Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Российские атомные подводные лодки. Россия начала строить невиданные доселе подводные лодки. Самые современные субмарины России

    Российские атомные подводные лодки. Россия начала строить невиданные доселе подводные лодки. Самые современные субмарины России

    November 4th, 2014

    Подводный сюрприз от России для Америки и Европы знаменует собой настоящую РЕВОЛЮЦИЮ в области военного ПОДВОДНОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ.

    С появлением новой российской подводной лодки «Лада» в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и рискует окончательно утратить свою глобальную геополитическую роль.

    В последнее время на Западе лавинообразно нарастает антирусская милитаристская истерия. Обнаружив, что вместо податливой либеральной «россиянии» на просторах Евразии неожиданно возродилась историческая, традиционная, имперская Россия, разгневанная и оскорблённая десятилетиями унижений и оскорблений со стороны надменного и лживого западного Содома, «свободные» европейские и американские СМИ исполнены панических заголовков о «военных приготовлениях» Москвы.

    Стоит нам, запустить ракету с космодрома в Плесецке или с подводного ракетоносца в Баренцевом море, или отправить в патрулирование вдоль европейских границ свои воздушные ракетоносцы, это тут же становится поводом для бесчисленных обвинений в «милитаризме и империализме», «бряцании ядерным оружием», «запугивании мирового сообщества» и т.п. глупостей. А между тем, многие действительно важные новости, имеющие прямое отношение к изменению военно-стратегического баланса сил в Евразии, проходят мимо внимания массового читателя.

    Вот одна из таких новостей …

    Фото 2.

    13 октября 2014 года информагентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило: «В России принято решение о серийном производстве воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) для оснащения будущих подводных лодок проекта 677 «Лада». Испытания опытного макета ВНЭУ на стенде завершились успешно. Следующие испытания будут проводиться уже непосредственно на лодке».

    Это сообщение прошло практически незамеченным, даже среди военных обозревателей никто не обратил на него особого внимания. А зря! Ибо это решение знаменует собой настоящую революцию в области военного подводного кораблестроения.

    Фото 3.

    Сокрушители балансов

    Чтобы читатель понял, насколько существенно новые русские ПЛ с ВНЭУ смогут изменить баланс сил между Россией и США, приведу лишь один пример. «Четыре-шесть таких подлодок, — говорил ещё в конце 2010 года в интервью «РИА Новости» вице-адмирал Виктор Патрушев — могут полностью перекрыть такие закрытые или полузакрытые акватории, как Черное, Балтийское и Каспийское моря. Их преимущества очевидны любому военно-морскому специалисту».

    От себя добавлю, что развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море, но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.

    Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики, где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.

    Что касается Средиземного моря, Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

    Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру», а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет свой главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и окончательно утратит свою глобальную геополитическую роль.

    Фото 4.

    Подробнее о ВНЭУ — в чем суть?

    Сегодня все подводные лодки по типу энергетических установок делятся на два вида: ПЛ с ядерной энергетической установкой (атомным реактором) и дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), двигающиеся в надводном положении при помощи дизеля, а в подводном – используя электромоторы, черпающие энергию от аккумуляторных батарей.

    Атомные подводные лодки появились в советском ВМФ в конце 50-х годов прошлого столетия. Первая АПЛ 627-го проекта под названием «Ленинский комсомол» вступила в строй в 1957 году. С того момента и до сего дня подводные атомоходы составляют главную ударную силу нашего флота, являясь носителями широкого спектра самого грозного оружия – от стратегических межконтинентальных ракет и тактических ядерных торпед до высокоточных крылатых ракет большой дальности, составляющих сегодня основу российских сил стратегического неядерного сдерживания.

    Атомные ПЛ обладают целым рядом выдающихся достоинств: практически неограниченным временем пребывания под водой, высокой скоростью подводного хода и большой глубиной погружения, способностью нести огромное количество самого разнообразного вооружения и оборудования. Высокая энерговооружённость, достигаемая огромной мощностью ядерной энергетической установки, позволяет строить лодки очень большого водоизмещения и размещать на них не только много оружия, но и высокоэффективные гидроакустические комплексы, средства связи, радиоэлектронной разведки и навигации.

    Но, увы – главное достоинство ядерной энергетической установки, её мощность, является одновременно источником основного недостатка, свойственного подводным атомоходам. Этот недостаток – большая шумность. Наличие на борту АПЛ атомного реактора (а иногда и двух) со всем комплексом сопутствующих механизмов: турбинами, генераторами, насосами, холодильными установками, вентиляторами и т.д. – неизбежно порождает огромное количество разночастотных колебаний и вибраций и требует сложнейших технологий для снижения уровня шумов, являющихся главным демаскирующим фактором любой АПЛ.

    Зато дизель-электрическая подлодка под водой практически бесшумна. Электромоторы, питающиеся энергией аккумуляторных батарей, не требуют наличия турбин и другого высокошумного оборудования. Поэтому ДЭПЛ крадётся в океанских глубинах, практически не шумя, подобно опасной хищной рыбе, выслеживающей зазевавшуюся добычу.

    Однако рыба эта может находится под водой относительно недолго – всего несколько суток. Притом двигается она в океанской глубине очень медленно, экономя запас энергии, который по сравнению с атомными «акулами» просто ничтожен. А недостаток энергии, в свою очередь, налагает серьёзные ограничения на водоизмещение, вооружение и другие ключевые характеристики ДЭПЛ. По сути, эти лодки не являются полностью «подводными», их можно скорее назвать «ныряющими», так как большую часть времени на маршрутах развёртывания они проводят в надводном положении, да и в районах боевого патрулирования вынуждены регулярно всплывать и включать дизеля для подзарядки аккумуляторных батарей.

    Фото 5.

    Унифицированный перископный комплекс «Парус-98″ и ограждение рубки ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)

    Так, например, у новейшей российской ДЭПЛ проекта 636.3 запас подводного хода составляет всего 400 миль. И двигается она под водой в основном экономходом со скоростью 3 узла, то есть 5,4 км/час. Поэтому преследовать свою добычу под водой такая лодка не может. Она вынуждена полагаться на данные разведки, которая должна вывести её в заданную точку на маршруте развёртывания кораблей противника. Отсюда и главный способ боевого использования ДЭПЛ – т.н. «завеса», т.е. развертывание подводных лодок в линию, перпендикулярную курсу вероятного движения цели, на определенных интервалах друг от друга. При этом вся группа участвующих в ней подлодок управляется с внешнего командного пункта, что создаёт дополнительные демаскирующие факторы и снижает боевую устойчивость и эффективность группировки ПЛ. Если учесть к тому же, что глубина эшелонированной противолодочной обороны современной американской авианосной ударной группировки составляет свыше 300 миль (т.е. более 550 км), становится понятным, как непросто нашим ДЭПЛ противостоять такому противнику.

    Поэтому неудивительно, что заветной мечтой всех подводников является создание подводной лодки с принципиально новой энергетической установкой, которая позволит совместить в себе достоинства атомных и дизель-электрических подводных лодок: мощность и скрытность, большую автономность подводного плавания и малую шумность…

    Фото 6.

    Сказка стала былью

    Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с воздухонезависимой энергетической установкой как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.

    «Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик. Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.

    Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ»Рубин», http://milparade.com)

    Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ, воздухо-независимая энергетическая установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» — «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить.

    Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212\214, оснащенные гибридной энергетической установкой. В нее входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).

    Фото 7.

    Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения ее в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции, Израиля, Кореи и еще нескольких стран.

    Шведский концерн Kockums Submarin Systems, в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде.

    Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» — ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения!

    Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира» (фото вероятно ПЛА «Кронштадт», 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).

    ЦКБ «Рубин» - главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно- ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт. За счет уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность - 45 суток. Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.

    О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в ее основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород, необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения лодки под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212\214.

    До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.

    Фото 8.

    А теперь немного ТТХ подробнее:

    Под­вод­ные лод­ки про­ек­та 677 пред­на­зна­че­ны для про­ве­де­ния са­мо­стоя­тель­ных опе­ра­ций на мор­ских ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив под­вод­ных ло­док и над­вод­ных ко­раб­лей про­тив­ни­ка в ог­ра­ни­чен­ном рай­оне, осу­ще­ст­в­ле­ния про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны в при­бреж­ных рай­онах, уз­ко­стях и в про­лив­ных зо­нах, по­ста­нов­ки мин­ных за­гра­ж­де­ний и дру­гих за­дач.

    ПЛ про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са.

    Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ог­ра­ж­де­ние вы­движ­ных уст­ройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

    Фото 9.

    Воо­ру­же­ние

    На ПЛ ус­та­нов­ле­ны 6 тор­пед­ных ап­па­ра­тов ка­либ­ра 533 мм. 2 ТА верх­не­го яру­са при­спо­соб­ле­ны для стрель­бы те­ле­управ­ляе­мы­ми тор­пе­да­ми. Бое­за­пас со­став­ля­ет 18 еди­ниц, в ко­то­рый мо­гут вхо­дить уни­вер­саль­ные тор­пе­ды (ти­па САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), про­ти­во­ло­доч­ные ра­ке­то-тор­пе­ды, кры­ла­тые ра­ке­ты, ми­ны (22 ти­па ДМ-1). Пре­ду­смот­ре­на воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния ско­ро­ст­ных про­ти­во­ло­доч­ных ра­кет «Шквал».

    Сис­те­ма стрель­бы по­зво­ля­ет вы­стре­ли­вать бое­за­пас оди­ноч­но и зал­пом до 6 еди­ниц. Ме­ха­ни­че­ское уст­рой­ст­во за­ря­жа­ния «Му­ре­на» по­зво­ля­ет ав­то­ма­ти­че­ски про­из­ве­сти пе­ре­за­ряд­ку тор­пед­ных ап­па­ра­тов. Весь цикл под­го­тов­ки ком­плек­са к ис­поль­зо­ва­нию ору­жия и стрель­ба ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны и осу­ще­ст­в­ля­ют­ся с пуль­та опе­ра­то­ра из глав­но­го ко­манд­но­го пунк­та под­вод­ной лод­ки.

    Для про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны име­ет­ся 6 ПЗРК «Игла-1М».

    Ко­ор­ди­на­ция ра­бо­ты всех средств ра­дио­элек­трон­но­го воо­ру­же­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся бое­вой ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щей сис­те­мой «Ли­тий».

    Гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс «Ли­ра» вклю­ча­ет вы­со­ко­чув­ст­ви­тель­ные шу­мо­пе­лен­га­тор­ные ан­тен­ны. В со­став ком­плек­са вхо­дят но­со­вая (Л-01) и две бор­то­вые ан­тен­ны в но­со­вой око­неч­но­сти ПЛ. Раз­ме­ры ан­тенн уве­ли­че­ны в мак­си­маль­но воз­мож­ной сте­пе­ни. Они за­ни­ма­ют боль­шую часть по­верх­но­сти но­со­вой око­неч­но­сти.

    Кро­ме ста­цио­нар­ных ан­тенн, на ПЛ раз­ме­ще­на вы­пу­ск­ная бук­си­руе­мая гид­ро­аку­сти­че­ская ан­тен­на с точ­кой вы­хо­да в верх­нем вер­ти­каль­ном ста­би­ли­за­то­ре.

    На­ви­га­ци­он­ный ком­плекс вклю­ча­ет инер­ци­аль­ную на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му и обес­пе­чи­ва­ет безо­пас­ность ко­раб­ле­во­ж­де­ния и вы­ра­бот­ку дан­ных о мес­те на­хо­ж­де­ния и па­ра­мет­рах дви­же­ния под­вод­ной лод­ки с не­об­хо­ди­мой для ис­поль­зо­ва­ния ору­жия точ­но­стью.

    Уни­фи­ци­ро­ван­ный пе­ри­скоп­ный ком­плекс УПК «Парус-98» име­ет в сво­ем со­ста­ве:

    • ко­ман­дир­ский пе­ри­скоп не­про­ни­каю­ще­го ти­па «Парус-98КП» с оп­ти­че­ским и ТВ-ка­на­ла­ми (днев­ным и низ­ко­уров­не­вым) с пе­ре­мен­ным уве­ли­че­ни­ем 1,5-12Х, с ви­део­за­пи­сью;
    • оп­трон­ную мач­ту не­про­ни­каю­ще­го ти­па «Парус-98УП» (уни­вер­саль­ный пе­ри­скоп) с ТВ-ка­на­ла­ми (днев­ным и низ­ко­уров­не­вым) с пе­ре­мен­ным уве­ли­че­ни­ем 1,5-12Х, ка­нал ла­зер­но­го даль­но­ме­ра;
    • РЛС КРМ-66 «Ко­дак». Вклю­ча­ет в се­бя ак­тив­ный и пас­сив­ный ра­дио­ло­ка­ци­он­ные ка­на­лы, со­вме­щен­ный ан­тен­ный пост ка­на­лов. Ра­дио­ло­ка­ци­он­ная сис­те­ма име­ет ка­нал по­вы­шен­ной скрыт­но­сти в ак­тив­ном ре­жи­ме и да­ет пол­ную ин­фор­ма­цию и над­вод­ной, и воз­душ­ной об­ста­нов­ке, не де­ма­ски­руя под­вод­ную лод­ку;
    • циф­ро­вой ком­плекс средств ра­дио­свя­зи «Дис­тан­ция». Ком­плект средств ра­дио­свя­зи по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять на­деж­ную дву­сто­рон­нюю ра­дио­связь с бе­ре­го­вы­ми ко­манд­ны­ми пунк­та­ми, ко­раб­ля­ми, су­да­ми и са­мо­ле­та­ми при на­хо­ж­де­нии в над­вод­ном и пе­ри­скоп­ном по­ло­же­ни­ях. Для прие­ма ко­манд­ных со­об­ще­ний при на­хо­ж­де­нии на боль­шой глу­би­не име­ет­ся вы­пу­ск­ная бук­си­руе­мая ра­дио­ан­тен­на. Вы­пуск ан­тен­ны про­из­во­дит­ся из проч­но­го кор­пу­са;
    • на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Ап­пас­сио­на­та» с инер­ци­аль­ной на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мой и сис­те­мой спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции GPS / ГЛО­НАСС. Точ­ность на­ви­га­ции — от­кло­не­ние ко­ор­ди­нат мес­та за 2 дня — 5 км при из­ме­не­нии кур­сов до 6 град/мин.

    Фото 10.

    Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка

    Лод­ка име­ет ди­зель-элек­три­че­скую глав­ную энер­ге­ти­че­скую ус­та­нов­ку, раз­ра­бо­тан­ную по схе­ме пол­но­го элек­тро­дви­же­ния. В ее со­став вхо­дят раз­ме­щен­ная в чет­вер­том от­се­ке ди­зель-ге­не­ра­тор­ная ус­та­нов­ка в со­ста­ве двух ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­сто­ян­но­го то­ка 28ДГ с вы­пря­ми­те­ля­ми (мощ­но­стью по 1000 кВт), две груп­пы ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей по 126 эле­мен­тов в ка­ж­дой (об­щая мощ­ность — 10580 кВт·ч), на­хо­дя­щие­ся в пер­вом и треть­ем от­се­ках, все­ре­жим­ный бес­кол­лек­тор­ный низ­ко­обо­рот­ный греб­ной элек­тро­дви­га­тель с воз­бу­ж­де­ни­ем по­сто­ян­ны­ми маг­ни­та­ми ти­па СЭД-1 мощ­но­стью 4100 кВт.

    Вы­бран­ная мощ­ность ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять не толь­ко «обыч­ную» за­ряд­ку ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи, но и спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ный ре­жим ус­ко­рен­ной за­ряд­ки, по­зво­ляю­щий зна­чи­тель­но со­кра­тить вре­мя на­хо­ж­де­ния под­вод­ной лод­ки в пе­ри­скоп­ном по­ло­же­нии. От­сут­ст­вие ще­точ­но­го то­ко­съем­но­го уст­рой­ст­ва по­вы­ша­ет безо­пас­ность экс­плуа­та­ции ге­не­ра­то­ров.

    Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ «Рубин» (фото ЦКБ МТ «Рубин»)

    Фото 11.

    Все­ре­жим­ный греб­ной элек­тро­дви­га­тель вы­пол­ня­ет функ­цию глав­но­го греб­но­го элек­тро­дви­га­те­ля и элек­тро­дви­га­те­ля эко­ном­но­го хо­да. Он при­во­дит в дей­ст­вие се­ми­ло­па­ст­ный ма­ло­шум­ный греб­ной винт фик­си­ро­ван­но­го ша­га с саб­ле­вид­ны­ми ло­па­стя­ми. Так­же, ПЛ име­ет 2 вы­нос­ных вин­то­вых ко­лон­ки РДК-35. Наи­боль­шая ско­рость под­вод­но­го хо­да дос­ти­га­ет 21 уз­ла, при дви­же­нии в над­вод­ном по­ло­же­нии лод­ка раз­ви­ва­ет ско­рость хо­да 10 уз­лов. Даль­ность пла­ва­ния в ре­жи­ме ра­бо­ты ди­зе­ля под во­дой дос­ти­га­ет 6000 миль, в по­доб­ном по­ло­же­нии при дви­же­нии эко­ном­ным хо­дом лод­ка мо­жет пре­одо­леть 650 миль.

    ПЛ ос­на­ще­на спа­са­тель­ным уни­вер­саль­ным ком­плек­сом ти­па КСУ-600 для дис­тан­ци­он­но­го ав­то­ма­ти­че­ско­го вы­пус­ка спа­са­тель­ных пло­тов ПСНЛ-20 (2 шт., в над­строй­ке пе­ред ог­ра­ж­де­ни­ем вы­движ­ных уст­ройств).

    Все жи­лые по­ме­ще­ния ПЛ раз­ме­ще­ны в треть­ем от­се­ке. Для всех чле­нов эки­па­жа пре­ду­смот­ре­ны каю­ты: для ко­манд­но­го со­ста­ва — двух­ме­ст­ные, у ко­ман­ди­ра — од­но­ме­ст­ная.

    Для прие­ма пи­щи име­ет­ся каю­т-ком­па­ния с бу­фет­ной. Все за­па­сы про­до­воль­ст­вия раз­ме­ще­ны в спе­ци­аль­ных кла­до­вых, ох­ла­ж­дае­мых и не­ох­ла­ж­дае­мых. Кам­буз­ное обо­ру­до­ва­ние но­вой раз­ра­бот­ки при ма­лых га­ба­ри­тах и энер­го­по­треб­ле­нии спо­соб­но обес­пе­чить бы­строе при­го­тов­ле­ние го­ря­чей пи­щи.

    Пре­сная во­да хра­нит­ся в цис­тер­нах из не­ржа­вею­щей ста­ли. По­пол­не­ние за­па­сов во­ды воз­мож­но с по­мо­щью во­до­оп­рес­ни­тель­ной ус­та­нов­ки, ути­ли­зи­рую­щей те­п­ло ди­зе­лей. В це­лом во­до­снаб­же­ние впол­не дос­та­точ­но как для пить­е­вых, так и для ги­гие­ни­че­ских це­лей (мы­тье по­су­ды, ду­ше­вые). Ус­ло­вия оби­тае­мо­сти и за­па­сы то­п­ли­ва, про­до­воль­ст­вия и пить­е­вой во­ды обес­пе­чи­ва­ют ав­то­ном­ность 45 су­ток.

    Напомню вам еще, что и о том, что . Это лишний раз подтверждается, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

    Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок.

    В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.

    В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов . В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

    Ракетные крейсера стратегического назначения

    Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта . В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года.

    Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.

    Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар» . Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

    До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.

    В строю и в резерве Северного флота имеются три . Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.

    В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового . Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.

    Многоцелевые АПЛ

    Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются . ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного.

    На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

    Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

    Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются . На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей».

    В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

    С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» . По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

    До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука» . Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

    Инфографика — defendingrussia.ru

    17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 , головном и пока единственном корабле . Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение.

    Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

    Неатомные подлодки

    С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус» . В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

    Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

    Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

    До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада» , являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

    Специальная техника

    Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз» .

    Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров.

    Наиболее известным представителем этого класса техники является , способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

    В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

    Перспективы

    На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота.

    Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

    До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка».

    Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

    Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре.

    Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.

    День моряка-подводника отмечают в России 19 марта . 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин

    типа "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". Исторические "рыбные" названия сохранились в наименованиях проектов советских и российских субмарин.

    Первыми звания «офицер подвод­ного плавания » приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подвод­ные лодки в вооружённой борьбе на море.

    Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны . К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

    В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подвод­ной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар ».

    В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их - порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта "Ясень" и стратегических ракетоносцев "Борей", идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

    "Борей "

    Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса "Борей". Всего в составе ВМФ России - 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых - проекта 955 "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

    Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) "Борей" (по кодификации НАТО SSBN "Borei", также "Dolgorukiy" - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ "Рубин" (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. "Борей" создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 "Акула" (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ "Дельфин" (Delta-IV по классификации НАТО).

    "Бореи" являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 "Щука-Б", ПЛ "Борей" имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

    Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта "Борей" в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ "Щука-Б" третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской "Вирджинии " .

    На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

    Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ "Мираж" с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с.

    До 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта "Борей-А" находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии - "Князь Пожарский" - был заложен в конце 2016 года.

    "Ясень "

    В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 "Ясень"- К-560 "Северодвинск" (головная подлодка серии в строю на Северном флоте - прим. 24РосИнфо). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М "Ясень-М". На "Севмаше" в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: "Казань" (в этом году ожидается передача флоту), "Новосибирск", "Красноярск" (должна сойти со стапелей в 2019 году), "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск".

    На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована "акустически чистая" носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

    Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты - российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на "Казань" установили новый, менее шумный двигатель.

    Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта "Ясень-М" вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет "Калибр-ПЛ". В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо "Калибров" субмарины способны нести и более мощные П-800 "Оникс ", специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

    Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, "Ясень" выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, - полноценного неядерного стратегического сдерживания , т.е. произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. "На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

    Лодки проекта "Ясень" приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача - охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

    " Черная дыра "

    "Черные дыры в океане" - так на Западе прозвали новые российские (по кодификации НАТО - Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

    Подлодки проекта "Варшавянка" относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода - 20 узлов, глубину погружения - 300 метров, экипаж - 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

    На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

    "Новороссийск" - первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол ", "Краснодар","Великий Новгород " и "Колпино ". "Ростов-на-Дону" - первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные "Калибры" нашли свои цели в Сирии.

    Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов". Подлодка "Петропавловск-Камчатский" будет спущена на воду в 2019 году и в том же году будет сдана. "Волхов" спустят на воду весной 2020-го и до конца года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется "Магадан", четвертая – "Уфа". Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложат в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется "Можайск", шестой лодке Военно-морской флот еще имя не дал. Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

    "Лада" - "Калина"

    Российские ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения - до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

    Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

    Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла".

    Головная субмарина серии - "Санкт-Петербург" - была заложена на "Адмиралтейских верфях" в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 - "Кронштадт" - заложен в 2005 году, третий - "Великие Луки" - в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

    Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых - увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены всплывать ежесуточно.

    ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

    В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада" - проект "Калина".

    Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В "Калине" будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада", которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой - увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок - до трех недель.

    "Хаски"

    Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте "Хаски" - атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро "Малахит" в Санкт-Петербурге.

    При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", которые вскоре начнут поступать в войска.

    "Совершенно секретно"

    Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

    В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 "Подмосковье" после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ "Дельфин" в носитель подводных аппаратов.

    В составе флота находится еще один подобный атомоход - БС-136 "Оренбург", который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР "Кальмар". Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка". Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней.

    ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения - К-139 "Белгород" проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на "Севмаше" была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 "Хабаровск".

    1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых возможно станут "Белгород" и "Хабаровск".

    Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

    "Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности ", - заключил президент.

    "Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей - это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует ", - сказал верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.

    Подводный флот нашей страны всегда представлял ту силу, не считаться с которой было нельзя. После краха СССР программа развития подводного флота в России по известным причинам замедлилась. Однако начиная с нулевых годов в этом отношении был сделан такой рывок, что даже многие зарубежные эксперты были удивлены происходящимм изменениями. При этом руководство России не собирается останавливаться на достигнутом. Мы не будем раскрывать всех секретов модернизации и создания новых проектов субмарин, лишь расскажем о тех российских подлодках, которые, по мнению наших заокеанских партнеров, являются для них главной угрозой.
    «Щука-Б»
    Первое место в этом списке занимают атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (она же - «Акула» по классификации НАТО). Они относятся к лодкам третьего поколения, начали поступать на вооружение флота в 1984 году. Особую опасность представляют последние усовершенствованные модификации. Многоцелевые «Щуки» предназначены для перехвата вражеских подлодок, охраны своих и уничтожения чужих надводных кораблей. Помимо восьми торпедных аппаратов, способных стрелять торпедами, ракето-торпедами, а также установок для запуска крылатых ракет (в том числе с ядерными боеголовками), не менее важными «оружием» «Акулы» являются ее скрытность и малошумность.
    «Палтус» и «Варшавянка»
    На второй и третьей позициях разместились родственные подлодки «Палтус» (проект 877) и «Варшавянка» (проект 636). Оба типа являются самыми малошумными в своем классе, «Варшавянка» даже получила в НАТО прозвище «Черная дыра». Конструкторам изначально (основной проект был создан в 70-х годах прошлого столетия) была поставлена задача создать субмарину, которая должна гарантированно выйти победителем в дуэльной ситуации. То есть она должна была обнаружить и уничтожить вражескую подлодку раньше, чем та что-либо поймет. И эта задача была выполнена. «Палтус» вооружен шестью торпедными аппаратами, а «Варшавянка» (эти подлодки последней версии сегодня строятся для Черноморского флота) имеет и пусковые установки для стрельбы крылатыми ракетами «Калибр». Оба типа субмарин охотно покупают за границей. Наши «Палтусы» и «Варшавянки» уже несут службу в Алжире, Вьетнаме, Индии, Китае.
    «Борей»
    В список грозы морей попал и стратегический подводный ракетоносец «Борей» проекта 955. Это первая субмарина, целиком спроектированная и построенная в постсоветской России. «Борей» вооружен баллистическими ракетами с ядерными боевыми блоками и торпедными аппаратами, способными стрелять целым арсеналом средств для уничтожения надводных и подводных кораблей. Ядерный реактор обеспечивает субмарине подводную скорость до 30 узлов, она способна погружаться на глубину до 480 м и находиться под водой 90 суток. Три лодки этого класса уже входят в боевой состав ВМФ России и способны выполнять поставленную задачу в любой точке Мирового океана. К 2020 году Минобороны РФ планирует принять на вооружение еще восемь «Бореев».
    «Ясень»
    Ну и замыкает перечень «грозы из-под воды» новейшая атомная субмарина проекта 885 «Ясень». Это самая современная и наиболее дорогая российская атомная многоцелевая субмарина четвертого поколения. Первый корабль «Северодвинск» вошел в состав Северного флота в 2014 году. Достаточно мощное вооружение (самонаводящиеся торпеды и крылатые ракеты с дальностью стрельбы до 400 миль) позволяют «Ясеню» одинаково эффективно поражать цели под водой, на воде и на суше.
    Корпус лодки изготовлен из маломагнитной стали и покрыт резиной, что делает ее невидимой для противника. Огромная сферическая антенна гидроакустического комплекса, расположенная в носовой части субмарины, дает возможность морякам услышать корабль противника задолго до того, как тот их обнаружит. Подводная скорость в 35 узлов, возможность нырять на 600 м и находиться под водой до 100 суток делают «Ясени» очень мощным и современным оружием.

    В прошлом году подводный флот, по сути, отметил свой столетний юбилей. Первый глубинный крейсер появился в Германии в начале XX века - как мирное исследовательское судно, которое спроектировал зоолог Шоттлендер. Но его планам по научному изучению морского дна не суждено было сбыться – грянула Первая мировая. А уже в январе 1915-го года Германия отправила к побережью Франции первый в мире военный подводный корабль, шокировав всех этим новым видом оружия, с которым никто еще не знал, как бороться.

    За сто лет человечество сумело превратить глубоководные лодки в настоящий атомный кошмар. ОХРАНА.ru предлагает вспомнить о самых крутых субмаринах в мире.

    5 - "Рубис" и "Барракуда" (Франция)

    Первые АПЛ Франции были спущены на воду в 1979 году и – подумать только! – до сих пор в деле! Название Rubis ("Рубин") отражает нестандартную историю создания данных субмарин – опытным образцом здесь послужила не многоцелевая подлодка, а настоящая атомная с баллистическими ракетами. С нее "срезали" ракетный отсек и получился многофункциональный крейсер "Рубис". Драгоценные камни требуют огранки, или, как в старом анекдоте про русскую подводку, - "а теперь обработать напильником"! Несмотря на красивое название, самые маленькие габариты в мире и небольшую цену, эти машины не стали популярными – в 90-е с ними приключались аварии, приведшие к гибели 10 человек. Поэтому на смену им плывут более совершенные "Барракуды" – сегодня эта программа по строительству многоцелевых субмарин считается приоритетной для французского флота. Новые "рыбки" будут очень длинными – 99 метров! Но при этом более незаметными, чем "Рубины" (74 метра). Максимальное погружение – 350 метров, скорость – 25 узлов, экипаж – 60 человек, и стоимость на 30% ниже предшественниц.

    4 - "Астьют" (Великобритания)

    Чопорные в своем пафосе британцы пытаются не отставать от мировых тенденций в строительстве подводных великанов. Вот и субмарины класса "Астьют" ("Проницательный") – правда, по утверждению самих британцев – утроены внутри гораздо сложней, чем космический звездолет "Шатл"! Но что есть, то есть: на сегодня это действительно самые большие и мощные подлодки на страже островов Британии. С одним НО – и здесь пафос кончается – говорить во множественном числе об "Астьюте" не приходится – выпущен был всего один экземпляр! Остальные шесть, видимо, так и застряли на стадии неторопливого викторианского мышления их производителя. Тем не менее, единственная машина вооружена 38 ракетами типа "Тамагавк", имеет водометный двигатель и атомный реактор "под капотом", обеспечивающий автономность плавания 90 дней. Скорость под водой – 54 км/час, глубина погружения – 300 метров, экипаж – 98 человек. Таким образом, "Проныра-англичанин" вполне соответствует по основным параметрам иных "хищников морского дна".

    3 - "Вирджиния" (США)

    Эти атомные крейсеры пришли на смену малочисленным, но считавшимися совершенными подлодками "Сивулф", главное достоинство которых состояло в способности погружаться на 600 метров. "Морских волков" было построено всего три единицы - они пока все на ходу, но серия снята с производства, просто потому, что Штаты в корне поменяли концепцию применения своих АПЛ. Естественно, из-за выключения СССР из Холодной войны. "Волки" должны были в первую очередь проникать в "бастионы" – то есть воды, контролируемые флотом СССР и следить за нашими кораблями и лодками, но не предназначались для их открытого сдерживания. Новые реалии потребовали создать что-то более многофункциональное – так появились "Вирджинии", которые считаются субмаринами "четвертого поколения". Они способны наносить удары как по морским соперникам, так и по объектам на суше, закладывать мины, вести радиоэлектронную разведку, прямо поддерживать надводные крейсеры и скрытно высаживать диверсантов на берег противников. "Глазами" американских лодок являются выдвижные мачты с камерами высокого разрешения вместо стандартного перископа. Этих АПЛ тоже немного – семь, но все они в строю. Над водой развивают скорость 46 км/час, под водой – 65, глубина погружения – 500 метров, экипаж – 120 человек, запас хода и автономность плавания – не ограничены.

    2 - "Борей" (Россия)

    Если вам говорят, что Холодная война окончена, и мы в ней проиграли – знайте, что это риторические ошметки западной пропаганды. По крайней мере, в эскалации совершенствования подводного флота Россия и США по-прежнему ориентируются друг на друга, а иные государства робко стоят в сторонке и не вмешиваются в этот спор. То же самое происходит с лучшими атомоходами в мире – у них "Вирджиния", у нас – "Борей" и "Ясень". Субмарина проекта 955 ("Борей") выполняет стратегическую задачу – нести новейшие баллистические ракеты огромной дальности "Булава". Чтобы произвести запуск этого богатырского снаряда, подлодке даже не обязательно отходить от пирса! А дальше - как сказал один из экспертов документального фильма об этих чудо-ракетах: "А куда ты, американец, денешься? Ты на острове живешь!" Дальность полета "Булавы" – 8000 тысяч километров, экипаж крейсера может изменить направление ракеты 10 раз, никакая ПВО в мире не может ее сбить, в том числе – из космоса. Что же касается самой АПЛ, то она способна погружаться на 480 метров, благодаря реактору работать в автономном режиме три месяца, на данный момент она является самой "тихой" субмариной под водой.

    Не ошибетесь, если скажете, что многоцелевая субмарина проекта 885 ("Ясень") почти не имеет недостатков. Именно на ее базе будет развиваться наш глубинный флот "пятого поколения". Она должна в перспективе заменить устаревающие единицы, спроектированные еще в СССР. Первая АПЛ этого проекта – "Северодвинск" была передана Северному морскому флоту в 2014 году, и сегодня проходит этап так называемого опытного использования. Энергетическая ядерная установка позволяет "Ясеню" оставлять далеко позади всех предшественников, она может погружаться на 600 метров. Здесь установлена, как и у американских машин, сферическая антенна гидроакустического комплекса, которая занимает весь нос. В средней части атомохода размещены 10 торпедных отсеков и 8 ракетных шахт с боекомплектом из 32 крылатых ракет типа "Калибр".

    Что такое "Калибр" мы видели собственными глазами, когда Каспийский флот точечно отработал по объектам террористов в Сирии, находясь в 3000 километров от них. "Ясень" также оснащен электродвигателем малого хода, который позволяет бесшумно "подкрадываться" к противнику. Стандартный перископ здесь заменен видеомачтами, собранная ими информация транслируется на центрпост по оптоволокну. При этом специалисты утверждают, что сравнивать "Ясень" и "Вирджинию" не совсем корректно: у них разные задачи. Но в открытом море нашей субмарине по оснащению, характеристикам и мощи пока аналогов нет.

    P.S. Будущее уже наступило

    Не так давно стало известно, что ВМФ нашей страны решил вернуть в строй титановые подлодки проекта 945 ("Барракуда"), которые создавались в 1980-е годы. Тогда они являлись самыми совершенными крейсерами в мире – более прочными, чем аналоги, они были абсолютно "бесшумны" в морской тиши... но – стоили очень дорого, поэтому проект закрыли. Сегодня же новые начальники главкомата флота заново пересчитали затраты и приняли решение, что проще восстановить российские "Барракуды", чем утилизировать. Но не просто восстановить, а модернизировать до уровня тех же "Ясеней", "обучив" не обнаруживать себя на глубине до 600 метров и обнаруживать противника с помощью новейшей гидроакустики, а также бить по морским и наземным целям ракетами "Калибр". Срок службы "титанов" – 100 лет, а прочность невероятная – в 1992 году в Баренцевом море одна из наших АПЛ столкнулась с американской: субмарина РФ отделалась легкими повреждениями рубки, а вот наши заокеанские друзья свою машину списали. Сегодня существуют четыре подлодки данного типа - «Карп» и «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А - «Псков» и «Нижний Новгород».

    Но по-настоящему прорывным может стать российский проект атомной подводной лодки "пятого поколения", сделанной из многослойных композитных материалов.