Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Кто такой лидер? Типы лидерства

     Кто такой лидер? Типы лидерства
    Лидерство в рабочем процессе - это способность определенной личности оказывать влияние как на отдельно взятых участников коллектива, так и на

    команду в целом.
    Лидер - это человек, которого можно сравнить с зеркалом по отношению к той или иной группе. Это значит, что он отображает все те деловые и психологические черты характера , которые приветствуются и одобряются именно в данной группе.
    Влияние лидера сказывается:

    • на умении завладеть вниманием других людей, донести до них свои мысли и видение,
    • в таланте убедить большинство участников команды, что его идеи – интересны и достойны воплощения в жизнь,
    • когда все остальные участники коллектива признают его право принимать решения в ответсвенных ситуациях,
    • возможности заручится поддержкой людей для достижения целей организации.

    Считается, что лидером в организации является ее основатель. Это правильное мнение. Но для более успешного развития компании, а также управлением большим коллективом одного лидера явно недостаточно.
    Поэтому для грамотного управленца важно знать – кто еще в коллективе, кроме него, имеет авторитет у подчиненных? Для эффективного управления персоналом верным решением будет превратить неформального лидера в официального. То есть, назначить его начальником отделения, управления, цеха или любой другой малой группы.
    Продвигать по карьерной лестнице людей, которые собственными силами, талантами и харизмой научились оказывать влияние на людей – это самый верный управленческий ход.


    Стили лидерства

    Стиль лидерства - это определенная система приемов, типичная для лидера, которыми он воздействует на членов группы.
    Выделяют следующие стили лидеров:
    1) Лидер-организатор.
    Такой лидер все недостатки, потребности, огрехи и слабые стороны компании и коллектива воспринимает как свои собственные, поэтому действует активно, стараясь улучшить или исправить положение вещей. Этот лидер уверен, что неразрешимых проблем не существует. Поэтому люди готовы его слушать, «заражаясь» его активной жизненной позицией .
    Лидер-организатор действует исключительно методами убеждений и поощрений, а если ему приходится критиковать, то он это делает корректно, осознавая, что он здесь пока «не самый главный».
    2) Лидер-творец.
    Отличается своим умением видеть что-то новое в обыденном, позитивное в критичном, готов браться за решение проблем, которые на первый взгляд неразрешимы и даже опасны. Не навязывает своего мнения, а только приглашает к обсуждению, в ходе которого люди склоняются именно к видению лидера, считая его своим собственным.
    3) Лидер-борец.
    Отличается волевым характером, уверенностью в своих силах, и готовностью бороться с любыми возникающими сложностями. Но порой такому лидеру не хватает времени, чтобы обдумать свои действия, и он не склонен к уступкам.
    4) Лидер-дипломат.
    Когда такой типаж людей пользуется своими способностями во вред, то их называют интриганами. Он всегда превосходно ориентируется в ситуации и в курсе всех ее скрытых деталей. Такой лидер точно знает, как и на кого лучше повлиять, так как всегда в курсе разных «скрытых течений» (сплетен, пересудов, секретов). Предпочитает не афишировать свои планы. Часто за таким стилем лидерства скрывается неумение руководить более достойными методами.

    Оптимальный стиль лидерства

    Но все же, самым идеальным лидером является типаж, который сочетает в себе эмоциональные, деловые и информационные компоненты.
    «Эмоциональные» черты лидера - это составляющая, благодаря которой каждый человек в команде может обратиться к лидеру за сочувствием, поддержкой, узнать его мнение.
    «Деловые» черты лидера делают его «руками» группы, ведь он может организовать дело, направить его в нужном направлении, наладить полезные деловые взаимосвязи.
    «Информационные» черты лидера делают его "мозгом" группы. Люди привыкли обращаться с вопросами именно к нему, ведь он почти все знает, может объяснить и подсказать.
    Лидер, сочетающий все три компонента, считается самым лучшим.

    Лидер - это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Поэтому лидерские качества необходимы, прежде всего, кандидатам на руководящие и топовые позиции. Коммуникабельность и аналитический склад ума, самостоятельность и умение работать в команде, амбициозность, стрессоустойчивость и креативность упоминаются практически в каждом CV, но далеко не всегда отражают настоящие качества кандидата и часто просто не согласуются с желаемой должностью. В резюме следует перечислять только те из них, которые будут применимы к желаемой позиции. В этой статье рассматривается характеристика «лидерские качества».

    В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.

    Сегодня многие компании заявляют о нехватке на рынке труда талантливых и опытных менеджеров во всех сферах бизнеса. Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей. «О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года, – рассказывает директор департамента развития компании Penny Lane Personnel Елена Егорова . – Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы. За семь лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков у сотрудников».

    Старший консультант HR-департамента хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Литвинова считает, что не следует забывать разграничивать два типа лидерства: формальное и неформальное. О формальном лидерстве можно говорить тогда, когда сотрудник занимает управленческую позицию и успешно справляется с должностными обязанностями. Неформальное же лидерство – это определенная харизма, умение влиять на людей и убеждать их, способность брать на себя ответственность. Идеальный вариант – совпадение руководящей позиции и качеств неформального лидерства. Однако подобные варианты встречаются довольно редко, что лишний раз подтверждают дискуссии участников проекта HeadHunter LIVE на тему «О формальных и неформальных руководителях проектов».

    Кому нужны лидерские качества?

    Лидерство приписывают себе как вчерашние выпускники вузов, так и претенденты на топ-позиции. «С точки зрения работодателя, лидером можно считать кандидата, нацеленного на результат, достигающего его максимально быстро и выгодно для организации и ведущего к нему всю свою команду», – считает аналитик кадровой компании AVANTA Personnel Илья Баранов .

    Когда перед рабочим коллективом поставлены сложные задачи, которые необходимо выполнить в сжатые сроки при ограниченности ресурсов, требуется лидер, способный мотивировать своих коллег на достижение поставленных перед командой целей. Ольга Литвинова говорит, что сейчас очень распространено "проектное лидерство" – назначение сотрудника руководителем небольшого,ограниченного во времени проекта. Это дает руководству компании шанс оценить управленческий потенциал специалиста, а ему самому – попробовать силы, убедиться в своем умении управлять командой. Как правило, после опыта успешного «проектного лидерства» специалист может стать полноценным мидл- или топ-менеджером. Однако эксперт также считает, что лидерские качества, так необходимые на руководящих должностях, могут навредить на позициях, где требуется лишь аккуратность и механическое выполнение каких-либо действий. «Безусловно, если в специалисте начинают проявляться лидерские задатки – это его преимущество, – рассказывает Илья Баранов. – Вопрос в том, насколько занимаемая позиция и текущая ситуация в компании позволят ему реализовать этот потенциал. Если положение дел в организации не дает сотруднику возможности проявлять и применять на деле свои качества, то он начинает терять интерес к работе и искать счастья на стороне».

    Эксперты кадрового рынка считают, что лидерские качества сейчас наиболее востребованы в тех сферах рынка, где высока конкуренция, присутствует необходимость быстро принимать решения, проявлять инициативу, работать с инновациями.

    «Лидеры – это люди, которые влияют на поведение других, следовательно, мы говорим о необходимости лидерских качеств, когда рассматриваем кандидата на руководящую, топовую позицию, или компания переживает этап реструктуризации, или работать коллективу приходится в стрессовом режиме, или необходимо вывести организацию из стадии застоя, – говорит Елена Егорова. – При этом важны такие личные качества, как умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность».

    Как подтвердить наличие лидерских качеств?

    Кандидаты, претендующие на управленческие позиции, вполне могут опустить в резюме информацию о наличии у них лидерских качеств: их предыдущий опыт работы будет говорить сам за себя. «Менеджеры среднего звена должны, в первую очередь, говорить о своем профессионализме, о том, что они умеют и хотят делать», – говорит старший менеджер департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International (Россия) Галина Немченко . А вот соискателям, стремящимся к руководящим должностям, но не имеющим управленческого опыта, надо постараться обратить внимание рекрутеров на наличие у них задатков неформального лидера еще в резюме, а во время личной встречи в полной мере продемонстрировать их. «В резюме свои лидерские качества кандидат может отразить, указав опыт руководства группой подчиненных, возможно, в рамках какого-либо проекта, – говорит Ольга Литвинова. – Чтобы подчеркнуть наличие навыков неформального лидерства, можно перечислить такие достижения, как формирование команды, увеличение продаж, успешную реализацию проекта».

    Многие рекрутеры признаются, что не обращают особого внимания на то, какие личные качества «приписал» себе кандидат в резюме. Они считают, что узнать о том, насколько соискатель коммуникабелен, стрессоустойчив, обладает ли задатками лидера, лучше непосредственно во время интервью. По манере поведения, по тому, как кандидат презентует себя, уже можно сделать определенные выводы относительно наличия у него требуемых для будущей должности качеств, а результаты специальных тестовых заданий, решений различных кейсов сделают портрет претендента более полным.

    «Резюме – это визитная карточка специалиста, содержащая информацию о его опыте и навыках, – говорит Илья Баранов. – Составляя CV, кандидат указывает сведения о направлениях своей предыдущей деятельности, выполняемых функциях и достижениях. Грамотно составленное резюме оставит первое положительное впечатление у рекрутера и позволит ему предположить наличие лидерских качеств у кандидата. Обращаю внимание, что только предположить . Хорошее резюме лишь увеличивает шансы на то, что оно будет сразу замечено, но реальный портрет кандидата все равно можно составить только при личной встрече, во время которой нередко соискателям предлагается пройти оценку психологов».

    «Лидерство – понятие неисчисляемое, и в резюме показать наличие этого качества достаточно сложно, – соглашается Елена Егорова. – Мы можем сделать определенные предварительные выводы на основе перечисленных в резюме навыков и компетенций, предыдущего опыта работы, успешно реализованных проектов, образования... Но окончательные мнение о кандидате может сформироваться только на собеседовании»

    Давайте попробуем выяснить, кто такой лидер ? На эту тему можно услышать и увидеть немало дискуссий, лидерство даже в какой-то степени является модным трендом, многие люди хотят стать лидерами, поскольку это несет в себе немало положительных моментов, способствует и достижению поставленных целей. Все это не спроста: у лидеров действительно намного больше шансов прийти к успеху, достичь большего, чем среднестатистический человек. И вот, чтобы им стать, нужно для начала хорошо понимать, кто такой лидер – об этом и пойдет речь далее.

    Чтобы дать точное понятие лидера, для начала я хочу рассмотреть распространенные мифы и заблуждения о лидерстве.

    Я заметил, что очень часто понятие “лидер” приравнивают к понятию “руководитель”. То есть, руководителя уже априори считают лидером. Но в действительности, это не обязательно так. Не каждого руководителя можно называть лидером, а не каждый лидер является руководителем. Понятие лидерства и понятие руководства – это разные понятия, и не нужно их путать. В идеале, конечно, руководитель должен стремиться быть лидером, но по факту далеко не всегда так получается.

    Если почитать о том, кто такой лидер, в различных методичках, книгах по лидерству и на других сайтах, то там образ лидера часто представлен в виде бесстрашного героя, который ведет за собой толпу и первым рвется в бой. Но фактически, это наверное, какая-то крайность в лидерстве, которая, конечно же, имеет место, но лидеров такого типа единицы среди миллионов, и не факт, что нужно стремиться быть именно таким (такие лидеры, кстати, как правило, очень нехорошо заканчивали).

    Так кто же такой лидер в более привычном и приземленном понимании?

    Лидер – это человек, обладающий , и пользующийся высоким доверием в коллективе. Это человек, которому другие члены группы готовы делегировать принятие решений за весь коллектив, от имени коллектива.

    Таким образом, лидер не обязательно может быть руководителем, но зато он обязательно будет представлять интересы рабочего коллектива перед руководителем.

    Также лидер – это не какой-то супермен, это самый обычный человек, который не обязательно должен быть физически сильным и бесстрашным, и даже очень умным, но зато он обязательно должен обладать высокой степенью самодисциплины, быть эмоционально стойким, а главное – уметь и нести за них ответственность. То есть, лидер должен быть сильным духом, морально, вот без этого качества стать лидером будет непросто.

    Лидер не обязательно должен постоянно стоять впереди всех и командовать (есть и такой стереотип). Он не обязательно должен быть “звездой” всех новостей, всюду “светиться”, всегда быть в центре событий и внимания. Лидер может проявлять свои лидерские качества только тогда, когда это необходимо, а в остальное время жить совершенно обычной жизнью, ничем не отличающейся от жизни других людей.

    Типы лидерства.

    Давайте рассмотрим основные типы лидерства. Психологи выделяют несколько классификаций лидеров по разным параметрам.

    Типы лидерства по характеру проявления:

    1. Производственный лидер – человек, проявляющие лидерские качества в рабочем коллективе. Как правило, это профессионал с хорошим опытом и отменным уровнем знаний, высокой трудоспособностью, всегда , в общем, пример для подражания. Лидера всегда уважают в коллективе, ему доверяют, но при этом он не обязательно является руководителем, часто он может занимать какую-то промежуточную должность или даже вообще быть рядовым сотрудником.
    2. Эмоциональный лидер – тип лидерства, основанный на умении создать в коллективе эмоциональный комфорт и благоприятную, дружественную, располагающую атмосферу. Например, если мы говорим о лидере в семье, то здесь как раз и идет речь об эмоциональном лидерстве. В то же время, эмоциональный лидер может быть и в рабочем коллективе, но его лидерство уже будет основано не на профессионализме, а на его душевных качествах. Часто такими лидерами становятся “массовики-затейники”, про них часто любят говорить “душа компании”.
    3. Ситуативный лидер – человек, никогда не являющийся лидером, а проявивший лидерство внезапно, в какой-то сложившейся ситуации. Такое тоже иногда бывает. То есть, человек, взявший на себя ответственность в определенных обстоятельствах, обычно требующих незамедлительной реакции. Например, спасающий тонущего, и т.п.

    Типы лидерства по отношению к коллективу:

    1. Авторитарный лидер – это человек, чье лидерство основано на силе и власти, которой он нередко сам себя и наделяет. Авторитарного лидера часто не любят в коллективе, боятся, поскольку он принимает решения без учета их мнения и практикует различные системы наказаний. Его подчиненные обычно работают неохотно, но старательно, из-за страха быть наказанными, поэтому демонстрируют высокие показатели деятельности. Авторитарное лидерство часто раздуто искусственно, но при этом оно очень сильное.
    2. Демократичный лидер – это человек, реально заслуживший доверие и уважение со стороны коллектива, как правило, коллектив и выдвигает его лидером. Демократичный лидер всегда интересуется мнением коллектива и отстаивает его интересы. Подчиненные такого лидера всегда стремятся качественно выполнить свою работу, не потому что иначе их отругают и накажут, а потому что действительно хотят этого. Демократичное лидерство считается более предпочтительным типом лидерства, чем авторитарное.

    Ну и теперь, чтобы хорошо запомнить, кто такой лидер, подведем краткий итог всему вышесказанному.

    Лидер – это обязательно:

    • Человек, обладающий харизмой в той или иной степени;
    • Человек, умеющий принимать решения и брать на себя ответственность, в т.ч. и за других людей;
    • Человек, сильный духом.

    Лидер – это не обязательно:

    • Руководитель;
    • Публичный человек;
    • Человек, обладающий выдающимися способностями.

    Теперь вы имеете представление о том, кто такой лидер. В заключение хочу дать ссылку еще на одну статью, в которой я более подробно рассматривал, какие качества в себе нужно развивать, чтобы стать лидером: .

    Не забудьте подписаться на наши официальные сообщества в соцсетях, чтобы удобно отслеживать выход новых статей на сайте . До новых встреч!

    Объяснение лидерства нашло отражение в нескольких теориях: ситуациональной, функциональной, поведенческой и других, а также интегральной теории лидерства.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 3

      ✪ Что такое лидерство. Супер наглядно показано!

      ✪ Лидерство, Харизма, как стать экспертом в своей нише. Секреты Мотивации

      ✪ Манипуляции и Лидерство 1. М.Пелехатый. НЛП Практик

      Субтитры

    Предпосылки лидерства

    Первые признаки лидерства наблюдаются в животном мире. Для социальных животных характерно выделение из общей среды лидера (вожака), функцией которого становится поддержание внутренней иерархии при собственном доминирующем положении. Вожак получает преимущества - приоритетный доступ к ресурсам, но одновременно и несёт бремя неудобств, в первую очередь связанных с защитой своего статуса .

    Теории

    Ранние западные теории

    Поиски качеств, присущих лидерам, продолжаются в течение многих веков. Вопросами о том, что отличает лидеров от обычных людей, задавались философы от Платона до Плутарха , тем самым отмечая что лидерство проистекает из индивидуальных особенностей человека.

    В XIX веке к исследованию лидерства обратилось множество авторов, противопоставлявших лидера и толпу, рабов и пытавшихся найти этому объяснение. Одну из наиболее влиятельных теорий сформулировал Фрэнсис Гальтон , считавший лидерство проявлением природного, наследственного таланта . Сесиль Родс , в свою очередь, считал, что лидера можно воспитать из одарённого человека через соответствующее обучение. Для практической поддержки своей теории Родс в 1902 году учредил стипендию , позволяющую студентам, имеющим лидерские наклонности, обучаться в Оксфордском университете .

    Теории середины XX века

    В конце 1940-х - начале 1950-х годов многочисленные оценки ранее выдвинутых теорий привели к выводу о необходимости нового подхода к проблеме лидерства. В первую очередь, не находило объяснение то, что качества, в одних ситуациях делавшие людей лидерами, в других для лидерства не требовались. Новые теории отошли от индивидуальных качеств лидеров и сместились в сторону поведения, которое способствовало занятию лидирующего положения. Подобный подход оставался доминирующим в психологии лидерства следующие несколько десятилетий.

    Управленческая решётка

    Функциональная модель лидерства

    Интегральная модель лидерства

    Разновидности

    Стиль лидерства характеризует способы, которые использует лидер для управления и мотивации подчинённых. Стиль определяется личными качествами: мировоззрением, особенностями характера и опытом. Для разных ситуаций подходящими являются разные стили, например, в чрезвычайных условиях и при значительном превосходстве компетентности лидера наиболее эффективен авторитарный стиль, а в сообществе людей близкого уровня знаний и высокой групповой сплочённости более подходящим является демократический стиль .

    Различают также: формальное и неформальное лидерство (в зависимости от того, осуществляется ли влияние с позиции занимаемой должности или при помощи своих способностей, умения или других ресурсов; лидерство по популярности и по способности, а также лидеров типа «чёрная овца ».

    Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития [ ] . Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидером в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества [ ] .

    В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти [ ] .

    Примечания

    1. Chemers M. An integrative theory of leadership. - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1997. - ISBN 978-0-8058-2679-1 .
    2. Plato. The Dialogues of Plato translated into English with Analyses and Introductions by B. Jowett, M.A. . - Oxford University Press. - Vol. 3.
    3. Markwell, Donald. Instincts to Lead: On Leadership, Peace, and Education. - Connor Court: Australia, 2013. - ISBN 9781922168702 .
    4. Bird, C. (1940). Social Psychology . New York: Appleton-Century.
    5. Stogdill, R. M. (1948). “Personal factors associated with leadership: A survey of the literature”. Journal of Psychology . 25 : 35-71.

    это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип Л. связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования Л. выделяется три типа Л., соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В рамках исследования Л. в малых группах различают формальное и неформальное Л. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном Л. выстраиваются по двум типам: руководитель - подчиненные или лидер - последователи. Эти типы Л. либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают: авторитарное Л., предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы Л. могут оказаться эффективными в разной степени. Относительно природы Л. в социологии существует несколько точек зрения. Одной из наиболее ранних была «теория черт», исходящая из необходимости определенных качеств для осуществления роли лидера. Причем набор этих качеств оказывался различным у разных авторов и практически бесконечным. «Ситуационная теория» исходит из определяющей роли тех конкретных условий, в которых действует лидер. Современные подходы пытаются объединить достижения обеих теорий. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свой авторитет, вдохновить последователей йа активные действия по достижению целей.