Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Логопедическое занятие птицы. Нод по формированию лексико - грамматических средств языка на тему: « зимующие птицы» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома

    Логопедическое занятие птицы. Нод по формированию лексико - грамматических средств языка на тему: « зимующие птицы» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома

    Татьяна
    Конспект занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы»

    Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно- эстетическое развитие».

    Виды детской деятельности:

    Игровая, коммуникативная, художественная.

    Программное содержание

    Коррекционно-образовательные задачи

    Закрепить и уточнить названия зимующих птиц.

    Учить согласовывать существительные с числительными.

    Упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.

    Учить употреблять существительные в творительном падеже.

    Учить составлять предложения с предлогоми на,за, в, перед.

    Учить составлять предложения с заданным словом.

    Коррекционно-развивающие задачи

    Развивать словарь детей по теме зимующие птицы.

    Развивать логическое мышление.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.

    Коррекционно-воспитательные задачи

    Формирование способности сопереживать птицам.

    Воспитание любви к природе, умению любоваться природой.

    Воспитание заботливого отношение к тем, кто в этом нуждается.

    Методические приемы

    Чтение стихотворения.

    Сюрпризный момент.

    Демонстрация дидактического материала.

    Материалы и оборудование:

    демонстрационный - картинки с изображением зимующих птиц; кубик с цифрами; кормушка; игрушка совы;

    раздаточный - разрезные картинки.

    Лексический материал:

    слова: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона, дятел, сова, клест;

    предложения: Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек. Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой. Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.

    Предварительная работа

    Чтение художественной литературы о зимующих птицах, рисование птиц, беседа о зимующих птицах.

    Планируемые результаты

    Дети с удовольствием включаются в игры. Проявляют интерес к предложенной деятельности. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Придумывают предложения о зимующих птицах.

    Организационный момент

    Учитель-логопед: «Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

    Покормите птиц зимой.

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна -

    И не страшна

    Будет им зима.

    Основная часть

    1.Игра “Покормим птиц”

    Учитель-логопед: «Ребята, а чем можно покормить птиц зимой?»

    Ответы детей: «Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек».

    2. Игра “Узнай по описанию”

    Учитель-логопед: «К нам в гости сейчас прилетят птицы. А вот кто прилетит, вам нужно угадать.

    Драчливый, весёлый, удалой, шустрый».

    Ответы детей: «Воробей». (Выставляется картинка).

    Учитель-логопед: «Желтогрудая, весёлая, юркая».

    Ответы детей: «Синица». (Выставляется картинка).

    Учитель-логопед: «Красногрудый, ленивый, малоподвижный».

    Ответы детей: «Снегирь». (Выставляется картинка).

    Учитель-логопед: «Белобокая стрекотунья и воровка».

    Ответы детей: «Сорока». (Выставляется картинка).

    Учитель-логопед: «Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев».

    Ответы детей: «Дятел». (Выставляется картинка).

    Учитель-логопед: «Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает».

    Ответы детей: «Ворона». (Выставляется картинка).

    3. Игра «Кормушка»

    Учитель-логопед: «К нам в гости прилетела сова. Она будет прыгать по кормушке, а вам нужно рассказать где сидит сова».

    Ответы детей: «Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой».

    4. Физкультурная минутка “Синичка”.

    Учитель-логопед: «Ребята давайте немного отдохнем и поиграем».

    Скачет шустрая синица, Прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

    Ей на месте не сидится,

    Прыг-скок, прыг – скок,

    Завертелась, как волчок. Кружатся.

    Вот присела на минутку, Приседают.

    Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.

    И с дорожки – на плетень, Убегают с места.

    Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.

    5. Пальчиковая гимнастика «Воробей»

    Ты малыш, воробей,

    На морозе не робей.

    По кормушке клювом бей,

    Наедайся поскорей.

    (Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

    6. Игра “Сосчитай птиц”

    (Дети сидят кружком на ковре).

    Учитель-логопед: «Я называю зимующую птицу и качу кубик. Тот, к кому прикатился кубик, должен назвать столько птиц какая цифра написана на кубике».

    Ответы детей: «Пять синиц, два воробья, три вороны, четыре совы.».

    7. Игра “Собери картинку”(разрезные картинки).

    Учитель-логопед: «Ребята, давайте разделемся на три команды. Первая команда будет собирать картинку со снегирями. Вторая-картинку с синицами. Третья - картинку с воробьями.»

    (Дети собирают картинки).

    8. Игра «Придумай предложения.»

    Учитель-логопед: «Молодцы, ребята. А теперь каждая команда должна придумать предложения. Первая команда со словом снегири. Вторая со словом синицы. Третья со словом воробьи.»

    Ответы детей: «Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.».

    Рефлексия

    Учитель-логопед: «Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились? Какие игры вам понравились?»

    Публикации по теме:

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы. Задачи: Обобщить знания детей о птицах, их многообразии, особенности внешнего вида, строения, питания, размножения.

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формирование представлений о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

    Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» (интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.) Цель: уточнить представления.

    Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Зимующие птицы» (по сюжету сказки.

    Тема: "Зимующие птицы" Цель: Составление описательного рассказа по теме "Зимующие птицы" с опорой на план-схему. Задачи: - Расширение, уточнение.

    Цели занятия:
    Образовательные:

    1. Актуализировать словарь детей по лексической теме « ».
    2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой .
    3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями.

    Коррекционные:

    1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
    2. Развитие временных представлений.
    3. Развитие тактильных ощущений и тонкой моторики пальцев рук.
    4. Развитие зрительного восприятия и памяти.
    5. Совершенствование умений изменять слова в творительном падеже.

    Воспитательные:

    1. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
    2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
    3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

    Ход занятия:

    1. Орг.момент.

    Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

    Какой зимний месяц на дворе? (Январь)

    Кто нам подскажет? (белая птица с цифрой 2).

    Январь какой зимний месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь)

    Кто нам помогает определять день недели (петушок на опорной схеме).

    2. Основная часть:

    Ребята, какой недавно был праздник? (Недавно был Новый год).

    Праздник прошел, а я нашла подарок.

    Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!

    Логопед достает красивую праздничную коробку. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?

    Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.

    1 мешочек- семечки.

    2 мешочек- сушёные ягоды

    3 мешочек- кусочки сала.

    4 мешочек-зерно.

    Что в мешочках?(корм).

    Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

    Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

    Легко ли им найти корм там, где много снега?

    (В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).

    Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

    3. Сообщение темы урока:

    Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.

    Прилет первой птицы.

    - Отгадайте загадку :

    Спинка зеленоватая,

    Животик желтоватый,

    На голове черненькая шапочка,

    Да еще полоска галстучка.

    Животик желтоватый,

    На голове черненькая шапочка,

    Да еще полоска галстучка.

    4. Работа с загадкой.

    Какой животик у этой птицы?(желтый)

    Какая спинка?(зеленоватая)

    Что у неё на голове?(черненькая шапочка)

    Что у нее на грудке?(галстучек)

    Кто в классе найдет синичку?

    (дети в классе ищут спрятавшуюся синицу и размещают ее на доске).

    Та ли эта птица? Есть у нее черная шапочка? У неё желтенькая грудка? А галстучек есть?

    Прилет второй птицы.

    А эта птичка спряталась. Она превратилась в геометрическую фигуру.

    Какую? (круг). Какой круг? (красный). Как называется эта птица? (снегирь)

    Как фигура подсказала вам, что это снегирь?

    (у снегиря красная грудка и он круглой формы).

    А кто в классе найдет снегиря? (дети находят снегиря и размещают его на доске).А почему его так назвали? Какое еще слово слышится в названии этой птицы?(снег). Почему так её назвали?

    Какая у снегиря грудка? На что он похож? (на яблоко, красный шарик).

    Прилет третьей птицы:

    А эту птицу отгадайте по пению. (Звучит музыка- пение птиц).

    Какая птичка чирикает? (воробей). Какая эта птица? (маленькая, серо-коричневая). Найдите эту птицу в классе.

    Четвертая птица:

    А ещё одна ловкая птица с черно -белыми перьями. Перья могут отливать зелёным или золотым оттенком. Её ещё называют белобока.

    Что значит белобока?

    Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие). Почему их назвали зимующие?

    Закрепление знаний. Хоровое произнесение названий птиц. (Орфографическое проговаривание).

    А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.

    Игра «Какая птица улетела? »

    5. Физминутка:

    Того кого заденет волшебное птичье пёрышко, тот превращается в птичку.

    Птички по полянке ходят. Прыгают. Летают. А теперь птички почистили пёрышки, поклевали зёрнышки.

    А сейчас пёрышко превращает нас опять в детей. (Логопед дотрагивается до детей пёрышком)

    Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).

    Логопед открывает ткань и достаёт кормушку.

    Вы знаете, что это за странный домик? (кормушка).

    Откуда она? (кто-то сделал). А зачем нужна кормушка?

    (В кормушку насыпают корм для птиц). Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

    6. Сообщение нового материала.

    Ребята, вы знаете что птички любит кушать?

    (Птички любят крошки, зёрна, семечки).

    Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. Выставляется опорная схема.

    А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. Выставляется опорная схема.

    Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. Выставляется опорная схема.

    А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

    А сейчас будем наших друзей угощать.

    Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

    Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

    Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

    А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

    Какие птицы собрались у нас на кормушке? Как их можно назвать одним словом? (зимующие птицы)

    7. Практическая деятельность.

    А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).

    С какими птицами познакомились на занятии?

    Почему их назвали зимующими?

    Выставка работ детей.

    Дубок Дина Владимировна
    МОУ «СОШ № 18»
    г. Абакан Республика Хакасия

    • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
    • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
    • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
    • Формировать фразовую речь.
    • Совершенствовать грамматический строй речи.
    • Совершенствовать навыки словообразования.
    • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
    • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
    • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

    Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

    Птичка-невеличка
    Ножки имеет,
    Ходить не умеет.
    Хочет сделать шажок –
    Получается прыжок. (Воробей. )

    Спинкою зеленовата
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика. (Синица .)

    В красной шапке ходит он
    Дуб долбит как долотом. (Дятел. )

    Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды –
    С первым снегом
    Тут как тут! (Снегирь .)

    Окраской – серовата,
    Повадкой – воровата,
    Крикунья хриповатая –
    Известная персона
    Кто она? (Ворона .)

    Непоседа пестрая
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока .)

    Днем слепая, ночью зряча.
    Мышей ловит, а не кот. (Сова. )

    2. Введение в тему

    Логопед: Скажите, какие это птицы?

    Дети: Зимующие.

    Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

    Дети: Потому что они могут найти себе корм.

    Логопед: А чем питаются птицы зимой?

    Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

    Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

    Дети: Нет, не хватает.

    Логопед: Почему не хватает?

    Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

    Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

    Дети: Мы можем их подкармливать.

    Логопед: Что для этого нужно сделать?

    Дети: Кормушку.

    3. Упражнение «Накорми птиц»

    Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

    Снегири – ягоды рябины.
    Синицы – семечки.
    Голубь – хлебные крошки.
    Воробей – зерна.
    Дятел – семена шишек.

    Дети:
    – Я дам снегирям ягоды рябины.
    – Я угощу синиц семечками.
    – Я накормлю голубя хлебными крошками.
    – Я дам воробью зёрен.
    – Я накормлю дятла семенами шишек.

    4. Упражнение «Кормушка»

    Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

    Мы кормушку смастерили,
    Мы столовую открыли.
    Воробей, снегирь–сосед,
    Будет вам зимой обед.
    В гости в первый день недели
    К нам синицы прилетели.
    А во вторник, посмотри,
    Прилетели снегири.
    Три вороны были в среду,
    Мы не ждали их к обеду.
    А в четверг со всех краев –
    Стая жадных воробьев.
    В пятницу в столовой нашей
    Голубь лакомился кашей,
    А в субботу на пирог
    Налетели семь сорок.

    Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

    5.Динамическая пауза

    Дети выполняют движения по тексту:

    Птицы крыльями махали – все летали и летали,
    Птицы в воздухе кружились,
    На дорогу опустились,
    По дорожке поскакали,
    Крошки, зернышки клевали.

    6. Игра с мячом « Назови ласково»

    Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

    Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

    7. Упражнение «Составь новое слово»

    Логопед предлагает детям закончить предложения:

    • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
    • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
    • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
    • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
    • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
    • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

    8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

    Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

    Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

    Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

    9. Игра «Четвертый лишний»

    Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

    • Снегирь, ворона, аист, сова.
    • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
    • Дятел, ворона, воробей, скворец.

    10. Итог занятия

    Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей. )

    Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа).

    Нестерович Александра Валентиновна, учитель-логопед

    МБДОУ ДС №15 «Алёнка», г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

    Программное содержание:

      расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы";

      развитие мышления детей на материале описательных загадок;

      автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;

      закрепление умения детей делить слова на слоги;

      развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;

      развитие навыков чтения путем составления слов из слогов;

      развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;

      развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

      воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

      воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;

    Оборудование и материалы:

      предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц;

      модели птиц на каждого ребенка;

      картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком;

      магнитная доска;

      опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы";

      дидактическая игра "Назови по части целое";

      дидактическая игра "Составь слово";

      губки (по 2 штуки на каждого ребенка);

      простые карандаши на каждого ребенка.

    Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

    Ход занятия

      Организационный момент.

    Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

    Кинезиологическая гимнастика.

    Логопед:

      Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

      Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

      Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

    Совушка-сова,
    Большая голова.
    На суку сидит,
    На всех глядит.

    (Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

    Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

    (По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

    Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

      Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

    Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

    Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

    Чик-чирик!
    К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это? (Воробей.)

    Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зернышки клевать,
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять. (Снегирь.)

    Черный жилет,
    Красный берет,
    Хвост как упор,
    Нос как топор. (Дятел)

    Белые щечки -
    Синяя птичка,
    Остренький клювик -
    Собой невеличка.
    Желтая грудка -
    Это … (Синичка)

    Ходит важно,
    Вперевалку.
    И воркует, и клюет. (Голубь.)

      Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

      Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

      Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

      Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)

      Для чего птице клюв?

      Для чего птице крылья?

      Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

    Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) . Вы штриховали?

    Дети: Мы штриховали.

    Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

      Физминутка.

      Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

    Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

    Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

    Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

    Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

    Повороты головы вправо – влево

    Имитируют руками взмахи крыльев

    Дети садятся на стульчики.

      Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

    Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

    Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

    На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

    Опять сжимают и разжимают кулачки.

      Развитие навыков чтения.

    Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

      Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)

      Для кого этот корм? (Для птиц)

      Чей это корм? (Птичий корм)

      Чья это пища? (Птичья пища)

      Развитие связной речи.

    Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

    Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

    Название птицы

    <Рисунок 1>

    Какая это птица? Зимующая или перелетная?

    <Рисунок 2>

    Эта птица крупная или мелкая?

    <Рисунок 3>

    Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

    <Рисунок 4>

    Чем питается зимой?

    <Рисунок 12>

    <Рисунок 13>

    Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

    Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

      птица – птичка, пичужка

      синица – синичка

      воробей – воробышек – воробьишко

      снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

      голубь – голубка, голубок

      галка – галочка

    Логопед : Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

      Итог занятия.

    Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

    Оксана Орлова
    Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»

    Цель : актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы » на логопедическом занятии .

    1. Коррекционно-образовательные задачи :

    Закрепление представлений о зимующих птицах . Уточнение и расширение словаря по данной теме . Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.

    2. Коррекционно-развивающие задачи :

    Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.

    3. Коррекционно-воспитательные задачи :

    Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.

    Оборудование :

    Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц , магнитофон, запись «пение птиц » , бумажные птички, «дерево» , стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц , альбомные листы, цветные карандаши.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц » .

    Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы . А где можно услышать пение птиц ?

    Дети : В лесу, в парке и т. д.

    Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?

    Дети : Да.

    Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг , в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку .

    2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц )

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика. (Синица)

    Вот птичка так птичка,

    Не дрозд, не синичка,

    Не лебедь, не утка

    И не козодой.

    Но эта вот птичка,

    Хоть и невеличка,

    Выводит птенцов

    Только лютой зимой. (Клёст)

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зёрнышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять. (Снегирь)

    Маленький мальчишка в сером армячишке

    По двору шныряет, крохи собирает.

    Чик-чирик!

    К зёрнышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Кто это? (Воробей)

    Непоседа пёстрая,

    Птица длиннохвостая ,

    Птица говорливая ,

    Самая болтливая.

    Вещунья белобока,

    А зовут её. (Cорока)

    Черный жилет,

    Красный берет,

    Хвост как упор,

    Нос как топор. (Дятел)

    Ходит важно,

    Вперевалку.

    И воркует, и клюет. (Голубь.)

    3. Беседа о зимующих птицах .

    Логопед : Какие это птицы ?

    Дети : Зимующие .

    Логопед : Назовите зимующих птиц ?

    Дети : Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.

    Логопед : Что есть общего у всех птиц ?

    Дети : Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

    Логопед : Чем они отличаются?

    Дети : Размером, окраской, оперением.

    Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос ?

    Дети : Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.

    Логопед : Холодно и голодно зимой птицам . Люди заботятся о них. Делают кормушки.

    Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы ?

    Дети : Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.

    Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»

    Дети дуют на бумажных птичек.

    4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)

    Дети называют ласково птиц .

    5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают» .

    6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :

    Дети :

    На дереве много сорок.

    На дереве много дятлов.

    На дереве много синиц.

    На дереве много ворон.

    На дереве много снегирей и т. д.

    7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

    Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»

    Дети : Не стало сороки.

    Не стало вороны и т. д.

    8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)

    детей карточки с разным количеством зимующих птиц ).

    9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)

    Воробей маленький, а ворона большая.

    У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.

    Голубь тяжёлый, а воробей легкий.

    У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

    10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

    11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)

    У сороки белые бока – белобокая сорока.

    У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь

    У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона

    У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.

    12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)

    Логопед : О какой птице можно сказать мой ? и моя?

    Дети : моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …

    13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »

    Логопед :

    Я сегодня видела на улице птичку : «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»

    Дети : Снегирь.

    Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»

    Дети : Воробей и т. д.

    14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

    Вам понравилась наша прогулка в парке?

    Ответы детей .

    15. Продуктивная деятельность

    Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.

    16. Итог занятия .

    Оцениваются работы детей .