Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Отличия лидера от руководителя таблица. Лидер знает, чего хочет, и занимается этим

    Отличия лидера от руководителя таблица. Лидер знает, чего хочет, и занимается этим

    У нас далеко не все владельцы или руководители предприятий малого и среднего бизнеса четко понимают, что такое лидерство и чем отличается начальник от лидера...

    Проблема лидерства - одна из самых обсуждаемых во всем мире. Соперничающие между собой школы экономики и отдельные гуру менеджмента, психологи и социологи не могут договориться о едином определении ведущих характеристик лидера в эпоху перемен и виртуализации бизнеса. Сходятся они, впрочем, в одном: для обществ с развитой экономикой материальные активы значат уже меньше, чем человеческий ресурс. Конечно, имеется в виду не дешевая рабочая сила, а талант, который и в лучшие времена был дефицитом. Между тем, хотите вы этого или нет, но корпоративная культура начинает формироваться сразу, если ваш бизнес превышает хотя бы две штатные единицы.

    Делай, как я

    Актуальной проблемой в последнее время стал конфликт в отношениях собственников и наемных менеджеров. Для многих компаний данный конфликт заканчивается серьезным кризисом. Возможно, это неизбежно: как правило, сегодняшние собственники поднимали и формировали бизнес в начале 90-х годов в определенных социальных, экономических и политических условиях. С тех пор рынок не стоял на месте, правила игры изменились несколько раз. А вот подход к управлению у многих собственников остался прежним. Некоторые бизнесмены приобрели позитивный опыт в начале 90-х и все еще пытаются его экстраполировать на сегодняшний и завтрашний день. В свою очередь, профессионализм наемного менеджмента в вопросах управления объективно выше.

    Прежде чем задуматься, нужен ли вам лидер в компании, необходимо прояснить, что вы хотите получить? Если основная цель - обеспечить материальный достаток, то в какой-то момент будет лучше передать управление. Но, как показывает практика, желание уехать на Канары, курить бамбук и получать дивиденды в России заканчивается не всегда хорошо. Если предприниматель уходит от оперативного контроля, он рискует свой бизнес потерять. Для другой группы бизнесменов приоритетом являются не деньги, а самореализация, самоутверждение, создание социально значимого продукта. Но даже и этот фактор не говорит о том, что у всех есть лидерский потенциал. В чем же он заключается?

    Главное отличие лидера от начальника в том, что у первого есть команда и он умеет использовать ее потенциал. Начальник или владелец компании обладает полномочиями, административным ресурсом, но в его задачу не входит формирование корпоративной культуры. Есть три показателя успеха предприятия на рынке: бизнес-идея, команда и мотивация. Задача лидера - обеспечить мотивацию и создать команду. В этом смысле авторитеты преступного мира и эффективные топ-менеджеры ничем друг от друга не отличаются. Если начальник ставит задачу, диктует цели, не заботясь о точке зрения своих подчиненных, то лидер умеет поступаться собственным мнением, держит паузу, не подавляя никого своим авторитетом. Но в то же время командная работа и демократия - совершенно разные вещи. Ответственность всегда лежит на лидере, и он это должен четко осознавать.

    Сегодня довольно часто наемным лидером движет не погоня за рублем и не страх потерять работу. Его эффективность будет зависеть от уровня мотивации, веры в перспективы предприятия, ощущения собственной значимости. И, наконец, от еще одного важного фактора - чувства ценностного единства.

    При этом лидер - вовсе не человек с высоким IQ и не самый лучший специалист в компании. У него есть другие достоинства: хорошо развитая интуиция и коммуникабельность. К примеру, сэр Ричард Бренсон, с грехом пополам закончивший среднюю школу, добился колоссального успеха во многом благодаря тому, что никогда не ограничивал своих контактов. Именно он известен тем, что дает свой телефон всем сотрудникам Virgin и просит звонить, как только возникает малейшая проблема или идея.

    Продавцы надежды

    Компаний-брэндов, которые четко ассоциируются с фамилиями своих создателей, пока крайне мало. По мнению В. А. Киселева, генерального директора консалтинговой компании «Шерп», столь малое число владельцев бизнеса, являющихся его лидерами, связано, в первую очередь, со спецификой условий: очень мало руководителей стремится к публичной засветке. В этом заинтересованы наемные менеджеры - лидеры, которые, чаще всего, активно тусуются и занимаются самопиаром. Именно наемный менеджер стремится сформировать на рынке труда собственный брэнд. В такой ситуации реальные собственники или акционеры намеренно остаются в тени, делегируя часть своих полномочий доверенным лицам.

    С другой стороны, по мнению того же Киселева, эффективных менеджеров единицы, и они переходят с предприятия на предприятие, из отрасли в отрасль, и равно успешно управляют и металлургическим заводом, и авиакомпанией. При таком раскладе вы как собственник должны быть готовы к тому, что лидер, уходя, скорее всего, заберет и свою команду.

    Нежные русские

    В западном деловом мире приняты «провидческие» заявления от лидеров бизнеса. Ингмар Кампрад из компании IKEA хочет делать «доступную мебель для обычного человека». Билл Гейтс поставил своей целью компьютерный ликбез. Эти «провидения» становятся основными лейтмотивами, дающими направления компании.

    Отечественные лидеры фактически не прибегают к таким PR-ходам. «Менталитет наш отличается принципиальной нежностью. Мы очень чувствительны к манипуляциям и, в то же время, более прямолинейны. Поэтому наши владельцы компаний стараются обойти такие заявления, как заведомо непродуктивные»,- говорит директор «Шерпа».

    Какие ошибки типичны для бизнесмена?

    Большинство начальников боятся окружать себя сильными личностями. А ведь опереться можно только на то, что способно сопротивляться. Во-вторых, команда профессионалов способна объединяться вокруг четкой системы целей, в формировании которой сама же и принимает участие. И здесь очень важно эту систему ценностей постоянно корректировать в соответствии с ежедневным мониторингом рынка.

    Вопросы управления во все времена привлекали повышенное внимание людей, ищущих власти, ведь механизмы её получения и удержания никогда не будут изучены до конца. Отдельные школы менеджмента противопоставляют руководителя и лидера как две различные формы влияния на коллектив. Кем быть лучше: назначенным на должность управленцем или признанным авторитетом, которого любят и боготворят?

    Определение

    Лидер – гласный или негласный статус, позволяющий человеку пользоваться авторитетом и влиянием в социальной группе, управлять ею и реализовывать определённые проекты и идеи. Харизматические «вожди» получают власть за счёт своего обаяния и внутренней притягательности, формальные – в силу легитимности. Утрата статуса происходит по мере того, как на смену старым лидерам приходят новые, пользующиеся большим доверием и уважением.

    Руководитель – лицо, обладающее формальным статусом и должностными инструкциями, уполномоченное управлять определённой общностью людей. Это может быть директор фирмы, начальник отдела, президент, председатель правления. Его главное отличие – легитимность, то есть обладание нормативно закреплённой властью и определённым кругом полномочий.

    Сравнение

    Не совсем правильно проводить границу между указанными категориями по таким основаниям, как стиль управления, вмешательство в деятельность коллектива, авторитет. Ведь и лидер, и руководитель могут быть одинаково пассивными или активными, деспотичными или демократичными, образованными или безграмотными. Обсуждая категории без эмоций, отличия видятся совершенно в ином.

    Во-первых, лидер – понятие более широкое, чем руководитель. Это могут быть как формальные, так и неформальные «вожди» сообщества. Во-вторых, руководитель всегда имеет легитимный статус. Его утрата автоматически влечёт за собой потерю своего места. Лидер может быть негласным, духом нации или общества. Даже если его отстранят от занимаемой должности, он всё равно сохранит авторитет и статус.

    Выводы сайт

    1. Объём понятия. Лидер – понятие более широкое, нежели руководитель.
    2. Способ получения статуса. Руководителей назначают, лидерами – становятся.
    3. Формальное выражение власти. Руководитель всегда имеет легитимность, лидер может быть избран негласно.
    4. Утрата функций. Руководитель теряет статус, когда его отстраняют от должности, лидер – когда появляется новый «вождь».

    Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

    В чем разница?

    Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

    1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
    2. Руководитель - это копия, лидер - это оригинал.
    3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
    4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
    5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
    6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
    7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
    8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
    9. Руководитель подражает, лидер создает.
    10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
    11. Руководитель - классический бравый солдат, лидер - это только он сам.
    12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

    Что говорят работодатели

    Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем - неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

    Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.


    «Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути - неформальный и социальный феномен, - рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». - Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника - не более».

    Руководство и лидерство - те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву - если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

    Как узнать про способности к руководству?

    Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент - тест « ». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

    Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

    Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

    Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности - тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

    Кому-то ближе контроль и планирование - тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.


    Пример из результатов теста «Профориентация».

    Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

    Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

    Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении - стараться и развиваться дальше.

    А как относитесь к руководству и лидерству вы?

    Лидерство и руководство – две основные формы управления. Они имеют определенные отличия, но и немало сходства. Например, общую цель – управлять группой и создавать в ней благоприятный .

    Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные личности, помогающие человеку стать лидером.

    Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.

    Особенности лидеров

    Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье . К другим отличительным чертам лидера относится:

    • высокий уровень притязаний;
    • высокая ;
    • самоуважение;
    • адекватная оценка слабых и сильных сторон своей ;
    • стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).

    Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:

    • выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
    • самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
    • умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
    • знания и опыт в конкретной сфере;
    • хорошее здоровье, развитое , ;
    • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
    • способность к (умение снимать напряжение);
    • коммуникабельность;
    • способность к психоанализу;
    • красноречивость;
    • визуальность (внешняя привлекательность).

    Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.

    Виды лидерства

    Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.

    Эмоциональное

    Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.

    Деловое

    Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать . Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.

    Информационное

    Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.

    Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.

    По направленности лидерство может быть:

    • Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
    • Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
    • Нейтральное. Не влияет на производительность.

    Типы лидерства

    Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:

    • Вожак действует внушением. Он активен, силен, физически развит, здоров, стремится к успеху, уверен в себе, отличается способностью к адаптации, умен, имеет развитое творческое начало и интуицию, тактичен, контактен и легок в общении.
    • Лидер обладает меньшим авторитетом, чем вожак. Он тоже убеждает и внушает, но еще и побуждает методом «делай как я».
    • Ситуативный лидер выдвигается в конкретной ситуации за счет своих сильных способностей, необходимых в данный момент.

    По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:

    • «Один из нас». Он ничем не выделяется среди группы, но ей воспринимается как первый среди равных.
    • «Лучший из нас». Практически по всем качествам выделяется из группы, выступает образцом.
    • «Хороший человек». Ценится и выделяется коллективом за свои нравственные качества.
    • «Служитель». Рассматривается как посредник, представитель интересов.

    Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.

    Лидер и руководитель

    Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.

    Среди сходств можно выделить следующие:

    • ориентация на цели организации;
    • общение с людьми и группами людей;
    • мотивирование работников и иное влияние на них;
    • создание и поддержание благоприятного психологического климата.

    Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.

    Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример. Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично. Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают

    Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.

    Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.

    Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:

    • Руководитель организует всю деятельность, лидер в большей степени отвечает за психологические отношения по вертикали.
    • Руководитель назначается официально сразу после создания организации, лидер выдвигается стихийно через взаимоотношения участников группы.
    • Руководитель управляет всей деятельностью и внешними связями организации, лидер отвечает за общение, деятельность и характер отношений внутри группы.
    • Руководитель контролирует и властвует, лидер сам исполняет нормы организации.
    • Руководитель ориентируется на прописанные права, лидер – на морально-психологические нормы, возникшие в группе.
    • Руководство более стабильно, лидерство зависит от отношений и мнений участников коллектива, вследствие чего лидерство изменчиво.

    Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.

    Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.

    Особенности руководителя-лидера

    Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:

    • Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
    • Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
    • Отличается , тактичностью, доверием, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит .
    • Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
    • Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет.
    • , чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.

    В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.

    Неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

    Менеджер - профессионально подготовленный руководитель.

    Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может частично брать на себя функции лидера. Если для лидера на первом плане стоят нравственные критерии, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.

    Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя .

    Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом.

    Руководство - это управление процессами:

    – согласованием различных видов деятельности группы;

    – видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.

    Сфера руководства включает три блока:

    1. организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;

    2. работа с отдельными людьми и группами;

    3. использование власти и принятие решений.

    Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером.



    Тема 8

    Семья как психолого-педагогическая проблема

    Понятие семьи

    Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Семья́ - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

    Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

    Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

    Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

    Выделяют следующие аспекты семьи:

    Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

    Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом.

    Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

    Биологическая: состоит из родителей и детей.

    Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

    Функции семьи в обществе

    Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

    Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт. Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура.

    Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, выражающая сущность семьи, ее социальный статус исоциальную роль называется функцией семьи . «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

    Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

    репродуктивную - (биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода) или Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротиче­ских потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее чле­нов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

    воспитательную- духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи­тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

    Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечива­ется восстановление затраченных в труде физических сил.

    Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.Рекреационная и психотерапевтическая функция. Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.

    Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

    экономическо-материальную- поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных;

    функцию организации досуга - поддержание семьи как цело­стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

    функцию социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

    С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачи­ваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Раз­вод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

    Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешатель­ство других членов семьи и т. д.).