Общие стандарты аудита. Стандарты аудита рабочие. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются
Аудиторские стандарты , разработанные и утвержденные локальными актами организации, оказывающей аудиторские услуги, принято называть внутрифирменными. Целью внутрифирменных аудиторских стандартов является упорядочение и детализация правил и методов проведения аудита, повышение удобства и эффективности работы.
Каким аудиторским стандартам может подчиняться деятельность профессионального аудитора?
Аудиторские стандарты — это систематизированный комплекс правил, регулирующий деятельность профессионального аудитора. Комплекс включает в себя положения, позволяющие:
- оптимизировать и сделать более эффективной работу по аудиторским проверкам;
- минимизировать риски ошибок и заблуждений при формировании аудиторского мнения и профессиональных оценок;
- обеспечить эффективный контроль качества на всех участках и этапах работы;
- привести деятельность и поведение аудитора в соответствие с установленными этическими нормами и принципами.
Комплексы аудиторских стандартов могут подразделяться по территориально-национальному признаку:
- Международные аудиторские стандарты призваны унифицировать аудиторскую деятельность в мировом масштабе. Основной задачей является обеспечение заинтересованным пользователям в любом уголке мира понятной и достоверной информации из аудированных отчетов.
- Национальные аудиторские стандарты устанавливаются в конкретной стране или объединении стран (например, применяемые стандарты аудита для ЕЭС установлены комплексом специальных директив ЕЭС). В России также действует комплекс документов, основным из которых является закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с данным ФЗ и на основе постановления Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 в России вводятся международные аудиторские стандарты , публикуемые на сайте Минфина.
По принципу возникновения для аудиторской фирмы аудиторские стандарты делятся:
- на внешние — установленные на государственном или международном уровне;
- внутренние — разработанные и принятые самой фирмой на основе внешних.
Нюансы разработки внутрифирменных стандартов аудита
Для чего разрабатываются внутрифирменные аудиторские стандарты?
Чтобы разобраться в этом, следует рассмотреть еще одну систему классификации и структурирования стандартов. По этой системе аудиторские стандарты могут быть:
- общие — устанавливают и конкретизируют цели и принципы аудита;
- рабочие — описывают технологию выполнения аудиторских мероприятий и процедур;
- стандарты отчетности — конкретизируют требования к содержанию и структуре аудиторских отчетов.
При этом описание рабочих технологий в стандартах носит достаточно обобщенный характер. Например, Международный аудиторский стандарт 315 формулирует общие требования для аудитора по знанию аудируемого субъекта и его среды. Однако, поскольку аудиторы могут работать в очень разных сферах бизнеса, то и применение требований к знанию субъекта и среды может иметь свои нюансы. Если аудиторы выходят проверять высокотехнологичное производство с особыми условиями труда, им потребуются одни знания для разработки процедур и оценки рисков, если проверяют кредитную организацию — другие. Поэтому на внутреннем уровне в фирме желательно конкретизировать и детализировать обобщенный процесс, изложенный в стандарте, применительно к специфике аудируемого субъекта. Например, в организации могут быть разработаны отдельные методички и инструкции для аудита промышленных предприятий и для кредитных организаций. Эти документы и будут относиться к внутрифирменным аудиторским стандартам .
Основное требование к таким документам — они могут дополнять и расшифровывать требования внешних стандартов, но не должны эти требования изменять.
Общераспространенные требования к внутренним аудиторским стандартам
Внутренние аудиторские стандарты являются авторской интеллектуальной собственностью фирмы. Зачастую их содержание может составлять коммерческую тайну.
При этом уникальная внутренняя система аудиторских стандартов все же должна соответствовать некоторым критериям:
- практической полезности и логичности — объемные внутренние методические материалы (а объемные они почти всегда) должны быть понятны читающему и содержать только такую информацию, которая действительно пригодится аудитору в работе;
- взаимосвязанности и согласованности — все используемые термины и определения должны быть едиными во всех документах, а каждый новый документ должен базироваться на положениях предыдущих и занимать свое место в структурированной системе;
- полноты — содержание каждого документа должно максимально полно и подробно раскрывать рассматриваемый в нем аспект.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудиторская фирма имеет право заключить с сотрудниками соглашение о неразглашении информации, включенной во внутренние аудиторские стандарты , а также о запрете применять эту информацию в случае работы вне данной фирмы.
Больше о соглашениях об ограничении использования информации сотрудниками сказано в материале .
Утверждение внутрифирменных аудиторских стандартов
Если внутренними регламентами аудиторской организации не предусмотрен иной порядок, то разработанные внутрифирменные аудиторские стандарты утверждает руководитель.
Внутренние аудиторские стандарты подлежат обязательному пересмотру и повторному утверждению в случаях:
- внесения изменений во внешние применяемые стандарты;
- внесения изменений в национальное законодательство, если такие изменения могут оказать влияние на применение внутренних аудиторских стандартов в работе;
- в случае изменения собственника аудиторской организации.
Внутрифирменные аудиторские стандарты и стандарты внутреннего аудита фирмы: в чем различия?
Внутренние аудиторские стандарты не следует путать с регламентами для внутреннего аудита обычной организации. Аудиторские стандарты предназначены для регулировки деятельности профессиональных аудиторов, которые по отношению к аудируемому субъекту являются внешними. Если же в структуре субъекта (организации) имеется работник или подразделение, выполняющее аудиторские функции для внутренних целей субъекта, то речь идет о внутреннем аудите. При этом деятельность внутреннего аудитора тоже может регламентироваться внутренними локальными актами субъекта — стандартами внутреннего аудита.
Итоги
Внутрифирменные аудиторские стандарты — комплекс уникальных авторских документов, регулирующих деятельность сотрудников аудиторской организации. Основное их назначение — уточнять, дополнять и детализировать положения внешних общих аудиторских стандартов для эффективного применения в работе. Положения внутрифирменных аудиторских стандартов не должны изменять общие установки, определяемые внешними (общими) аудиторскими стандартами .
Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Каждый стандарт соответствует принципиальной схеме, представленной в таблице.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.
Принципиальная схема стандарта
1. Общие положения - цель и основные разработки стандарта; - необходимость использования данного стандарта; - объект стандартизации; - сфера применения стандарта; - взаимосвязь с другими стандартами (в том числе с международными);
Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами
2.Стандарт (изложение сущности) - формулировка проблемы, требующей описания, анализа и решения в данном стандарте; - методология решения указанной проблемы
3. Приложение Практические приложения (при необходимости)
Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:
международные стандарты;
национальные стандарты;
внутрифирменные стандарты.
В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
создает общественный имидж профессии.
Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:
федеральные стандарты аудиторской деятельности;
внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.
Профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Постановлениями Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. и № 405 от 04.07.2003 г. утверждены соответственно шесть и пять Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, представленные в таблице 5.
Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности
1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
2 Документирование аудита
3 Планирование аудита
4 Существенность в аудите
5 Аудиторские доказательства
6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
7 Внутренний контроль качества работы в аудите
8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом
9 Аффилированные лица
10 События после отчетной даты
11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 80 от 6 февраля 2002 года «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы до утверждения федеральных правил аудиторской деятельности должны руководствоваться в своей деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит из четырех взаимозависимых последовательных блоков:
Общие стандарты;
Рабочие стандарты;
Стандарты отчетности;
Прочие стандарты.
Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:
письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
понимание деятельности экономического субъекта;
порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
образование аудитора и др.
Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов.
планирование аудита;
аудиторская выборка;
аудиторские доказательства;
документирование аудита;
письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.
Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:
Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.
Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:
особенности аудита малых экономических субъектов;
аудит в условиях компьютерной обработки данных;
характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и др.
ВНУТРИФИРМЕННЫЕ АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ
Российские аудиторские фирмы могут применять стандарты, во-первых, являющиеся нормативными документами и обязательными для применения, и во-вторых, разработанные внутрифирменные стандарты, представляющие собой, как правило, методики проведения конкретных аудиторских процедур.
К аудиторским стандартам фирмы можно отнести:
организацию ознакомления сотрудников фирмы с изменениями в законодательстве и профессиональных стандартах;
составление и утверждение на собрании ведущих специалистов и руководства фирмы программ аудиторских проверок;
формирование группы аудиторов и специалистов для выполнения проверки у конкретного клиента;
порядок обсуждения результатов проверки;
организацию хранения документации.
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме, который обычно включает следующие элементы (в тех или иных вариантах):
Определение целей соглашения : каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована, чтобы обеспечить уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.
Обзор бизнеса : проверка начинается со знакомства с клиентом и изучения его деятельности. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.
Оценка возможного риска : используя знания о клиенте и его бизнесе, структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.
Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита : на предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.
Определение стратегии аудиторской проверки: обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля : дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки; клиент ставится в известность о ходе проверки.
План независимых обследований: в плане рассматривают сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.
Независимые обследования: независимые обследования проводятся в соответствии с планом; после анализа их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.
Завершение аудиторской проверки : составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.
Представление заключения: заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы аудита.
Внутрифирменные стандарты аудита
Конспект лекций
для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тема 1. Понятие и классификация внутренних стандартов
Понятие внутреннего стандарта. Требования законодательных и нормативных актов РФ к внутрифирменным стандартам аудита. Взаимосвязь внутрифирменных стандартов аудита и российских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности в РФ» предусмотрена следующая классификация стандартов аудита:
федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (которые разрабатываются на основе Международных стандартов аудита),
внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, а также отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Для выделения из третьей группы стандартов, разработанных и применяемых в отдельных аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов, в экономической литературе применяется термин «внутрифирменные стандарты аудита». Их также можно называть и внутренними наряду со стандартами саморегулируемых организаций. Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Согласно требованиям законодательства, внутренние стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Общее правило - чем ниже уровень стандарта, применяемого в государстве (федеральный, внутренний саморегулируемой организации, внутрифирменный), тем детальнее должны быть его требования.
Задачами внутренних правил (стандартов) являются:
а) определение единых принципов подготовки и рекомендаций по структуре построения внутренних стандартов аудиторских организаций;
б) установление минимальных обязательных требований к аудиторским организациям при разработке внутренних стандартов;
в) описание порядка осуществления внутрифирменного контроля за соблюдением сотрудниками аудиторских организаций требований внутренних стандартов.
Принципы классификации внутрифирменных стандартов аудита
Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям (принципам их составления):
а) целесообразности - иметь практическую пользу;
б) преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
в) логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
г) полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
д) единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
Все внутренние стандарты должны в совокупности представлять описание комплексного подхода аудиторской организации к организации и технологии проведения аудита.
Назначение внутренних стандартов , их виды
Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
а) полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
б) сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;
в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
г) обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
а) стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
б) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
в) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
г) специализированные стандарты;
д) стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
е) стандарты по образованию и подготовке кадров.
Внутренние стандарты, содержащие общие положения по аудиту, предназначены для регулирования взаимоотношений, возникающих между аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом, взаимоотношений между аудиторами, а также между сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с основными принципами проведения аудита и этическими нормами.
В перечень внутренних стандартов, содержащих общие положения по аудиту, могут быть включены:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;
б) стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности;
в) стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации;
г) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов.
Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита, формулируют конкретные правила, методику проведения аудита и представляют собой разработки по реализации требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.
В перечень внутренних стандартов аудиторских организаций, устанавливающих порядок проведения аудита, могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие ответственность аудитора;
б) стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля;
г) стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств;
д) стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц.
В дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских организаций разрабатываются методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы вспомогательно-технического характера, раскрывающие подходы аудиторской организации к проведению аудита.
Внутренние стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов, содержат внутренние требования аудиторской организации к содержанию и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенного аудита.
В перечень данных стандартов могут входить:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений;
б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью.
Специализированные внутренние стандарты включают стандарты в области методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям деятельности экономических субъектов, а также по различным целям проведения аудита.
а) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений;
б) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования;
в) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
г) стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов.
Внутренние стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг, содержат положения о порядке оказания консалтинговых, юридических и других сопутствующих аудиту услуг.
В перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям;
б) стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации.
Внутренние стандарты по образованию и подготовке кадров устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской организации.
Место и роль внутрифирменных стандартов аудита в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Место и роль внутрифирменных стандартов аудита в системе внутреннего контроля качества аудита аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках данной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и экономическим субъектом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.
Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепризнанными этическими нормами. Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Внутренние стандарты определяют общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит.
К внутренним стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.
При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность. При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутренних стандартов могут руководствоваться международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита в Российской Федерации.
Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.
В случае прямых указаний в правилах (стандартах) аудиторской деятельности на то, что некоторые моменты требуют дополнительного утверждения в качестве внутренних стандартов, аудиторская организация обязана обеспечить выполнение данного указания в первоочередном порядке.
Внутренние стандарты в международной аудиторской практике
В настоящее время большинство федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности имеют прямые аналоги в системе Международных стандартов аудита. Это связано с тем, что российские стандарты аудита гармонизированы с МСА. Однако российское Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6) не имеет аналогов в МСА. МСа носят наднациональный характер, в то время как деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов регулируется законодательством страны, в которой осуществляется аудиторская деятельность. В зарубежной практике подготовка внутренних стандартов осуществялется в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны и зависит от масштаба деятельности конкретной фирмы. Системы внутренних стандартов во многом продиктована содержанием и логикой применяемых в каждой стране национальных стандартов аудита. Такая ситуация обусловлена следующими факторами:
За многие десятилетия существования западного аудита в близкой к современной форме в нем в значительной мере определился как состав лидирующих аудиторских организаций, так и их внутренние стандарты (которые охраняются как коммерческая тайна),
На международном уровне сложно обеспечить единые требования к внутренним стандартам, которые должны отражать специфику работы отдельной аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Планирование аудита - это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования - эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов.
Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди ассистентов аудитора и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:
Размера проверяемого субъекта;
Сложности предстоящей проверки;
Опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;
Знания аудитором бизнеса клиента.
Элементы общего плана могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками.
При разработке общего плана аудита аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:
1. Знание бизнеса клиента (условия отрасли, характеристики субъекта, уровень компетентности руководства).
2. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика, влияние новых нормативных актов, опыт аудитора в области оценки данных систем).
3. Риск и существенность (оценка аудиторского риска, установление уровней существенности, выявление проблемных областей бухгалтерского учета).
4. Характер, сроки и объем процедур (распределение процедур по областям аудита, влияние информационной технологии на аудит, возможное использование результатов работы подразделения внутреннего аудита).
5. Координация, контроль и анализ работы (потребность в персонале, привлечение других специалистов, количество Проверяемых мест).
6. Прочие аспекты (непрерывность деятельности субъекта, существование связанных сторон, условия аудиторского задания, характер и сроки отчетности и др.).
Программа аудита определяет характер, сроки, объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы. В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.
Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.
Знание бизнеса - общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».
Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления событий, операций и методов работы, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Эти знания используются:
При оценке рисков и планировании аудита;
При рассмотрении аудиторских доказательств;
Для обеспечения лучшего обслуживания клиента.
Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, доступной администрации клиента.
До заключения договоренности по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности субъекта определяется возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.
Приобретение знаний - непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудиторскими доказательствами, осуществляемый на всех стадиях аудиторской проверки.
При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, выявляются изменения, произошедшие после последней проверки.
Источниками сведений об отрасли и субъекте являются:
Предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли;
Беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов;
Беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или в данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые специалисты);
Беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами;
Публикации, относящиеся к отрасли;
Законодательные и нормативные акты;
Посещение зданий субъекта;
Документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.
Аудитор должен следить за обеспечением ассистентов достаточным объемом знаний о бизнесе. Если предоставленной информации недостаточно, ассистенты должны делать дополнительные запросы и делиться полученной информацией с аудитором и другими ассистентами. Аудитор обязан проанализировать, соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.
В приложении к стандарту имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, важнейшие из которых приведены ниже.
A. Общие экономические факторы:
Общая тенденция развития (спад, рост);
Процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;
Инфляция, курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
Политика правительства (денежная, фискальная, программы правительственной помощи, тарифы, торговые ограничения).
B. Отрасль:
Рынок и конкуренция;
Цикличность или сезонность;
Изменения в технологии производства;
Коммерческий риск (высокая технология, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);
Специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета;
Экологические требования и проблемы;
Специфическая нормативная правовая база.
C. Субъект:
1. Управление и структура собственности:
Форма собственности;
Собственники и связанные стороны;
Структура капитала;
Задачи, философия, стратегические планы руководства;
Изменения в структуре видов деятельности;
Источники и методы финансирования;
Совет директоров: состав, деловая репутация, профессиональный опыт, независимость и контроль за деятельностью управляющих; периодичность заседаний, наличие аудиторского комитета; выработка политики корпоративного поведения, замена профессиональных консультантов;
Управляющие: опыт и репутация, текучесть кадров, финансовый персонал и его статус, укомплектованность бухгалтерии кадрами, планы стимулирования; использование прогнозов и бюджетов, давление на руководство (перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов), управленческие информационные системы;
Подразделение внутреннего аудита (наличие, эффективность работы);
Отношение к внутреннему контролю.
2. Деятельность субъекта:
Характер производственной деятельности (производство, торговля, финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность);
Местонахождение производственных, офисных и складских помещений;
Наемный персонал (государственное регулирование трудовых отношений, профсоюзные и пенсионные обязательства);
Продукция (услуги) и рынки (основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, маркетинговая стратегия);
Условия приобретения товаров и услуг;
Местонахождение и объем товарно-материальных запасов;
Лицензии, патенты;
Исследования и разработки;
Активы, обязательства и операции в иностранной валюте;
Внутренние нормативные акты;
Действующие информационные системы;
Структура долгов.
3. Основные показатели, статистика и тенденции финансовой деятельности.
4. Внешние условия, оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
5. Законодательство:
Среда регулирования и нормативные требования;
Налогообложение;
Требования к аудиторскому отчету;
Пользователи финансовой отчетности.
Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.
Письмо-обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:
1. Цель аудита финансовой отчетности.
2. Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности.
4. Форма и способ сообщения результатов аудита.
5. Предупреждение о наличии риска необнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений (тестовый характер аудита; ограничения, присущие системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля).
6. Требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита.
Аудитор может отразить в письме:
Мероприятия, связанные с планированием аудита (основные элементы общего плана, сроки проведения работ, виды процедур);
Перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных в ходе аудита (о достоверности утверждений, приведенных в отчетности, о наличии связанных сторон и др.);
Предложение о подтверждении клиентом условий договоренности;
Перечень писем или отчетов, которые предполагается составить для клиента;
Основу для исчисления гонорара.
При необходимости в письме оговариваются:
Возможности привлечения других аудиторов и экспертов; внутренних аудиторов, других сотрудников клиента;
Координирование работы с предшествующим аудитором;
Ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;
Дополнительные соглашения между аудитором и клиентом (например, одновременно с проверкой может быть достигнута договоренность об оказании согласованных услуг).
Если аудитор должен проверить компанию, имеющую филиалы, дочерние общества и т.п., то в адрес руководства этих подразделений тоже может быть направлено письмо-обязательство. При принятии решения о составлении такого письма аудитор учитывает следующие обстоятельства:
Руководящий орган, назначающий аудитора подразделения;
Необходимость составления отдельного заключения по отчетности подразделения;
Наличие требований законодательства, определяющих специфику аудита подразделения;
Объем работы, выполненной другими аудиторами;
Размер доли материнской компании в уставном капитале подразделения и степень независимости руководства подразделения.
При повторных аудиторских проверках новое письмо-обязательство составляется в следующих случаях:
Неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
Пересмотр или дополнение условий договоренности;
Изменение в составе руководящих органов субъекта или его собственников;
Значительные изменения характера и масштаба деятельности клиента;
Наличие специальных требований законодательства.
МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит финансовой отчетности, как было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).
Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и необоснованными. К обоснованным причинам относятся:
Изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги (например, потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей финансовой отчетности, а интересуется только реальностью данных отчета о прибылях и убытках);
Неправильное понимание клиентом характера услуги (так, в ряде случаев клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка бухгалтерского учета, и это выясняется при проведении аудиторской проверки);
Ограничение объема договоренности, вызванное объективными обстоятельствами (к примеру, один из филиалов клиента превращен в самостоятельную организацию и передан другому собственнику, вследствие чего отпадает необходимость в проверке его информации, проводившейся согласно установленной несколько лет назад договоренности с аудитором).
Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудовлетворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые юридические последствия изменения условий аудита.
Действия аудитора в случае согласия с изменением условий договоренности:
Согласование новых условий (в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства);
Составление отчета в соответствии с пересмотренными условиями.
В отчет не включаются ссылки на первоначальную договоренность и на процедуры, выполненные в соответствии с нею. Исключением являются случаи изменения договоренности в сторону проведения согласованных процедур, в которых ссылка на проведенные процедуры представляет собой обычный элемент отчета.
Если просьба клиента об изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен продолжать выполнение первоначальной договоренности. В случае невозможности продолжения работы аудитор должен отказаться от проведения аудита, а иногда доложить органам управления субъекта о причинах отказа от задания (при наличии такого условия в договоренности).
Необходимо отметить следующие особенности, касающиеся составления письма-обязательства при проведении аудита организаций государственного сектора:
Аудиторы организаций госсектора, как правило, назначаются, поэтому использование письма-обязательства не является в отношении данных клиентов общепринятой практикой, но тем не менее его применение может быть полезным для обеих сторон (для разъяснения характера договоренности или включения условий, не предусмотренных законодательством);
При аудите предприятий госсектора аудитора могут попросить представить отчет непосредственно министру, законодательному органу или общественности, если руководство проверяемого лица пытается необоснованно изменить условия договоренности в сторону понижения уровня уверенности и тем самым ограничить объем аудита.
Untitled Document
Совету директоров компании ABC |
||||||||||||||||||||||
В ответ на вашу просьбу о проведении аудита бухгалтерской отчетности компании ABC за 20_г. мы подтверждаем наше согласие на оказание данной услуги и наше понимание условий договоренности. Целью проведения аудита будет выражение нашего мнения о достоверности финансовой отчетности ABC . Аудит будет проведен в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Одним из требований МСА является обеспечение в ходе планирования и проведения аудита высокого уровня уверенности в том, что ваша финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит будет включать в себя выборочную проверку путем тестирования сальдо счетов и оборотов для подтверждения показателей и сведений, содержащихся в финансовой отчетности. Также в ходе аудита будет проведена оценка соблюдения требований Международных стандартов финансовой отчетности в отношении порядка составления и представления годового отчета. В связи с применением тестирования и другими присущими аудиту особенностями, а также ограничениями, свойственными любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, предупреждаем Вас о наличии неизбежного риска того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными. По окончании проверки Вам будут предоставлены аудиторское заключение по финансовой отчетности и отдельное письмо, касающееся обнаруженных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении финансовой отчетности, организации и функционировании системы внутреннего контроля. Напоминаем Вам, что ответственность за подготовку финансовой отчетности несет руководство компании ABC . Мы просим от Вас, согласно требованиям Международных стандартов аудита, письменного подтверждения заявлений, связанных с аудитом, относительно:
Мы надеемся на сотрудничество с персоналом компании ABC и предоставление нам любой документации и информации, запрашиваемой в связи с аудитом. Условия оплаты услуг аудиторов будут установлены в договоре. Данное письмо действительно до момента прекращения срока действия договоренности, внесения изменений или замены данного письма другим. В случае соответствия вышеизложенной информации Вашему понимаю условий договоренности об аудите просим Вас подписать и вернуть нам прилагаемый экземпляр данного письма. |
||||||||||||||||||||||
Руководитель аудиторской компании XYZ |
||||||||||||||||||||||
Принимается от имени компании ABC (должности, имена, подписи) |
||||||||||||||||||||||
Документация - материалы (рабочие документы), составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки. Документы могут быть представлены в любом виде хранения информации (бумага, фотопленка, электронные носители и др.). С помощью рабочей документации оформляются: Планирование и проведение аудита; Действия по надзору и проверке аудиторской работы; Аудиторские доказательства. Планировании аудита; Характере, временных рамках, объеме и результатах выполненных аудиторских процедур; Выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах принятия решений аудитора, но не о деталях работы. Характера аудиторского задания; Формы заключения; Особенностей бизнеса клиента; Состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта; Необходимости направлять и контролировать работу ассистентов; Конкретных приемов и методов, используемых аудитором. Обычное содержание рабочих документов аудитора: Информация, касающаяся юридической и организационной структуры субъекта, копии юридических документов; Информация об отрасли субъекта и результаты анализа его деятельности; Планы и программы аудита; Доказательства исследования аудитором, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; Оценка аудиторского риска и методика определения уровня существенности; Анализ работы внутреннего аудита; Анализ операций и сальдо счетов; Анализ деятельности субъекта; Записи об аудиторских процедурах; Копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам, третьим лицам, и полученные ответы; Копии переписки или протоколы встреч с руководством субъекта по вопросам аудита; письменные заявления клиента; Выводы аудитора с обоснованием трактовки неоднозначных обстоятельств; Копии финансовой отчетности и аудиторского заключения. Аудиторская фирма может разработать стандартные формы документов, что позволит ускорить и оптимизировать процессы оформления аудита, делегирования работы, контроля ее качества. Часть рабочих документов могут составлять постоянные файлы, используемые в ходе последующих проверок данного субъекта. Можно включать в документацию разработанные клиентом графики, аналитические таблицы и прочую информацию, убедившись, что она подготовлена надлежащим образом. Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условия для ее хранения. КМСФО определяет существенность следующим образом: «Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях их пропуска или искажения... Существенность... является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной». Такое же определение приведено в глоссарии (МСА ПО). Концепция существенности представлена в МСА 320 «Существенность в аудите». Оценка существенности является предметом профессионального суждения аудитора. Приемлемый уровень существенности устанавливается аудитором при разработке общего плана с целью выявления значительных с количественной точки зрения искажений. Во внимание также принимается характер (качество) искажений (нарушения законодательства, учетной политики и др.). Аудитор обязан учесть возможность систематических искажений в отношении сравнительно небольших сумм, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность. В результате рассмотрения аспектов финансовой отчетности в их взаимосвязи можно получить различные уровни существенности по отношению к финансовой отчетности в целом, сальдо счетов и классам операций. Установленный аудитором уровень существенности применяется: При определении характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур; При оценке последствий искажений. Оценка существенности и аудиторского риска после подведения итогов проверки может отличаться от показателей, установленных в начальной стадии планирования. Согласно МСА соотношение между уровнем существенности и величиной аудиторского риска - обратное. Следовательно, чем выше установленный аудитором уровень существенности, тем ниже риск того, что обнаруженные после проверки ошибки позволят обвинить аудитора в выдаче необъективного заключения. При планировании оценка существенности, относящаяся к отдельным сальдо счетов и классам операций, позволяет аудитору выбрать процедуры, которые могут в совокупности снизить аудиторский риск до приемлемого уровня. Оценка существенности неисправленных искажений проводится по совокупности, включая конкретные искажения, выявленные аудитором, и прогнозируемые ошибки. Если аудитор приходит к выводу о существенности искажений, то ему необходимо снизить аудиторский риск одним из двух способов: Расширить круг аудиторских процедур, с тем чтобы выяснить реальную величину прогнозируемых ошибок (она может оказаться ниже предполагаемой); Предложить руководству внести поправки в финансовую отчетность. Если руководство отказывается исправлять искаженные показатели отчетности, а результаты дополнительных процедур подтверждают подозрения аудитора о существенности суммы неисправленных отклонений, то аудитор должен рассмотреть вопрос о соответствующей модификации аудиторского заключения. Если совокупность неисправленных искажений приближается к уровню существенности, аудитор должен определить, насколько велика вероятность того, что величина необнаруженных искажений вместе с обшей суммой неисправленных отклонений превысит уровень существенности. Для этого проводятся дополнительные процедуры или выставляется требование руководству клиента о внесении поправок в финансовую отчетность. В госсекторе понятие существенности основывается на «форме и содержании» и включает наряду со стоимостной «моральную значимость», связанную с соблюдением законодательства и общественных интересов. Стандарты и рекомендации по получению представления об аудиторском риске, системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля приведены в МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» и МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также в отдельных положениях о международной аудиторской практике, которые будут рассмотрены ниже. Аудиторский риск - вероятность того, что аудитор выразит несоответствующее аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Правильное представление о риске необходимо составить для проведения планирования аудита. Аудиторский риск включает три составляющих: Неотъемлемый риск - подверженность сальдо счета или класса операций искажениям, которые могут быть существенными при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля; Риск системы контроля - риск того, что искажения сальдо счета или класса операций, которые могут быть существенными, не будут предотвращены, выявлены или своевременно исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; Риск необнаружения - риск того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить искажение в сальдо счетов или классах операций, которое может быть существенным. Неотъемлемый риск оценивается на основе профессионального суждения аудитора о следующих факторах: 1. На уровне финансовой отчетности: Честность руководства, его опыт и знания (некомпетентная или недобросовестная администрация клиента может свести к нулю эффективность контрольных действий, что обусловливает высокий риск появления искажений в отчетности); Наличие обстоятельств, оказывающих давление на руководство (например, отчетность может быть сознательно искажена под нажимом собственника, обладающего контрольным пакетом акций аудируемого лица); Характер бизнеса клиента и отраслевые особенности (так, вероятность недостоверности отчетности при прочих равных условиях будет выше в организациях, чья деятельность регулируется несовершенными, часто изменяемыми нормативными актами. Такие изменения чаще происходят в законодательстве, касающемся новых отраслей и сфер экономики). 2. На уровне сальдо счетов и класса операций: Наличие счетов, требующих корректировки или связанных с большим объемом расчетов (так, сальдо счета резервов по сомнительным долгам должно быть скорректировано после объявления банкротства дебитора. При наличии большого количества подобных дебиторов и соответственно резервов повышается риск искажения отчетности); Специфика операций (например, велика вероятность ошибок при учете финансового результата от операционной аренды, если продажная цена выше или ниже справедливой стоимости сданного в аренду актива); Субъективность оценки сальдо счетов (например, одно и то же оборудование может иметь разные по величине оценки: балансовую стоимость, чистую продажную цену или стоимость использования. При этом возникают проблемы с определением убытков от обесценения активов); Подверженность активов потерям (так, риск появления искажений в результате мошенничества выше для наиболее ликвидных видов имущества); Завершение необычных и сложных операций в конце года (очевидно, что при отсутствии подобных операций риск возникновения ошибок уменьшается). Предварительная оценка риска системы контроля проводится после получения представления о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Неотъемлемый риск и риск системы контроля тесно взаимосвязаны. Система бухгалтерского учета - совокупность задач, процедур и бухгалтерских записей субъекта, применяющихся в целях идентификации, сбора, анализа, расчета, классификации, регистрации, обобщения и отражения результатов хозяйственных событий. Система внутреннего контроля (СВК) - это политика и процедуры, принятые руководством субъекта для содействия в реализации целей, предусматривающих упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности. Эти цели включают: Строгое следование политике руководства; Обеспечение сохранности активов; Предотвращение и обнаружение фактов мошенничества и ошибок; Точность и полноту бухгалтерских записей; Своевременную подготовку достоверной финансовой информации. Функции СВК выходят за рамки функций системы бухгалтерского учета. СВК включает в себя контрольную среду и процедуры контроля. Контрольная среда представляет собой общее отношение, осведомленность и действия руководства, относящиеся к СВК и ее значимости для субъекта. Контрольная среда сама по себе не обеспечивает эффективности СВК, она лишь «оболочка», наполненная конкретными процедурами контроля. Процедуры контроля - политика, процедуры и контрольная среда, созданные руководством для достижения конкретных целей субъекта. К процедурам контроля относятся: Контроль и утверждение документов; Проверка арифметической точности записей; Ведение и проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей; Подготовка, проведение и утверждение отчетов; Осуществление контроля над прикладными программами и средой компьютерных информационных систем; Сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников; Сравнение фактических данных со сметными; Проведение инвентаризаций имущества; Ограничение прямого физического доступа к активам и записям. Аудитору необходимо получить представление: 1) о системе бухгалтерского учета для понимания: Основных классов операций клиента, Способа инициирования таких операций, Значимых бухгалтерских записей, документов и счетов, Процесса ведения учета и составления отчетности; 2) о контрольной среде - для оценки действий руководства; 3) о процедурах контроля - для разработки плана проверки. При проверке уделяется внимание только тем элементам систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к информации, используемой в ходе подготовки финансовой отчетности. Например, очень редко может возникнуть необходимость в изучении журналов инструктажа по технике безопасности, регистрации смены охранников офиса и других подобных документов. Эффективные системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля обеспечивают: 1) доступ к активам, записям, осуществление операций - по разрешению руководства; 2) своевременный учет всех операций в точных суммах, на соответствующих счетах в установленные отчетные периоды; 3) сопоставление учетных данных по активам с фактическими через разумные промежутки времени, принятие мер в отношении обнаруженных расхождений. Система внутреннего контроля не может быть абсолютно эффективной из-за следующих ограничений: 1. Затраты, связанные с осуществлением контроля, не должны быть выше ожидаемых выгод, поэтому невозможно, например, закрепить за каждым работником отдельного контролера, что привело бы к неоправданному увеличению расходов на оплату труда инспектирующего персонала и вероятному замедлению производственных процессов. 2. Ориентация большей части средств контроля на текущие операции не позволяет эффективно действовать в случае редких операций. Так, если в штате организации нет специалиста по учету ценных бумаг, а операции с ними изредка совершаются, то велика вероятность того, что учетный персонал не сможет правильно оформить сделки. 3. Возможность ошибок и злоупотреблений вследствие человеческого фактора (недобросовестности, невнимательности или некомпетентности персонала). 4. Возможность неадекватности контрольных процедур вследствие изменения условий деятельности. К примеру, клиент специализировался на охранной деятельности, и контрольные действия были сосредоточены в области проверки соблюдения условий договоров, а затем было принято решение дополнительно заняться торговлей средствами самозащиты. Следовательно, прежние процедуры контроля уже не будут достаточными, и потребуется уделить внимание новому средству контроля - регулярной инвентаризации товаров. Аудитор получает представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля на основе предыдущего опыта работы с клиентом и следующих процедур: 1) опрос сотрудников и изучение документации об их служебных обязанностях; 2) проверка документов и записей, создаваемых в рамках систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 3) наблюдение за деятельностью и операциями клиента. Характер, сроки и объем этих процедур зависят от размера и структуры субъекта, уровня существенности, применяемых средств контроля и их документирования, оценки неотъемлемого риска. Оценка риска системы контроля должна быть высокой, за исключением случаев, когда аудитор уверен в определении эффективности средств контроля или когда он планирует подтвердить свою низкую оценку риска их тестированием. Аудитор документирует полученное представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта, а также оценку риска системы контроля и в возможно короткий срок информирует руководство клиента о выявленных существенных недостатках этим систем в письменной или устной форме. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в государственном секторе часто сопряжена с дополнительными обязанностями, возлагаемыми на аудитора, как по поводу объема проверки, так и по поводу информирования инстанций. При планировании работы аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска системы контроля и неотъемлемого риска для определения допустимого риска необнаружения, а также характера, сроков и объема аудиторских процедур. Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. С увеличением объема этих процедур достигается снижение аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Тем не менее даже при проверке всех сальдо счетов или операций определенный риск необнаружения все равно будет присутствовать. Существует обратная взаимосвязь между риском необнаружения и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска системы контроля (табл. 2.1). Но как бы низко ни были оценены последние две разновидности риска, аудитор все равно должен провести процедуры проверки по существу. При определении их особенностей аудитор обращает внимание: 1) на характер процедур и виды источников аудиторских доказательств (при высоком риске системы контроля следует ориентироваться на независимые источники информации, находящиеся за пределами проверяемой организации, а не на внутреннюю документацию и информацию); 2) на сроки выполнения (например, более достоверные результаты могут дать процедуры, проведенные в конце отчетного периода, а не в более ранние сроки); 3) на объем процедур (больший объем выборки позволит снизить риск необнаружения искажений). Таблица 2.1. Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска Untitled Document
Оценка компонентов аудиторского риска может меняться в ходе проверки, при этом необходимо вносить корректировки в состав запланированных процедур, основываясь на пересмотренных оценках риска. Если аудитор обнаружит, что риск необнаружения не может быть снижен до приемлемо низкого уровня, ему следует выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения. Аудитор обеспечивает одинаковый уровень уверенности в отношении как крупных, так и малых предприятий. Если система внутреннего контроля неэффективна или невозможно получить аудиторские доказательства по поводу ее эффективности, то аудитор должен проводить только процедуры проверки по существу, не полагаясь на данные системы внутреннего контроля. При проведении аудита в условиях компьютерных информационных систем (КИС) оценка аудиторского риска усложняется. Применение КИС возможно, когда субъект использует компьютер для обработки информации, существенной для аудита (например, для составления бухгалтерских проводок, отчетов и т.п.). Аудитор должен обладать достаточным знанием КИС. Если необходимы специализированные знания, аудитор может обратиться к соответствующему специалисту. Общая цель и объем аудита не меняются в среде КИС, но применение КИС может оказать влияние на: Аудиторские процедуры; Анализ неотъемлемого риска и риска системы контроля; Тестирование контроля и процедуры проверки по существу. При планировании аудита необходимо получить представление о функционировании КИС в приведенных ниже аспектах: 1. Значимость и сложность компьютерной обработки в прикладной программе. Значимость определяется существенностью данных финансовой отчетности, полученных с помощью компьютерной обработки, сложность - автоматической генерацией операций или проводок. Согласно МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» прикладная программа может считаться сложной, если: Большой объем операций затрудняет пользователям выявление и исправление ошибок, допущенных в процессе обработки информации; Автоматически генерируются операции или проводки непосредственно в другой прикладной программе; Автоматически проводятся операции или составляются корреспонденции счетов без отдельного подтверждения (в том числе на основе выполнения компьютером сложных расчетов); Осуществляется обмен операциями с другими организациями электронным способом, при этом не проводится физической проверки в отношении правильности или приемлемости этих операций. 2. Организационная структура деятельности КИС, ее влияние на разделение обязанностей персонала. 3. Доступность данных, срок их хранения, виды их материальных носителей. Если КИС играют значительную роль, аудитор должен оценить их влияние на риски (неотъемлемый и системы контроля); при этом обращается внимание на: Отсутствие следов операций (информация может существовать только в компьютерном формате, ее полного объема может не быть); Единую обработку операций (устраняется возможность описок, но появляется вероятность систематических ошибок программирования); Отсутствие разделения функций (одно лицо может выполнять несовместимые функции); Возможность ошибок и нарушений (ошибки могут быть допущены при разработке, обслуживании и эксплуатации КИС; есть возможность неразрешенного доступа к данным; сокращение персонала может затруднить выявление искажений); Инициирование или осуществление операций (автоматическое генерирование операций позволяет обходиться без разрешения руководства); Зависимость прочих средств контроля от компьютерной обработки (посредством компьютерной обработки данных составляются исходные материалы, для осуществления процедур физического контроля); Возможности совершенствования управленческого контроля; Возможности использования методов аудита с применением компьютеров. Обслуживающая организация - фирма, выполняющая операции по учету и контролю и подготавливающая связанную с ними отчетность или ведущая учет операций и обрабатывающая связанные с ними данные. Аудитор должен учитывать влияние обслуживающей организации на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента исходя из следующих положений: Если обслуживающая организация ведет только первичный и сводный учет операций, то клиент самостоятелен в осуществлении их контроля и составлении отчетности; Если обслуживающая организация проводит операции и составляет отчетность клиента, то клиенту придется положиться на политику и процедуры этой организации. Аудитор должен определить значимость деятельности обслуживающей организации для клиента и аудита, при этом рассматривается следующее: 1) характер предоставляемых обслуживающей организацией услуг; сведения, содержащиеся в руководствах для пользователей; 2) условия договора между клиентом и организацией; 3) показатели отчетности, на которые влияет использование услуг организации, и неотъемлемый риск, связанный с этими показателями; 4) степень взаимодействия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента и обслуживающей организации; 5) контроль со стороны клиента операций, выполняемых обслуживающей организацией; 6) финансовая устойчивость обслуживающей организации и последствия ее банкротства для клиента; 7) сведения об общих и компьютерных средствах контроля, имеющих отношение к прикладным программам клиента. Если аудитор пришел к выводу о том, что на оценку риска системы контроля клиента оказывают значительное воздействие средства контроля обслуживающей организации, то он должен предпринять по отношению к ней следующие шаги: 1. Получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля и оценить риск системы контроля максимально высоко. 2. Если объем сведений недостаточен, то получить информацию от аудитора обслуживающей организации или посетить ее лично с этой целью. Можно предложить клиенту обратиться к обслуживающей организации с просьбой предоставить аудитору доступ к необходимой информации. 3. Протестировать средства контроля клиента за деятельностью обслуживающей организации. 4. Протестировать средства контроля обслуживающей организации. 5. Ознакомиться с отчетом аудитора обслуживающей организации о состоянии ее систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (разрешается в том случае, если аудитор клиента входит в круг пользователей отчета аудитора обслуживающей организации). Отчет аудитора обслуживающей организации может быть двух типов: 1) тип А - заключение о пригодности структуры - состоит из описания вышеупомянутых систем, составляемого руководством обслуживающей организации, и мнения ее аудитора, подтверждающего точность этого описания и пригодность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля для достижения поставленных перед ними целей; 2) тип В - заключения о пригодности структуры и эффективности функционирования (в отличие от типа А добавляется заключение аудитора обслуживающей организации об эффективности ее систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с указанием видов и результатов проведенных тестов контроля). Заключение типа А дает представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля обслуживающей организации, но не может быть основой для снижения аудитором клиента риска системы контроля, в то время как заключение типа В может быть использовано для снижения этого риска, если аудитор клиента положительно оценит характер, сроки проведения и объем тестирования (особое внимание уделяется продолжительности периода, охватываемого тестами, и времени, прошедшему с момента выполнения тестов). При использовании отчета аудитора обслуживающей организации аудитору клиента не следует в заключении ссылаться на этот отчет, так как это может быть расценено как возложение части ответственности за выводы, сделанные аудитором клиента, на аудитора обслуживающей организации. 1. Каковы цели и задачи планирования аудита? 2. От каких факторов зависит объем планирования аудиторской проверки? 3. Какие аспекты необходимо учитывать при разработке общей стратегии аудита? 4. Что представляет собой программа аудита? 5. Для чего аудитор должен получить знания о бизнесе клиента? 6. На каких этапах аудита происходит приобретение знаний о бизнесе субъекта? 7. Из каких источников аудитор может получить сведения о деятельности клиента? 8. На какие группы делятся факторы, определяющие характер бизнеса клиента? 9. Каковы цели составления письма-обязательства? 10. Какие аспекты раскрываются в письме-обязательстве? 11. Какие обстоятельства требуют составления письма-обязательства в адрес филиалов и подразделений субъекта? 13. Какими могут быть причины изменения договоренности об аудите? 14. Каковы действия аудитора в случае признания им обоснованности причин изменения условий договоренности? 15. Каковы действия аудитора в случае, если он считает требования клиента об изменении условий договоренности необоснованными? 16. Следует ли составлять письмо-обязательство при проведении аудита организаций государственного сектора? 17. Какая информация включается в рабочую документацию аудитора? 18. Каким требованиям должно отвечать содержание рабочей документации аудитора? 19. Какая информация финансовой отчетности может считаться существенной? 20. Для чего применяется уровень существенности, установленный аудитором? 21. Какова зависимость между уровнем существенности и аудиторским риском? 22. Какими способами можно снизить аудиторский риск, если аудитор пришел к выводу о существенности искажений? 23. Какие действия должен предпринять аудитор при отказе руководства клиента от исправления существенных ошибок? 24. Что такое аудиторский риск, и какие компоненты его составляют? 25. Какие факторы определяют уровень неотъемлемого риска? 26. Как соотносятся между собой системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля? 27. Что представляют собой процедуры контроля? 28. С какой целью аудитор определяет эффективность системы внутреннего контроля клиента? 29. Какие обстоятельства свидетельствуют об эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля? 30. Какие ограничения не позволяют достигнуть абсолютной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля? 31. С помощью каких процедур аудитор оценивает состояние системы внутреннего контроля? 32. В каких случаях аудитор может снизить оценку риска системы контроля? 33. Каким образом можно снизить риск необнаружения? 34. Каков характер взаимосвязей между компонентами аудиторского риска? 35. Каковы действия аудитора при обнаружении невозможности снижения аудиторского риска до приемлемого уровня? 36. В каких случаях при аудите принимаются во внимание условия компьютерных информационных систем? 37. На какие аспекты аудиторской проверки оказывают влияние условия КИС? 38. Какие вопросы рассматривает аудитор при получении представления о функционировании КИС? 39. Каким образом КИС влияют на неотъемлемый и контрольный риски субъекта? 40. Какая организация (по определению МСА) считается обслуживающей? 41. Какие факторы определяют значимость обслуживающей организации для системы внутреннего контроля клиента? 42. В каких случаях и каким образом исследуются средства контроля обслуживающей организации? 43. Какие виды отчетов могут быть составлены аудиторами обслуживающей организации? |
Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.
Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
- создают общественный имидж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.
Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
- обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
- обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
- создает общественный имидж профессии.
Международные аудиторские стандарты
В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:
1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.
Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:
- аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
- аудитор должен быть независим от клиента;
- аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
- аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
4. Существенность в аудите.
5. Аудиторские доказательства.
6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
7. Внутренний контроль качества работы в аудите.
8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.
9. Аффилированные лица.
10. События после отчетной даты.
11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:
1. Общие стандарты.
2. Рабочие стандарты.
3. Стандарты отчетности.
4. Прочие стандарты.
Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:
- письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
- порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
- права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
- образование аудитора и др.
Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:
- планирование аудита;
- аудиторская выборка;
- аудиторские доказательства;
- документирование аудита;
- письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
- первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.
Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:
- порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
- дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
- заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.
Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:
- особенности аудита малых экономических субъектов;
- аудит в условиях компьютерной обработки данных;
- характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.
Внутрифирменные стандарты аудита
Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.
При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:
- целесообразности – иметь практическую пользу;
- преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
- логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
- полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
- единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.
Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.
Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.
Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:
- полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
- обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
- детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.
Источник - Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.
- Зачем нужно штатное расписание и как его составить
- Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
- Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
- История создания старуха изергиль максима горького презентация
- Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
- Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
- Что такое оперативное время при нормировании