Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Основные управленческие концепции количественного подхода. Количественный подход к управлению. Две среды организации

    Основные управленческие концепции количественного подхода. Количественный подход к управлению. Две среды организации

    Школа «науки управления» сформировалась в 50-е гг. XX в. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени.

    Основной предпосылкой возникновения количественной школы управления, является усложнение самого процесса управления, что было обусловлено бурным научно – техническим прогрессом послевоенных лет.

    Послевоенное производство сначала ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения, на удовлетворение специфических потребностей, которые формировали рынки небольшой емкости. Это послужило толчком к появлению предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий.

    Ключевыми факторами успеха на рынке стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начали активно разрабатывать идеи открытости организаций как систем. Усложнение среды потребовало разработки и применения способов принятия решений в ситуации неопределенности.

    Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления новой научной школы, которая получила название количественной, или управленческой.

    Представители данной школы (Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л. В. Кантарович, Р. Люс, Л. Клейн, В. В. Новожилов и др.) осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.

    Количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования.

    В годы Второй мировой войны, эти разработки оформились в управленческую дисциплину, нацеленную на эффективное распределение ресурсов по системе целей – исследование операций.

    Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

    После окончания Второй мировой войны, многие количественные методы, использовавшиеся при решении чисто военных проблем, стали широко применяться в сфере бизнеса. Основное внимание в вопросах управления с середины 1960-х гг. уделялось проблемам, связанным с применением современных технических средств управления, использованием широко внедряемых ЭВМ и различного рода прикладных программ, экономико-математическим моделированием, разнообразными методами системного анализа.

    Появилось множество работ по данным проблемам, которые и были объединены в количественную школу, или школу науки управления (не путать с научным менеджментом). Основой всех методов и подходов этого направления являются категории математики или других точных наук. Достаточно большое число научных работ было основано на методах исследования операций, поэтому данное направление в менеджменте может носить еще и такое одноименное название.

    Проблемы, рассматриваемые в рамках количественной школы, сразу же стали популярными. В 1970-х гг. на Западе существовало около 100 периодических изданий по вопросам исследования операций. Более 20 высших учебных заведений США регулярно готовили специалистов соответствующего профиля, а на многих крупных фирмах действовали особые группы или отделы по исследованию операций.

    Основным толчком к началу этих исследований послужило осознание необходимости комплексного изучения и поисков единого решения для сложного процесса с ясно выраженной целью (операции), поскольку решения отдельных частей общей задачи оказывались изолированными процессами, между тем как практика требовала, единства всех частных решений.

    В основе количественной школы менеджмента лежит понятие модели.

    Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно.

    Математическая модель – это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

    Основными этапами построения модели являются следующие этапы:

      Уточнение постановки задачи.

      Формулирование законов, связывающих основные параметры объекта.

      Запись в математических выражениях сформулированных закономерностей.

      Исследование модели на основе сопоставления фактических показателей деятельности с расчетными по модели (теоретический и/или экспериментальный анализ).

      Накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев.

      Применение модели для решения задач управления объектом.

      Развитие и совершенствование модели.

    После создания модели переменным задаются количественные значения.

    Наиболее общий, неконкретный подход к рассмотрению управленческого процесса был использован Норбертом Винером при формировании им основ, так называемой «Всеобщей науки управления или кибернетики».

    В основе кибернетики лежит рассмотрение управления как информационного процесса. Поскольку по форме управление действительно является сугубо информационным процессом, такой подход вполне правомерен. Однако он предполагает полное абстрагирование от содержательной стороны управления.

    Исходная посылка кибернетического подхода к управлению сводится к констатации факта наличия двух блоков произвольной природы, между которыми имеет место отношение управления (рисунок 1). Один из блоков называется управляющим (регулятором, субъектом управления), а другой – управляемым (объектом управления).

    Рисунок 1: Система управления в виде контура управления

    Из этих, достаточно бедных предпосылок, однако можно сделать ряд общих выводов:

      Существует некоторая цель, для достижения которой регулятор осуществляет управление. Действительно, если регулятор не имеет причин вмешиваться в функционирование объекта, то не будет и управления. Природа этой цели, ее происхождение в рамках данной модели не рассматривается.

      Существует потенциальная возможность достижения этой цели за счет определенной деятельности объекта (или, по крайней мере, субъект управления считает, что это так). Вмешиваться в функционирование управляемого объекта имеет смысл только, если в результате такого вмешательства можно ожидать, что цель субъекта управления будет достигнута.

      Между регулятором и объектом управления существует связь (УС), которая носит информационный характер и обеспечивает возможность регулятору воздействовать на поведение объекта. Особое внимание здесь следует обратить на информационный характер управляющей связи. Если связь между двумя блоками не является информационной (например – между тягачом и прицепом), то это уже не управление.

      Объект реагирует на управляющие сигналы, поступающие по каналу управляющей связи, т.е. изменяет свое поведение под воздействием поступающей по этому каналу управляющей информации. Если он не реагирует, то управление невозможно.

      Субъект управления располагает моделью, которая позволяет ему прогнозировать поведение объекта в ответ на те, или иные управляющие воздействия, и выбирать такие, которые ведут к достижению целей, стоящих перед субъектом управления.

      Как правило, для обеспечения эффективного управления между объектом и субъектом управления имеется еще одна информационная связь, предназначенная для передачи информации о реальном поведении объекта. Эта обратная связь позволяет компенсировать как неизбежно существующие отличия в поведении объекта от прогноза, полученного с помощью модели, так и возможные отклонения в поведении объекта, связанные с наличием неконтролируемых внешних воздействий и внутренних флюктуаций. Обратная связь выполняет и другую функцию. Она служит основным источником информации для формирования и постоянного уточнения модели, которую использует управляющая система.

    Кратко описанная модель управленческого процесса справедлива, когда речь идет об управлении, независимо от специфики конкретной области. Однако управление организациями качественно отличается от управления в других сферах. Если управление в технических системах предполагает, что цели вносятся в систему управления извне, при ее конструировании или в процессе настройки и т.д., то при управлении организацией цели всегда формируются внутри самой системы управления.

    Это фундаментальное отличие. В технических системах цели управления формируются в задающем блоке за пределами регулятора. В организациях ситуация принципиально иная.

    Цели от организации к организации напрямую не передаются. Внешние силы на формирование целей внутри организации могут лишь более или менее эффективно влиять, но последствия такого воздействия далеко не однозначны.

    Одна из важнейших причин такой неоднозначности кроется в том, что объект управления является здесь организацией, т.е. тоже сам формирует собственные цели и реагирует на управляющие воздействия исходя из оценки соответствия поступающих команд собственным интересам и целям.

    Исходя из этого – главная проблема управления состоит в невозможности передачи целей от начальника к подчиненному. Важнейшим следствием является то, что смыслом управленческого воздействия должны быть действия руководителя, направленные на формирование у подчиненного человека или организации, целей, соответствующих общим целям организации.

    Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций.

    Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов.

    Ключевой характеристикой

    науки управления (количественной школы) является

    замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями

    Современные подходы в менеджменте, их сущность

    1. Количественный подход – 1950 – по настоящее время (школа науки управления или школа количественных методов) – возникла в результате развития точных наук, создавших среду для использования в науке управления достижений компьютеризации, математики, физики и других. С 1980г. использование моделей процесса управления (модель – схематическое отображение будущей реальной ситуации, задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать большое число вариантов решения задачи и выбрать наилучший). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволяет конструировать всё более сложные модели. (Наиболее известные модели: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития).

    2. Процессный подход - 20-е. годы 20-го. века по настоящее время. Основу данного подхода заложил А. Файоль. Управление рассматривается как непрерывный процесс, его основные базовые функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции – в постоянной взаимной связи, между собой объединены процессами принятия решений и передачи информации.

    3. Системный подход - 50-е. годы по настоящее время. Организация – это система, то есть единое целое, состоит из взаимосвязанных подсистем: отделов, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих. Открытая система – взаимодействует с внешней средой. Организация – система со своим входом (цели и задачи); выходом (результаты работы); обратными связями (между персоналом и руководителями, внешними снабженцами и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.); внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.).

    4. Ситуационный подход – 60-е. годы – по настоящее время. Выбор наиболее эффективных методов управления в зависимости от конкретной ситуации. Так как на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов, то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Главным моментом подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Так как существуют множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует лучший единый способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. Следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.

    Вопросы для закрепления:
    1. Изложите содержание количественного подхода?
    2. В чем сущность процессного подхода?
    3. В чем сущность системного подхода?
    4. В чем отличие ситуационного подхода от остальных?

    6. Организация как объект менеджмента: понятие, признаки. Формальные и неформальные организации

    В мире бизнеса действует множество фирм, которые отличаются размерами, разнообразием продукции, способами владения собственностью. Они являются организациями. Организация – основа мира менеджеров, является причиной его существования.

    Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

    Требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
    1. Наличие не менее двух человек, считающих себя данной группой;
    2. Наличие, у этих людей, единой цели;
    3. Эти люди намерено работают вместе, чтобы достичь цели. (Совместный труд).

    Менеджмент связан, в основном, со сложными организациями – имеют не одну, а набор взаимосвязанных целей (в разных областях: качество услуг, кадров, разработка новой продукции).

    Деятельность организации проходит ряд стадий (концепция жизненного цикла) – начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации.

    Все организации характеризуются общими чертами:

    1. Использование ресурсов (основные: человеческие – люди, капитал, информация);

    2. Функционируют в определённой внешней среде и зависимы от неё (экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, действующие законы и т.д.);

    3. Разделение труда – вся работа разделяется на отдельные специализированные задания, образуются подразделения (отделы или службы). Разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда (ГРТ). Классический образец ГРТ – разделение всей деятельности на основные виды: производство, маркетинг, финансы.

    По горизонтали труд разделяется по признакам:
    1. Функциональному (специализация работников по видам деятельности) – ИТР; функциональные специалисты: бухгалтеры, маркетологи; рабочие; служащие.
    2. По товарно-отраслевому (связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций – специализация продавцов на продаже 1-го. какого-либо товара).
    3. Квалификационному (при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации). Старший продавец, продавец, младший продавец.

    Так как работа в организации разделена на части, кто-то должен её координировать, согласовывать. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделён от остального труда, такое разделение называется вертикальным.

    Большие организации имеют громадный объём управленческой работы, которая также разделяется по горизонтали, во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители (начальник отдела маркетинга, финансового и т.д.) и по вертикали.

    Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления: руководители высшего звена (принимают важнейшие решения; разрабатывают цели и стратегию), среднего (согласовывают усилия различных подразделений организации, разрабатывают тактику), низшего – выполняют ежедневные операции и действия.

    3. Технический уровень (руководители низового звена – зав. производством, отделом).



    Жизненный цикл организации - последовательность качественно различающихся стадий развития системы.

    3. зрелость : цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; руководство - демократическое, делегирование полномочий; основная задача - завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, ориентация на высокую квалификацию персонала, оценка и поддержка индивидуальных результатов;
    4. старение организации: цель - сохранение достигнутого; руководство - четкая координация действий; основная задача - стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;
    5. возрождение : цель - оживление по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, научной организации труда и премирование по результатам труда подразделения, отдела, цеха. Эта стадия при неудачном подходе может смениться стадией умирания (исчезновения), при которой снижается спрос на продукцию, убытки возрастают, квалифицированный персонал переходит в другие компании. При невозможности или нежелании руководства прилагать усилия для возрождения главная цель - ликвидация с наименьшими потерями.

    Организация с официально установленными взаимоотношениями является

    формальной (система отношений зафиксирована должностными инструкциями, положениями, приказами).

    Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации называются формальными.

    Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определённых целей – неформальная группа или организация (отношения формируются на основе личных симпатий, общности взглядов, интересов, склонностей).

    Процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации, но надо знать, что внутри неё существуют и неформальные организации, которые влияют в определённой мере на политику формальной. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Менеджер должен научиться управлять неформальными группами.

    Вопросы для закрепления:
    1. Дайте определение организации.
    2. Перечислите три требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией.
    3. Какими общими чертами характеризуется организация?
    4. По каким признакам делится труд по горизонтали?
    5. Дайте определение жизненному циклу.

    Одновременно с системным подходом возник количественный подход в управлении, или исследование операций (с 1950 г. по настоящее время), особое внимание уделяет моделированию процессов управления..

    Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы. Модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно, облегчает понимание сложностей реальности.

    Количественный подход в области управления положил начало новым направлениям науки, связанным с выработкой и принятием управленческих решений, таким, как исследование операций, системный анализ, линейное и целочисленное программирование, динамическое программирование, теория игр и др.

    Среди представителей этой школы можно выделить таких ученых, как У. Черчмен, Р. Акаф, Л. Арноор – исследование операций; Р. Дисинсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг, С. Оптнер – исследование систем; Ч. Бернард, И. Марч – исследование социальных систем. Эта школа основывается на методологии кибернетики (Н. Винер), системного анализа, общей теории систем (Л. Берталанфи, С. Янг), моделировании и математических методах.

    4. Системный подход - 50-е. годы по настоящее время. Организация – это система, то есть единое целое, состоит из взаимосвязанных подсистем: отделов, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих. Открытая система – взаимодействует с внешней средой. Организация – система со своим входом (цели и задачи); выходом (результаты работы); обратными связями (между персоналом и руководителями, внешними снабженцами и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.); внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.). Ее представителями были А. Чандлер, Г. Саймон, Д. Марч, П. Друкер, а в России – В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин

    Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревших предприятие как социальную систему, был американский исследователь Честер Бернард (1887-1961), занимавший в течение двух десятилетий пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компани». Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др., где на основе системного подхода анализировалась деятельность организации и управляющих.

    По мысли Бернарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться в согласованно действующие группы (социальные системы), и дальнейшее сотрудничество людей в их рамках зависит от результатов (достижения цели) и эффективности (минимизации затрат). Всякую такую систему можно разделить на две части:

    · организацию, заключающую только взаимодействие людей;

    · прочие элементы.

    По мысли Бернарда, организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя:

    а) систему функционирования;

    б) систему эффективных стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия;

    г) систему логического принятия решений. Она иерархична (главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти.

    Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность важнейших ее звеньев, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить оптимальное равновесие между противоборствующими силами и событиями, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных.

    Цель неформальной организации, по мнению Бернарда, состоит в распространении неофициальной информации; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации. Таким образом, формальная и неформальная организации воздействуют друг на друга, и неформальная делает формальную более жизнеспособной.

    Существование организации зависит от поддержания равновесия между вкладом в нее людей и удовлетворением ею их потребностей. Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет предоставлена максимальная выгода. Поэтому первая обязанность руководителя, по мнению Бернарда, управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.

    Бернард выделил четыре типа общих стимулов:

    · привлекательность работ;

    · условия труда;

    · возможность ощутить личное участие;

    · возможность общения с другими и получения поддержки.

    Таким образом, он говорит о необходимости тщательного учета прежде всего моральных факторов, считая, что многие неудачи менеджеров связаны именно с его отсутствием.

    Другим представителем системного подхода можно считать крупного современного теоретика в области управления Питера Друкера (род. в 1909 г.). Друкер в определенной степени продолжил линию А.Файоля по созданию целостной концепции управления и определению роли профессионального менеджера в организации. В книге «Практика управления» он отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая ее основой предпринимательства и человеческого общества. По его мнению, редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость, и еще реже какой-нибудь другой институт или новая руководя
    щая группа возникали так быстро, как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия. Не часто в человеческой истории какой-либо другой новый институт появлялся с такими малыми препятствиями, беспокойствами и противоречиями.

    Друкер определяет менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентирует внимание на творческой созидательной стороне деятельности менеджера, как движущей силы всего предприятия.

    К общим функциям менеджеров на предприятии Друкер отнес:

    · организацию и распределение работы, создание необходимой оргструктуры;

    · определение целей и средств их достижения, постановку конкретных задач перед людьми;

    · создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их деятельности, обеспечение побудительных мотивов работы, использование для этого всех имеющихся средств;

    · анализ деятельности организации, нормирование, оценка всех работников;

    · обеспечение подбора и найма персонала.

    Столь высокая оценка роли менеджера не помешала Друкеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем, что по его мнению повышает их ответственность за дела фирмы.

    Едва ли не крупнейшим из всех многочисленных теоретических положений Друкера, сформулированных им в течение своей долгой жизни, была концепция, в соответствии с которой во главу управления ставятся цели организации. Лишь после их выработки, по его мнению, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Это в корне противоречило логике, принятой со времен А.Файоля, в соответствии с которой во главу угла ставились функции и процесс.

    Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В этой модели присутствует шесть основных параметров и шесть взаимосвязанных потоков сырья, заказов, денежных средств, оборудования, рабочей силы, информации.

    Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состоит в том, что под влиянием психологических факторов будущий результат может оказаться прямо противоположным первоначальным наметкам. Это толкает менеджеров на достижение хороших результатов в ближайшем будущем, поскольку постановка краткосрочных целей легче из-за его обозримости. Но управление сложными системами, исходя лишь из краткосрочных целей, неизбежно ведет к тому, что их деятельность в перспективе все более будет ухудшаться.

    В 1980-е гг. одной из наиболее популярных теорий в рамках системного подхода стала концепция «7-S», разработанная Э. Атосом, Р. Паскалем, Т. Питерсом и Р. Уотерменом. «7-S» - это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «S»:

    - «стратегия» - комплексный план достижения миссии и целей организации посредством обеспечения соответствия между организацией и ее средой;

    - «структура» – внутреннее строение организации, определяющее место, права, обязанности и ответственность каждого работника, подразделения в организации; определение соподчиненности между ними;

    - «система управления» - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации (контрольные системы, информационные и мотивационные системы);

    - «персонал» – ключевые группы персонала, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию;

    - «квалификация сотрудников» – отличительные возможности ключевых людей в организации;

    - «организационные ценности» – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

    Изменения в одной переменной через систему связей оказывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу современного менеджмента.

    Всеобщая организационная наука – тектология. В изданных в 1920-е годы научных работах, в том числе в монографии «Всеобщая организационная наука (тектология)», выдающийся русский ученый Александр Александрович Богданов сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества в целом и разработать концепцию триединой организации – вещей, людей и идей. Цель – создание принципов и законов, общих для всех систем: в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей).

    Он высказал идею необходимости системного подхода к изучению организации, дал характеристику соотношения системы и ее элементов. При этом элементы всякой организации проявляются в «активностях» и «сопротивлениях». Их сочетания сводятся к трем типам организации - организованным, дезорганизованным и нейтральным комплексам. (Закон наименьших)

    Идеи ученого легли в основу целого ряда организаци­онных наук, таких как кибернетика, общая теория систем, структурализм и т.д. Богданова можно смело считать пред­шественником Н. Винера - отца кибернетики, Л. Фон Берталанфи (теория систем), Г. Хагена (синергетика) и многих других представителей новых организационных школ.

    Герберт Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к теоретическим обобщениям Тейлора и принципам управления Файоля, он рассматривал поведение «делового человека» (полностью информированного о деятельности организации), которое мотивировано личным интересом.

    Саймон предложил концепцию «административного работника» (теория административного поведения), который преследует собственные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное.

    С точки зрения Саймона, организации могут упростить процесс принятия решения организацией - ограничить цели, на которые направлена деятельность. Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений. Организации поддерживают рациональное принятие решений не только путем разделения обязанностей между участниками, но и путем предоставления им необходимых средств для их выполнения - ресурсов, информации, оборудования. В основе модели организационного принятия решений Саймона лежит концепция познавательных ограничителей индивидуального принятия решений.

    Теория Гласиера.

    Она является реезультатом длительного исследования проекта, начавшегося в 1948г. в Гласиеровской металлической компании в Лондоне. Эта теория выделяет сосуществование четырех подсистем в организации:

    · исполнительная - это структура, состоящая из функций, исполнители которых должны выполнять определенные требования. Процесс разделения труда, департаментализации и передача власти приводят к созданию различных функций, которые должны взаимодействовать для выполнения работы в организации;

    · аппеляционная подсистема - каждый может обжаловать любое решение своего руководителя на следующем уровне управления. Жалоба рассматривается в свете существующей политики, установленного порядка;

    · представительная подсистема – формируется путем избрания представителей, входящих в состав руководящих органов, вместе с руководителями;

    · законодательная - выработка политики для всей организации с участием избранных представителей.

    Законодательная подсистема прини­мает решения о найме, распределении работ во времени, правилах работы и др.

    Каждая из этих подсистем выполняет исключительные функции в рамкахорганизации, и в то же время они частично пересекаются и взаимодействуют друг с другом.

    Рис. 2.2. Подсистемы организации

    Теоретики Гласиер выявили существование двух систем - производственной и социальной. Они полагали, что руководитель должен в равной мере обеспечивать функционирование исполнительной и представительской подсистем.


    Похожая информация.


    Количественный подход

    Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.

    По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель -- это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Точно так же модели, разработанные в исследовании операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.

    После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

    Влияние науки управления, или школ количественного подхода, было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций.

    Процессный подход к управлению

    Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход в противоположность этому рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

    Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других -- это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является обшей суммой всех функций.

    Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, "управление означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать". Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции -- планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

    В качестве основных функций рассматриваются: планирование, организация, мотивация, контроль. В качестве связующих: принятие решений, коммуникации. Руководство (лидерство) выделяется в отдельный в самостоятельный вид деятельности. Оно предполагает возможность влиять на отдельных работников или группы работников, чтобы они работали в направлении достижения целей.

    В ходе развития теории управления взгляды на менеджмент претерпевали различные изменения. Многие школы предлагали свое понимание сущности и основных идей управленческой деятельности. Наиболее общим, можно сказать философским, взглядом на менеджмент является подход или концепция.

    Подход – это главная (концептуальная) идея.

    Концепция – основополагающая теория.

    Современные подходы к менеджменту имеют свои особенности. Они рассматривают управление как многоплановое, комплексное и динамичное явление, зависящее от внутреннего состояния и внешнего окружения организации. Такие подходы нередко называют синтетическими.

    Ключевые положения современных концепций менеджмента состоят в следующем:

    1) Отказ от управленческого рационализма классических школ управления. Принятие того, что успех фирмы зависит не только от внутренних факторов. Еще большее значение имеют гибкость и адекватность динамичным внешним факторам;

    2) Принятие менеджментом социальной ответственности перед обществом в целом и перед людьми, работающими на данном предприятии;

    3) Использование в управлении как теории систем, так и ситуационного взгляда на сложившееся положение.

    В современной теории менеджмента существует четыре основных подхода:процессный, системный, ситуационный и количественный.

    Поскольку понятие «подход» строится на главной идее, его можно определить и как концепцию. Таким образом, в нашем контексте понятие «подход» и «концепция» будут рассматриваться как тождественные. Проанализируем их.

    Процессный подход рассматривает управление как процесс, состоящий из последовательных взаимосвязанных частей, или функций. Отсюда и второе название данного подхода – «функциональная концепция». Этот подход является основным. Он наиболее полно учитывает специфику управленческого труда.

    Процесс менеджмента можно рассматривать как последовательность действий руководства, направленный на достижение целей фирмы. При этом следует учитывать, что он носит циклический, спиралевидный характер. Процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязи между объектом и субъектом управлении и заканчивается только с их исчезновением.

    В классическом варианте управление как процесс считается состоящим из четырех последовательных частей (функций), которые переходят друг в друга (см. схему №3.1).

    Схема № 3.1. Управление как процесс, состоящий из их функций

    Планирование

    Организация

    Стимулирование

    Контроль

    Деятельность менеджера заключается, в основном, как раз в выполнении указанных функций. Сущность и содержание функций мы подробно рассмотрим в следующей главе.

    Системный подход рассматривает управление как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Воздействие в одном месте неизбежно вызывает определенную реакцию во всех элементах системы.

    Системный подход к управлению возник в конце 50-х годов ХХ века. Наиболее известные из первых его разработчиков – американские ученые Ч. Бернард, П. Драккер, Н. Винер, К. Шеннон.

    Системный подход – это не набор каких-либо принципов или правил для менеджеров. Это способ мышления руководителя по отношению к предприятию, к управлению. Он предполагает комплексное решение любых проблем организации.

    Наиболее популярной в системном подходе является теория «7-С». Ее разработали в конце 80-х годов ХХ века Т. Питерс, Р. Уотермен и другие авторы.

    Системы подразделяются на открытые и закрытые.

    Открытая система активно взаимодействует с внешней средой. С одной стороны, она определенным образом зависит от среды. А с другой, открытая система сама в той или иной части воздействует на окружающую среду.

    Закрытая система имеет жесткие границы. Она относительно независима от окружающей среды. Ее деятельность замкнута на внутренних явлениях. Воздействие ее на внешнюю среду либо полностью отсутствует, либо оно незначительно.

    Примером закрытой системы является часовой механизм. Это система, так как механизм состоит из отдельных элементов (деталей), которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. И это закрытая система, так как отсчет времени часы выполняют независимо от того, где они находятся.

    В составные части системы, кроме элементов, могут входить подсистемы. Это происходит в тех случаях, когда общая система слишком сложна. Тогда часть ее элементов может быть связана в группы. Такие группы элементов и образуют подсистемы.

    В теории систем необходимо выделить еще одно важное понятие – переменные. Это понятие понадобиться нам в дальнейшем рассмотрении теории менеджмента.Переменные – это динамичные факторы, влияющее на состояние системы. В приведенном выше примере с часами основной переменной является их пружинный завод либо заряд батарейки.

    Ситуационный подход в менеджменте рассматривает управление как конкретную ситуацию, требующую адекватных действий в рамках сложившихся обстоятельств. Поскольку главным звеном здесь являются действия или дела, соответствующие обстоятельствам, то такой подход еще иногда называют деловым, или «бизнес-концепцией». Сторонники данного подхода видят основную роль менеджера в том, чтобы он правильно действовал в конкретной ситуации.

    Ситуационный подход к менеджменту разработан в конце 60-х годов ХХ века. Он вытекает из системного подхода к управлению. При этом рассматривается не система вообще, а возникшая в ней конкретная ситуация. Последняя предполагает определенный набор обстоятельств, (переменных), существенно влияющих на организацию в данное время.

    Ситуационный подход исходит из того, что результаты одних из тех же управленческих действий в разных обстоятельствах могут быть весьма различны. Поэтому менеджеры обязаны исходить из ситуации, в которой они действуют.

    Реализация ситуационного подхода в менеджменте предполагает конкретный алгоритм действий, состоящий из четырех последовательных видов деятельности:

      Определение специфичности (нетипичности, особенности) ситуации;

      Прогнозирование возможных результатов использования конкретных приемов для данной ситуации;

      Воздействие на главные переменные.

    Количественный подход в менеджменте - это управление на основании учета и анализа значительного количества данных с помощью специальных приемов. Оперированием количественными показателями занимается статистика. Поэтому данный подход еще называют «статистической концепцией».

    В современных условиях для реализации количественного подхода в менеджменте используются специальные компьютерные программы. Они позволяют менеджерам, опираясь на динамику конкретных параметров, выполнять различные управленческие действия. Среди последних: планирование, организация, коррекция, стимулирование, контроль и др. Эти программы выполняют для менеджеров, по сути, консультационную роль, помогают грамотно осуществлять управление.