Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Виды критериев эффективности систем управления. Факторы повышения эффективности управления. Качественные показатели эффективности

    Виды критериев эффективности систем управления. Факторы повышения эффективности управления. Качественные показатели эффективности

    2. Критерии и показатели эффективности управления

    Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

    Подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью как характеристики системы управления. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:

    по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации (начиная с уровня выполнения плановых заданий); по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

    Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование. Критерием же эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит возможность более полного и стабильного достижения установленных целей или сокращения затрат на управление, эффект от реализации которых должен за нормативный срок превысить производственные затраты.

    Принципиальное значение для оценок эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определение уровня эффективности, который принимается за нормативный. Здесь можно указать несколько подходов, которые могут дифференцированно использоваться применительно к конкретным случаям. Один из них сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта системы управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления, на основе передового опыта и применения прогрессивных организационных решений.

    Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных, при этом сравнительная эффективность анализируемой или проектируемой системы определяется на основе сопоставления нормативных и фактических (проектных) параметров системы с использованием преимущественно количественных методов сравнения. Может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

    Однако возникают некоторые трудности применения указанных подходов, которые обусловлены необходимостью обеспечения сопоставимости сравниваемых вариантов. Поэтому часто вместо них используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системы, а также отдельных ее подсистем и принимаемых проектных и плановых решений или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов. Экспертная оценка может являться составным элементом комплексной оценки эффективности системы управления, включающей все перечисленные подходы, как к отдельным подсистемам, так и к системе в целом.

    Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы.

    Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление.

    При оценке эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем (увеличение объема выпуска продукции), прибыль (увеличение прибыли), себестоимость (снижение себестоимости), объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

    Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в т.ч. непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.

    При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности при неизменности остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

    Производительность аппарата управления может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате управления.

    Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеренные с объемами или результатами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.

    Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

    Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. В принципе гибкость структуры управления может оцениваться по многообразию форм взаимодействия управленческих органов, номенклатуре решаемых подразделениями задач, уровню централизации ответственности и другим признакам.

    Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления и решения управленческих проблем, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

    Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным (соответствующим поставленным целям) функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов.

    Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем могут применяться такие показатели, как уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п.

    Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур.

    К ним относятся: звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.

    Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления.

    Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощности и быстродействия.

    Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору - максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

    Эффективность управления- это:

    · характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения;

    · степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.

    Эффективность управления обусловлена:

    · управленческим потенциалом менеджмента (профессиональными и личными характеристиками менеджеров);

    · организационной структурой управления;

    · схемами функционирующих в организации коммуникативных процессов;

    · стилем руководства организацией;

    · технологией управления (совокупность функций, методов и форм управленческого воздействия);

    · организационной культурой;

    · социально-психологическими факторами.

    Основные подходы к оценке эффективности менеджмента.

    Экономические - предполагают соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление).

    Социальные - ориентируют на учет социальных результатов управленческой деятельности (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.).

    3. Критерии и показатели эффективности управления

    Эффективность производства:

    · объем производства;

    · прибыль;

    · рентабельность;

    · производительность труда;

    · фондоотдача.

    · Эффективность собственного управления.

    · Количественные критерии (характеризуют экономический эффект):

    · трудовые показатели (экономия живого труда в сфере управления - численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.);

    · финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и др.);

    · показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.

    · Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):

    · уровень квалификации менеджмента;

    · обоснованность принимаемых решений;

    · организационная культура;

    · управляемость организации;

    · удовлетворенность трудом;

    · морально-психологический климат;

    · сплоченность трудового коллектива;

    · другие.

    Факторы эффективности деятельности менеджера.

    Необходимые личностные качества:

    · способность управлять собой;

    · четкие ценности;

    · четкие личные цели;

    · продолжающееся саморазвитие;

    · хорошие навыки решения проблем;

    · творческий подход;

    · умение влиять на окружающих;

    · понимание особенностей управленческого труда;

    · способность руководить;

    · умение обучать;

    · умение налаживать групповую работу.

    Ограничения:

    · неумение управлять собой;

    · размытость личных ценностей;

    · смутные личные цели;

    · остановленное саморазвитие;

    · недостаточность навыков решения проблем;

    · отсутствие (недостаток) творческого подхода;

    · неумение влиять на людей;

    · недостаточное понимание особенностей управленческого труда;

    · недостаток способности руководить;

    · неумение обучать;

    · низкая способность формировать коллектив (команду).


    Заключение

    Эффективность управления - это характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения; степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.

    Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.




    С наименьшими потерями, но и извлечь из него действительную пользу и укрепить предприятие. 2. Анализ эффективности деятельности по управлению предприятием ОАО "БРТ" в условиях кризиса 2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия История создания предприятия, носящего сейчас название ОАО "Балаковорезинотехника" восходит к середине 60-х годов. В этот период в СССР начала...

    Способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. Цель данной работы – анализ эффективности деятельности Комаровой Г. И., которая занимает должность старшего оператора пейджинговой компании “Парагон”. В работе будет дана оценка деятельности Галины Ивановны с помощью подхода Генри Минцберга. Также будет рассмотрено умение...

    Определённое состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. На практике применяют разные методики анализа финансовой устойчивости. 2. Анализ эффективности деятельности ООО «Боско-кафе» и разработка предложений по ее повышению 2.1 Общая характеристика деятельности предприятия Ресторация Bosco объединяет два классических ресторана - Bosco Cafe в ГУМе, L’ ...

    Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя - прибыли.

    Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

    В обществе на управление затрачиваются значительная часть трудовых ресурсов, причем наиболее активной их составляющей и профессионально подготовленной для выполнения такой сложной работы. Это положение объективно обуславливает необходимость повышать уровень рациональности использования ресурсов, всемерно сокращать затраты на них.

    В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную .

    Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам.

    Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.

    Исходя из этого, справедливо говорить об экономической и социальной эффективности управления.

    Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.

    Внутренняя эффективность показывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.

    Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.

    В практике управления складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом и родственными организациями с ю выявления динамики роста или падения эффективности и на ее основе принятия соответствующих мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно управленческой. В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности управления .

    Критерий (греч. - средство для суждения) - это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель - это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.

    Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности фирм и прибыли. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей.

    Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд следующих действий:

    1. вырабатываются цели оценки;
    2. обосновываются критерии оценки;
    3. определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;
    4. вырабатываются требования к критериям оценки;
    5. выбираются методы расчета критериев;
    6. проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.

    Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями.

    1. Показатель эффективности управления :

      ЭУ = П / ЗУ ,

      Где П – прибыль организации;
      - ЗУ – затраты на управление.

    2. Коэффициент численности управленческих работников :

      КЧ = ЧУ / Ч ,

      Где ЧУ – численность работников управления;
      - Ч - численность работников организации.

    3. Коэффициент затрат на управление :

      КЗ = ЗУ / З ,

      Где З - общие затраты на управление.

    4. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции :

      КЗП = ЗУ / К ,

      Где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

    Улучшение показателей эффективности деятельности фирмы возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.

    Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.

    Коэффициент эффективности совершенствования управления :

    КЭ = Эг / Зу ,

    где Эг - годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;
    - Зу - затраты на мероприятия по совершенствованию управления.

    Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:

    Эг = С - Зу * ЕН ,

    где С - годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;
    - ЕН - отраслевой нормативный коэффициент эффективности.

    Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к КЭ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):

    КЭ = ЭО / ЗУ ,

    где ЭО - общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления;
    - ЗУ - общие затраты на совершенствование управления.

    Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий должно дополняться оценкой их социальной эффективности.

    Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и закреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда.

    Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается: на этапе анализа - с целью определения целесообразности перестройки организации труда; на этапе оптимизации - с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность); на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.

    Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности мероприятий в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).

    В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.

    Годовой экономический эффект (Эг ) можно рассчитать по формуле:

    Эг = (С1 - С2 ) * В2 - ЕН * ЗЕД ,

    где С1 , С2 - стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по НОУТ (трудовые затраты), руб.;
    - В2 - годовой объем работ после внедрения мероприятий по НОУТ в натуральном выражении;
    - ЕН - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости ТН ); ЕН для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15; ТН = 6,7 года;
    - ЗЕД - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий.

    По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении.

    Э = ЭВ + ЭДС + ЭТ - З ,

    где Э - общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.;
    - ЭВ - экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
    - ЭДС - экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;
    - ЭТ - экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
    - З - сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.

    Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

    Результативность управления зависит от многих показателей, таких как: эффективность, экономичность, качество и т.д.

    Для улучшения качества управления, его необходимо сначала оценить, и проанализировать слабые стороны.


    Введение

    Глава 1. Эффективность процесса управления (понятие, различные подходы и виды эффективности)

    1 Сущность понятия «эффективность управления»

    2 Критерии эффективности управления

    Глава 2. Сущность оценки эффективности управления

    1 Этапы оценочной деятельности

    2 Основные подходы к оценке эффективности управления

    3 Классификация видов оценки эффективности. Мониторинг

    Глава 3. Эффективность государственного управления

    1 Оценки производительности и эффективности государственного управления

    2 Оценка эффективности государственных политики и программ

    Заключение

    Список используемой литературы


    Введение


    Сегодня в нашей стране мало адаптированных к российской реальности трудов по изучаемой дисциплине, которые бы в должной мере отвечали потребностям трансформируемой экономики.

    Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.

    Анализировать проблему повышения производительности и эффективности управления, давать ей адекватную оценку - задача сложная. Этим занимаются многие ученые, используя различную терминологию и методологию, что затрудняет взаимодействие между разными научными областями и созданию единого подхода.

    Анализ и оценка эффективности управления базируется на меж предметных связях и знании таких предметов, как: теория управления, система государственного и муниципального управления, стратегическое управление, управление персоналом, основы нормотворческой деятельности, региональная экономика и управление, формирование эффективной структуры организации и т.д.

    Степень научной разработанности проблемы крайне мала. Рассматриваемые в данной курсовой работе аспекты в области эффективности управления, особенностей оценки эффективности управления и видов такой оценки нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов. Следует отметить работы Р. Акофа, Ф. Эмери, А. Д. Урсула, А. И. Дронова, Ф. Уортена, Дж. Сандерса, О.В.Симагиной.

    Объектом исследования данной курсовой работы является эффективность управления.

    Предметом исследования данной курсовой работы является оценка эффективности управления.

    Цель исследования проанализировать процедуру оценки эффективности управления.

    Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

    .Изучить понятие «эффективность управления».

    .Выявить значение оценки эффективности управления в современных условиях.

    .Рассмотреть основные подходы к оценке эффективности управления.

    .Выявить основные критерии оценки эффективности управления.

    .Рассмотреть основные виды оценки эффективности.

    .Описать основные показатели, характеризующие эффективность системы управления.

    .Ознакомиться с оценкой эффективности государственного управления.


    Глава 1. Эффективность процесса управления (понятие, различные подходы и виды эффективности)


    .1 Сущность понятия «эффективность управления»


    В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является ее эффективность. Термин «эффективность» произошел от латинского effectivus - достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенные меры.

    В современной науке и практике существует много подходов к определению эффективности организации. Но, до сих пор, отсутствует единый методологический подход. Это связано с многомерностью рассматриваемой категории.

    Эффективность - это интегральная и структурированная характеристика деятельности организации, комплексно отражающая успешность этой деятельности, её в соответствии миссии, целям и задачам организации.

    Достаточно трудно определить какой-либо единый критерий эффективности работы организации, годный для всех структур и при любых обстоятельствах. Но в общем виде выделяют четыре подхода в этом вопросе: достижение поставленных целей, использование ресурсов, оптимальность внутренних процессов и коммуникаций, удовлетворенность персонала.

    Обычно выделяет несколько компонентов эффективности, которые можно количественно и качественно оценить:

    )результативность (уровень достижения поставленных целей);

    )экономность (сокращение издержек и затрат);

    )экономическая эффективность (соотношение результатов и издержек);

    )степень воздействия (прямые и косвенные последствия действий).

    Все подходы к определению сущности эффективности организации можно условно разделить на три группы, которым соответствуют определённые виды эффективности:

    Частная экономическая эффективность организации.

    Социально-экономическая эффективность.

    Эффективность управления.

    Последний определяется путём сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на процесс управления. С конца 19 века производительность стала наиболее приемлемой мерой для описания эффективности организации. Наблюдается тенденция и отождествление этих двух понятий. С начала 20 века американская нация заболела тейлоризмом, во многих городах действовали комитеты эффективности. Понадобилось время, чтобы тейлоризм воплотился в законы. В 1928 году в США разработаны способы оценки эффективности работы государственных служб. В 80-е годы, в период неконсервативной волны, в индустриально развитых странах Запада появились убеждения в необходимости сокращать издержки в государственном секторе.

    Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Эффективность воспринимается как само содержание управления организацией: «вся наука и все искусство управления как раз и состоит в эффективном использовании ресурсов административными организациями».

    На современном этапе развития оценка эффективности управления представляет собой важную проблему. Нет такого способа, с помощью которого можно было бы решить проблему с учетом всех предложений и без некоторого ущерба для эффективности. Зачастую необходимо учитывать прямые и косвенные, материальные и нематериальные, реальные и денежные выгоды и расходы. Следует учитывать внешние эффекты. Необходим строгий контроль общества над государственными органами.

    Существуют три измерения эффективности в органах государственного управления и власти:

    )выполнение стратегических целей (уровень министерств и ведомств);

    )реализация программ/проектов (уровень среднего и высшего звена руководителей).

    Критерии эффективности управления включают ряд показателей:

    Характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления.

    Характеризующих содержание организации процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управлений. К нормативным характеристикам аппарата управления мог быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

    Характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К cтpyктурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости сбалансированность распределения прав и ответственности. Оценивая эффективность управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекта управления.


    1.2 Критерии эффективности управления

    эффективный управление оценочный организационный

    Такие критерии призваны отразить рациональность организационного построения управляющих подсистем. Критерии:

    Целевая обоснованность организации и функционирование субъектов управления.

    Затраты времени на решение управленческих вопросов.

    Стиль функционирования субъектов управления.

    Сложность организации субъектов управления, их подсистем и звеньев.

    Общие (совокупные) экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления, их подсистем и звеньев.

    Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности, по качеству планирования, по эффективности вложений, по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п. Самым простым примером может служить оценка эффективности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя.

    Другим экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов, человеческих ресурсов, внедрение нововведений.

    Эффективность управления все чаще отождествляется с экономичностью: полезный результат сравнивается с затратами деятельности, причем среди последних различаются затраты, действительно влияющие на получение полезного результата, а также неизбежные и неоправданные потери.

    Современная теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей эффективности управления с показателями эффективности и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего воздействия управления на фирму, используя набор дополнительных критериев.

    Таким образом, современный комплексный анализ "выхода" организации, с точки зрения ее эффективности, включает многосторонний учет социальных и экологических последствий производственной деятельности, влиянию производимой продукции или услуг на потребителя.


    Глава 2. Сущность оценки эффективности управления


    .1 Этапы оценочной деятельности


    Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

    Для проведения оценки управления организацией необходимо определить ее цели и задачи; использовать систематический подход к сбору и анализу информации; четко знать, какие решения руководители должны принять на основании результатов оценки. Оценки - сложное и дорогостоящее мероприятие.

    Планирование оценочной деятельности:

    Определение цели оценки.

    Определение уже имеющейся в организации информации и выявление информационных пробелов.

    Разработка вопросов, ответы на которые предполагается получить в ходе оценки.

    Определение возможных подходов к структуре (модели) оценки, сбору и анализу данных, новым источникам информации.

    Принятие решения о том, будет ли это внутренняя или внешняя оценка; определение умений и навыков, которые необходимы отдельному эксперту или команде для проведения оценки.

    Составление примерного графика и сметы работ.

    В ходе оценки следует учитывать принципы полезности, выполнимости, соблюдение принципов этичности и законности, точности и достоверности информации.

    Общая схема методики оценки эффективности деятельности (и управления деятельностью) следующая:


    ЭД = Р/Ц х ЗО/ЗП,


    где Ц - цель деятельности; Р - результат деятельности; ЗО - оптимальные затраты; ЗП - производительные затраты; ЭД - показатель эффективности деятельности.

    Используя методологию Р. Акофа и Ф. Эмери, отечественные учёные А. Д. Урсул и А. И. Дронов ещё в середине 80-х годов предложили формулу эффективности деятельности, основанную на учёте четырёх основных параметров деятельности: результативности, целеосуществлённости, объективной значимости и оперативности.


    ЭД = Ц/П х Р/Ц х ТО/ТД х (РП/З - РН/ЗК),


    где ЭД - коэффициент эффективности деятельности; Ц - цель деятельности; П - потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность; Р - результат деятельности; ТО - оптимальное время для осуществления целевого проекта; ТД - действительно затраченное время; З - общие затраты; РП - общие позитивные затраты; РН - общие негативные результаты; ЗК - величина отражающая степень негативности результатов и включающая затраченные усилия и ресурсы. Данная формула может быть в основе для подготовки методики оценки эффективности любой деятельности.


    2.2 Основные подходы к оценке эффективности управления


    Для оценки эффективности можно использовать любой из перечисленных ниже подходов в зависимости от обстоятельств.

    Целевой подход. Основной критерий для оценки эффективности - достижение цели. Применение целевого подхода связано с рядом проблем:

    а)достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции.

    б)допускаются попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них затрудняет выполнение других задач.

    в)существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех членов, является спорным.

    Системный подход. Предполагает выделение основных элементов «вход - процесс - выход» в рассматриваемой системе и необходимость её адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. Любая организация - это часть отрасли, общества и всё чаще - глобальной экономики. Все эти системы предъявляют требования к своим частям. Организации также обязаны удовлетворять требованиям относительно чистоты окружающей среды, обеспечения внутренней стабильности. Организация не может просто ограничится производством продукции и услуг, удовлетворяющих её покупателей. Она обязана действовать таким образом, чтобы были удовлетворены другие важные элементы более крупных систем.

    Многопараметрический подход. Предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.

    Модель конкурирующих оценок подразумевает, что управляющие должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих: 1) жесткий контроль или гибкость и 2) внутренние или внешние факторы. Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:

    руководитель, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;

    руководитель, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов;

    руководитель, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;

    менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.

    Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что руководители должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки. Организации будут отражать приемлемость этих базовых оценок.


    .3 Классификация видов оценки эффективности. Мониторинг


    Оценка в отличие от мониторинга позволяет определить широкое долгосрочное воздействие организации и помогает выявить причинно-следственные связи между деятельностью и результатами. Мониторинг позволяет определить, выполняются ли организационные задачи и достигаются ли запланированные результаты деятельности. Оценка и мониторинг являются инструментами контроля. В ходе анализа состояния организации необходимо определиться с тем, чем отличается оценка от мониторинга.

    Каждая может являться полезной в зависимости от ситуации. Оценка является очень многообразной и может проводиться на различных стадиях программы или проекта, поэтому подход к оценке может быть отнесен к различным видам классификации в зависимости от конкретной ситуации.

    Ф. Уортен, Дж. Сандерс предлагают следующую классификацию, которая учитывает работу предшествующих исследователей.

    Подход, ориентированный на задачи. Оценка, направленная на выяснение четких целей и задач программы или проекта и определение, были ли эти цели и задачи выполнены.

    Подход, ориентированный на управление. Оценка, ориентированная на удовлетворение потребностей руководителей в информации, необходимой для принятия решений.

    Подход, ориентированный на благополучателя. Оценка, ориентированная на благополучателя, основной задачей которой является сбор информации о различных «продуктах», необходимой благополучателям для выбора между различными продуктами, услугами.

    Подход, ориентированный на экспертное заключение. Оценка, напрямую зависящая от использования профессиональной экспертизы в той или иной области для определения качества программы или услуг.

    Подход, ориентированный на сравнительный анализ. Оценка, построенная на сравнении оппозиционных друг другу точек зрения различных экспертов.

    Подход, ориентированный на вовлеченность сторон. Оценка, обеспечивающая вовлечение всех сторон, заинтересованных в объекте оценки, в процесс определения потребностей и критериев данной оценки, а также информации, которую необходимо собрать.

    Оценку, в задачи которой входит исследование конечных результатов и эффективности программы, называют общим термином «суммирующая оценка». «Формирующая оценка» призвана помочь руководителям организации в принятии решений о том, какие изменения необходимо внести в деятельность организации для повышения ее эффективности

    Классификация видов оценки:

    Формирующая оценка: а) оценка потребностей определяет несоответствие между желаемым и реальным положением дел относительно какой-либо ситуации, выявляет существующие потребности и располагает их в порядке приоритетности; б) оценка процесса ставит своей целью описание того, как в действительности функционирует та или иная организация, каким образом ее деятельность приводит к достижению определенных результатов, и каковы сильные и слабые стороны организации; в) оценка целей и задач помогает определить, достигает ли и в какой степени та или иная организация запланированных целей и задач.

    Суммирующая оценка: а) оценка результатов помогает определить, какие виды деятельности организации действительно приводят к достижению результатов, необходимых получателям услуг, и позволяет избежать видов деятельности, которые кажутся важными на определенном этапе работы, но не приносят желаемых результатов; б) оценка воздействия позволяет определить изменения в благосостоянии людей/клиентов/благополучателей, которые могут быть отнесены на счет деятельности организации; в) оценка экономической эффективности использует экономические методы для оценки соотношения затрат и результатов деятельности организации, выраженных в денежном отношении, и соотношения затрат и результатов, выраженных в затратах на единицу полученного результата.

    Необходимо подбирать тот вид оценки, который бы соответствовал ее задачам. Кроме вышеперечисленных методов на современных предприятиях широкое распространение приобрел метод мониторинга.

    Сущность мониторинга заключается в том, чтобы, во-первых, следить за выявления соответствия плановых и фактических результатов деятельности, промежуточных результатов и проблем; во-вторых, осуществлять контроль с целью предупреждения нежелательных последствий и своевременной корректировки политики. Отметим одну важную предпосылку эффективного мониторинга - ясность целей, задач, принципов и политики деятельности организации.

    Мониторинг - процесс регулярного сбора и анализа информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса. Это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации. Это своего рода политика и одновременно система безопасности в организации.

    Мониторинг обеспечивает процесс регулярного сбора и анализа ключевых данных (индикаторов) для определения того, какие сдвиги или прогресс достигнуты в изученном явлении или процессе. Главная цель мониторинга - повышение эффективности управления и улучшения деятельности для выявления отклонений, корректировки и решения проблем.


    Глава 3. Эффективность государственного управления


    .1 Оценки производительности и эффективности государственного управления


    Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление как и управление частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.

    Критерии эффективности государственного управления:

    степень соответствия содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников параметрами, определенные вышестоящим руководством;

    соблюдение установленных норм;

    степень влияния управленческой деятельности на развитие управленческих объектов;

    степень изменения объекта управления в позитивную или негативную сторону;

    насколько управляющая деятельность улучшает деятельность людей;

    объемы издержек управляющей деятельности с точки зрения окупаемости вкладываемых в управление ресурсов;

    Эффективность управленческого труда оценивается путем определения соотношения между полученными результатами и затраченными ресурсами. Применительно к государственным службам многие исследователи считают, что следует включать еще и эффективность и качество услуг, способность последних удовлетворять потребителей.

    Свидетельства успешной реализации проекта играют представление в динамике количественные данные об экономии средств, оказание дополнительных услуг, независимые оценки качества представляемых услуг и удовлетворенности потребителей.

    Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения.

    Недостатком организации исполнительной власти часто является неупорядоченность. Наблюдаются разнобой в статусе и уровне оплаты труда работников аналогичных организационных структур, отсутствие установленного регламента в подчиненности организационных звеньев.

    В целях преодоления негативных тенденций необходимо предусмотреть в организации исполнительной власти приоритетное и последовательное обеспечение социальной защиты населения, укрепление соответствующих специальных структур, повышение статуса социальных критериев в деятельности правительственных органов. Должно быть налажено постоянное и эффективное организационное взаимодействие федеральных, региональных и местных органов управления, неукоснительное выполнение принимаемых решений. Следует упорядочить состав и организационно-правовой статус коллегиальных, консультативных, экспертных и других органов.

    Как показывает мировой опыт, страны с эффективными и четко организованными институтами власти и контроля характеризуются высоким уровнем доходов населения и большим национальным богатством. Профессионализм правительства служит основой для безусловного влияния исполнительной власти на процессы, протекающие в обществе. Все больше пробивает себе дорогу подход, согласно которому реформы в разных сферах государственного управления взаимодополняют друг друга.

    Оценка результативности выполнения функций государственного управления производится по системе измеряемых индикаторов. Для каждого федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции государственного управления, устанавливаются определенные показатели деятельности.

    Поставленная задача по повышению уровня качества управления и услуг требует выделения наиболее важных факторов, которые влияют на работу правительства и администрации, что позволяет в дальнейшем целенаправленно управлять и регулировать данный процесс. К числу таких факторов, от которых зависит качество работы государственных структур, относятся:

    Качество законодательной и нормативно-правовой базы в области государственного устройства.

    Система планирования и принятия государственных решений в центральных органах власти.

    Механизм ответственности и подотчетности органов власти.

    Открытость и прозрачность бюджетной и финансовой политики.

    Профессионализм руководителей и служащих государственных органов.

    Использование современных технологий на основе собственного и зарубежного опыта.

    Система управления изменениями (реформами и новинками) на уровне государственной политики, программ и проектов.

    Во многих странах, в том числе и в России, уже имеется опыт использования средств и методов повышения качества работы государственных и местных органов власти. Это система тотального управления качеством, Q-Mark, использование системы международных стандартов ISO-9000 и т.д. Во многих случаях вопрос повышения качества работы является приоритетным для государственных органов, так как это позволяет решить несколько задач:

    снизить издержки;

    повысить удовлетворенность населения;

    рационализировать рабочие процессы.

    Основными источниками качества в государственном секторе являются:

    жесткие факторы: структуры и материальные средства;

    мягкие факторы: процессы и процедуры;

    человеческий фактор: персонал организации.


    .2 Оценка эффективности государственных политики и программ


    Постоянные и динамические изменения во внутренней и международной политической жизни, а также появления новых потребностей у населения оказывает существенное влияние на государственную политику и приводит её к модернизации, имеющей радикальный или эволюционный характер. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использование инноваций в деятельности государственных организаций, что имеет самое непосредственное отношения к повышению инновационного потенциала государства.

    В любой государственной организации должен быть механизм, который принято называть «инновационным мультипликатором» (умножитель инноваций), представляющий систему инструментов и условий создания, распространения инноваций.

    Можно выделить основные факторы, определяющие сущность и характер изменений в государственной политике, к которым относят:

    особенности государственных институтов и культур;

    стратегию и приоритеты государственной политики;

    систему управления государственной службой;

    механизм коммуникации органов власти.

    Оценка результатов государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

    Главная цель оценки - собрать данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах.

    Можно определить несколько принципов, соблюдение которых позволяет улучшить реализацию государственной политики и программ:

    Уменьшение уровней управления и упрощение организационных структур;

    Создание эффективного механизма координации и тесное сотрудничество между участниками реализации политики;

    Предоставление определенной степени самостоятельности и автономии исполнителями;

    Систематическая оценка результатов работы и совершенствования механизма подотчетности;

    Использование современных управленческих технологий и информационно-аналитических систем.

    Государственная политика имеет несколько типов оценок:

    )оценка процесса реализации;

    )оценка результатов;

    )оценка последствий;

    )оценка экономической эффективности.

    Программная оценка имеет несколько определений:

    Систематический сбор информации о деятельности, характеристиках, и результатах программы с целью принятия обоснованных решений о ее эффективности.

    Процесс аккуратного сбора информации о программе или отдельных аспектах программы с целью принятия необходимых программных решений.

    Системный путь к улучшению программы или проекта и представления информации о его результатах широкой публике, который предполагает использование процедур, следующих стандартам полезности.

    Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и достичь соответствующих показателей. Оценка последствий программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Оценка экономической эффективности проводится на основании двух методов: издержки - выгоды; издержки - эффективность.

    После проведения оценки и представления ее результатов руководителю возможно принятие различных решений, влияющих на судьбу программы или данной политики. Обычно имеется несколько вариантов: продолжение программы, успешное завершение программы, модификация программы, прекращение программы при ее неудаче.

    В настоящее время во многих странах основное внимание уделяют нескольким важным аспектам оценки государственной политики:

    взаимосвязь оценки с проведением аудита и разработкой бюджета государственных организаций;

    влияние оценки на процесс самообучения персонала организации;

    воздействие оценки на разработку межведомственных программ и проектов и систему управления ими;

    влияние оценки механизмов, методов и средств, используемых в государственной политике, на их выбор в будущем;

    связь оценки с эффективностью и результатами выполнения программ в государственном секторе;

    влияние оценки на внедрение новых управленческих технологий.

    Одним из эффективных средств обучения на лучших примерах и образцах является метод бенчмаркинга, который активно пропагандируется и используется на практике в частных и государственных структурах. Существует общепринятое определения: бенчмаркинг - это процесс измерения и сравнения продуктов, услуг и практики работы с лучшими конкурирующими или однородными организациями, фирмами, являющимися общепринятыми мировыми лидерами.

    Сейчас особое внимание уделяется проблемам повышения качества и эффективности работы органов государственной власти, оказывающих услуги населению. Это связывают с ростом спроса на различные услуги, увеличением их объема и стоимости, что вызывает необходимость в дополнительных финансовых расходах, покрываемых в основном за счет налогов с населения. Работать приходится в условиях ограниченности государственных ресурсов и постоянного дефицита государственного бюджета, поэтому так важно повышать инновационный потенциал государственного управления, в том числе за счет разнообразных федеральных, региональных и муниципальных программ.

    В мире накоплен положительный опыт повышения эффективности государственной политики в ряде социально-ориентированных областей.

    Охрана окружающей среды. Для того чтобы получать максимальный эффект, государству следует вмешиваться избирательно. Отказ от вносящих искажение субсидий дает три выгоды: снижается деградация окружающей среды, достигается большее равенство, и экономятся бюджетные средства. Эффективные зеленые налоги способствуют использованию более чистых энергоносителей. Полезным для окружающей среды и роста может стать переход от налогов на доход к налогам на потребление. Прогрессивные налоги на потребление обеспечивают равенство и, поощряя сбережения, способствуют экономическому росту. В мировой практике распространено применение специализированной экологической оценки (экспертизы) при принятии государственных решений.

    Одна из основных дилемм при оценке государственных программ и политики заключается в том, что они в демократическом государстве должны отвечать двум основным критериям: быть экономически эффективными и обеспечивать справедливое распределение государственных средств, что часто ведет к конфликтной ситуации, особенно когда происходит выбор приоритетов на основе различных ценностей и интересов. Вследствие этого возникают трудности, как политического, так и технического характера, что значительно усложняет процедуру оценочных исследований, а часто отказ от их проведения.

    Оценка политики эффективна лишь в том случае, если она основывается на правильно проведенных оценочных исследованиях, представляющих совокупность научных методов сбора и систематизации информации, а также её анализ.

    Главные инструменты и средства, используемые при проведении оценочных исследований, можно условно разделить на две основные группы.

    Научные методы оценки.

    Методы анализа:

    модели анализа «выгоды - издержки», «выгоды - эффективность», «выгоды - результаты»;

    моделирование и разработка сценариев (имитация) социальных процессов;

    анализ и оценка в проведении пилотных проектов и экспериментов;

    анализ социальных индикаторов и статистических данных;

    сравнительный анализ;

    исследование конкретных примеров и ситуаций (кейсов).

    Методы сбора данных:

    открытое и скрытое наблюдение;

    проведение социологических исследований;

    анкетирование;

    интервьюирование;

    обсуждение в фокус-группе;

    контент-анализ;

    консультирование и оценка экспертов (метод Дельфи).

    Традиционные (общественные) формы оценки:

    межведомственные заседания по оценке возможных результатов;

    консультации с заинтересованными сторонами;

    парламентские слушания;

    отчеты государственных руководителей;

    контрольные комиссии и инспекции;

    государственный аудит;

    разработки и анализ бюджета;

    оценка со стороны профессиональных ассоциаций, СМИ и др.

    Особое внимание в настоящий момент уделяется такому эффективному инструменту, как анализ влияния - относительно новому правлению, активно разрабатываемому в последнее время и широко используемому в работе государственных структур, особенно федеральных министерств и ведомств, занятых разработкой общественной политики и целевых программ. Под термином «влияние» понимается целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни со стороны государственно-административных структур в процессе выполнения политики/программы.


    Заключение


    Таким образом оценка эффективности управления является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

    В ходе написания данной курсовой работы были исследована и проанализирована процедура оценки эффективности управления.

    Основываясь на материалах, собранных в ходе исследования данной темы, в соответствии с целью и задачами данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

    Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные характеристики, так и качественные.

    Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

    Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.

    Для оценки существует 3 подхода, выбор которых зависит от обстоятельств. Это целевой подход, системный подход, многопараметрический подход и модель конкурирующих оценок.

    Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

    по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;

    по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

    Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

    Эти критерии призваны отразить рациональность организационного построения управляющих подсистем:

    Целевая обоснованность организации и функционирование субъектов управления.

    Затраты времени на решение управленческих вопросов.

    Стиль функционирования субъектов управления.

    Сложность организации субъектов управления, их подсистем и звеньев.

    Общие экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления, их подсистем и звеньев.

    Среди основных видов оценки эффективности управления можно выделить:

    Мониторинг, являющийся процессом регулярного сбора и анализа информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса, в том числе оценки эффективности управления.

    Суммирующую оценку, включающую в себя оценку результатов, оценку воздействия, оценку экономической деятельности аппарата управления.

    Формирующую оценку, состоящую из оценки потребностей, оценки процесса управления, оценки целей и задач.

    Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

    Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление как и управление частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.

    Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения. А для выбора направления дальнейшего движения и подведения итогов проделанной работы необходим налаженный, адекватный и слаженный механизм оценки эффективности управления, проработки результатов такой оценки, формулировки рекомендаций и оперативного применения этих результатов в дальнейшей деятельности.

    Критерии и оценки эффективности государственного управления и государственных структур на научном уровне стали разрабатываться недавно. Ученые стремятся свести их в единую систему, придать стройность, выделить закономерности, обосновать теорию эффективности управления государственной власти. Научный анализ в этой области существует в отдельных фрагментах, представленных в различных научных дисциплинах.

    Это связано с трудностью, обширностью исследуемой проблемы, и с политической остротой выводов. Однако в последнее время аспекту эффективности государственной власти стало уделяться заметное внимание в нашей литературе. Суждения оценочного и сравнительно-оценочного плана, касающиеся эффективности власти, высказываются очень часто, опираясь как бы на сами собой разумеющиеся некие общечеловеческие мерки эффективности. Хотелось бы в связи с этим подчеркнуть, что такого рода мерки должны носить конкретно-исторический характер и быть связаны, прежде всего, с цивилизационными рамками и условиями осуществления государственной власти.


    Список используемой литературы


    1.Анализ и оценка эффективности управления в организации: Хрестоматия для дистанционного обучения./Составитель О.В.Симагина.- Новосибирск. :СибАГС, 2003.

    .Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства: - М.: Академический Проект, 2004.

    .Гибсон Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы. Пер. с англ./Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. X. Доннели - 8-е изд. - М., 2000.

    .Государственное и муниципальное управление: Справочник. - М.: Магистр, 1997.

    .Государственное управление: Основы теории и организации /Под ред. В. А. Козбаненко.- М. :Статут,2000.

    .И.В. Коврижных Анализ и оценка эффективности государственного управления: теоретический аспект / Наука и практика организации производства и управления (Организация - 2008) : сборник научных докладов Международной научно- практической конференции [Часть I] / Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ,2008.

    .Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.

    .Коврижных И.В. Анализ и оценка эффективности управления в организации: Учебно-методическое пособие. - Барнаул: АФ СибАГС, 2006.

    .Мамут Л. С. Ценность как проблема науки в государстве // Общественные науки и современность. - 1997.

    .Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2001.

    .Теория организации и организационное проектирование: Учеб. Особие / под ред. Т. П. Фомкиной, Ю. А. Корсакова, Н. Н. Слонова. - Саратов, 1997.

    .Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

    Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

    Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.

    Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

    Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

    Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).

    Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

    Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

    Группа более частных локальных критериев:

      затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

      затраты материальных ресурсов;

      затраты финансовых ресурсов;

      показатели использования основных производственных фондов;

      ускорение оборачиваемости оборотных средств;

      сокращение срока окупаемости капиталовложений.

    Группа качественных критериев:

      увеличение доли продукции высшей категории качества;

      обеспечение экологической чистоты;

      выпуск продукции, необходимой обществу;

      улучшение условий труда и быта работников;

      ресурсоэнергосбережение и др.

    Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

    Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

    Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

    Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

    Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

    Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

    При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

    «Принятые на предприятии показатели прибыли и рентабельности в значительной степени характеризуют итоговые результаты функционирования, а поэтому и эффективность управления. Эти обобщающие показатели выражают не только результат управления хозяйственной деятельностью и предприятием в общем, но и характеризуют в полной мере качество и эффективность управления трудовыми процессами, материальными ресурсами и производственными фондами. Для такой характеристики используют частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных средств -- показателем фондоотдачи. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей».

    Для характеристики показателей деятельности системы управления существуют количественные показатели и включают они в себя комплекс таких трудовых показателей:

    • · экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления);
    • · финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление персоналом);
    • · показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

    Для качественных показателей эффективности значение имеют показатели социальной эффективности управления:

    • · уровень интеграции процессов управления;
    • · повышение научно-технического уровня управления;
    • · повышение квалификации менеджеров;
    • · увеличение уровня обоснованности принимаемых решений;
    • · формирование организационной культуры и структуры;
    • · управляемость системой;
    • · удовлетворенность трудом;
    • · общественное доверие;
    • · усиление социальной ответственности организации;
    • · экологические последствия.

    В некоторых случаях система управления и его эффективности рассматривается на трех уровнях:

    • 1. Как целостная и самостоятельная система.
    • 2. Как органическая часть более высокой системы.
    • 3. Как сосредоточие элементов, составляющих эту систему, с присущими им определенными свойствами. В том случае, когда эффективность управления стоит на первом уровне, она может быть выражена результативностью деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению выражается непосредственно через результаты деятельности всей организации, главным образом, через взаимоотношения ее с внешней средой.Если эффективность системы управления стоит на втором уровне, то она выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.Эффективность действия составляющих системы управления выделяются на третьем уровне. Здесь они могут исследоваться в конкретных формах функционирование средств и сил, составляющих систему как в техническом, организационном, психологически-социальном плане. Практическая эффективность на третьем уровне сводится к средствам достижения эффективности управленческого труда. В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) имеет вид следующей формулой:

    где Р - результат функционирования системы управления;

    3 - затратная составляющая, затраты на объем использованных ресурсов или управленческую деятельность.

    К затратным составляющим относят:

    • 1. Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (повышение квалификации персонала, обучение)
    • 2. Оценивание: контроль, испытание, обследование для оценки выполнения требований к качеству;
    • 3. Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов и брака возникающих до поставки продукции из-за того, что продукция не отвечает требованиям к качеству;
    • 4. Внешние затраты, также являются следствием дефектов, но затраты, возникают после поставки продукции и выяснения, что продукция не отвечает требованиям к качеству.

    Показатель эффективности использования материальных ресурсов (Э м) характеризует материалоемкость продукции:

    где МЗ - материальные затраты;

    Одно из самых главных и основных направлений с повышением увеличения эффектной результативности на производственном объединении - понижение материалоемкости продукции. В главном виде эти расходы на основание материалоемкости складывают к большей величине от затрат на создание продукции либо служб этих отраслей. Правильно считать, что это достигается с внедрением новейших ресурсосберегающих технологий, подменой дорогостоящих вещественных материальных основ на больше дешевые.

    Для показателя эффективности использования основных средств (Э ф) используется показатель их фондоотдачи.

    где: ОФ - стоимость основных производственных средств;

    ВП - стоимость выпущенной продукции.

    Показателем эффективности капиталовложений (Э п) является срок их окупаемости (капитальных вложений).

    где: К - объем капитальных вложений;

    П - прирост прибыли, связанный с этими капитальными вложениями за один год.

    Показатель который характеризует эффективность деятельности персонала (Э т), является производительность труда. Определяется как отношение на уровне предприятия:

    где ЧР - среднегодовая численность работников, с учетом занятых на предприятии.

    При этом, производительность труда определяется показателем выработки продукции в одну единицу времени. Увеличение производительности труда зависит от некоторых факторов: квалификации персонала, технического уровня производства, уровня специализации работников, качества материала и необходимого его наличия для производительности, использовании передовых инновационных технологий.

    Качественно характеризует работу предприятия рентабельность, она отражает соотношение прибыли со всеми затратами.

    Показатель эффективности управления:

    ЭУ = П / ЗУ, (1.6)

    где П - прибыль организации;

    ЗУ - затраты на управление.

    Эффективность использования оборотных средств наглядно показывают три основных характеризующих показателя:

    • 1) Коэффициент оборачиваемости;
    • 2) Коэффициент загрузки оборотных средств;
    • 3) Длительность одного этапа оборота.

    Первый показатель коэффициент оборачиваемости, его определяют делением объема реализации продукции на средний остаток оборотных средств на предприятии:

    Коб = Рп ч СО, (1.7.)

    где Коб - коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты;

    Рп - объем реализованной продукции, руб.;

    СО - средний остаток оборотных средств, в руб. Средний остаток оборотных средств за месяц - сумма оборотных средств на начало и конец месяца, деленная на два: за квартал - сумма трех среднемесячных остатков, деленная на три; за год - сумма четырех квартальных остатков, деленная на четыре.

    Эффективность использования финансовых ресурсов определяется на основе показателей устойчивости функционирования фирмы и отдачи капитала. У эффективности использования финансовых ресурсов такие показатели:

    где РП - реализованная продукция;

    Сок - величина оборотного капитала;

    ОБок - длительность одного оборота в днях;

    Д - длительный период в днях.

    Улучшение характеристик и с повышением повышение эффектной результативности деятельности организации может быть благодаря разработкам и с реализацией воплощения организационно-технических процедур, в полной величине размера отображающих факторы эффективности.

    Они могли обнаружить значимые аномальные отличия от нормы, но для определения нормативов связанных с ухудшением и реальным влиянием наружной среды и не слишком благоприятных обстоятельств, обнаружения аномальных отличий и безрезультативного управления, потребуются вспомогательные экспериментальные изучения, такие как управленческий эксперт-анализ.

    В ближайшее время оказался нужным экспертный анализ по выявлению эффектной результативности конструктивных порядков управления, в связи с сотворением либо реорганизацией некоторых муниципальных конструкций. Когда идет речь о создании или сотворении конструктивных порядков управления в компаниях, слишком принципиально квалифицировать какую модель управления принять в качестве базы системы.

    Принимая такое решительное заявление слишком важно проанализировать выразительную результативность конструктивных порядков управления в максимально более оживленных (развитых) предприятиях и взять за базу максимально более продуктивную из систем, в последствии этого переорганизовать ее под свои личные назначенные мишени и миссии. Если же данная назначенная функция стоит тогда, когда уже построены системные конструкции управления и их централизации, то при операциях увеличения, поглощения и слияния слишком важно воспроизводить подгонку структур в одно максимально более прибыльное положение.

    Предприятие является сложной открытой системой, которая в своем составе имеет внутреннюю и внешнюю среду. Ориентируясь на это к управлению организацией необходим систематизированный подход.

    Принятая на предприятии система управления выражается в организационной структуре его управления. Видов структур много и на выбор той или иной структуры влияют различные факторы, к примеру: размер организации, отраслевая принадлежность.

    Термин “деловая активность” начал применяться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнимо не так давно в связи с внедрением обширно известных и знаменитых в разных государствах мира способов экспертного анализа денежной отчетности на основе системы аналитических коэффициентов.

    Трактоваться данный термин может разными методиками. В самом обширно применяемом подтексте деловая управленческая активность значит целый диапазон трудовых напряжений, которые производственное объединение ориентирует на продвижение и компанию на рынках продукции, труда, денежных средств. В менее широком подтексте данный термин понимается как протекающие коммерческое и производственное проявление инициативы организации, но чаще трактуется так только в контексте финансово-хозяйственного экспертного анализа деятельности.

    При анализе результативной управленческой деятельности инициативы можно заметить, что она в полном объеме либо отчасти дополняет поставленные впереди себя задачи для разрешения дилеммы, а собственно реализуется в конечном продукте, ведет к гарантированному снабжению его достигнутого результата, делая упор на оптимально подобающем использовании имеющихся ресурсов. Управленческая эффективность бывает внутренней и внешней.

    Иными словами внешнюю эффективность можно назвать выгодностью, а внутреннюю? экономичностью, которая показывает цену, уплаченную предприятием за полученный результат. Деятельность является более экономичной когда результат превышает затраты. Для многих предприятий, часто главным является ценность результата, а не затраченные на него средства. Эффективность управления делится на тактическую и стратегическую, причём они полностью противоречат друг другу.

    Это видно на примере: если руководство ориентируется на получение мгновенной выгоды, значит в будущем такое решение не оставит ресурсов для улучшения развития предприятия. Общая эффективность управления может иметь вид как реальной так потенциальной.

    Оценка реальной эффективности производится только на практике и определяется их результативностью и степенью достижения намеченных целей, оценивание потенциальной эффективности производится предварительно. Также в управленческой деятельности применяются разные методы и подходы, эффективность которых необходимо оценивать.

    Эффективность управления - это главнейший показатель совершенствования управления, который определяется путем сопоставления ресурсов, затраченных на их достижение, и результатов управления.