Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Специализация и кооперирование производства на предприятия. Специализация и кооперирование производства. Сущность специализации и кооперирования

    Специализация и кооперирование производства на предприятия. Специализация и кооперирование производства. Сущность специализации и кооперирования

    Фиаско рынка (рыночный провал, несовершенство или несостоятельность рынка) - ситуация, когда рыночный механизм формирования благосостояния не обеспечивает общественный оптимум, эффективное и справедливое использование ресурсов и распределение

    Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

    Прежде всего следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.

    Неравенство в получении информациитакже порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться и формировать группы давления.

    Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии),которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.


    Следует также отметить несовместимость во временипринятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

    В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

    Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

    Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

    Неучастие в выборном процессе называется «рациональным неведением», если:

    «Концепция экономического человека» подразумевает:

    -рациональность поведения индивида

    К провалам рынка можно отнести:

    -наличие монополий

    -внешние эффекты

    -общественные блага

    -несовершенная (асимметричная) информация

    К провалам государства относятся:

    -неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений

    +все ответы правильные

    Политическая рента – это:

    -экономическая выгода, полученная при использовании политического процесса

    Лоббизм – это:

    -процесс влияния групп с «особыми интересами» на принятие решений законодателями и чиновниками

    Логроллинг – это:

    -практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами»

    В промежутке между выборами активность, скорее всего, снижается:

    -к середине срока пребывания у власти

    К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:

    -лоббизм

    -логроллинг

    -поиск политической ренты

    Бюрократический аппарат необходим для:

    -для управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами

    Власть бюрократии повышается при введении:

    -контроля над максимальными ценами на разные группы товаров

    -ограничений по экспорту

    -ограничений по импорту

    -увеличении роста штата сотрудников государственного аппарата

    +все перечисленное выше

    -финансирование банкиром – миллиардером выборов кандидата в президенты

    -баллотирование банкира – миллиардера на президентских выборах

    Кто из экономистов получил Нобелевскую премию за свою работу по теории общественного выбора:



    -Джеймс Бьюкенен

    Допустим, что в условиях прямой демократии налоги делятся строго пропорционально выгодам, получаемым от государственных программ. Тогда расходы на общественные программы будут:

    -равны их эффективной величине

    К медианным избирателям относятся те, кто:

    -находится в середине существующей шкалы предпочтений

    -увеличивает число принятых законов

    Что из перечисленного относится к «провалам» правительства:

    -несовершенство политического процесса

    -ограниченность контроля над бюрократией

    -неспособность государства полностью контролировать реакцию экономических субъектов на его действия

    +верно все перечисленное

    -ограниченность необходимой для принятия решений информации

    К какому течению экономической мысли относится теория общественного выбора:

    -классическому либерализму

    Медианный избиратель – это избиратель, который:

    -имеет среднюю степень заинтересованности в решении стоящих перед обществом проблем

    Лидеры Крестьянской партии, чтобы добиться увеличения ассигнований на нужды фермеров, стремятся получить поддержку партии любителей пива, обещая в обмен поддержку их партии при голосовании о дотациях на предметы первой необходимости. Такое поведение называется:

    -логроллинг

    Искатели политической ренты, скорее всего, могут добиться наиболее выгодных для них решений в условиях:

    -представительной демократии

    Скорость роста бюрократического аппарата

    -относительно независима от объема полезной работы

    Модель конституции Ф. фон Хайека предполагает:

    -усиление разделения власти

    Теория общественного выбора предполагает, что действия и выбор людей, выполняющих государственные роли, определяются:

    -их собственными интересами

    В городе N. Издержки на содержание общественного транспорта делятся равномерно, а выгоды – нет. Теория общественного выбора утверждает, что в таком случае расходы будут:

    -меньше эффективной величины

    К получению политической ренты стремятся:

    -все участники политического процесса

    Теория общественного выбора предполагает, что представители будут

    Предположим, что некоторые фермеры получат выгоду в результате ограничения импорта хлопка, а все потребители хлопковой одежды понесут убытки. В условиях прямой демократии вы бы ожидали:

    -умеренного ограничения, который уравновешивает выгоды и издержки

    Рынок экономических ресурсов. Труд. Капитал. Земля.

    1. Увеличение реальной заработной платы приводит:

    – к увеличению индивидуального предложения труда

    – к уменьшению индивидуального предложения труда

    – сначала к увеличению индивидуального предложения труда, затем к его уменьшению

    – сначала к уменьшению индивидуального предложения труда, затем к его увеличению.

    2. Если государство установит минимальную заработную плату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то:

    – возникнет дефицит рабочей силы в отрасли

    – возникнет избыток рабочей силы в отрасли

    – спрос на труд увеличится

    – предложение труда уменьшится.

    3. К основному капиталу относятся:

    – средства на счетах предприятий

    – государственные облигации

    – остатки денежных средств в кассе предприятия

    – машины и оборудование.

    4. В большинстве экономически развитых стран наблюдается следующая тенденция: площадь сельскохозяйственных земель:

    – уменьшается

    – увеличивается

    – испытывает циклические колебания

    – не меняется.

    5. Предложение земли:

    – эластично

    – обладает единичной эластичностью

    – может быть эластичным и неэластичным

    – неэластично.

    6. Уменьшение таможенных тарифов на ввоз продуктов питания скорее всего:

    – увеличит сельскохозяйственный спрос на землю

    – не изменит сельскохозяйственный спрос на землю

    – изменит предложение земли

    – уменьшит сельскохозяйственный спрос на землю.

    7. При увеличении доходов покупателей продуктов питания земельная рента скорее всего:

    – увеличится

    – уменьшится

    –не изменится

    – может увеличиться или уменьшиться

    8. При увеличении плодородия земли спрос строителей домов на землю:

    – будет расти

    – будет уменьшаться

    – не изменится

    – ответ зависит от сложившейся ситуации.

    9. Гражданин снимает квартиру. Если расходы на ремонт квартиры и оплата коммунальных услуг включены в квартирную плату, то плата хозяину квартиры – это:

    – арендная плата

    – цена земли

    – дифференциальная рента

    – земельная рента.

    Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов. По сути, к сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство.

    Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

    Прежде всего следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т.е. к фиаско государства.

    Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т.п.).

    Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

    Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т.е. сформировали свои ожидания.

    В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т.е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

    Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

    • 1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макроэкономической науки.
    • 2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

    Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

    Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

    Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т.п.

    Анализ эффективности государственного регулирования позволяет сделать вывод о том, что реальные последствия проводимой политики могут заметно отличатся от предполагаемых результатов и дает возможность говорить о провалах государственного вмешательства в экономику.

    Фиаско государства или провалы государственного регулирования – это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством.

    Существуют четыре основные причины систематической несостоятельности государственного регулирования экономики и не достижения поставленных целей:

    · несовершенство политического процесса;

    · ограниченный контроль над бюрократией;

    · ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора;

    · растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений.

    Несовершенство политического процесса , прежде всего, связано с асимметричностью и ограниченностью в получении информации, необходимой для принятия решений: принимаемые правительством решения не всегда основываются на точных и полных данных. Асимметричность информации всегда дает преимущества тем, кто ею владеет в большей степени. Несовершенство политических процессов помимо этого можно объяснить лоббизмом, логроллингом, излишним популизмом, поиском политической ренты и отсутствием мотивации принятия эффективных политических решений.

    Сюда так же можно отнести так называемое «рациональное игнорирование», что означает сознательное уклонение части общества от участия в выборах или других возможных политических голосованиях. Это связано с тем, что положительные эффекты и выгоды, которые получат избиратели в случае самого благоприятного исхода, незначительны и оцениваются ими ниже издержек, которые они понесут при участии в голосовании. Предположим, что правительством рассматривается возможность снижения субсидирования некой отрасли, что, по экспертным оценкам, принесет выгоду национальной экономике в целом. Большинство членов общества получат при положительном решении очень несущественную выгоду, так как общая выгода распределится среди всего населения, поэтому эта часть общества будет вести себя достаточно апатично, то есть рационально игнорировать данное политическое решение. В то время, как меньшинство избирателей, имеющее непосредственное отношение к отрасли, получающей субсидии, значительно пострадает при принятии решения об их ограничении. Это приведет к формированию групп давления и лоббированию отраслевых интересов.

    Ограниченный контроль над бюрократией . Государственный бюрократический аппарат даже небольшой страны представляет собой сложную многоуровневую структуру. Решения, принимаемые на верхнем уровне, не всегда эффективно дорабатываются и претворяются в жизнь на нижних, административных уровнях, власти «на местах» могут значительно изменить смысл и направленность правительственных решений или законодательных актов. Предположим, что парламент страны в целях защиты окружающей среды ужесточает национальное экологическое законодательство. Технические детали и нормативы в этом случае будет дорабатывать специализирующееся на этом государственное агентство. Здесь возникает основная проблема – как добиться того, что бы администраторы, в обязанность которых входит выполнение принятых решений, сделали это безукоризненно и эффективно, так как затягивание процесса, предоставление излишних льгот и т.д. сведет на нет намерения парламента.

    В рамках этого пункта так же можно выделить недобросовестность, нечистоплотность государственных чиновников, которые, преследуя свой личный интерес, нацелены на получение максимального количества голосов на предстоящих выборах и поэтому принимают популистские решения, не соответствующие критерию экономической эффективности. Кроме того, чиновники – представители бюрократического аппарата, являясь обыкновенными людьми, могут оказаться в ситуации, когда личные выгоды от принятия определенного решения столь велики, что превышают чувство долга и страх перед возможным наказанием.

    Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора . Кроме государственного сектора в любой стране существует частный сектор, на который труднее оказать влияние, что ведет к невозможности в полной мере предвидеть последствия государственных решений. С этой проблемой государство стакивается на протяжении всего времени своего существования. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство в целях борьбы со спекуляцией устанавливает фиксированные цены на ряд продовольственных товаров. Однако это приводит к возникновению товарного дефицита, очередей и формированию черного рынка.

    Так, в Англии в 1696 г. был введен налог на окна. В то время было технически трудно определить величину дохода населения, что делало неосуществимым введение справедливого подоходного налога. Окна же, были предметом роскоши и богатые люди имели в домах больше окон, чем бедные, что делало их хорошим критерием в определении дохода. Таким образом, пооконная налоговая база была справедливой и при ее введении не ставилась задача оставить дома без солнечного света, однако, чтобы снизить налоговые выплаты население начало уменьшать количество окон.

    Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора/ Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 25.

    Растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений . Временные интервалы, проходящие между принятием и реализацией тех или иных решений, достаточно часто являются причиной фиаско государства. Мероприятия, целесообразность которых продиктована сегодняшними условиями, могут не быть необходимыми в будущем из-за изменения экономической ситуации. Это связано с поведением экономических агентов, которые отреагировали на принимаемые решения, изменениями конъюнктуры на мировых рынках и другими факторами. Таким образом, можно говорить о запаздывании, временных лагах – внутреннем и внешнем – между осознанием проблемы, выбором инструментов и мер ее решения и воплощением принятой программы действий.

    Внутренний лаг связан с временем, проходящим с момента возникновения проблемы до выработки конкретных мер ее решения. Его продолжительность определяется рядом факторов. Прежде всего, время необходимо на распознавание проблемы, анализ причин ее возникновения. Например, для формирования эффективной антиинфляционной политики нужно оценить уровень инфляции и причины ее возникновения. Еще больше времени проходит при разработке конкретных мер воздействия. Так, при реформировании налогового законодательства с целью увеличения деловой активности, необходимо провести массу консультаций с экспертами и согласований в различных инстанциях.

    Внешний лаг определяется временным промежутком с момента принятия правительственной программы, включающей в себя направления и инструменты воздействия, до момента, когда объект государственного регулирования начинает изменяться вследствие принятых мер. Внешний лаг может представлять собой значительный временной интервал, например, при снижении налоговых ставок реальное оживление экономики начнется не сразу.

    В заключение можно отметить, что государственное регулирование и рыночный механизм не противостоят, а дополняют друг друга. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего «правила игры», грамотное государственное регулирование позволяет устранить те провалы и недочеты, которые невозможно восполнить, используя только рыночный механизм. Вместе с тем, существуют объективные пределы государственного вмешательства и провалы государства. Теория общественного выбора определяет взаимосвязь между политикой и экономикой и объясняет специфику принятия политических решений. Именно эти знания являются предпосылкой формирования успешной стратегии государственного воздействия на экономику.


    Специализация производства представляет собой процесс

    сосредоточения выпуска конструктивно и технологически од-

    нородной продукции, ее отдельных частей или технологиче-

    ских процессов на предприятиях, в объединениях и отраслях.

    Специализацию можно определить как концентрацию про-

    изводства конструктивно и технологически однородной про-

    дукции, т.е. сосредоточение на предприятии (в цехе, на участ-

    ке) одинаковой по способу изготовления продукции, предназна-

    ченной для конечного потребления, или отдельных узлов, агре-

    гатов, деталей и других элементов технологически сложного

    изделия или обособление отдельных стадий технологического

    процесса.

    Различаются следующие формы специализации: предмет-

    ная, подетальная, технологическая.

    Предметная специализация представляет собой сосредото-

    чение выпуска готовых к конечному потреблению продуктов на

    конкретных предприятиях (например, станкостроительных,

    мебельных, обувных). При этом предприятие может специали-

    зироваться на выпуске продукции нескольких видов (много-

    предметная специализация) или одного вида (однопредмет-

    ная специализация).

    Подетальная специализация - это процесс сосредоточе-

    ния выпуска отдельных частей, узлов или деталей на конкрет-

    ном предприятии (например, предприятие по выпуску подшип-

    ников, запасных частей и т.д.).

    Технологическая (стадийная) специализация представля-

    ет собой процесс выделения отдельных стадий (операций) тех-

    нологического процесса в самостоятельные предприятия (на-

    пример, литейные, кузнечно-прессовые, сборочные предприя-

    тия, прядильные, ткацкие фабрики и т.д.).

    Общее назначение форм специализации заключается в том,

    что они ориентированы на производство отдельных частей изде-

    лия. Различие заключается в том, что при подетальной специа-

    лизации выпускаются части изделий (например подшипники),

    а при технологической - полуфабрикаты (например штампов-

    ки). Чем сложнее изделие, тем более эффективным может быть

    развитие специализации.

    Специализацию можно рассматривать по отношению к раз-

    личным объектам: предприятиям (цехам, участкам), отраслям,

    регионам, государствам.

    Показатели, характеризующие уровень специализации,

    различают в зависимости от объекта. Так, например, специали-

    зация на уровне национальной экономики характеризуется сте-

    пенью развития экономических связей с другими государства-

    ми. Уровень специализации в промышленности в целом можно

    определить количеством специализированных отраслей. Уро-

    вень специализации в конкретной отрасли определяется ее

    удельным весом в общем выпуске продукции данного вида

    (например, удельным весом мебели, выпущенной на мебельных

    предприятиях, в общем выпуске мебели). Данный показатель

    позволяет судить о том, насколько производство продукции

    данного вида выделено в самостоятельную отрасль.

    Удельный вес основной (профильной) продукции в общем

    ее выпуске в конкретной отрасли отражает степень однородно-

    сти производства в рамках каждой отрасли.

    Уровень специализации конкретного предприятия мож-

    но оценить на основе таких показателей, как удельный вес мас-

    совой и крупносерийной продукции в общем объеме производ-

    ства предприятия (цеха), удельный вес специализированного

    оборудования в общем парке оборудования предприятия (цеха)

    и других (например количество специализированных цехов по

    отношению к общему числу цехов и т.д.).

    Развитие специализации объективно приводит к расшире-

    нию обмена изделиями и полуфабрикатами. Кооперирова-

    приятиями, объединениями по совместному изготовлению кон-

    кретного изделия. От материально-технического снабжения

    кооперирование отличается тем, что представляет собой посто-

    янные связи по поставкам полуфабрикатов, деталей, узлов, аг-

    регатов или других конструктивных элементов изделия, а ма-

    териально-техническое снабжение включает поставки сырья,

    материалов, топлива и т.д.

    Кооперирование выступает в различных формах.

    По отраслевому признаку различают внутриотраслевое и

    межотраслевое кооперирование. Внутриотраслевое коопери-

    рование представляет собой производственные связи между

    предприятиями одной отрасли. Межотраслевое кооперирова-

    ние - это длительные производственные связи между пред-

    приятиями различных отраслей.

    По территориальному признаку кооперирование может

    быть внутрирайонным и межрайонным. Внутрирайонное коо-

    перирование представляет собой длительные производствен-

    ные связи между предприятиями одного экономического рай-

    она. Межрайонное кооперирование - это длительные про-

    изводственные связи между предприятиями, расположенными

    в различных экономических районах.

    В зависимости от формы специализации кооперирование

    может быть:

    Предметным (агрегатным), при котором головное пред-

    приятие, выпускающее технологически сложную продукцию,

    получает от других предприятий необходимые агрегаты, пред-

    назначенные для производства изделия данного вида;

    Подетальным, при котором предприятия-смежники и го-

    ловное предприятие устанавливают долговременные производ-

    ственные связи по поставке и использованию готовых деталей и

    Технологическим, представляющим собой длительные

    производственные связи, основанные на поставках одним пред-

    приятием другому полуфабрикатов (штамповок, отливок) или

    на выполнении отдельных технологических операций.

    Уровень производственного кооперирования можно опре-

    делить на основе удельного веса покупных изделий и полуфаб-

    рикатов в общем объеме продукции предприятия (отрасли) -

    коэффициента кооперирования.

    Производственное кооперирование характеризуется соотно-

    шением предметного (агрегатного), подетального и технологи-

    ческого (стадийного) кооперирования в общих кооперирован-

    ных поставках.

    Соотношение внутриотраслевых и межотраслевых, а также

    внутрирайонных и межрайонных поставок характеризует раз-

    витие соответствующих форм кооперации.

    Процесс кооперирования включает поставку комплектую-

    щих полуфабрикатов и выполнение работ для потребности оп-

    ределенного производства, связь поставщика с покупателями

    данного вида продукции и т.д. Поставщик должен выполнять

    требования конкретного потребителя. Особенно активно коопе-

    рирование между предприятиями стало развиваться во второй

    половине XX в. Впоследствии в ведущих промышленных стра-

    нах на основе такой кооперации были созданы транснациональ-

    ные корпорации (ТНК), которые осуществляют кооперацию

    между своими предприятиями в различных странах мира. Так,

    в ведущих промышленных странах создаются научные центры,

    производства наиболее сложных деталей и узлов, а предприя-

    тия в развивающихся странах в основном занимаются сбороч-

    ными работами и изготовлением простых деталей и узлов. В ре-

    зультате такой кооперации за счет более низкой оплаты труда в

    развивающихся странах по сравнению с ведущими промыш-

    ленными странами обеспечивается снижение издержек на про-

    изводство продукции. Транснациональные корпорации явля-

    ются мощными разработчиками и производителями сложной

    научно-технической продукции.

    Кооперирование распространено в машиностроении, пище-

    вой, легкой, деревообрабатывающей промышленности. В Рес-

    публике Беларусь кооперирование широко развито в машино-

    строении и металлообработке, которые по удельному весу про-

    дукции в общем объеме продукции промышленности Беларуси

    составляют более 22 %. Машиностроительные предприятия

    кооперируются как внутри страны, так и с предприятиями дру-

    гих стран, например России. Мировые тенденции свидетель-

    ствуют о неизбежности кооперирования предприятий различ-

    ных стран. Основная задача предприятий Беларуси состоит в

    максимальном использовании таких преимуществ, как квали-

    фицированная рабочая сила, наличие сильных научных под-

    разделений, что подтверждают стратегии развития таких пред-

    приятий, как РУП "МАЗ", РУП "МТЗ" и др. На машинострои-

    тельных предприятиях Беларуси производятся металлорежу-

    щие станки, персональные ЭВМ, тракторы, грузовые автомоби-

    ли, автобусы, троллейбусы, для производства которых необхо-

    димо развивать кооперирование.

    Кооперирование представляет собой прогрессивный процесс

    и в такой стране, как Япония, охватывает около 90 % промыш-

    ленных предприятий.