Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • В помощь библиотекарю. Помощь – библиотекарю

    В помощь библиотекарю. Помощь – библиотекарю

    Уважаемые коллеги!

    Наступил 2017 год, завершаются новогодние каникулы, стартует Год экологии в России. Советую вам начать его с оформления постоянно действующей выставки, посвященной главной теме года.

    Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

    Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. На выставку, помимо книг и периодики, рекомендую поместить всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с тематикой и дополняющие её в качестве фона. Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением.

    Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

    1. Выбор темы.

    С темой мы определились, это выставка, посвященная Году экологии в России.

    2. Определение целевого и читательского назначения

    Наша выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выставки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды).

    3. Выбор и отбор документов.

    С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, библиографических указателей выявляем все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, имеющиеся в библиотеке по данной теме. Затем знакомимся с ними и отбираем те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид .

    4. Разработка структуры выставки.

    Определяем количество разделов и форму выставки.

    Например:
    выставка-экспозиция

    Выставка-игра,
    выставка-диалог,
    выставка-рекомендация,
    выставка-совет,
    выставка-чайнворд,
    выставка-словарь,
    выставка-знакомство,
    выставка-презентация

    Выставка-откровение,
    выставка-настроение,
    выставка-поиск,
    выставка-календарь

    5. Определение заголовка, названия разделов.

    После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть.

    Например:

    Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок.

    6. Подборка цитат, иллюстраций, предметов.

    Предлагаю вам цитаты для выставки

    • Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
    • Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
    • Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. В.И. Вернадский
    • Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. В.И. Вернадский
    • Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский)
    • Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен
    • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А.И.Герцен
    • Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой. В.В. Докучаев
    • Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям. С.П. Залыгин
    • Поведение человека в природе – это и зеркало его души. К.Л. Зелинский
    • Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев
    • Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д.С. Лихачев
    • Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В. Ломоносов
    • Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир! И.С. Никитин
    • Не отдельные белые пятнышки — огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа. В.А. Обручев
    • Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин…, улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо… К.Паустовский
    • Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. К. Паустовский.
    • Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К. Паустовский
    • Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения. К. Паустовский
    • Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы. Д.И . Писарев
    • Охрана окружающей среды – это многогранный и сложный процесс, в котором принимает участие каждый человек. М. Пришвин
    • У каждого человека в мире есть свое уникальное место и каждому в нем необходимо определиться. Если найдешь его и станешь на него, то и самому будет хорошо, и людям будет так, будто для того ты и стоишь на этом месте и только для них-то все и делаешь. М. Пришвин
    • Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
    • Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством. В.Г. Распутин
    • Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь? В. Г. Распутин
    • Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. А.Н. Сладков
    • Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. В.А. Сухамлинский
    • Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский
    • Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. К.А. Тимирязев
    • Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Н. Толстой
    • Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А.П. Чехов

    Выставки

    Всем – привет!

    Цитата: Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

    Дж. X. Шира, американский библиотековед

    Предлагаю вашему вниманию информацию о некоторых выставках, которые интересны и необычны (опыт разных библиотек).

    Случается так, что читатели - дети и взрослые, читая книги, зачастую оставляют в них вещи, используемые в качестве закладок. Вот сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми и решили выставить все эти находки на всеобщее обозрение . Необычную экспозицию назвали «Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах» . Книги и найденные вещи размещали рядом в надежде, что так читатели их быстрее узнают. Выставка вызвала настоящий фурор. Она продержалась больше двух месяцев, ежедневно пополняясь новыми находками. Недаром говорят, что всё в книге может стать поводом для выставки, а не только текст.

    Полной неожиданностью для читателей стала выставка «Когда книга умирает» , на которой были представлены ветхие и испорченные читателями издания.

    Вместо цитаты — обращение к детям : «Читатель, задумайся, что ты оставишь своим друзьям и одноклассникам после себя».

    Первый раздел: «Книги, зачитанные до дыр» . Представлены книги разных авторов, которые читало не одно поколение детей. Эти издания были подготовлены для списания, и встреча с читателями была для них последней.

    Второй раздел: «Варвары XXI века» . Раздел включал произведения классиков русской литературы Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других писателей, которые изучаются в школе: в их книгах были вырваны целые главы и параграфы, разрисованы страницы. Дети и взрослые с интересом отнеслись к представленным документам, высказывали своё негативное отношение к варварству. В результате пользователи дарили библиотеке книги из домашних собраний и новые, купленные в магазине. Всего за год дарители передали в фонд отдела абонементов более 200 книг. (Из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми)

    Презентация выставки «Книжные сокровища» была приурочена к Общероссийскому дню библиотек . На выставке представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка ориентирована, прежде всего, на специалистов, но оказалась интересна и читателям. Её целевое назначение: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

    Книжная выставка состояла из следующих разделов:

    «Они были первыми» (книги, положившие начало библиотеке);

    «Раритеты библиотеки» (издания, относящиеся к разряду книжных памятников);

    «Знаменитые люди — библиотеке » (книги, подаренные известными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, с автографами).

    Эффективным способом сплочения семьи , передачи семейных традиций и нравственных ценностей остаётся семейное чтение. На выставке-ностальгии «Хорошие книги живут долго» были представлены экземпляры из семейных библиотек, памятка по созданию домашней библиотеки .

    Разделы выставки:

    «Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей). Каждая из представленных книг имела свою историю и входила в круг чтения нескольких поколений семьи;

    «Поколение next выбирает» (лучшие книги, по мнению детей и подростков — читателей библиотеки);

    «Как собирать домашнюю библиотеку» (книги с практическими рекомендациями, а также — буклет, в котором и родителям, и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек ).

    При оформлении выставки были использованы предметы быта 50-60-х гг. XX в.: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки , выполненные в филейной технике и ришелье; атрибуты современной молодёжной субкультуры : фенечки, браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были расположены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки . Звуковым фоном была запись инструментальной музыки прошлых лет. Интерьер помещения соответствовал стилю 50-х гг. Помещение, где была оформлена выставка, на время презентации превратилось в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Выставку представляли библиотекари отдела с участием известного краеведа-исследователя , который рассказал о семейных библиотеках горожан в дореволюционное время.

    Завершением выставки стала викторина «Закончи афоризм» , в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге:

    2. Дом без книги подобен телу без (души).

    3. Книги — корабли (мысли).

    4. Не красна книга письмом, красна (умом).

    5. Золото добывают из земли, а знания из (книги).

    6. Человек без книги, как птица без (крыльев).

    8. Недочитанная книга — не пройденный до конца (путь).

    10. Коллекция книг — тот же (университет).

    11. Книга — маленькое окошко, через него весь мир (видно).

    12. Книга — лучший (товарищ).

    13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).

    14. Испокон веков книга растит (человека).

    15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам).

    16. Худая грамота — человеку (пагуба).

    17. Кто много читает, тот много (знает).

    18. Книга — твой друг, без неё как без (рук).

    19. Прочёл новую книгу — встретился с (другом).

    20. Дом без книги — день без (солнца).

    21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй).

    22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания).

    23. В книге ищи не буквы, а (смысл).

    24. Книга подобна воде — дорогу пробьёт (везде).

    25. Книга поможет в труде, выручит в (беде).

    26. С книгой жить — век не (тужить).

    27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит).

    На память о встрече всем участникам подарили книжные закладки.

    (Из опыта работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества )

    Давайте поближе познакомимся с такой формой выставки, как выставка-познание и рассмотрим примеры.

    ВЫСТАВКА-ПОЗНАНИЕ

    Познание — это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира. Субъект познавательной деятельности — человек — исследует также человека, то есть самого себя.

    Результаты познания не только остаются в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида познавательных действий : познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое: либо для себя, либо для человечества); познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

    Исходя из определения познания, наверно, любую книжную выставку в библиотеке можно назвать выставкой-познанием. Тем не менее, библиотекари оставляют за собой право на такое определение формы выставки.

    Любимая старшим поколением читателей была представлена на выставке-познании «Летопись событий» .

    ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ

    книжная серия «Жизнь замечательных людей»

    (опыт Псковской областной библиотеки для детей и юношества)

    Книжная серия «Жизнь замечательных людей» — это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры.

    Целевое назначение выставки:

    —пробуждение у юношества познавательного интереса к истории посредством чтения историко-биографической литературы;

    — нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из жизни выдающихся людей;

    — раскрытие фонда библиотеки.

    Разделы выставки:

    История серии «Жизнь замечательных людей»;

    Исторические деятели;
    Учёные;

    Деятели искусства и литературы.

    Цитаты:
    «Когда мы любим, гордимся Отечеством — это значит мы гордимся его великими людьми» (академик Иван Павлов).

    «Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную нужную науку — науку, как жить» (Лев Толстой).

    «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (Александр Пушкин).

    Библиографическое обеспечение выставки:

    — буклет «Библиотека в тысячу книг: серия ЖЗЛ».

    Презентация выставки состоялась с участием студентов факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета. Студенты — участники презентации рассказали, как повлияли на их мировоззрение примеры жизни и творчества выдающихся людей.

    Обзор серии «ЖЗЛ» прошёл прямо у книжной выставки. Читатели узнали об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

    На выставке помимо книг серии «ЖЗЛ» были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

    Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги об исторической личности . Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом, было обыграно несколько предметов:

    Веер — Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 496 с. — (ЖЗЛ).

    Штурвал — Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 288 с. — (ЖЗЛ).

    Головной убор академика — Данин Д.С. Нильс Бор / Д.С. Данин. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. — (ЖЗЛ).

    Глобус — Первопроходцы: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 352 с.— (ЖЗЛ).

    Гусиное перо — Тыркова-Вильяме, А. Жизнь Пушкина / А. Тыркова-Вильяме. — В 2 т. Т. 1: 1799—1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 480с.—(ЖЗЛ).

    Орден, медаль — Полководцы и военачальники Великой Отечественной: сборник / сост. А. Киселёв. — М.: Молодая гвардия, 1985. —368с. — (ЖЗЛ).

    Мольберт — Декарг П. Рембрандт / П. Декарг. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 294 с. — (ЖЗЛ).

    В конце презентации всем предлагалось угоститься яблоком — плодом познания.

    Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника.

    Читатели библиотеки, имеющие хобби, откликаются на предложение библиотекарей продемонстрировать предметы своих увлечений на выставках. Это позволяет украсить пространство библиотеки, создать ощущение комфорта, сделать выставку привлекательной и уникальной. Такие предметы могут стать как самостоятельной экспозицией, так и частью выставки, посвященной народному творчеству.

    Отдел обслуживания юношества оформил выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки» и пригласил начинающих и опытных рукодельниц. Все предметы, представленные на выставке, были выполнены руками библиотекарей (картины, вышитые лентами; мягкие игрушки; скатерти; шляпки; игольницы; вещи, связанные крючком и спицами). О каждом виде рукоделия рассказывалось в экспонируемых изданиях с подробными инструкциями и схемами. На презентации выставки автор мог представить своё изделие и рассказать о технике его выполнения.

    В отделе обслуживания старших школьников была организована тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» , дающая возможность с помощью книг погрузиться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать непознанное. Целевое назначение — предоставить читателям всё многообразие научно-популярной литературы в процессе их подготовки к учебным дисциплинам, развивать познавательный интерес, творческую активность.

    К началу нового учебного года в библиотеке оформлены новые книжные выставки на любой вкус любого читателя.

    Традиционная выставка для будущих выпускников «» предлагает старшеклассникам познакомиться с разными профессиями, учебными заведениями. Если кто-то до сих пор не определился с профессией, то можно познакомиться с разными советами по выбору будущего дела всей своей жизни.

    Выставка «» познакомит читателей с историей государственных символов, славных побед наших народов, отдельными этапами становления государства Российского.

    Привлекает внимание необычная выставка «». На ней представлены цитаты из книг, которые предлагали наши читатели. Рядом с цитатами расположились и сами книги. Каждый желающий может предложить для выставки свою любимую цитату.

    Наш информационно-библиотечный центр не остается в стороне от новых библиотечных направлений. Оформлена выставка «». Это направление призывает владельцев не выбрасывать книги, которые им не нужны, а приносить в общедоступные места для свободного книгообмена. Наши читатели с удовольствие откликаются на это предложение.

    Книжная выставка «» представила книги о путешествиях и путешественниках из серии «Чудеса света», «Узнай мир», современные справочные издания, энциклопедии о чудесах света, атласы мира. Тексты сопровождаются красочными фотографиями. На выставке представлен глобус, который приглашает совершить читателям путешествие с книгой по материкам и странам. Цель выставки: вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор, показать, как прекрасна планета Земля и сколько чудесных и удивительных мест на ней.

    Книжная выставка «» носит краеведческий характер. На выставке представлена литература о Тюменской области и Заводоуковском районе. Также представлены фотоальбомы и карта Тюменской области. Цель выставки: воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, формирование у читателей интереса к истории родного края, пропаганда краеведческого фонда библиотеки.

    Книжная выставка «» посвящена библиотекам. Разделы выставки представили периодические издания, книги, альбомы, мультимедийные издания о книгах и библиотеках. Цель выставки: создание положительного имиджа библиотеки, познакомить читателей с историей и развитием её в век информационных технологий. Также на выставке представлен буклет и предложена викторина о книге и библиотеке. Целый раздел выставки предлагает читателям самые первые книги из фонда информационного библиотечного центра школы.

    Книжная выставка «» предлагает читателям познакомиться с великими представителями стран Англии и Австрии. Тех людей, общим у которых является одно - это великие люди, внесшие несомненный вклад в историю, науку или культуру своей страны. Кто они знаменитости этих стран? На выставке представлены книги из серии «Всё обо всех», «Я познаю мир», справочные и энциклопедические издания. Цель выставки: познакомить читателей с великими представителями Англии и Австрии. Рассказать о том, как эти люди жили, где учились, как стали тем, кем стали - творцами мира. Выставка ретроспективная, в течение года её разделы будут меняться по содержанию и знакомить читателей с великими представителями разных стран.

    Книжная выставка в школьной библиотеке. Вздох, полный сожаления: нам бы места побольше, вот бы развернулись!

    Как хочется «эпохальных» выставок, чтоб весь XVIII век поместился, или выставок-просмотров, чтобы сразу весь малоспрашиваемый раздел фонда развернуть.

    Не будем сокрушаться понапрасну, а попытаемся найти выход.

    Инга Игоревна Бердникова, библиотекарь екатеринбургского горно-геологического лицея, предлагает компактные, часто сменяемые выставки, на одной полке, прибитой к стене. (не путать с внутриполочной выставкой!) А место ей нашлось по дороге в читальный зал. Главное в подобной выставке: во-первых, «попасть в точку» с темой, во-вторых, найти «ударную» книгу,
    в-третьих, найти эффектный, но очень лаконичный элемент оформления, своеобразную метафору выставки, в-четвертых, найти некий притягивающий внимание элемент помимо книг (например, столь любимые девочками тесты, тематические кроссворды или фрагменты коллекций по теме).

    Вот некоторые из выставок. Списки литературы не приводим, у каждого они будут свои. С материалами выставок знакомилась наш читатель и постоянный автор Людмила Воронова . Приводим некоторые ее комментарии.

    «Чудеса вод в комнате»

    По просьбе учеников 3-х и 5-х классов была подготовлена мини-выставка «Чудеса вод в комнате». Наряду с книгами и брошюрами на выставке были представлены предметные аксессуары (морская звезда, кораллы) и набор слайдов аквариумных рыбок, что привлекло внимание даже старшеклассников. Была найдена удачная цитата: «Ничто не может так напомниить нам природу, как аквариум… Любить природу свойственно душе человека» (Н.Ф.Золотницкий).

    Комментарий

    Выставка красивая. Без эклектики, но с эстетикой.

    «Звездный час рептилий»

    Выставка под названием «Звездный час рептилий» была подготовлена по просьбе «фанатов» динозавров. В дополненном варианте выставка использовалась во время урока-игры «Путешествие в затерянный мир», библиотечного урока «Кем была прабабка крокодила, или все о диназаврах». Выставку можно приурочить к игре «В глубь времен с динозавриком» («Читаем, учимся, играем» № 5–1999). Выставка оформлена рисунками ребят или большими «отпечатками следов», вырезанными из картона.

    Комментарий

    Потрясающая идея библиотечного урока! В этом месте поподробней, пожалуйста. А где сценарий? Интересно же!

    «Зимняя сказка» (фото 1)

    Выставка «Зимняя сказка» предназначена для учащихся начальных классов и предлагается их вниманию перед зимними каникулами. Среди книг: «Снежная королева» Андерсена, «Серебряное копытце» Бажова, «Два Мороза», «Двенадцать месяцев» Маршака, «Мороз Иванович» Одоевского, «Зимняя сказка» Топелиуса, «Волшебная зима» Янссон. Если нет отдельных изданий сказок, можно сделать «зимние» закладки (снежинки, сосульки), цветные закладки с изображением северного сияния и заложить ими сказки «зимней» тематики.

    Комментарий

    Выставка маленькая, приятная. С ней легко работать. Легко пополнять.

    «Кое-что о загадочном» (фото 2)

    Многие ребята интересуются всем загадочным и таинственным. Настоящим праздником стала выставка « Кое-что о загадочном» (полтергейст, монстры, привидения). Больше месяца не ослабевал интерес у учащихся лицея со второго по девятый класс (а иногда и более старших) к этим книгам. Сначала книги можно было почитать только в читальном зале (иначе выставка просуществовала бы только одну перемену), затем, когда ажиотаж несколько спал, книги стали выдаваться на дом.

    Комментарий

    Только жареные «утки». А где ученые-то? Хотя бы журналы «Наука и жизнь», «Знание – сила»? Увы, в списке – ни одной качественной научно-популярной книги.

    «Царь-книга» (фото 3)

    Настоящим бестселлером прошлого года в нашем лицее стала «Книга рекордов Гиннесса». Даже учащи-
    еся, бывающие в библиотеке только в начале учебного года – взять учебники и в конце – сдать их, заходили в библиотеку почти на каждой перемене! Некоторые из них заходят и по сей день, как на работу. Эта выставка одной книги называлась «Царь-книга».

    Как вырастить цветы (фото 4)

    В нашей библиотеке очень много зелени: луковичные, фиалки, суккуленты. Учителя и ученики часто приходят за советом по уходу за растениями, с вопросами о названиях, даже происходит обмен цветами. Некоторое время мы выписывали журнал «Цветоводство», накопилось много материалов. Возникла идея подготовить выставку «Как вырастить цветы». Отдельные статьи из журналов были сгруппированы по тематическим папкам. Были использованы также жрналы «Юный натуралист» и «Маруся», где в каждом номере есть статья о цветах. В итоге получилась выставка-консультация. Кроме книг, статей и наборов открыток, читателям были предложены кроссворды из журнала «Маруся», загадки и вопросы викторины о цветах. У книжных выставок есть своя сезонность. Цветочная бывает очень уместна весной. Через год мы непременно организуем еще одну выставку о цветах, приурочив к ней викторину-игру «Неповторимый букет» («Читаем, учимся, играем» № 5–1999). Такую выставку можно подготовить к Дню Земли (22 апреля), к предметным неделям по биологии и природоведению. Можно попробовать предложить ребятам в дни выставки принести из дома цветы для обмена или продажи. Некоторые мальчики из нашей школы увлекаются кактусами. Для выставки были подготовлены тематические папки: «Болезни. Вредители. Полив. Пересадка. Удобрения. Хранение срезанных цветов. Кашпо для цветов»; «Комнатные цветы (цветущие)», «Комнатные цветы (декоративные)»; «Садовые цветы (многолетние)», «Садовые цветы (однолетние)»; «Энциклопедия комнатных растений»

    Комментарий

    Замечательная цитата для выставки: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок (Х.-К.Андерсен)».

    «Рядом с елкой» (фото 5)

    Перед Новым годом ставим выставку «Рядом с елкой» для того, чтобы помочь ребятам празднично украсить комнату, стол, елку, самим изготовить открытки, упаковку для подарков, сувениры и маски. К выставке можно сделать подборку стихов о Новом годе.

    Комментарий

    «Читайте с увлечением
    все эти приключения»

    Выставка «Читайте с увлечением все эти приключения» была подготовлена перед осенними каникулами для учащихся 2–6-х классов. Отбирались книги, в названиях которых фигурирует слово «приключения». Например, «Приключения Электроника», «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Приключения Васи Куролесова», «Приключения Пиноккио», «Необыкновеные приключения Карика и Вали», «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения желтого чемоданчика» и так далее. Можно подготовить аналогичную выставку книг о путешествиях.

    Комментарий

    Идея красивая. Однако очень большой разброс: от 2-го до 6-го класса. Это скорее тематическая полка, нежели выставка.

    Что мы знаем о собаках

    Выставка литературы о собаках проходит с неизменным успехом уже несколько лет, постоянно пополняясь новыми книгами. Ее можно можно приурочить к юбилеям писателей Г.Троепольского, Ю.Дмитриева, Д.Лондона, Э.Сетона-Томпсона, Б.Рябинина, выделив в отдельную группу написанные ими произведения. Прошлогодняя выставка была приурочена к информ-викторине «Что мы знаем о собаках» в 6-х классах («Читаем, учимся, играем», № 5–1999). Помимо книг на выставке можно представить коллекции календариков с породами собак, кроссворды, предметные аксессуары, например медали с выставок собак.