Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Государственное регулирование вэд. Методы государственного регулирования

    Государственное регулирование вэд. Методы государственного регулирования

    Контрольная работа

    На тему: «Методы регулирования внешнеэкономической деятельности»

    Методы государственного регулирования ВЭД

    Механизм государственного регулирования классически включает две группы методов:

    1)Экономические методы - предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредованное актом купли-продажи) на внутрихоз. экономические процессы. Прежде всего эти методы применяются в сфере производства, где формируется товарное предложение. К экон. методам относят инструменты финансово-кредитной системы (изменение ставки процента, скидки, субсидии), налоговой системы, ценового механизма, таможенной системы, системы страхования и системы стимулирования экспортного производства.

    2)Прямое административное вмешательство в экономику - в рыночной экономике исп. для краткосрочного регулирования, основано на нормативных актах правительства или управленческих решениях.

    Помимо этих двух групп в мировой практике существуют организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное регулирование. Они построены на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции. Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства. Антимонопольное регулирование позволяет влиять на экономические процессы в других странах. Антимонопольные законы ряда стран содержат критерии признания хозяйственной практики монопольной и критерии ее запрещения. Пример критерия: чрезмерный объем реализации товаров и услуг конкретным объединением, установление прямо или косвенно покупных или продажных цен и других условий сделки, распределение рынков или источников снабжения, неравный подход к партнерам и др. Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и злоупотреблений на рынках других стран. Если зарубежные предприниматели усугубляют ситуацию на внутреннем рынке, их стараются ограничить или убрать с помощью в том числе антимонопольного законодательства.

    В зарубежной практике регламентирования ВЭД к настоящему времени сформировался набор средств и инструментов регулирования (регламентирования), осуществлена унификация и гармонизация систем международной торговли, законодательное обеспечение проработано на достаточно высоком уровне, ускорению движения потоков информации способствует высокая степень оснащенности информационно-технической базы. И еще одна характерная черта ВЭД: комплексный подход к использованию разнообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю.

    Комплексный подход к регламентированию ВТД включает:

    I.Межгосударственное регулирование вкл. методы: *двухсторонние и многосторонние соглашения и договора (Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ, межправительственные торгово-экономические и платежные соглашения, кодексы и конвенции), *инструменты регулирования валютных рынков, *системы кредитования экспортно-импортных операций и страхования валютных рисков, типовые условия «Инкотермс».

    II.Национальные системы регламентирования - вкл. набор допустимых методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов или тарифных предпочтений, валютно-кредитных средств, способов стимулирования экспортного производства, технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.

    Рассмотрим II национальные системы регламентирования. Внутринациональные методы можно объединить в 4 группы: 1. Нетарифные ограничения, 2. таможенно-тарифное регулирование, 3. валютно-кредитные инструменты, 4. стимулирование нац. экспортеров.

    Нетарифные ограничения внешнеторговых операций - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

    Меры нетарифного ограничения включают: *меры финансового воздействия и *методы административного регламентирования.

    Финансовое воздействие обеспечивается системой таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, помимо таможенных, которые взимаются при ввозе товара. Их также называют паратарифными. В качестве инструментов этих методов используются фиксированные и скользящие ставки. Скользящие ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы на сельхозтовары) изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Т.к. скользящие ставки трудно прогнозировать, то положение импортеров ухудшается. Фиксированные сборы в основном повышают внутреннюю цену импортного товара, к ним относят внутренние спец. налоги, переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные пошлины по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза.

    Методы административного регламентирования импорта разнообразны, это различного рода количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов и уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Методы админ. регулирования включают след.:

    §Запрещения (эмбарго) - вынужденные меры, принимают открытую и завуалированную форму. Открытые запреты - это полное запрещение торговли, основанное на решениях ООН, и некоторые частичные запреты безусловного характера */на импорт товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизнедеятельности государства, или */на экспорт, например, драгоценных металлов и ценных бумаг. Запреты бывают полные и частичные. Частичные в свою очередь бывают условными (для тех поставщиков, кто не соблюдает национальные правила) и безусловными. Также к частичным запретам относят сезонные и временные запрещения на ввоз. Завуалированные запреты - ограничения по проходу иностранных судов во внутренние воды, ограничения по продаже отдельных товаров в розничное сети. Запрещения по ввозу и вывозу товаров устанавливают при наличии дефицита или, наоборот, необходимости его предотвращения.

    §Квотирование - это лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период, величина по странам-импортерам не разбивается. Индивидуальная квота - размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара. Индивидуальная квота обычно закрепляется торговым соглашением и носит характер двусторонней квоты (ограничены встречные обязательства государств). Сезонные квоты ограничивают размеры импорта сельхозтоваров на определенное время года. Квотирование направлено на сбалансированное развитие внешней торговли и платежных балансов, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнение международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

    §Лицензирование - ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных гос. органов на ввоз / вывоз определенного объема товаров. Лицензирование является временной мерой, используемой в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта, или с целью рационального использования иностранной валюты, или в качестве дискриминационных действий, или для получения встречных уступок. Если таможенные пошлины неэффективны, то вводят лицензирование. В каждом государстве есть список товаров, ввоз которых лицензируется. Виды лицензий - генеральная и индивидуальная. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Индивидуальная лицензия - разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара. Лицензии являются именными без права передачи, срок действия обычно 1 год.

    §Контингентирование - составной элемент лицензирования. Это установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Наблюдение за выдачей квот ведется посредством предоставления лицензий. Контингентирование разрешено в случаях преодоления тяжелого внешнего финансового положения или устранения дефицита платежного баланса. Всегда находилось под запретом ГАТТ, но применяется часто странами, ссылающимися на исключительные обстоятельства. Контингентирование товаров в развитых странах (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья) приносит крупные прибыли компаниям, которые работают с контингентом. Тарифные контингенты (относят к тарифным методам) разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно.

    §Нормы, стандарты и правила - специальные требования к импортным товарам, с целью соблюдения безопасности и охраны природной среды. Но на практике в трети случаев исп. для защиты интересов национальных производителей, например, США обязывает иностранных поставщиков автомобилей расширить использование комплектующих американского производства. Разновидности воздействий: 1. запрет или ограничение импорта товаров или материалов, загрязняющих окружающую среду; 2. протекционизм в отношении промышленного оборудования, транспортных средств, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха; 3. на качество товара - для защиты интересов потребителей, например, бытовая техника, медицинские препараты, пищевые продукты, информация на упаковке о вреде товара, об утилизации и вторичной переработке. (В странах действуют специфические санитарно-ветеринарные нормы в отношении импорта сельхозпродукции, пищевых товаров, парфюмерии, устанавливающие ограничение на использование в производстве красителей, добавок, например, гормонов для скота.)

    §Антидемпинговые меры - используются страной-импортером для давления на экспортеров других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции. Критерием демпинга является сравнение фактических цен ввезенного товара с ценами внутреннего рынка в стране экспортера и установление факта продажи товара по заниженной цене. Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации в виде пошлины за ущерб национальной промышленности и производителю в пользу нац. производителя. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается индивидуально. Пошлина взимается только после спец. расследования на подтверждение факта демпинга и определения размера ущерба. Бывают временные и постоянные антидемпинговые пошлины. Временные носят предупредительный характер, постоянные могут вынудить экспортера уйти с рынка. Пример, в 1990-х гг. демпинговые поставки российских черных металлов и стали на американский рынок. Когда в 1998 этот объем за год вырос на 92%, то США в поиске компромисса с Россией ввели квоту и зафиксировали уровень цен. Пример, США для борьбы с демпингом телевизоров из Японии, Кореи, Сингапура, Канады установила высокие таможенные пошлины. А Мексика, не имея собственного производства телевизоров, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых из Японии телевизоров по заниженным ценам, т.к. в отношении экспорт техники из Мексики пошлин не существовало.

    §Предписания таможенных органов - связаны с соблюдением формальностей и процедур по отношению к товарам, пересекающим таможенные границы страны. Этих предписаний существует несколько: национальные и международные (изложены в таможенных конвенциях). Согласно международным правилам, предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам различных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли. Груз и транспортное средство должны следовать от таможенной границы по таможенной территории под таможенным контролем до места таможенного оформления, груз подлежит декларированию и таможенному досмотру.

    §Прочие меры: контроль за экспортно-импортными поставками и уровнем цен, требования о выплате авансовых таможенных пошлин, импортные депозиты - денежный беспроцентный залог, вносимый импортером на спец. счет в банке как условие на импортную операцию.

    Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Тарифное регулирование определяет порядок и методики таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот. (В перспективе тарифное регулирование должно стать единственным механизмом регламентирования внешней торговли.) Виды таможенно-тарифного регулирования:

    §Таможенные тариф, преференция, квота. Таможенный тариф (основной инструмент механизма тарифного регулирования) представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенный тариф охватывает около 2/3 внешнеторгового оборота развитых стран. Увеличивая цену импортного или экспортного товара, он оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли. Функции таможенного тарифа: 1) протекционизм в отношении отечественных товаров и 2) фискальная как пополнение госбюджета, 3) позволяет сформировать положительное сальдо внешнеторгового баланса, 4) увеличивает приток валюты. Таможенные тарифы бывают импортные и экспортные, простые и сложные. Простой таможенный тариф предусматривает единый размер ставки для каждого товара номенклатуры независимо от страны его происхождения. Сложный таможенный тариф предполагает установление двух и более ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения, причем наиболее высокая ставка сложного тарифа (генеральная) устанавливается для тех государств, с которыми не заключены спец. соглашения, а более низкая (конвенционная) для стран в режиме наибольшего благоприятствования. Тарифные преференции - сложные таможенные тарифы, предусматривающие наличие особо льготных пошлин для конкретных стран, обычно при формировании замкнутых экон. союзов; по сути, беспошлинный ввоз. Тарифная квота - количество товара, в пределах которого он может быть ввезен беспошлинно или облагаться пониженной ставкой пошлины.

    §Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими таможенной границы. Таможенная пошлина увеличивает размер стоимости товара и снижает его конкурентоспособность. Уровни таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от степени готовности товара и уровня экономического развития государств. Тенденция: рост уровня таможенных пошлин по мере увеличения степени обработки продукции, пошлины выше в развивающихся странах, чем в развитых, причина протекционизм. Таможенные пошлины бывают *адвалорные (% к цене товара), **специфические (ден. ед./ед. веса), ***смешанные, ****альтернативные (* или ** на усмотрение таможенного органа). В зависимости от страны происхождения таможенные пошлины бывают максимальные, минимальные и преференциальные. Таможенные пошлины используются для обложения импорта, экспортные пошлины в развитых странах не используются, только в некоторых развивающихся.

    §Налоги на импорт. Налог и таможенная пошлина влияет на цену товара, импортный товар то же облагается налогами. Импортные налоги бывают 1) уравнительные, или пограничные - взимаются в момент пересечения таможенной границы импортным товаром и соответствуют ставкам аналогичных внутренних налогов; 2) специальные - сокращают размер импорта, когда повышение таможенных пошлин невозможно. Аналог таможенной пошлины на конкретные товары; 3) налоги и сборы за таможенное оформление - возмещают затраты на очистку товаров, например, сборы за хранение товара на таможенных складах, статистические и гербовые сборы, портовые сборы… Цель - возместить затраты на таможенную очистку; 4) скользящие - подобны таможенным пошлинам, но их ставка не фиксированная. Они повышаются при снижении мировых цен и понижаются при их росте, чем достигается постоянный уровень цен на внутреннем рынке; разновидность скользящих - компенсационные импортные сборы для конкретной продукции и регулируют ее производство, экспорт и импорт.

    Меры стимулирования национальных экспортеров в странах с развитой рыночной экономикой

    внешнеэкономический национальный экспортер регулирование

    Методов стимулирования экспортеров направлены на обеспечение приоритетов и различного рода привилегий. Они разнообразны, гибки.

    §Государственное кредитование - предоставление экспортеру кредитов через гос. банки и специальные фин. учреждения с участием государства, например, экспортерам на покрытие разницы между высокой внутренней ценой и низкой мировой ценой, а также путем выдачи гос. гарантий по экспортным кредитам, когда государство берет на себя все риски по экспортной поставке.

    §Гос. страхование экспорта - связано с коммерческими и политическими рисками

    §Налоговые и финансовые льготы - поставщики экспортных товаров освобождаются на некоторый период от уплаты налогов - с выручки от экспортных операций, с имущества, льготная амортизация; освобождение от косвенных налогов на дефицитное сырье; возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства.

    §Организационно-техническое содействие государства национальным фирмам в освоении новых рынков и расширении масштабов экспорта. Вкл. предоставление через гос. органы коммерческой информации, представление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка кадров для ВЭД. Министерства разных стран создают спец. учреждения для оказания помощи в поиске крупных заказов, информировании о международных торгах, поиске партнеров за рубежом.

    Гос. Политика в области импорта направлена на: 1) защиту национальной промышленности, 2) создание предпочтительного режима для импорта некоторых товаров.

    Система валютного регулирования

    Составной частью внешнеэкономической деятельности является валютное регулирование и валютный контроль. Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

    §Валютный курс - отношение национальной валюты к валюте другой страны. Функция валютного курса - обеспечение пропорциональности обмена валют, базой которого служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Валютный курс зависит также от уровня конвертируемости валюты (способности обмениваться на другие ин. валюты).

    §Девальвация и ревальвация - исп. в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках или инфляции. Девальвация - официальное снижение курса национальной валюты с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. Ревальвация - наоборот, повышение курса нац. валюты, оказывает обратное воздействие. Ревальвация подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом.

    Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г.).

    Официально в РФ разрешены методы:

    ) таможенно-тарифного регулирования;

    ) нетарифного регулирования;

    ) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

    ) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Таможенно-тарифное регулирование в РФ осуществляется посредством ввозных и вывозных таможенных пошлин. Нетарифное регулирование исп. в исключительных случаях:

    §временные ограничения или запреты экспорта особо важных товаров (по спец. перечню) в случае их недостатка для внутреннего потребления

    §ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, чтобы *сократить излишки товара на рынке РФ, *заменить рос. товар импортным, если в РФ нет возможностей для его производства и т.п. - вводят квоты.

    §лицензирование исп. при *временном ограничении экспорта товара, *товаров, несущих угрозу жизни, здоровью, имуществу, окружающей среде, *исключительное право на экспорт

    §Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры - для защиты интересов рос. производителей

    §Предотгрузочная инспекция с выдачей сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции - в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия искажению сведений об импортируемых товарах, занижения их стоимости.

    §Меры регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью устанавливаются, если эти меры для защиты нац. интересов: в т.ч. соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для выполнения международных обязательств Российской Федерации; обороны страны и безопасности государства; для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и интересов инвесторов, вкладчиков и т.п.

    по дисциплине «Российское предпринимательское право»

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Введение

    Понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    1 Классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    3 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ

    Заключение

    Библиографический список

    Введение

    Актуальность темы исследования . Исследование основных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является актуальной, практически значимой темой. Цель современной внешнеэкономической политики России - эффективная интеграция в мировую экономику. Главная задача заключается в том, чтобы на основе повышения конкурентоспособности отечественной промышленности уйти от структуры неэффективного экспорта и обеспечить прорыв российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной, на мировой рынок.

    За прошедшие годы накоплен определенный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности России. Однако негативные тенденции во внешней торговле обязывают государство сочетать политику либерализации с разработкой комплекса мероприятий по созданию более эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности актуально и с точки зрения приведения его - в соответствие с принятыми в мировой практике нормами, а также анализа процесса сближения России с Европейским союзом и вхождения в ВТО.

    Целью работы является изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Для достижения этой цели поставлены следующие задачи :

    ) раскрыть понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

    ) охарактеризовать основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: классификации, сущность, особенности;

    ) дать характеристику методам нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Объектом исследования является действующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

    Нормативную основу исследования составили: Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Федеральный Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный Закон РФ «Об экспортном контроле» и др.

    В работе использованы работы Нестеровой А.Д., Чувилина Е.Д., Артёмова, Н.М., Гончаровой О.А. и других.

    1. Понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

    обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

    поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;

    обеспечение экономической безопасности страны;

    обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны.

    Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:

    обострение конкурентной борьбы на мировом рынке;

    дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;

    внешние долги, особенно развивающихся стран.

    Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций: либерализации и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению коллективного протекционизма, проводимого интеграционными группировками по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для ЕС. Основные торговые партнеры его опасаются появления «Европейской крепости».

    В конечном счете, протекционизм может привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке. Поэтому извечной проблемой внешнеэкономической политики являлась проблема выбора между протекционизмом и либерализмом.

    Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

    В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ.

    Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

    Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования, что и дает возможность в настоящей работе развить тезис о том, что происходит именно «совершенствование» системы государственного регулирования ВЭД в России.

    Внешнеэкономические связи (ВЭС) - это составная часть хозяйственного механизма и внутренней политики страны в целом.

    Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм.

    Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка.

    В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

    И политика свободной торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решаемых внутри страны. В общем государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Причины государственного вмешательства:

    несмотря на потенциальные выгоды свободной торговли, ни одна из стран не допускает неконтролируемого потока товаров и услуг;

    безработица. Проблема занятости населения - рабочие места;

    защита «молодых» отраслей;

    прямое воздействие на торговлю используется как средство преодоления нарушений в платежном балансе страны;

    регулирование ВЭС применяется для контроля над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;

    в целях обеспечения правопорядка, обороноспособности страны, охраны здоровья и жизни населения, экологии;

    межправительственные соглашения, международные организации.

    Руководство внешнеэкономическими связями осуществляют высшие государственные законодательные органы: парламенты, национальные собрания, конгрессы. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

    Регулированием внешнеэкономических связей занимаются правительственные органы - различные министерства и ведомства. Так, например, в ФРГ регулированием внешнеэкономических связей занимается федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. Главную роль в управлении внешней торговлей Японии выполняет министерство внешней торговли и промышленности. В США в регулировании внешнеторговых связей участвуют государственный департамент, министерства торговли, финансов и земледелия. Большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право единолично устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на определенные виды продукции и т.д..

    2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    2.1 Классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    государственный тарифный внешнеэкономический административный

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

    М.Н. Артёмов выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

    -таможенно-тарифное регулирование;

    -нетарифное регулирование;

    -запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

    -меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

    А.Д. Нестерова считает, что регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование.

    Ряд авторов выделяют такие методы, как административные методы, экономические методы, международные торговые договоры, таможенное обложение, контингентирование и лицензирование, антидемпинговые процедуры, торговые (ценовые) преференции, технические процедуры (барьеры).

    2.2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Административные методы

    Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

    Для регулирования ВЭД государственные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, и много других законодательных актов.

    Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения 5-10 лет и более о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

    Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

    В развитии договоров страны подписывают долгосрочные (на 5-10 лет) соглашения о товарообороте и протоколы о торговле отдельными видами товаров. Соглашения и протоколы заключаются с целью содействия развитию стабильного взаимовыгодного товарооборота на сбалансированной основе.

    Условия международных договоров, соглашений и протоколов делятся на обязательные и индикативные. Выполнение таких условий договоров, как обеспечение торгового режима, порядок налогообложения, взаимных расчетов и т.д., обеспечивается законодательными актами и действиями государственных органов, т.е. в основном административными методами.

    Таможенное обложение

    В основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

    Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.

    Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

    Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.

    По форме тарифы представляют перечни товаров с указанием против позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм к единице измерения товаров.

    Перечни товаров в тарифных странах - членах Генерального соглашения о тарифах и торговле (Всемирная торговая организация ГАТТ ВТО) составляются в соответствии с введенной с 1 января 1988 г. гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

    Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой - экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты заполняют таможенные декларации, в которых указываются сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны. На второй - производится таможенный досмотр-проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

    С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны - одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.

    Контингентирование и лицензирование

    Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

    Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

    Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

    Антидемпинговые процедуры

    Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели (национальные фирмы) против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

    Торговые (ценовые) преференции

    Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

    Торговые преференции - льготы в торгово-политическом режиме, предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Могут применяться во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, страхование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.

    Технические процедуры (барьеры)

    Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

    Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

    Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

    Технические барьеры - проверка соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями, а также промышленными ассоциациями.

    Одним из наиболее распространенных технических барьеров является требование сертификации импортируемых товаров, т.е. получение особых свидетельств и знаков, что эти товары прошли испытания в специализированных лабораториях на соответствие их характеристик определенным стандартам и другой нормативно-технической документации, действующей в импортирующей стране.

    Экономические методы

    Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осуществляют экономическое регулирование экспортных и импортных операций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.

    Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.

    Наиболее широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.

    Косвенное финансирование экспортного производства осуществляется через частные банки, которым правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Другими методами косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

    Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

    Кредитование экспорта - одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

    К числу других наиболее распространенных инструментов поддержки экспорта следует отнести его страхование, которое осуществляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.

    Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддержкой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, так как государство берет на себя риск неполучения платежа.

    Государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, обычно не превышающим 1 % застрахованной части контракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.

    Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.

    2.3 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ

    Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская, фискальная функции.

    Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

    Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

    Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

    Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

    Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

    Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

    Под нетарифными барьерами к свободной торговле понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок).

    Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

    При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

    Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

    По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

    -прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;

    -антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

    Эта группа охватывает более половины всех нетарифных ограничений. К ней относятся и ограничительные меры Консультационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ) по вывозу из развитых западных стран в государства бывшего Варшавского договора и некоторые другие «государства с тоталитарными режимами» (Ливия, Ирак) военной техники и техники двойного назначения. В последнее время КОКОМ сократил запретительные записки по отношению к странам Восточной Европы, включая СНГ, и обещает вообще снять ограничения на поставки новейшей технологии, когда эти страны обеспечат надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны. В ряде случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмбарго на торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США-Куба), так и главным образом по решению Совета Безопасности ООН (Ирак, Югославия).

    Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

    -таможенные формальности;

    -технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);

    -санитарные и ветеринарные требования;

    -стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;

    -сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

    Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

    -валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;

    -регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

    Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

    Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

    К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

    Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

    Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

    Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

    «Добровольное ограничение» экспорта - это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

    В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

    На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд» разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.

    Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия-производители указанной продукции.

    Заключение

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

    Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

    В литературе существует несколько классификаций методов ВЭД. Выделяют административные методы, экономические методы, международные торговые договоры, таможенное обложение, контингентирование и лицензирование, антидемпинговые процедуры, торговые (ценовые) преференции, технические процедуры (барьеры).

    Методы также подразделяют на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Протекционистская функция таможенного тарифа связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Его фискальная функция обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

    Библиографический список

    Нормативные акты

    1.Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ // Российская газета от 06.05.2011, №5473.

    .Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.

    .Федеральный Закон РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об экспортном контроле (принят государственной думой 22 июня 1999 года) (одобрен советом федерации 2 июля 1999 года).

    .Федеральный Закон РФ от 14.04.1998 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2002) О мерах по защите экономических интересов российской федерации при осуществлении внешней торговли товарами (принят государственной думой 20 марта 1998 года).

    Специальная и научная литература

    1.Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики. Курс лекций. / А.Д. Нестерова. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1997. - 63 с.

    .Чувилин, Е.Д. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. / Е.Д. Чувилин, В.Г. Дмитриева. // Финансы и статистика, - М., 1998. - № 5. - С. 49-60.

    .Артёмов, Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. / Н.М. Артёмов, Г.Г. Ячменев. - М.: Полиграф ОПГ, 2004. - 256 с.

    .Государственное регулирование экономики. Учебное пособие // Г.Н. Власов, А.М. Желтов. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. - 250 с.

    .Гончарова, О.А. Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле / О.А. Гончарова // Российский Экономический Журнал № 8, 2000 г. - С. 49-59.

    .Козырин, А.К. Комментарии Таможенного Кодекса РФ / А.К. Козырин // Хозяйство и право. - 2001. - № 1. - с. 34-54.

    .Круглов, А.С. Основы таможенного дела. / А.С. Круглов- М.: РИО РТА, 2001. - 310 с.

    .Шимелик, К.А. Международное правовое регулирование внешнеэкономической деятельности развивающихся стран. / К.А. Шимелик - Минск: БГУ, 1999. - 220с.

    .Сергеев, П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. Учебное пособие по курсу «Мировая экономика». / П.В. Сергеев. - М.: Новый Юрист, 1998. - 236 с.

    .Балабанов, И.Т. Валютные операции. / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 322 с.

    Государственное регулирование внешнеэкономических отношений основано на следующих принципах:

    • осуществление внешнеэкономической деятельности как составной части внешней политики страны;
    • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее реализацией;
    • приоритеты экономических мер регулирования и равенства прав и ответственности субъектов внешнеэкономических отношений, а также защита государством их интересов;
    • элиминирование неоправданного вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность и нанесения ущерба как ее участникам, так и стране в целом.

    Все разнообразие используемых государством методов государственного регулирования внешнеэкономических отношений в зависимости от характера воздействия может быть сведено в основном к двум: административным и экономическим. В качестве административных используются меры прямого ограничения экспорта (импорта), например установление квот, лицензий, эмбарго и т.д. К экономическим относят меры воздействия на экономические интересы участников внешних экономических отношений, например политику таможенных пошлин, сборов, банковской процентной ставки, курса валют и т.д.

    Экономические методы по направленности действия в отношении национальной экономической политики могут иметь две противоположные тенденции: протекционизм и фритредерство (либерализацию).

    В зависимости от характера применяемых мер регулирования внешнеэкономической деятельности они делятся на таможенно-тарифные и нетарифные.

    Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Существуют различные подходы к системе классификации таможенных пошлин: по объекту обложения - импортные, экспортные, транзитивные; по способу взимания - адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости товара), комбинированные (в этом случае пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке и используется большая ставка, дающая наибольшую сумму).

    Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, позволяющим осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

    Вместе с тем таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет; улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки. С этой целью заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для расширения взаимной торговли.

    Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию, является Европейское экономическое сообщество.

    В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и больше.

    Согласно наиболее распространенной классификации нетарифных мер, принятой ООН, они делятся на три категории.

    • 1) внешнеторговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение (количественное ) импорта для защиты определенных отраслей национального производства (квотирование, лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д.). Первая категория - самая многочисленная, в нее входит свыше половины всех нетарифных мер;
    • 2) косвенные (неколичественные) меры, прямо не направленные на ограничение внешней торговли, которые относятся в большей степени к административным формальностям, но при этом их действие ограничивает торговлю (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и розливу и т.п.)
    • 3) меры, применение которых не направлено непосредственно на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых объективно ведет именно к этому результату.

    Количественные ограничения импорта (экспорта) - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и контингенты ограничивают самостоятельность предприятий при выходе на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. К этой же группе относятся финансовые меры, влияющие на экспортно-импортные потоки, - специальные правила импортных платежей, множественные валютные курсы, субсидирование и кредитование экспорта.

    К нетарифным инструментам регулирования импорта относятся финансовые средства ограничения ввоза, например импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов обычно относят: пограничный налог, которым товары облагаются при пересечении границы ряда стран; различные сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; портовые, статистические, фитосанитарные и другие сборы. Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, применяемые широко в ЕС в качестве инструмента аграрного протекционизма. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношений внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

    Импортные депозиты представляют собой форму залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в местной или иностранной валюте. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного отношения к стоимости импортируемого товара.

    Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования занимают валютные ограничения, которые выступают фактором сдерживания не только внешней торговли, но и всей внешнеэкономической деятельности. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и являются частью валютного контроля государства. Сферой применения валютных ограничений могут быть внешняя торговля, движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей. В области внешней торговли действие валютных ограничений близко к количественным ограничениям импорта, поскольку импортер в этом случае обязан получать разрешение на использование валюты для импорта в соответствующем государственном учреждении.

    Одним из важных направлений внешнеэкономической деятельности государства является регулирование притока и вывоза капиталов. В современном мире миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран. В то же время для повышения эффективности иностранных капиталовложений правительства принимающих стран вводят разнообразные меры по регулированию деятельности иностранного капитала. Регулирование притока иностранных частных инвестиций носит, как правило, двойственный характер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата:

    • предоставление гарантий от национализации иностранной собственности;
    • гарантирование перевода прибылей, репатриации капитала;
    • предоставление налоговых скидок и таможенных льгот;
    • защита от иностранной конкуренции.

    В качестве примера страны, осуществляющей эффективную политику привлечения иностранных инвестиций, может быть приведен Китай. Обратим внимание на существенные характеристики реализованного властями этой страны подхода к регулированию притока иностранного капитала.

    • 1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.
    • 2. Поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, в новые отрасли и сферы народного хозяйства. Известно, что политика «открытых дверей» начиналась с экспериментирования в восточных регионах, первые открытые экономические зоны были созданы в провинциях Гуандун и Фуцзянь. В 1990-х годах власти перешли к более широким экономическим преобразованиям, прямые иностранные инвестиции начали поступать в центральные и западные регионы страны. После присоединения Китая к ВТО перед иностранными инвесторами шире открываются возможности для инвестирования капитала в различные области сферы услуг (банковскую, страховую деятельность), оптовую и розничную торговлю.
    • 3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций. Если в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то со второй половины 1990-х гг. - предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. Широко используемый транснациональными компаниями развитых стран способ инвестирования путем слияния и поглощения в Китае до присоединения в ВТО не применялся. Сейчас барьеры постепенно снимаются. Другой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры. Причем если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки.
    • 4. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников. Среди факторов, благоприятствующих развитию свободных экономических зон, следует выделить их ориентацию на крупные свободные капиталы, сосредоточенные в Гонконге, Макао, на Тайване, в ряде стран ЮВА.
    • 5. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение экономической самостоятельности властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления явились важной движущей силой их развития. Так, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования совместных предприятий, объем инвестиций в основные фонды.

    С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение собственных интересов. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под государственный контроль, осуществляемый посредством:

    • выделения отраслей экономики, доступных для иностранного капитала в совместных предприятиях;
    • ограничений в отношении создания филиалов, репатриации капитала и прибылей;
    • установления условий в части использования компонентов национального производства, участия национальных кадров в управлении предприятием;
    • применения различных оговорок, предотвращающих ограничительную деловую практику со стороны иностранных монополий и обеспечивающих получение необходимой информации.

    Государство стремится также оказывать влияние и на процесс экспорта инвестиций резидентами за границу. Экспорт капитала может осуществляться в виде кредитов, размещения капитала физических и юридических лиц на различных счетах и банковских депозитах.

    Государственное регулирование экспорта капитала - комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, прежде всего прямых инвестиций: содействие инвесторам в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования и реализации проекта, анализа бизнес-плана, участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование и особенно - страхование.

    В отдельных случаях капитал вывозится за рубеж и по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает в тех странах, где отсутствуют гарантии для инвесторов, существуют политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция.

    Контрольные вопросы и задания

    • 1. Почему государственное регулирование внешнеэкономической деятельности выступает приоритетным направлением экономической политики государства?
    • 2. Назовите основные принципы, положенные в основу государственного регулирования внешнеэкономических отношений.
    • 3. Какие две взаимоисключающие тенденции характерны для сферы внешнеэкономической деятельности?
    • 4. Назовите основные методы регулирования внешнеэкономических отношений в практической деятельности государства.
    • 5. Что представляет собой таможенно-тарифная система регулирования внешнеторговой деятельности?
    • 6. В чем заключается внетарифное регулирование внешнеэкономических связей?

    Система мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Нормативно-правовые акты.

    Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Государство при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по всемерному увеличению экспорта, привлечению иностранных инвестиций, защите интересов хозяйствующих субъектов, законодательно закреплять условия существования во внешнеторговой деятельности и контроля за их неукоснительным соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

    Государственное регулирование экономики в целом осуществляется посредством различных форм и методов, важнейшими из которых являются прогнозирование, планирование и программирование. В условиях государственного регулирования внешнеторговой деятельности прогнозирование преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться мировой рынок. Планирование направлено на координирование позиций государственного и частного сектора в области внешней торговли, в процессе планирования на каждые 3-5 лет намечаются необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных вложений, размеры желаемого роста производства и т.д. Программирование осуществляется через соответствующие программы.

    Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.

    В соответствии с мировой практикой государства используют 2 набора методов регулирования: экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).

    Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.

    В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.

    Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования.

    Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

    Административные (нетарифные) методы государственного регулирования внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте используется более пятидесяти видов нетарифных ограничений.

    По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:

    количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;

    таможенные и административные импортно-экс-портные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы;

    стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарные и фитосанитарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;

    ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов;

    участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок, государственная торговля.

    Количественные ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.

    Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через систему лицензирования.

    Лицензирование – регулирование внешнеторговой деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.

    В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

    В основе следующей группы лежат так называемые технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов и технических норм. Устанавливаются либо в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.

    Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидии могут быть прямыми и косвенными. Прямое финансирование осуществляется в виде выплат экспортеру дотаций из бюджета после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по налогам, льготные условия страхования, передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам и т.д.

    Что касается нормативно-законодательной базы, регулирующей внешнеторговую деятельность, то хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь создана достаточно обширная законодательная база в виде Указов Президента Республики Беларусь, Законов Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров и т.д.

    Законодательную базу регулирования импорта в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями и дополнениями). Таможенный Кодекс Республики Беларусь определяет таможенную политику республики, структуру таможенных органов, положения о таможенном контроле, а также определяет таможенные режимы для вещей, перемещаемых через таможенную территорию Республики Беларусь и порядок применения таможенных пошлин для вещей, заявленных в том или ином таможенном режиме.

    Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» устанавливается порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь. Таможенный тариф Республики Беларусь состоит из двух частей: импортный тариф и экспортный тариф.

    В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба вида таможенных пошлин.

    Таможенные процедуры в Беларуси соответствуют положениям Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото). В зависимости от требуемого типа таможенной обработки может потребоваться выполнение следующих процедур в дополнение к процедурам, упомянутым в предыдущих разделах: предъявление грузовой таможенной декларации, книжки МДП (Сarnet T.I.R.), транспортной накладной, спецификации и счета-фактуры или другого сопровождающего документа; документация, подтверждающей, что заявитель законно владеет товаром, который предстоит ввезти, например, контракт или счет-фактура; уплата таможенной пошлины, сбора за оформление, акциза и НДС; определенные контрольные меры (осмотр, инспекция, экспертиза), например, относящиеся к санитарным и фитосанитарным мерам; сертификата происхождения для товаров, происходящих из государств, с которыми Беларусь заключила соглашения о свободной торговле или которые пользуются тарифными преференциями.

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование. Примером административного метода может служить квотирование и лицензирование.

    Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные.

    Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическим методам регулирования.

    Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее экономические и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные - ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт некоторых товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер, направленных на стимулирование экспорта. Законодательством установлены новые способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это предусмотренные в Законе "Об основах государственного регулирования..." наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров и предотгрузочная инспекция. Некоторые из предусмотренных Законом способов регулирования внешнеэкономической деятельности будут рассмотрены далее отдельно.

    Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.