Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Управленческая политика на предприятии. Политическое управление обществом. Олег Федорович Шабров: Политическая наука и теория управления

    Управленческая политика на предприятии. Политическое управление обществом. Олег Федорович Шабров: Политическая наука и теория управления

    Выше (глава 7) было показано, что в понятие “политика” использующие его люди вкладывают разный смысл. По-видимому, это обусловлено отсутствием необходимого понимания политики как деятельности персонала организации стратегического уровня иерархии управления. Для выяснения особенностей деятельности персонала управления макроуровня предлагаем вернуться к определению понятия “политика”.
    Актуальность этого вопроса объясняется, с одной стороны, необходимостью анализа политической практики и ее последствий в государственной, материальной и духовной сферах для формирования гражданского общества и понимания реалий действительности, а, с другой стороны, люди всегда интересовались процессом разработки, и реализации политики, определяющей подчас судьбы сотен миллионов граждан, политическими механизмами управления жизнедеятельностью общества. Одним это необходимо для прогнозирования собственных действий, исключающих попадание в механизмы реализации политики, а другим - для использования в корыстных целях. Современный человек в эпоху глобализации всех сфер жизни, реализуя свои жизненные цели в реальной действительности, должен учитывать стратегические аспекты последствий политики правящих сил.

    Политика государства определяет государственную кадровую политику, а последняя влияет на формирование кадровой политики любой фирмы. Ставя задачу разработки кадровой политики и стратегии, прежде всего, выясним смысл и значение понятия “политика” на примере анализа существующих определений кадровой политики (табл.10.1).
    Анализ определений, которые даны представителями различных управленческих культур, уровней понимания, свидетельствует о том, что термин “кадровая политика” используется в разных значениях. Однако при этом можно сделать вывод, что политика - это системная деятельность, которая представлена процессами достижения целей. Для уточнения значения термина “политика” дополнительно воспользуемся словарями (табл.10.2)
    На основании данных, представленных в табл.10.2, политика - это деятельность, направленная на достижение цели, реализацию определенных принципов, идеологических ценностей, чьих-то интересов. Следовательно, политика в рамках деятельностного подхода - это проектирование, построение системы деятельности персонала и ее реализация в конкретных условиях. В этом плане следует еще раз проанализировать, смысл понятия “деятельность”.
    В системном подходе к разработке политики как деятельности, как было показано выше, необходимо учесть: процесс, структуру, организованность, форму, механизм, конструкцию, материал (см. рис 4.4). Рассмотрим наиболее важные компоненты понятия “политика” как деятельность.
    В процессном подходе политика - это деятельность, представляющая собой последовательность реализации функций органами управления. Системный подход позволяет рассматривать политическую деятельность как целостность, как структуру, имеющую определенные взаимозависимость и взаимоотношения составляющих ее частей между собой и с внешним миром. Ситуационный подход к политике как деятельности предполагает в зависимости от складывающейся обстановки учитывать управляющие параметры политической деятельности как системы, подбирая соответствующий механизм воздействия на них. Программно-целевой подход, как показано выше, позволяет оптимизировать информационные потоки, циркулирующие в каналах системы управления кадрами, и согласовать деятельность всего персонала организации по достижению стратеги-


    Содержание определения

    Литературный
    источник

    Ключевые
    понятия

    1

    2

    3

    Кадровая политика - комплексная система управления человеческими ресурсами, система управления людьми в масштабах государства, региона, отрасли или отдельной организации, ведущее направление деятельности государства, охватывающее разработку организационных принципов работы с людьми, формирование и рациональное использование человеческих ресурсов. Кадровая политика представляет собой рассчитанную на длительный период линию развития человеческих ресурсов. Одно из ведущих направлений деятельности государства, охватывающее разработку организационных принципов работы с людьми, формирование и рациональное использование человеческих ресурсов, обеспечение эффективного развития кадрового потенциала

    Щёкин Г. В. Социальная теория и кадровая политика. - К.: МАУП, 2000. - С. 457; 442; 454

    Комплексная система; линия развития; деятельность

    Кадровая политика - система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы

    Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юристъ, 1998. - С. 104

    Система взглядов, идей

    Политика организации - система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему

    Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М., 1998. - С. 126

    Система правил

    Формирование кадровой политики можно понимать как процесс принятия решений

    Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике. - М., 1997. - С. 50

    Процесс

    Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые обеспечивают достижение цели

    Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Междунар. отношения, 1995. - С. 691

    Общие ориентиры

    1

    2

    3

    Государственная кадровая политика - это выражающая волю народа стратегия формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов страны; это система официально признанных целей, задач, приоритетов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений

    Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. Кадроведение: Курс лекций / Под ред. Е. В. Охотского. - М.: РАГС, 1998. - С. 29

    Политика - зто стратегия

    Политика - это когда две системы пытаются взаимно управлять друг другом, когда обе захватывают друг друга с претензией на управление, и обе не в состоянии это сделать, наступает взаимное понимание, что каждая хочет управлять и каждая не может, они переходят к политической деятельности

    Щедровицкий Г. П. Орг- управленческое мышление: идеология, методология, технология. - М.: Шк. культур. политики, 2000. - Т. 4. - С. 116

    Политика - это взаимосогласованное управление

    Политика - это тип деятельности и ее социокультурной оформленности, связанной с высшим макроуправлением, выработкой идеалов и стратегий движения макросистемы, исходя из интересов типовой макрогруппы или целостности макрогруппы и населения страны

    Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. - М.: Б. И., 2002. - С. 127

    Тип деятельности в интересах правящей элиты и населения страны

    ческой цели. С позиций кибернетики непременным условием функционирования какой-либо системы является наличие материала на ее входе и выходе. В системе управления кадрами таким материалом являются люди, работающие в конкретной организации.
    В деятельностном подходе к политике как деятельности (см. рис 4.4) можно выделить, как минимум, процесс, организованность, структуру, материал, механизм и форму. Следовательно, деятельностный подход к разработке политики во многом объединяет системный, процессный, ситуационный и др.
    Важным компонентом политики как деятельности является структура. В статическом представлении это целевая, организационная, функциональная структура деятельности персонала, структурных компонентов системы стратегического управления им на различных уровнях иерархии управления. В динамическом представлении это структура процесса политической деятельности.

    Определение понятия “политика”


    Содержание определения

    Литературный
    источник

    Ключевые
    понятия

    Политика - это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций

    Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Рус. язык, 1984. - С. 478

    Деятельность органов управления

    Политика - деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего, классами, а также нациями и государствами

    Краткий политический словарь. - М.: Политиздат, 1988. - С.322-323

    Деятельность в сфере отношений

    Политика - это искусство управления государством, наука о задачах и целях государства, о средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2002. - С. 252

    Искусство управления

    Структура представляет деятельность персонала как комплекс взаимосвязанных процессов и материальных образований, т. е. системно- структурно-процессно.
    В соответствии с имеющимися разработками в области теорий деятельности основополагающим является процесс, который обусловливает специфику всей политической деятельности. К нему относится процесс интеллектуальной деятельности, структура которого связана с организованностью деятельности. Исследования в области реинжениринга показывают, что функциональная структура соответствует процессам, организованность - структуре и имеет определенную форму.
    Организационный процесс, лежащий в основе системной политической деятельности персонала, является полиструктурой, состоящей из многих структур на каждом иерархическом уровне организационной системы. Эта деятельность может быть процессом, когда рассматривается объект приложения сил человека и выражает ее в последовательности изменяющихся состояний, развитии. Элементы деятельности изменяются во времени и пространстве по определенным законам, учет которых политиками позволяет “приводить”

    управляемый объект к заданной цели. Управление деятельностью осуществляется через механизм управления, включающий совокупность цели политической деятельности, структуры (целевой, организационной, функциональной и др.), методов принятия и реализации политических решений.
    Таким образом, анализ кадровой политики как деятельности показывает, что отмеченные выше ее характеристики (см. табл. 10.1, 10.2) соответствуют системно-структурному и процессному представлениям о деятельности, характеризуются кооперативностью и полиструктурностью. Политическая деятельность людей - это сер-

    Рис. 10.1. Концептуальная модель разработки кадровой политики

    висная деятельность персонала управления стратегического уровня по приданию базовому процессу деятельности организации (производству товаров и услуг) определенной направленности, приводящей к цели властной элиты общества.
    Следовательно, если в разработке кадровой политики используется деятельностный подход, то необходимо построить кооперативную систему деятельности, где должны быть “увязаны” все ее компоненты, представленные на рис. 10.1.

    Корректировка управленческой политики.

    Заключительный этап комплексного управленческого анализа в торговле проводится по тому же алгоритму, как и для промышленных предприятий:

    Дается нормативная оценка результатов первых двух этапов анализа;

    Выявляются «сопряженные» и «конфликтные» цели управленческой политики;

    На основе «увязки» конфликтных целей производится разработка основных направлений

    оперативной и стратегической управленческой политики компании. При освещении методологии проведения комплексного управленческого анализа в промыш­ленности мы отмечали важность модельного подхода при нормативной оценке результатов изуче­ния отдельных сегментов бизнеса. Напомним, что суть модельного подхода заключается в том, что развитие компании за анализируемый период «укладывается в рамки» одной из типизиро­ванных моделей управления бизнесом, и именно в контексте эффективности данной модели для рассматриваемого предприятия дается нормативная оценка результатов первых двух этапов исследования. Для торговой организации существует несколько типовых сценариев (моделей) развития бизнеса:

    Развитие на основе ускорения оборачиваемости капитала. Здесь главный упор делается на ускорении финансового цикла предприятия, за счет чего относительно небольшие по величине активы компании за рассматриваемый период могут «обернуться» n-е количе­ство раз и обеспечить большой объем продаж (товарооборот). Данная модель относится к разряду экстенсивных, так как прирост прибыли достигается за счет роста товарооборота. Наиболее применима такая модель развития при наличии двух условий - внешнего (бла­гоприятная рыночная конъюнктура) и внутреннего (недостаток собственных средств для увеличения ресурсной базы компании). Также надо отметить, что подобная модель разви­тия имеет свои ограничения, так как последние существуют для чисто технического уско­рения оборота капитала по отдельным стадиям финансового цикла;

    Развитие на основе увеличения «рабочего» капитала. Эта модель также относится к числу экстенсивных. Здесь рост товарооборота достигается за счет повышения величины оборот­ного капитала предприятия. Таким образом, при достаточно небольшом числе оборотов за период каждый финансовый цикл приносит значительную массу валовых и чистых фи­нансовых поступлений;

    Развитие на основе сокращения издержек. Это модель интенсификации бизнеса. При ней рост конечных финансовых результатов (прибыли) определяется повышением рентабель­ности товарооборота и валовой маржи (показатели «прибыль от продаж/товарооборот», «чистая прибыль/товарооборот», «прибыль от продаж/валовая маржа» и др.). Основной упор, как следует из самого названия модели, здесь делается на сокращении расходов и задействовании доходных факторов на каждой стадии финансового цикла (сокращение издержек обращения, оптимизация условно-постоянных расходов, эффективное ценооб­разование на основе анализа «издержки-объем-прибыль» и пр.).

    Есть свои особенности и в структуре источников финансирования, присущих отдельным типизированным моделям развития бизнеса. Так, обычно модели развития, требующие боль­шой величины вовлеченных в оборот ресурсов (это, кстати, может быть характерно не только для модели увеличения «рабочего» капитала, но и для модели сокращения издержек), в боль­шей степени используют краткосрочные заемные средства и поэтому имеют большую степень финансового риска. Хотя, конечно, здесь многое определяет величина первоначального (акци­онерного) капитала предприятия, вкладываемого в дело. Еще многое определяется характером торгового бизнеса; для отдельных видов торговых операций срок оборота капитала объективно является достаточно длительным, и поэтому фактор скорости оборота не может быть в полной мере задействован для роста конечных финансовых результатов.

    В реальности, конечно, управленческая политика конкретного предприятия в той или иной мере сочетает в себе, как правило, черты нескольких типизированных моделей, и поэтому правильно будет говорить о приоритетности того или иного фактора в развитии бизнеса. Для нашего предприятия «подъем» бизнеса начался с III квартала 2009 г., и он был вызван двумя основными факторами:

    Увеличением скорости оборота капитала и, как следствие, достижением относительной экономии условно-постоянных расходов (так называемая «экономия на масштабах»). В силу первоначально высокого уровня операционного рычага (компания находилась в первые два квартала года вблизи «точки безубыточности») ускорение оборота капитала дало мультипликативный эффект на чистую прибыль фирмы;

    Сокращением расходов в части себестоимости закупок (увеличение валовой маржи) и издержек обращения. Так, показатель «валовая маржа/выручка» возрос с 0,071 в I квартале года до 0,075 в IV квартале, а показатель «доход от основной деятельности/выручка увеличился с 0,0157 до 0,0222. При этом вследствие недостатка собственного капитала на этапе образования предприятия весь 2009 г. компания работала преимущественно на привлечении краткосрочных заемных средствчто генерировало повышенную степень финансового риска.

    ВЫВОДЫ

    Генеральной целью финансовой политики в торговой организации, как и на предприятиях промышленности, является поддержание оптимального уровня финансовой устойчивости орга­низации и недопущение ситуации потери платежеспособности компании. В рамках этой обшей постановки вопроса выделяются три основные задачи финансовой политики:

    Поддержание репрезентативных показателей финансовой устойчивости на уровне нормативных значений;

    Недопущение ситуации вторичного финансового дефицита по бюджету движения денежных средств;

    Достижение положительного значения дифференциала финансового рычага (т.е. превы­шения отдачи на используемые активы над стоимостью (процентом) привлекаемых в хозяйственную деятельность заемных средств).

    Вопросы для самоконтроля

    1.Анализ реализации товаров в кредит

    2.Анализ товарооборота с подразделением на продажу фасован­ных и нефасованных товаров

    3.Анализ розничного товарооборота по товарному составу

    4.Основные факторы, влияющие на объем розничного товарообо­рота

    5.Порядок использования способа абсолютных разниц

    Управление - систематическое, целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на управляемый объект с целью его упорядочения, сохранения и развития. Но процесс управления не сводится только к «воздействию» субъекта на объект, а предполагает также и обратную связь или, иными словами, «ответную реакцию» управляемой системы на воздействие управляющего субъекта.

    Таким образом, возникает взаимодействие между субъектом и объектом управления.

    Общество (политическая система), как и любая система, подвержено действию различных регуляторов, в том числе и стихийных. Управление - высшая форма сознательного регулирования процессов функционирования и развития системы.

    Структура управления состоит из следующих основных элементов:

    Субъект управления - индивид, группа, организация, социальный (политический) институт, являющиеся носителями управленческого воздействия на объект.

    Объект управления - социальная (политическая) система (общество, социальная общность, организация, индивид и т. п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия.

    Ресурсы управления - это все то, что может «заставить» управляемый объект выполнять распоряжения (указания, приказы) субъекта. Это может быть: материальное вознаграждение, физическое принуждение, харизма и властные полномочия субъекта управления, моральные и правовые нормы, традиции, идеи, и другое.

    Цель управления - сохранение стабильного функционирования управляемого объекта, дальнейшее его развитие или перевод объекта в новое качественное состояние (реформирование).

    Политика является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления: административные, правовые, экономические, социокультурные и т. д. Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми другими видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов, опирающихся на силу власти. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управление от всех остальных его видов.

    Политическое управление - это одна из форм взаимодействия субъектов в связи с разработкой, принятием и реализацией политических решений. В его основе такие ключевые понятия, как управление, политика, государство, власть. Каждое из них придает политическому управлению свою специфику и пределы компетенции: 1)

    являясь одной из разновидностей управления, политическое управление в решении функциональных задач «использует» многие принципы и методы общей теории управления; 2)

    с позиции государства политическое управление является одним из видов государственного управления наряду с такими видами, как административное, экономическое, социальное и другие; 3)

    с точки зрения политики политическое управление не есть только прерогатива государства, а входит в компетенцию всей политической системы. В этом смысле политическое управление в демократической политической системе значительно шире государственного управления; 4)

    понятие власти в политическом управлении предполагает отношения господства и подчинения, возникающие между субъектом и объектом управления.

    Существует несколько подходов к определению понятия и сущности политического управления.

    Первый подход исходит из того, что в основе политического управления находятся классовые антагонистические противоречия, а сущность самого управления заключается в организованном насилии господствующего класса по отношению к порабощенным классам. Такой подход называется классовым или марксистским.

    Второй подход предполагает лишь субъект-объектные отношения в системе политического управления, когда основной субъект политики (правящая партия, определенные государственные органы) разрабатывает и принимает политические решения, а исполнительно-распорядительные структуры исполняют принятые решения.

    При таком подходе управление имеет политический характер лишь для доминирующих в обществе и госу- дарстве институтов политической власти, а исполнительно-распорядительная деятельность является только средством реализации политической воли.

    Третий подход основывается на том, что в тоталитарных и авторитарных политических системах происходит поглощение политических отношений административными и превращение политического управления в административное, предполагающее монополию государства на власть и управление. В истории России административное управление нередко приобретало форму безальтернативного политического принуждения и прямого физического насилия60.

    Четвертый подход предполагает, что для политического управления наиболее характерными являются субъект-субъект- ные отношения, при этом не исключаются и субъект-объектные отношения. Это особая сфера взаимодействия между субъектами политики и управления по поводу разработки, принятия и реализации политических решений, когда ни одна из позиций не является безусловно доминирующей, когда существует постоянная необходимость диалога и поиска компромиссов, когда управленческие решения направлены на разрешение общественно значимых проблем".

    Каждый из представленных выше подходов к определению понятия и сущности политического управления имеет теоретические обоснования и практические примеры в истории различных стран. Но в наибольшей степени современным представлениям о политическом управлении соответствует четвертый подход, который предполагает как субъект-субъектные, так и субъект-объект- ные политические отношения. Например, в период выборов представителей в законодательные и исполнительные органы власти социальные группы (избиратели) функционируют как субъекты политического управления. От их политической воли (политического выбора) во многом зависит кадровый состав выборных органов власти и проводимая ими политика.

    После избрания выборные институты функционируют как субъекты политического управления, а объектами их управления становятся, в частности, большие и малые социальные группы общества. Но это не исключает участия гражданского общества и отдельных его структур в разработке и принятии политических решений как непосредственно (выборы, референдум, митинги, демонстрации, общественное мнение и другие), так и опосредованно, через своих представителей в государственных органах и институтах гражданского общества.

    Такой подход к политическому управлению является наиболее характерным для демократических стран, в которых имеются правовое государство и развитое гражданское общество. Кроме того, политическое управление предполагает наличие эффективной нормативно-правовой системы («правил игры»), которая не позволяет ни одному субъекту занять доминирующие позиции и навязывать свою волю другим. Ведь политическое управление должно учитывать все многообразие общественных интересов; обладать цивилизованными методами урегулирования возникающих конфликтов и искусством компромиссов и консенсуса.

    Демократическая система политического управления представляет собой непрерывный процесс взаимного учета и согласования общественных интересов на всех стадиях разработки, принятия и реализации управленческих решений. Это такая система политических отношений, в которой субъекты и объекты управления находятся в постоянной взаимозависимости друг от друга, когда прямая и обратная связь как бы уравновешивают друг друга.

    Но если в стране нет развитого гражданского общества и правового государства, то демократический вариант политического управления в принципе невозможен.

    Ряд положений, рассматриваемых в учетных политиках, составленных для целей финансового и налогового видов учета, являются одновременно прерогативой управленческого учета (выбор валюты учета, методов оценки оборотных и внеоборотных активов, порядка их списания, методов начисления и списания резервов). Однако ряд вопросов свойственен лишь управленческому учету, в связи с чем, они должны отражаться только в учетной политике управленческого учета. К ним, в частности, относятся:

    • - перечень и классификация центров ответственности;
    • - формы внутренней отчетности, способствующие управлению затратами, продажами, дебиторской задолженностью и прочим;
    • - выделение контролируемых и неконтролируемых статей отчетности центров ответственности, персонализация документов внутренней отчетности;
    • - установление финансовых и нефинансовых критериев оценки деятельности центров ответственности;
    • - определение статей калькуляции, выбор методов учета затрат и калькулирования для отдельных центров финансовой ответственности;
    • - процедура распределения косвенных затрат между отдельными видами продукции (работ, услуг);
    • - выбор способа группировки и списания расходов на производство;
    • - выбор метода калькулирования;
    • - формирование трансфертного ценообразования и др.

    Управленческий учет обеспечивает руководство компании качественно иной информацией, которая необходима для процессов планирования, учета, контроля и оценки деятельности как по организации в целом, так и по ее структурным подразделениям, центрам ответственности, центрам прибыли.

    В настоящее время в большинстве случаев принимаемые руководством решения носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. Эффективную деятельность хозяйствующего субъекта гарантирует такое управление, которое воздействует на объект путем выбора оптимального из множества возможных решений на основании имеющейся для этого информации.

    Первичная информация о деятельности хозяйствующего субъекта, используемая в системах финансового, налогового и управленческого видов учета, едина. Управленческий учет, кроме того, нуждается в дополнительной специфической информации. Для решения стоящих задач исходные данные должны обрабатываться по трем различным алгоритмам, предусматривающим принципы, правила и способы ведения каждого из указанных видов учета. Регламентировать и, тем самым, систематизировать этот процесс призван такой инструмент, как учетная политика организации.

    Учетная политика управленческого учета - важнейшее связующее звено менеджмента и учета организации. Ее использование позволяет сформировать и преобразовать первичную информацию в вид, максимально отвечающий информационным запросам менеджеров и собственников организации, способствуя тем самым принятию ими адекватных управленческих решений.

    Учетная политика управленческого учета является локальным нормативным актом, обязательным для исполнения всеми сотрудниками предприятия, которые в соответствии с должностными обязанностями имеют отношение к сбору, обработке, передаче и анализу информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    В частности, на начальном этапе анализируются факторы, влияющие на формирование учетной политики управленческого учета. Они условно разделены на внутренние и внешние. В качестве внешних факторов рассматриваются правовые, политические, социальные и ряд других. К внутренним отнесены организационные, кадровые, а также технико-технологические особенности производства.

    Формирование учетной политики управленческого учета представляет собой многоэтапный процесс (Рис.1.2). Каждый из указанных этапов имеет свои особенности.

    Комбинация факторов индивидуальна для каждой организации, так же варьируется значимость и удельный вес каждого из них.

    При формировании учетной политики управленческого учета, имеющей индивидуальные особенности для каждой организации, необходимо исходить из специфики принимаемых в ней управленческих решений.

    Учетная политика для целей управленческого учета должна содержать следующие элементы (табл. 1.1).

    Таблица 1.1. Элементы учетной политики для целей управленческого учета

    Элемент учетной

    политики

    Внутренний документ

    Цель документа

    Организационный раздел УПУУ

    Управленческая структура организации

    Положение об управленческой структуре

    Определение организационной структуры, структурных подразделений. Выработка механизма взаимодействия, координации и контроля деятельности служб и подразделений

    Финансовая структура организации

    Положение о финансовой структуре

    Разработка номенклатуры мест возникновения затрат и центров ответственности по затратам, продажам, прибыли

    Бюджетная структура

    Положение о бюджетировании

    Разработка положений, закрепляющих общие правила бюджетирования, разработка структуры генерального бюджета организации и регламента бюджетирования

    Структура службы управленческого учета

    Положение о службе управленческого учета

    Разработка структуры управленческого учета, должностных инструкций сотрудников отдела, мероприятия по повышению квалификации, графиков выполнения учетно-аналитической работы

    Технический раздел УПУУ

    План счетов и их корреспонденция

    Рабочий план счетов управленческого учета

    Обобщение информации о процессе формирования издержек производства и обращения, стоимости готовой продукции, а также процессах ее реализации. Обеспечение взаимосвязи финансового и управленческого учета

    Внутренний документооборот

    План документооборота

    Разработка перечня документов для управленческого учета, формирование графика документооборота

    Методический раздел УПУУ

    Методы учета затрат и калькулирования себестоимости

    Разработка классификатора по объектам учета затрат, носителям затрат, объектам калькулирования, порядка их применения. Формирование базы распределения косвенных расходов.

    Методы ценообразования

    Положение об УПУУ. Положение о составе затрат в разрезе статей калькуляции

    Обобщение информации о возможностях применения тех или иных методов ценообразования

    Бюджетирование и внутренняя отчетность

    Положение о бюджетировании.Положение о внутренней управленческой отчетности. Положение об управленческом анализе

    Определение состава и структуры бюджетов, формирование реестров управленческих отчетов, порядка их составления и графика их представления. Разработка системы для оценки, контроля, анализа, прогнозирования и планирования деятельности отдельных подразделений и ответственных менеджеров.

    В современной литературе определения понятия «управленческое решение» не всегда полностью раскрывают его содержание. Под «управленческим решением» следует понимать выбор экономически обоснованного варианта, осуществляемый руководителем в рамках своих должностных полномочий, служащий базой для реализации конкретных действий организации для оптимального достижения поставленной цели.

    Управленческие решения отличаются многообразием вариантов, большинство из которых (порядка 80%) принимается с использованием данных управленческого учета. Например, основным поставщиком информации для таких видов решений, как вербальные, неформализованные и др., может стать управленческий учет. Локальные, тактические, традиционные, формализованные и ряд других видов решений, могут базироваться на данных как управленческого, так и финансового и налогового видов учета.

    Одним из важнейших этапов формирования учетной политики управленческого учета является выделение элементов управленческого учета, реализации которых должна способствовать управленческая учетная политика. В современной литературе существуют различные взгляды на набор элементов управленческого учета. В состав элементов системы управленческого учета, предопределяющих построение учетной политики управленческого учета, следует включать: планирование (стратегическое, тактическое, операционное); собственно учет; управленческую отчетность; управленческий контроль и анализ. Практическая реализация перечисленных элементов возможна при соответствующем организационно-техническом обеспечении.

    Как правило, в учетной политике выделяются три аспекта: методический, технический, организационный.

    Методический аспект управленческой учетной политики, в первую очередь, посвящается:

    • - сферам, в которых управленческим учетом применяются подходы, отличные от финансового и налогового видов учета;
    • - способам калькулирования себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), планированию затрат и контролю за использованием средств;
    • - разработке и учету нефинансовых показателей деятельности структурных подразделений.

    В рамках технического аспекта учетной политики управленческого учета возможно рассматривать совокупность средств и приёмов, используемых организацией при ведении управленческого учета.

    Организационный аспект учетной политики управленческого учета должен включать в себя вопросы, связанные с построением службы управленческого учета, ее взаимодействия с другими подразделениями и иные организационные вопросы формирования среды для подготовки информации в целях принятия внутрифирменных управленческих решений и контроля за их выполнением

    Управленческий учет призван следить за затратами производства и доходами организации, выявлять возможные резервы повышения рентабельности производственно-коммерческой и финансовой деятельности. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии. Составлять управленческий отчет целесообразно один раз в месяц. Данные по нему должны быть представлены руководителю организации, его заместителям, менеджерам, экономистам и главному бухгалтеру.

    Основными разделами управленческой учетной политики является учет затрат и доходов:

    • - по их видам - необходимо показать, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства в отчетном периоде и как они были возмещены в процессе реализации товаров, работ, услуг
    • - по их носителям - необходимо определить рентабельность выпускаемой продукции (работ, услуг)

    В отличие от финансового бухгалтерского учета, который ведется в организациях в соответствии с законодательством, управленческий учет служит исключительно для принятия управленческих решений. Преимущества учетной политики для целей управленческого учета следующие:

    • - она написана конкретно «под предприятие»;
    • - система гибкая и при необходимости легко адаптируется к новым процессам, возникающим в рамках осуществления основной деятельности;
    • - она включает в себя как натуральные, так и финансовые показатели;
    • - при должном внедрении системы все принципы учета понятны сотрудникам и руководителям структурных подразделений, а промежуточная отчетность используется ими для более эффективного решения повседневных задач.

    Во-первых, отнесение на конкретный продукт активов и обязательств компании в ряде случаев очень условно. Если базами для распределения запасов между продуктами может выступить производственная потребность или заявка на закупку, то в отношении платежей и кредиторской задолженности столь же очевидной базы распределения не выявлено. Использование же в качестве базы объема производства или объема реализации приводит к неадекватному перераспределению активов компании.

    Во-вторых, факт перераспределения активов и обязательств не стимулирует менеджера, принимающего решения об увеличении объемов деловой активности. Иными словами, чем больше будет объем производства и реализации продукции, тем большая доля активов и обязательств будет распределена на этот сегмент продукции.

    Формирование учетной политики для целей управленческого учета является одним из важных этапов постановки управленческой учетной системы предприятия.

    Тема 16. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ

      Государственная политика и управление как категории политической науки.

      Функции и виды государственного управления.

      Критерии эффективности государственного управления.

    Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и общественные отношения, на проблемы, касающиеся мировоззренческих установок, политической системы, ее жизнеспособности и эффективного функционирования.

    Государственная политика – это совокупность взаимосвязанных действий государства, направленных на достижение отдаленных целей в обществе. Поскольку она регулирует ту область общественных отношений, которая не относится к частной сфере жизни людей, в англоязычном мире ее называют публичной политикой (public policy). Понятие «государственная политика» указывает на содержательное измерение феномена политики, раскрывая процесс принятия решений, и на ее формальное измерение, раскрывающее институциональный аспект осуществления государственной власти законодательными, исполнительными и судебными органами при данном конституционном строе. Таким образом, государственная политика – это ценностно-идеологическое ядро управления. Она олицетворяет стратегический курс общества, определяет средства и методы его реализации, иерархию и пространство действий институтов власти, применение ими легитимной компетенции и норм взаимоотношений.

    Признаками государственной (публичной) политики являются, во-первых, наличие официально признанных общественно значимых целей, во-вторых, использование этих целей для осуществления государством взаимосвязанных действий.

    В соответствии с характером и масштабами участия государства в обслуживании общества можно выделить три типа государств : 1) государство – «ночной сторож», которое занято, прежде всего, поддержанием законности и правопорядка как условий, при которых граждане в состоянии сами позаботиться о собственном благополучии; 2) полицейское государство , регулирующее все сферы жизни граждан с тем, чтобы любая сфера деятельности превращалась в служение государству; 3) государство всеобщего благоденствия (социальное государство), которое стремится перераспределить национальное богатство, чтобы организовать наиболее эффективное регулирование в таких сферах, как занятость, образование, здравоохранение.

    В соответствии с наборами функций, выполняемыми государствами, Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили четыре направления государственной политики: 1) извлечение ресурсов (денег, людей, товаров и услуг) из внутренней и внешней среды; 2) их распределение между различными группами общества; 3) регулирование поведения людей , т.е. использование методов убеждения и принуждения, а также иные способы привлечения людей к извлечению и распределению ресурсов; 4) символические действия, предназначенные для поддержания духа общности – речи, церемонии, памятники и др. Важным критерием эффективности государственной политики служит соответствие ее результатов поставленным целям.

    Управление – это общественное явление. Оно создано людьми в целях сознательного регулирования своей жизнедеятельности и является одной из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей, от состояния которой во многом зависит благосостояние общества. Под управлением понимают процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воз­действия на объект управления с целью изменения его состояния. В социальном управлении задействованы различ­ные социальные силы, сочетается сознательный и спон­танный способы регулирования.

    Признаки управления:

      Управление имеет место там, где осуществляется совместная деятельность людей.

      Управление призвано обеспечить целенаправленность совместной деятельности.

      Управление достигает заданной цели путем организации, то есть объединения, согласования и координации поведения и действий людей.

      Объектом управления является совместная деятельность людей, их поведение и отношения.

      Управление выполняет общие для совместной деятельности людей функции, обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями.

      Управление осуществляется на началах подчинения участников деятельности общей воле.

      Особый механизм реализации управления осуществляется субъектом управления, в роли которого может выступать как группа людей, так и отдельные уполномоченные на это люди.

    Политическое управление – это процесс поста­новки общенациональных задач развития, разработки по­литического курса, принятия решений на общегосударст­венном уровне. В условиях демо­кратии возникает соучастие граждан в процессе управле­ния, проведении политических курсов, разработке и реа­лизации властно-управленческих решений, отборе самих управленцев на основе прямого и (или) опосредованного участия в этом процессе граждан, включая осуществление контроля над деятельностью властных структур. Понятие «политическое управление» используется на­ряду с понятием «политический менеджмент». Политиче­ский менеджмент - это вид управленческих отношений в политике, где субъект (политическая организация, госу­дарственный деятель, группа давления) не может опереться на институционализированные процедуры нормотворче­ства либо административный ресурс.

    В механизме управления центральное место занимает принятие политических решений – сознательный выбор субъектами политики стратегии и тактики политических действий. Эти решения принимаются на центральном уровне (к ним можно отнести законы и постановления парламента, декреты и указы главы государства, программы социально-экономического развития).Процесс принятия и реализации политических решений включает следующие процедуры:

      сбор и системный анализ информации о социальной необходимости решений и наличных ресурсах для достижения общественных целей;

      формирование проблемы и включение ее в повестку дня властных институтов;

      разработка и рассмотрение (обсуждение) альтернативных вариантов решения проблемы;

      окончательный выбор и легитимизация решения;

      выполнение решений и контроль их социальной эффективности.

    Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего бюрократического аппарата. В разработанной М. Вебером классической теории бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, которые являются актуальными и сегодня. Согласно М. Веберу, чиновник должен:

    1) быть отделен от собственности на средства управления, подчиняться только служебному долгу;

    2) действовать в рамках устойчивой служебной иерархии;

    3) иметь четко определенную структуру компетенции и власти;

    4) работать в силу контракта (на основе свободного выбора);

    5) работать в соответствии со специальной квалификацией;

    6) вознаграждаться постоянными денежными окладами;

    7) рассматривать свою службу как единственную или главную профессию;

    8) предвидеть свою карьеру в соответствии со старшинством или заслугами;

    9) руководствоваться принципом безличности, т.е. системой правил, рекомендаций и инструкций, сохранять полнейшую беспристрастность;

    10) подчиняться в своей деятельности единой и систематической дисциплине и контролю.

    Бюрократию, отвечающую перечисленным параметрам, М. Вебер назвал «рациональной», в отличие от «иррациональной» традиционных обществ. Чтобы избежать превращения бюрократии в замкнутую касту, стоящую над обществом и не способную к инновациям, он предлагал осуществлять регулярную ротацию управленцев и обеспечивать контроль над ними со стороны политических институтов.

    Таким образом, управление, как объективная реальность, имеет место во всех странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и представляет собой целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

    Государственное управление воплощается в государст­венной политике, в выработке конкретного политического курса и призвано обеспечивать целостность и жизнеспособность политической системы, ее устойчивость и адаптивность к требованиям внутренней и внешней среды. Это разновидность социального управления, опирающийся на легитимные властные полномочия, механизмы и ресурсы национального государства.

    Государственное управление рассматривается в качестве целенаправленного воздейст­вия государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Эта социальная деятельность осуществляется на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами. Государственное управление можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государ­ственное управление - это осуществление государствен­ной власти через принятие политико-государственных ре­шений и их реализацию . В данном контексте государственное управле­ние выступает как разновидность социального управления. В узком смысле государственное управление - это государственное администрирование, то есть административная, исполнительно-распорядительная дея­тельность государственных органов, которая направлена на регулирование процессов, отношений, связанных с жиз­недеятельностью общества и осуществляющаяся на про­фессиональной основе.

    Субъектами государственного управления могут выступать центральные государственные органы и органы местного управления и самоуправления. Управляемыми объектами в зависимости от уровня социальной общности могут быть человек, коллективы и объединения людей, общество в целом; в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и духовно-идеологические объекты.

    Природу и специфику государственного управления определяет: во-первых, субъект управления – государство; во-вторых , то, что управление представляет собой способ реализации государственной власти, так как законы, решения, нормы и т.д., установленные государственной властью, являются общеобязательными и обеспечиваются авторитетом и силой государства; в-третьих, специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений – в центре внимания лежат решения общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей всего общества; в-четвертых, комплексный характер методов и средств государственного воздействия (применяются не только экономические, социально-психологические, политические методы, но и методы принуждения – административно-распорядительные).

    Среди основных принципов организации государственного управления можно выделить принцип системности, научности (в основе управленческих действий лежат научные подходы и методы), гуманизма, который тесно связан с принципом социальной направленности, демократизма, законности, гласности (граждане должны быть информированы о целях и задачах органов госуправления), разделения властей, объективности (предполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом), оптимальности (направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах).

    Возможности государственного управления определяются:

      волей и силой государственной власти, ибо безвольное и не имеющее стратегической линии государство не способно выполнить свои задачи и функции;

      уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления (формами и методами государственного управления, политической и юридической культурой государственных служащих, их профессионализмом, моральными качествами и т.д.).

      располагаемыми ресурсами (не только природными, материальными, трудовыми, но и политическими, идеологическими).

    Виды государственного управления :

      В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют координационное (характерное для федераций и конфедераций, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью) и субординационное (основано на административном подчинении периферии центру, характерно для унитарных государств) управление.

      По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое (предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия) и функциональное (осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т.д.).

      В зависимости от масштаба временных рамок: стратегическое управление (определят долгосрочную перспективу развития как по всем, так и по отдельным сферам и направлениям. Выделяют стратегии отраслевые – ресурсосберегающие технологии и т.д., функциональные – подавление инфляции, привлечение инвестиций и т.д., общеполитические – стабилизация, перестройка и т.д.); тактическое управление (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей); оперативное управление (направлено на решение текущих задач и возникающих в процессе управления новых проблем).

      По способам учета интересов субъектов управления и использования методов управление может быть административное (означает непосредственное влияние на интересы, управляемые методами директивного принуждения (разрешение, запрет, дисциплинарные санкции и др. и используется через назначение, увольнение, поощрение) и экономическое (означает воздействие на объект через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему, т.е. косвенно через его экономические интересы). Можно выделить и доверительное управление , когда оно носит договорной характер между органами госуправления и предприятием на основе паритета сторон и осуществляется специальными управляющими.

      По уровням: национальный, региональный и местный уровень государственного управления. Каждому из уровней отведена особая, автономная сфера компетенции, каждый подчинен в политическом отношении другим органам.

    Цели государственного управления должны быть реально достижимы, согласованы и взаимодополняемы, понятны управляющим и управляемым, локальные и частные цели всегда подчинены общим, распределены по функциям государственных органов.

    Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами.

    По направленности и месту воздействия выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: экономическая – выработка стратегии и тактики экономического развития страны и реализация этой политики; политическая – обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство, социальная – определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества; нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь; экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды. Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в области решения глобальных проблем современности.

    По своему характеру можно выделить политические и административные функции. Выполнение политических функций означает, что государственные органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Сущность административных функций состоит в обеспечении исполнения законов, правил, норм порядка и т.д.

    Существует также ряд универсальных управленческих функций, которые реализуются на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения. Специфическими , требующими профессиональной управленческой квалификации, являются планирование, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль. Специфические функции находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать от имени государства – это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование вида деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие.

    Характерная черта государственного управления в Республике Беларусь – вовлечение граждан в процесс выработки и принятия решений. Активно используется в стране такая форма прямого участия граждан в принятии политических решений, как референдумы. К новым формам участия граждан в формировании политики государства относятся республиканские и местные собрания. В них подготовке принимают участие граждане, коллективы, институты государства и общественные объединения. Проекты документов собраний публикуются в печати и имеют широкий общественный резонанс, предоставляют возможность внести предложения и высказать замечания по вопросам государственной политики. В1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение граждан определило выбор политического курса молодого суверенного государства. Избранные гражданами представители рассмотрели и утвердили проект программы преодоления кризисных процессов в социально-экономическом развитии страны. Состоявшееся в 2001 г. Второе Всебелорусское народное собрание приняло программу социально-экономического развития на 5 лет, которая явилась стратегическим курсом системных реформ и повышения качества жизни. Политическая стратегия, направленная на укрепление суверенной государственности, эффективную экономику и социально ответственную политику получила поддержку участников третьего Всебелорусского народного собрания 2006 г. и четвертого Всебелорусского народного собрания 2010 г.

    Применительно к системе государственного управления эффективность следует рассматривать как комплексную характеристику потенциальных и реальных ресурсов функционирования системы с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам ее развития. Эффективность управления означает его результативность, достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.). Запаздывание сроков реализации управленческой задачи ведет, подчас, вообще к нецелесообразности ее решения.

    Необходимость оценки эффективности государственного управления обусловлена :

      невозобновимостью потерь, понесенных обществом вследствие необдуманного и слабого управления;

      порождением новых проблем, способных длительное время влиять на снижение уровня управления;

      снижением доверия к управлению, его общественному престижу.

    Исходя из многообразия стоящих перед государством задач, связанных с управлением внутри страны, а также в зависимости от объекта и уровня управления, выделяют различные виды эффективности государственного управления: экономическую, социальную, экологическую, внешнеполитическую, а также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.

    Для достоверного и обоснованного суждения об эффективности государственного управления используются критерии и показатели, отражающие результат управления и полученный эффект. Для характеристики процессов, происходящих в экономике динамично развивающихся стран, главным критерием выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции. В социальной сфере очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. В духовной сфере зреет понимание того, что каждый человек должен развиваться физически, нравственно и эстетически состояться как личность в свободном, демократическом обществе.

    Важнейшими группами показателей являются:

      общий объем и расчеты на душу населения ВВП, ВНП и НД;

      отраслевая структура национальной экономики. Здесь важное значение имеют отрасли, обеспечивающие научно-технических прогресс – машиностроение, химическая промышленность, а также удельный вес топливно-энергетического, агропромышленного, строительного, оборонного и других комплексов;

      производство основных видов продукции на душу населения. Эти показатели позволяют судить о возможностях страны удовлетворять потребность в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики, а также об удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования и т.д.

      уровень жизни населения, который оценивается по таким показателям, как ВВП на душу населения, структура использования ВВП (особенно на конечное потребление – личные потребительские расходы). Для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях и протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность студентов и учащихся на 10 тысяч населения, а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тысяч населения, обеспеченность жильем и др.). В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый как альтернатива ВВП. Он позволяет оценить характер и приоритеты в развитии страны, дать наглядное сравнение ее достижений. ИРЧП – интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.

    Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. Наибольшую значимость при оценке эффективности общественного производства имеют следующие показатели:

      производительность общественного труда (исчисляется как отношение производственного валового внутреннего продукта к численности работников, занятых в отраслях народного хозяйства);

      фондоотдача (характеризует эффективность использования производственных фондов в народном хозяйстве в целом и в его отдельных отраслях, на предприятиях;

      материалоемкость, которая характеризует уровень материальных затрат на единицу ВВП, а на уровне отдельных отраслей и предприятий – эффективность использования предметов труда. Для оценки уровня использования топливно-энергетических ресурсов и затрат металла используют показатели энегроемкости и металлоемкости.

    Всемирная экономия материальных ресурсов является одним из важнейших признаков интенсивного развития экономики. Для Республики Беларусь эта проблема весьма актуальна. Это связано с тем, что большинство отраслей промышленности работает на привезенном сырье, материалах, топливе. Для решения проблемы ресурсосбережения на государственном уровне выработан комплекс мер, направленных на обеспечение и рациональное использование материальных ресурсов, в том числе программы «Энергосбережение», «Ресурсосбережение» и другие.

    Оценка эффективности государственного управления является объективно необходимой. Результаты государственного управления оцениваются всем обществом, его отдельными группами и каждым человеком в отдельности, ибо они наглядно просматриваются через изменения уровня и качества жизни населения, через развития социальной и духовной сферы, через результаты, полученные в сфере экономики, международного сотрудничества, национальной безопасности и т.д.

    Из всех способов оценки следует выделить: отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности; общественное мнение , которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей; средства массовой информации , которые призваны объективно оценивать происходящие в жизнедеятельности общества события и результаты управления; а также обращения граждан , содержание которых формирует представление о жизни людей, их потребностях. Они позволяют обнаружить недостатки, упущения и слабые места в системе государственного управления.

    Совершенствование системы государственного управления и повышения ее эффективности в Республике Беларусь на современном этапе ведется по следующим направлениям:

      оптимизация и повышение устойчивости структуры политических институтов государства посредством укрепления их правовых основ и повышения результативности в области социальной политики;

      улучшение взаимодействия трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудничество и партнерство институтов власти и гражданского общества;

      повышение уровня профессионализма, теоретической, практической компетентности и ответственности кадров государственного аппарата;

      создание механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных социальных и политических технологий;

      претворение в жизнь стратегического курса государства, нацеленного на демократические политические изменения, формирование развитой рыночной инфраструктуры и социально эффективной экономики, интеграцию страны в мировую экономическую систему.