Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Тренинг на снятие эмоциональной напряженности (для педагогов). Тренинг: «Снятие эмоционального напряжения

    Тренинг на снятие эмоциональной напряженности (для педагогов). Тренинг: «Снятие эмоционального напряжения

    Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

    Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

    1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

    «Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

    2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

    «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

    3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

    Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

    4. Моделирование множества приемлемых результатов.

    Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

    5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

    Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

    7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

    Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

    8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

    Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

    Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

    Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

    9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

    Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

    Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

    1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

    Цель : абстрагирование от реальных – социальных ролей.

    Материалы : бейджики, ручки.

    Ход упражнения.

    Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

    Просмотров: 71798
    Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ

    психологические упражнения для тренингов

    тренинг

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе

    Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

    Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

    1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

    «Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

    2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

    «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

    3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

    Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

    4. Моделирование множества приемлемых результатов.

    Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

    5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

    Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

    7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

    Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

    8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

    Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

    Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

    Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

    9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

    Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

    Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

    1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

    Цель : абстрагирование от реальных – социальных ролей.

    Материалы : бейджики, ручки.

    Ход упражнения.

    Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
    2. Ваши впечатления по проведенному упражнению?
    3. Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?

    2. Упражнение «Невербальное общение» (5-10мин.)

    Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

    Материалы : нет

    Инструкции : Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).

    Ход упражнения : «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

    После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

    Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Возникали ли трудности при выполнении задания?
    2. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

    3. Основная часть (35-50мин.)

    Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

    Цель : научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

    Материалы : пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

    Инструкции:

    1. Вылепите своё эмоциональное состояние.
    2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
    3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
    4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
    5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
    6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

    Ход упражнения : Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Легко ли было выполнять упражнение?
    2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
    3. Возникали ли разногласия в ходе работы?

    4. Релаксация (5-10 мин.)

    Цель : продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

    Ход упражнения : участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

    Опорный текст для выполнения упражнения:

    • Мои глаза закрываются.
    • Я успокаиваюсь.
    • Я расслабляюсь.
    • Я чувствую себя спокойно и легко.
    • Мое тело расслабляется.
    • С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется
    • Я спокоен.
    • Я расслаблен.
    • Мне спокойно, легко и приятно.
    • С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней
    • Я отдыхаю, мне хорошо.
    • Мое лицо расслабляется.
    • Мой лоб расслабляется.
    • Лоб полностью расслаблен.
    • Мой нос расслабляется.
    • Нос полностью расслаблен.
    • Мои щеки расслабляются.
    • Щеки полностью расслаблены.
    • Мое лицо полностью расслабленно.
    • Моя голова полностью расслабленна.
    • Расслабляется правая рука.
    • Расслабляется правая кисть.
    • Расслабляется правое предплечье.
    • Расслабляется правое плечо.
    • Правая рука полностью расслабленна.
    • Расслабляется левая рука.
    • Расслабляется левая кисть.
    • Расслабляется левое предплечье.
    • Расслабляется левое плечо.
    • Левая рука полностью расслабленна.
    • Обе руки полностью расслаблены.
    • Приятное тепло наполняет мои руки.
    • Мои руки налиты приятной тяжестью.
    • Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.
    • Расслабляется правая стопа.
    • Расслабляется правая голень, колено.
    • Расслабляется правое бедро.
    • Правая нога полностью расслаблена
    • Расслабляется левая стопа.
    • Расслабляется левая голень, колено.
    • Расслабляется левое бедро.
    • Левая нога полностью расслабленна.
    • Приятное тепло наполняет мои ноги.
    • Мои ноги налиты приятной тяжестью.
    • Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.
    • Расслабляются мышцы спины.
    • Расслабляются мышцы живота.
    • Мое тело полностью расслабленно.
    • Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

    • 09.10.2015
      эЛЯ
      СПАСИБО,ИНФОРМАЦИЯ ОЧЕНЬ ПОМОГЛА!!!
      28.10.2016
      Лада
      С пластилином интересно работать - хороший эффект.

    Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения

    Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.

    Задачи:

    Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

    Познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;

    Научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

    Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.

    Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

    Продолжительность – 1 час.

    1. Подготовка. Разминка. Скажи – ка, дядя.

    Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

    Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

    Примерные вопросы:

    1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву "К" и содержать в ФИО букву «к» ?

    2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?

    3. Сколько стульев есть в этой комнате?

    4. Выясните у Натальи, в каком городе она родилась.

    5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете мед. сестры?

    6. Узнайте, какое любимое блюдо у Дмитрия Билана? (можно назвать имя любого другого певца, артиста, телепередача о котором была возможно на этой недели).

    7. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?

    8. Какой любимый анекдот у (любое имя участника)?

    Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, получив задание? Изменились ли Ваши эмоции и чувства к концу задания? Да? Нет? Почему?

    2. Введение в тему. Игра К. Фопеля «Радуга».

    В ходе игры участникам предлагается воспользоваться цветами радуги для того, чтобы их дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Для этого им необходимо встать и начать двигаться по комнате. В начале движения участники должны представить себе, что вся комната наполнена красным воздухом.

    Тренер ведет упражнение по следующей инструкции:

    Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд)

    Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

    Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)

    Цвет окружающего нас воздухаизменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд)

    Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд)

    Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!

    Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд)

    И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады.,. (15 секунд)

    А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.

    Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

    Вопрос: в каком цвете было приятно? Какой цвет вызывал неприятные эмоции и почему?

    3.Упражнение «Танцы-противоположности».

    Участникам предлагается разбиться на пары. В танце вы должны изобразить различные чувства. Чувства, которые вы изображаете обязательно должны быть противоположными. Например, один из вас изображает веселье, а другой соответственно - грусть. Скажите своим танцем, что нам грустно-прегрустно или, наоборот, весело - превесело.. Когда я хлопну в ладоши, поменяйтесь ролями (1-2 мин). Затем поменяйтесь парами.

    4.Упражнение «Картина па спине».

    Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, кто - Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно, чтобы игроки были в тонкой одежде. Если А отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже фразы. На выполнение задания отводится 5 минут. В следующем раунде игроки меняются ролями. Рефлексия:

    Насколько каждый был доволен «художником»?

    Удалось ли настроиться на совместную работу?

    Какая роль была более выполнима и доставила больше удовольствия?

    5.Упражнение «Улыбка».

    Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».

    Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.

    Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам.

    Тренировка улыбки.

    Суть тренировки заключается в том, что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке. В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

    6.Упражнение «Веревка».

    Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной “очистки” мозгов.

    7. Упражнение «Сочини сказку».

    Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что в сказке в метафорической форме отражена проблема, которая была решена с помощью любви.

    Участники должны, во-первых, выбрать различные проблемы; во-вторых, представить, что это за человек и в каких жизненных ситуациях актуализировались в указанной проблеме; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы способ преодоления жизненных трудностей с помощью эмоции любви.

    В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образа «героя» лучше выслушивать после знакомства с созданной ими сказкой.

    Зачин:

    1. К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Ее страницы были пусты. Но стоило описать в ней какое-нибудь придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли бы появиться на свет, если о них написать в Книге. Но Книга имела еще одну особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить - ни одной буквы...

    2. В Волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним: даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а запахи других цветов ему совсем не нравились...

    3. Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал.

    4. Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием - Большие Враки. Никак не ожидал он, что...

    5. Жил-был на свете Барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки - грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и во время игр, в сонный час и во время разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши...

    6. В горах жил маленький Источник. Его мама - Подводная Река - хотела, чтобы Источник сумел влиться в воды прекрасного горного озера. Каждый день она собиралась помочь ему найти путь к этому горному озеру, но Источник начинал так волноваться, что вода в нем закипала, а при такой высокой температуре нельзя было течь и впадать в озеро...

    7. Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила...

    8.Упражнение «Рисунок будущего».

    В распоряжение участников тренинга предоставляются карандаши, краски и. бумага. Им предлагается устроиться удобно там, где они будут чувствовать себя максимально свободно. Не ставя никаких ограничений, участники должны нарисовать свою будущую жизнь и профессиональную деятельность так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. Необходимо указать дороги, ведущие к вершинам, на которые хотят взойти участники. По окончании работы участников тренинга составляется картинная галерея. Все участники, проходя вдоль этой галереи, обсуждают изображения, не называя имени автора рисунка

    9.Упражнение “Ха!”

    Участники образуют круг, взявшись за руки. По команде тренера поднимают руки вверх. Затем на счет “три” резко бросают руки вниз и с выдохом произносят “Ха!” (повтор 4 раза).

    10. Рефлексия.

    Что ожидали Вы от мероприятия? Оправдались ли Ваши ожидания?

    Ценна ли полученная информация для Вас? Что особенно значимо?

    Каков Ваш настрой на дальнейшую работу?


    В последнее время многие испытывают тревогу и страх, стресс и напряжение из-за нестабильности мира вокруг: всевозможные экономические потрясения, скачущие курсы валют и накаленная политическая обстановка побуждают нас опасаться за собственное будущее на уровне инстинктов. Естественно, это отражается на самочувствии, душевном и физическом, и каждый день мы находимся во власти негативных эмоций.

    Но, как говорил Карлсон, «спокойствие, только спокойствие». Мы тратим слишком много времени, пытаясь контролировать то, над чем не властны. Так что предлагаем «пакет антикризисных мер»: простые упражнения, которые помогут расслабиться, забыть обо всех невзгодах и ощутить то самое желанное спокойствие.

    1. Прививка против страха

    Начните прямо сейчас с выбора трех самых стрессовых или причиняющих наибольшее беспокойство задач в вашей карьере или личной жизни. В текущей ситуации это может быть страх остаться без работы, без средств к существованию или боязнь не контролировать свою жизнь. Запишите их. Затем выполните мысленную репетицию ситуации, в которой сталкиваетесь с одной из самых стрессовых для вас рабочих или личных проблем. Наблюдайте и ощущайте себя в этих условиях. Помните, что крайне важно, чтобы вы ощущали дискомфорт, страх и неуверенность в себе на протяжении нескольких вдохов и выдохов, чтобы освободиться от фобий, боязни фиаско и вредных привычек.

    Страх, которого вы стараетесь избежать, может превратиться в фобию, - .

    Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.

    Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?

    Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
    а) физические ощущения;
    б) мысли или образы;
    в) внутренний диалог.

    Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не бежит от нее». Ваши мозг и тело отключат реакцию «сражаться или бежать» и обеспечат вам более спокойный, сосредоточенный уровень энергии. Записывайте любые изменения, которые заметите в течение 30 секунд мысленной репетиции. Как изменялось ваше дыхание, сердечный ритм, мышечное напряжение, мысли и чувства?

    Повторяйте описанное выше мысленное упражнение применительно к любой из трех ваших самых стрессовых ситуаций каждый день в течение одной недели. Вскоре вы выявите свои рутинные реакции (в том числе в виде дрожи в коленях) и узнаете, когда они возникают вероятнее всего. По мере того как вы будете вырабатывать уверенность в себе, беритесь за более пугающие ситуации.

    2. Упражнение на концентрацию

    Выполняя это упражнение на концентрацию по несколько раз в день, вы обнаружите, что чувства обеспокоенности и тревоги постепенно станут уходить.

    Сядьте на стул, чтобы ноги касались пола, положите руки на колени или бедра и сделайте 3–12 вдохов-выдохов в три приема следующим образом:

    1) сосредоточьтесь на дыхании и сделайте вдох на счет «раз-два-три»;
    2) задержите дыхание на счете «три», сожмите кулаки и напрягите мышцы ног и притяните пупок к позвоночному столбу;
    3) медленно выполняйте полный выдох на счет «четыре-пять- шесть», ослабляя напряжение мышц по мере того, как будете ощущать поддержку от стула и пола.

    Почувствуйте тепло и домашний уют обыкновенного стула, - .

    Прочитайте следующие инструкции вслух и запишите их на диктофон. Сядьте, включите запись, закройте глаза и сосредоточьтесь на успокоении своей энергии и ослаблении напряжения своих мускулов.

    • Когда вы делаете выдох, ощущайте, как вы соприкасаетесь со стулом и полом, которые представляют собой нечто более сильное, чем ваш разум или ваше эго, сражающиеся в одиночку. Это нечто могло бы быть вашим сильнейшим «я», поддержкой земли, законами Вселенной, более глубокой мудростью интегрированных левого и правого полушарий вашего мозга или, если хотите, Бога или иной высшей силы.
    • Когда вы направляете внимание на свое тело и ощущение соприкосновения со стулом после каждого выдоха, пытайтесь почувствовать, как стул поддерживает вас. Ощущайте теплоту стула ягодицами и спиной. По мере того как вы переключаете внимание на свои чувства в настоящем, вы сообщаете разуму и телу: «Нахождение здесь останется безопасным в течение нескольких следующих минут. Вас не ждет срочная работа, и никуда не надо спешить. Вы можете ослабить свое напряжение. Вы можете избавиться от необходимости работать изо всех сил. Я предпочитаю спокойно сидеть здесь, в данный момент - единственный момент, который существует».
    • Приветствуйте любую мысль или любую часть своего «я», которая пытается цепляться за прошлое или контролировать будущее. Верните эту часть «я» и свой путешествующий во времени разум в настоящее, сказав: «Да, я слышу тебя. Сейчас я здесь с тобой. Тебе не нужно решать проблемы прошлого или будущего в одиночку. Подходи и будь со мной сейчас, в этот момент».
    • Снова заявите о приверженности защите своих тела и жизни и относитесь с сочувствием и пониманием к каждому аспекту своего «я». Будучи наделенными дополнительной властью в роли лидера, направляйте все части своего «я» в этот уникальный момент отдыха от забот о прошлом и будущем. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы можете сделать сейчас для повышения своих шансов на достижение успеха и внутреннего мира.
    • Записывайте все физические и эмоциональные изменения, которые наблюдаете.

    3. Рисунок страха

    Найдите полчаса и набросайте список ваших страхов. Пишите первое, что приходит в голову. Перечислите тридцать страхов. Запишите, о чем вы тревожитесь, что наводит на вас такой ужас, что страшно даже написать эти слова на бумаге. Возьмите карандаш или фломастер и рядом с самыми пугающими чувствами и мыслями сделайте небольшие рисунки. Изобразите каждый сильный страх графически. Например, когда-то Ольга Соломатина, автор книги «Как победить страх», представила свой страх попасть в аварию в метро и нарисовала, как бодро идет с фонарем по шпалам.

    Запишите все, что вас тревожит. Таблица из книги «Как победить страх»

    4. Выражение чувств

    Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница. Выражать все возникающие эмоции вредно для здоровья, невежливо, опасно и глупо, поэтому надо испытать их, а затем принять решение, стоит ли проявлять. Учитывая, какое облегчение это приносит, удивительно, почему многие избегают выражения эмоций не по рациональному выбору, а по привычке или из страха.

    Если у вас есть близкий человек, которому можно доверять, вам будет немного проще. С партнером легко договориться и по очереди выполнять следующее упражнение. Но его можно делать и в одиночку, проговаривая чувства или выплескивая их на бумагу.

    Доверьтесь близкому человеку, - .

    Сядьте поудобнее в спокойном месте, где вам полчаса не будут мешать. Свободно и не стесняясь в выражениях, выскажите, что у вас на сердце. Не волнуйтесь, если получится бессвязно: просто дайте себе выговориться - о событиях дня, занимающей мысли проблеме, воспоминаниях, фантазиях и т. д. Рассказывая, отслеживайте, что чувствует ваше тело. Вам грустно? Вы удручены? Сердитесь? Счастливы? Попытайтесь облечь эти чувства в слова. А может быть, вы чувствуете себя скованным? Озабоченным? Настороженным? Постарайтесь определить, откуда берутся эти ощущения, и оставьте их в прошлом.

    Ваш партнер должен сочувственно и очень внимательно слушать. Он может только делать замечания, которые еще больше вытягивают из вас эмоции. Помощнику нельзя вмешиваться со своими мыслями, просить что-то прояснить, критиковать или менять тему. Это научит вас не сдерживать эмоции, а значит, не запечатывать страх, позволяя ему разрушать себя изнутри.

    5. Страховочная сетка психологической безопасности

    Данное упражнение даст вам физическое ощущение того, как создать для себя страховочную сетку психологической безопасности, которая избавит вас от страха, стресса и поможет работать и жить в спокойном режиме.

    Прочитайте упражнение и представьте (с открытыми или закрытыми глазами) свои чувства в каждой из сцен. Затем отметьте, как реагировали ваши разум и тело.

    Сцена 1. Представьте, что вам нужно пройти по доске шириной 30 см, длиной 100 см и толщиной 2,5 см и вы обладаете всеми способностями, необходимыми для выполнения этой задачи. Вы можете сделать первый шаг без страха и колебаний? Предположим, вы отвечаете утвердительно.

    Сцена 2. Теперь представьте, что вам нужно выполнить то же самое задание и ваши способности остались прежними, но доска находится между двумя зданиями на высоте 30 м. Вы можете пройти по этой доске в подобных условиях? Если нет, то что останавливает вас? Насколько сильный стресс вы испытываете? В какой части тела вы ощущаете напряжение (то есть каковы реакции на сигналы опасности и стресса)? Большинство людей отвечают, что боятся упасть и получить серьезную или даже смертельную травму. Это понятная и нормальная реакция.

    Сцена 3. В то время как вы стоите на краю доски, дрожа от страха и не решаясь начать или закончить движение, ваш начальник, друзья или родственники, прекрасно знающие, что вы способны справиться с этим заданием, начинают обвинять вас в нерешительности и советуют просто сделать то, что требуется. Но вы знаете, что это нелегко. Когда ставка так высока, вы понимаете, что должны выполнить все движения идеально - ведь у вас нет права на ошибку, - иначе вы погибнете или получите серьезное увечье.

    Внезапно все меняется. Вы ощущаете за спиной жар и слышите треск огня. Здание, на которое опирается один край доски, оказалось охвачено огнем! Как теперь вы справитесь со своими сомнениями и сковавшим вас страхом? Насколько важно будет идеально выполнить задание теперь? Вы по-прежнему боитесь падения? Вы говорите себе: «Я работаю лучше всего в условиях прессинга и цейтнота»? Как вы освобождаетесь от страха неудачи и заставляете себя пройти по доске?

    Большинство людей отвечают, что чувство собственного достоинства и перфекционизм больше их не волнуют. Они говорят, что готовы передвигаться по доске хоть на четвереньках, лишь бы только не погибнуть в огне, - .

    Независимо от выбранного способа передвижения по доске отмечайте, как вы освобождаетесь от паралича, вызванного страхом, и получаете мотивацию к совершению любых действий, обеспечивающих ваше выживание.

    Сцена 4. В этой финальной сцене представьте, что вам по-прежнему нужно пройти по доске на высоте 30 м, ваши способности остались прежними, пожара нет, как нет для вас и жестких ограничений по времени, но зато на 1 м ниже доски натянута прочная сетка. Вы можете пройти по доске в этом случае? Если да, то что изменилось для вас? Отметьте, что теперь вы можете совершить ошибку, упасть, почувствовать смятение или не выполнить перемещение идеально. Записывайте слова и чувства, которые возникли у вас после появления предохранительной сетки. Например, вы можете сказать себе: «Я не погибну», или «Если я допущу ошибку, то это не будет концом света», или «Я по-прежнему боюсь высоты, но то, что я знаю о существовании предохранительной сетки, позволяет мне просто думать о выполнении задания, а не беспокоиться о возможном падении».

    Возможно, в это трудно поверить, но создание психологической сетки безопасности действительно устранит многое из того, что вызывает у вас стресс. Используя любые подходящие слова, каждый день направляйте себе сообщение о физической и психологической безопасности, которую обеспечивает вам воображаемая страховочная сетка. Записывайте и тщательно храните свое индивидуальное сообщение, в котором говорится о безопасности, достоинстве и присутствии вашего сильнейшего «я».

    По данным некоторых исследований, буддийские монахи - самые счастливые люди, потому что они ни о чем не тревожатся. Конечно, в повседневной жизни невозможно избежать волнений, но в ваших силах противостоять их негативному влиянию.

    Тренинг для педагогов: «Снятие эмоционального напряжения»

    Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога.

    Задачи:

      познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

      создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

      совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

    Организация тренинга: группа педагогов от 15 до 20 человек .

    Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

    Продолжительность – 90 минут.

    Ведущий тренинга: педагог-психолог Захарова В.А.

    Ход проведения тренинга

    Вступление. Актуальность выбранной темы.

    Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Именно этим мы сегодня будем заниматься.

    Основная часть.

    Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

    1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

    Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

    Или Вы чувствуете усталость?

    Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

    Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

    1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» ( )

    Карточки «Значение цвета» Приложение 1

    Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

    Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

    Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

    Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

    Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

    Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

    Серый – тревожность и негативное состояние.

    Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

    1.3. Упражнение «Знакомство»
    Каждый по кругу продолжает фразу: «Я - та (тот), которая (который)...»

    1.4. Упражнение «Молекула»

    Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

    Я великодушная!

    Да, ты великодушная, а еще красивая!

    Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

    А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

    «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

    1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

    Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.

    1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.

    2. Снятие эмоционального напряжения.

    Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

    Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

    2.1. Аутотренинг и ароматерапия .

    Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

    Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

    Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ ( ).

    Аутотренинг Приложение 2

    Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.

    Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

    Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

    Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

    Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

    Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

    Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

    Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

    3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

    2.2. Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

    Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так : В одном прекрасном городе жила замечательная семья…

    Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

    Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!

    Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

    Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.

    2.3. Тест «Скрытый стресс» ( ) .

    Приложение 3

    Тест «Скрытый стресс»

    Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

    1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

    2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.

    3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

    4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

    5. Если кто-то без причин повышает голос.

    6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

    7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

    8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

    9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.

    Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

    Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

    2.4. Упражнение «Корзина Советов».

    Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы ( ) .

    Приложение 4

    Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»

    1. Регулярно высыпайтесь.

    2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

    3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

    4. Составляйте список дел на сегодня.

    5. Ставьте перед собой только реальные цели.

    6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

    7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

    8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

    10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

    11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

    12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

    13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

    14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

    15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

    16. Помните, что Вы не одиноки.

    17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

    18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

    19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

    20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

    Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

    По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.

    Упражнение «Назови эмоцию». Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

    Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.

    2.5. Снятию стресса помогают как смех , так и слёзы.

    Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

    Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

    Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

    2.6. Биоэнергетическое исцеление.

    За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.

    Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).

    Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.

    2.7. Упражнение «Арттерапия».

    Звучит космическая музыка.

    Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке ( ).

    Упражнение «Арттерапия». Звучит космическая музыка.

    Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.

    Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

    2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

    Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

    Упражнение «Полное дыхание» ( ).

    Приложение 6

    Дыхательная гимнастика

    Упражнение «Полное дыхание»

    Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.

    Задержите дыхание.

    Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.

    Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

    Повторите упражнение несколько раз.

    Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

    Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!

    Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.

    2.9. Голос – драгоценный дар природы.

    Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

    Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

    Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

    Упражнение «Медитация» для управления своим эмоциональным состоянием ( ).

    Приложение 7

    Памятка « Медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием»

    Мне дышится легко, приятно и спокойно.

    Я совершенно спокоен.

    Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой могу сорваться на крик.

    Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

    Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

    Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Спокойно объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

    Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

    Мое дыхание ровное и спокойное.

    Заключительная часть.

    1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня».

    Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова ( ).

    Приложение 8

    «Формула на сегодня» Д. Карнеги.

    1. Именно сегодня!

    Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

    2. Именно сегодня!

    Я позабочусь о своём организме.

    3. Именно сегодня!

    Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

    4. Именно сегодня!

    Я ко всему буду доброжелательно настроен.

    5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

    6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

    2. Обратная связь.

    Самым полезным для меня было…

    Мне понравилось…

    Я хотела бы изменить…

    3. Благодарю всех за работу !

    Пожелание:

    В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

    Литература:

      Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991

      Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

      Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005

      Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

      Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003

      Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

      Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006

      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005

      Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

      Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996