об/мин составляет 1000 лошадиных сил. Вспомогательными движителями является пара пятилопастных гребных винтов 710 мм в диаметре. Судовые нужды обсуживаются агрегатом, состоящим из:

    • Дизельного двигателя, имеющего мощность 12 лошадиных сил при 1500 об/мин.
    • Генератора (5,6 кВт).
    • Компрессора.
    • Самовсасывающего вихревого насоса.

    Устройство крыльев включает в свою конструкцию несущие (носовое и кормовое) стальные крылья и два закрылка из магниево-алюминиевого сплава, установленных на стойках носового крыла.

    Электроэнергию в ходовом режиме подают два установленных на главных двигателях генератора постоянного тока с мощностью каждого по 1 кВт. Во время стоянки используется вспомогательный генератор, а также теплоход оснащён автоматом параллельной работы генератора с аккумуляторными батареями.

    Безопасность на борту теплохода

    Все устройства и механизмы теплохода контролируются системой управления судна. Плавное движение и надёжная работа двигателей гарантируется регулярным тщательным техническим обслуживанием пассажирских судов. Палуба и салоны для пассажиров защищены от непогоды прочной крышей. Удобные кресла и безопасность на теплоходе «Метеор» располагают к увлекательным путешествиям и речным прогулкам с семьёй или в кругу друзей.

    Будни «Метеора» сегодня

    Несмотря на то, что теплоходы на подводных крыльях «Метеор» уже не производятся, эти суда и сегодня используются для пассажирских перевозок на территории Росси, стран СНГ и дальнего зарубежья. В сложные 90-е годы многие речные судоходства, оставшись без работы, были вынуждены продать «Метеоры» в туристические компании Греции, Китая и Вьетнама. В Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии до сего дня используются произведённые в СССР теплоходы «Метеор» и другие суда на подводных крыльях.

    В России регулярные рейсы действуют в период навигации по маршрутам Иркутск - Братск по Ангаре, из Петрозаводска до Шалы, Кижей и Великой Губы по Онежскому озеру, по Ладоге до Валаама из Сортавала. Между городами судоходных рек Волги, Дона, Лены, Амура и Камы пассажиры с удовольствием пользуются теплоходами, а не электричками и поездами.

    "Спутник", "Комета", "Метеор", - так назывались известные многим быстроходные суда на подводных крыльях, способные скорее "лететь", чем плыть по рекам и морям. Названия кораблей не лишены доли романтизма и вызова, присущего советским конструкторам и изобретателям. Настоящие ракеты на речных просторах! Быстрые, стремительные, обтекаемой формы, словно взлетаюшие в небо чайки или ласточки, эти изящные суда, как и многое другое, стали гордостью Советского Союза в 1960 - 1980 гг. Но потом....происходит резкий и продолжительный спад в индустрии и многих отраслях. Сегодня, в современной России эти прекрасные суда используюся все меньше и меньше. Помимо невероятно красивых снимков из золотого и славного прошлого, мы увидим несколько печальных фотографий заброшенных и разобранных "Метеоров". Все это далее в новом материале на нашем сайте. Начнем с Золотой Эры этих скоростных ракет. Белого цвета, довольно шумные, но мощные и быстрые, а некоторые способны развивать скорость в 150 км\ч и перевозить больше 300 пассажиров на борту. Возможно, самый красивый из всех судов данного типа это "Буревестник". Корпус в футуристическом стиле с двумя самолетными турбинными двигателями по бокам не может не восхищать.










    Рулевая напоминает кабину автомобилей 1950 -х годов, обтекаемой формы с плавными линиями:




    На этой редкой фотографии мы можем видеть Порт Одессы на Черном море, возвращаясь в 1984 год:







    А здесь небольшие экспрессы в ожидании пассажиров:




    "Метеор", вид с боку:




    Сохранившаяся приборная панель:

    В период с 1960 по 1980 год в Советском Союзе было построено множество таких судов - разнообразных модификаций, форм и размеров. Больше 3 000 единиц по примерным оценкам использовалось в России и Украине. Большинство из них было разработано и спроектировано Ростиславом Алексеевым - кораблестроителем, создателем судов на подводных крыльях а также экранопланов и экранолётов. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение.

    Юбилейный портрет Р. Алексеева и его монумент в Нижнем Новгороде:





    "Ракета" стала первым Советским пассажирским судном на подводных крыльях. («Ракета-1» была построена на заводе «Красное Сормово».) Производство продолжалось до середины 1970 годов. Было построено около 400 теплоходов. «Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части. Кстати, только через 4 года подобное судно сделали в США. До высоких скоростей (максимальная 120 км/час) "Ракеты” дошли благодаря гибриду корабля и самолета: на них ставили двигатели от бомбардировщиков. Это был уникальный агрегат, суперлегкий, полностью состоящий из алюминия. Правда, аппетит он имел немалый: расход топлива достигал 103 кг/ч на крейсерской скорости. Несмотря на это, сам Никита Сергеевич Хрущев поразился "Ракетой”, и произнес памятные слова: "Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру - современную скорость!”.






    Технические параметры "Ракет” были таковы: длина - 27 м, ширина - 5 м, осадка на плаву¬ - 1,8 м, осадка при ходе на крыльях - 1,1 м, средняя скорость - 60 км/ч, мощность - 850 л.с., количество пассажиров - 64 человек. Существовала и пожарная модификация "Ракета-П” с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, которые не имели аналогичных технологий. Из широкого использования они вышли сразу после развала СССР. Основной причиной тому стала невероятная энергозатратность судна. Правда, некоторые "ракеты” и по сей день используются в рейсах, и как прогулочные корабли. Например, в Москве с 2007 года началось постепенное восстановление "Ракет”, а в навигацию 2009 года уже вышло четыре судна.




    Эра « Метеоров »

    «Метеоры» строились с 1961 по 1991 гг. В отличии от «Комет» использовались для речных круизов а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1. Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки. Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом,среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

    Ниже перед вами великолепная фотография теплохода и красивого пейзажа:





    А это раннее фото «Метеора» на Волге. Начало 1970 – х.




    Также «Метеоры» с успехом совершали речные круизы по Неве в Санкт-Петербурге:







    «Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964-1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962-1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись лениградским заводом Звезда.




    Одна из «Комет» совершает круиз к Валааму. (прим: группа островов в северной части Ладожского озера в 22 км от материка.):




    «Комета» могла похвастаться скоростью 60-70 км\ч:




    «Восход» - еще один тип судов, создавались для замены более старых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.






    Обновленный «Катран-М» и более крупный «Восток» (фирма Seatech):




    Теплоход известный как «Комета - 44» 1979 года постройки, ныне используется в Турции под названием «Ege Princess»:







    «Буревестник» - одно из самых красивых судов из всей серии! Настоящий шедевр инженерной мысли, фантастический облик и скорость. «Беревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.
















    В 1993 году на металлолом был разобран последний уцелевший «Буревестник». Какой позор!







    «Спутник» на фото ниже, использовал похожие двигатели (4х850 л.с) и мог взять на борт 300 пассажиров:






    Теплоход «Чайка» имел несколько отличительный вид, был построен только один экземпляр: «Чайка» рассчитывалась на 30 человек, однако развивала скорость до 100 км\ч:


    Менее известен и редко вспоминается «Тайфун»:

    …и также не стоит забывать про «Ласточку»:

    Нынешнее состояние уцелевших экземпляров постройки 1960-1980 гг, к сожалению, не очень хорошее. За редким исключением. Теплоходы можно видеть в совершенно разных местах: некоторые рушатся в самых плохих условиях, некоторые ждут переоборудования в плавучий ресторан или яхту, а иные и забыты вовсе.




    Недалеко от Перми - ржавеющие суда-герои прошлого на фоне осени:






    Это ресторан или…….несчастный «Спутник». Самара:




    Бар в спальном районе небольшого городка на Украине:



    Ниже другие жертвы времени, от судна-пристани до супер-яхты:





    В Финляндии каким то образом можно найти сразу несколько прекрасно функционирующих судов. Ощущение, что попадаешь в прошлое:

    И в завершении – отличный снимок скользящего в тихой воде «Метеора»:

    Наталья Козина

    Аппликация из цветной бумаги «Ракеты и кометы » (приурочена ко Дню Космонавтики 12 апреля )

    Задачи :

    1. Обеспечение развития сенсомоторных координаций через активизацию разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного) посредством развития навыка разрезания готовых бумажных форм на симметричные элементы, знакомства с новым способом складывания квадрата для изготовления шестилучевой звезды; закрепления навыка вырезания круга из квадрата;

    2. Развитие произвольной регуляции (формирование мышечного контроля пальцев рук) посредством закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации при изображении «хвоста» .

    3. Закрепление образных представлений о космосе на основе восприятия образца аппликации .

    В процессе вырезания из бумаги, складывая квадрат для получения из него треугольников одинакового размера, ребенок ориентируется по опорной развернутой линии сгиба. Закрепляются понятия «разрезать по линии сгиба» , посредством зрительного , слухового и тактильного восприятий. Отрабатывается навык вырезания круга из квадрата по памяти и речевой инструкции, а также обрывания углов у квадрата для получения круга. Все это способствует развитию тактильно-, зрительно- и слухомоторных координаций.

    В процессе закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации обеспечивается формирование мышечного контроля пальцев рук. Ребенку необходимо аккуратно разорвать листочки желтого и оранжевого цвета на полоски, чтобы выполнить «хвост» кометы и огонь из сопла ракеты .

    В процессе рассматривания образца аппликации , анализа формы ракеты , кометы , луны и звезд, способами их изображения, при творческом подходе к составлению композиции расширяются образные представления детей о космосе .

    Материалы :

    Демонстрационный : готовый образец аппликации , красивый конверт с письмом.

    Раздаточный :

    Листы картона черного цвета как фон (по количеству детей)

    Кисточки для клея

    Клей ПВА

    Салфетки для удаления лишнего клея

    Ножницы

    Клеенка

    Желтая, оранжевая, красная бумага для изготовления «хвоста» кометы и огня из сопла ракеты

    Прямоугольник из бумаги золотистого цвета для корпуса ракеты

    Квадраты из бумаги серебристого цвета для изготовления верхней части ракеты и крыльев ракеты

    Квадраты из бумаги бледно-желтого цвета для изготовления луны и звезд

    Квадраты из бумаги голубого цвета для изготовления иллюминатора

    Музыкальный материал : звукозапись из мультфильма «Тайна третьей планеты

    Предварительная работа :

    Рассматривание изображений луны и звезд на фоне ночного неба

    Рассматривание изображений с ракетами , космическими спутниками и другими аппаратами, а также различными космическими объектами (планеты, кометы , млечный путь)

    Беседа о космосе (в доступной для детей форме)

    Закрепление представлений о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)

    Изображение ночного неба со звездами и кометами на занятии по рисованию

    Знакомство детей с космосом , расширение их представлений о космических телах , о космонавтах происходит в течение недели апреля , на которую приходится праздник День космонавтики , поэтому вся непосредственно образовательная деятельность, в том числе и художественно-творческая, так или иначе связана с недельной темой при планировании.

    Ход занятия.

    Вводная часть.

    Воспитатель начинает с детьми беседу (как фон звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты» ).

    К нам в детский сад пришло письмо от Буратино. Представляете, он решил полететь на Луну, но не знает как. В этом письме Буратино просит нас с вами, ребята, помочь ему. Уж очень он хочет поиграть на Луне. Ребята, а как вы думаете, на чем можно полететь на луну?

    Воспитатель выслушивает ответы детей и если нужно поправляет или поясняет.

    Ребята, а разве все, кто хочет, могут полететь в космос на Луну ?

    Далее педагог вспоминает вместе с детьми, что в космос отправляются только прошедшие специальную подготовку космонавты . А чтобы стать космонавтом , нужно очень долго готовиться, тренироваться. Космонавты должны быть не только умными, сильными, смелыми, храбрыми и отважными, но и добрыми, отзывчивыми, должны уметь помогать своим товарищам, так как в космосе их подстерегает очень много опасностей.

    И все-таки, ребята, чтобы Буратино не сильно расстраивался, давайте сделаем ему в подарок красивые картины-аппликации , а когда он вырастет, сможет сам отправиться в путешествие на луну.

    Основная часть.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть готовый образец и задает детям вопросы для анализа. Сначала дети подробно рассматривают изображение ракеты и отвечают на следующие вопросы :

    Из каких геометрических фигур состоит ракета ?

    Какая геометрическая фигура в основе корпуса ракеты ?

    На какую геометрическую фигуру похожа крыша ракеты ?

    Что еще есть у ракеты ?

    На какие фигуры похожи крылья ракеты ?

    Какой формы иллюминатор?

    Все геометрические фигуры можно обрисовать пальчиками в воздухе для закрепления представлений.

    На какую фигуру похожа луна?

    Сколько лучей у звезд, изображенных на картине?

    Выполнение ракеты .

    После подробного анализа готового образца воспитатель предлагает детям сначала изобразить ракету из прямоугольника золотистого цвета. Давайте наклеим корпус ракеты на наше «ночное небо» так, как будто она летит (по диагонали) .

    Далее сделаем иллюминатор, для этого у квадрата голубого цвета срежем углы, чтобы получился круг. Теперь надо сделать нос у ракеты . Сделаем его из квадрата серебристого цвета. Возьмем квадрат и разрежем его на два треугольника. Дети, которым трудно сделать разрез на глаз, сгибают квадрат и разрезают его на треугольники по линии сгиба. Один треугольник надо отложить. Это будет нос ракеты . Второй треугольник надо разрезать еще на два треугольника меньше по размеру. После этого наклеим нос ракеты и крылья . Следует обратить внимание детей на различные способы присоединения крыльев к корпусу ракеты .

    Теперь сделаем огонь, который вырывается из сопла ракеты . Для этого аккуратно, не торопясь, разрываем бумагу желтого, оранжевого и красного цвета на полоски и приклеиваем ниже корпуса.

    Выполнение кометы

    Педагог спрашивает у детей, как можно сделать комету из бумаги (на что она похожа, оперируя прошлым опытом детей, полученном на занятиях по рисованию и в процессе другой образовательной деятельности. Далее педагог уточняет, дополняет и конкретизирует варианты, предложенные детьми. Педагог показывает и поясняет последовательность изготовления 6-ти лучевой звезды для кометы . Берем квадрат бледно желтого цвета и складываем его так, чтобы получился треугольник. Далее опираясь на словесную инструкцию воспитателя, схему и показ дети выполняют шестилучевые звезды для своих работ. Педагог по мере возможностей осуществляет помощь каждому из детей. Хвост кометы выполняем методом обрывной аппликации точно также как и огонь из сопла ракеты . Далее дети дополняют свои картины другими элементами. Выполняем Луну методом обрывной аппликации . Возьмем квадрат желтого цвета и оборвем уголки у квадрата так, чтобы получился круг. В процессе наклеивания деталей аппликации как фон может звучать негромкая музыка

    При вырезании деталей аппликации ребенок учится тормозить движение в задуманной точке, изменять его траекторию, что ведет к формированию произвольной регуляции. Развивается чувство симметрии, логическое мышление, закрепляются знания об основных геометрических фигурах.

    Заключительная часть.

    1. Физкультурная разминка «космонавты » . Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и представить себя космонавтами , которые парят в невесомости. Движения у космонавтов плавные , медленные, как будто они плывут в воде. Выполняются поочередные поднимания ног, движения руками в стороны, наклоны корпуса вперед, стоя на одной ноге. Разминка может проходить в любом свободном пространстве группы под медленную музыку.

    2. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть их работы, выставляя их на доске и рассказать желающим о своей картине. Педагог оценивает каждую работу и в первую очередь обращает внимание на то, что у ребенка получилось лучше всего. Следует обязательно похвалить каждого из воспитанников.

    Последующее использование работ : педагог оформляет выставку детских работ «ракеты и кометы »

    Последующая работа : выполнение детьми аппликаций на другие космические темы («инопланетянин» , «космический спутник » ) или по творческому замыслу детей.

    При проведении занятий по изобразительной деятельности не следует забывать и об основных санитарно-гигиенических условиях комфортности в группе : свежий воздух, проветривание, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. К психологическим условиям комфортности на занятии относятся : эмоционально-положительный тон в общении, учет психического и физического здоровья ребенка, стимулирование мотивации на успешность, чередование интенсивности в обучении с релаксацией.

    Главная цель, которую ставит перед собой педагог - это психологическое здоровье каждого ребенка, без которого двигаться вперед нельзя. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения личностного плана, то это отражается в его изобразительной деятельности.

    Любой ребенок - это носитель огромного количества эмоций и все его беспокойство, агрессивность, неуверенность, тревога хорошо заметны педагогу по его работам. Наша задача - создать комфортную творческую среду , особый микроклимат, способствующий развитию опыта взаимодействия детей, педагога и родителей, формированию коммуникативных способностей, приобщению ребенка к миру людей, к миру вещей, к искусству.

    Литература

    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967.

    Гусакова М. А. Аппликация . - М.: Просвещение, 1982.

    Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе детского сада . - М.: Просвещение, 1982.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.

    Психолого-педагогическое сопровождение основной общеобразовательной программы «Успех» . – Н. Новгород : НПЦЗПТ, 2011.

    Педагогические технологии содействия развитию детей «Двенадцать месяцев» . Апрель . «Путешествия по планете Земля» Учебное пособие – Н. Новгород : Нижегород. гос. архит. -строит. ун-т, 2006. - с.

    Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.

    Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду . - М.: Просвещение, 1982.

    Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду : Альбом. - М.: Просвещение, 1980.






    «Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее - компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.

    Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне - Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии .

    Фотографии памятника датированы августом 2011 года.

    Вид с носа:

    Вид на носовой салон:

    Корма:

    Носовое крыльевое устройство:

    Кормовое крыльевое устройство:

    Ходовая рубка:

    История создания


    Судно на подводных крыльях «Метеор» - второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.

    Ростислав Алексеев:


    Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование... Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

    Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):


    Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» - судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже - 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.

    Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»):


    Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):

    Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:


    С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие - в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.

    «Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):

    «Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).

    Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:

    Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

    С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

    Греческий «Falcon I»Греция - бывший украинский «Метеор-19»:

    Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:

    «Chang Xiang 1», Китай:

    «Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:

    В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть - на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.

    «Метеор-282» на Оби (фото Анатолия К):

    Ярославский «Метеор-159» прибывает в Тутаев (фото Дмитрия Макарова):

    Казанский «Метеор-249» (фото Meteor216):

    «Метеор-188» на Лене (фото Владимира Куницына):

    «Метеор-242» в Кижских шхерах (фото Дмитрия Макарова):

    «Метеор-189» на Малой Неве (фото Seven_balls):


    Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.

    Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:

    А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».





    Конструкция и технические характеристики


    «Метеор-193» - судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор - Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип -двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса - 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) - 9,5 метра. Осадка на плаву - 2,35 метра, при ходе на крыльях - около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом - 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость - 65 км/ч (рекорд - 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) - 600 км.

    У «Метеора» - три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость - 124 человека.

    Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):


    Средний салон (фото Владимира Буракшаева):

    Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.

    Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):

    Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

    Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):

    В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

    Машинное отделение (фото Алексея Петрова):

    Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство - носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

    Принцип их действия крыльев «Метеора» - такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.


    В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.

    P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.

    Эти детища гениального конструктора Ростислава Алексеева, некогда бороздившие реки и морские мелководья по всему миру, сейчас переживают не лучшие времена. Большая часть отправилась в металлолом ещё в советское время, судьба некоторых довольно экзотична (например, поселковый магазин в Красноярском или спортивное кафе в Челябинской области), а некоторым из них всё нипочём и они продолжают служить людям и в наше время. Чуть подробнее об этом:
    «Метеор-196» Построен в 1984 году, не эксплуатируется с 1994, сейчас находится на Заозёрской ремонтно-эксплуатационной базе флота, Пермь.

    Он же, 2011 год

    Ракета–69 в микрорайоне Переборы города Рыбинск Ярославской области. Построена в 1962 году, а сейчас это просто детский аттракцион в парке.

    Недавно в целях сохранения судна было принято решение о реставрации внешней обшивки, кроме того, доступ посетителей внутрь, скорее всего, будет закрыт

    Она же, другой ракурс

    Ладожское озеро. Валаам. Метеор-191 «Преподобный Серафим». Рейсы между Санкт-Петербургом и Валаамом - это одна из немногих линий, на которых сообщение судами на подводных крыльях не остановилось. Все обслуживающие эту линию суда имеют тематические названия: например, «Патриарх Алексий II», «Андрей Первозванный» или «Игумен Назарий».

    «Ракета» в черте города Москва, начало нулевых.

    В настоящее время на ходу только шесть «Ракет» -две работают в Финляндии качестве прогулочных судов (причём, у одной из них спилены подводные крылья), две - «Ракета-258» и «Ракета-269» - до сих пор ходят на рейсовых маршрутах в Якутии. Ещё по одной есть в Братиславе (столица Словакии) и городе Нефтеюганск.

    Пришвартованный "Восход" в дельте реки Дон.

    «Ракета» на Александринском причале в городе Кыштым, Челябинская область. Первоначально судно хотели продать в Бразилию, но в годы перестройки что-то пошло не так и сделка сорвалась. В 1995 году судно вертолётом доставили на берег кыштымского пруда - местный бизнесмен оплатил его доставку вертолётом, чтобы оборудовать в корпусе кафе. Кафе действительно существовало здесь какое-то время, сейчас же место совершенно покинуто

    Момент доставки «Ракеты» в Кыштым, ноябрь 1995 года

    «Метеор» в Хошимине, Вьетнам. Скорее всего, в кадре Petro Express 01 - единственный из трёх хошиминских «Метеоров», который ещё на ходу.

    На севере Будапешта, Венгрия. 2014 год. В Венгрии этот тип судов называется «S?lyom» - «Сокол». S?lyom II, попавший в этот кадр, спущен на воду в 1988 году.

    «Метеор-001» в Нижнем Новгороде, недалеко от завода «Красное Сормово», где конструировали суда этого типа. Построен в 1962 году, списан в 1980, в 1982 установлен в качестве памятника, а в 2004 перемещён на новое место, примерно в километре от предыдущего.

    На постаменте написано, что судно построено в 1959 году. Первый «Метеор» действительно был построен в 1959 году, но дело в том, что на постаменте стоит не первое, а восьмое по счёту судно - первое сильно пострадало после столкновения с баржей, вскоре после чего было разрезано на металлолом ещё в 1980. Но сейчас тот «Метеор», что стоит на постаменте - действительно первый из тех, что сохранились.

    А самая старая из сохранившихся «Ракет» (седьмая по счёту, построена в 1959) в наши дни выполняет функции сельского магазина в посёлке Подтёсово (Красноярский край).

    Небольшое отступление от темы: списанный экраноплан на динамической воздушной подушке "Волга-2", Черногорский берег Скадарского озера. Волга-2 - первый в Советском Союзе и России экраноплан гражданского назначения, разработанный конструктором Виталием Дементьевым. Экраноплан производили на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол".

    «Комета» и «Колхида»
    Тирренское море, Неаполитанский залив
    Неаполь, порт Моло Беверелло

    Метеор-193 в Казани, около здания Речного училища. Построен в 1984, списан в 2004, установлен в качестве памятника в 2006.

    Опытный экземпляр быстроходного судна «Спутник». Построен на заводе Красное Сормово (Горький), в серию не пошёл. До 1979 года курсировал между Куйбышевом (Самарой) и Казанью, после чего был списан и до сих пор стоит в парке у речного вокзала города Тольятти. У муниципалитета существуют планы оборудовать внутри корпуса судна кафе, но, кажется, арендатор-энтузиаст пока не нашёлся.

    Метеор-131 на последней стоянке в Якутском речном порту. Совершил последний рейс в 2007 году.

    «Комета» - морской вариант «Метеора» - во французском Бресте. 2009 год

    В нулевых годах несколько «Восходов» было построено на верфях Амстердама. Конкретно этот построен под названием Rosanna, но впоследствии выкуплен Украиной, сейчас приписан к порту Николаев и ходит под названием «Нiбулон Експрес-2»

    Метеор-223 на барже в Тобольске. Выведен из эксплуатации в 2009 году.

    Судно типа «Ракета», построенное в 1962 году для Финляндии, первоначально называлось «Tehi». Но в восьмидесятые годы оно было списано, её перекупила частная компания, которая решила переоборудовать её в обычное водоизмещающее судно. Сейчас эта «Ракета» называется Suuvi-Tuuli и успешно ходит по озеру Пюхяярви.

    «Восход-24» - последнее судно на подводных крыльях Нижнего Новгорода. Не эксплуатируется с 2012 года.