Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Требования к написанию мини проекта. Памятка по созданию учебных проектов. Специфика оформления приложений

    Требования к написанию мини проекта. Памятка по созданию учебных проектов. Специфика оформления приложений

    Требования к структуре и содержанию индивидуального проекта

    Индивидуальный проект должен содержать:

    титульный лист,

    введение,

    основную часть,

    заключение,

    библиографию (список нормативных правовых актов и литературы),

    приложения (могут быть).

    Во введении обосновывается:

    Актуальность выбранной темы.

    Формулируется проблема, которую студент должен решить в данной работе.

    Определяются цели и задачи проекта, объект и предмет исследования.

    Методы исследования.

    Даются композиционные особенности и краткое содержание частей проекта.

    Основная часть работы. Основную часть следует делить на главы (разделы, пункты). Рекомендуемое количество глав (разделов, пунктов) – 2-3.

    В основной части следует:

    Определить сущность исследуемой проблемы, изучить опыт её реализации в практике деятельности;

    Дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (книгах, журналах, монографиях, газетных статьях, материалах конференций и т.д.), наметить пути решения проблемы;

    Необходимо увязать проблематику исследования с общетеоретическими положениями, дополняя и развивая их;

    Представить результаты проделанных исследований, предложения и рекомендации, пути решения задач, поставленных в работе.

    В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; делаются выводы по всей проделанной работе. Выводы могут оформляться в виде тезисов, рекомендаций, предложений. Объем заключения в среднем должен составлять 2-3 страницы.

    После заключения приводится список источников в установленном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003 и приложения к индивидуальному проекту.

    Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и т.д. Правила представления приложений:

    Приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы;

    Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте проекта;

    Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение», его обозначения и иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;

    Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь;

    Приложения должны иметь общую с остальной частью проекта сквозную нумерацию страниц;

    На все приложения в основной части индивидуального проекта должны быть ссылки .

    Требования к оформлению проекта

    Проект должен быть выполнен в печатном виде. Работа представляется в сброшюрованном виде. Папка, в которую оформляется работа, должна быть из жесткого материала и предусматривать скрепление листов, предотвращающих их выпадение из работы.

    Титульный лист оформляется согласно приложению 1.

    Оформление текста работы.

    Текст должен воспроизводится на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм) с книжной ориентацией страницы. Бумага должна быть белого цвета нелинованная.

    Шрифт – Times New Roman;

    кегль шрифта основного текста – 14, для таблиц – 12;

    междустрочный интервал – 1 или 1,5, для таблиц – одинарный.

    Выравнивание текста по ширине страницы, отступ слева (абзац) - 1,25.

    Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

    Общий объём проекта - от 12 до 20 страниц.

    При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.

    Страницы текста нумеруют арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре нижнего листа без точки, шрифт кегль 10. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на нем не проставляют. Нумерация страниц сквозная.

    Все структурные элементы работы : введение, основная часть, заключение, список источников, приложения должны начинаться с новой страницы.

    Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами (полужирное начертание) кеглем 14-16 и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются .

    Оформление глав. Каждая глава проекта начинается с новой страницы. Расстояние между главами должно быть равно 3 интервалам.

    Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно 1,5 интервала. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (первая буква заголовка параграфа заглавная) кеглем 14 полужирное начертание и выравниваются по центру листа. Если заголовок или подзаголовок включает несколько предложений, их разделяют точкой.

    Главы проекта должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой прописными буквами, располагается по центру листа (полужирное начертание ).

    Оформление табличного материала. Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Наименование таблицы указывают с прописной буквы без точки в конце. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

    Оформление таблицы приведено на рисунке 1.

    Таблица 1 – Показатели деятельности предприятия

    Заголовки граф Подзаголовок графы

    Рисунок 1 – Оформление таблицы

    Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, она выносится в приложение. Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицу на другую страницу слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы. В этом случае пронумеровывают графы арабскими цифрами и повторяют их нумерацию на следующих страницах.

    Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо размещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью.

    Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах измерения, но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах измерения, то над таблицей следует указать наименование преобладающего показателя, а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначение других единиц измерения. Обозначение единицы измерения, общей для всех данных в строке, следует указывать после ее наименования в строке. Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, то обозначения единицы физической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы.

    Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.

    В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы. Если повторяющийся в разных строках текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а затем – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

    Таблицы желательно размещать так, чтобы ею можно было пользоваться без поворота текста работы. Допускается поворот документа на 90º по часовой стрелке. Таблицы помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

    Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, эскизы, чертежи и т.д.) располагаются в дипломной работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, так, чтобы было удобно рассматривать изображение без поворота работы. Допускается поворот на 90º по часовой стрелке. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. Если иллюстрация в работе единственная, то она обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посредине строки.

    Все иллюстрации необходимо снабжать надписью, которая должна содержать 3 элемента:

    Наименование графического сюжета, обозначаемого словом "Рисунок";

    Порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами, например: "Рисунок 1", "Рисунок 2" и т.д.;

    Тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в краткой форме.

    Аналогично оформляются и другие виды иллюстративного материала, такие как диаграмма, схема, график, фотография и т.д. Иллюстрация выполняется на одной странице. На все иллюстрации должны быть ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 2...".

    Рисунок 2 – Показатели количества документов по годам

    Оформление формул. Формулы выделяются из текста в отдельную строку, располагаются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка. Если формула не умещается водну строку, она переносится после знаков: равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (х), деления (:), других математических знаков. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках, у правого края страницы.

    Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия. В последней строке пояснения указывается источник, например:

    После определения общей годовой трудоемкости работ можно определить численность персонала по следующей формуле:

    (1)

    Оформление перечислений. Внутри пунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

    Пример

    а)______________;

    б)______________:

    1)_________;

    2)_________;

    в)______________.

    Список источников должен охватывать не менее 10 различных материалов по изученной теме.

    Основное требование к составлению списка источников – единообразное оформление и соблюдение ГОСТ 7.1-2003.

    Список использованной литературы указывается в конце работы (перед приложением) и составляется в определенной последовательности.

    1. Конституция РФ

    3. Федеральные законы (обратнохронологический порядок)

    4. Указы Президента РФ (обратнохронологический порядок)

    5. Постановления Правительства (обратнохронологический порядок)

    6. Законы Алтайского края (обратнохронологический порядок)

    7. Постановления Законодательного собрания Алтайского края (обратнохронологический порядок)

    8. Постановления Администрации г.Барнаула (обратнохронологический порядок)

    9. Приказы Министерств и ведомств (обратнохронологический порядок)

    10. Положения, инструкции министерств и ведомств (обратнохронологический порядок)

    11. Инструктивные письма министерств и ведомств (обратнохронологический порядок)

    12. Статистические сборники (обратнохронологический порядок)

    13. Стандарты (в порядке номера)

    14. Литература (книги, статьи из периодических изданий – по алфавиту)

    Источники располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг и статей. Авторы – однофамильцы указываются в алфавитном порядке их инициалов. Работы одного автора - в хронологическом порядке изданий. Нумерация списка должна быть сплошной арабскими цифрами с точкой.

    Образцы оформления различных источников приведены ниже.

    Законодательные и нормативные материалы

    Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст: [принят Гос. Думой 19 июня 1992 г. с изм. и доп. 23 апреля 2012 г.]. – М.: Гросс- Медиа, 2012. – 24 с.

    Стандарты

    ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.

    Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров /Е.Е.Мачульская.- 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012 – 575 с.

    Хайниш, С. В. Управление изменениями и механизмы активного развития предприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.В.Хайниш, Н.Ю. Токарева – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : ЛЕНАНД, 2010. – 232 с.

    Книга с указанием редактора и составителя

    Товароведение потребительских товаров: учебное пособие [Текст]: учебное пособие / под ред А.Д.Покусаевой, Л.А.Пашкевич, А.В.Павлиновой – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012 – 384 с.

    Электронные ресурсы

    Булгаков, Н. А. Основные законы и формулы по физике [Электронный ресурс]: справочник / Н. А. Булгаков, И. А. Осипова. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=56797&p_rubr=2.1.23. - 14.09.2011.

    Статья из журнала или газеты

    Тюрин, Д. В. Методы проведения маркетингового анализа конкурентной среды региона [Текст] /Д.В.Тюрин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. - № 4. – С. 69-83.

    1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

    • этапы и конкретные сроки их реализации;
    • четкие и измеряемые задачи;
    • конкретные и измеряемые результаты;
    • планы и графики выполнения работ;
    • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

    2. Целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его| часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

    3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

    4. Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.

    5. Компетентность авторов и персонала - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

    6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

    Основные разделы текста проекта

    Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.

    Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

    Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

    Название проекта - должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

    Организация-исполнитель - название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).

    Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

    География - территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.

    Сроки выполнения - если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.

    Учреждение/организация-исполнитель - указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

    Постановка проблемы (введение) - актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

    Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)

    И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

    Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

    В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта,

    его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это - последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.

    · он раскрывает необходимость выполнения проекта;

    · в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;

    · проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

    · исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

    · масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

    · проект поддерживается статистическими и аналитическими дан­ными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические ис­точники;

    · проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

    · четко определен способ решения проблемы.

    Цель проекта

    Это осознанное представление результата деятельности по проекту.

    Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

    Основные требовании к формулировке цели таковы:

    · достижимость в рамках этого проекта;

    · безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

    · предусмотрение итогового результата проекта;

    · соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

    Определение цели - важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

    Задачи проекта

    В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполня­ются специфическим смыслом.

    Задача - это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация об­щей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.

    Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: под­готовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы со­вершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound - конкретность, исчисляемость, территори­альность, реальность, определенность во времени).

    • описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, под­дающиеся оценке;
    • цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточ­ными, частными результатами;
    • из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной си­туации;
    • по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
    • цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
    • постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
    • язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

    Управление и кадры

    В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и

    тематику обучения.

    • четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;
    • ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за оп­ределенные виды работы;
    • персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалифи­кацией или получает дополнительное обучение до или в процес­се реализации;
    • механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;
    • описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.

    Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

    Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достататочно подробно прописываете, в каких направлениях, каким обра­зом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

    Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая инфор­мация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятия­ми в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последова­тельности, какие ресурсы будут привлечены.

    Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

    · четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

    · доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;

    · из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;

    · естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод;

    · нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

    Планирование

    Является самой важной частью механизма реализации.

    План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязы­ваются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в гра­фической форме, например:

    План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

    Оценка результативности проекта

    Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта

    Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых peзультатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении»,то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели.

    Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты.

    Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15%населения» или «население стало на 15% милосерднее».

    Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:

    Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).

    Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).

    Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

    Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).

    Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

    Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

    Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.

    Критерии эффективности призваны:

    · выражать действенность всех видов, форм и методов реализации

    · отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

    Можно также пользоваться следующей таблицей критериев.

    Рекомендуемые критерии Да Скорее да Скорее нет Нет
    Проект отвечает концепции, программе, их приоритетам, его осуществление содействует становле­нию открытого общества в России, плюрализму, демократии
    Проект новаторский, во многом уникален, мало кто пытался осуществить что-то подобное
    Осуществление проекта существенно изменит ситуацию к лучшему или принесет пользу значитель­ному числу людей
    Четко показано, кем и как проект будет осуществ­ляться, ясны обязанности и функции каждого уча­стника проекта
    Исполнители проекта достаточно опытны и квалифицированны, чтобы эффективно достичь поставленной цели
    Бюджет проекта реален, сбалансирован, хорошо обоснован, нет завышенных требований ни по од­ной из статей бюджета
    Вознаграждение, выплачиваемое участникам проекта, не чрезмерно и соответствует потраченному времени и квалификации исполнителей работы
    Запрашиваемое оборудование в указанном коли­честве и заявленной спецификации действительно необходимо для осуществления проекта
    Планируемые поездки действительно необходимы для осуществления проекта
    Если бы я мог распоряжаться запрашиваемой суммой для поддержки проектов в данной области, я бы предпочел выделить средства именно в таком количестве на осуществление именно этого проекта
    Авторы проекта сумели найти финансовую поддержку других фондов или организаций
    После прекращения финансовой поддержки проект может развиваться дальше самостоятельно либо ясны будущие альтернативные источники финан­сирования
    Проект не носит политического или коммерческого характера, он не направлен на поддержку одной из политических партий или на извлечение прибыли
    В соответствии с предлагаемыми критериями, а также в связи с собственной экспертной оценкой данный проект должен быть поддержан

    Предполагаемые результаты

    I Результаты проекта - это то, чего предполагалось достичь, воплотить проект в жизнь.

    По объему раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель -это образ предполагаемого результата.

    При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

    Жизнеспособность проекта (перспективы)

    Задача этого раздела - спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.

    При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-03-30

    В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

    Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, требования к учебному проекту – совершенно особые.

    1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

    2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

    Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

    5.Подготовленный продукт должен быть представлен учителя и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

    Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

    То есть проект – это “пять П”:

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

    Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации . (Сергеев И.С.)

    Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

    Практико–ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

    Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

    Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

    Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

    По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

    1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

    2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками . Они могут быть:

    Внутриклассными;
    - внутришкольными;
    - региональными;
    - межрегиональными;
    - международными.

    Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    Классификация проектов по продолжительности:

    Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

    Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

    Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

    Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

    Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

    Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.



    Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта являетсяпрезентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

    Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

    Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
    - Деловая игра.
    - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
    - Диалог исторических или литературных персонажей.
    - Защита на Ученом Совете.
    - Игра с залом.
    - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
    - Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
    - Научная конференция.
    - Отчет исследовательской экспедиции.
    - Пресс-конференция.
    - Путешествие.
    - Реклама.
    - Ролевая игра.
    - Соревнования.
    - Спектакль.
    - Спортивная игра.
    - Телепередача.
    - Экскурсия.

    В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

    Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков . К ним относятся умения:

    Кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
    - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
    - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
    - демонстрировать найденное решение;
    - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
    - проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

    Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой

    Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

    Итак, это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия, учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

    Вместе с тем хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы педагогов, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

    Этой статьей я начинаю цикл материалов, посвященных тому, что надо сделать руководителю проекта до старта проекта, чтобы снизить неопределенность. На мой взгляд, самое важное - определить продукты (результаты) проекта и проработать требования к каждому из них. Чем более четко сформулированы требования, тем легче спрогнозировать сроки, бюджет и объемы проекта. Давайте обсудим процесс сбора и анализа требований к продуктам (результатам) проекта.

    Для компании, которая платит за проект, создается некая ценность - в виде материальных или нематериальных результатов проекта.

    В ходе своих рассуждений я воспользуюсь определением термина «результат проекта», которое дает Свод знаний по управлению проектами PMBOK V:

    Поставляемый результат (Deliverable) - любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказывать услугу, которые необходимо произвести для завершения процесса, фазы или проекта.

    В статье речь пойдет о сборе требований и их анализе к поставляемым результатам проекта, но я позволю себе заменить термин «поставляемый результат» на термин «результат проекта», сохранив при этом определение термина.

    Итак, до старта проекта руководителю и заказчику нужно договориться о том, каких результатов заказчик ожидает от проекта. Иногда это не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробуйте определить цель для проекта проведения корпоративного праздника, а затем сформулируйте результаты, которые помогут реализовать эту цель. Как вы с этим справились? Думаю, было нелегко.

    Давайте рассмотрим ситуацию на примере проекта «Внедрение CRM-системы в компании» . Заказчик сформулировал следующие цели:

    1. стандартизировать действия сотрудников при работе с клиентами компании;
    2. сократить трудозатраты на выполнение отдельных операций;
    3. повысить достоверность данных о клиентах.

    И отсюда результаты проекта:

    1. Регламент, описывающий работу сотрудников с клиентами
    2. Программный продукт, автоматизирующий правила работы с клиентами, описанные в Регламенте
    3. Обученные работе в программном продукте сотрудники компании
    4. Работающий сервис поддержки пользователей программного продукта

    Для того чтобы удовлетворить ожидания заказчика, руководителю проекта необходимо уточнить требования к каждому результату проекта.

    Что такое требование?

    Существуют десятки определений этого термина.

    Например, в ISO 9000 написано следующее: Требование - это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

    В IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) приведена такая трактовка: Требование - это условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей.

    За основу возьмем определение из ISO 9000, при этом будем считать, что ожидание считается установленным, если оно записано в документе, который согласовал заказчик.

    Классификация требований

    Для некоторых продуктов уже разработаны классификаторы требований, которые позволяют снизить вероятность того, что некоторые важные требования к продукту могут быть упущены.

    Например, существуют классификаторы требований к программному обеспечению. Один из них представлен на рисунке 1:

    Карл И. Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению»

    С точки зрения сбора требований к программному продукту такая классификация позволяет аналитику помнить о том, что кроме требований к функциям программного продукта необходимо уточнить требования к внешним интерфейсам, ограничения системы. Кроме того, данная классификация помогает понять, с чего начать сбор требований и как их уточнять (стрелки на диаграмме показывают последовательность сбора требований, но при этом аналитик может возвращаться к предыдущим этапам). В книге К. Вигерса даны определения каждой категории требований и примеры по ним, поэтому я не буду приводить их в статье.

    Итак, при сборе требований к программному продукту аналитику требований уже есть чем руководствоваться - есть классификаторы требований и описания классов требований.

    Рассмотрим, какие могут быть требования к регламенту, описывающему правила работы с клиентами компании. Как мне кажется, они могут быть такими:

    1. Регламент процесса должен содержать описание процесса в нотации …..(здесь нужно уточнить название нотации)
    2. Регламент должен содержать матрицу ответственности с перечислением функций каждого участника процесса (к матрице ответственности тоже можно предъявить требования)
    3. Документ не должен превышать определенное количество слов (это является ограничением)
    4. Документ должен быть написан определенным шрифтом (можно указать его название и кегль)
    5. В документе обязательно должны быть следующие разделы (к каждому можно предъявить требования по содержанию)
    6. Документ должен содержать раздел, описывающий внесенные изменения в документ и т.д.

    Конечно, при наличии классификатора требований к документам типа «Регламент» аналитику было бы проще учесть все классы требований, но такого классификатора я пока не встречал.

    Какие требования можно предъявить к такому результату, как обученные сотрудники?

    1. Сотрудники должны пройти обучение по работе с программным продуктом
    2. Для обучения сотрудников должна быть разработана программа обучения (могут быть требования к содержанию программы)
    3. Обучение должно проходить на реальных примерах компании. Примеры для обучения должны быть утверждены заказчиком проекта
    4. По итогам обучения проходит тестирование знаний сотрудников. Средний балл по итогам тестирования на знание программного продукта составляет не менее ___ баллов (по 10-бальной шкале)
    5. Требования к методике тестирования знаний сотрудников следующие…. и т. п.

    Требования к работающему сервису поддержки программного продукта можно сформулировать так:

    1. Стоимость сервиса поддержки в месяц
    2. Время предоставления сервиса (например, с 8.00 до 20.00 по GMT+2)
    3. Время реагирования на обращение в службу (к примеру, 30 минут с момента регистрации обращения в службе поддержки)
    4. Время на решение проблемы, описанной в обращении пользователя (здесь нужно вводить классификацию обращений и по каждому из них определять норматив на закрытие обращения или на перевод его в другой статус)
    5. Время на восстановление сервиса в случае сбоя
    6. Возможность для пользователей отследить статус своего обращения
    7. Возможность получить отчет по обращениям за определенный период и т. д.

    Сформулировав требования к результатам проекта, руководитель проекта может начинать планировать состав работ и прогнозировать объемы работ, сроки и бюджет проекта.

    Мы должны понимать, что любое пропущенное требование к результату проекта приведет к дополнительным объемам работ, а это повлияет на сроки и бюджет проекта. Поэтому для руководителя проекта очень важно попытаться собрать максимально полные требования перед стартом проекта.

    Какие есть подходы к сбору требований к результатам проекта?

    Самые распространенные подходы к сбору требований представлены на рисунке ниже:

    Методы расположены на шкале сложности (отмечу, что расположение подходов на этой шкале - это мое субъективное мнение).

    Наблюдение используется для получения информации о том, как определенная заинтересованная сторона проекта исполняет свои обязанности или задачи. На мой взгляд, метод хорош для уточнения требований к уже имеющемуся продукту, когда люди, пользующиеся продуктом, не могут или не хотят изложить свои требования.

    Анкеты - письменные наборы вопросов, разработанные с целью быстрого сбора информации у большого числа респондентов. Анкеты лучше всего подходят для ситуаций, когда ограничено время на сбор информации, когда респонденты территориально распределены или когда бюджет на сбор информации по требованиям сильно ограничен.

    Анализ документов используется для выявления требований путем анализа существующей документации и идентификации информации, которая имеет отношение к требованиям. Существует множество документов, которые можно проанализировать для выявления требований.

    Интервью - подход, используемый для получения информации у заинтересованных сторон путем диалога с ними. В ходе интервью задают подготовленные и непосредственно возникающие вопросы и записывают ответы. В ходе интервью тот, кто проводит интервью, получает возможность считывать дополнительную информацию по мимике и жестам собеседника и задавать уточняющие вопросы, что невозможно при проведении анкетирования.

    Фокус-группы позволяют выбрать несколько представителей от каждой из заинтересованных сторон проекта и провести совместное обсуждение, чтобы узнать их ожидания к обсуждаемому продукту или результату проекта.

    Мозговой штурм - подход, применяемый для генерации и сбора разнообразных идей, связанных с требованиями к результатам проекта. Часто его используют вместе с другими подходами, которые предполагают приоритезацию собранных требований (например, метод номинальных групп, построение ассоциативных карт, диаграммы сходства и т. д.).

    Инновационные игры - с помощью бизнес-игры модератор вовлекает заинтересованные стороны проекта в сбор требований к продукту и в ранжирование этих требований. Этот подход я уже описывал ранее в своей заметке:

    Прототипирование - способ сбора требований путем предоставления модели ожидаемого продукта. Модель будущего продукта может быть физической, графической или компьютерной, но она должна по максимуму продемонстрировать пользователям, каким будет будущий продукт. Через демонстрацию прототипа можно быстро получить обратную связь о том, насколько продукт удовлетворяет ожиданиям, и уточнить требования. Прототипы поддерживают концепцию последовательного уточнения требований в серии итераций, проведения экспериментов пользователем, формирования отзывов и пересмотра прототипа.

    Моделирование процессов - метод используется для сбора требований к выполнению процесса (или некоторой деятельности). Используются графические модели, которые позволяют согласовать структуру действий в процессе, ответственных за выполнение отдельных действий, преобразования объектов деятельности. Для моделирования процессов при сборе информации часто используются интервью, анкеты, фокус-группы.

    QFD (quality function deployment) — подход, который помогает определить критически важные характеристики для разработки нового продукта, отталкиваясь от требований будущих пользователей. В подходе используются матрицы, например, которые показывают связи между требованиями и техническими характеристиками продукта. Отмечу, что этот подход используется не только для сбора, но и для анализа требований.

    После того как требования к результатам проекта собраны, их нужно проанализировать на предмет полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований. Для решения этих задач аналитик требований может использовать такие инструменты, как реверсивный анализ требований, анализ систем-аналогов, ТРИЗ, Root Conflict Analysis Plus (RCA+), Value-Conflict Mapping +.

    Как видно из списка подходов, аналитик требований должен знать и уметь достаточно многое для решения вопросов, связанных со сбором и анализом требований.

    И в заключение я хочу привести простую мысль: если, будучи руководителем проекта, вы должны подписаться под проект с определенными сроками и бюджетом, но при этом ваша команда не понимает требований к результатам проекта или убеждена, что имеющиеся на входе проекта требования слишком абстрактны, ваш проект содержит слишком большую неопределенность. Как резко сократить неопределенность в таком проекте? Один из вариантов - вынести сбор и анализ требований к результатам проекта в отдельный проект, и только по его итогам определять сроки и бюджет проекта реализации. Да, не для всех проектов этот вариант подойдет, но его не стоит отбрасывать без дополнительного анализа.

    Итак, подведем итоги размышлений:

    1. Успех проекта закладывается на его старте путем уточнения целей проекта, результатов проекта, требований к результатам.
    2. Сбор требований к результатам проекта позволяет команде проекта понять, чего ожидают от результатов проекта заинтересованные стороны. На основании собранных и проанализированных требований команда может разрабатывать технические решения по реализации требований, определять список работ по проекту, прогнозировать трудозатраты работ проекта. Чем полнее требования к результатам проекта, тем точнее может сделать прогноз по трудоемкости проекта, срокам и бюджету руководитель проекта.
    3. Собранные требования к результатам проекта нужно проанализировать на предмет их полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований.
    4. В проекте, в котором требуются сбор или уточнение собранных требований, нужно планировать использование аналитика требований, который должен владеть различными подходами к сбору и анализу требований.

    Лично я в небольших проектах совмещаю роли руководителя проекта и аналитика требований. Но если проект сложный и бюджет проекта позволяет, я стараюсь привлекать к нему профессиональных аналитиков, чтобы снизить риски, связанные с неполными требованиями к результатам проекта.

    Удачи вам при сборе и анализе требований в проектах!

    Требования к проектной работе. Формы защиты

    1. Общие требования.

    Как нет единого взгляда на проектную деятельность, так нет и единых требований к проектам. В большинстве случаев эти требования вырабатывают сами участники проектной деятельности. Таким образом, существует огромное количество таких требований, но в большинстве случаев дублируют друг друга.

    Как отмечает Чечель З.И. , на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, ко­торые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два ре­зультата. Первый (скрытый) - это эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирова­ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собст­венной деятельности.

    Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оце­нивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. На основе этого можно дать оценку по продукту деятельности

    Оценка проекта по продукту деятельности

    Внутренняя Внешняя

    формативное оценивание – суммативное оценивание - итоговое оценивание по ходу работы оценивание во время презентации работы

    Для оценивания проектов Чечель И.З. советует исполь­зовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педаго­гом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице (см. приложение 2).

    Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

    85 - 100 баллов - «5»;

    70 - 85 баллов - «4»;

    50 - 70 баллов - «3»;

    менее 50 баллов - «2».

    Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повто­рить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопус­тимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необхо­димо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

    Экспертную оценку проектной работе обычно дает жюри тех конкурсов, фестивалей, конференций, на которые выносится проект.

    Рассмотрев огромное количество критериев оценивания проектов, мы выяснили основные предъявляемые требования. Перечислим их.

    1.Культура и содержательность выполнения работы:

    · актуальность и обоснованность проблемы

    Обосновать актуальность исследования для учащегося (школы, общества). Показать перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретического плана, то указано, насколько важны полученные выводы для теоретической науки, при разработке каких проблем могут быть использованы данные выводы и т.д.).

    · информативность

    Информация по заявленной проблеме должна быть изложена полно и чётко. Отсутствовать фактические ошибки. Отсутствовать избыток информации.

    · глубина

    Должен быть проведён глубокий и детальный анализ проблемы, учащийся опирается в исследовании на авторитетные, достоверные источники информации, работает с научной литературой, Интернет - ресурсами. В работе наряду с работами «классиков» науки использованы материалы (ссылки на материалы) современных статей, работ, исследований по проблеме. Работа сопровождается примерами, иллюстрирующими глубокое понимание учащимся сути поставленной проблемы, логики исследования.

    · понимание логики исследования

    В работе чётко обозначаются цель, проблема и ход исследования учащегося, отражаются этапы исследования, применённые им методы, средства. В полной мере отражаются гипотеза исследования (если исследование предполагает наличие гипотезы), формулируются задачи исследования (в случае, если это необходимо). В заключение работы приводятся лаконичные, ёмкие выводы учащегося, выдяется его личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение (если таковое предполагает исследование). Приводится список использованной литературы и Интеренет-ресурсов, информация об авторах проекта.

    · практическая значимость результатов

    · качественность и техника исполнения

    2.Индивидуальность работы:

    · наличие самостоятельности и творчества

    · соизмеримость личных усилий и возможностей

    · результативность и степень вовлеченности в работу

    Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

    3. Перспективность работы:

    · возможность использования результатов

    · возможность продолжения работы

    4. Коммуникативная культура:

    Материалы исследования чётко структурируются, эффекты, применённые в презентации не отвлекают от её содержания, способствуют акцентированию внимания на наиболее важных моментах. Фон слайда выполняется в приятных для глаз зрителя тонах. Стиль оформления презентации (графического, звукового, анимационного) соответствует содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации. Все гиперссылки работают, анимационные объекты работают должным образом.

    · готовность к дискуссии

    · умение отвечать на вопросы

    1.2. Оформление текстового варианта проектной работы.

    Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям.

    Структура проектной работы:

    1. Информационный раздел.

    2. Описание работы.

    3. Рефлексия деятельности.

    Информационный раздел включает:

    ü Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).

    ü Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

    ü Область научных знаний, рассмотренных проекте.

    ü Данные о руководителе.

    ü Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).

    ü Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).

    Описание работы.

    1. Введение:

    ü Цель проекта.

    ü Задачи, поставленные дл реализации проекта.

    ü Актуальность выбранной темы.

    Обоснование актуальности темы с позиции ее недостаточной разработанности, объективной сложности изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее, доказательство того, что тема может представлять научный интерес и практическое значение.

    2. Описание проектной работы и ее результатов:

    ü Теоретическая часть

    ü Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

    ü Возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы.

    ü Список использованной литературы, электронные адреса.

    Литература располагается в алфавитной последовательности все официальные источники информации, использованные при написании реферата (Ф.И.О. автора, название, место издания, название издательства, год издания и желательно используемые страницы). Список должно содержать не менее четырех наименований литературы.

    3. Назначение и применение проекта.

    Рефлексия:

    ü Оценивание степени достижения поставленных целей.

    ü Оценивание качества результатов.

    ü Приобретенные умения, знания, навыки.

    Вопросы рефлексии.

    1. Над чем мы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта).

    2. Как мы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи).

    3. Для чего мы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом).

    4. Какие знания и умения нам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде).

    5. Какой опыт мы приобрели? (Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку).

    6. Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической оценке процесса проекта и к конструктивным выводам).

    1.3. Требования к внешнему продукту.

    Наиболее часто применяются такие внешние продукты, как:

    1. Мультимедийная презентация.

    2. Буклет.

    3. Коллаж.

    Рассмотрим предъявляемые к ним требования.

    Мультимедийная презентация.

    Важно, что бы ваша презентация продемонстрировала способность к анализу, синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.);

    Укажите тему своего исследования, проблемный вопрос, цели работы, ход работы, выводы, информационные ресурсы;

    Используйте короткие предложения;

    Заголовки формулируйте кратко, понятно;

    Не заполняйте один слайд большим объемом информации;

    Ключевые мысли отображайте на каждом отдельном слайде.

    2. Расположение информации и шрифт

    Располагайте важную информацию в центре слайда;

    Надписи над картинками делайте под ними;

    Для заголовков используйте шрифт не менее 24, для информации не менее 18;

    Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации;

    Выделяйте информацию курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием;

    Используйте рисунки, схемы, диаграммы для иллюстрации важных фактов.

    3. Виды слайдов.

    Используйте разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами.

    4. Оформление слайдов.

    Соблюдайте единый стиль оформления;

    На одном слайде не используйте более трех цветов;

    Для текста используйте контрастные цвета;

    Используйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими, они не должны отвлекать внимание;

    Требования к составлению буклета.

    Не забудь про название.

    Продумай, для какой цели ты выпускаешь буклет.

    Не забудь, что твоя публикация должна отражать тему исследования, основополагающий вопрос.

    Используй короткие заголовки, цитаты.

    Привлеки внимание полезной информацией.

    Используй рисунки, но все должно быть в меру.

    Не забудь про эстетичность оформления.

    Требования к составлению коллажа.

    Коллаж может быть выполнен на бумаге любого формата.

    Необходимо четко обозначить тему своей работы

    Коллаж должен отражать тему исследования, основополагающий вопрос.

    Материал может быть письменный, графический, с наклеенными иллюстрациями, выполненными рисунками. Главный критерий – он должен раскрывать тему.

    Работа должна быть выполнена аккуратно.

    2. Формы защиты проекта.

    Ученическая презентация проекта – это итог работы. Основное требование - презентация должна соответствовать цели проекта. Рассмотрим возможные формы защиты проектов – виды презентаций:

    — Деловая игра;

    — Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий;

    — Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей;

    — Игра с залом;

    — Ролевая игра;

    — Спектакль;

    — Соревнование;

    — Демонстрация видеофильма;

    — Научная конференция, доклад

    — Пресс-конференция

    — Отчет исследовательской экспедиции;

    — Телепередача;

    — Мультимедийная презентация.

    Разным типам проектов будут соответствовать разные формы защиты. Например, для исследовательского проекта подойдут:

    · Демонстрация видеофильма;

    · Защита на ученом совете;

    · Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

    · Научная конференция и пр.

    А для информационного проекта могут подойти:

    · Деловая игра;

    · Демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);

    · Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

    · Научная конференция;

    · Телепередача и пр.

    Творческий проект будет иметь свои формы защиты:

    · Деловая игра;

    · Спектакль;

    · Инсценировка реального или вымышленного события;

    · Театрализация;

    · Соревнования;

    · Экскурсия и др.

    2.1 Мультимедийная презентация.

    Но наиболее распространенной и универсальной является мультимедийная презентация. Мультимедийная презентация (в смысле документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Компьютерные презентации обладают привлекательностью.

    Одна из главных – это интерактивность, которая может быть:

    · Временная интерактивность предоставляет возможность самостоятельно определять начало, продолжительность процесса просмотра, а также скорость продвижения по материалу.

    · Интерактивность по очередности обеспечивает свободное определение очередности использования фрагментов информации.

    Подготовка к работе над презентацией:

    Приступая к созданию презентации, необходимо составить себе (мысленно, на бумаге, на компьютере) следующий конспект:

    Аудитория:

    · кто является целевой аудиторией, на которую рассчитана Ваша презентация, аудитория слушателей, перед которыми Вы будете выступать

    · какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать

    Ваша мотивация

    · зачем нужна презентация Вам, почему Вы хотите её сделать?

    Объект презентации

    · что собой представляет объект презентации (то есть - о чем Ваша презентация);

    · какова конечная цель презентации, т.е. что предполагается определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее; цели, которых Вы хотите достичь в результате данной презентации; задачи, которые Вам надо решить в ходе Вашего выступления

    · к каким особенностям объекта презентации необходимо привлечь внимание целевой аудитории

    Способ использования

    · каков способ использования презентации – на большом экране в аудитории, на компьютерах слушателей в группе.

    Ответы на эти вопросы должны стать критерием, определяющим содержание презентации.

    Виды презентаций:

     Официальная презентация

    Это – различного рода отчеты, доклады и т.д. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты строго дозированы, т.е развлекательный элемент сведен к минимуму. Обязательно подведение итогов в конце доклада, а если есть возможность, то имеет смысл давать краткие выводы по ходу дела. Официальная презентация может быть текстовой (в основном тексты), а также иллюстрационной (в основном картинки). Но также могут быть презентации универсальные, т.е. презентации, в которой есть и текст и множество иллюстраций, которые являются объектом изучения, поскольку без них попросту бессмысленно говорить о графике; есть и анимация.

     Официально-эмоциональная презентация

    Эта презентация должна достигать двух целей. С одной стороны, Вы хотите передать слушателям некоторую официальную информацию. С другой стороны - произвести впечатление, воодушевить Вашу аудиторию.

     «Плакаты»

    В этом случае презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. Высоко желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять.

     «Двойное действие»

    На слайдах помимо визуальных материалов приводится текстовая информация. Она может либо «пояснять» содержимое слайда, либо «расширять» его. Итог – при правильном распределении внимания, Вы задействуете три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что Вы говорите, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Вы можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот.

     Интерактивный семинар

    Такая презентация проводится в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, и особенно - разветвления презентации: в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на Ваши вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

     Электронный документ для самостоятельной проработки

    Если презентация предназначена для самостоятельной проработки, то её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы. Можно использовать «флажки», говорящие, что можно двигаться дальше. Материал должен быть изложен исчерпывающе подробно, потому что у зрителя нет возможности переспросить докладчика. Дополнительный материал может вызваться гиперссылками. Можно использовать специальные Заметки к слайду, но тогда надо оговорить, что они есть. Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на не правильную ветвь. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом, при этом она Вами создается именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. В некотором смысле такая презентация стоит на другом полюсе, чем официальная презентация, как по требованиям к составу и нацеленности текста, так и по требованиям к включению анимационных эффектов, и по требованиям к строгости и единообразию оформления.

     Информационный ролик

    Требования совершенно иные, чем раньше. Ролик должен крутиться самостоятельно и независимо от Вас, причем автоматически возвращаться на начало. Весь показ проходит в автоматическом режиме. Ваша задача – привлекать внимание посетителей Выставки, которые проходят мимо Вашего стенда. Следовательно, в Вашей презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера. Должны быть наглядные материалы, рассчитанные на быстрое восприятие. Может быть много анимационных эффектов (но – не чрезмерно много!) На одном слайде может быть несколько фотографий, накладывающихся друг на друга. Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок. Должны быть броские или хотя бы понятные заголовки, должны быть картинки, иллюстрирующие эти заголовки. Задача Вашего ролика – заинтересовать посетителя. Соответственно возникают требования к композиции Вашей презентации, к её монтажу. Первое – интригующее (или хотя бы интересное) начало. А затем – нарастание темпа событий, а в конце – уже полный калейдоскоп событий.

    Требования к композиции презентации, к её монтажу:

    1. Интригующее начало

    2. Нарастание темпов событий

    3. Полный калейдоскоп событий

    При создании презентаций вырабатываются требования к информации, тексту, оформлению работы.

    Требования к информации:

    1. Достоверность – информация должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

    2. Полнота – источник информации должен отражать все существенные стороны исследуемого вопроса.

    4. Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

    5. Современность источника – информация не должна быть устаревшей.

    6. Избыточность – собирать информацию следует с некоторым «избытком», чтобы иметь в дальнейшем свободу действий и быть готовыми ответить на возможные вопросы при представлении работы.

    7. Разумная достаточность - ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса.

    Требования к тексту:

    1. Научность - все положения, определения и выводы должны быть
    построены на строго научной основе.

    2. Логичность - текстовый материал должен строиться так, что бы
    легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями.

    3. Доступность - текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено.

    4. Однозначность - единое толкование текста различными учащимися.

    5. Лаконичность - текстовое изложение должно быть максимально
    кратким и не содержать ничего лишнего.

    6. Завершенность - содержание каждой части текстовой информации
    логически завершено.

    Требования к оформлению презентации в целом:

    1. Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около 12 файлов).

    2. Слайды презентации должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

    3. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый).

    4. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).

    5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

    2.2. Публичное выступление.

    Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне? Вот только некоторые из них.

    Залог хорошей презентации:

    · энтузиазм,

    · организованность,

    · настрой на аудиторию,

    · гибкость,

    · правильный язык телодвижений,

    · хороший словарный запас,

    · настрой на достижение цели.

    ИСКУССТВО РЕЧИ – это уметь правильно, красиво и убедительно говорить, удерживать внимание собеседника или аудитории, устанавливать контакты, общаться в деловой или неформальной обстановке.

    Речевые проблемы заключаются в следующем:

    · Некачественная речь

    Часто некачественная речь является главной причиной трудностей в общении с собеседником, а тем более - с аудиторией. Плохая дикция, неуверенный тон, слабая артикуляция, слишком тихий голос или излишний напор раздражают слушателей. Многие из нас никогда не учились пользоваться речевым аппаратом правильно, а это не простое дело. Выработанная в течение многих лет привычка к неряшливой речи, к небрежности в речи, скованность, неуверенность в себе - все это оборачивается речевыми. погрешностями.

    · Потеря мысли

    Хотел сказать что-то важное, но пока развивал предыдущую мысль, это важное вылетело из головы. В результате – провал в общении.

    · Неточность формулировок

    К сложностям в общении приводит неточность формулировок. Даже простое понятие вызывает разные ассоциации у разных слушателей. Например: лектор говорит: "ДОМ". Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Можно сделать вывод, что каждый слушатель представляет себе совершенно определенный, но не похожий на представление соседа дом. Поэтому представляемый образ будет точно передан собеседнику лишь в том случае, если употребить достаточное количество ключевых слов и ярких образов, кивает головой, благодарит и уходит поясняющих и уточняющих представление о понятии. Например: деревянный, одноэтажный с прихожей, кухней и тремя комнатами.

    · Неясность изложения

    Неясность изложения вызывает напряжение в слушателе, неприятие выступающего, который не учел уровень восприятия собеседника, его ассоциативный ряд, его предыдущий опыт, его воспитание и образование, его профессиональные знания.

    Выступающий говорит на своем языке, со специфическими терминами, значения которых слушатель не знает и потому понять смысл выступления не может.

    Выступающий красиво излагает, но собеседник его изначально не слышит, стесняется сказать, что ничего не понял,. Навсегда. Человек потерян, речь не принята, не понята.

    Помните! ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА и приемы АРТИСТИЗМА сделают вашу речь яркой, образной и естественной. Вас смогут слушать не две минуты, а долго и заинтересованно.

    Выделяют пять «смертных грехов» вступления:

    · извинения;

    · длинные и медленные предложения;

    · очевидные наблюдения;

    · банальные вопросы;

    · истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.

    · Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5-7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.

    · Логичное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

    · Следует употреблять только понятные тебе термины.

    · Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

    · Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.

    · Постарайтесь предупредить возможные вопросы.

    2. Техника подготовки.

    · Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

    · Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

    · Заранее продумайте детали своего рабочего места.

    · Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

    · Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

    · Начните свое выступление с приветствия.

    · Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

    · Не забывайте об уважении к слушателям в течении своего выступления (говорите внятно).

    · Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

    · Старайтесь ответить на все вопросы.

    4. Вопросы оппонентов.

    · Помните о возможности попросить о повторении вопроса.

    · Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

    · На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

    · Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

    · Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

    · После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

    · Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

    · Свое выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.

    · Оппоненты свое выступление предваряют вопросами докладчику

    Ø на понимание: «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада).

    · С помощью вопросов выясняются

    Ø основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов,

    Ø как эти факторы учитывались или устранялись;

    Ø обоснованность применения тех или иных методов и др.

    · Задача оппонента: дать квалифицированную оценку проекта, т.е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.

    · Оппонент выделяет сильные стороны проекта.

    · Запрещаются слова «нельзя», «вы не правы», «слабая работа» и т.п.

    · Критические замечания высказываются на положительном фоне, например, так: «Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако...».

    · Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках.

    · Делаются предложения по улучшению работы.