Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Морфологический анализ от фрица цвикки

     Морфологический анализ от фрица цвикки

    Метод морфологического анализа предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком. В отличие от большинства приемов ТРИЗ, эти игры и упражнения не получится проводить от случая к случаю, безсистемно. Но затраченные усилия вполне оправдывают себя. У ребенка развивается творческое воображение, формируется представление о мире как о бесконечном сочетании различных элементов, которыми можно управлять, метод способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов. Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

    Метод морфологического анализа в его современном виде появился в 30-х годах прошлого века. Автором метода является Фриц Цвикки, швейцарский астроном, который использовал данный подход в ракетостроении. Благодаря методу морфологического анализа он смог не только за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений, но и предсказать существование нейтронных звезд, а так же предположить существование «адских звезд», описание которых крайне схожи с открытыми сорок лет спустя черными дырами.

    Но корни метода морфологического анализа уходят в глубокую древность. Монах и логик Раймонд Луллий (1235-1315 гг.) в своем труде «Великое искусство» писал о том, что путем систематической комбинации очень малого числа принципов имеется возможность разрешить все проблемы философии и метафизики. Девять принципов Р. Луллия воплотились в приборах, где блоки одних окружностей вращались вокруг других. В результате перемещения окружностей относительно друг друга можно было получать различные высказывания и суждения. В современной ТРИЗ-педагогике используются упрощенные и модернизированные « ».

    У Луллия были свои последователи и почитатели. Среди них – Джордано Бруно, отмечавший, что человеческое знание согласовано с природой и понятия ума соответствуют иерархии вещей и Г.Лейбниц, написавший труд «О сочетательном искусстве».

    Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается по возможности большее количество известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения, в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.

    Последовательность действий при морфологическом анализе:

    1. Точно сформулировать проблему.

    2. Определить важнейшие элементы.

    3. Определить варианты исполнения элементов.

    4. Занести их в таблицу.

    5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

    6. Выбрать оптимальный вариант.

    Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали:

    Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель. Данный пример – один из самых простейших. Мы не будем сейчас рассматривать материалы, форму, функциональность и др. Овладев самим принципом морфологического анализа, вы без труда сделаете это сами при необходимости. Несомненно, вы узнаете прием , но Морфологическая таблица дает значительно больше вариантов для творчества, нежели перебор и объединение случайно выбранных объектов мебели.

    Усложненный вариант, но и более творческий, интересный — по вертикали и по горизонтали раскладываются части (подсистемы) объектов и комбинируются между собой.

    Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства.

    Основные элементы, которые мы разделим на 2 категории: для хранения одежды и вещей – шкаф, полки, тумбочка; и для отдыха и удобства – кровать, стул, стол.


    Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:

    А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол

    Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол

    В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.


    Мы так же можем добавить третью ось – например, материалы: дерево, пластик, ткань. Тогда получится Морфологический ящик, а количество возможных вариантов возрастет втрое.

    Морфологический анализ (ТРИЗ)

    Морфологический анализ - пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки . Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении .

    Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

    Пример

    Например, необходимо изучить морфологический характер всех видов транспортных средств и предложить новую эффективную конструкцию устройства для транспортирования по снегу - снегохода .

    Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к транспортному средству (снегоходу) морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода: А - двигатель, Б - движитель, В - опора кабины, Г - управление, Д - обеспечение заднего хода и т. п.

    Каждая характеристика (параметр) обладает определённым числом различных независимых свойств. Так, двигатели: А 1 - внутреннего сгорания, А 2 - газовая турбина, А 3 - электродвигатель, А 4 - реактивный двигатель т.д.;
    движители: Б 1 - воздушный винт, Б 2 - гусеницы, Б 3 - лыжи, Б 4 - снегомёт, Б 5 - шнеки и т. д. ;
    опора кабины: В 1 - опора кабины на снег, В 2 - на двигатель, В 3 - на движитель и т. д. ;

    По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике ) фиксируются наиболее существенные параметры.
    Например, для снегохода матрица будет иметь вид:

    (А 1 А 2 А 3 А 4)

    (Б 1 Б 2 Б 3 Б 4 Б 5)

    (В 1 В 2 В 3)

    Возможные сочетания: А 1 , Б 3 , В 2 , или А 1 , Б 2 , В 3 , или А 2 , Б 1 , В 2 и т. д.

    Морфологический ящик

    характеристика свойства
    1 2 3 4 5
    А двигатель внутреннего сгорания газовая турбина электродвигатель реактивный двигатель 5
    Б движитель воздушный винт гусеницы лыжи снегомёт шнеки
    В опора кабины на снег на двигатель на движитель 4 5
    Г управление 1 2 3 4 5
    Д обеспечение заднего хода 1 2 3 4 5

    См. также

    Ссылки

    • Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач
    • F. Zwicky, Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan, 1969.
    • J.C. Jones, Design Methods. Wiley, 1981.
    • R.U. Ayres, Technological Forecasting and Long-Time Planning. McGraw-Hill, 1969.
    • Mark Sh. Levin, Composite Systems Decisions, Springer, 2006.
    • Mark Sh. Levin, Combinatorial Engineering of Decomposable Systems, Kluwer, 1998.
    • Курс о проектировании систем М.Ш. Левина, включая морфологический анализ и его расширение в виде иерархического морфологического многокритериального проектирования

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Морфологический анализ (ТРИЗ)" в других словарях:

      Куб Цвикки позволяет представить различные комбинации возможных реализаций параметров объекта, например цвета, формы и текстуры. У этого термина существуют и другие значения, см. Морфологический анализ. Морфологический анали … Википедия

      ТРИЗ педагогика педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера.Третье тысячелетие, в котором он описывает… … Википедия

      ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

      ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

      Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

      Мозговой штурм популярная техника креативности. Методики креативности (методики творчества) методы и техники, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и… … Википедия

      Роберт Людвигович Бартини Роберто Орос ди Бартини … Википедия

      - (псевд. Генриха Сауловича Альтшуллера) (р. 1926) Рус. сов. прозаик и инженер изобретатель, один из ведущих авторов сов. НФ 1960 х гг. Род. в Ташкенте (ныне Узбекистан), окончил Азерб. индустриальный ин т, работал в закрытом НИИ. Вскоре после… … Большая биографическая энциклопедия

    2. Лесорубы пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5м?
    3. В юношеской библиотеке полмиллиона книг и 50 тыс. читателей. Для библиотеки построено новое здание. Как переехать с наименьшими затратами?

    Многим изобретателям приходила на ум заманчивая идея: а нельзя ли получить для каждой задачи список всех возможных вариантов решения? Ведь имея такой перечень, не рискуешь что-либо упустить.

    В 1942 г. швейцарский астроном Ф. Цвикки предложил метод поиска решений технических задач, названный им морфологическим (типологическим) анализом (морфологический - касающийся внешнего вида или строения, т.е. формы). С помощью этого метода за короткое время ему удалось получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении, чем он очень удивил ведущих специалистов и руководителей своей фирмы.

    Суть метода - выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи, и составление всех возможных сочетаний этих признаков.

    Признаки можно расположить в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком (матрицей) . Это позволяет лучше представить себе поисковое поле решения задачи.

    В результате направленного и системного анализа генерируется новая информация, которая при простом переборе вариантов ускользает от внимания.

    Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа ее параметров.

    1. Выделяем все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры.

    2. Определяем шкалу значимости для каждого параметра (фактора).

    3. Экспертно оцениваем в баллах значимость каждого фактора в пределах выбранной шкалы.

    4. Складываем экспертные оценки по всем параметрам и по сумме баллов определяем, какой из вариантов предпочтительнее.

    Пример. Решение задачи выбора профессии (или специальности) после окончания школы методом морфологического анализа. Допустим, ученика интересуют три профессии: 1) инженер-авиаконструктор, 2) наладчик ЭВМ, 3) водитель грузовика на междугородных рейсах. Эти номера вариантов профессий запишем в морфологическую матрицу (см. с. 40). В каждой профессии есть свои достоинства и недостатки. Какую из них выбрать?

    Для решения задачи выберем наиболее значимые (для данного ученика) параметры и запишем их в морфологическую матрицу. Мы выбрали пять параметров, но их число может быть намного больше.

    Во второй колонке запишем шкалу значимости (балл), по которой будем оценивать параметры. Необходимо отметить, что каждый из приведенных в примере параметров имеет разную значимость для разных людей. Поэтому при самостоятельном заполнении таблицы значения параметров будут различными.

    В нашем примере наиболее значимый параметр - величина зарплаты, на втором месте - престижность и на третьем - возможность заниматься творческой работой. Остальные параметры оцениваются по более низким шкалам.

    В пределах выбранных шкал экспертно оцениваем все три профессии. В результате сложения суммы экспертных оценок по всем параметрам определяем, что наиболее предпочтительной является профессия инженера-авиаконструктора.

    Применение. Морфологический анализ можно использовать для составления списка всех возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих возможных решений технических, организационных и прочих задач.

    Недостаток метода - обилие вариантов, из которых трудно выбрать наилучший. Кроме этого, морфологический анализ не позволяет определить, все ли возможные варианты рассмотрены.

    Морфологический (типологический) анализ, морфологические (типовые) признаки (параметры), морфологический ящик (матрица), экспертные оценки.

    Практическая работа.

    С помощью морфологического анализа составьте таблицу значимых параметров для:

    • выбора подходящей профессии из 3-4 наиболее привлекательных;
    • изготовления какого-либо изделия (табурет, галстук).

    Морфологический анализ

    Метод мозгового штурма

    Метод мозгового штурма состоит в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как ʼʼмозговая атакаʼʼ, ʼʼконференция идейʼʼ, был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 ᴦ.

    Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

    1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - это обычно люди с большим объёмом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

    2. При генерировании никаких ограничений лет. Идеи высказываются любые, в т.ч. явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и технико-экономического обоснования.

    Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т. п. (ᴛ.ᴇ. протоколируются), а затем анализируются экспертами, которые выбирают наиболее рациональные идеи. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основа метода - это отделœение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, напротив - поощряется любая явно нелœепая идея.

    Вся сила мозгового штурма проявляется в запрёте на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

    При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут.

    Также существует и ʼʼобратный штурмʼʼ. Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

    Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 ᴦ. Термин морфологический (греч. morphз - форма) означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование всœех мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями всœе неожиданные и необычные вопросы.

    Метод морфологического анализа является единовременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного количества комбинации возможных решений.

    Сущность метода морфологического анализа состоит в соединœении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всœех выбранных вариантов какой-либо инновации. Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов:

    1 этап: формулировка проблемы;

    2 этап: постановка задачи;

    3 этап: составление списка всœех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.

    4 этап: составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень состоит в таблицу, называемую ʼʼморфологическим ящикомʼʼ - многомерной таблицей.

    5 этап: анализ сочетаний.

    6 этап: выбор наилучшего сочетания.

    Выбор обычно производится путем перебора всœех вариантов без исключения. Следовательно, это довольно трудоемкая работа (это и есть его недостаток) .

    Морфологический анализ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Морфологический анализ" 2017, 2018.

  • - А10 Морфологический анализ слова

    Задание проверяет умение опознавать слова как части речи в контексте, особенно местоимения, наречия, причастия, частицы. Напоминаем, что часть речи определяют по грамматическому значению,вопросу, грамматическим признакам, типичным суффиксам, синтаксической роли. Так, у... .


  • - Морфологический анализ организма.

    Введение в морфологию Лекция 1 Введение. Саратов 2011 Непродуктивное животноводство Производство продуктов животноводства по отраслям Зоотехния Часть I Краткий курс... .


  • - Морфологический анализ

    Морфологический подход в систематизированном виде впервые разработан и применен швейцарским астрономом Ф. Цвикки и долгое время был известен как метод Цвикки. В настоящее время наибольшее распространение получил метод «морфологического ящика» или как его сейчас...

  • Как вы думаете, почему в магазине Артемия Лебедева так много интересных диковинных штук? Я думаю, в том числе и потому, что в компании существует грамотная генерация и отбор идей. Представленный в статье метод решения изобретательских задач поможет и вам придумывать и отбирать великое множество интересных решений, в т.ч. и продуктовых, для вашего бизнеса.

    Применение метода "Morphological Box" , о котором пойдет речь, наиболее рационально для несложных объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений. Примеры задач:

    • Разработать уникальную конструкцию мангала, книжной полки, собачьей будки.
    • Проанализировать устройства для удаления волос на теле человека.
    • Найти девушку "глаза голубые и брови вразлет, и носик курносый при этом", если Вы видели ее всего один раз на встречном эскалаторе в метро в часы пик:).

    Автор метода. Фриц Цвикки (Zwicky, Fritz) (1898-1974), швейцарский астроном и физик. Работал в Калифорнийском технологическом институте (Пасадена, США). Цвикки был главным научным консультантом фирмы «Аэроджет дженерал корпорейшн» (Азуза, шт. Калифорния). Ему принадлежат 50 патентов, в основном в области ракетной техники; Цвикки изобрел ряд реактивных и гидротурбореактивных двигателей.


    Суть метода заключается в построении матрицы (таблицы, ящика), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указанны все возможные варианты реализации этих элементов. Варьируя всеми известными вариантами реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Манипуляция - родная сестра творчества!

    Этапы метода морфологического ящика (по рекомендациям Цвикки)

    1. 1. Точно сформулировать проблему, подлежащую решению. Посмотрите, какие известны объекты подобного назначения и какими могут быть такие объекты. Исследуйте проблему. Основная рекомендация на этом этапе - максимально точная формулировка цели морфологического исследования, снятие акцента директивности, возможная переформулировка или уточнение цели. Пример простого объекта: визитка (более точно: яркая уникальная визитка стоматолога, которую сложно забыть).
    2. 2. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы. При анализе задач "на устройство" под параметром следует понимать функциональный узел этого устройства, при анализе задач "на способ" - операцию, осуществляющую достижение той или иной целевой функции. Основная рекомендация - все параметры должны быть примерно равнозначимы с точки зрения поставленной цели. Пример параметров объекта: форма, покрытие визитки.
    3. 3. Сконструировать морфологический ящик или многомерную матрицу, содержащую все решения заданной проблемы. Основная рекомендация - никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества. Пример параметров объекта: форма визитки (шар, лист Мебиуса, прямоугольник и др.), покрытие (пластик, картон, колбаса и др.).
    4. 4. Все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты. Основная рекомендация - для каждой строки морфологической таблицы проверить, являются ли частные варианты реализации параметра альтернативными и является ли осмысленным вариант "отсутствует". Примеры решений: круглая съедобная, прямоугольная из пластика и др..
    5. 5. Выбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств). Пример решений: